Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
- готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;
- способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, - соотносить результат действия с поставленной целью;
- способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
Коммуникативные УУД:
- выражать в речи свои мысли и действия;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Предметные УУД:
- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
- воспроизводить способ решения задачи;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
- конструировать несложные задачи;
- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
- анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
- составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
- выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
- анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
- моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
- осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Содержание курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»
с указанием форм организации и видов деятельности.
№ п/п | Тема занятий | Содержание занятий | Форма и виды деятельности |
Мир занимательных задач. | 4 ч. | ||
1 | Решение логических задач табличным способом. | Учиться строить истинные высказывания, развивать умения делать выводы, учить оценивать истинность и ложность высказываний. Вспомнить табличный способ решения логических задач. | Беседа, обсуждение. Поиск верных решений. Практическая работа в парах, в группах. |
2 | «Истина». «Ложь». Графические модели.
| Учиться анализировать тексты. Усвоить понятия: «ложно», «истинно», «верно», «неверно». Учиться соотносить вербальные и графические модели. | Анализ математического материала. Поиск и открытие новых способов решения. Практическая работа. |
3 | Построение умозаключений.
| Учиться строить умозаключения на основе анализа текстов, рисунков и их сравнения по цвету и размеру | Беседа, обсуждение. Поиск верных решений. Практическая работа в парах, в группах. |
4 | Построение цепочки умозаключений. Рассуждения.
| Учиться табличному способу решения логических задач. Учиться устанавливать соответствие между элементами множеств по логическому условию. Овладевать умением строить цепочки умозаключений. | Поиск информации. Анализ добытой информации. Выбор необходимого материала. Оформление сборника. Работа в творческих группах |
Задачи на перевозки | 6 ч. | ||
5 | Знакомство с задачами на перевозки.
| Познакомиться с табличным способом описания процессов перевозок, последовательностью записи действий. | Обсуждение, поиск решений в группах, тренировочные упражнения |
6-7 | Работа с математическими, вербальными и графическими моделями.
| Учиться соотносить текстовые описания, математические записи и графические модели, устанавливать соответствие между ними. Учиться иллюстрировать текстовые описания графическими моделями. | Обсуждение, поиск решений в группах, тренировочные упражнения |
8 | Задачи на перевозки.
| Учиться анализировать возможные последствия действий, выбирать рациональные действия. | Обсуждение, поиск решений в группах, тренировочные упражнения |
9 | Знакомство с исследовательским методом решения логических задач.
| Познакомиться с понятием «гипотеза». Учиться выдвигать и проверять гипотезы. Познакомиться со способом решения логических задач на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез. Познакомиться с табличной формой представления процесса анализа гипотез. Учиться работать по плану. | Беседа, обсуждение, поиск верных решений. Практическая работа в парах.
|
10 | Самостоятельная работа |
|
|
Исследовательский метод в решении задач. | 9 ч. | ||
11 | Решение логических задач исследовательским методом.
| Учиться выдвигать и проверять гипотезы. Учиться решению логических задач на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез путем рассуждения по заданному образцу. | Беседа, обсуждение, поиск верных решений. Практическая работа в парах.
|
12 | Решение логических задач методом исключения | Продолжить формировать умения решать логические задачи табличным способом на основе построения отрицаний | Беседа, обсуждение, поиск верных решений.
|
13 | Работа с текстовой и графической информацией.
| Формировать умения устанавливать соответствие между текстом и графическими схемами. Продолжить формировать умения построения истинных высказываний. | Поиск информации. Анализ добытой информации. Выбор необходимого материала. Работа в творческих группах |
14-15 | Построение цепочки умозаключений.
| Учить строить умозаключения по предложенной схеме, делать выводы из данных условий, проверять правильность решения логической задачи табличным способом. | Беседа, обсуждение, поиск верных решений.
|
16 | Графическая и табличная интерпретация текста | Знакомство с графическим и табличным способами представления информации. Учить делать выводы по табличным данным. Учить оценивать истинность высказываний и их отрицаний. | Беседа, обсуждение, поиск верных решений. Практическая работа в парах. Моделирование.
|
17 | Выдвижение гипотез.
| Пропедевтическая работа по формированию умения решать логические задачи способом выдвижения и оценки всевозможных гипотез. | Решение логические задачи способом выдвижения и оценки всевозможных гипотез. |
18 | Построение умозаключений
| Формировать умение решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений. Учить анализировать высказывания со связкой «если…, то…» и делать правильные выводы. | Решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений. |
19 | Самостоятельная работа |
|
|
Логические задачи. | 15 ч. | ||
20-21 | Построение цепочки рассуждений
| Продолжить формирование умения решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений, анализировать высказывания со связкой «если…, то…» и делать правильные выводы. | Беседа, обсуждение, поиск верных решений. |
22 | Планирование действий. Наглядное представление процессов.
| Познакомить с логическими задачами на перевозки и табличной формой записи решения задач. Научить строить модель процесса перевозки | Составление плана решения логических задач. |
23 | Составление линейного алгоритма.
| Формировать умение решать логические задачи на перевозки способом перебора и анализа всевозможных действий на каждом этапе; формировать умения решать логические задачи на основе построения отрицаний. | Составляют линейный алгоритм решения задачи. |
24 | Решение логических задач исследовательским методом.
| Познакомить с понятием «гипотеза». Учить выдвигать и проверять гипотезы. Познакомить со способом решения логических задач на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез. |
|
25 | Решение логических задач различными способами.
| Формирование умения решать логические задачи способом построения цепочки умозаключений и табличным способом. | Рассуждают, заполняют и строят дерево возможных вариантов по частям и делают выводы, объединяя части в целое |
26 | Решение логических задач на пространственные отношения
| Учить решать логические задачи на пространственные отношения между предметами табличным и графическим способами. Формирование умений оценивать истинность высказываний на основе построения умозаключений из условий. | Решают логические задачи способом выдвижения и оценки всевозможных гипотез
|
27 | Решение логических задач через выдвижение гипотез.
| Формирование умений решать логические задачи на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез. | Решают логические задачи способом выдвижения и оценки всевозможных гипотез |
28 | Наглядное представление текстовых данных.
| Формирование умения соотносить графические модели с текстовым условием, решать логические задачи графическим способом. Учить построению умозаключений. | Знакомятся с исследовательским методом решения логических задач. |
29 | Нахождение логических ошибок в рассуждениях. | Учить находить ошибки в рассуждениях. | Выбирают рациональные действия |
30 | Составление логических задач | Формирование умения решать логические задачи способом построения цепочки умозаключений и табличным способом. | Выбирают рациональные действия.
|
31 | Составление логических задач | ||
32 | Составление логических задач | ||
33
| Составление логических задач | ||
34 | Составление логических задач |
III. Тематическое планирование курса «Занимательная математика».
№ п./п. | Тема занятия | Кол-во часов |
| Мир занимательных задач. | 4 ч. |
1. | Решение логических задач табличным способом. | 1 |
2. | «Истина». «Ложь». Графические модели. | 1 |
3. | Построение умозаключений. | 1 |
4. | Построение цепочки умозаключений. Рассуждения. | 1 |
| Задачи на перевозки | 6 ч. |
5. | Знакомство с задачами на перевозки. | 1 |
6-7. | Работа с математическими, вербальными и графическими моделями. | 2 |
8. | Задачи на перевозки. | 1 |
9. | Знакомство с исследовательским методом решения логических задач. | 1 |
10. | Самостоятельная работа | 1 |
| Исследовательский метод в решении задач. | 9 ч. |
11. | Решение логических задач исследовательским методом. | 1 |
12. | Решение логических задач методом исключения | 1 |
13. | Работа с текстовой и графической информацией. | 1 |
14-15. | Построение цепочки умозаключений. | 2 |
16. | Графическая и табличная интерпретация текста | 1 |
17. | Выдвижение гипотез. | 1 |
18. | Построение умозаключений | 1 |
19. | Самостоятельная работа | 1 |
| Логические задачи. | 15 ч. |
20-21. | Построение цепочки рассуждений | 2 |
22. | Планирование действий. Наглядное представление процессов. | 1 |
23. | Составление линейного алгоритма. | 1 |
24. | Решение логических задач исследовательским методом. | 1 |
25. | Решение логических задач различными способами. | 1 |
26. | Решение логических задач на пространственные отношения | 1 |
27. | Решение логических задач через выдвижение гипотез. | 1 |
28. | Наглядное представление текстовых данных. | 1 |
29. | Нахождение логических ошибок в рассуждениях. | 1 |
30. | Составление логических задач | 1 |
31. | Составление логических задач | 1 |
32. | Составление логических задач | 1 |
33. | Составление логических задач | 1 |
34. | Составление логических задач | 1 |
14