Программа внеурочной деятельности "Вектор доброты"

Программа по внеурочной деятельности "Вектор доброты"

Содержимое разработки


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АСТАПОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_______ Е.А.Ивацкая

Приказ № 154

от 30.08.2019 г.







Рабочая программа внеурочной деятельности

«Вектор доброты»

для 3 класса


(социальное направление)








Учитель: Ломтева Любовь Владимировна,

стаж работы 8 лет,

без категории.




Срок реализации программы – 1 год,

2019 – 2020 учебный год.


















  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности «Вектор доброты» для 3 класса разработана в соответствии со следующими нормативными документами:


План внеурочной деятельности разработан в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 2148-р;

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 года Пр.- 271;

  • федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 02 февраля 2011 года, регистрационный номер 19676);

  • федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 04 октября 2010 года № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 года, регистрационный номер 19682);

  • санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в действующей редакции от 25.12.2013 № 72);

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ, начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 01 февраля 2011 года № 19644);

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в действующей редакции от 29.12.2014 № 5);

  • письмо Минобрнауки РФ «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 19 апреля 2011 года № 03-255;

  • письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  • письмо Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России.;

  • Учебный план МБОУ «Астаповская основная общеобразовательная школа» на 2019 – 2020 учебный год;

  • Годовой учебный график на 2019 – 2020 учебный год.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Вектор доброты» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Комплексной модульной программы «Маленькая страна» / автор-составитель Т. А. Орлова/ и входит в социальное направление внеурочной деятельности.


Направление работы курса – социальное.


  1. Общая характеристика курса


Мы, волонтеры, себя любим и точно знаем, что делаем хорошие дела. Мы уверены в правильности собственной жизненной стратегии и мир для нас – гигантское пространство, предназначенное для реализации наших инициатив и гуманистических идей. Нам ясно, что именно мы делаем этот мир немного справедливее и добрее, а жизнь в нем лучше и проще. Не меньше, чем себя, мы любим других людей. Волонтерская судьба научила нас этому. Мы умеем понять чужие проблемы и можем предложить свою помощь в их преодолении. Не умеем мы одного – оставаться безучастными к жизни в целом и конкретным ее проявлениям. Мы так устроены.


Актуальность и педагогическая целесообразность программы обусловлена необходимостью восполнения дефицита гражданского социального знания школьника об общественных формах и ценностях, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, выполнит переход с обывательского на гражданский уровень социального знания.


Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Программа предполагает создание новой формы деятельности социального направления – добровольчество (волонтёрство). Добровольчество (волонтёрство) является мощным инструментом формирования и развития коммуникативных, организаторских качеств личности, закрепляет в человеке общечеловеческие нормы морали и нравственности.

Отличительная особенность предлагаемой программы заключается в вовлечении детей в общественно полезную работу через добровольческие акции.

Волонтёрский отряд является составной частью детского объединения «Маленькая страна». В детском объединении действует система самоуправления, которая решает вопросы оказания добровольческой помощи.

Программа предполагает работу с учащимися, проявляющими лидерские способности и повышенный интерес к участию в общественной работе.


3. Цель курса.


Цель: создание условий для поддержки общественной добровольческой инициативы, выявляющих и развивающих задатки и способности лидера, помогающих достичь успеха учащимся в общественной деятельности через реализацию социальных проектов.


4. Задачи курса

Задачи:


Задачи курса:

Обучающие:

  • развивать умения и навыки позитивного общения, организации и осуществления сотрудничества в решении социальных проблем;

Воспитывающие:

  • способствовать ранней профессиональной ориентации детей на профессии сферы «человек – человек» через проведение различных акций и мероприятий, направленных на улучшение социальной и экологической ситуации в городе.

Развивающие:

  • развивать умения и навыки позитивного общения, организации и осуществления сотрудничества в решении социальных проблем;

  • формировать социально-активную и творческую личность полезную обществу, способную заполнить свое свободное время позитивной деятельностью и добрыми делами.

    1. Место курса в учебном в учебном плане

Программа рассчитана на 34 часа для учащихся 3 класса.


    1. Формы проведения занятий

Ведущие формы и методы организации занятий: игра, проблемно-деловые ситуации, конкурсы-соревнования, практическая деятельность детей, коллективно-творческие дела, акции. Активные формы обучения совпадают с формами волонтерской деятельности, а именно: дебаты, праздники, проекты.

В содержании каждого занятия включается материал по формированию у детей навыков личной безопасности.


Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный

• наглядный

• практический


Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся занятия:

• фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися

• коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами

• в парах - организация работы по парам

• индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем

На занятиях не ставятся отметки, но оценивание обязательно. Способ оценки деятельности - как правило, устный. При изложении оценки учитель отмечает недостатки выполненной работы, но основной аспект делает на ее достоинства, чтобы у ребенка сформировалось ощущение успеха с нацеленностью на исправление недостатков.


Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётного слёта активистов-волонтёров с приглашением родителей детей, друзей, педагогов.

  • Акция, флешмоб;

  • Творческие задания;

  • Групповая работа;

  • Лекции;

  • Тренинги общения;

  • Игры;

  • Беседа;

  • ИНТЕРНЕТ-экскурсии;

  • Коллективные творческие дела;

  • Смотры-конкурсы, выставки

  • Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов


Основные понятия

  • добровольческая деятельность - способ самовыражения и самореализации детей, действующих на благо других людей;

  • социальное добровольчество - добровольческая деятельность, направленная на решение социальных проблем или задач людей, групп, общества;

  • детское добровольчество - практическая добровольческая деятельность детей по решению общественных проблем, осуществляемая без принуждения и оказывающая социализирующее влияние на субъект деятельности;

  • добровольческая акция - мероприятие добровольческой организации, главным человеческим ресурсом которого для достижения целей акции являются добровольцы.


Принципы

  • свободный выбор и добрая воля человека в проявлении личной активности в форме добровольческой деятельности (волонтёрство);

  • личное ответственное участие в организованной работе на основе доверия, солидарности и сотрудничества;

  • реальная определяемая польза от добровольческой деятельности и добровольного труда для других людей и общества в целом;

  • ненасильственный, гуманитарный характер добровольческой деятельности;

  • отсутствие материальной компенсации за добровольческую деятельность.


Мотивы

  • потребность в общении и стремление быть социально полезным другим людям;

  • потребность влиять и участвовать в социальных изменениях, желание реализовать себя, свои инициативы;

  • потребность в милосердии, доброте, подвижничестве и стремлении решать проблемы других людей и свои собственные;

  • потребность в получении знаний, дополнительной информации, контактах, навыках.


Виды и содержание деятельности

  1. Самообслуживание – дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.

  2. Волонтерская работа – забота о малышах, больных и престарелых. Шефство второклассников над первоклассниками. Уборка территорий школы.

  3. Разные трудовые операции. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Уход за памятниками. Изготовление игрушек и поделок.



Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.


Программа позволяет реализовать следующие подходы: компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный.



7. Планируемые результаты


Личностные результаты

    • ценностно-смысловая ориентация учащихся;

    • нравственно-этическое оценивание;

    • действие смыслообразования;

    • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • целеполагание;

  • волевая саморегуляция;

  • коррекция;

  • оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД:

  • выделение и формулирование учебной цели;

  • планирование деятельности для достижения результата;

  • анализ объектов;

  • синтез, как составление целого из частей;

  • классификация объектов;

  • доказательство

Коммуникативные УУД:

  • умение выражать свои мысли;

  • разрешение конфликтов, постановка вопросов;

  • планирование совместной деятельности;

  • управление поведением партнера: контроль, коррекция.


8. Содержание занятий.

1.Мои новые друзья

    1. Вводное занятие. Основные понятия волонтёрства. Цели и задачи волонтёрской деятельности.

    2. Развитие волонтёрства в нашем городе. Просмотр видеосюжетов о городе Тольятти. Обсуждение. Выявление проблемы «Что можно сделать сегодня, чтобы завтра стало лучше, чем вчера»

    3. Развитие волонтёрства в нашей школе. Оформление волонтёрского журнала материалами, отражающими историю развития волонтёрства в городе, школе. Субботник по уборке территории школы. КТД «Сделай свой дом красивым»


  1. Школа юного активиста

    1. Сущность и механизмы самоуправления. Понятие о сущности и механизмах развития деятельности органов самоуправления. История развития детского объединения в нашей школе.

    2. Создание волонтёрского отряда. Выборы актива. Мониторинг интереса учащихся. Деловая игра «Мы выбираем»

    3. Устав волонтёрского отряда. Эмблема. Разработка модели организационной структуры органов самоуправления (принципы, этический кодекс). Защита проекта модели.




  1. Планета Самоуправления

    1. Самообразование актива органов самоуправления. Содержание, методы и формы организации обучения и самообразования актива органов самоуправления волонтёрского отряда.

    2. Составление памяток активистам. Беседа о личностных качествах, способствующих успеху в волонтёрском деле. Разработка инструкций к выполнению «профессий» активистов.

    3. «Профессии» активистов. Тренинги по освоению навыков выполнения поручений (мастер – классы, организационно – деятельностные игры, ролевые игры). Формирование у ребят необходимых волевых и морально – психологических качеств. Приобретение навыков слаженной работы в составе группы

    4. Результаты деятельности органов самоуправления. На празднике «Планета Самоуправления» ребята в шуточной форме отчитаются о том, как научились выполнять свои «профессии».


  1. Новогодний марафон

    1. Изготовление открыток для ветеранов 20 квартала, для детей-сирот и опекаемых.

    2. Подготовка праздничного концерта для поздравления ветеранов 20 квартала «С праздником!»

    3. Поздравление с праздником детей-сирот и опекаемых. КТД «Рождественская мечта»

    4. Адресные поздравления с праздником ветеранов 20 квартала.


  1. Планета Нравственности

    1. Проблемно-ценностная дискуссия «Мы в ответе за тех, кого приручили». Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что нужно животным для хорошего самочувствия.

    2. Конструирование и изготовление кормушек. Проявление творчества, самодеятельности и смекалки в проектировании простейших кормушек для птиц.

    3. Акция «Развесь кормушки». Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как помочь другим ребятам полюбить животных.


  1. Планета SOS

  1. Просмотр и беседа по фильму о вредных привычках.

  2. Диспут «Вредные привычки». Понятие о здоровом образе жизни.

  3. Изготовление листовок для проведения акции.

  4. Акция «Мы против курения!» Активизировать социальную агитацию за здоровый

образ жизни.

  1. Заповедная планета

    1. Конкурс эрудитов «Как живёшь ты, отчий дом?» Просмотр и беседа по документальному фильму о родном городе. Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного города, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.

    2. Дискуссия «Наш город завтра». Роль каждого человека в улучшении жизни города. Обсуждение с учащимися сложившейся ситуации и возможности изменить её.

    3. Акция «Памятник». Уборка аллеи Памяти 20 квартала.


  1. День рождения планеты

    1. Оформление результатов волонтёрской деятельности на стенде «Вектор доброты». Участие в подготовке тематической выставки.

    2. Акция «Внимание, ветеран!» Поздравление ветеранов на дому.

    3. Акция «Чистый четверг»


  1. Фестиваль достижений

    1. Диспут «Можно ли назвать меня волонтёром?» Совместный анализ деятельности каждого участника волонтёрского отряда, его вклада в общее дело.

    2. Подготовка программы к слёту активистов. Подготовка презентации о результатах работы волонтёрского отряда. Определение авторов выступлений, состава гостей. Оформление помещения.

    3. Слёт активистов-волонтёров организуется как общешкольный праздник с вручением наград – грамот.


9. Основные требования к уровню подготовки учащихся


Планируемые результаты реализации программы:

Результаты первого уровня:

Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

Приобретение школьниками знаний об истоках нравственности человека, основных общечеловеческих ценностях и нормах поведения


Результаты второго уровня:

Формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;

Развитие ценностных отношений школьника к своему Отечеству, его истории и культуре, героическим страницам его прошлого;

Развитие ценностных отношений школьника к Земле, человеку, к человеческой жизни вообще.

Результаты третьего уровня:

Приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия;

Участие в гражданских акциях;

Опыт организации совместной деятельности с другими детьми;

Волонтёрская деятельность

Общение с представителями других социальных групп


Главный ожидаемый результат – личность ребёнка, обладающая личностно – значимыми качествами (осознание себя, гордость, уверенность, креативность, толерантность, компетентность, мобильность) и социально - значимыми (патриотизм, гражданственность), способного решать поставленные перед ними задачи и преодолевать трудности.

Видимым, ощутимым результатом программы внеурочной деятельности «Вектор доброты» станет: создание волонтёрского отряда, обладающего собственной атрибутикой, самоуправлением.


II. Учебно – тематический план


Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

1

Вводное занятие. Основные понятия волонтёрства. Цели и задачи волонтёрской деятельности.

05.09


2

Развитие волонтёрства в нашем городе.

12.09


3

Развитие волонтёрства в нашей школе.

19.09


4

Сущность и механизмы самоуправления.

26.09


5

Создание волонтёрского отряда. Выборы актива.

03.10


6

Устав волонтёрского отряда. Эмблема.

10.10


7

Самообразование актива органов самоуправления.

17.10


8

Составление памяток активистам.

24.10


9

«Профессии» активистов.

07.11


10

Результаты деятельности органов самоуправления.

14.11


11

Изготовление открыток для ветеранов 20 квартала, для детей-сирот и опекаемых.

21.11


12

Подготовка праздничного концерта для поздравления.

28.11


13

Поздравление с праздником детей-сирот и опекаемых.

05.12


14

Поздравление с праздником ветеранов 20 квартала.

12.12


15

Проблемно-ценностная дискуссия «Мы в ответе за тех, кого приручили»

19.12


16

Конструирование и изготовление кормушек.

26.12


17

Акция «Развесь кормушки».

16.01


18

Просмотр и беседа по фильму о вредных привычках.

23.01


19

Диспут «Вредные привычки».

30.01


20

Изготовление листовок для проведения акции.

06.02


21

Акция «Мы против курения!»

13.02


22

Конкурс эрудитов «Как живёшь ты, отчий дом?»

20.02


23

Дискуссия «Наш город завтра».

27.02


24

Акция «Памятник».

05.03


26

Оформление результатов волонтёрской деятельности на стенде «Вектор доброты».

12.03


27

Акция «Внимание, ветеран!»

19.03


28

Акция «Чистый четверг».

02.04


29

Диспут «Можно ли назвать меня волонтёром?»

09.04


30

Подготовка программы к слёту активистов.

16.04


31

Слёт активистов-волонтёров.

23.04


32

Просмотр документального фильма о вредных привычках.

30.04


33-34

Резерв

07.05

14.05

21.05


Итого 34 часа



IV. ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ


Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётного слёта активистов-волонтёров с приглашением родителей детей, друзей, педагогов.


Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

    • самостоятельность работы;

    • осмысленность действий;

    • разнообразие освоенных задач.

Социальная деятельность предусматривает поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Информационно-публицистический бюллетень «Просвещение». Выпуск № 3, март 2010, с.7

  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.

  3. Григорьев Д.В., Б.В. Куприянов. Программы внеурочной деятельности. Социальное творчество. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.

  4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010.

  5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Стандарты второго поколения под редакцией В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования науки от 06.10.2009, № 373























11


Сохранить у себя:
Программа внеурочной деятельности "Вектор доброты"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки