Программа внеурочной деятельности «Дом, в котором мы живём: человек и окружающая его среда». 5 класс

Цель моей работы как педагога – формировать личность, обладающую экологическим сознанием, на основании которого развивается экологическое мышление и мировоззрение. Реализуется в ходе внеурочной деятельности совокупность конкретных действий и поступков обучающихся, связанных с воздействием на природное окружение.

От того, каким будет общество завтра, зависит, какое образование мы дадим детям сегодня. Однако, у обучающихся отсутствуют системные представления о экологической безопасности вследствие отсутствия учебного предмета. Следовательно, необходимо особое внимание уделить внеурочной деятельности. Именно внеурочная деятельность предполагает неформальное общение педагогов и учащихся, даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуальности. Данная программа помогает детям раскрыть таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, даёт возможность каждому ученику самоутвердиться.

Ведение внеурочной деятельности особенно актуально сейчас, когда многие дети не умеют занять себя в свободное от уроков время. Важно показать, что познавать реальный мир не менее интересно, чем, например, виртуальный.

Содержимое разработки


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №4» города Соликамска


Согласовано на заседании

методического совета

протокол № ____ от «____»_______ 2016 г.

Согласовано:

зам. директора по УВР:_______

«____»___________ 2016 г.


Утверждено:

директор МАОУ «ООШ №4»

___________ И.А.Калинина






Программа внеурочной деятельности

«Дом, в котором мы живём: человек и окружающая его среда».


5 класс



Составила: учитель биологии

Надежда Владимировна Белкина




г. Соликамск, 2016


Пояснительная записка

Министерство образования и науки Российской Федерации перед педагогами ставит важную задачу перехода к «новой школе», школе, которая может подготовить выпускников, способных решать проблемы самоопределения, обладающих экологическим мышлением.

Следовательно, цель моей работы как педагога – формировать личность, обладающую экологическим сознанием, на основании которого развивается экологическое мышление и мировоззрение. Реализуется в ходе внеурочной деятельности совокупность конкретных действий и поступков обучающихся, связанных с воздействием на природное окружение.

От того, каким будет общество завтра, зависит, какое образование мы дадим детям сегодня. Однако, у обучающихся отсутствуют системные представления о экологической безопасности вследствие отсутствия учебного предмета. Следовательно, необходимо особое внимание уделить внеурочной деятельности. Именно внеурочная деятельность предполагает неформальное общение педагогов и учащихся, даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуальности. Данная программа помогает детям раскрыть таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, даёт возможность каждому ученику самоутвердиться.

Ведение внеурочной деятельности особенно актуально сейчас, когда многие дети не умеют занять себя в свободное от уроков время. Важно показать, что познавать реальный мир не менее интересно, чем, например, виртуальный.

Цель программы – формирование основ экологической грамотности через социально значимую деятельность в городе.

Задачи:

  1. Сформировать экологические понятия.

  2. Развивать умения ухода за растениями.

  3. Сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных экологических ситуациях.

  4. Сформировать навыки поиска, обработки и представления информации.

  5. Прививать любовь к природе, родному краю, Родине

  6. Сформировать умение критически мыслить.


Занятия по внеурочной деятельности проводятся в 5 классе, рассчитаны на 1 час в неделю, всего 34 часа.

Реализация программы опирается на содержание следующих предметов: биология, технология, география, ИЗО, литература.

Принципы реализации программы:

  • научность,

  • доступность,

  • целесообразность.


Планируемые результаты обучения

Обучающиеся смогут:

  • раскрывать содержание понятий экологии, экологической культуры;

  • обеспечивать уход за растениями в учебном кабинете;

  • прогнозировать воздействие факторов на окружающую среду;

  • смоделировать экологическую ситуацию;

  • приводить до трёх примеров негативных факторов окружающей среды;

  • аргументировать позицию в отношении поступков других людей к окружающей среде;

  • взаимодействовать в группах;

  • находить необходимую информацию на различных носителях;

  • демонстрировать результаты своей работы;

  • соблюдать правила поведения на природе.

Формы организации занятий:

Агитбригада, акция, встреча, демонстрация, диспут, игра, проект, круглый стол, коллективно-творческое дело, журнал, трудовой десант, экскурсия.


Формы контроля: анализ, анкетирование, выставка, собеседование.



Тематическое планирование

Модуль

Количество часов

1

Экология – наука об окружающей среде.

2 ч.

2

Экологический опыт прошлых лет.

4 ч.

3

Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе.

7 ч.

4

О городе и горожанах: человек в городе.

10 ч.

5

Озеленение микрорайона и школы.

5 ч.

6

Пропаганда экологических знаний.

6 ч.

Итого: 34 ч.


Содержание программы

  1. Экология – наука об окружающий среде. (2 ч.)

Общие представления о науке экология. Методы исследования. Экологическая безопасность. Модели поведения.

2. Экологический опыт прошлых лет. (4 ч.)

Экологические традиции народов Пермского края. Экологическая культура разных народов. Экологическая культура жителей города Соликамска. Использование традиций прошлого в современном мире.

3. Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. (7ч.)

Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище для животных, планета — дом всего человечества. От чего зависит порядок и уют в доме, как их поддерживать.

Что должен уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля. Экология человека — наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды.

Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. Жилища первобытных людей. Как и из каких материалов строят дома различные народы.

Элементарные представления об экологии жилища. Как выглядел городской дом в разные эпохи. Появление многоэтажных домов. Новые строительные и отделочные материалы: бетон и железобетон, асбест, древесно-стружечные плиты (ДСП), линолеум, стекловолокно и др. Влияние синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека.

Как городской дом обеспечивается водой и электроэнергией. Увеличение потребления воды и электроэнергии — одна из причин возникновения экологических проблем. Экономное использование ресурсов — одно из условий сохранения окружающей среды.

Наблюдения: изучение убежищ различных видов животных, встречающихся в городе, — насекомых (муравьёв, ос), птиц (ласточек, стрижей, воробьёв, ворон), млекопитающих (белок, домашних хомячков и др.).

Практические работы: «Дом, в котором я бы хотел жить» (разработка проекта). Наблюдение за расходом воды в школе и дома.

  1. Общий дом — общие проблемы:

почему возникают и как решаются экологические проблемы (15 ч.)

Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема.

Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами).

Переработка и повторное использование бытовых отходов.

Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.

Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды:

изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров, участие в различных экологических движениях и т. п.

Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.

Наблюдения: выявление наиболее замусоренных территорий в городе (микрорайоне); установление причин загрязнённости (основные виды мусора, кто больше мусорит и т. п.).

Практические работы: «Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется вода дома и в школе; способы её экономии.

  1. Пропаганда экологических знаний. (6 ч.)

Правила поведения в лесу. Правила поведения на берегу реки. Экологическая сказка «Грустная история». Берегите природу родного края! Пожары и человек. Дом, в котором мы живем.


Учебно-тематическое планирование

Название темы

Всего часов

Часы

УУД

Формы занятий

Формы контроля

Аудитор

ных

Внеауди

торных

  1. Экология – наука об окружающий среде. (2 ч.)


1.

Вводное занятие.

Я – и экология!





1

1


Личностные УУД

мотивация учения.

Регулятивные УУД

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.



2

Экологическая безопасность. Модели поведения.




1


1

Экскурсия


  1. Экологический опыт прошлых лет. (4 ч.)


3

Экологическая культура разных народов.


1


1

Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое умозаключение, делать выводы.

Личностные УУД формирование основ гражданской личности

Журнал

Выставка

4

Экологические традиции народов России.


1


1

Экскурсия


5

Экологическая культура жителей Пермского края.


1


1

Встреча



6

Использование традиций прошлого в современном мире.

1


1

Диспут

Анализ

  1. Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. (7 ч.)

7

Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище для животных,

планета — дом всего человечества.

1

1


Познавательные УУД

поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД

уметь находить ответ

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.


Беседа


8

Что должен уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля.

1


1

Агитбригада


9

Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление

одежды и жилищ.

1


1

Демонст

рация


10

Элементарные представления об экологии жилища.

1


1

Экскурсия


11

Как городской дом обеспечивается водой и электроэнергией?

1


1

Круглый стол


12

Как научиться экономить энергию?

1


1

Акция

Творческий отчёт

13

Наблюдение за расходом воды в школе и дома.

1


1

Беседа

Анализ

  1. О городах и горожанах: человек в городе. (9 ч.)


14

Глобальные экологические проблемы:

1

1


Познавательные УУД

поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД

уметь находить ответ

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.


Беседа


15

Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами).

1


1

Трудовой десант

Творческий отчёт

16

Как разлагается мусор?

1


1

Круглый

стол

Анализ

17

Переработка и повторное использование бытовых отходов.

1


1

Беседа, проект


18

Новинки из мусорной корзинки.

1


1

Коллективно-

творческое дело

Творческий отчёт

19

Охраняемые природные территории и объекты.

1


1

Беседа


20

Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды.

1


1

Круглый

стол


21

Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.

1


1

Агитбригада


22

Мусорный бум.


1


1

Акция

Творческий отчёт

23

Правила утилизации бытовых отходов.

1


1

Игра


  1. Озеленение микрорайона и школы (5 ч.)

24

Роль комнатных растений в жизни человека.

1

1


Личностные УУД

мотивация учения.

Регулятивные УУД

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Беседа


25

Мои зелёные друзья.

1



1

Проект

Творческий отчёт

26

Уход за комнатными растениями.

1


1

Беседа


27

Озеленение классных комнат.

1


1

Проект


28

Цветочная мелодия. Городские цветы.

1


1

Праздник


  1. Пропаганда экологических знаний (6 ч.)

29

Правила поведения в лесу.

1


1

Познавательн. УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникатив. УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные УУД

формирование основ гражданской идентичности личности

Круглый

стол

Анкетиро

вание

30

Правила поведения на берегу реки Усолки.


1


1

Встреча


31

Экологическая сказка «Грустная история».


1


1

Игра


32

Берегите природу родного края!


1


1

Наказ


33

Пожары и человек.

1


1

Встреча


34

Дом, в котором мы живем.

1


1

Праздник,

конкурсы.


Дидактическое сопровождение:


1. Лесная энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. Г.И. Воробьёв. — М. : Сов. энциклопедия, 2005.

2. Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. — М.: Агропромиздат, 1988.

3. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. — 2-е изд., доп. — М. : Просвещение, 2007.

4. Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном

искусстве и его творцах. — М.: Просвещение, 2009.

5. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 5–7 классов //Биология в школе. — 2003. — № 7; 2004. — № 1, 3, 5, 7.


Интернет-ресурсы

1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.

2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).

3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.

4. http://www.forest.ru — интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.

5. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического

музея МГУ.

6. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.








Сохранить у себя:
Программа внеурочной деятельности «Дом, в котором мы живём: человек и окружающая его среда». 5 класс

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки