Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шилово-Курьинская средняя общеобразовательная школа
Принято Согласовано
Протокол заседания методического заместитель директора по УВР
Объединения учителей________________ __________________________
От «____»____________2019 года №____ от «____»____________2019 года
Рабочая программа внеурочной деятельности
« Эрудит»
для начального общего образования(1-4 класс)
Срок освоения: 4 года
Составитель: Черкасская О.В.
учителя начальных классов
Пояснительная записка
Программа разработана с учетом методических рекомендаций по разработке заданий для детей младшего школьного возраста на основе требований, предъявляемых ФГОС второго поколения по формированию универсальных учебных действий в начальной школе.
Новизна и педагогическая целесообразность программы состоит в том, чтобы расширить зону ближайшего развития ребёнка и последовательно перевести её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Актуальность данной программы - необходимость развития способностей детей с учетом их индивидуальных психологических способностей. Программа кружка направлена на создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также детей, проявляющих интерес к предметам начальной школы. Темы кружка подобраны таким образом, чтобы были доступны любому ученику, в то же время не входящими в школьную программу. В ходе проведения занятий внеурочной деятельности основное внимание обращается на то, чтобы учащиеся овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:
• решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
• исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения;
• ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи;
• поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Планируемые результаты
Личностные результаты
- создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться и самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по предметам начальной школы.
- формирование общеинтеллектуальных умений на материале, дополняющем школьную программу;
- обучающиеся используют знания и навыки, полученные в школе, в нестандартных ситуациях;
- развитие потребности в самосовершенствовании, с акцентом внимания на речевой культуре, аналитических способностях, логическом мышлении;
- обучение навыкам саморегуляции и самоконтроля своей психофизической деятельности;
- развитие интереса к познавательной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания.
- гуманизм в межличностных отношениях.
- научность и интегративность.
- индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
- применение принципов развивающего обучения.
- интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Познавательные УУД
- дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
- уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
- ослабить скрытые конфликты;
- выработать общее решение;
- повысить эффективность работы участников дискуссии;
- повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
- удовлетворить потребность детей в признании и уважении сверстников.
Коммуникативные УУД
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в олимпиадах различного уровня;
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
определять учебную задачу;
Предметные результаты
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- владеть своим вниманием;
- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
- использовать основные приемы мыслительной деятельности;
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1. | Викторина «Животный мир Чудо из чудес. | 2 |
2. | Сказочная викторина. Заседание почемучек . | 2 |
3. | Упражнения с числами. Головоломки. Подготовка к конкурсу «Медвежонок» | 3 |
4. | Логические задачи. Гимнастика для ума | 1 |
5. | Логические задачи. Гимнастика для ума. | 2 |
6. | Викторина «Лесные загадки» Знаешь ли ты природу? | 2 |
7. | Занимательная геометрия Весёлая математика . | 2 |
8. | Читай, играй, выдумывай (литературные загадки). | 1 |
9. | Конкурс смекалистых. | 1 |
10. | Конкурс «Медвежонок» | 2 |
11. | Лабиринты живой природы. | 2 |
12. | Секреты языкознания Чудо из чудес (по русскому языку). | 2 |
13. | Великие люди: факты и открытия. Занимательная математика. | 2 |
14. | Таблица умножения на пальцах Логические цепочки (тренировка внимания и быстроты реакции). | 3 |
15. | Логические цепочки (тренировка внимания и быстроты реакции). | 2 |
16. | Узелок на память | 2 |
17. | Заседание почемучек (окружающий мир). | 2 |
18. | Олимпиада по русскому языку | 2 |
19. | Развивающее занятие по логике | 1 |
20 | Познание жизни. Исследование «Что такое хорошая жизнь» | 2 |
21. | Математические игры | 2 |
22. | Математические ребусы | 2 |
23. | Задачи на развитие смекалки | 2 |
24. | Выпуск математической газеты «Эврика» №2 | 3 |
25. | Игра «Вопрос – ответ» (по окружающему миру) | 2 |
26. | Магические фигуры. Логические цепочки. | 2 |
27. | Час весёлой математики | 2 |
28. | Кроссворды и головоломки | 2 |
29. | Интеллектуальные игры. Игры со словами (анаграммы, ребусы, головоломки, загадки) | 2 |
30. | Игры на эрудицию ("Логические цепочки", "Самый быстрый эрудит", "Надувалочка") | 3 |
31. | Конкурс «Кенгуру» | 2 |
32. | Сказочный марафон. | 2 |
33. | Проект «Энциклопедия одного слова» | 2 |
34. | Воображение и словесное творчество. Игры на эрудицию | 2 |
| ИТОГО: | 68 часов |
Календарно - тематическое планирование
| Тема занятий | Содержание темы занятия | Планируемые результаты обучения | ДАТА | | ||||
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ | | ||||||||
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | | | ||||
1. | Викторина «Животный мир Чудо из чудес. | «Чудо из чудес». Вопросы для любознательных .» Цель. развитие у детей мыслительных операций анализа и синтеза; 1.Разминка". Задание: вставьте в слова недостающие буквы 2.Исключи лишнее". Найти лишнее слово и комментировать свои выводы. 3."Отгадай загадку". "Анаграмма". Задание: найдите спрятанное слово. Отгадай зашифрованное слово. 4."Сходство и различие". Советуемся, находим сходство и различие, свои выводы аргументируем 5.Это интересно знать «Древние письмена» | У учащихся будут сформированы: – интерес к предметно исследовательской деятельности, предложенной и учебных пособиях; – оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; | Обучающийся научится следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; – контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – вносить необходимые коррективы | Обучающийся научится– строить сообщение в устной форме; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – воспринимать смысл предъявляемого текста; | Обучающийся научится – контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»; | | | |
2 | Сказочная викторина. Заседание почемучек . | «Заседание почемучек (окружающий мир).» Это интересно знать «ПОЧЕМУ на ЗЕМЛЕ ЕСТЬ ПРИТЯЖЕНИЕ». 1. Просмотр презентации «Природа» 2.Викторина «Живая планета» - загадки о животных. Царство растений – рассказы о растениях. 3.Мир пернатых – прослушивание голосов птиц. 4 Конкурс «Узнай обитателей нашей планеты» 5. Рисование плаката Сохраним нашу планету» | Обучающийся получит возможность для формирования– интерес к предметно исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях; – ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; – понимание причин успеха в учебе; | Обучающийся научится принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на нагляно-образном уровне; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; | Обучающийся научится– строить сообщение в устной форме; – находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; | | | | |
3 | Упражнения с числами. Головоломки. Подготовка к конкурсу «Медвежонок» | Подготовка к конкурсу «Медвежонок» Цель: сформировать у детей умение и навык составления определений и отвечать на сложные вопросы. 1 Чтение книги «Секреты орфографии» - Кто, кто в алфавите живёт. Игра 2«Одна фонема марш» из одного слова выньте по одной фонеме и объясните. 3.Ответы на вопросы конкурсов прошлых лет. | Обучающийся получит возможность научиться следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; – осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; – чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку. | Обучающийся научится– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; – принимать роль в учебном сотрудничестве; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. | Обучающийся получит возможность научиться расширять свои представления о математических явлениях; – проводить цепочку индуктивных и дедуктивных рассуждений при обосновании изучаемых математических фактов; | Обучающийся научится – контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»; | | | |
4. | Логические задачи. Гимнастика для ума | «Гимнастика для ума.» Цель: развитие у детей мыслительных операций анализа и синтеза; научить детей узнавать предметы по заданным признакам, научить классифицировать, обобщать, сравнивать; 1. Разминка «Не прерви цепочку» 2. «Это интересно»- знакомство с древними цифрами. (обозначение цифр пальцами) УПРАЖНЕНИЕ Что это такое? В большинстве случаев наши размышления направлены на то, чтобы получить один-единственный правильный ответ. При таким подходе “единственно правильное решение”, который внедряется в нас тестами и викторинами, мы привыкаем мыслить блоками: “да-нет, “черное-белое”, “правильно-неправильно”. 3.«Магический треугольник» Расставить цифры в треугольнике 4.Проверка гибкости ума 1. У вас есть свечка, коробок спичек и коробочка гвоздей. Вы должны прикрепить свечку к деревянной двери так, чтобы свечка хорошо горела и давала достаточно света для чтения. Обратите внимание на то, как оформляются ваши идеи по мере размышлений. 2. Перечислите все возможные способы измерить высоту здания с помощью барометра. 5.Работа с ноутбуками - | Обучающийся получит возможность для формирования: общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности; | – Обучающийся научится– на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; | | Обучающийся научится – контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»; | | ||
5 | Логические задачи. Гимнастика для ума. | «Гимнастика для ума.» Цель: развитие у детей мыслительных операций анализа и синтеза; научить детей узнавать предметы по заданным признакам, научить классифицировать, обобщать, сравнивать; 1. Разминка «Не прерви цепочку» 2.«Это интересно»- 3.УПРАЖНЕНИЕ. Что получится, если соединить лампочку с ручкой? Крылья и автомобиль? Утюг и пылесос? и др. Многие творческие озарения приходят именно тогда, когда человек пытается соединить две очевидно разнородные идеи и на их основе образовать нечто радикально повое. В предложенном упражнении можно найти несколько связей. Например, подумать о ручке со встроенным источником света для писания в темноте или представить себе специальную ручку, которая пишет па стекле лампы так, чтобы можно было проецировать разнообразные красивые узоры. Можно представить себе ручку, которая ввинчивается в цоколь для заправки. Какие еще связи вы сумеете найти? Дети могут придумать такое, что вам и не придет в голову. | Обучающийся получит возможность для формирования: общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности; | | Обучающийся получит возможность научиться расширять свои представления о математических явлениях; – проводить цепочку индуктивных и дедуктивных рассуждений при обосновании изучаемых математических фактов; | | | ||
6 | Викторина «Лесные загадки» Знаешь ли ты природу? | Знаешь ли ты природу? Цель. Расширить знания о природе. Уметь сравнивать и анализировать Проверка гибкости ума 1. У вас есть свечка, коробок спичек и коробочка гвоздей. Вы должны прикрепить свечку к деревянной двери так, чтобы свечка хорошо горела и давала достаточно света для чтения. Обратите внимание на то, как оформляются ваши идеи по мере размышлений. 2. Перечислите все возможные способы измерить высоту здания с помощью барометра. 3. Вы придумываете обложку новой книги . Утром вы решили поместить некую рекламу в такое место, где президент мог бы увидеть ее по дороге на работу. Что это будет за реклама? Каково должно быть внешнее оформление рекламы, чтобы президент наверняка обратил на нее внимание? 4 .Вы знаете, что вам предложат тестовую задачу: как достать теннисным мячик из длинного узкого цилиндра, привинченного к полу. Стандартное решение - налить воды, чтобы мячик всплыл. Но вы узнали о содержании задачи и заранее подготовили дополнительные варианты ответа. Какие именно? Как вы собираетесь достать мячик? Это интересно. «Почему желтеют листья?» Просмотр презентации. Что не боится времени? (пирамиды) . “Полный спектр.” Составить списки из тридцати взаимосвязанных слов в алфавитном порядке, например: Пища: ананас, булка, виноград... Деревья: акация, берёза | Обучающийся получит возможность для формирования интереса к предметно исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях; – ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; – понимание причин успеха в учебе; | Обучающийся научится принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на нагляно-образном уровне; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; | Обучающийся научится– строить сообщение в устной форме; – находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; | | | ||
7 | Занимательная геометрия Весёлая математика . | Занимательная математика Цель: развитие у детей мыслительных операций анализа и синтеза; научить детей узнавать предметы по заданным признакам, научить классифицировать, обобщать, сравнивать; 1.Разминка Какая последняя творческая идея вас посетила? Когда вы последний раз воплотили свою творческую идею в жизнь? Назовите пять наиболее творческих вещей, которые вы сделали. Вспомните свое раннее детство. Когда вы в последний раз творчески рискнули? И что произошло? Что плохого могло произойти? И что хорошего? 2.Это интересно «Что такое пирамида.» 3. Работа с ноутбуком | У учащихся будут сформированы– понимание роли математических действий в жизни человека; – интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно исследовательской деятельности; – ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников; – понимание причин успеха в учебе; | Учащийся получит возможности для формирования: интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире. | Обучающийся получит возможность научиться расширять свои представления о математических явлениях; – проводить цепочку индуктивных и дедуктивных рассуждений при обосновании изучаемых математичских фактов; | Обучающийся научится – контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»; | | ||
8 | Читай, играй, выдумывай (литературные загадки). | Читай, играй, выдумывай (литературные загадки). Цель. ФОРМИРОВАНИЕ– интереса к чтению как особому способу изображения действительности и умения отгадывать загадки. 1. Упражнение на внимательность «С ЧЕГО ВСЁ НАЧАЛОСЬ?» 2. Игра «Найди картинку» 3. Викторина с презентацией «По страницам сказок» | У учащихся будут сформированы– эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений; – чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству дружбе, оказанию помощи; – понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи; | Обучающийся научится– участвовать в обсуждении Плана выполнения заданий; ориентироваться в принятой системе учебных знаков; – выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их; – оценивать результаты работы, организовывать самопроверку; – менять позиции слушателя читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи. | Обучающийся получит возможность научиться: – понимать смысл незнаком х слов из контекста в процесс чтения и обсуждения; – видеть отличия народного и авторского текста; – подбирать синонимы и антонимы к словам из текста; оптом; | Обучающийся научится: адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника; – уважать мнение собеседников; – участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; – следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы. | | ||
9 | Конкурс смекалистых. | Конкурс смекалистых. Цель. Научить детей работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы; корректировать выполнение задания на основе понимания его смысла; Игры «Отгадай зашифрованное слово» «Какое слово соответствует ему по смыслу?» « Поставь подходящий значок.» Упражнение Задачи на промежутки "Сходство и различие". Советуемся, находим сходство и различие, свои выводы аргументируем. Европа плюс Азия получается Евразия Решение географических задач. Сравнение материков | Обучающийся получит возможность для формирования: общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности; | – Обучающийся научится– на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; | | Обучающийся научится – контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»; | | ||
10 | Конкурс «Медвежонок» | Конкурс «Медвежонок Цель. Научить детей правильно отвечать на вопросы, решать кроссворды и анаграммы. 1.Разминка. 2. Работа над заданиями. | Обучающийся получит возможность научиться следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; – чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку. | Обучающийся научится– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; | Обучающийся научится– осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; | Обучающийся получит возможность научиться: – осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиа ресурсов; | | ||
11 | Лабиринты живой природы. | Лабиринты живой природы». Цель 1. тур "Подбери пару" 1. собака - шерсть = рыба - ? 2. утро - ночь = зима - ? 3. нож - сталь = стол - ? 4. волк - пасть = птица -? 2. Две минуты на творчество Очень часто наше творческое кровообращение осуществляется намного интенсивнее, когда мы попадаем в безвыходное положение, и нам ничего не остается, как только проявить изобретательность. Выполните следующие упражнения. 1.3а две минуты придайте своей правой руке максимальное количество новых положений. А теперь за две минуты произнесите слова “сегодня вечером”, с наибольшим количеством различных интонаций 2.3а две минуты составьте из четырех скрепок различные фигуры, не допускать разгибания скрепок (зарисуйте длинными овалами каждую картинку). 3.На рисунке три фрагмента. За две минуты составьте как можно больше узоров с использованием только этих трех фрагментов.
3. Викторина «Наш лес полон сказочных чудес» Отгадай | Обучающийся получит возможность для формировать интерес к предметно исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях; – ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; – понимание причин успеха в учебе; | Обучающийся научится – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на нагляно-образном уровне; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; | Обучающийся научится– строить сообщение в устной форме ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; | | | ||
12 | Секреты языкознания Чудо из чудес (по русскому языку). | Чудо из чудес» (по русскому языку). Цель. Развивать возможность корректировать выполнение задания на основе понимания его смысла; соотносить внешнюю оценку и самооценку 1.Разминка". Задание: вставьте в слова недостающие буквы 2.Исключи лишнее". Найти лишнее слово и комментировать свои выводы. 3"Отгадай загадку". «Соедините части «крылатого выражения»: 4. Моя Вообразилия. 5. Работа с ноутбуком. | Обучающийся получит возможность научиться следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; – чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку. | – Обучающийся научится– на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; | Обучающийся научится:– искать информацию, представлять найденную информацию; – уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное; – знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий. | Обучающийся получит возможность научиться: – создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя; – находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи; – осуществлять сравнение, сериацию и классификацию | | ||
13 | Великие люди: факты и открытия. Занимательная математика. | «Занимательная география». ЦЕЛЬ. Развивать интерес к исследовательской деятельности и окружающему миру. 1. Разминка Проверка гибкости ума 1. У вас есть свечка, коробок спичек и коробочка гвоздей. Вы должны прикрепить свечку к деревянной двери так, чтобы свечка хорошо горела и давала достаточно света для чтения. Обратите внимание на то, как оформляются ваши идеи по мере размышлений. 2. Перечислите все возможные способы измерить высоту здания с помощью барометра. 3. Вы придумываете обложку новой книги . Утром вы решили поместить некую рекламу в такое место, где президент мог бы увидеть ее по дороге на работу. Что это будет за реклама? Каково должно быть внешнее оформление рекламы, чтобы президент наверняка обратил на нее внимание? 4 .Вы знаете, что вам предложат тестовую задачу: как достать теннисным мячик из длинного узкого цилиндра, привинченного к полу. Стандартное решение - налить воды, чтобы мячик всплыл. Но вы узнали о содержании задачи и заранее подготовили дополнительные варианты ответа. Какие именно? Как вы собираетесь достать мячик? | Обучающийся получит возможность для формировать интерес к предметно исследовательской деятельности предложенной в учебнике и учебных пособиях; – ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; | Обучающийся научится – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на нагляно-образном уровне; – осуществлять пошаговый контроль по результату | Обучающийся научится– строить сообщение в устной форме; – находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; | | | ||
14 | Таблица умножения на пальцах Логические цепочки (тренировка внимания и быстроты реакции). | «Логические цепочки (тренировка внимания и быстроты реакции). Цель. Развитие у детей мыслительных операций анализа и синтеза; научить узнавать предметы по заданным признакам, классифицировать, обобщать, сравнивать; 1. УПРАЖНЕНИЕ. Что получится, если соединить лампочку с ручкой? Крылья и автомобиль? Утюг и пылесос? и др. Многие творческие озарения приходят именно тогда, когда человек пытается соединить две очевидно разнородные идеи и на их основе образовать нечто радикально повое. В предложенном вам упражнении можно найти несколько связей. Например, подумать о ручке со встроенным источником света для писания в темноте или представить себе специальную ручку, которая пишет па стекле лампы так, чтобы можно было проецировать разнообразные красивые узоры. Можно представить себе ручку, которая ввинчивается в цоколь для заправки. Какие еще связи вы сумеете найти? Дети могут придумать такое, что вам и не придет в голову. 2.Игра на сообразительность «Просвет и обмены» 3. «Танграм» Составление разных фигур. 4. Вставь пропущенные числа. 5.Работа с нетбуком. | – У учащихся будут сформированы: ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников; – понимание причин успеха в учебе; – понимание нравственного содержания поступков окружающих людей. | Обучающийся научится– вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; – принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; | Обучающийся научится–осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых; использовать рисуночные и символические варианты математической записи; | Обучающийся научится – принимать участие в работе парами и группами, используя речевые и другие коммуникативные средства, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации; | | ||
15 | Логические цепочки (тренировка внимания и быстроты реакции). | «Логические цепочки» (тренировка внимания и быстроты реакции).Цель . Развитие у детей мыслительных операций анализа и синтеза; научить узнавать предметы по заданным признакам, классифицировать, обобщать, сравнивать; 1. Развитие метафорического мышления Заполните пробелы в сравнениях и метафорах. Вода для корабля то же что ... для…. бочки. Цветок вызывает радость, так же как ... гнев. Кран для…. то же, что ... для праздника. 2. Мой дом - это ... Мой друг - это... Правда - это ... Игра - это ... Обед - это ... Сон - это ... Мой детский сад- это ... Беспокойство - это ... Дружба - это ... Книга - это ... Прогулка - это ... Школа - это... 2 Соедините части «крылатого выражения»: 3. "Анаграмма". Задание: найдите спрятанное слово. 4. Работа с нетбуком | Обучающийся получит возможность для формирования: общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности; | – Обучающийся научится– на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы | Обучающийся научится– выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки; – проводить аналогию и на ее основе строить выводы; в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов; | Обучающийся научится– принимать участие в работе парами и группами, используя речевые и другие коммуникативные средства, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации; | | ||
16 | Узелок на память | Разминка “Сочинение загадок но алгоритму” Можно сочинять загадки, описывая признаки предмета по таблице: Какой? Что такое же?
Алгоритм: 1. Выбрать объект, 2. Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: “Какой?” 3. Заполнить правую часть таблицы: “Что такое же?” 4. Вставить слова -связки “….но не...” 5. Прочитать готовую загадку: Белый, по не снег, сладкий, но не мед. | Обучающийся получит возможность научиться – следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; – осознания своей гражданской позиции; – чувства прекрасного и эстетических чувств | Обучающийся научится– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; | | – Обучающийся научится– строить сообщения в устной и письменной форме; – находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи; | | ||
17 | Заседание почемучек (окружающий мир). | Заседание почемучек (окружающий мир).Цель. Воспитывать бережное, ответственное отношение к природе; Воспитывать экологическую культуру у воспитанников; Закрепить знания о природном сообществе, полученные на занятиях; Расширять представления воспитанников о растениях, птицах и животных, какую важную роль они играют в природном сообществе. 1.Почему говорят, что лес наше богатство 2.Почему лист зелёный. 3.Игра «звёздный час» по экологии Презентация о лесе. | Обучающийся получит возможность для формирования интереса к предметно исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях; – ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; – понимание причин успеха в учёбе; | Обучающийся научится принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на нагляно-образном уровне | Обучающийся научится– строить сообщение в устной форме; – находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; | Обучающийся научится – контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»; | | ||
18 | Олимпиада по русскому языку. | Олимпиада по русскому языку. Цель Развивать возможность корректировать выполнение задания на основе понимаемого смысла; соотносить внешнюю оценку и самооценку 1.Разминка. 2. Работа над заданиями. 3. Проверка работ. | – Обучающийся получит возможность научиться способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; – сопереживания другим людям; – следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; | | Обучающийся научится:– искать информацию, представлять найденную информацию; – уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное; – знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий. | Обучающийся научится – контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»; | 17.01 | ||
19 | Развивающее занятие по логике | «Развивающее занятие по логике» Развивать логический стиль мышления как самостоятельную культурную ценность и сформировать знания о логических операциях и процессах, связанных с мышлением. сформировать приемы решения типичных логических задач и упражнений. 1Разминка на скорость мышления. 2 Игра на планирование действий «Путешествие насекомых» 3."Сходство и различие". Советуемся, находим сходство и различие, свои выводы. 4.Работа с ноутбуком. | Обучающийся получит возможность для формирования: общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности; | – Обучающийся научится– на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать вы воды о свойствах изучаемых объектов; | | | | ||
20 | Познание жизни. Исследование «Что такое хорошая жизнь» | «Познание жизни. Исследование. Что такое хорошая жизнь» Цель: Научить детей дискуссировать и делать исследования. 1.Это интересно Появление жизни. 2. Диалог о хорошей жизни. | У учащихся будут сформированы: интереса к познанию окружающего мира; – ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; – самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ; | Обучающийся научится– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; -самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно образном уровне; | Обучающийся научится – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; – на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов | Обучающийся научится – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; –– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов | | ||
21 | Математические игры. | Олимпиада по математике. Цель– проводить цепочку индуктивных и дедуктивных рассуждений при обосновании изучаемых математических фактов; 1.Разминка. 2. Работа над заданиями. | Обучающийся получит возможность для формирования: общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности; – самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – первоначальной ориентации в поведении на принятые моральные нормы; | Обучающийся научится – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; | Обучающийся получит возможность научиться расширять свои представления о математических явлениях; – проводить цепочку индуктивных и дедуктивных рассуждений при обосновании изучаемых математических фактов; | Обучающийся получит возможность научиться– корректно формулировать свою точку зрения; – проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности; – контролировать свои действия в коллективной работе; . | | ||
22 | Математические ребусы | Игры по творческому мышлению. –Цель проводить цепочку индуктивных и дедуктивных рассуждений при обосновании изучаемых математических фактов. 1."Найди и раскрась". 2. УПРАЖНЕНИЕ. Придумайте двадцать способов применения скрепки, стакан, шарика, кастрюли, ботинка и т.д.
Вещи приобретают значение в зависимости от своего окружения. Например, в офисе скрепки используются для того, чтобы держать вместе письма, договоры и другие документы. В лаборатории та же железка может оказаться частью проводки, которая соединит два кабеля. Вы можете использовать скрепку, чтобы наспех починить разбитые очки, с ее помощью взломать замок. 3. Упражнения на импровизацию Разминка 1. Какая последняя творческая идея вас посетила? 2. Когда вы последний раз воплотили свою творческую идею в жизнь? 3. Назовите пять наиболее творческих вещей, которые вы сделали. 4. Вспомните свое раннее детство. 5. Когда вы в последний раз творчески рискнули? И что произошло? Что плохого могло произойти? И что хорошего? 4. Работа с ноутбуком | Обучающийся получит возможность научиться способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; – сопереживания другим людям; – следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; | Обучающийся научится– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; – принимать роль в учебном сотрудничестве; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. | Обучающийся получит возможность научиться расширять свои представления о математических явлениях; – проводить цепочку индуктивных и дедуктивных рассуждений при обосновании изучаемых математических фактов; | Обучающийся научится – контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»; | | ||
23 | Задачи на развитие смекалки | Удивление, мышление, реальность. ЦЕЛЬ – на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов; 1.Разминка «Не прерви цепочку» 2. 7. “Как сказать иначе?” Отыскать как можно больше синонимов к словам: •Глупый: бестолковый, недалекий, тупой, тупоголовый, безмозглый...... •Важный: весомый, значительный, существенный, принципиальный...... •Печальный: скорбный, угрюмый, тоскливый, грустный...... •Друг: приятель, товарищ, коллега… •Испуганный: охваченный страхом, струсивший, боязливый, обеспокоенный..... •Смешной: забавный, комичный, потешный, уморительный, веселый, остроумный.... •Привлекательный: обаятельный, восхитительный, зовущий, манящий, соблазнительный, притягательный..... •Самоуверенный: самонадеянный, знающий себе иену, бесцеремонный...... 32. “Три словечка” Педагог говорит три любых слова например: кот, мяч, самолет, каждый ребенок старается придумать предложение, используя эти слова. Например: Кот летел на самолете за мячом. •Кот играл мячом в само-лете. •На мяче кот летел, как самолет. И т.д. | | Обучающийся научится– на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов; | | Обучающийся научится – контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение | | ||
24 | Выпуск математической газеты «Эврика» №2 | Лабиринты живой природы. Цель формировать– интерес к предметно исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях. Воспитывать любовь к природе 1. Это интересно 2. “Конструкция” листок на всех целый, на который дети по очереди приклеят свои кусочки не зная, что задумал изобразить первый ребенок. Последний скажет, что получилось в итоге и сравнить с тем, что задумал первый. 2 Соревнование «Узнай животных» | Обучающийся получит возможность для формирования интерес к предметно исследовательской деятельности предложенной в учебнике и учебных пособиях; – оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; | | Обучающийся научится– строить сообщение в устной форме; – находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; | | | ||
25 | Игра «Вопрос – ответ» (по окружающему миру) | Секреты орфографии. Цель. – принимать роль в учебном сотрудничестве; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. 1. Память и грамотность 2. Из чего строятся слова. | Обучающийся получит возможность научиться способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; – следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; | Обучающийся научится– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; | Обучающийся научится:– искать информацию, представлять найденную информацию; – уметь – знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий. | Обучающийся научится – – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать другое мнение и позицию; -договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); | | ||
26 | Магические фигуры. Логические цепочки. | Час весёлой математики Учить детей на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов; 1. Поиск магических квадратов. 2. Считай не зевай. 3. Отгадай задуманное число. 4. Работа с ноутбуком | | Обучающийся научится– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; – принимать роль в учебном сотрудничестве; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. | | Обучающийся научится – контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»; | | ||
27 | Час весёлой математики | Кроссворды и головоломки. Цель. Научить детей дискуссировать и делать исследования. 1 Это интересно. 2.Составление кроссвордов. 3. Разгадывание кроссвордов | | – Обучающийся научится– на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов; | Обучающийся получит возможность научиться – проводить цепочку индуктивных и дедуктивных рассуждений при обосновании изучаемых математических фактов. | | | ||
28 | Кроссворды и головоломки | Познавать играя Цель. Развивать логический стиль мышления как самостоятельную культурную ценность и сформировать знания о логических операциях и процессах, связанных с мышлением. 1.Магические фокусы. 2. “Каракули” Взять ручку, поставить и центр листочка, закрыть глаза, и произвольно водить но листочку, непрерывную линию в течение 15 сек., затем внимательно посмотреть какой образ видно” выделить его. 3. Работа с ноутбуком | | Обучающийся научится– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; – принимать роль в учебном сотрудничестве; | | Обучающийся научится – контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций | | ||
29 | Интеллектуальные игры. Игры со словами (анаграммы, ребусы, головоломки, загадки) | Конкурс «Кенгуру» Развивать логический стиль мышления как самостоятельную культурную ценность и сформировать знания о логических операциях и процессах, связанных с мышлением. 1.Разминка. 2. Работа над заданиями. | | Обучающийся научится– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; | Обучающийся получит возможность научиться расширять свои представления о математических явлениях; проводить цепочку индуктивных и дедуктивных рассуждений | | | ||
30 | Игры на эрудицию ("Логические цепочки", "Самый быстрый эрудит", "Надувалочка") | Исследование «Энциклопедия одного слова» – Цель. Корректировать выполнение задания на основе понимания его смысла; 1.Этапы проекта. 2 Работа с дополнительной литературой. Оформление проекта | | Обучающийся научится– на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов; | | Обучающийся научится –оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»; | | ||
31 | Конкурс «Кенгуру» | Исследование «Энциклопедия одного слова» – Цель: Корректировать выполнение задания на основе понимания его смысла; 1.Этапы проекта. 2 Работа с дополнительной литературой. Оформление проекта | У учащихся будут сформированы– эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений; – чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству дружбе, оказанию помощи; | Обучающийся получит возможность научиться: работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы; -корректировать выполнение задания на основе понимания его смысла; | Обучающийся научится:– искать информацию, представлять найденную информацию; – уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное; – знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий. | Обучающийся научится: адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника; – уважать мнение собеседников; ; | | ||
32 | Сказочный марафон. | Проект «Энциклопедия одного слова» Цель. Учить детей создавать проект, выражать правильно свои мысли, рассказывать о своих впечатлениях. Защита проектов «Энциклопедия одного слова | | – Обучающийся получит возможность корректировать выполнение задания на основе понимания его смысла; – соотносить внешнюю оценку и самооценку | Обучающийся получит возможность научиться расширять свои представления о математических явлениях; – проводить цепочку индуктивных и дедуктивных рассуждений при обосновании изучаемых математических фактов; | | | ||
33 | Проект «Энциклопедия одного слова» | Сказочный марафон. Цель. Учить детей отгадывать сказки и определять сказочных героев. 1. Разминка. 2 Презентация сказочного маара фона. | Обучающийся получит возможность научиться способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; – следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; | Обучающийся научится– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; – принимать роль в учебном сотрудничестве; – выполнять учебные действия | | Обучающийся научится – контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций | | ||
34 | Воображение и словесное творчество. Игры на эрудицию | Воображение и словесное творчество 1. Займитесь синтезом Интересный способ ввести себя в состояние творчества заключается в то: чтобы вообразить смешение различных видов восприятия, то есть представить себе способность ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения. Попробуйте проделать что-то в таком роде. Чем пахнет слово “веселье”? Каково на ощупь число семь? Какой вкус у желтого цвета? Какая форма у среды? Какой на вкус закат? Каков вкус радости? 2.Две минуты на творчество Очень часто наше творческое кровообращение осуществляется намного интенсивнее, когда мы попадаем в безвыходное положение, и нам ничего не остается, как только проявить изобретательность. Выполните следующие упражнения. 4.3а две минуты придайте своей правой руке максимальное количество новых положений. А теперь за две минуты произнесите слова “сегодня вечером”, с наибольшим количеством различных интонаций 5.3а две минуты составьте из четырех скрепок различные фигуры, не допускать разгибания скрепок (зарисуйте длинными овалами каждую картинку). 6.На рисунке три фрагмента. За две минуты составьте как можно больше узоров с использованием только этих трех фрагментов. 3"Найди картинку 4.Спонтанная иллюстрация. Возьмите ручку и нарисуйте что-нибудь, не задумываясь. Не имея никакого пред-ставления о том, что вы собираетесь сотворить, прижмите кончик карандаша к бумаге и дайте ему свободно двигаться. Не думайте о том, что получится - что выйдет, то и выйдет. Сделайте хотя бы пятнадцать рисунков. Что сотворит ваш карандаш? | | Обучающийся научится– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; | Обучающийся получит возможность научиться расширять свои представления о математических явлениях; – проводить цепочку индуктивных и дедуктивных рассуждений | Обучающийся научится – контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, | |
38