Рабочая программа курса внеурочной деятельности для третьего класса «Функциональная грамотность» Планируемые результаты освоения курса Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; – овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; – способность различать тексты различных жанров и типов; – умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; – умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; – умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование финансовых терминов; – представление о семейных расходах и доходах; – умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; – представление о различных видах семейных доходов; – представление о различных видах семейных расходов; – представление о способах экономии семейного бюджета. Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. Содержание программы Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного. Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства. Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета. Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 3 КЛАССА
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Кол-во часов | Дата | Виды деятельности | Форма проведения занятия | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Про дождевого червяка
| 1 | | Сформировать установку на активное участие в решении задач, осознанием важности образования. | Беседа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) |
2 | Дождевые черви | 1 |
| Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Викторина | Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao.ru/); |
3. | Кальций | 1 |
| Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Дискуссия | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru |
4. | Полезный кальций | 1 |
| Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. | Парная работа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) |
5. | Сколько весит облако | 1 |
| Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Самостоят. работа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ |
6. | Про облака | 1 |
| Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Беседа с обсуждением | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
|
7. | Хлеб – всему голова | 1 |
| Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Беседа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) |
8. | Про хлеб и дрожжи | 1 |
| Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Игра | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru |
9 | Про мел | 1 |
| Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Беседа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
10. | Интересное вещество – мел. | 1 |
| Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах | Работа в группах | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
11. | Про мыло | 1 |
| Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Игра | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru |
12. | Чем интересно мыло и как оно «работает» | 1 |
| Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Групповая работа |
|
13 | История свечи | 1 |
| Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. | Работа в паре |
|
14. | Про свечи | 1 |
| Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Беседа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) |
15. | Магнит | 1 |
| Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. Оценивать результаты своей деятельности. | Парная работа | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru |
16. | Волшебный магнит | 1 |
| Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах | Работа в группах | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru |
17. | Проверочная работа | 1 |
| Выполнение заданий по заданной инструкции. | Самостоятельная работа | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru |
18. | Что такое «бюджет» | 1 |
| Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Игра | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) |
19. | Расходы и доходы бюджета | 1 |
| Выявлять и анализировать финансовую информацию. Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности. Оценивать результаты своей деятельности. | Игра | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) |
20. | Семейный бюджет | 1 |
| Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности. | Беседа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) |
21. | Планируем семейный бюджет | 1 |
| Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах. Развитие интереса к сотрудничеству. | Работа в группах | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru |
22. | Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. | 1 |
| Использовать информацию из текста для решения практической задачи | Беседа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) |
23. | Подсчитываем семейный доход | 1 |
| Выявлять и анализировать финансовую информацию. Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности. | Игра | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru |
24. | Откуда в семье берутся деньги. Пенсия и социальные доходы. | 1 |
| Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. | Парная работа | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru |
25. | Пенсия и пособия | 1 |
| Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения значений данных понятий. Оценивать результаты своей деятельности. | Беседа, игра | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) |
26. | Откуда в семье берутся деньги? Наследство, клад, выигрыш. | 1 |
| Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. | Групповая работа | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru |
27. | Подсчитываем случайные нерегулярные доходы | 1 |
| Выявлять и анализировать финансовую информацию.Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности. | Игра | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) |
28. | На что тратятся семейные деньги? | 1 |
| Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. | Беседа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) |
29. | Подсчитываем расходы | 1 |
| Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. | Работа в паре | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru |
30. | На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи. | 1 |
| Развить активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах. | Работа в группе | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) |
31. | Расходы на обязательные платежи. | 1 |
| Выявлять и анализировать финансовую информацию. Использовать информацию из текста для решения практической задачи | Игра | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru |
32. | Как сэкономить семейные деньги? | 1 |
| Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. | Работа в паре | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru |
33. | Подсчитываем сэкономленные деньги. Проверочная работа | 1 |
| Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности. Выполнение действий по заданной инструкции | Беседа
Самостоятельная работа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 |
|
Приложение 1
«Функциональная грамотность», 3 класс, Программа внеурочной деятельности, авторы-составители Буряк М. В., Шейкина С. А., М.Планета, 2022г., 96 с.-(Учение с увлечением)
«Функциональная грамотность», 3 класс, тренажёр для школьников, авторы-составители Буряк М. В., Шейкина С. А., М.Планета, 2022г., 116 с.-(Учение с увлечением).
Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/
Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/
Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Лаборатория функциональной грамотности: https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/
Вебинар Колесниковой Н.Б., главного редактора издательства «Просвещение»)
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (платформа РЭШ)
Приложение 2
Лист регистрации дополнений и изменений к рабочей программе
№ | Дата внесения изменений | Содержание | Подпись лица, внёсшего запись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |