Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 56 Кировского района Волгограда»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ___________ Е.А.Погорелова «____» __________ 201__ г. |
| УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СШ № 56 __________Гончарова Л.В. приказ №____от «__»____________201__г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Юный спасатель»
Для учащихся: 10-15 лет
Срок реализации: 5 лет
Составитель программы: Антонова Светлана Алексеевна
2019-2020 учебный год
Раздел І. Пояснительная записка.
История развития человеческого общества неразрывно связана с реальными чрезвычайными ситуациями природного, техногенного, эпидемиологического, социального характера. Нередко чрезвычайные ситуации становились причиной гибели и страданий людей, уничтожения материальных ценностей, изменения окружающей природной среды, привычного уклада жизни. Иногда чрезвычайные ситуации приводили к закату цивилизаций и государств, служили толчком в развитии народов и регионов. Крупномасштабные чрезвычайные ситуации приводили к подрыву экономических и политических систем, пересмотру вопросов взаимодействия человека и природы, человека и техники, людей между собой. Почти каждый день мы слышим из средств массовой информации, видим на экранах телевизоров и мониторов сообщения и сюжеты о катастрофах, авариях, бедствиях и других трагедиях. Но случается и так, что мы сами становимся свидетелем или участником какой-либо чрезвычайной ситуации, никто от этого не застрахован. И подрастающее поколение должно быть готово к таким ситуациям, к активным действия в них, ведь профессиональная помощь не всегда может прибыть вовремя, а каждая выигранная секунда зачастую означает спасенную жизнь. Развитие технического прогресса и современная ситуация в стране обуславливает большое многообразие навыков, которыми должен обладать спасатель и предусматривает его всестороннюю развитость.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный спасатель» раскрывает основные из этих требований, уделяя внимание дальнейшему саморазвитию каждого из обучаемых, направлена на социальное развитие учащихся. Человек становится личностью постольку, поскольку он осознает себя. Его индивидуальность реализуется в жизненном процессе как множество образов, где проявляется его «Я».
Актуальность программы: нравственное воспитание личности не может рассматриваться в отрыве от социальных ожиданий человека и возможностей его самореализации. Здесь в полной мере действует формула: каково сегодняшнее общество – такова и молодежь, какова сегодняшняя молодежь — таково и завтрашнее общество.
Планирование изучаемого материала составлено таким образом, что учитывает мотивацию, интересы и возрастные особенности обучающихся. Также происходит рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, направленное на осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях, и ставящее обучающихся на уровень субъектов формируемых отношений.
Общественное значение результатов деятельности учащихся играет важную роль в их воспитании. Ведь развивающие и воспитательные возможности деятельности значительно возрастают, если она специально организуется как коллективная и творческая, если она направлена на удовлетворение потребностей общества и в то же время учитывает интересы и потребности обучающихся.
Освоение данной программы способствует осознанному выбору дальнейшего профиля, что в результате позволит обучающимся приобрести знания и умения в выбранной сфере трудовой деятельности.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный спасатель» по характеру изменений, внесенных учреждением согласно собственной образовательной концепции – модифицированная; направление развития личности – социальное; форма организации – групповая; по нормативным срокам реализации – пятилетняя; по структуре – линейная; по возрастному уровню детей – 10-15 лет.
Цели и задачи
В своей предметной ориентации предлагаемая программа направлена на достижение следующих целей:
усвоение учащимися правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
понимание ими важности укрепления, сохранения и защиты своего здоровья как личной
и общественной ценности;
антиэкстремистское и антитеррористическое мышление и поведение учащихся, их нетерпимость к действиям и намерениям, представляющим угрозу для жизни человека;
отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков, табакокурению и употреблению алкогольных напитков;
готовность и стремление учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Организация и проведение занятий по предлагаемой программе позволяют создать благоприятные условия для личностного и познавательного развития учащихся.
Курс предназначен для решения следующих задач:
освоение учащимися знаний о здоровом и разумном образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
обучение школьников умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую помощь;
развитие у обучаемых качеств личности, необходимых для ведения здорового и разумного образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
воспитание у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности, чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
формирование у школьников антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Ценностные ориентиры
В курсе предполагается понимание и принятие учащимся основных человеческих ценностей, которые осуществимы в случае его полной безопасности. Это:
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения ЗОЖ в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье..
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявлении высшей человеческой способности – любви.
Ценность семьи – как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Особенности возраста детей, на которых рассчитана программа.
Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) — переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5–9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма. Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков — несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек. Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле, Однако, если создаются трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.
Средний школьный возраст — самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Работа классного руководителя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.
В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Поэтому классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания индивидуальной работе, проблемы ребенка решать наедине с ним. В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам.
Подростки-мальчики склонны выбирать себе кумирами сильных, смелых и мужественных людей. Притягательными могут для них стать не только книжные пираты и разбойники, но и вполне реальные местные хулиганы. Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость становится жестокостью, независимость — подлостью, любовь к себе - насилием над другими. Девочки-подростки отличаются тем, что они физически отличаются от мальчиков ранним взрослением и хотят общаться с мальчиками более старшего возраста. Исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Многие подростки, как мальчики, так и девочки, не желают связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще. Классному руководителю необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
1.формирование нравственных качеств личности,
2. знакомство с примерами положительных идеалов.
Педагогу нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейших противоречивых условиях реальной жизни. Это даст возможность не только преодолеть отчуждение, но и наладить хорошие отношения в системе: школа - семья - общество - ребенок.
Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные дела, вступать в диалог, принимать самостоятельные решения. Организуя работу с учащимися, классный руководитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени «класс».
У многих учащихся в этом возрасте возникают проблемы с учителями. Ученик, который имеет все пятерки по многим предметам, получает лишь «2» и «3» по другим. И это порой вовсе не связано с его работоспособностью или интеллектуальными возможностями. Зачастую это связано с резким падением интереса к учению, изменением учебной мотивации.
В период 12-13 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса», который является пиком переходного периода от детства к взрослости. Внешне это проявляется: в грубости и нарочитости поведения подростка, стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т. д.
Подростковый кризис связан с возникновением нового уровня самосознания, которое становится социальным. Характерной чертой сознания подростка является появление способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает у подростка ряд стремлений:
- стремление к самоутверждению;
- стремление самовыражению;
- стремление к самовоспитанию.
Переходный критический период завершается возникновением особого личностного новообразования, которое можно обозначить как «самоопределение». Оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества.
12-13 лет - это подростковый возраст, период бурного физического роста, для которого характерны:
- повышенная утомляемость;
- перепады самочувствия;
- аккуратный и послушный становится непослушным, несносным эгоистом, агрессивным разрушителем;
- учение остаётся главным видом деятельности;
- основной и ведущей становится деятельность общения;
- доминирующими являются потребности общения со сверстниками и потребности в самоутверждении;
- повышенная потребность в признании, внимании, уважении со стороны родителей и педагога;
- в боязни изоляции в пределах своих малых групп;
- увеличение требовательности к другим, чувствительности к несправедливости;
- стремление стать взрослым, приобщиться к жизни и деятельности взрослых, отойти от всего детского и присвоить образцы (часто худшие) взрослой жизни;
- познавательные процессы совершенствуются: произвольность внимания, восприятие, память, способность к обобщению;
- просыпается интерес к самому себе, своему внешнему облику, своими способностями;
- развиваются интересы в различных сферах (коллекционирование, уход за животными, увлечение искусством, техникой и т.п.;
- начинают осознаваться нравственные чувства (патриотизм, товарищество, долг, честь), отсюда стремление иметь верного, понимающего друга;
- подросток хочет быть "как все", не выделяться (синдром нормы);
- отстаивать позицию взрослого, позицию независимости от вмешательства других, контроля со стороны;
- стремление к дружбе, рыцарству, романтизму;
- оценка сверстников становится наиболее значимой;
В период 12-13 лет учебная деятельность отступает на задний план. В новой социальной ситуации развития «ребенок - сверстник» центр жизни переносится из учебной деятельности, в общение, значение которого, чрезвычайно важно для формирования личности. В этой деятельности формируется самосознание. Также в данный период происходит усвоение социальных ценностей, формирование активной жизненной позиции, «рождение гражданина».
Подростковый возраст (14-15 лет) — период взросления, промежуточный между детством и взрослостью. После его окончания подросток обретает зрелость, характеризующуюся физическим, эмоциональным, социальным и интеллектуальным развитием. Подростковый возраст описывается как парадоксальный, противоречивый: чрезмерная активность сменяется усталостью, весёлость — унынием, уверенность в себе — застенчивостью, эгоизм чередуется с альтруистичностью, стремление к общению — с замкнутостью.
В подростковом возрасте активно развивается самосознание. Подросток начинает размышлять не только о внешних событиях, но и собственных мыслях, чувствах и поступках. У него появляется способность смотреть на себя со стороны, глазами других людей и самостоятельно оценивать свои достоинства и недостатки. Очень важным для подростка является представление о своём теле, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «женственности» и «мужественности». Своеобразие подросткового возраста связано с быстрыми физиологическими изменениями, вызванными половым созреванием. Подросток не всегда готов принять эти изменения (увеличение массы, изменение пропорций). Это может стать причиной серьёзных переживаний.
Благодаря развитию мышления подросток становится способным предвидеть и прогнозировать последствия событий, в том числе своего поведения. Расширение мыслительных возможностей приводит к таким важным последствиям, как создание кумиров и идеалов (об устройстве общества, семьи, законодательства), и к более или менее ярко выраженному бунту против мира взрослых, далекого от идеала.
Большую значимость приобретает потребность в установлении дружеских взаимоотношений со сверстниками. Освобождаясь от родительской опеки, подросток теряет возможность удовлетворять потребность в эмоциональной поддержке в общении с родителями. Теперь эта потребность удовлетворяется в отношениях со сверстниками.
Не менее важной является потребность в принадлежности к группе, в признании сверстниками. Подростки хотят нравиться сверстникам и хотят быть принятыми в привлекательную для них группу. Отношения со сверстниками сильно влияют на самооценку, особенно в раннем подростковом возрасте. Становясь старше, подростки становятся способными противостоять психологическому давлению сверстников. Сообщество сверстников играет важную роль в достижении независимости, поскольку оно находится вне строгого контроля взрослых (это касается вопросов музыкальных предпочтений, стиля одежды, образа поведения на молодёжных тусовках).
Подростки уделяют большое значение одежде и внешности. В одежде отражается стремление подростков к выражению себя и своей принадлежности к определенной группе.
Подростки любят испытывать свои возможности: кто сильнее, кто быстрее, кто больше знает и умеет, кто более сообразительный и находчивый. Стремление к соперничеству можно использовать при организации различных соревнований, конкурсов, викторин.
Общеизвестно стремление подростков к общению и объединению в группы, страх и стремление избежать изоляции можно использовать при объединении детей в группы, команды.
Подготовка предполагает три основных направления:
теоретическое,
техническое,
физическое.
Теоретическая подготовка проводится по специально разработанным методическим материалам и пособиям в соответствии с учебной программой и расписанием занятий и предполагает изучение законов, подзаконных актов и изучение основ аварийно-спасательных работ. Техническая подготовка проводится в кабинете ОБЖ или в актовом зале по методике специальной подготовки спасателей. Физическая подготовка проводится согласно требованиям, предъявляемым к членам спортивных секций и школ выживания в экстремальных условиях.
В ходе обучения школьники должны овладеть знаниями как вести аварийно-спасательные работы в зонах (районах) ЧС природного характера и оказывать помощь профессиональным спасателям при ведении аварийно-восстановительных работ при авариях и катастрофах техногенного характера, пользоваться средствами индивидуальной защиты, туристским снаряжением, оказывать первую медицинскую помощь, иметь навыки выживания в экстремальных условиях.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте;
формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию
и самообразованию,
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах;
развитие правового мышления и компетентности при решении моральных проблем, формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех
ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления и поведения, потребностей соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
1) регулятивные
умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии
с изменениями обстановки;
умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;
2) познавательные
овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности;
умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать
и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека;
3) коммуникативные
умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы
к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях;
освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях;
умение работать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество
и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей
и потребностей при решении различных учебных и познавательных задач;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий для решения задач обеспечения безопасности;
формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации.
Предметные результаты :
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания
и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного здорового и разумного образа жизни;
понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности и общества;
формирование установки на здоровый и разумный образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение и нанесение иного вреда здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций, включая экстремизм и терроризм, их последствий для личности, общества и государства;
знание безопасного поведения в условиях опасных и ЧС, умение применять их на практике;
умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также
на основе информации из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
По окончании занятий учащиеся научатся:
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных
ситуаций в туристических походах;
готовиться к туристическим походам;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
добывать и очищать воду в автономных условиях;
добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях;
подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;
использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
оказывать первую помощь при растяжениях; при вывихах; при переломах; при ожогах;
оказывать первую помощь при обморожениях; при отравлениях; при тепловом (солнечном) ударе;
оказывать первую помощь при укусе насекомых;
Правила проверки практических навыков учащихся.
Обучаемый должен продемонстрировать выполнение действия от начала до конца.
Во время демонстрации важно убедиться в правильности выполнения задания.
Если учащийся допускает серьезную ошибку, то нужно остановить его и указать на допущенную ошибку.
Если допущенная ошибка несущественна, позвольте продолжить показ; ученик может исправить ее во время последующих действий.
Если допущенная ошибка свидетельствует о полном непонимании того, как выполнять задание, поправьте и дайте ученику возможность еще раз почитать учебник и потренироваться.
Если ошибка легко устранима, то попросите исправить и сразу проведите повторную проверку.
Результаты контроля и оценки знаний и умений учащихся являются важной составляющей для анализа организации и состояния учебного процесса. На основании этого анализа вносятся необходимые коррективы в систему обучения учащихся по курсу.
Раздел ІІ. Учебно – тематический план.
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Специальная подготовка
| 10 | 9 | 1 |
2 | Противопожарная подготовка
| 6 | 4 | 2 |
3 | Медицинская подготовка
| 11 | 5 | 6 |
4 | Автономное существование человека и пно - мозговых основы ориентирования | 4 | 3 | 1 |
5 | Физическая подготовка
| 3 | 1 | 2 |
| Всего:
| 34 | 22 | 12 |
Тематическое планирование занятий программы курса внеурочной деятельности «Юный спасатель» для 5 класса.
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Кол-во часов | Дата | |
По плану | По факту | ||||
Специальная подготовка (10 часов) | |||||
1. | Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, возможные на территории Волгоградской области. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. | Знакомство детей с профессией спасателя, с историей создания МЧС в России. Обсуждение функций МЧС. Примеры крупномасштабных спасательных работ. | 1 |
|
|
2. | Виды чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации природного характера. Правила поведения при ЧС природного характера. | Классификация чрезвычайных ситуаций. Порядок действий при возникновении различных чрезвычайных ситуаций. Землетрясения, наводнение, снежные лавины, оползни, лесные пожары, град. Причины, последствия, меры защиты. | 1 |
|
|
3. | Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Правила поведения при ЧС техногенного характера. | Понятие об авариях, катастрофах, взрывах, пожарах. Аварии и катастрофы на предприятиях, транспорте, на объектах жилищно-коммунального хозяйства. Причины, последствия, меры защиты. | 1 |
|
|
4. | Чрезвычайные ситуации бытового характера. Правила поведения при возникновении ЧС бытового характера. | Понятие о ситуациях бытового характера: пожар в доме, в лифте, на балконе, во дворе. Правила поведения. | 1 |
|
|
5. | Стихийные бедствия, причины и последствия. Правила поведения при возникновении стихийных бедствий. | Характерные массовые заболевания среди людей, животных, растений. | 1 |
|
|
6. | Чрезвычайные ситуации социального характера. Правила поведения при ЧС социального характера. | Понятие об опасностях криминального характера. Сущность терроризма, его опасность, причины. Виды терроризма. Меры защиты от терроризма. | 1 |
|
|
7. | Чрезвычайные ситуации, связанные с массовыми заболеваниями людей, животных, растений. | Специфика аварий, катастроф и стихийных бедствий, их поражающие факторы и последствия. | 1 |
|
|
8. | Гражданская оборона. | Понятие об экологии, нарушении экологического равновесия. Состояние экологической обстановки в России. Причины нарушения экологического равновесия, последствия, меры защиты. | 1 |
|
|
9. | Выживание в природной среде. Организация жилья, питания, защиты в природных условиях. | Выживание в природной среде. Организация жилья. Укрытия, питания, защиты в экстремальных природных условиях (жара, холод, условия задымленности) (практическое занятие).Основы передвижения по различной местности, основ выживания в различных климатических и природных условиях | 1 |
|
|
10. | Выживание в природной среде. Определение места нахождения, защита от животных и насекомых. | Определение места нахождения (ориентация) на местности. Защита от животных и насекомых. Перемещение в природной среде.Основы передвижения по различной местности, основ выживания в различных климатических и природных условиях. | 1 |
|
|
Противопожарная подготовка (6 часов) | |||||
11. | Общие понятия о пожаре. Условия и причины возникновения пожаров. | Пожарная служба и ее задачи. Основные направления деятельности. Развитие пожарной охраны в России. Что такое огонь. Какую пользу приносит огонь человеку, и как человек научился управлять огнем. Какой вред может причинить огонь. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Меры предосторожности при обращении с огнем. Недопустимость игр детей с огнем. Примеры тяжелых последствий пожаров, происшедших в результате детской шалости с огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов. Тестирование на компьютере на знание правил пожарной безопасности. | 1 |
|
|
12. | Характер и сила пожаров. Последствия пожаров. | Основные причины возникновения пожаров: детская шалость со спичками и другие виды детской шалости, не затушенные угли, шпак, зола. Новый год, сезон пожаров Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации электротехнических приборов, устройств. Костры, Курение, | 1 |
|
|
13. | Способы и методы тушения пожаров. Огнетушители, виды огнетушителей, назначение, подготовка к применению, правила пользования. | Первичные средства пожаротушения. Устройство внутренних пожарных кранов, порядок использования их для целей пожаротушения и ухода за ними. Вода, земля, песок - как средства пожаротушения. Применение этих средств в условиях горения тех или иных веществ и материалов. Ручные пенные, порошковые и углекислотные огнетушители. Краткие сведения об устройстве, принципе действия, области применения этих огнетушителей. Вода, земля, песок - как средства пожаротушения. | 1 |
|
|
14. | Самоспасение людей при пожарах. | Правила пожарной безопасности. Алгоритм поведения людей при пожаре. Рисунки на тему «Огонь не игра». | 1 |
|
|
15. | Пожарная техника и её применение. Виды и типы пожарной техники. | Ознакомление с механизированными средствами тушения пожаров (мотопомпами, пожарными машинами). | 1 |
|
|
16. | Составление плана эвакуации из различных зданий. Способы эвакуации.
| Коллективная работа по составлению плана эвакуации. Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из помещения. | 1 |
|
|
Медицинская подготовка (11 часов) | |||||
17. | Основы анатомии и физиологии человека. | Дать представление об анатомии и физиологии человека | 1 |
|
|
18. | Первая медицинская помощь в различных бытовых ситуациях. | Порядок оказания первой доврачебной помощи. Правила наложения повязок. | 1 |
|
|
19. | Средства оказания первой медицинской помощи спасателя. | Правила оказания первой медицинской помощи при травмах различного типа. | 1 |
|
|
20. | Основы гигиенических знаний. | Дать представление о гигиене | 1 |
|
|
21. | Виды ран. Первая медицинская помощь при ранениях. | Первая медицинская помощь при ранениях, кровотечениях и травматическом шоке. | 1 |
|
|
22. | Переломы. Первая медицинская помощь при переломах. | Приемы оказания первой медицинской помощи, особенностей оказания первой медицинской помощи при переломах различной локализации, способы переноски и транспортировки пострадавших при различных переломах. | 1 |
|
|
23. | Растяжения , вывихи, ушибы. Первая медицинская помощь при растяжениях, вывихах, ушибах. | Приемы оказания первой медицинской помощи, особенностей оказания первой медицинской помощи при вывихах и ушибах, способы переноски и транспортировки пострадавших. | 1 |
|
|
24. | Травмы опорно – двигательного аппарата. Первая медицинская помощь при травмах опорно – двигательного аппарата. | Приемы оказания первой медицинской помощи, особенностей оказания первой медицинской помощи при травмах опорно – двигательного аппарата , способы переноски и транспортировки пострадавших. | 1 |
|
|
25. | Травмы грудной клетки и тазобедренного сустава. Первая медицинская помощь при травмах грудной клетки и тазобедренного сустава. | Приемы оказания первой медицинской помощи, особенностей оказания первой медицинской помощи при травмах грудной клетки, способы переноски и транспортировки пострадавших. | 1 |
|
|
26. | Обморожение и ожоги. Первая медицинская помощь при обморожениях и ожогах. | Приемы оказания первой медицинской помощи, особенностей оказания первой медицинской помощи при при обморожениях и ожогах , способы переноски и транспортировки пострадавших. | 1 |
|
|
27. | Транспортировка пострадавшего. Соревнования по оказанию первой медицинской помощи и транспортировке пострадавшего. | Отработка техники движения при транспортировке пострадавшего. | 1 |
|
|
Автономное существование человека и пно - мозговых основы ориентирования (4 часа) | |||||
28. | Вынужденное автономное существование человека в природе. Правила поведения при вынужденном автономном существовании человека в природе. | Что такое туризм и его значение в физическом и духовном развитии школьника. Ориентирование на местности. Действия при потере ориентировки. Что делать, если заблудился. |
1 |
|
|
29. | Туристические походы. Правила поведения во время туристических походов. | Оборудование укрытия. Установка палатки. Виды костров. Способы добычи огня. Добыча пищи. Распределение группового снаряжения. Туристическая одежда и обувь. Рюкзак. Укладка рюкзака. | 1 |
|
|
30. | Способы ориентирования на местности. Компас. Его назначение. | Компас и его назначение. Нахождение сторон света без компаса. Обращение с компасом и картой. | 1 |
|
|
31. | Соревнование. Хождение по азимуту. | Организовать соревнования. | 1 |
|
|
Физическая подготовка (3 часа) | |||||
32. | Общефизическая подготовка. Кроссовая подготовка. | Здоровье человека и влияние на него физических упражнений. | 1 |
|
|
33. | Силовые упражнения. Подтягивание на перекладине. Отжимание. | Физическая подготовка обучающихся. | 1 |
|
|
34. | Итоговое занятие. | Итоговое тестирование | 1 |
|
|
Раздел ІІ. Учебно – тематический план.
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Экстремальные ситуации в природных условиях | 15 | 13 | 2 |
2 | Безопасность во внутреннем и выездном туризме | 2 | 2 | - |
3 | Безопасность в чрезвычайных ситуациях | 4 | 3 | 1 |
4 | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 7 | 5 | 2 |
5 | Основы здорового образа жизни
| 6 | 5 | 1 |
| Всего:
| 34 | 28 | 6 |
Раздел III. Тематическое планирование занятий программы курса внеурочной деятельности «Юный спасатель» для 6 класса.
№ | Тема | Содержание | Кол-во часов | Дата | |||||||
По плану | По факту | ||||||||||
Раздел 1. Экстремальные ситуации в природных условиях - 15 часов | |||||||||||
1. | ЭС в природе и причины их возникновения. | Понятие об опасной и экстремальной ситуации. Основные виды экстремальных ситуаций в природе (смена климатогеографических условий, резкое изменение природных условий, требующие экстренной медицинской помощи заболевания или повреждения, вынужденное автономное существование) и их причины. Наиболее распространенные случаи вынужденного автономного существования: потеря ориентировки на местности, отставание от группы, авария транспортного средства в малонаселенной местности. Понятие о выживании. | 1 |
|
| ||||||
2. | Факторы выживания в природных условиях. Стрессоры выживания. | Причины, влияющие на поведение человека, — факторы выживания. Группы факторов выживания: личностные, природные, материальные, постприродные. Понятие о стрессорах выживания. Различные стрессоры и способы их побороть. | 1 |
|
| ||||||
3. | Психологические основы выживания на природе | Свойства человеческой психики, помогающие выживать. Как развивать в себе полезные способности и черты (внимание и наблюдательность, ощущение и восприятие, память и мышление, установку на выживание). Как воспользоваться ими в условиях вынужденного автономного существования. | 1 |
|
| ||||||
4 | Страх - главный психологический враг | Страх и его негативное влияние на человека в опасной ситуации. Паника и оцепенение как опасные состояния. Способы побороть страх. Как работа над собой повышает шансы выжить в экстремальных ситуациях. Систематическое воспитание воли. | 1 |
|
| ||||||
5 | Подготовка к походу и поведение в природных условиях | Основные способы избежать экстремальных ситуаций в природных условиях. Подготовка к походу: обеспечение безопасности, распределение обязанностей, продуктов и снаряжения, выбор маршрута. Правила безопасного поведения на природе: соблюдение дисциплины, передвижение группой, внимательность, бережное отношение к природе, соблюдение границ полигона, поиск и запоминание ориентиров. | 1 |
|
| ||||||
6 | Надежные одежда и обувь
| Требования к одежде и обуви. Правила ухода за одеждой и обувью (проветривание и просушивание) в походе. Особенности подготовки к походу в зимнее время. | 1 |
|
| ||||||
7 | Поведение в ЭС в природных условиях | Основные правила поведения в экстремальной ситуации. Правила поведения в случае аварии самолета или автомобиля, при стихийном бедствии. Принятие решения двигаться к населенному пункту или оставаться на месте. Правила безопасного поведения: оборудование аварийного лагеря, назначение командира, распределение обязанностей, предотвращение конфликтов. | 1 |
|
| ||||||
8 | Действия при потере ориентировки
| Основные правила поведения в случае, когда человек заблудился. Как вспомнить пройденный путь, оценить расстояние до источников звука и света, воспользоваться маркировкой маршрутов. Чего нельзя делать, если вы заблудились. Определение направления по встреченным дорогам и тропам, ручьям и рекам. Выход к населенному пункту в зимнее время по лыжне. Определение направления выхода при отставании в походе от группы. | 1 |
|
| ||||||
9 | Способы ориентирования и определение направления движения | Ориентирование по компасу, по собственной тени, по звездам, по часам. Ориентирование по местным признакам: таянию снега, густоте травы, влажности земли, строению муравейника, расположению мхов и т. д. Движение по азимуту с использованием двух ориентиров. | 1 |
|
| ||||||
10 | Техника движения в природных условиях | Правила безопасного движения по склонам холмов и гор, вдоль ручья. Способы переправы через реку. Особенности передвижения в зимнее время: по снегу, руслам замерзших рек, по льду. Преодоление заболоченных участков. | 1 |
|
| ||||||
11 | Сооружение жилища, добыча и сохранение огня | Основные требования, предъявляемые к месту сооружения временного жилища. Виды и способы сооружения временного жилища в летнее и зимнее время (шалаш, навес, иглу). Особенности укрытий в горах. Выбор места и правила разведения костра (в том числе в ненастную погоду и зимнее время). Соблюдение мер пожарной безопасности. Виды костров и их назначение. Способы разжигания и сохранения огня. | 1 |
|
| ||||||
12 | Обеспечение питанием и водой
| Чувство голода и обеспечение питанием из резервов природы. Обеспечение водой из водоемов, снега, льда. Способы добывания воды, ее очистка и обеззараживание в условиях вынужденного автономного существования. | 1 |
|
| ||||||
13 | Поиск и приготовление пищи
| Кипячение воды и приготовление растительной пищи при отсутствии посуды. Способы приготовления на костре корней и клубней, рыбы, мелких животных. Основные правила рыбалки. | 1 |
|
| ||||||
14 | Особенности походов разных видов | Подготовка к лыжным походам: тренировки, выбор одежды и обуви, группового снаряжения. Правила безопасного поведения в водном походе. Подготовка к велосипедному походу, основные правила безопасности. | 1 |
|
| ||||||
15 | Безопасность на водоемах
| Виды опасности на воде. Правила безопасного поведения на зимних водоемах (при передвижении по льду). Правила безопасного поведения на водоемах летом (при купании). | 1 |
|
| ||||||
Раздел 2. Безопасность во внутреннем и выездном туризме - 2 часа | |||||||||||
16 | Факторы, влияющие на безопасность при туризме | Понятие о дальнем и международном туризме. Факторы, влияющие на его безопасность (заболевания, травматизм, стихийные бедствия, политическая ситуация в стране пребывания) | 1 |
|
| ||||||
17 | Акклиматизация организма | Факторы, влияющие на здоровье человека при смене климатогеографических условий. Рекомендации по адаптации к смене часовых поясов и климата. Акклиматизация в условиях жаркого климата, горной местности, Севера.
| 1 |
|
| ||||||
Раздел 3. Безопасность в чрезвычайных ситуациях - 4 часа | |||||||||||
18 | Коллективные и индивидуальные средства защиты | Устройство убежища, порядок его заполнения и правила поведения в нем. Что запрещено при нахождении в убежище. Как пользоваться поврежденным противогазом. Замена поврежденного противогаза на исправный в условиях зараженного воздуха. | 1 |
|
| ||||||
19 | Правила поведения при захвате террористами | Правила безопасного поведения при захвате. Порядок действий во время операции по освобождению заложников | 1 |
|
| ||||||
20 | Взрывы в местах массового скопления людей | Места массового скопления людей. Проявление бдительности как мера предотвращения терактов. Признаки установки взрывного устройства. Правила безопасного поведения при непосредственной угрозе взрыва и после него. | 1 |
|
| ||||||
21 | Основы безопасности личности, общества и государства | Способы подачи сигналов бедствия. Специальные знаки международной кодовой таблицы символов. Устройство и изготовление простейших сигнальных средств. | 1 |
|
| ||||||
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи - 7 часов | |||||||||||
22 | Средства оказания ПМП.
| Аптечка первой помощи (походная). Комплектование походной аптечки лекарственными средствами и средствами оказания первой помощи. Использование лекарственных растений для оказания первой помощи. | 1 |
|
| ||||||
23 | ПМП при укусах насекомых и змей. | Укусы насекомых и их последствия для организма человека. Оказание первой помощи при укусах ядовитого насекомого. Как уберечься от укуса клеща и вызываемого им энцефалита. Признаки укуса ядовитой змеей и правила оказания первой помощи укушенному. Меры предосторожности от укусов ядовитых змей. | 1 |
|
| ||||||
24 | Ожоги кожи.
| Термический ожог. Степени ожогов и их признаки. Первая помощь при ожогах кожи. Солнечный ожог, его признаки и первая помощь при нем. | 1 |
|
| ||||||
25 | Тепловые и солнечные удары.
| Понятие о тепловом и солнечном ударе. Признаки теплового и солнечного удара. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе. Меры предупреждения их наступления | 1 |
|
| ||||||
26 | Охлаждения и обморожения.
| Понятие об обморожении. Степени обморожения и их признаки. Оказание первой помощи при общем охлаждении и обморожении. |
1 |
|
| ||||||
27 | Первая помощь утопающему.
| Причины бедствий на воде. Признаки утопления. Оказание первой помощи при утоплении. | 1 |
|
| ||||||
28 | Закрытые травмы. Способы переноски пострадавшего. | Понятие о травме. Виды закрытых травм (ушиб, растяжение, разрыв, вывих, перелом, сдавление). Причины, вызывающие каждый вид травмы, признаки травм и оказание первой помощи. Способы переноски (на шесте, носилках, в рюкзаке и др.). Изготовление переносных приспособлений. | 1 |
|
| ||||||
Раздел 5. Основы здорового образа жизни- 6 часов | |||||||||||
29 | Правильное питание – основа ЗОЖ . | Обмен веществ и энергии как основная функция организма человека. Калорийность продуктов питания. Суточная потребность человека в калориях. Соотношение расхода энергии к потребляемым калориям, избыток и недостаток их в рационе. Сбалансированное питание. |
1 |
|
| ||||||
30 | Значение белков, жиров и углеводов. | Белки, жиры и углеводы, их функция и содержащие их продукты. Витамины и их роль в развитии человека. Основные источники витаминов и минеральных веществ. Потребность подростка в воде | 1 |
|
| ||||||
31 | Гигиена и культура питания.
| Основные гигиенические требования к питанию. Режим питания. Важность соблюдения культуры питания и основные правила этикета. | 1 |
|
| ||||||
32 | Особенности подросткового возраста. | Развитие и изменение организма в подростковом возрасте. Изменение поведения. Как отстаивать свою точку зрения. Взаимоотношения с родителями. | 1 |
|
| ||||||
33 | Оказание ПМП и ведение ЗОЖ.
| Понятие о здоровом образе жизни. Правильное питание. Витамины. Спорт. | 1 |
|
| ||||||
34 | Итоговое занятие | Итоговое тестирование | 1 |
|
|
Раздел ІІ. Учебно – тематический план.
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | ЧС, правила природного характера, меры безопасности поведения. | 2 | 1 | 1 |
3 | ЧС техногенного характера, меры безопасности, правила поведения | 2 | 1 | 1 |
4 | ЧС экологического характера, меры безопасности, правила поведения. | 2 | 1 | 1 |
5 | Экипировка туриста – спасателя
| 8 | 5 | 3 |
6 | Способы ориентирования
| 8 | 6 | 2 |
7 | Выживание в автономных условиях.
| 11 | 9 | 2 |
| Всего:
| 34 | 24 | 10 |
Раздел III. Тематическое планирование занятий программы курса внеурочной деятельности «Юный спасатель» для 7 класса.
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Кол-во часов | Дата | ||
| По плану | По факту | ||||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | Беседа о целях и задачах объединения, необходимые качества и физическая подготовка для участников объединения. | 1 |
|
| |
Раздел 1. ЧС, правила природного характера, меры безопасности поведения. 2 часа | ||||||
2 | Геологические, геофизические, метеорологические, гидродинамические ЧС | Рассмотреть характерные особенности чрезвычайных ситуаций природного характера и их возможные последствия. | 1 |
|
| |
3 | Природные пожары, гидрометеорологические ЧС. Инфекционные заболевания людей, животных, растений. | Рассмотреть характерные особенности чрезвычайных ситуаций природного характера и их возможные последствия. | 1 |
|
| |
Раздел 2. ЧС техногенного характера, меры безопасности, правила поведения. 2 часа | ||||||
4 | Техногенные аварии и катастрофы на ХОО, РОО, БОО | Рассмотреть характерные особенности чрезвычайных ситуаций техногенного характера, их возможные последствия. | 1 |
|
| |
5 | Пожары и взрывы, обрушение зданий и сооружений, аварии на очистных сооружениях, на блоках энергообеспечения | Рассмотреть характерные особенности чрезвычайных ситуаций техногенного характера, их возможные последствия. | 1 |
|
| |
Раздел 3. ЧС экологического характера, меры безопасности, правила поведения. 2 часа | ||||||
6 | Экологические аварии и катастрофы | Рассмотреть характерные особенности экологических аварий и катастроф и их последствия. | 1 |
|
| |
7 | Загрязнение атмосферы, биосферы, литосферы. | Рассмотреть характерные особенности экологических аварий и катастроф и их последствия. | 1 |
|
| |
Раздел 4. Экипировка туриста – спасателя. 8 часов | ||||||
8 | Обвязочные системы
| Личное и групповое туристское снаряжение Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного и специального снаряжения для спас. работ, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки. Правила размещения предметов в рюкзаке и на теле Одежда и обувь для летних и зимних видов спасательных работ. Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их значение, преимущества и недостатки. Походная посуда. Топоры, пилы. Хозяйственный набор. Особенности снаряжения для зимнего похода. Снаряжение для спас работ. Практические занятия. Укладка рюкзака. Постановка и укладка палатки. Подгонка снаряжения. Работа со снаряжением. Работа с оборудованием при ПСР | 1 |
|
| |
9 | Полная и неполная обвязка спасателя | 1 |
|
| ||
10 | Оборудование для организации «подъема» | 1 |
|
| ||
11 | Оборудование для организации «спуска» | 1 |
|
| ||
12 | Оборудование для организации «спуска пострадавшего» по косому троллею | 1 |
|
| ||
13 | Обвязочные системы и оборудование для выполнения альпработ | 1 |
|
| ||
14 | Обвязочные системы и оборудование для промышленного альпинизма | 1 |
|
| ||
15 | Оборудование для организации спасательных работ на акватории | 1 |
|
| ||
Раздел 5. Способы ориентирования. 8 часов | ||||||
16 | Способы ориентирования по природным признакам, по местным предметам | Виды карт и основные сведения о карте: масштаб, условные топографические знаки, рельеф и способы его изображения, изображение гидросети на картах различного масштаба и схемах. Чтение карты и работа с ней: ориентирование, измерение расстояний, копирование. Старение карт. Хранение карт в пути. Составление схем. Вычерчивание маршрутных лент. Компас. Магнитное склонение. Ориентирование на местности: по карте, компасу и местным предметам, по небесным светилам. Способы определения расстояний на местности. Глазомерная съемка препятствий и составление схемы их прохождения. Составление схем особо интересных мест. Уточнение карты и ленты маршрута в пути. Практические занятия. Работа с картой — ориентирование, измерение расстояний на местности. Глазомерная съемка, составление схем. Вычерчивание маршрутных лент. Ориентирование на местности: по карте, компасу. | 1 |
|
| |
17 | Линейные ориентиры
| 1 |
|
| ||
18 | Ориентирование по карте
| 1 |
|
| ||
19 | Ориентирование по схеме и легенде | 1 |
|
| ||
20 | Спортивные и топографические знаки | 1 |
|
| ||
21 | Определение расстояния до объекта | 1 |
|
| ||
22 | Определение высоты объекта
| 1 |
|
| ||
23 | Определение азимута по компасу и без него | 1 |
|
| ||
Раздел 6. Выживание в автономных условиях. 11 часов | ||||||
24 | Акклиматизация
| Познакомить обучающихся с правилами поведения в условиях вынужденной автономии в природной среде. Цели добровольной автономии. Вынужденная автономия. Практические занятия. Поиск воды и обеззараживание. Добыча огня и топлива. Сооружение временного жилища. Выбор направления выхода к людям | 1 |
|
| |
25 | Вынужденная и добровольная автономия. | 1 |
|
| ||
26 | Поиск воды и пищи. Обеззараживание. | 1 |
|
| ||
27 | Добыча огня и топлива.
| 1 |
|
| ||
28 | Подача сигналов бедствия.
| 1 |
|
| ||
29 | Сооружение временного жилища. | 1 |
|
| ||
30 | Выбор направления выхода к людям | 1 |
|
| ||
31 | Самосохранение и психологическая саморегуляция при автономном существовании. | 1 |
|
| ||
32 | Встреча с дикими животными.
| 1 |
|
| ||
33 | Оказание мед. помощи при травмах в автономии. | 1 |
|
| ||
34 | Итоговое занятие.
| 1 |
|
|
Раздел ІІ. Учебно – тематический план.
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие
| 1 | 1 | - |
2 | Подача сигналов бедствия по международной кодовой системе. | 7 | 6 | 1 |
3 | Изготовление носилок и других подручных средств для транспортировки пострадавших. | 10 | 8 |
2 |
4 | Организация переправ через природные препятствия для эвакуации пострадавших из зон |
9 |
7 |
2 |
5 | Оказание реанимационной помощи. | 7 | 2 | 5 |
| Всего:
| 34 | 24 | 10 |
Раздел III. Тематическое планирование занятий программы курса внеурочной деятельности «Юный спасатель» для 8 класса.
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятий | Кол-во часов | Дата | |||||||
По плану | По факту | ||||||||||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | Техник безопасности на занятиях | 1 |
|
| ||||||
Раздел 1. Подача сигналов бедствия по международной кодовой системе. 7 часов. | |||||||||||
2 | Способы подачи сигналов бедствия. | Виды и способы подачи сигналов бедствия на воде, в лесу, в автономии. Практические занятия. Подача сигналов бедствия «человеком с земли». Подача сигналов бедствия кострами. | 1 |
|
| ||||||
3 | Международная кодовая система сигналов подачи бедствия. | 1 |
|
| |||||||
4 | Подача сигналов бедствия «человеком с земли». | 1 |
|
| |||||||
5 | Подача сигналов бедствия на акватории. | 1 |
|
| |||||||
6 | Подача сигналов бедствия в горах сигнальными ракетами | 1 |
|
| |||||||
7 | Подача сигналов бедствия через радио эфир. | 1 |
|
| |||||||
8 | Подача сигналов бедствия кострами. | 1 |
|
| |||||||
Раздел 2. Изготовление носилок и других подручных средств для транспортировки пострадавших. 10 часов. |
|
| |||||||||
9 | Способы вязки носилок в природных и экстремальных условиях | Рассмотреть способы вязки носилок в природных и экстремальных условиях Практические занятия. Изготовление веревочных носилок. Изготовление носилок из полотна. Изготовление волокуш. Переноска пострадавшего в разрушенном здании. Транспортировка пострадавшего в завалах. Транспортировка пострадавшего в горной местности. Спуск пострадавшего с крыши многоэтажного дома на носилках. | 1 |
|
| ||||||
10 | Изготовление веревочных носилок. | 1 |
|
| |||||||
11 | Изготовление носилок из полотна и штормовок. | 1 |
|
| |||||||
12 | Изготовление волокуш.
| 1 |
|
| |||||||
13 | Изготовление «жестких» носилок. | 1 |
|
| |||||||
14 | Переноска пострадавшего в разрушенном здании.
| 1 |
|
| |||||||
15 | Транспортировка пострадавшего в завалах. | 1 |
|
| |||||||
16 | Транспортировка пострадавшего в горной местности.
| 1 |
|
| |||||||
17 | Спуск пострадавшего с крыши многоэтажного дома на носилках. | 1 |
|
| |||||||
18 | Применение «косынки», «перевязи» | 1 |
|
| |||||||
Раздел 3. Организация переправ через природные препятствия для эвакуации пострадавших из зон ЧС. 9 часов. | |||||||||||
19 | Укладка бревна, наведение перил, переправа спасателей и пострадавшего с само - и командной страховкой. | Необходимость командной страховки при прохождении переправ, ее значимость. Практические занятия. Укладка бревна, наведение перил, переправа спасателей и пострадавшего с само - и командной страховкой, наведение навесной переправы, переправа спасателей и пострадавшего с само - и командной страховкой, наведение параллельной переправ, переправа спасателей и пострадавшего с само - и командной страховкой, наведение «спуска» и «подъема», переправа спасателей и пострадавшего с само – и командной страховкой. Наведение «траверса», переправа спасателей и пострадавшего с само - и командной страховкой. Наведение приправ через реку (брод), переправа спасателей и пострадавшего с само - и командной страховкой. | 1 |
|
| ||||||
20 | Наведение навесной переправы, переправа спасателей и пострадавшего с само - и командной страховкой. | 1 |
|
| |||||||
21 | Наведение параллельной переправы, переправа спасателей и пострадавшего с само - и командной страховкой. | 1 |
|
| |||||||
22 | Наведение «спуска» и «подъема», переправа спасателей и пострадавшего с само - и командной страховкой. | 1 |
|
| |||||||
23 | Наведение «траверса», переправа спасателей и пострадавшего с само - и командной страховкой. | 1 |
|
| |||||||
24 | Наведение приправ через реку (брод), переправа спасателей и пострадавшего с само - и командной страховкой. | 1 |
|
| |||||||
25 | Наведение «вертикального спуска» и «вертикального подъема», переправа спасателей и пострадавшего с само - и командной страховкой. | 1 |
|
| |||||||
26 | Преодоление заболоченных участков: переправа спасателей и пострадавшего по «кочкам», по «жердям», с промером альпенштока | 1 |
|
| |||||||
27 | Прохождение блок – этапов, переправа спасателей и пострадавшего с само - и командной страховкой. | 1 |
|
| |||||||
Раздел 4. Оказание реанимационной помощи. 7 часов. | |||||||||||
28 | Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. | Необходимость срочного применения багажа знаний при реанимационных ситуациях.
| 1 |
|
| ||||||
29 | Первая медицинская помощь при остановке сердца. | 1 |
|
| |||||||
30 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 1 |
|
| |||||||
31 | Техника подтягивания, «подъема-переворота» на высокой перекладине. | 1 |
|
| |||||||
32 | Прессовая подготовка | Практическое занятие | 1 |
|
| ||||||
33 | Повторение | Повторение | 1 |
|
| ||||||
34 | Итоговое занятие. | Итоговое тестирование | 1 |
|
|
Раздел ІІ. Учебно – тематический план.
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие
| 1 | 1 | - |
2 | Преодоление зоны заражения АХОВ с пострадавшим | 10 | 8 | 2 |
3 | Поиск и эвакуация пострадавших из зоны разрушенного здания. | 9 | 7 | 2 |
4 | Поисково – спасательные работы на акватории. |
9 | 6 | 3 |
5 | Пожарная подготовка. | 5 | 3 | 2 |
| Всего:
| 34 | 25 | 9 |
Раздел III. Тематическое планирование занятий программы курса внеурочной деятельности «Юный спасатель» для 9 класса.
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятий | Ко-во часов | Дата | ||||||
По плану | По факту | |||||||||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | Техника безопасности на занятиях | 1 |
|
| |||||
Раздел 1. Преодоление зоны заражения АХОВ с пострадавшим. 10 часов. | ||||||||||
2 | Правила прохождения зоны заражения. | ХОО, АХОВ, ГО. Виды ОЗК, Л-1. Виды СИЗ. Практические занятия. ПСР в многоэтажном здании, зараженном АХОВ. Эвакуация пострадавшего из зоны заражения АХОВ | 1 |
|
| |||||
3 | СИЗ для защиты глаз. | 1 |
|
| ||||||
4 | СИЗ для защиты органов дыхания. | 1 |
|
| ||||||
5 | СИЗ для защиты глаз и органов дыхания. | 1 |
|
| ||||||
6 | СИЗ для защиты кожи. | 1 |
|
| ||||||
7 | Помощь пострадавшему в зоне заражения. | 1 |
|
| ||||||
8 | Защитные убежища и укрытия. | 1 |
|
| ||||||
9 | Виды эвакуации и карантинные зоны. | 1 |
|
| ||||||
10 | ПСР в многоэтажном здании, зараженном АХОВ. | 1 |
|
| ||||||
11 | Эвакуация пострадавшего из зоны заражения АХОВ | 1 |
|
| ||||||
Раздел 2. Поиск и эвакуация пострадавших из зоны разрушенного здания. 9 часов | ||||||||||
12 | Экипировка спасателя для выполнения спас.работ в разрушенном здании | Спасательные работы в закрытом пространстве, в условиях риска разрушения здания. Практические занятия. Организация радиообмена. Работа с гидроинструментами. Снятие пострадавшего с зависания. Траверс несущей стены. Спасательные работы при завалах. Подъем пострадавших из колодцев, впадин Спуск пострадавшего с крыши многоэтажного дома на носилках. | 1 |
|
| |||||
13 | Организация радиообмена | 1 |
|
| ||||||
14 | Работа с гидроинструментами | 1 |
|
| ||||||
15 | Снятие пострадавшего с зависания. | 1 |
|
| ||||||
16 | Траверс несущей стены | 1 |
|
| ||||||
17 | Спасательные работы при завалах | 1 |
|
| ||||||
18 | Спуск пострадавшего с крыши многоэтажного дома на носилках. | 1 |
|
| ||||||
19 | Поиск пострадавших в подвальных помещениях | 1 |
|
| ||||||
20 | Подъем пострадавших из колодцев, впадин | 1 |
|
| ||||||
Раздел 3. Поисково – спасательные работы на акватории. 9 часов | ||||||||||
21 | Виды спасательных жилетов. | Необходимость командной страховки при прохождении переправ, ее значимость при транспортировке пострадавшего. Практические занятия. Наведение перил, переправа спасателей и пострадавшего с само - и командной страховкой, наведение навесной переправы, переправа спасателей и пострадавшего с само - и командной страховкой, наведение параллельной переправ, переправа спасателей и пострадавшего с само - и командной страховкой, наведение «спуска» и «подъема», переправа спасателей и пострадавшего с само – и командной страховкой. Преодоление заболоченных участков Прохождение блок – этапов, переправа спасателей и пострадавшего с само - и командной страховкой. Организация переправы пострадавшего на плав. средствах | 1 |
|
| |||||
22 | Способы одевания спасательных жилетов на себя и на пострадавшего | 1 |
|
| ||||||
23 | Метание спасательного конца Александрова | 1 |
|
| ||||||
24 | Метание спасательного конца типа «Морковь» | 1 |
|
| ||||||
25 | Метание спасательного круга | 1 |
|
| ||||||
26 | Траверс водного потока | 1 |
|
| ||||||
27 | Доставка медперсонала и носилок на целевой берег | 1 |
|
| ||||||
28 | Снятие утопающего с льдины. | 1 |
|
| ||||||
29 | Спас. Работы при затоплении автомобиля | 1 |
|
| ||||||
Раздел 4. Пожарная подготовка. 5 часов | ||||||||||
30 | Первичные средства пожаротушения | История создания пожарной техники, современная пожарная техника, огнетушители. Практические занятия. Вязка двойной спасательной петли. | 1 |
|
| |||||
31 | Виды огнетушителей | 1 |
|
| ||||||
32 | Пожарная техника | 1 |
|
| ||||||
33 | Вязка двойной спасательной петли | 1 |
|
| ||||||
34 | Итоговое занятие | Итоговое тестирование | 1 |
|
|
Используемая литература.
Байдородова Л.В., Индюков Ю.В. Методика обучения ОБЖ: методическое пособие.
М.: Владос, 2003
Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 416 с.
Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А. Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.
Евлахов В. М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательном учреждении: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа, 2008
Евлахов В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности.
5—9 классы. — М.: Дрофа 2010
Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
Латчук В. Н., Марков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа 2016
Латчук В. Н., Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм
и безопасность человека: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа, 2008
Латчук В.Н., Миронов С.К., Мишин Б.И. ОБЖ. Планирование и организация занятий
в школе: методическое пособие. М.: Дрофа, 2002
Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
Маслов А.Г., Марков В. В., Латчук В. Н., Кузнецов М. И., Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учебник. — М.: Дрофа, 2016
Миронов С.К., Морзунова И.Б. Правила оказания ПМП: учебно-методическое пособие. М.: Спектр - М Экзамен, 2006
Михайлов А. А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5—9 классы: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа, 2005
Николаев, Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. – 134с.
Поляков В. В., Кузнецов М. И., Марков В. В., Латчук В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учебник. — М.: Дрофа, 2015
Попова Г.П. ОБЖ 5 -8 классы. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах. - Волгоград: Учитель АСТ, 2006
Сборник материалов и методических рекомендаций по профилактике ДДТП. - Киров 2009
Цуканов И.П.: Подготовка учащейся молодежи к поисковой работе: организационно-методические и правовые основы. – Курск: Изд. VIP, 2008-313с.
Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий / Авт.-сост. Т. М. Кумицкая, О. Е. Жиренко. – М.: 5 за знания, 2005. – 192 с.
64