Пояснительная записка.
Программа «Мир растений» обще – интеллектуального направления ориентирована на обучающихся 6 класса МОБУ СОШ с.Воскресенское, изучающих биологию в рамках ФГОС.
Программа внеурочной деятельности по биологии «Мир растений» соответствует целям ФГОС. На изучение биологии в 6 классе выделен 1 час. На практическую часть программы выделено минимальное количество времени. Учащиеся именно этого возраста отличаются своей любознательностью, непосредственностью, готовностью к восприятию информации, выходящей за рамки учебника. В результате внеурочной деятельности происходит расширение знаний учащихся, формирование и развитие положительной учебной мотивации, осознание необходимости приобретаемых знаний, умений, навыков. Предлагаемая программа направлена на формирование у обучающихся интереса к изучению биологии, развитие любознательности, расширение знаний об окружающем мире, умению применить полученные практические навыки и знания на практике.
Программа «Мир растений» предусматривает наряду с изучением теоретического материала проведение практических и лабораторных работ, экскурсий. Системно – деятельностный подход реализуется в процессе формирования УУД. Обязательное условие данной программы – организация исследовательской деятельности.
На реализацию программы отводится 34 часа (1 час в неделю).
Ожидаемые результаты.
Личностные
сформированность экологически грамотного отношения к живой природе;
развитие интеллектуальных способностей (умения сравнивать, анализировать, рассуждать, делать выводы и т.п.)
Метапредметные
овладение умениями определять проблему, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, наблюдать, доказывать;
умение работать с различными источниками информации;
Предметные
Познавательная сфера:
выделение отличительных признаков живых организмов;
определение роли биологии в практической деятельности человека;
умение сравнивать биологические объекты и процессы
овладение методами изучения живой природы: наблюдения, измерения, эксперимента;
Ценностно – ориентационная сфера:
знание правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;
Трудовая сфера:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
знание правил работы с лабораторным оборудованием;
Эстетическая сфера:
умение оценивать живую природу с точки зрения эстетики.
Цель программы: формирование и развитие познавательного интереса к биологии как к науке о живой природе.
Задачи :
Создать условия для знакомства учащихся с многообразием окру жающего растительного мира. Отметить значимость растений для всего живого и для жизни человека.
Помочь учащимся осознать практическую и личностную значимость разнообразия животных и его значения для всего окружающего мира и человека.
Содействовать развитию у школьников умения работать на практике с наглядным материалом (гербарии, рисунки, иллюстрации, таблицы, муляжи, живые объекты растений, грибов и животных).
Создать условия для знакомства учащихся с основными методиками изучения объектов живой природы. Закрепить правила поведения на экскурсии, познакомить с выполнением лабораторных и практических работ, самостоятельных исследований.
Обеспечить условия для воспитания и развития чувства личной ответственности за природу родного края и бережного отношения к ней. Содействовать знакомству с краснокнижными объектами Республики Башкортостан среди представителей растений и животных.
Помочь развитию у школьников культуры обращения и ухода за комнатными растениями и домашними животными.
Способствовать развитию необходимых практических навыков грамотного обращения с живой природой: принципы сбора грибов, луговых цветов, первоцветов, правила поведения в лесу, на водоеме.
Создать условия для развития творческих способностей учащихся.
Содержание
Введение(1)
Все о растениях (17)
Кто наши соседи. Невидимое станет видимым. Как устроено растение. Эти замечательные листья. Узнай растение по листьям. Истории о деревьях. Странные растения. Необычные растения. Зеленая аптека. Конкурс кроссвордов. «Зачем растению паспорт?» Химический состав растений. Физиология растений. Этот прекрасный цветок . Раз цветок, два цветок
Легенды о цветах. Прорастание семян
Многообразие растений (11)
Чем занимается наука систематика? Крестоцветные – кто вы? Розоцветные – кто вы?
Пасленовые – кто вы? Бобовые – кто вы? Сложноцветные – кто вы? Лилейные – кто вы?
Злаковые – кто вы? Заповедные растения Башкортостана. Загадки о растениях. Угадай растение
Растения вокруг нас (5)
Сбор гербария. Оформление гербария. Растения школьного двора. Защита проектов.
Календарно – тематическое планирование курса
№ п/п |
Тема | Кол.часов | Форма | Количество часов | ||||
план | факт | |||||||
1. | Введение. | 1 | беседа | 2.09 | ||||
Все о растениях | 17 | |||||||
2. | Кто наши соседи | 1 | Экскурсия – игра «Найди растение» | 9.09 | ||||
3. | Невидимое станет видимым | 1 | Лабораторная работа «Работа с микроскопом. Строение клетки» | 16.09 | ||||
4. | Как устроено растение | 1 | Творческая работа «Органы растения. » | 23.09 | ||||
5. | Эти замечательные листья | 1 | Творческая мастерская «Распознавание листьев. Создание аппликаций из листьев» | 30.09 | ||||
6. | Узнай растение по листьям | 1 | Игра | 7.10 | ||||
7. | Истории о деревьях | 1 | Рассказ - презентация | 14.10 | ||||
8. | Странные растения. | 1 | Проект «Растения -хищники» | 21.10 | ||||
9. | Необычные растения | 1 | Творческая мастерская «Создание коллажей необычных, декоративных растений» | 28.10 | ||||
10. | Зеленая аптека | 1 | Проект «Лекарственные растения» | 11.11 | ||||
11. | Конкурс кроссвордов | 1 | Творческая мастерская «Составление и разгадывание кроссвордов о растениях» | 18.11 | ||||
12. | «Зачем растению паспорт?» | 1 | Творческая мастерская «Паспортизация комнатных растений» | 25.11 | ||||
13. | Химический состав растений | 1 | Лабораторная работа «Изучение химического состава растений» | 2.12 | ||||
14. | Физиология растений | 1 | Лабораторная работа «Испарение воды листьями» | 9.12 | ||||
15. | Этот прекрасный цветок | 1 | Творческая мастерская «Создание макетов цветков растений разных семейств» | 16.12 | ||||
16. | Раз цветок, два цветок | 1 | Творческая мастерская «Создание макетов соцветий» | 23.12 | ||||
17. | Легенды о цветах | 1 | Проект | 30.12 | ||||
18. | Прорастание семян | 1 | Лабораторная работа «Условия прорастания семян» | 13.01 | ||||
Многообразие растений | 11 | |||||||
19. | Чем занимается наука систематика? | 1 | Творческая мастерская « Царства живой природы» | 20.01 | ||||
20. | Крестоцветные – кто вы? | 1 | Творческая мастерская | 27.01 | ||||
21. | Розоцветные – кто вы? | 1 | Творческая мастерская | 3.02 | ||||
22. | Пасленовые – кто вы? | 1 | Творческая мастерская | 10.02 | ||||
23. | Бобовые – кто вы? | 1 | Творческая мастерская | 17.02 | ||||
24. | Сложноцветные – кто вы | 1 | Творческая мастерская | 2.03 | ||||
25. | Лилейные – кто вы? | 1 | Творческая мастерская | 16.03 | ||||
26. | Злаковые – кто вы? | 1 | Творческая мастерская | 23.03 | ||||
27. | Заповедные растения Башкортостана | 1 | Путешествие по Красной книге. | 30.03 | ||||
28. | Загадки о растениях. | 1 | Игра – конкурс. | 13.04 | ||||
29. | Угадай растение | 1 | Игра | 20.04 | ||||
Растения вокруг нас | 5 | |||||||
30. | Сбор гербария | 1 | Практическая работа | 20.04 | ||||
31. | Оформление гербария | 1 | Практическая работа | 27.04 | ||||
32-33. | Растения школьного двора | 2 | Творческая мастерская | 27.04 | ||||
34. | Защита проектов. | Мини – конференция. | 18.05 |
7