Программа внеурочной деятельности для 3 класса

Программа по внеурочной деятельности для 3 класса, " Занимательная математика".

Содержимое разработки

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Занимательная математика»


Личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;

- готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;

- способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, - соотносить результат действия с поставленной целью;

- способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;  

- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия  в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- устанавливать аналогии;

Коммуникативные УУД:

- выражать в речи свои мысли и действия;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия.

Предметные УУД:

- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

- воспроизводить способ решения задачи;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

- конструировать несложные задачи;

- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

- анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

- составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

- выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

- анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

- моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

- осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.












  1. Содержание курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»

с указанием форм организации и видов деятельности.


п/п

Тема занятий

Содержание занятий

Форма и виды деятельности

Мир занимательных задач.

4 ч.

1

Решение логических задач табличным способом.

Учиться строить истинные высказывания, развивать умения делать выводы, учить оценивать истинность и ложность высказываний. Вспомнить табличный способ решения логических задач.

Беседа, обсуждение. Поиск верных решений. Практическая работа в парах, в группах.

2

«Истина». «Ложь». Графические модели.


Учиться анализировать тексты. Усвоить понятия: «ложно», «истинно», «верно», «неверно». Учиться соотносить вербальные и графические модели.

Анализ математического материала. Поиск и открытие новых способов решения. Практическая работа.

3

Построение умозаключений.


Учиться строить умозаключения на основе анализа текстов, рисунков и их сравнения по цвету и размеру

Беседа, обсуждение. Поиск верных решений. Практическая работа в парах, в группах.

4

Построение цепочки умозаключений. Рассуждения.


Учиться табличному способу решения логических задач. Учиться устанавливать соответствие между элементами множеств по логическому условию. Овладевать умением строить цепочки умозаключений.

Поиск информации. Анализ добытой информации. Выбор необходимого материала. Оформление сборника. Работа в творческих группах

Задачи на перевозки

6 ч.

5

Знакомство с задачами на перевозки.


Познакомиться с табличным способом описания процессов перевозок, последовательностью записи действий.

Обсуждение, поиск решений в группах, тренировочные упражнения

6-7

Работа с математическими, вербальными и графическими моделями.


Учиться соотносить текстовые описания, математические записи и графические модели, устанавливать соответствие между ними. Учиться иллюстрировать текстовые описания графическими моделями.

Обсуждение, поиск решений в группах, тренировочные упражнения

8

Задачи на перевозки.


Учиться анализировать возможные последствия действий, выбирать рациональные действия.

Обсуждение, поиск решений в группах, тренировочные упражнения

9

Знакомство с исследовательским методом решения логических задач.


Познакомиться с понятием «гипотеза». Учиться выдвигать и проверять гипотезы. Познакомиться со способом решения логических задач на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез. Познакомиться с табличной формой представления процесса анализа гипотез. Учиться работать по плану.

Беседа, обсуждение, поиск верных решений. Практическая работа в парах.


10

Самостоятельная работа



Исследовательский метод в решении задач.

9 ч.

11

Решение логических задач исследовательским методом.


Учиться выдвигать и проверять гипотезы. Учиться решению логических задач на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез путем рассуждения по заданному образцу.

Беседа, обсуждение, поиск верных решений. Практическая работа в парах.


12

Решение логических задач методом исключения

Продолжить формировать умения решать логические задачи табличным способом на основе построения отрицаний

Беседа, обсуждение, поиск верных решений.


13

Работа с текстовой и графической информацией.


Формировать умения устанавливать соответствие между текстом и графическими схемами. Продолжить формировать умения построения истинных высказываний.

Поиск информации. Анализ добытой информации. Выбор необходимого материала. Работа в творческих группах

14-15

Построение цепочки умозаключений.


Учить строить умозаключения по предложенной схеме, делать выводы из данных условий, проверять правильность решения логической задачи табличным способом.

Беседа, обсуждение, поиск верных решений.


16

Графическая и табличная интерпретация текста

Знакомство с графическим и табличным способами представления информации. Учить делать выводы по табличным данным. Учить оценивать истинность высказываний и их отрицаний.

Беседа, обсуждение, поиск верных решений. Практическая работа в парах. Моделирование.


17

Выдвижение гипотез.


Пропедевтическая работа по формированию умения решать логические задачи способом выдвижения и оценки всевозможных гипотез.

Решение логические задачи способом выдвижения и оценки всевозможных гипотез.

18

Построение умозаключений


Формировать умение решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений. Учить анализировать высказывания со связкой «если…, то…» и делать правильные выводы.

Решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений.

19

Самостоятельная работа



Логические задачи.

15 ч.

20-21

Построение цепочки рассуждений


Продолжить формирование умения решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений, анализировать высказывания со связкой «если…, то…» и делать правильные выводы.

Беседа, обсуждение, поиск верных решений.

22

Планирование действий. Наглядное представление процессов.


Познакомить с логическими задачами на перевозки и табличной формой записи решения задач. Научить строить модель процесса перевозки

Составление плана решения логических задач.

23

Составление линейного алгоритма.


Формировать умение решать логические задачи на перевозки способом перебора и анализа всевозможных действий на каждом этапе; формировать умения решать логические задачи на основе построения отрицаний.

Составляют линейный алгоритм решения задачи.

24

Решение логических задач исследовательским методом.


Познакомить с понятием «гипотеза». Учить выдвигать и проверять гипотезы. Познакомить со способом решения логических задач на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез.

  • Рассуждают, заполняют и строят дерево возможных вариантов по частям и делают выводы, объединяя части в целое.

25

Решение логических задач различными способами.


Формирование умения решать логические задачи способом построения цепочки умозаключений и табличным способом.

Рассуждают, заполняют и строят дерево возможных вариантов по частям и делают выводы, объединяя части в целое

26

Решение логических задач на пространственные отношения


Учить решать логические задачи на пространственные отношения между предметами табличным и графическим способами. Формирование умений оценивать истинность высказываний на основе построения умозаключений из условий.

Решают логические задачи способом выдвижения и оценки всевозможных гипотез


27

Решение логических задач через выдвижение гипотез.


Формирование умений решать логические задачи на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез.

Решают логические задачи способом выдвижения и оценки всевозможных гипотез

28

Наглядное представление текстовых данных.


Формирование умения соотносить графические модели с текстовым условием, решать логические задачи графическим способом. Учить построению умозаключений.

Знакомятся с исследовательским методом решения логических задач.

29

Нахождение логических ошибок в рассуждениях.

Учить находить ошибки в рассуждениях.

Выбирают рациональные действия

30

Составление логических задач

Формирование умения решать логические задачи способом построения цепочки умозаключений и табличным способом.

Выбирают рациональные действия.



31

Составление логических задач

32

Составление логических задач

33


Составление логических задач

34

Составление логических задач



















III. Тематическое планирование курса «Занимательная математика».

п./п.

Тема занятия

Кол-во часов


Мир занимательных задач.

4 ч.

1.

Решение логических задач табличным способом.

1

2.

«Истина». «Ложь». Графические модели.

1

3.

Построение умозаключений.

1

4.

Построение цепочки умозаключений. Рассуждения.

1


Задачи на перевозки

6 ч.

5.

Знакомство с задачами на перевозки.

1

6-7.

Работа с математическими, вербальными и графическими моделями.

2

8.

Задачи на перевозки.

1

9.

Знакомство с исследовательским методом решения логических задач.

1

10.

Самостоятельная работа

1


Исследовательский метод в решении задач.

9 ч.

11.

Решение логических задач исследовательским методом.

1

12.

Решение логических задач методом исключения

1

13.

Работа с текстовой и графической информацией.

1

14-15.

Построение цепочки умозаключений.

2

16.

Графическая и табличная интерпретация текста

1

17.

Выдвижение гипотез.

1

18.

Построение умозаключений

1

19.

Самостоятельная работа

1


Логические задачи.

15 ч.

20-21.

Построение цепочки рассуждений

2

22.

Планирование действий. Наглядное представление процессов.

1

23.

Составление линейного алгоритма.

1

24.

Решение логических задач исследовательским методом.

1

25.

Решение логических задач различными способами.

1

26.

Решение логических задач на пространственные отношения

1

27.

Решение логических задач через выдвижение гипотез.

1

28.

Наглядное представление текстовых данных.

1

29.

Нахождение логических ошибок в рассуждениях.

1

30.

Составление логических задач

1

31.

Составление логических задач

1

32.

Составление логических задач

1

33.

Составление логических задач

1

34.

Составление логических задач

1



14


Сохранить у себя:
Программа внеурочной деятельности для 3 класса

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки