Программа творческого объединения
« Край родной»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа рассчитана на учащихся 9 классов, реализуется в течение года по 6 часа в неделю. Итого – 216 часов.
Цели программы:
Воспитание активной гражданской позиции талантливых детей.
Познакомить учащихся с историко - культурным наследием города Барыша и Барышского района.
Сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
Основные задачи: передать колорит исторической эпохи, раскрыть её сущность, показать роль людей, оценить уроки и значение исторических событий.
Задачи программы
Изучение прошлого и настоящего Барышского района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем городе и районе.
Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о районе.
Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
Активизация поисковой деятельности учащихся.
Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
Пополнение фондов школьного музея работами учащихся по краеведению.
Основные направления: Программа включает следующие основные направления учебной деятельности: внеурочное (занятие в краеведческом кружке), внешкольное (посещение музеев).
Формы проведения занятий:
Экскурсия.
Конференции.
Занятия (лекции, семинары)
Работа с документами.
Исследовательская деятельность
Создание презентаций, выставок.
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.
Режим занятий: Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.
Механизм реализации программы:
организация экскурсий в краеведческие музеи области и района, школьный музей, библиотеки;
пешие экскурсии по селам;
сбор материала;
оформление материалов экспедиции;
оформление стендов для школьного музея;
участие в краеведческих конкурсах;
. приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии, внешкольной работе;
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у учащихся чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Формы реализации программы
Проведение выставок
Проведение экскурсий
Участие в районных краеведческих конкурсах.
Содержание учебного курса.
Следующей составляющей системы преподавания краеведения является содержание. Можно условно говорить о концентрах (кругах) знаний по краеведению:
Мой дом. Родословная семьи.
Родная школа. Её история и традиции.
Барышский край: прошлое, настоящее, перспективы развития.
История области, района.
Что должен знать:
- особенности экономико-географического положения края;
- природную зону, в которой расположен район;
- -виды природных ресурсов и экологические проблемы района;
- ведущие отрасли хозяйства и предприятия;
- основные этапы заселения и хозяйственного освоения территории района;
- свою родословную, составление генеалогического дерева семьи;
- происхождение названия сел и поселков Барышского района, городов, рек, на которых они расположены;
- знать биографические данные наших земляков (героев, военнослужащих), воспитывать на данных примерах обучающихся.
- понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество».
Что должен уметь:
- учиться анализировать,
- вдумчиво читать,
- собирать по крупицам материал,
- работать в архивах,
- приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | ||||||
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности | |||||||||
План | Факт | |||||||||
1 |
|
| Введение | 18 |
| - | ||||
1.1 |
|
| Краеведение – наука о родном крае. Связь краеведения с другими науками. | 6 | 2 | 4 | ||||
1.2 |
|
| Основные виды источников: вещественные, изобразительные, письменные, особые (фотографии, видеофильмы, кинофильмы). | 6 | 2 | 4 | ||||
1.3 |
|
| Правила составления презентаций | 6 | 1 | 5 | ||||
2 |
|
| Край, в котором я живу | 50 |
|
| ||||
2.1 |
|
| Природа Барыша и Барышского района | 8 | 2 | 6 | ||||
2.2 |
|
| Известные люди Барыша и Барышского края | 8 | 2 | 6 | ||||
2.3 |
|
| Памятники, посвящённые Великой Отечественной войне | 10 | 2 | 8 | ||||
2.4 |
|
| Культура и быт народов, проживающих в нашем районе. Фольклор.
| 8 | 2 | 6 | ||||
2.5 |
|
| Создание презентации «Край, в котором я живу» | 6 | 2 | 4 | ||||
2.6 |
|
| Проект «Капельки России», посвящённый сёлам Барышского района. | 10 | 1 | 9 | ||||
3 |
|
| Мой город: прошлое, настоящее, перспективы развития | 84 |
|
| ||||
3.1 |
|
| Барыш. Административное устройство. Население. | 6 | 2 | 4 | ||||
3.2 |
|
| Возникновение, становление и развитие города Барыша. | 6 | 2 | 4 | ||||
3.3 |
|
| Наши земляки – участники Великой Отечественной войны. | 8 | 1 | 7 | ||||
3.4 |
|
| Дети войны. | 8 | 1 | 7 | ||||
3.5 |
|
| Награда в твоем доме. | 6 | 2 | 4 | ||||
3.6 |
|
| Наши земляки - участники военных действий в Афганистане. | 6 | 2 | 4 | ||||
3.7 |
|
| Встреча с участниками военных действий в Афганистане и оформление презентаций | 6 | 2 | 4 | ||||
3.8 |
|
| Встреча с участниками военных действий в Чечне и оформление презентаций. | 6 | 2 | 4 | ||||
3.9 |
|
| Храмы и монастыри Барыша и Барышского края. | 8 | 2 | 6 | ||||
3.10. |
|
| Предприятия города Барыша | 6 | 2 | 4 | ||||
3.11 |
|
| Экскурсии по предприятиям города Барыша | 6 | 1 | 5 | ||||
3.12 |
|
| Реки, города Барыша и Барышского района. | 6 | 1 | 5 | ||||
3.13 |
|
| Памятники города Барыша | 6 | 1 | 5 | ||||
4 |
|
| Родная школа. Её история и традиции. | 30 |
|
| ||||
4.1 |
|
| История школы. Выпускники школы – уважаемые люди района. | 6 | 2 | 4 | ||||
4.2 |
|
| Учителя – ветераны педагогического труда. | 6 | 2 | 4 | ||||
4.3 |
|
| Гордость нашей школы – выпускники (медалисты). | 6 | 2 | 4 | ||||
4.4 |
|
| Организация Экскурсий для учащихся школы. | 6 |
| 6 | ||||
4.5 |
|
| Сбор материала и создание презентации « Наша школа» | 6 | 2 | 4 | ||||
5. |
|
| Мой дом. Родословная семьи. | 34 |
|
| ||||
5.1 |
|
| Имя и фамилия. Что они означают. | 6 | 2 | 4 | ||||
5.2 |
|
| О чем рассказали фотографии из старого альбома. | 6 | 2 | 4 | ||||
5.3 |
|
| Построение генеалогического древа. Создание родословной своей семьи. | 6 | 1 | 5 | ||||
5.4 |
|
| Реликвии моей семьи. Работа по созданию семейного архива. | 6 | 2 | 4 | ||||
5.5 |
|
| Конкурс знатоков родного края. | 4 |
| 4 | ||||
5.6 |
|
| Подводим итоги работы кружка. Составление презентации о работе кружка | 6
| 1 | 5 | ||||
|
|
| ИТОГО | 216 |
|
|
Учебная программа занятий
Введение (18 часов).
Краеведение – наука о родном крае. Основные виды источников: вещественные, изобразительные, письменные, особые (фотографии, видеофильмы, кинофильмы). План работы кружка на год. |
Край, в котором я живу ( 50 часов).
Природа Барыша и Барышского района. Известные люди Барыша и Барышского района. Памятники, посвящённые Великой Отечественной войне, Культура и быт народов, проживающих в нашем районе. Фольклор. Капельки России – сёла и рабочие посёлки Барышского района.
Мой город: прошлое, настоящее, перспективы развития (84 часа).
Барыш. Административное устройство. Население. Возникновение, становление и развитие города Барыша. Наши земляки-участники Великой Отечественной войны. Дети войны. Награды в твоём доме. Наши земляки-участники военных действий в Афганистане, в Чечне. Храмы и монастыри Барыша и Барышского края. Предприятия города Барыша.
Родная школа. Её история и традиции (30 часов).
История школы. Выпускники школы – уважаемые люди района. Учителя – ветераны педагогического труда. Гордость нашей школы – выпускники (медалисты). Организация Экскурсий для учащихся школы. Создание презентации « Наша школа»
|
Мой дом. Родословная семья (34 часа).
Имя и фамилия. Что они означают. О чем рассказали фотографии из старого альбома. Построение генеалогического древа. Создание родословной своей семьи. Реликвии моей семьи. Работа по созданию семейного архива. Конкурс знатоков родного края. Подводим итоги работы кружка. Составление презентации.
|
Лист корректировки программы внеурочной деятельности
№ урока | Тема урока | Дата проведения по плану | Причина корректировки программы | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|