Программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»

Программа внеурочной деятельности 3 класс «Функциональная грамотность»

Содержимое разработки









Рабочая программа курса внеурочной деятельности для третьего класса «Функциональная грамотность»


Планируемые результаты освоения курса

Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.


Личностные результаты изучения курса:

осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

– осознавать личную ответственность за свои поступки;

уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую.


Регулятивные:

– проявлять познавательную и творческую инициативу;

– принимать и сохранять учебную цель и задачу;

планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные:

– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– совместно договариваться о правилах работы в группе;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

– способность различать тексты различных жанров и типов;

– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

– способность проводить математические рассуждения;

– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

понимание и правильное использование финансовых терминов;

– представление о семейных расходах и доходах;

– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

– представление о различных видах семейных доходов;

– представление о различных видах семейных расходов;

– представление о способах экономии семейного бюджета.

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.



Содержание программы

Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.

Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.

Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.

Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.














КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 3 КЛАССА



п/п

Наименование разделов

и тем программы

Кол-во часов

Дата

Виды деятельности

Форма проведения занятия

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1

Про дождевого червяка


1


Сформировать установку на активное участие в решении задач, осознанием важности образования.

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

2

Дождевые черви


1


Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Викторина

Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao.ru/);

3.

Кальций


1


Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Дискуссия

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

4.

Полезный кальций

1


Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения.


Парная работа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

5.

Сколько весит облако

1


Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Самостоят. работа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/

6.

Про облака

1


Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Беседа с обсуждением

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)


7.

Хлеб – всему голова

1


Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

8.

Про хлеб и дрожжи

1


Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

9

Про мел

1


Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

10.

Интересное вещество – мел.

1


Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах


Работа в группах

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

11.

Про мыло

1


Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

12.

Чем интересно мыло и как оно «работает»

1


Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Групповая работа


13

История свечи

1


Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения.

Работа в паре


14.

Про свечи

1


Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

15.

Магнит

1


Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. Оценивать результаты своей деятельности.

Парная работа

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

16.

Волшебный магнит


1


Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах


Работа в группах

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

17.

Проверочная работа

1


Выполнение заданий по заданной инструкции.

Самостоятельная работа

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

18.

Что такое «бюджет»

1


Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

19.

Расходы и доходы бюджета

1


Выявлять и анализировать финансовую информацию. Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности. Оценивать результаты своей деятельности.

Игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

20.

Семейный бюджет

1


Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности.

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

21.

Планируем семейный бюджет

1


Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах. Развитие интереса к сотрудничеству.

Работа в группах

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

22.

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.

1


Использовать информацию из текста для решения практической задачи

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

23.

Подсчитываем семейный доход

1


Выявлять и анализировать финансовую информацию. Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности.

Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

24.

Откуда в семье берутся деньги. Пенсия и социальные доходы.

1


Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения.


Парная работа

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

25.

Пенсия и пособия

1


Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения значений данных понятий. Оценивать результаты своей деятельности.

Беседа, игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

26.

Откуда в семье берутся деньги? Наследство, клад, выигрыш.

1


Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения.


Групповая работа

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

27.

Подсчитываем случайные нерегулярные доходы

1


Выявлять и анализировать финансовую информацию.Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности.

Игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

28.

На что тратятся семейные деньги?

1


Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений.

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

29.

Подсчитываем расходы

1


Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений.

Работа в паре

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

30.

На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи.

1


Развить активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах.

Работа в группе

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

31.

Расходы на обязательные платежи.

1


Выявлять и анализировать финансовую информацию. Использовать информацию из текста для решения практической задачи

Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

32.

Как сэкономить семейные деньги?

1


Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения.


Работа в паре

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

33.

Подсчитываем сэкономленные деньги.

Проверочная работа

1


Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности.


Выполнение действий по заданной инструкции

Беседа



Самостоятельная работа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33





















Приложение 1







«Функциональная грамотность», 3 класс, Программа внеурочной деятельности, авторы-составители Буряк М. В., Шейкина С. А., М.Планета, 2022г., 96 с.-(Учение с увлечением)

«Функциональная грамотность», 3 класс, тренажёр для школьников, авторы-составители Буряк М. В., Шейкина С. А., М.Планета, 2022г., 116 с.-(Учение с увлечением).

Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/
Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/
Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Лаборатория функциональной грамотности: https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/
Вебинар Колесниковой Н.Б., главного редактора издательства «Просвещение»)
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (платформа РЭШ)








Приложение 2


Лист регистрации дополнений и изменений к рабочей программе

Дата внесения изменений

Содержание

Подпись лица, внёсшего запись


















































































Сохранить у себя:
Программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки