Министерство просвещения Российской Федерации
Департамент образования мэрии г. Новосибирска
Отдел образования администрации Ленинского района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 191»
630121 г. Новосибирск, ул. Невельского, 53/1 т.341-84-06, 341 – 58 – 97
факс 341 – 84 – 06, s_191@edu54.ru
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
«АКАДЕМИЯ УСПЕХА»
5 «Е» класса
классный руководитель
Карпенко
Елена
Анатольевна
5 класс Ступенька первая
«Созвездие юных дарований»
Цель работы – формирование эстетико-ценностных ориентаций личности; развитие способностей к творчеству; воспитание красотой и через красоту. Формирование детского коллектива.
Возрастные особенности
(10-11 лет) – конец детства, период, непосредственно предшествующий подростковому. В это время дети в основном уравновешены, спокойны, они открыто и доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей, взрослых помощи и поддержки.
Основные задачи развития:
овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
формирование умения учиться в средней школе;
развитие учебной мотивации, формирование интересов;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к собственным успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.
МОДУЛЬ «КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО»
|
|
Работа с классным коллективом;
Социальный паспорт класса
| Социальная категория | количество | Фамилии |
1 |
Дети опекаемые
|
|
|
2 |
Семья без матери
|
|
|
3 |
Семья без отца
|
|
|
4 |
Восстановленные семьи
|
|
|
5 |
Группа риска
|
|
|
6 |
Часто болеющие дети
|
|
|
7 |
Неблагополучные семьи родители не оказывают должного внимания; родители не справляются с воспитанием ребенка родители состоят на учете в правоохранительных органах.
|
|
|
8 |
Малообеспеченные семьи
|
|
|
9 |
Многодетные семьи
|
|
|
10 |
Дети, часто пропускающие занятия
|
|
|
Приоритетные направления воспитательной работы с классом
направление | Цель работы |
интеллектуально-познавательная деятельность «Малая Академия наук» | оказание помощи учащимся в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде. |
спортивно-оздоровительная деятельность «Гармония здоровья» | использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимися их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения. |
духовно-нравственная деятельность «Свеча надежды» | помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила. |
творческо-эстетическая деятельность «Созвучие юных сердец» | гармонизация и развитие творческих способностей человека, приобщение учащихся к эстетическим ценностям. |
гражданско-патриотическая деятельность «Колокола времён» | формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него. |
работа с семьёй «Кладезь семейной мудрости» | максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности. |
Основная деятельность
Направления работы | Наименование деятельности | Формы деятельности |
«Малая Академия наук» | 1. «Что такое пятый класс». 2. «Правила ведения дневника» 3. «Неделя пятёрок» 4. «Как я выполняю домашнее задание» 5. «Это интересно знать» 6. «Корзина знаний» | Классный час Беседа Акция Встреча
Викторина Игра
|
«Гармония здоровья» | 1. «Здоровое питание» 2. Малые Олимпийские игры 3. «Папа, мама, я – спортивная семья»
| Беседа с обсуждением Спортивные состязания Спортивная игра |
«Свеча надежды» | 1. «День знаний» 2. «Что в имени тебе моём» 3. «Дверь в детство» 4. «Перед старостью склоним колени»
| Классный час Презентация Игра-путешествие Акция милосердия |
«Созвучие юных сердец» | 1. «Ярмарка ДО» 2. «Мир моих увлечений» 3. «День рождения класса. Наши традиции» 4. «Посвящение в пятиклассники» 5. «Новогодний карнавал» 6. Неделя мальчишек 7. Неделя девчонок 8. «Мы вместе». Празднование 23 февраля и 8 марта. 9. «Неделя радуги» 10. «Театральный капустник» 11. «Созвездие юных дарований»
|
Интерактивная игра Праздничный вечер-знакомство
Ключевое дело Театрализованный праздник Праздничная акция Праздничная акция Творческий вечер
Акция Конкурс Выпускной вечер |
«Колокола времён» | 1. «Права и обязанности ученика» 2. «Семейные традиции» 3. «Богатыри земли русской» 4. «Священный праздник – День Победы» 5. «Мой родной город» 6. «Я – патриот»
| Игровая мастерская Классный час Театрализованный классный час Встречи
Заочная экскурсия Классный час |
«Кладезь семейной мудрости» | 1. «Трудности адаптации 5-ов к школе» 2. «Стили семейного воспитания» 3. «Значение домашнего задания в учебной деятельности» 4. «Здоровье ребёнка» 5. День открытых дверей 6. «Вот и стали мы на год взрослей»
| Родительское собрание
Посещение уроков Родительское собрание.
Награждение |
Циклограмма работы на месяц
Период | Ключевые дела, Акции Классные часы | Беседы | ПДД |
СЕНТЯБРЬ | |||
1 неделя | Классный час «Дню знаний» | Беседа о правилах поведения в школе, в столовой, о внешнем виде, о дежурстве в классе, о ведении документации. |
|
2 неделя | Интерактивная игра «Мир моих увлечений»
Ключевое дело «Ярмарка ДО» |
| ПДД «Безопасный путь в школу и из школы»
|
3 неделя | Игровая мастерская «Права и обязанности ученика» «Учимся правильно жить и дружить» | Беседа «Здоровое питание», «Режим дня школьника среднего звена» |
|
4 неделя | Праздничный вечер-знакомство «День рождения класса. Наши традиции» | «Я дома один» (правила безопасного поведения дома) |
|
в течении месяца | 1. Анкетирование. Составление социального паспорта класса. | Беседа «Медиа – безопасность в образовательном учреждении» |
|
2.Анкетирование «Мой любимый предмет» |
|
| |
3. Выборы актива класса, распределение обязанностей. | Просмотр видеофильма «Экстремизм и терроризм» |
| |
Подготовка ко «Дню учителя». |
|
| |
«У тебя сегодня ДР» Поздравления, сюрпризы, творческие подарки ко дню рождения |
|
| |
ОКТЯБРЬ | |||
1 неделя | Участие в подготовке празднования «Дня учителя» | Беседа о форме, посещаемости и успеваемости. «Как я выполняю домашнее задание» |
|
2 неделя | Кл.час «Ответственность. Самооценка и самоконтроль. Как их в себе развить?»
Ключевое дело «Посвящение в пятиклассники» |
| ПДД. Компьютерная игра «Светофор – ребятам друг» |
3 неделя | Игра-путешествие «Дверь в детство» | Беседа о правилах личной гигиены. |
|
4 неделя | Интеллектуальная игра «Путешествие по планетам знаний». –итоговый классный час 1 четверти
Генеральная уборка классной комнаты. | Беседа «Правила безопасного поведения во время каникул» | ПДД «Свет зелёный нам мигает — в путь дорогу приглашает» |
в течении месяца | Оформление плаката, посвященного Дню Учителя | .«Уважая себя, уважайте других»(беседа-диспут) |
|
Участие в проведении акции «Милосердие» в рамках празднования «Дня пожилого человека»: «Перед старостью склоним колени» | «Если рядом плачет кто-то…» Беседа. |
| |
«Когда «можно» и «нельзя» (ситуации поведения) |
|
| |
Дежурство в классе. |
|
| |
«У тебя сегодня ДР» Поздравления, сюрпризы, творческие подарки ко дню рождения |
|
| |
НОЯБРЬ | |||
каникулы | Спортивные состязания Малые Олимпийские игры |
|
|
2 неделя | Заочная экскурсия «Мой родной город» | Беседа. «Не шути с огнём!» (правила пользования э/приборами) | ПДД «Особенности движения по мокрой и скользкой дороге». |
3 неделя | Кл.час «Толерантность и мы» | Беседы: «Что такое толерантность»? |
|
4 неделя | Концерт ко Дню матери «От улыбок маминых светло…» |
|
|
в течении месяца | Акция «Неделя пятёрок» |
|
|
Мир добрых дел. «Моя помощь родным» |
|
| |
«У тебя сегодня ДР» Поздравления, сюрпризы, творческие подарки ко дню рождения |
|
| |
ДЕКАБРЬ | |||
1 неделя | Ролевая игра: «Учимся дружить: Конфликт и способы его разрешения.» | Беседа с обсуждением «Заботимся о здоровье. Полезны ли полезные привычки» |
|
2 неделя | Классный час «Значение домашнего задания в учебной деятельности» |
| ПДД «Дорожная академия» |
3 неделя | Урок-игра «Турнир смекалистых: Это интересно знать» | Беседа -диалог «Хорошие манеры» |
|
4 неделя | Новогодний утренник «Новый год пришёл к нам снова!» |
|
|
в течении месяца | Фабрика Деда Мороза. |
|
|
Оформление плаката, посвященного новому году |
|
| |
Декада SOS. «Птичья столовая» |
|
| |
«У тебя сегодня ДР» Поздравления, сюрпризы, творческие подарки ко дню рождения |
|
| |
ЯНВАРЬ | |||
2 неделя | Наша страна Россия. Виртуальная экскурсия «Семь чудес России» | Круговая беседа «Я чувствую себя счастливым, когда…» |
|
3 неделя | Презентация «Что в имени тебе моём» |
| ПДД «Компьютерная игра – викторина «Дорожные знаки» |
4 неделя | Классный час «Я – патриот» | Беседа-диспут. «Что сильнее кулак или слово?» | ПДД игра «Автомобиль. Дорога. Пешеход» |
в течении месяца | «У тебя сегодня ДР» Поздравления, сюрпризы, творческие подарки ко дню рождения |
|
|
ФЕВРАЛЬ | |||
1 неделя | Диагностика уровня развития нравственных качеств обучающихся. Часы откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком?» |
| ПДД Практическое занятие “Безопасные места для детей”
|
2 неделя | Часы откровенного разговора «Что такое хорошо и что такое плохо?» | Беседа «Качества, составляющие культуру поведения». |
|
3 неделя | Классный час - диспут «Дорога закалки» |
| ПДД «Клуб внимательных пешеходов»: Где подстерегает опасность. Разбор ситуаций. |
4 неделя | Праздник для мальчиков «Друг за друга стой, выиграешь бой». | Беседа «Славит человека труд» (о роли умственного труда). |
|
в течении месяца | Праздничная акция «Неделя мальчишек» |
|
|
Изготовление подарков. |
|
| |
Оформление плаката, посвященного Дню Защитника Отечества |
|
| |
«У тебя сегодня ДР» Поздравления, сюрпризы, творческие подарки ко дню рождения |
|
| |
МАРТ | |||
1 неделя | «Мы вместе». Празднование 23 февраля и 8 марта. | Беседа «Культура умственного труда в школе и дома».
|
|
2 неделя | Интеллектуальная игра «По дороге знаний или учение с увлечением» |
| ПДД «Поговорим о безопасности». |
3 неделя | Час общения «От самоунижения к самоутверждению» | Беседа «Не стесняйтесь доброты своей»
|
|
4 неделя | Праздник «Нашим мамам наш привет». Генеральная уборка классной комнаты. |
|
|
в течении месяца | Праздничная акция «Неделя девчонок» |
|
|
Изготовление подарков. |
|
| |
«Книжкина неделя» Благотворительная акция |
|
| |
«У тебя сегодня ДР» Поздравления, сюрпризы, творческие подарки ко дню рождения |
|
| |
АПРЕЛЬ | |||
1 неделя | Круговая беседа – представление «Я и мои таланты». |
|
|
2 неделя | День Космонавтики. Классный час -беседа «И он сказал: «Поехали!»» | Устный журнал «1000 советов мудрости» (главные законы нравственности: дружба, доброта, понимание, вежливость) | ПДД – Игра “Светофор здоровья” |
3 неделя | Классный час: «Семейные традиции» Чем я богат. Ценности материальные и духовные |
|
|
4 неделя | Конкурс «Театральный капустник» |
| ПДД Игра «Угадай знак» |
в течении месяца | Акция «Месячник здоровья» |
|
|
Всемирный день здоровья. Участие в спортивных мероприятиях. |
|
| |
«22 апреля – День Земли» субботник |
|
| |
«У тебя сегодня ДР» Поздравления, сюрпризы, творческие подарки ко дню рождения |
|
| |
МАЙ | |||
1 неделя | «Урок мужества «Звучи памяти набат!». | Беседа: «Азбуку поведения повторим без сожаления!» |
|
2 неделя | «Священный праздник – День Победы» Слава солдатская — сила богатырская |
| ПДД «Путешествие в Страну Дорожных Знаков» |
3 неделя | Выпускной вечер «Созвездие юных дарований» |
|
|
4 неделя | «Вот и стали мы на год взрослей» Итоги учебного года | «Безопасность на воде» «Как закаляться? Закаливание летом» «Гигиена летом и её значение»
|
|
в течении месяца | День открытых дверей |
|
|
Анкета «Как я мечтаю отдохнуть» |
|
| |
Неделя вахты памяти. |
|
| |
«У тебя сегодня ДР» Поздравления, сюрпризы, творческие подарки ко дню рождения |
|
| |
ИЮНЬ | |||
В течение месяца | Туристско-спортивная игра «Турслёт» Однодневный поход – экскурсия с родителями в лесополосу и к водоему. |
|
|
«Быстрее, выше, сильнее!» спортивные соревнования. |
|
| |
«Мы дружно 5-й класс прошли и в 6-й перешли!» |
|
| |
«У тебя сегодня ДР» Поздравления, сюрпризы, творческие подарки ко дню рождения |
|
|
График работы классного руководителя
День недели | Время | Вид работы |
Понедельник | 08.00-14.20 | Проверка посещаемости, проверка внешнего вида, организация дежурства по классу, |
Вторник | 08.00-14.20 | Проверка посещаемости, проверка внешнего вида, организация дежурства по классу, работа с активом класса. |
Среда | 08.00-14.20 | Проверка посещаемости, проверка внешнего вида, организация дежурства по классу, работа с активом класса. |
Четверг | 08.00-14.20 | Проверка посещаемости, проверка внешнего вида, организация дежурства по классу, индивидуальные беседы с детьми, работа с журналом, классный час. |
Пятница | 08.00-14.20 | Проверка посещаемости, проверка внешнего вида, организация дежурства по классу, работа с активом класса. |
Суббота | 08.00-14.20 | Проверка посещаемости, проверка внешнего вида, организация дежурства по классу, работа с активом класса, работа с дневниками, работа с журналом. |
индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса;
Список учащихся состоящих на учете в КДН и ЗП, ОВД ОДН,
внутришкольном учете.
(заполняется, если учащиеся класса состоят на каком- либо виде учета)
№ п/п | Ф.И.О. учащихся | Дата рождения | Проделанная работа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Индивидуальные беседы с учащимися
Ф.И. учащегося | Дата беседы | Содержание беседы |
|
| Правила поведения в школе |
|
| Поведение, отношения с одноклассниками, приход домой после уроков. |
|
| Поведение, пропуски уроков. Писать на стульях и партах нельзя. |
|
| О питании в школьной столовой. |
|
| О школьной форме; О питании в школьной столовой. |
|
|
|
работу с родителями учащихся или их законными представителями
Индивидуальные беседы с родителями
ФИО родителя | Дата беседы | Содержание беседы | Подпись родителя |
|
| Поведение дочери, отношения в классе, уважение к старшим, контроль со стороны родителей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Посещение семей на дому
ФИО учащегося | Дата беседы | Цель посещения | Подпись родителя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МОДУЛЬ «ШКОЛЬНЫЙ УРОК»
|
|
Годовой цикл взаимодействия
классного руководителя и учителей – предметников
Месяцы | Совещания классного руководителя с учителями – предметни-ками | Групповые встречи классного руководителя с родителями и учителями- предметни-ками | Индивидуальные беседы с учителями – предметни-ками | Приглашение учителей – предметников на родительские собрания | Посещение классным руководителем уроков |
Сентябрь |
|
|
|
|
|
Октябрь |
|
|
|
|
|
Ноябрь |
|
|
|
|
|
Декабрь |
|
|
|
|
|
Январь |
|
|
|
|
|
Февраль |
|
|
|
|
|
Март |
|
|
|
|
|
Апрель |
|
|
|
|
|
Май |
|
|
|
|
|
Июнь |
|
|
|
|
|
МОДУЛЬ «КУРСЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
|
|
Учёт занятий учащихся в творческих объединениях, секциях, факультативах
№ п/п | ФИО ученика | Факультативы, секции, творческие объединения, курсы по выбору в школе | Внешкольные формы дополнительного образования |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МОДУЛЬ «РОДИТЕЛЬСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ» | Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство. В. А. Сухомлинский
|
|
Цель родительского самоуправления – активное участие в управлении школой и своей ассоциацией, оказание помощи школе в достижении высокого качества воспитания и обучения детей.
Высшим органом самоуправления родителей является родительское собрание, созываемое по необходимости, но не реже двух раз в год.
Высшим органом самоуправления родителей в период между родительскими собраниями является школьный родительский комитет, избранный собранием сроком на 2 года.
Школьный родительский комитет:
готовит и проводит родительские собрания и другие мероприятия родителей;
организует выполнение решений, принятых школьным родительским собранием;
изучает общественное мнение и потребности родителей;
планирует свою работу и организует выполнение намеченных планов;
создает родительский финансовый фонд и принимает решения об его использовании в интересах совершенствования деятельности школы, оздоровления, обучения и воспитания учащихся;
формирует постоянные и временные комиссии (или иные рабочие органы) по отдельным направлениям деятельности.
Свои заседания родительский комитет класса проводит по мере необходимости, но не реже одного раза в учебную четверть. Родительский комитет класса организует свою работу в тесном взаимодействии с классным руководителем и классным ученическим советом.
Четко организованная работа родительского комитета способствует повышению заинтересованности родителей жизнедеятельностью класса.
| Родители делятся на три группы: Творческий сектор (оказание помощи в разработке плана воспитательной работы, в разработке сценариев, помощь в подготовке праздников, проектов, выпуске стенгазет). Организаторский сектор (помощь в организации мероприятий, транспортные функции, организация трудового десанта). Финансовый сектор (покупка канцтоваров, рабочих тетрадей, необходимых предметов для проведения праздников, мероприятий). |
Работа с родителями
Только вместе с родителями, общими усилиями,
учителя могут дать детям большое человеческое счастье
В.А.Сухомлинский
Главная цель в работе с родителями – создание воспитывающей среды для обеспечения взаимопонимания однонаправленных стремлений семьи и классного руководителя в развитии творческого потенциала ребенка, воспитание глубинного понимания содружества, сотворчества семьи и школы, для воспитания семьи и личности, человека.
Задачи:
Организовать психолого – педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций психолога, индивидуальных консультаций и бесед;
Привлекать родителей к воспитательной работе в классе; привлекать родительский комитет к решению классных и школьных проблем;
Организовывать встречи родителей и учителей – предметников;
Проводить профилактическую работу с проблемными семьями;
Создавать благоприятную атмосферу общения.
Работа с родителями будет строиться на следующих принципах: Доброжелательность и дипломатичность в общении Позиция сотрудничества в общении Уважение их личности, как матери и отца, обращение к их жизненному опыту Обращение к их чувству родительской любви и уважение ее | Методы работы: Информирование Обмен опытом Совместная деятельность Исследования, анкетирование Взаимопосещение занятий родителей с учащимися Выборочное посещение семей Сочинения, рассказы, выставки Анализ рисунков |
Формы работы с родителями
Коллективные | Групповые | Индивидуальные |
Родительские собрания «Круглый стол» Лекторий, встречи, диспуты
| Работа с родительским комитетом Психолого – педагогические тренинги | Беседа Консультации Поручения |
Итак, основная моя забота как классного руководителя – сделать так, чтобы семья положительно влияла на ученика. Одним из путей достижения этого является сплочение родителей в единый коллектив. Деятельность такого коллектива будет направлена на воспитание у учащихся чувства коллективизма, долга, ответственности, уважительного отношения к традициям семьи, культуре страны, на повышение уровня учебной и творческой деятельности.
Функции классного руководителя в системе взаимодействия с семьей я вижу такими:
Регулярное проведение тематических родительских собраний;
Проведение индивидуальных и групповых консультаций;
Выявление проблем взаимоотношений, общения родителей с детьми; оказание родителям помощи, поддержки;
Давать возможность каждому родителю излагать свою позицию по разным вопросам жизни класса;
Привлечение родителей к сотрудничеству;
Поощрение родителей учащихся, активно участвовавших в жизни класса и школы.
Внеклассная работа с семьей
Акции – конкурсы: «Сын, отец, Отечество», «Ветеран, живущий рядом», «Традиции моей семьи», «Семейные реликвии»;
Сочинения, рисунки: «Письмо семье», «Моя мама», «Мой папа», «Книга чувств»
Семейные праздники
Спортивные праздники
Выезды в театры, кинотеатры
Экскурсии, походы
Все эти мероприятия помогут мне лучше узнать семью, родителям – найти правильный подход к своему ребенку в воспитании, не потерять доверие, повысить оценку в глазах детей; детям – получить пример, правильное ориентирование, быть ближе к родителям.
5 класс
№ п/п | Четверть | Формы работы
| Тематика
|
1 | I | Анкетирование | «Степень удовлетворенности ученика классом, школой» |
2 | I | Родительское собрание | «Процесс адаптации у пятиклассников к новым условиям обучения» |
3 | II | Родительское собрание | «Воспитание самооценки у детей (результаты психолого – педагогической диагностики)» |
4 | II | ИТК | «Проблема общения в семье» |
5 | III | Анкетирование | «Какие мы родители?» |
6 | III | Родительское собрание | «Семейное общение» |
7 | III | Диагностика | «Письмо семье» |
8 | III | Родительское собрание | «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка» |
9 | III | Круглый стол | «Творчество в жизни ребенка» |
10 | IV | Анкетирование | «Я и моя школа» |
Классный родительский комитет
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | ||
|
|
|
| ||
МОДУЛЬ «ДЕТСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ» | Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, т.е. существом со свободной волей Г.Гегель
|
|
Согласно Конвенции ООН о правах ребенка и Конституции РФ, дети имеют право на создание своих органов самоуправления, организаций и объединений. Детское самоуправление – реальная разновидность социальных движений современности, это начальная ступень демократии, воспитания гражданственности, формирования творческого потенциала общества.
Детское самоуправление выступает как форма реализации прав и интересов ребенка, принципов добровольности, самодеятельности, самостоятельности. Главная функция детских организаций и объединений в том, чтобы оказать своим членам помощь в социальной адаптации к новым социально-экономическим условиям, чтобы дети участвовали в национально-культурном возрождении, в организации свободного времени и досуга, в сохранении и развитии духовных ценностей.
Действующее в классе самоуправление говорит о сложившемся коллективе. Нет коллектива – нет самоуправления. А значит, самоуправление – это не цель, а средство воспитания. Это высшая форма управления детским коллективом. В самоуправлении главное деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива.
Модель самоуправления, выстроенная на основе идей «педагогики успеха», позволяет проектировать работу школы по созданию условий для гармонического развития достойной личности, удовлетворения ее потребностей в самореализации и уважении, по формированию ориентации на успех и достижение. Успех – это наиболее полное достижение поставленной цели, а достижение в свою очередь – это опредмеченный результат.
Формула успеха. Иначе говоря, деятельность, направленная на успех.
Выстраивая и развивая ученическое самоуправление в классе, мы опираемся
на следующие принципы:
педагогическое руководство;
предметность деятельности, то есть органы самоуправления формируются для организации деятельности в коллективе и для коллектива;
единое планирование, то есть создание единого плана воспитывающей деятельности, исполнителями которого являются сами органы самоуправления. Этот план является основным механизмом включения в организацию внутриклассной и внутришкольной жизни всех участников педагогического процесса;
выборность и составленность органов самоуправления, то есть в одни органы его члены будут избираться, в другие будут входить согласно Положению о структуре и функциях органов самоуправления;
сменяемость функций руководства и подчинения, а также видов деятельности;
построение самоуправления снизу вверх;
участие всех учащихся в системе самоуправления;
согласие, то есть после принятия решения действует правило обязательного его выполнения всеми участниками процесса.
Органы самоуправления избираются под каждый вид деятельности так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной орган. Каждый совет выбирает из своего состава председателя и заместителя. Из председателей советов и старосты класса составляется совет творчества и инициативы класса. Роль председателя исполняет староста класса, который так же выбирается из состава класса.
У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности.
Президент класса отвечает за работу совета, его заместители – за выполнение плана на каждую тематическую фазу, далее один отвечает за дела внутри класса, другой - за участие в общешкольных делах, в которых принимает участие класс, третий – за связь класса с внешкольной образовательной средой, четвертый – за выставки, экскурсии и т.п.
Министерство инициативы и творчества класса готовит и проводит классные собрания, анализирует деятельность своих членов, готовит информацию и предложения в вышестоящие органы самоуправления.
Самоуправление школьников мы рассматриваем как необходимый компонент содержания современного воспитания личности. С помощью самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному росту каждого школьника.
В процессе развития ученического самоуправления в нашем классе проявились следующие тенденции: чем более активно школьник участвует в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень его самостоятельности и ответственности как высших показателей его личностного роста; степень участия в самоуправлении определяется уровнем личностных достижений школьников, которые обусловлены разным уровнем их доминирующих потребностей.
Школьники разных уровней личностных достижений включаются в самоуправление разных уровней.
Одной из функций членов ученического самоуправления являются регулирование и корректировка отношений в воспитательном коллективе. Соответственно, содержанием деятельности актива должны стать оказание помощи учащимся, которые находятся в затруднительных ситуациях, некомфортно чувствуют себя в коллективе, испытывают комплекс неполноценности, имеют отклонения в поведении и ведут нездоровый образ жизни. Бесспорно, в этой работе органы ученического самоуправления опираются на помощь и поддержку психологической службы школы. В нашей школе такая служба существует и работает, она включает в себя психолога школы и социального педагога. В функциональные обязанности психолога входит привлечение самих ребят к анализу и поиску путей совершенствования отношений в коллективе. На таких занятиях, ребята учатся познавать заботы людей, помогать им и одновременно учатся жить достойно.
Задача органов самоуправления – это организаторская деятельность среди учащихся и защита интересов, прав и обязанностей школьников.
В сферу деятельности ученического самоуправления включены функции изучения индивидуальных интересов ребят, удовлетворенности их жизнедеятельностью в школе, социуме. С этой целью в структуре органов самоуправления были сформированы подразделения, которые выполняют социологические функции. Школьники способны к самоанализу, аналитической деятельности, рефлексии. Социальный педагог школы оказывает помощь ученическому активу в этой работе.
Данная атмосфера помогает ребенку делать самостоятельный нравственный выбор. В выборе он руководствуется нравственными ценностями, которые утвердились в воспитательном коллективе.
Совет министерств:
Участие в обсуждении и составлении плана работы класса.
Подбирает и назначает ответственных за выполнение различных дел класса.
Заслушивает отчеты о проделанной работе ответственных за направления.
Организует участие класса в КТД.
Выбирает темы и вопросы для проведения классных мероприятий и тематических классных часов.
Обсуждает и решает вопросы о поощрениях и наказаниях.
Организует и проводит встречи с советами других классов.
Поддерживает связь с советом школы.
Президент класса:
Подготовка и проведение заседаний Совета класса, круглых столов, конференций, встреч с активами других классов.
Составление графика дежурства учащихся класса по кабинету.
Организация работы по выполнению решений СИТ.
Контроль за работой класса.
Распределение обязанностей при проведении КТД.
Участие в собраниях СИТ.
Контроль внешнего вида.
Организация питания класса в столовой.
Министерство образования:
Контроль за успеваемостью и посещаемостью уроков.
Работа по устранению пробелов в знаниях по различным предметам.
Выставление оценок в дневники учащихся (совместно с классным руководителем).
Выпуск «Боевого листа» по результатам проверки успеваемости и посещаемости учащихся класса.
Участие в организации и проведении школьных олимпиад, предметных недель.
Участие в проведении тематических вечеров, выставок, конкурсов по предметам.
Министерство печати и информации:
Сбор, обработка, оформление информационных материалов о жизни школы, села, края, страны, мира.
Связь с городским информационным центром, телестудией.
Связь с редакцией районной газеты «Новое время».
Организация работы «Пресс-центра».
Выпуск рукописных газет, журналов, оформление раздела «Информация» в уголке класса.
Подбор материалов (фото-, видео-, аудио праздников, поездок, выступлений) для книги-летописи класса.
Подбор материалов для проведения тематических классных часов.
Ежедневные объявления.
Министерство спорта и здоровья:
Пропаганда здорового образа жизни.
Организация внеурочной спортивной работы.
Участие в спортивных мероприятиях школы, города, района.
Анализ работы учащихся на уроках физического воспитания (посещаемость, форма, нагрузка, группа здоровья, успеваемость).
Санитарно-гигиеническое просвещение.
Подготовка и организация походов, слетов, соревнований как внутри класса, так с другими классами.
Определение лучших спортсменов и их награждение.
Министерство культуры:
Эстетика внешнего вида учащихся, культурное просвещение учащихся.
Организация тематических, нравственных вечеров, классных часов, праздников, концертов.
Организация экскурсий в музеи, театры, выставки (совместно с классным руководителем).
Подготовка класса к участию в общешкольных КТД.
Выпуск рукописных журналов.
Министерство благоустройства:
Контроль и оценка уборки кабинета.
Организация дежурства в классе.
Организация и контроль генеральной уборки.
Организация уборки территории, закрепленной за классом.
Организация и контроль за работай на пришкольном участке за территорией, закрепленной за классом.
Организация участия класса в деятельности ремонтных бригад.
Организация бесед по чистоте, контроль за второй обувью.