Программа внеурочной деятельности "За страницами учебника истории"

Рабочая программа внеурочной деятельности "За страницами учебника истории", 5 класс

Содержимое разработки

История – это увлекательная, интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней. Рассмотрение загадок истории и современности – это повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества, взглянуть на события истории и современности не в политическом, а в «человеческом измерении». Организация обсуждения школьниками данных проблем дает возможность влиять на формирование отношений к Человеку как к базовой ценности современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни других людей и жизни вообще. Это, в свою очередь, создает благоприятную почву для включения школьников в различные социально ориентированные, гуманитарные акции, позволяющие им приобретать важный для своего собственного развития опыт социальной деятельности.

Программа кружка «За страницами учебника» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 17.12.2010 г. № 1897) с учетом Программы по внеурочной деятельности П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов.

Вид программы: модифицированная.

Направление развития личности: общеинтеллектуальное

Вид деятельности: познавательная

Цель программы: создание условий для развития интереса учащихся к истории, интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность; знакомство с элементами научного исторического исследования.

Задачи программы:

обучающие:

выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории; удовлетворение личных познавательных интересов.

воспитательные:

  • формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, взаимопонимания между народами.

  • утверждение в сознании школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к прошлому страны в целом и истории родного края в частности.

  • развитие позитивного отношения к общеинтеллектуальным видам деятельности, способствующим постоянному саморазвитию.

развивающие:

  • развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приёмами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей).

  • развитие навыка самостоятельного исследования материала, подготовки сообщений на предложенную тему.

  • развитие устной и письменной речи учащихся через умение строить диалог во время беседы, навык образного монологического рассказа, умение правильного оформления собранного материала.                                                                                       

Общая характеристика курса внеурочной деятельности


Отличительные особенности программы.

В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Программа построена на использовании личностно-ориентированной технологии.


Место курса внеурочной деятельности в учебном плане

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «За страницами учебника» рассчитана на 1 год обучения, объемом – 27 часов, периодичность занятий – 1 раз в неделю.

Особенности возрастной группы: программа ориентирована на учащихся 5 класса, набор в группу осуществляется на добровольной основе.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Методы и приемы обучения: словесные и наглядные, практические, организация самостоятельной работы на занятиях.

Форма проведения занятий:

  • Экскурсия.

  • Конференции.

  • Викторины.

  • Игры-путешествия.

  • Работа с документами.

  • Исследовательская деятельность.


Система отслеживания и оценивания результатов:

Контроль проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, игры, решение кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии, в форме практических занятий.

Знания:

Семь чудес света

дискуссия

Особенности искусства Древнего мира

доклад

Биографии исторических личностей

конкурс ораторов

Принципы работы с историческим источником

практическая работа

Способы составления презентаций

самостоятельная работа

Мифы и легенды Древнего мира

викторина

История олимпийских игр

игра по станциям

Армии Древнего мира

доклад


Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта. Творческие работы учащихся могут быть представлены на выставках, конкурсах, учебно-исследовательских конференциях.


Личностные и метапредметные результаты освоения курса:

Личностные:

  • формирование основ российской гражданской идентичнос­ти, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстни­ками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережно­му отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

Познавательные:

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, срав­нения, обобщения, классификации, установления аналогий и при­чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- умение осуществлять информационный поиск для выполне­ния учебных заданий;

Регулятивные:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и зада­чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществ­ления;

- формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек­тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши­бок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельнос­ти;

Коммуникативные:

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- адекватное использование речевых средств и средств ин­формационно-коммуникационных технологий для решения раз­личных коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий;

- адекватно оценивать поведение свое и окружающих.





































Учебно-тематический план курса внеурочной деятельности

« За страницами учебника»


№ п/п

Темы занятий

дата

Вводное занятие

06.11.2019

07.11.2019

08.11.2019


История Древнего мира


Культура первобытного человека.

13.11.2019

14.11.2019

15.11.2019

Тайны Древнего Египта.

20.11.2019

21.11.2019

22.11.2019

Гробница Тутанхамона - бесценный источник по истории древнего Египта.

27.11.2019

28.11.2019

29.11.2019

Школа в Древнем Египте.

04.12.2019

05.12.2019

06.12.2019

Интерактивная викторина "Лучший знаток истории древнего Египта".

11.12.2019

12.12.2019

13.12.2019

Человек осваивает море.

18.12.2019

19.12.2019

20.12.2019

Драконы - мифические существа.

25.12.2019

26.12.2019

27.12.2019

Ассирийская держава.

15.01.2019

16.01.2019

17.01.2019

Великие армии Древнего мира.

22.01.2019

23.01.2019

24.01.2019

Мифы Древней Греции.

29.01.2019

30.01.2019

31.01.2019

Мифы о Геракле.

05.02.2020

06.02.2020

07.02.2020

Олимпийский огонь.

12.02.2020

13.02.2020

14.02.2020

Великий Гомер.

19.02.2020

20.02.2020

21.02.2020

7 чудес света.

26.02.2020

27.02.2020

28.02.2020

След в истории.

04.03.2020

05.03.2020

06.03.2020

Рабство в Древнем Риме.

11.03.2020

12.03.2020

13.03.2020

Религия Древнего Рима.

18.03.2020

19.03.2020

20.03.2020

Аве, Цезарь!

01.04.2020

02.04.2020

03.04.2020

Город на семи холмах.

08.04.2020

09.04.2020

10.04.2020

Гладиаторский бой.

15.04.2020

16.04.2020

17.04.2020

Интерактивная викторина по истории древнего мира.

22.04.2020

23.04.2020

24.04.2020

Цивилизации индейцев Америки.

28.04.2020

29.04.2020

30.04.2020


История России


Древнерусские города.

06.05.2020

07.05.2020

08.05.2020

Русская изба.

13.05.2020

14.05.2020

15.05.2020

Русские богатыри.

20.05.2020

21.05.2020

22.05.2020

Итоговое занятие.

27.05.2020

28.05.2020

29.05.2020


Предполагаемые результаты курса внеурочной деятельности

« За страницами учебника»

1.       Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах  поведения и общения; об истории своей семьи, Отечества, человечества; о народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки исследовательских проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

2.       Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к Отечеству, истории и культуре, труду, знаниям, своему внутреннему миру.

3.       Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.



















12


Сохранить у себя:
Программа внеурочной деятельности "За страницами учебника истории"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки