Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №56 Кировского района Волгограда»
Введена в действие приказом директора МОУ СШ № 56 от________________№________ Директор МОУ СШ № 56 _____________Л. В. Гончарова | Утверждена на заседании педагогического совета протокол №_____ от____________ председатель педагогического совета Директор МОУ СШ № 56 ___________Л. В. Гончарова
|
|
|
Дополнительная общеобразовательная программа
«Школа первой помощи»
(направленность социально-педагогическая)
Для учащихся: 13 – 14 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель программы: Антонова Светлана Алексеевна,
педагог дополнительного образования
Волгоград, 2019
Раздел І. "Комплекс основных характеристик образования". Пояснительная записка
С необходимостью помочь человеку при внезапном травмировании или возникновении заболевания в наше время приходится сталкиваться достаточно часто. Сама окружающая среда мегаполиса является агрессивной: дорожно-транспортные происшествия, в которых риск получить травму испытывают все участники процесса (водители, пассажиры, пешеходы), агрессивно настроенные группы граждан, техногенные аварии и катастрофы (утечка аварийно-химически опасных веществ, обрушения зданий и конструкций, сосулек), террористические акты (взрывы), пожары. В природной среде при проведении досуга также существует множество травмирующих факторов и травм опасных действий: травмы на воде, солнечные и тепловые удары, контакт с ядовитыми и опасными животными и растениями, получение травм при катании на качелях, детских горках. В быту при несоблюдении элементарных норм техники безопасности население провоцирует получение внезапного расстройства здоровья при отравлении препаратами бытовой химии и пищевом отравлении, падении с высоты, электротравм, получение травм при неосторожном обращении с огнем, колющими и режущими предметами, неграмотном использовании пиротехники. Занимаясь по программе «Первая медицинская помощь», обучающиеся приобретут знания, умения и навыки по основам первой помощи при травмах различного характера, полученных как в чрезвычайных ситуациях, так и в быту, по основам гигиены. Кроме того, в программе заложены воспитательные и развивающие задачи, направленные на формирование социально-активной личности с четкой гражданско-патриотической позицией. Особое внимание уделено формированию умения сострадать, быть милосердным.
Эти знания будут полезны школьникам, планирующим в дальнейшем поступление в медицинские учебные заведения. Ребята также могут посещать кружок с целью получения элементарных навыков оказания первой помощи, так как практическая часть курса в полной мере подразумевает данную возможность.
Дополнительная образовательная программа «Школа первой помощи» по характеру изменений, внесенных учреждением согласно собственной образовательной концепции – модифицированная; по целевой направленности – специальная; по тематической направленности – социально – педагогическая; по форме организации – групповая; по нормативным срокам реализации – годичная; по структуре – линейная; по возрастному уровню детей – 13-14 лет.
Направленность образовательной программы социально - педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта. Программа определяет пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Новизна. Программа создана исходя из запросов современного общества. В ней рассматривается материал, который недостаточно глубоко рассматривается в школьном курсе биологии и основ безопасности жизнедеятельности.
Актуальность. Проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Потеря здоровья у молодых девушек и юношей становится угрозой для здоровья нации, что не может не сказаться на демографическом потенциале страны, поэтому охрана здоровья – важная государственная задача. Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек, а «болезни поведения» стали проблемой современности. Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, поэтому необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье. Программа способствует углублению знаний школьников по основам медицинских знаний, выработке дополнительных умений и навыков диагностирования заболеваний, оказания первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим, выполнению некоторых предписаний врача по уходу за больным. С другой стороны, программа направлена на углубление понимания школьников биохимических и физиологических процессов, протекающих на уровне организма человека, различения нормы и патологии. На сегодняшний день в школах России нет универсальной системы массового обучения медицинским аспектам оказания первой помощи. Информацию об опасности тех или иных состояний, охраны здоровья и медицинской терминологии современный человек получает из научно-популярной литературы или теле- и радиопередач, которые зачастую носят формальный характер. Не секрет, какими колоссальными потерями оборачивается подобное невежество для каждого из нас, сколько человеческих жизней уносится из-за безграмотности тех, кто оказывается рядом с пострадавшим. Для решения этой проблемы предлагается программа «Школа первой помощи», назначение которой - дать ту сумму неформальных знаний и навыков, которые позволят каждому человеку сохранить своё здоровье и оказать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Педагогическая целесообразность. Занятия по программе способствуют овладению школьниками системой медицинских знаний. Материалы данной программы знакомят школьников с процессами, происходящими в организме человека, с гигиеническими правилами, направленными на сохранение здоровья людей, то есть дополняет базовый курс, полученные ранее на уроках биологии и ОБЖ, а также включает новые знания, не входящие в базовую программу. Содержание программы направлено на обеспечение эмоционально-целостного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о правилах оказания первой медицинской помощи, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности. Программа включает как теоретические, так и практические знания, и они должны быть научными и доступными для понимания. Полученные учащимися знания позволят укрепить им здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздоровительные традиции как условие укрепления нравственных устоев личности. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек - важный шаг к сохранению здоровья и работоспособности.
Отличительные особенности программы. Содержание программы имеет особенности, обусловленные, задачами развития, обучения и воспитания учащихся, социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств, психологическими возрастными особенностями учащихся. Содержание и структура курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьников, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к людям.
Отличительные особенности программы:
- успешность: обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат – осознанное поведение в реальных опасных условиях.
- доступность: учебный материал должен быть изложен в доступной форме.
- наглядность: при обучении личной безопасности необходимы наглядные средства: плакаты, видеофильмы, чтобы дети могли увидеть, услышать и потрогать, тем самым реализовав потребность в познании.
- единство воспитания и обучения: на всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру безопасности. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства.
Адресат программы. Программа «Школа первой помощи» рассчитана на учащихся средней ступени обучения, которые проявляют определенный интерес к медицине.
Возрастная группа: 13- 14 лет.
Особенности возраста детей, на которых рассчитана программа.
Подростковый возраст (13-14 лет) — период взросления, промежуточный между детством и взрослостью. После его окончания подросток обретает зрелость, характеризующуюся физическим, эмоциональным, социальным и интеллектуальным развитием. Подростковый возраст описывается как парадоксальный, противоречивый: чрезмерная активность сменяется усталостью, весёлость — унынием, уверенность в себе — застенчивостью, эгоизм чередуется с альтруистичностью, стремление к общению — с замкнутостью.
В подростковом возрасте активно развивается самосознание. Подросток начинает размышлять не только о внешних событиях, но и собственных мыслях, чувствах и поступках. У него появляется способность смотреть на себя со стороны, глазами других людей и самостоятельно оценивать свои достоинства и недостатки. Очень важным для подростка является представление о своём теле, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «женственности» и «мужественности». Своеобразие подросткового возраста связано с быстрыми физиологическими изменениями, вызванными половым созреванием. Подросток не всегда готов принять эти изменения (увеличение массы, изменение пропорций). Это может стать причиной серьёзных переживаний.
Благодаря развитию мышления подросток становится способным предвидеть и прогнозировать последствия событий, в том числе своего поведения. Расширение мыслительных возможностей приводит к таким важным последствиям, как создание кумиров и идеалов (об устройстве общества, семьи, законодательства), и к более или менее ярко выраженному бунту против мира взрослых, далекого от идеала.
Большую значимость приобретает потребность в установлении дружеских взаимоотношений со сверстниками. Освобождаясь от родительской опеки, подросток теряет возможность удовлетворять потребность в эмоциональной поддержке в общении с родителями. Теперь эта потребность удовлетворяется в отношениях со сверстниками.
Не менее важной является потребность в принадлежности к группе, в признании сверстниками. Подростки хотят нравиться сверстникам и хотят быть принятыми в привлекательную для них группу. Отношения со сверстниками сильно влияют на самооценку, особенно в раннем подростковом возрасте. Становясь старше, подростки становятся способными противостоять психологическому давлению сверстников. Сообщество сверстников играет важную роль в достижении независимости, поскольку оно находится вне строгого контроля взрослых (это касается вопросов музыкальных предпочтений, стиля одежды, образа поведения на молодёжных тусовках).
Подростки уделяют большое значение одежде и внешности. В одежде отражается стремление подростков к выражению себя и своей принадлежности к определенной группе.
Состав группы: 12 учащихся.
Расписание занятий составляется в соответствии с требованиями устава учреждения.
Уровень программы, объем и сроки реализации программы. Уровень программы – ознакомительный. Форма обучения – очная. Программа рассчитана на 1 год обучения. Всего часов в год 72. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность одного занятия – 45 минут.
Особенности организации образовательного процесса. Состав группы – постоянный. Занятия групповые. Группы учащихся одного возраста.
1.Организационный период (организация кружка, выработка единых норм и
методов поведения, ТБ, обновление оборудования)
2.Основной период (изучение основ медицины, практика и проектные работы, творческие дела).
Формы и методы проведения занятий.
Формы занятий: лекция, дискуссия, диспут, экскурсия, круглые столы, деловые и ролевые игры, тренинг, выставка, творческие отчеты, соревнования, конкурс, защита проектов, «мозговой штурм», игра-путешествие, эстафета, презентация, турнир.
Виды деятельности: создание и состав кружка, ТБ, изучение правил гигиены, ЗОЖ и пропаганда их в классах; встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике, проведение практических занятий по медицине, создание проектов; участие в различных конкурсах тематической направленности; проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.
Цель: расширение знаний по медицине и использование их для оказания первой медицинской помощи.
Задачи:
1. Формирование у обучающихся прочных и осознанных навыков оказания первой доврачебной медицинской помощи;
2. Формирование алгоритма оптимальных действий в опасной и чрезвычайной ситуации различного характера.
3. Актуализация знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека.
4. Формирование знаний о симптомах некоторых, наиболее часто встречающихся
патологических состояний человека.
5. Формирование умений оказывать неотложную медицинскую помощь.
6. Формирование у учащихся правильного отношения к своему здоровью.
7.Определение и закрепление профориентационных склонностей школьников, направленных на освоение в дальнейшем биологических, медицинских специальностей.
Учебный план.
№ | Наименование раздела | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теоретические | Практические | |||
1 | Введение
| 3 | 3 | 0 | Викторина |
2 | Личная гигиена
| 5 | 4 | 1 | Кроссворд |
3 | Инфекционные заболевания. Меры их предупреждения. Пищевые отравления
| 7 | 6 | 1 | Викторина |
4 | Оказание первой медицинской помощи.
| 33 | 15 | 18 | Тест |
5 | Медицина и здоровье
| 8 | 5 | 3 | Тест |
6 | Основы здорового образа жизни | 16 | 13 | 3 | Рисунок
|
Итого | 72 | 46 | 26
|
|
Планирование занятий программы «Школа первой помощи».
№ | Тема занятий | Описание теоретического и практического материала | Кол-во часов | Форма контроля | Дата проведения | ||||
План | Факт | ||||||||
Тема 1.Введение (3ч). | |||||||||
1 | Понятие милосердие | Цель, задачи и содержание программы. Организация теоретического и практического обучения: правила внутреннего распорядка, режим занятий, правила поведения и безопасного труда в учебном классе, на рабочем месте. Понятие милосердие. | 1 | Опрос |
|
| |||
2 | Виды медицинской и доврачебной помощи | Иметь представление о средствах оказания первой доврачебной помощи. Познакомиться с содержанием медицинской (домашней) аптечки. | 1 | Тест |
|
| |||
3 | Личная и общественная гигиена
| Гигиена как наука о сохранении здоровья людей. Факторы внешней среды и их влияние на здоровье людей. Роль проветривания и влажной уборки в комнате. Текущая и генеральная уборка. | 1 | Викторина |
|
| |||
Тема 2. Личная гигиена (5 ч). | |||||||||
4 | Основы личной гигиены
| Гигиена как наука о сохранении здоровья людей. Личная гигиена подростка. | 1 | Кроссворд
|
|
| |||
5 | Гигиена кожи | Гигиеническое значение ухода за кожей, волосами, ногтями. Правила ухода за волосами. | 1 | Практическое занятие |
|
| |||
6 | Гигиена питания
| Значение для человека распорядка дня, режима питания. Правила ухода за полостью рта. | 1 | Опрос |
|
| |||
7 | Гигиена воды | Значение для человека питьевой воды. | 1 | Опрос |
|
| |||
8 | Гигиена одежды | Значение для человека чистой одежды. | 1 | Кроссворд |
|
| |||
Тема 3. Инфекционные заболевания. Меры их предупреждения. Пищевые отравления (7ч) | |||||||||
9 | Понятия об инфекционных болезнях. | Иметь представление о профилактике инфекционных болезней, их предупреждении. |
1 1 | Тест |
|
| |||
10 | Респираторные и простудные заболевания. | Профилактика ОРЗ, ОРВИ. Значение закаливания. Предупреждение простудных заболеваний. | 1 | Тест |
|
| |||
11 | Правила ухода за больными. | Значение для человека распорядка дня, режима питания, активного отдыха, сна. Гигиеническое значение ухода за кожей, волосами, ногтями, полостью рта. Значение своевременной смены постельного и нательного белья. Гигиена питания. Физиологические нормы питания. Белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины. Режим питания. Пищевые отравления и их профилактика. Кормление больного. | 1 | Ролевая игра |
|
| |||
12 | Профилактика инфекционных болезней. | Иметь представление о профилактике инфекционных болезней | 1 | Опрос |
|
| |||
13 | Значение дезинфекции. | Знать о необходимости и назначении дезинфекции. | 1 | Кроссворд |
|
| |||
14 | Отравления препаратами бытовой химии.
| Различать предметы бытовой химии. Знать приемы оказания первой доврачебной помощи при отравлениях препаратами бытовой химии.
| 1 | Тест |
|
| |||
15 | Пищевые отравления, меры предупреждений и первая помощь. | Виды первой доврачебной помощи при пищевых отравлениях. Знать приемы оказания первой доврачебной помощи при пищевых отравлениях. | 1 | Викторина |
|
| |||
Тема 4 Оказание первой медицинской помощи. (33 ч) | |||||||||
16 | Значение первой помощи и правила её оказания. | Сущность и задачи первой медицинской помощи (ПМП). | 1 | Опрос |
|
| |||
17 | Последовательность оказания первой помощи
| Правила оказания первой медицинской помощи. | 1 | Опрос |
|
| |||
18-19 | Cпocoбы иcкyccтвeннoгo дыхaния. Нeпpямoй мaccaж cepдцa | Иметь представление о спocoбах иcкyccтвeннoгo дыхaния и непрямого массажа сердца. | 2 | Практическое занятие |
|
| |||
20 | Укусы собак. | Первичная обработка раны. Направление пострадавшего в травмпункт для оказания помощи и решения вопроса о проведении прививок против бешенства. | 1 | Кроссворд |
|
| |||
21 | Укусы ядовитых змей. | Зависимость состояния от места укуса змеи. Наибольшая опасность от укуса в шею, голову при прокусывании вен. Помощь, удаление яда из раны, госпитализация. | 1 | Тест |
|
| |||
22 | Укусы насекомых | Общая картина в зависимости от дозы яда и индивидуальной чувствительности (числа укусов). Общие симптомы, первая помощь, удаление жала, обработка раны, прикладывание холода. | 1 | Викторина |
|
| |||
23 | Отравление ядовитыми грибами | Классификация пищевых отравлений. Первая помощь. Промывание желудка. | 1 | Опрос |
|
| |||
24 | Понятия о ранах. | Виды кровотечений. Оказание первой помощи. | 1 | Индивидуальные карты |
|
| |||
25
| Классификация ран и их осложнения. | Классификация ран. Оказание первой медицинской помощи.
| 1 | Практическое занятие |
|
| |||
26 | Классификация ран и их осложнения. | Классификация ран. Оказание первой медицинской помощи.
| 1 | Практическое занятие |
|
| |||
27 | Первая помощь при кровотечениях.
| Иметь представление о кровотечение и его видах. Уметь отличить по признакам артериальное и венозное кровотечение; угрожающее жизни и неопасное кровотечения. | 1 | Практическое занятие |
|
| |||
28 | Первая помощь при кровотечениях.
| Способы временной остановки кровотечений. Правила наложения жгута, ватно- марлевой повязки. | 1 | Практическое занятие |
|
| |||
29 | Правила наложения стерильных повязок на рану.
| Знать правила использования перевязочных материалов, дезинфицирующих средств. Правила хранения. Уметь пользоваться перевязочными материалами. | 1 | Практическое занятие |
|
| |||
30 | Понятие о переломах.
| Опасность и последствия переломов для человека. Оказание доврачебной помощи при переломах. | 1 | Тест |
|
| |||
31 | Первая помощь при ожогах.
| Оказание доврачебной помощи при ожогах. | 1 | Опрос |
|
| |||
32 | Первая помощь при солнечном и тепловом ударах. | Оказание доврачебной помощи при солнечном и тепловом ударах | 1 | Викторина |
|
| |||
33 | Первая помощь при обморожении и охлаждении. | Ожоги, причины, виды, степени. Оказание первой медицинской помощи. Обморожение. Воздействие низких температур на организм. Первая помощь. | 1 | Практическое занятие |
|
| |||
34 | Обморок | Основы оказания ПМП при обмороке. | 1 | Опрос |
|
| |||
35 | Обморок | Измерение артериального давления. | 1 | Практическое занятие |
|
| |||
36 | Вывихи, переломы, ушибы, растяжения. | Вывихи - врожденные, приобретенные. Переломы - закрытые, открытые. | 1 | Кроссворд |
|
| |||
37 | Вывихи, переломы, ушибы, растяжения. | Оказание ПМП с использованием подручных средств для иммобилизации конечностей. ПМП при ушибах и растяжениях. | 1 | Практическое занятие |
|
| |||
38 | Беда на воде. Первая помощь. | Утопление. Профилактика. Первая помощь. | 1 | Практическое занятие |
|
| |||
39 | Удушье. | Удушье. Отравление угарным газом. Общие правила оказания первой медицинской помощи.
| 1 | Викторина |
|
| |||
40 | Электротравма. | Остановка дыхания. Соблюдение мер личной безопасности при оказании медицинской помощи.
| 1 | Опрос |
|
| |||
41 | Травмы. | Понятие о травматических повреждениях (черепно-мозговая травма). Причины травматизма.
| 1 | Опрос |
|
| |||
42 | Травмы | Травматический шок, оказание ПМП. | 1 | Практическое занятие |
|
| |||
43 | Первая помощь при несчастных случаях. | Что следует знать об оказании первой доврачебной помощи при травмах и несчастных случаях. Знать общие правила оказания первой доврачебной помощи.
| 1 | Практическое занятие |
|
| |||
44 | Аптечка первой помощи. | Наличие аптечки первой помощи на предприятиях и транспорте. Необходимые лекарственные препараты, перевязочные материалы, инструментарий. Обозначение аптечек первой помощи.
| 1 | Практическое занятие |
|
| |||
45-46 | Препараты и материалы аптечки первой помощи | Состав аптечки Необходимые лекарственные препараты, перевязочные материалы, инструментарий. Обозначение аптечек первой помощи.
| 2 | Практичес-кое занятие |
|
| |||
47-48 | Перевязочные материалы, дезинфицирующие средства. | Виды перевязочных материалов, дезинфицирующих средств. Правила хранения. Уметь пользоваться перевязочными материалами
| 2 | Практичес-кое занятие |
|
| |||
Тема 9. Медицина и здоровье. (8 ч) | |||||||||
49 | История медицины | История развития отраслей медицины: хирургии, педиатрии, терапии и других. Медицина и цивилизация. История Красного Креста в России. Герои - медики Великой Отечественной войны. | 1 | Рисунок |
|
| |||
50-51 | Иммунитет и способы укрепления. | Виды иммунитета: естественный и приобретенный. Профилактические прививки. Календарь прививок. Правила вакцинации и ревакцинации. | 2 | Опрос. Тест |
|
| |||
52 | Детские инфекции.
| Понятие об инфекциях. Гигиенические мероприятия. | 1 | Ролевая игра
|
|
| |||
53 | Здоровье подростка | Здоровье как предпосылка и условие достижения жизненных целей и предназначение человека. | 1 | Викторина |
|
| |||
54 | Вредные привычки или здоровье – выбирайте сами. | Понятие о вредных привычках. Формирование здоровых привычек | 1 | Тест |
|
| |||
55 | Питательные вещества, их характеристика.
| Ценность пищевых продуктов. Микро- и макроэлементы: биологическая роль. | 1 | Тест |
|
| |||
56 | Народная медицина – лечение травами. Мед – лекарство и «пища», продлевающая жизнь. | Понятие о народной медицине. Понимать необходимость здорового питания, правильного образа жизни для полноценной жизни | 1 | Практическое занятие |
|
| |||
Тема10. Основы здорового образа жизни. (16 ч) | |||||||||
57 | Что такое ЗОЖ | Понятие ЗОЖ. Понимать необходимость здорового питания, правильного образа жизни для полноценной жизни | 1 | Рисунок |
|
| |||
58-59 | Режим учебы и отдыха подростков. Профилактика переутомления | Понимать необходимость здорового питания, правильного образа жизни для полноценной жизни. Режим дня подростка | 2 | Опрос Викторина |
|
| |||
60 | Умственная и физическая работоспособность | Влияние образа жизни на работоспособность организма подростка | 1 | Опрос |
|
| |||
61 | Влияние комнатных растений на здоровье человека | Роль комнатных растений в жизни человека | 1 | Практическое занятие |
|
| |||
62 | Шум и здоровье человека. | Факторы, влияющие на здоровье человека. Тишина и шум. | 1 | Викторина |
|
| |||
63 | Физическая культура и спорт | Необходимость занятий спортом и физкультурой. | 1 | Опрос |
|
| |||
64 | Закаливание организма. | Что такое закаливание? Правила использования факторов окружающей среды для закаливания организма. | 1 | Кроссворд |
|
| |||
65 | Движение и здоровье | Движение – залог здоровья. | 1 | Опрос |
|
| |||
66 | Различные виды нарушений осанки и причины их возникновения. | Правильная осанка. Нарушение осанки. Последствия | 1 | Опрос |
|
| |||
67 | Телевизор и компьютер – ваши друзья и враги. | Правила использования телевизора и компьютера. Режим работы. | 1 | Опрос |
|
| |||
68 | Правильное питание | Правильное питание – основа здорового образа жизни и профилактика заболеваний. | 1 | Викторина |
|
| |||
69 | Значение правильного питания для подростков. | Необходимость правильного питания для полноценного развития подростков. | 1 | Практическое занятие |
|
| |||
70 | Современные методы оздоровления | Виды оздоровления. | 1 | Практическое занятие |
|
| |||
71 | Развитие и изменения организма подростка | Физическое и нравственное взросление человека. | 1 | Опрос |
|
| |||
72 | Итоговое занятие. | Повторить пройденный материал. Провести тестирование. | 1 | Тест |
|
|
Планируемые результаты.
Предметные результаты:
-освоение правил оказания первой доврачебной медицинской помощи при различных видах повреждений;
-умение анализировать возможные последствия различных повреждений и травм;
-отработка приемов оказания первой доврачебной медицинской помощи;
-овладение манипуляционной техникой.
Личностные результаты:
-развитие любознательности;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
-воспитание ответственного отношения к своему здоровью;
-усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
-формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
-усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории;
-образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
-формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
-формирование гармонично развитой личности с активной гражданской позицией, обладающей желанием и необходимыми навыками для преобразовательной деятельности в области профилактики травматизма, инфекционных болезней и последствий нездорового образа жизни;
-формирование таких нравственных качеств, как милосердие, сострадание, соучастие;
-формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни;
-воспитание ответственного отношения к личному здоровью и здоровью окружающих.
Метапредметные результаты:
-умение работать с разными источниками медицинской информации
умение сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих.
В результате освоения содержания кружка у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных. коммуникативных, личностных).
- Познавательные УУД: в предлагаемом курсе кружка изучаемые определения и
правила становятся основой формирования умений выделять признаки и свойства
объектов. В процессе поиска решения у учеников формируются и развиваются основные
мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.),
умения различать разнообразные явления, обосновывать этапы решения учебной задачи.
производить анализ и преобразование информации.
- Регулятивные УУД: содержание кружка позволяет развивать и эту группу умений. В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности. планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.
- Коммуникативные УУД: в процессе изучения материала кружка осуществляется
знакомство с медицинским языком, формируются речевые умения: дети учатся
высказывать суждения с использованием медицинских терминов и понятий.
формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности
или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.
Раздел № 2 "Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации"
Календарный учебный график программы.
1 этап 02.09.2019 – 26.10.2019
2 этап 05.11.2019 – 28.12.2019
3 этап 08.01.2020 – 25.03.2020
4 этап 01.04.2020 – 23.05.2020
Количество учебных недель: 36
Продолжительность каникул:
27.10.2019 – 04.11.2019
29.12.2019 – 07.01.2020
27.03.2020 – 02.04.2020
Условия реализации программы.
Материально – техническое обеспечение.
Имеется специально оборудованный кабинет для занятий.
Оборудование и материалы:
- тематические папки 2 шт.
- наглядные пособия, изготовленные педагогами и детьми, а также готовые наглядные
пособия 5 шт.
- методические разработки мероприятий 3 шт.
- компьютер 4 шт.
- коллекции, наборы таблиц 2 шт.
- бинт 7 шт.
- жгут 7 шт.
- шины 2 шт.
- аптечка первой помощи 2 шт.
- кукла (пупс) – 2 шт.
- робот – тренажер 1 шт.
Информационное обеспечение:
Интернет – ресурсы.
https://www.koob.ru/vigodsky_v_l/
https://www.medien.ru/
https://www.nauki-online.ru/
https://www.health.mail.ru/
https://www.medicusamicus.com/
https://wptmp.ru/work/work-program
Кадровое обеспечение
Антонова Светлана Алексеевна, педагог дополнительного образования
Формы аттестации – промежуточная и итоговая.
Оценочные материалы.
Опрос дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы в целом, уровень тревожности учащихся.
Тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.
Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.
Методические материалы
Методы и формы организации образовательного процесса.
Использование методов на занятиях:
- методы практико-ориентированной деятельности (упражнения, тренинги);
- словесные методы (объяснение, беседа, диалог, консультация);
- метод наблюдения (визуально, зарисовки, рисунки);
- наглядный метод: метод иллюстраций: показ плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске;
- метод демонстраций: демонстрация опытов, компьютер;
- практические: упражнения.
Особая группа – это активные методы обучения: методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.
Использование учителем активных методов обучения предполагает:
- глубоко продуманные учебные цели;
- высокий уровень включенности учеников;
- анализ и обсуждение приобретённого детьми опыта или полученной информации.
Использование различных форм организации образовательного процесса:
- занятия в кабинете (тематические, игровые, интегрированные, итоговые);
- фронтальная (коллективная);
- групповая;
- индивидуальная.
При фронтальной форме организации учебной деятельности педагог работает со всей группой. Но, в отличие от урочной деятельности, на кружке царит более раскрепощённая, доверительная обстановка, и все дети с удовольствием включаются в учебный процесс, могут высказать своё мнение, поделиться опытом. Допускается свободный диалог.
Следующая форма организации учебной деятельности – групповая. Индивидуальная форма – применяется постоянно. Школьники готовят доклады, рефераты, выступления, участвуют в различных конкурсах. Работают по индивидуальным заданиям с дидактическим материалом, проводят практическую работу (наблюдения, опыты).
По окончании каждой темы проводятся: опрос, зачёт, защита рефератов.
Литература.
Список литературы для учителя.
Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации».
Концепция развития дополнительного образования детей.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО».
Абаскалова Н.П «Здоровью надо учиться» М.: Дрофа, 2016
Баиров Г.А. Травмотология детского возраста. Л.: Медицина, 2016.
Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. «Основы медицинских знаний» М.: Астрель, 2014
Воробьев Ю.Л. «Основы безопасности жизнедеятельности» М.:, Астрель, 2013
Выготский JI.C. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 2017.
Гоголева М.И. «Основы медицинских знаний учащихся» М.: Просвещение, 2015
Завьялов В.Н., Гоголев М.И., Мордвинов В.С. «Медико-санитарная подготовка учащихся»
М.: Просвещение, 2013
Курцева П.А. «Медико санитарная подготовка учащихся» М.: Просвещение, 2019.
Мишин Б.И. «Настольная книга учителя ОБЖ», М.:Астрель, 2013
Немсадзе В.П., Амбернади Г.А. Детский травматизм. М.: Советский спорт, 2014
Первая доврачебная помощь: Учебное пособие. М: Просвещение, 2013
Список литературы для учащихся:
Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. М.: Медицина, 2013
Ганатасова Л.П, Гольнева Д.П «Человек и окружающая среда» М.: Просвещение, 2017
Сонин Н.И., Сапин М.Р «Биология. Человек» М.: Дрофа, 2014
Цорионов В.Т. «Первая помощь при дорожно-транспортных происшествиях», М.: Астрель, 2015
Список литературы для родителей:
Сергеев Б.Ф «Занимательная физиология» М.: Просвещение, 2014
Сидоренко Г.И. Гигиена окружающей среды. М.: Дрофа 2014
Энциклопедия «Народная медицина» Общие болезни. Т. 1,2. раздел 1 «Как вырастить ребёнка здоровым?». М.: АНС, 2013.