Пояснительная записка.
Программа «Мир растений» обще – интеллектуального направления ориентирована на обучающихся 6 класса МОБУ СОШ с.Воскресенское, изучающих биологию в рамках ФГОС.
Программа внеурочной деятельности по биологии «Мир растений» соответствует целям ФГОС. На изучение биологии в 6 классе выделен 1 час. На практическую часть программы выделено минимальное количество времени. Учащиеся именно этого возраста отличаются своей любознательностью, непосредственностью, готовностью к восприятию информации, выходящей за рамки учебника. В результате внеурочной деятельности происходит расширение знаний учащихся, формирование и развитие положительной учебной мотивации, осознание необходимости приобретаемых знаний, умений, навыков. Предлагаемая программа направлена на формирование у обучающихся интереса к изучению биологии, развитие любознательности, расширение знаний об окружающем мире, умению применить полученные практические навыки и знания на практике.
Программа «Мир растений» предусматривает наряду с изучением теоретического материала проведение практических и лабораторных работ, экскурсий. Системно – деятельностный подход реализуется в процессе формирования УУД. Обязательное условие данной программы – организация исследовательской деятельности.
На реализацию программы отводится 34 часа (1 час в неделю).
 
Ожидаемые результаты.
Личностные
сформированность экологически грамотного отношения к живой природе;
развитие интеллектуальных способностей (умения сравнивать, анализировать, рассуждать, делать выводы и т.п.)
Метапредметные
овладение умениями определять проблему, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, наблюдать, доказывать;
умение работать с различными источниками информации;
Предметные
Познавательная сфера:
 
выделение отличительных признаков живых организмов;
определение роли биологии в практической деятельности человека;
умение сравнивать биологические объекты и процессы
овладение методами изучения живой природы: наблюдения, измерения, эксперимента;
 
Ценностно – ориентационная сфера:
знание правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;
 
Трудовая сфера:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
знание правил работы с лабораторным оборудованием;
 
Эстетическая сфера:
умение оценивать живую природу с точки зрения эстетики.
 
Цель программы: формирование и развитие познавательного интереса к биологии как к науке о живой природе.
Задачи :
Создать условия для знакомства учащихся с многообразием окру жающего растительного мира. Отметить значимость растений для всего живого и для жизни человека.
Помочь учащимся осознать практическую и личностную значимость разнообразия животных и его значения для всего окружающего мира и человека.
Содействовать развитию у школьников умения работать на практике с наглядным материалом (гербарии, рисунки, иллюстрации, таблицы, муляжи, живые объекты растений, грибов и животных).
Создать условия для знакомства учащихся с основными методиками изучения объектов живой природы. Закрепить правила поведения на экскурсии, познакомить с выполнением лабораторных и практических работ, самостоятельных исследований.
Обеспечить условия для воспитания и развития чувства личной ответственности за природу родного края и бережного отношения к ней. Содействовать знакомству с краснокнижными объектами Республики Башкортостан среди представителей растений и животных.
Помочь развитию у школьников культуры обращения и ухода за комнатными растениями и домашними животными.
Способствовать развитию необходимых практических навыков грамотного обращения с живой природой: принципы сбора грибов, луговых цветов, первоцветов, правила поведения в лесу, на водоеме.
Создать условия для развития творческих способностей учащихся.
 
 
Содержание
Введение(1)
Все о растениях (17)
Кто наши соседи. Невидимое станет видимым. Как устроено растение. Эти замечательные листья. Узнай растение по листьям. Истории о деревьях. Странные растения. Необычные растения. Зеленая аптека. Конкурс кроссвордов. «Зачем растению паспорт?» Химический состав растений. Физиология растений. Этот прекрасный цветок . Раз цветок, два цветок
Легенды о цветах. Прорастание семян
Многообразие растений (11)
Чем занимается наука систематика? Крестоцветные – кто вы? Розоцветные – кто вы?
Пасленовые – кто вы? Бобовые – кто вы? Сложноцветные – кто вы? Лилейные – кто вы?
Злаковые – кто вы? Заповедные растения Башкортостана. Загадки о растениях. Угадай растение
Растения вокруг нас (5)
Сбор гербария. Оформление гербария. Растения школьного двора. Защита проектов.
Календарно – тематическое планирование курса
№ п/п  |  
 Тема  |  Кол.часов  |  Форма  |  Количество часов  | ||||
план  |  факт  | |||||||
1.  |  Введение.  |  1  |  беседа  |  2.09  |  ||||
Все о растениях  |  17  |  |||||||
2.  |  Кто наши соседи  |  1  |  Экскурсия – игра «Найди растение»  |  9.09  |  ||||
3.  |  Невидимое станет видимым  |  1  |  Лабораторная работа «Работа с микроскопом. Строение клетки»  |  16.09  |  ||||
4.  |  Как устроено растение  |  1  |  Творческая работа «Органы растения. »  |  23.09  |  ||||
5.  |  Эти замечательные листья  |  1  |  Творческая мастерская «Распознавание листьев. Создание аппликаций из листьев»  |  30.09  |  ||||
6.  |  Узнай растение по листьям  |  1  |  Игра  |  7.10  |  ||||
7.  |  Истории о деревьях  |  1  |  Рассказ - презентация  |  14.10  |  ||||
8.  |  Странные растения.  |  1  |  Проект «Растения -хищники»  |  21.10  |  ||||
9.  |  Необычные растения  |  1  |  Творческая мастерская «Создание коллажей необычных, декоративных растений»  |  28.10  |  ||||
10.  |  Зеленая аптека  |  1  |  Проект «Лекарственные растения»  |  11.11  |  ||||
11.  |  Конкурс кроссвордов  |  1  |  Творческая мастерская «Составление и разгадывание кроссвордов о растениях»  |  18.11  |  ||||
12.  |  «Зачем растению паспорт?»  |  1  |  Творческая мастерская «Паспортизация комнатных растений»  |  25.11  |  ||||
13.  |  Химический состав растений  |  1  |  Лабораторная работа «Изучение химического состава растений»  |  2.12  |  ||||
14.  |  Физиология растений  |  1  |  Лабораторная работа «Испарение воды листьями»  |  9.12  |  ||||
15.  |  Этот прекрасный цветок  |  1  |  Творческая мастерская «Создание макетов цветков растений разных семейств»  |  16.12  |  ||||
16.  |  Раз цветок, два цветок  |  1  |  Творческая мастерская «Создание макетов соцветий»  |  23.12  |  ||||
17.  |  Легенды о цветах  |  1  |  Проект  |  30.12  |  ||||
18.  |  Прорастание семян  |  1  |  Лабораторная работа «Условия прорастания семян»  |  13.01  |  ||||
Многообразие растений  |  11  |  |||||||
19.  |  Чем занимается наука систематика?  |  1  |  Творческая мастерская « Царства живой природы»  |  20.01  |  ||||
20.  |  Крестоцветные – кто вы?  |  1  |  Творческая мастерская  |  27.01  |  ||||
21.  |  Розоцветные – кто вы?  |  1  |  Творческая мастерская  |  3.02  |  ||||
22.  |  Пасленовые – кто вы?  |  1  |  Творческая мастерская  |  10.02  |  ||||
23.  |  Бобовые – кто вы?  |  1  |  Творческая мастерская  |  17.02  |  ||||
24.  |  Сложноцветные – кто вы  |  1  |  Творческая мастерская  |  2.03  |  ||||
25.  |  Лилейные – кто вы?  |  1  |  Творческая мастерская  |  16.03  |  ||||
26.  |  Злаковые – кто вы?  |  1  |  Творческая мастерская  |  23.03  |  ||||
27.  |  Заповедные растения Башкортостана  |  1  |  Путешествие по Красной книге.  |  30.03  |  ||||
28.  |  Загадки о растениях.  |  1  |  Игра – конкурс.  |  13.04  |  ||||
29.  |  Угадай растение  |  1  |  Игра  |  20.04  |  ||||
Растения вокруг нас  |  5  |  |||||||
30.  |  Сбор гербария  |  1  |  Практическая работа  |  20.04  |  ||||
31.  |  Оформление гербария  |  1  |  Практическая работа  |  27.04  |  ||||
32-33.  |  Растения школьного двора  |  2  |  Творческая мастерская  |  27.04  |  ||||
34.  |  Защита проектов.  |  Мини – конференция.  |  18.05  |  |||||
 
 
 
 
 
 
 
 
7


 Программа внеурочной деятельности по биологии 6 класс "Мир растений"                                                    