История – это увлекательная, интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней. Рассмотрение загадок истории и современности – это повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества, взглянуть на события истории и современности не в политическом, а в «человеческом измерении». Организация обсуждения школьниками данных проблем дает возможность влиять на формирование отношений к Человеку как к базовой ценности современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни других людей и жизни вообще. Это, в свою очередь, создает благоприятную почву для включения школьников в различные социально ориентированные, гуманитарные акции, позволяющие им приобретать важный для своего собственного развития опыт социальной деятельности.
Программа кружка «За страницами учебника» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 17.12.2010 г. № 1897) с учетом Программы по внеурочной деятельности П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов.
Вид программы: модифицированная.
Направление развития личности: общеинтеллектуальное
Вид деятельности: познавательная
Цель программы: создание условий для развития интереса учащихся к истории, интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность; знакомство с элементами научного исторического исследования.
Задачи программы:
обучающие:
выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории; удовлетворение личных познавательных интересов.
воспитательные:
формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, взаимопонимания между народами.
утверждение в сознании школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к прошлому страны в целом и истории родного края в частности.
развитие позитивного отношения к общеинтеллектуальным видам деятельности, способствующим постоянному саморазвитию.
развивающие:
развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приёмами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей).
развитие навыка самостоятельного исследования материала, подготовки сообщений на предложенную тему.
развитие устной и письменной речи учащихся через умение строить диалог во время беседы, навык образного монологического рассказа, умение правильного оформления собранного материала.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Отличительные особенности программы.
В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Программа построена на использовании личностно-ориентированной технологии.
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «За страницами учебника» рассчитана на 1 год обучения, объемом – 27 часов, периодичность занятий – 1 раз в неделю.
Особенности возрастной группы: программа ориентирована на учащихся 5 класса, набор в группу осуществляется на добровольной основе.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Методы и приемы обучения: словесные и наглядные, практические, организация самостоятельной работы на занятиях.
Форма проведения занятий:
Экскурсия.
Конференции.
Викторины.
Игры-путешествия.
Работа с документами.
Исследовательская деятельность.
Система отслеживания и оценивания результатов:
Контроль проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, игры, решение кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии, в форме практических занятий.
Знания:
Семь чудес света
дискуссия
Особенности искусства Древнего мира
доклад
Биографии исторических личностей
конкурс ораторов
Принципы работы с историческим источником
практическая работа
Способы составления презентаций
самостоятельная работа
Мифы и легенды Древнего мира
викторина
История олимпийских игр
игра по станциям
Армии Древнего мира
доклад
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта. Творческие работы учащихся могут быть представлены на выставках, конкурсах, учебно-исследовательских конференциях.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса:
Личностные:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
Познавательные:
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
Регулятивные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
Коммуникативные:
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Учебно-тематический план курса внеурочной деятельности
« За страницами учебника»
№ п/п | Темы занятий | дата |
| Вводное занятие | 06.11.2019 07.11.2019 08.11.2019 |
| История Древнего мира |
|
| Культура первобытного человека. | 13.11.2019 14.11.2019 15.11.2019 |
| Тайны Древнего Египта. | 20.11.2019 21.11.2019 22.11.2019 |
| Гробница Тутанхамона - бесценный источник по истории древнего Египта. | 27.11.2019 28.11.2019 29.11.2019 |
| Школа в Древнем Египте. | 04.12.2019 05.12.2019 06.12.2019 |
| Интерактивная викторина "Лучший знаток истории древнего Египта". | 11.12.2019 12.12.2019 13.12.2019 |
| Человек осваивает море. | 18.12.2019 19.12.2019 20.12.2019 |
| Драконы - мифические существа. | 25.12.2019 26.12.2019 27.12.2019 |
| Ассирийская держава. | 15.01.2019 16.01.2019 17.01.2019 |
| Великие армии Древнего мира. | 22.01.2019 23.01.2019 24.01.2019 |
| Мифы Древней Греции. | 29.01.2019 30.01.2019 31.01.2019 |
| Мифы о Геракле. | 05.02.2020 06.02.2020 07.02.2020 |
| Олимпийский огонь. | 12.02.2020 13.02.2020 14.02.2020 |
| Великий Гомер. | 19.02.2020 20.02.2020 21.02.2020 |
| 7 чудес света. | 26.02.2020 27.02.2020 28.02.2020 |
| След в истории. | 04.03.2020 05.03.2020 06.03.2020 |
| Рабство в Древнем Риме. | 11.03.2020 12.03.2020 13.03.2020 |
| Религия Древнего Рима. | 18.03.2020 19.03.2020 20.03.2020 |
| Аве, Цезарь! | 01.04.2020 02.04.2020 03.04.2020 |
| Город на семи холмах. | 08.04.2020 09.04.2020 10.04.2020 |
| Гладиаторский бой. | 15.04.2020 16.04.2020 17.04.2020 |
| Интерактивная викторина по истории древнего мира. | 22.04.2020 23.04.2020 24.04.2020 |
| Цивилизации индейцев Америки. | 28.04.2020 29.04.2020 30.04.2020 |
| История России |
|
| Древнерусские города. | 06.05.2020 07.05.2020 08.05.2020 |
| Русская изба. | 13.05.2020 14.05.2020 15.05.2020 |
| Русские богатыри. | 20.05.2020 21.05.2020 22.05.2020 |
| Итоговое занятие. | 27.05.2020 28.05.2020 29.05.2020 |
Предполагаемые результаты курса внеурочной деятельности
« За страницами учебника»
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об истории своей семьи, Отечества, человечества; о народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки исследовательских проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к Отечеству, истории и культуре, труду, знаниям, своему внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
12