|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10»
142700, г. Видное, ул.Завидная, д.5, Ленинского района Московской области, тел. 8(495)107-50-35 __________________________________________________________________ | |
| УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «Видновская СОШ №10»
_______________________ В.В. Калмыкова
«01» сентября 2018г. |
Рабочая программа
дополнительной образовательной программы
ШКОЛА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА
СОСТАВИТЕЛЬ:
Лаевская Наталья Викторовна,
первая квалификационная категория
ВИДНОЕ
2018
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа дополнительной образовательной программы Школа будущего первоклассника представляет личностно ориентированную модель подготовки детей дошкольного возраста к обучению. Актуальность программы обусловлена положениями нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности.
1.2. Цели и задачи курса
Основная цель программы — достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
· развитие личностных качеств;
· формирование ценностных установок и ориентаций;
· развитие творческой активности;
· формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
· развитие эмоционально-волевой сферы;
· развитие коммуникативных умений;
· развитие умений действовать по правилам.
1.3. Общая характеристика курса
Программа по подготовке дошкольников к системному обучению в 1-ом классе осуществляется по программе «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» (авторы: Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др. ) Данная программа рекомендована Министерством образования России.
Занятия в «Школе будущего первоклассника» проходят два раза в неделю для детей 6–7 летнего возраста, воспитанников подготовительных групп детских дошкольных образовательных учреждений, а также детей по различным причинам, не посещающих их. Особенностью содержания подготовки к школе является то, что материал, предложенный для детей дошкольного возраста, разработан на интегрированной основе и деление содержания на предметы условно. Занятия в «Школе будущего первоклассника» включают следующие разделы: «От слова к букве», «Математические ступеньки», «Зеленая тропинка».
Примерное количество занятий в неделю
Название раздела | Число занятий |
«От слова к букве» | 2 |
«Математические ступеньки» | 2 |
«Зеленая тропинка». | 2 |
Всего: | 6 |
Подготовка детей к школе начинается с 1 сентября и длится до 30 мая. Занятия проводят с группой детей. Продолжительность занятий - 30 минут (с 5-минутными перерывами после первого занятия и 10-минутными перерывами после второго занятия).
1.4. Характеристика разделов курса
1.4.1. Раздел 1. От слова к букве
Рабочая программа разработана на основе программы Н.А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы Н.А. Федосовой «Речевое развитие. От слова к букве», утверждённой МО РФ (Москва, 2015) в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Рабочая программа рассчитана на 72 часа в год. Для реализации программного содержания используются:
• Федосова Н.А. Методические рекомендации к программе «Преемственность». - М.: Просвещение, 2015.
• Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2ч. - М.: Просвещение, 2017.
• Федосова Н.А. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2015
Пособие «От слова к букве: в 2ч.» Н.А. Федосовой готовит ребенка к обучению чтению и письму: развивает фонематический слух, учит выражать свои мысли. Содержание «От слова к букве» соответствует временам года и делится на осенние, зимние, весенние и летние странички. Дети рассматривают рисунки, составляют по ним тексты, учат стихотворения, делают звуковой анализ слов, рассказывают прочитанные им сказки, составляют рассказы по иллюстрациям, отгадывают загадки, дополняют рисунки, раскрашивают узоры, учатся вписывать изображения предметов в ограниченное пространство, вырезают различные элементы, предметные рисунки. Работа заканчивается заданиями, помещенными под рубрикой «Проверь себя» и предназначенными для диагностики полученных детьми умений.
Содержание раздела направлено на достижение следующих целей:
подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;
формирование грамматического строя речи ребенка;
совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, сказок, рассказов, словесное рисование и т. д.);
создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных, предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше других?); повествования (различные виды пересказа, рассказа).
обучение звуко-буквенному анализу слов.
развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
Программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь. Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений. Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др. Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения. Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую моторику, развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др.
В результате изучения раздела учащиеся должны:
ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба;
осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко-тихо, быстро-медленно, весело-грустно и т.д.;
артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;
оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;
обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;
следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре смотреть на собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное и т.д.;
сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
правильно произносить все звуки;
отчетливо и ясно произносить слова;
выделять из слов звуки;
находить слова с определенным звуком;
определять место звука в слове;
соблюдать орфоэпические нормы произношения;
составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
соблюдать элементарные гигиенические правила;
ориентироваться на странице тетради.
1.4.2. Раздел 2. Математические ступеньки
Рабочая программа по математике для дошкольников (в рамках дополнительных платных образовательных услуг при подготовке к школе) разработана на основе программы Н.А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы С.И. Волковой «Математические ступеньки», утверждённой МО РФ (Москва 2009) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Рабочая программа рассчитана на 72 часа в год. Для реализации программного содержания используются:
• Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2016.
• Федосова Н.А. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2015.
«Математические ступеньки» С.И. Волковой нацелены на то, чтобы помочь детям научиться считать, складывать и вычитать числа, различать геометрические фигуры. Книга дает возможность развивать внимание, восприятие и воображение, память и мышление, учит проводить сравнение. Делать простые обобщения, логически рассуждать. Работа по пособию позволит сформировать и первые учебные навыки: находить по странице нужное задание, рисунок, запись; слушать учителя; работать в едином с классом ритме и др. Знания и умения детей 5-7 лет могут выступать как продолжение их практических действий, а потому большая часть заданий носит практический характер: дорисуй, раскрась, нарисуй столько же (больше, меньше), вырежи и наклей.
Содержание раздела направлено на достижение следующих целей: формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников.
В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если в процесс работы с математическим материалом систематически будут включаться задания, направленные на развитие логического мышления (проведение сравнений, анализа, разбиение объектов на группы, выделение части и целого, проведение доступных обобщений), пространственного воображения и речи ребенка. Развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления позволяет целенаправленно и систематически развивать личностные качества и расширять познавательные возможности дошкольников, а это необходимое условие их подготовки к школе.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей. Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается метод практических действий, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая.
Более активное использование разнообразных дидактических игр математического содержания позволяет, с одной стороны, углублять математические знания, а с другой способствует формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, формирует умения оценивать свои действия, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Использование предложенного содержания и описанных методов позволит осуществить предматематическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышления на уровень, позволяющий успешно усваивать математику в начальной школе.
В результате изучения раздела учащиеся должны:
ориентироваться на листе бумаги (вверху справа, внизу слева, в центре и др.), на плоскости и в пространстве (передвигаться в заданном направлении: вверх, вниз, направо, налево, прямо и т.д.);
определять взаимное расположение предметов (правее, левее, выше, ниже, между и т.д.)
сравнивать предметы по длине, массе, используя практические действия; упорядочивать их;
называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа;
сравнивать количество предметов в двух группах (больше, меньше, столько же);
определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать результат числом;
объяснять (на предметах, предметных рисунках) конкретный смысл действий сложение и вычитание;
различать и называть простейшие геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, квадрат, отрезок, круг), находить их прообразы в окружающем мире;
воспринимать учебно-познавательную задачу и способы её решения;
проводить мыслительные операции на несложном материале (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию объектов по заданным признакам, выявлять закономерности и использовать их для выполнения заданий, проводить простейшие логические рассуждения и др.).
1.4.3. Раздел 3. Зеленая тропинка
Рабочая программа для дошкольников (в рамках дополнительных платных образовательных услуг при подготовке к школе) разработана на основе программы Н.А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы А.А. Плешакова «Зеленая тропинка», утверждённой МО РФ (Москва 2009) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Рабочая программа рассчитана на 72 часа в год. Для реализации программного содержания используются:
Плешаков А.А. Зеленая тропинка: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2016.
Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас определитель. – М.: Просвещение, 2014
Федосова Н.А. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2015
«Зеленая тропинка» А.А. Плешакова формирует у детей бережное отношение к природе, навыки наблюдения, сравнения и анализа. В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т.д. Осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы. Данный курс, состоящий из тем «Наши друзья животные», «Зеленое чудо – растения», «Звезды, Солнце и Луна», «Приключения солнечного зайчика», «Круглый год», представляет собой первый для малышей опыт систематизации и «научной» коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественно-научным дисциплинам методам познания: как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Содержание программы – это синтез различных составляющих естественно-научного и экологического знания, включая доступные элементарные сведения из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе. Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Содержание раздела направлено на достижение следующих целей:
развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных процессов и интеллектуальных способностей; систематизация и научная коррекция накопленных детьми в дошкольном возрасте природоведческих представлений.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
формировать представления о растительном, животном мире, сезонных изменениях в природе, некоторых видах труда и профессиях;
уточнять и систематизировать знания о явлениях природы;
обогащать активный и пассивный словарь;
В результате изучения раздела учащиеся должны научиться:
- элементарным правилам поведения в природе;
- основными особенностями сезонной жизни природы;
- о домашних животных (их пользе), о жизни диких животных;
- правила безопасного поведения в доме и на улице; меры предосторожности при взаимодействии с другими людьми, предметами быта, животными;
- о красоте в природе, искусстве, быту, человеческих отношениях;
- о своих хороших и дурных привычках, о необходимости самовоспитания.
- растения и животных нашей местности.
- правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов.
- разнообразие птиц, зверей.
- правила безопасности при встречах и общении с животными.
- отличать и называть деревья и кустарники;
- называть грибы, отличать съедобные и ядовитые грибы;
- соблюдать правила поведения, избегая опасных ситуаций;
- в случае опасности правильно реагировать и обращаться за помощью к другим;
- проявлять доброту к окружающим знакомым и незнакомым людям, ничего не требуя взамен;
- быть щедрым и честным человеком и ценить эти качества;
- видеть красоту во всех её проявлениях, стремиться к ней;
- оценивать себя и свои поступки, избавляться от плохого и вырабатывать положительный образ своего «Я».
- применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых познавательных задач;
- проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, соблюдать элементарные правила безопасности дорожного движения и безопасного поведения в мире природы;
- проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению, соблюдать простейшие правила поведения в природе.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Освоение содержания программы обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
- личностных:
мотивационные и коммуникативные, формирование Я- концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
- метапредметных:
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов, их анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных), синтез как составление целого из частей, сравнение и сопоставление объектов, выделение общего и различного, осуществление классификации, установление аналогии. Самостоятельный выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу, сохранение заданной цели, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого, осуществление контроля своей деятельности по результату, умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения. Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками, ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, задавать вопросы.
Характеристика будущего первоклассника, прошедшего обучение по программе «Преемственность: подготовка к школе»
1. Социальное развитие
1. Ребёнок спокойно идёт на контакт со взрослыми и сверстниками.
2. Общается со сверстниками, знает правила общения.
3. Управляет своим поведением, знает, что можно, а что нельзя, неагрессивен, недрачлив.
4. Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен с людьми.
5. Хорошо адаптируется к новой обстановке.
6. Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослого.
7. Не избегает общения.
2. Организация деятельности
1. Может планировать свою деятельность.
2. Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы.
3. Самостоятельно находит и исправляет ошибки в работе, не ждёт конкретных указаний.
4. Может сосредоточенно, не отвлекаясь выполнять задание 10-15 минут.
5. Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых.
6. При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание.
7. Не отказывается от заданий.
3. Речевое развитие
1. Ребёнок правильно произносит звуки русского языка.
2. Может выделить звук в начале, середине и конце слова.
3. Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.
4. Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.
5. Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинке.
6. В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.
7. Передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (пауз, запинок).
4. Развитие движений и пространственная ориентация
1. Ребёнок уверенно действует в быту: ориентируется в школьном пространстве, одевается, раздевается самостоятельно
2. В сохранении равновесия движения координированы и ловки.
3. Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз, налево, направо).
4. Не испытывает затруднения при работе с мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.
5. Стремиться научиться лепить, выпиливать, вязать и др.
6. Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умение чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, квадрат, треугольник).
5. Зрительно–пространственное восприятие и зрительно-моторные координации.
1. Ребёнок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяет их характерные признаки. 2. Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам.
3. Различает расположение фигур (над-под, назад, перед-возле, сверху-снизу и т.п.).
4. Срисовывает простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех штрихов и элементов.
5. Копирует буквы, цифры, соблюдая размеренность и направление всех штрихов и элементов.
6. Находит часть всей фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу-схеме.
7. Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.
6. Личностное развитие
1. Ребёнок осознаёт как вести себя со сверстниками и с взрослыми.
2. Стремится установить и сохранить позитивные отношения в ходе общения с взрослыми, и со сверстниками.
3. Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нужно присутствия взрослого.
4. Стремиться к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен достаточно объективно оценить результат.
5. Может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослого
6. Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т.п.
7. Стремиться к личным достижениям, самоутверждению, признанию (я уже знаю, умею…)
7. Развитие внимания и памяти
1. Ребёнок удерживает внимание в течение 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность ему не интересна (или трудна).
2. Для концентрации внимания в течение 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.
3. Переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается на внешние раздражители.
4. Может запоминать 10 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении.
5. Правильно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами.
6. Может сгруппировать по замыслу слова и запомнить их.
7. После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО курса
Раздел 1. От слова к букве
Развитие и совершенствование устной речи. Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребенка словами, обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств неодушевленных предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушевленных — человек: свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление в собственной речи; находить в литературном произведении, прочитанном воспитателем (стихотворении, сказке, рассказе) слова, с помощью которых автор точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи.
Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в тексте фольклорных и литературных произведений. Разучивать произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное — развитие у детей интереса к самостоятельному словесному творчеству. Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки.
Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов. Формировать умение правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации. Формировать правильное понимание переносного значения слов. Учить замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки.
Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки; обогащать словарь точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер). Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, активизировать их использование в речи. Развивать диалогическую и монологическую речь. Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно, логично и последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучивать загадки, скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации. Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т.д.) по плану, предложенному воспитателем, или по аналогии. Развивать эмоциональное восприятие речи взрослых и детей. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения. Учить составлять рассказы по картине: описание содержания, придумывание сюжета, предшествующего изображению и следующего за ним. Развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов, сказок, стихотворений. Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начинать формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие темы.
Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.
Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация звука.
Сферы общения: бытовая (повседневная); искусство слова; деловая.
Подготовка к обучению чтению. Обучать правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закреплять правильное произношение звуков. Упражнять в дифференциации звуков на слух. Укреплять и развивать артикуляцию: обучать детей четкому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию интонационных средств. Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре.
Подготовка к обучению письму: готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомить с правилами письма — с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо; знакомить с контуром предмета и его особенностями; знакомить с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой; моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации.
Раздел 2. Математические ступеньки
Признаки (свойства) предметов (цвет, размер, форма). Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный, такой же по форме и др.); по размеру (больше, меньше; узкий, широкий; шире, уже; длиннее, короче, такой же по длине и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.
Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур. Составление (продолжение) ряда по заданному правилу.
Длина. Упорядочивание предметов по длине. Уравнивание длин двух предметов.
Подбор предметов по заданной длине. Свойство транзитивности отношений: длиннее – короче, выше - ниже, шире - уже и др., его использование при выполнении заданий.
Построение (дополнение) ряда предметов, геометрических фигур (таблиц) по заданному правилу.
Сравнение предметов по массе (на руках и с помощью чашечных весов без гирь)
Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.)
Временные представления: раньше - позже, вчера, сегодня, завтра. Неделя. Дни недели. Отсчет дней недели по порядку от любого дня недели. Времена года, их последовательность.
Неделя, месяц, год. Уточнение понятия «месяц» (как правило, четыре недели составляют месяц)
Определение времени по часам (по часовой стрелке). Простейшее сравнение времени (больше трех часов, меньше пяти часов и т.п.)
Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10.
Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше, столько же) путем составления пар из элементов двух групп для определения отношения, в котором находятся эти группы. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка двумя способами.
Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов в этом ряду, возможность продолжить числовой ряд дальше от любого элемента.
Счет в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов в группе от их свойств, способа и порядка пересчета. Порядковый счет, его отличие от счета количественного.
Моделирование цифр из плоскостных элементов (треугольников, прямоугольников и др.)
Десяток, счет десятками.
Равенство, его обозначение в математике. Знак «равно».
Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций сложение и вычитание, название и обозначение этих действий (знаки «+», «-»)
Целое и часть.
Состав чисел первого десятка из двух слагаемых.
Задача. Отличие задачи от рассказа. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал.
Составление задачи по схематическому рисунку и схематического рисунка по задаче Формирование начальных представлений об универсальности математических способов познания мира (одна и та же модель для задач с различными сюжетами)
Простейшие геометрические фигуры: отрезок, многоугольник (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат), круг. Отличие многоугольника от круга.
Получение отрезка прямой сгибанием бумаги. Отрезок как сторона многоугольника. Линейка – инструмент для вычерчивания отрезка.
Содержательно-логические задания на развитие:
— внимания (лабиринты, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы», «Исправь ошибки» и др.);
— воображения (деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую; подсчёт общего количества изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких предложенных);
— памяти (зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала; зрительные и слуховые диктанты на математическом материале с определением закономерности следования элементов);
— мышления (выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания; проведение простейших логических рассуждений, сравнений объектов по разным признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур и др. по заданным условиям).
Раздел 3. Зеленая тропинка
Окружающий мир и наша безопасность Красота и разнообразие окружающего мира. Радость познания мира, общения с людьми. Всегда ли окружающий мир безопасен для нас? Рассуждения о потенциально опасных для человека объектах и ситуациях. Правила безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Противопожарная безопасность. Правила поведения при контактах с незнакомыми людьми. Звёзды, солнце и Луна Наблюдение звёздного неба (с помощью взрослых), выделение отдельных созвездий (двух – трёх). Солнце и его роль для жизни на Земле. Наблюдение Луны на небе (с помощью взрослых). Моделирование расположения Солнца, Земли и Луны относительно друг друга. Приключения солнечного зайчика. Свет и тень: постановка сценок театра теней. Радуга – украшение мира. Рассказы детей о своих впечатлениях от наблюдения радуги. Докрашивание радуги на рисунке Правила безопасности при наблюдениях за звёздами, Луной, Солнцем, играх с солнечным зайчиком. Как солнечный луч может поджечь лес и как этого избежать?
Чудесный мир растений и грибов Растения нашей местности: распознавание их в природе (с помощью атласа-определителя). Травянистые растения. Кустарники. Деревья. Декоративные растения; раскрашивание изображений, рисование, изготовление аппликаций. Овощи и фрукты (лепка из пластилина). Съедобные и ядовитые растения, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Лекарственные растения. Мхи и папоротники тоже растения. Рисование мха и папоротника по натуральному образцу. Грибы –не растения. Разнообразие грибов, их распознавание на рисунках, муляжах и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Съедобные и ядовитые грибы, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Отношение человека к растениям и грибам: каким оно должно быть? Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов.
Наши друзья – животные Обитатели живого уголка. Домашние животные. Породы собак. Рисование своего домашнего питомца. Насекомые (бабочки, жуки и др.), их распознавание на рисунках и в природе, раскрашивание изображений. Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, обсуждение условий, необходимых для жизни рыб. Разнообразие рыб, сравнение их по размерам, форме тела, окраске, выявление связи между особенностями строения и условиями жизни рыб. Мысленное достраивание изображений «спрятавшихся» рыбок. Наблюдение за поведением птиц ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых звуков, взаимоотношений с другими птицами и т.д.). Разнообразие птиц, сравнение их по размерам и окраске. Разнообразие зверей, сравнение их по размерам, форме тела, окраске. Лягушки, улитки, черви тоже животные. Необходимость бережного отношения к ним. Раскрашивание улитки и дождевого червя. Отношение людей к животным: каким оно должно быть? Правила безопасности при встречах и общении с животными.
Круглый год. Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их важнейшие признаки. Различное отношение человека к природе (на основе наблюдения примеров положительного и отрицательного отношения). Оценка поведения человека в природе (собственного и окружающих), простейшие правила поведения. Правила безопасности в различные сезоны года. Безопасность на воде, на льду, на скользкой дороге. Предупреждение простудных заболеваний.
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4.1. Раздел 1. От слова к букве
Номер урока | Наименование тем урока | Сроки изучения | |
плановые | скорректированные | ||
| Осенние странички. Учимся слышать звуки. |
|
|
| Сравнение предметов, выделение общих и частных признаков. |
|
|
| Осенние странички. Учимся составлять рассказ. Сравнение предметов, выделение общих и частных признаков. |
|
|
| Осенние странички. Занятия детей. Игры и игрушки. Рассказ на тему «Как мы играем». |
|
|
| Гласные и согласные звуки. |
|
|
| Выделение гласного звука (о). Знакомство с буквами Оо. Осенние странички. Рассказ «Сбор урожая». |
|
|
| Фрукты и овощи. Выделение первых звуко в в слове. |
|
|
| Выделение гласного звука (а). Знакомство с буквами Аа. Слушаем сказку. Учимся отвечать на вопросы… |
|
|
| Осенний наряд деревьев. Учимся рассуждать и описывать предметы |
|
|
| Выделение гласного звука (у). Знакомство с буквами Уу. |
|
|
| Выделение гласного звука (ы). Знакомство с буквами ы. |
|
|
| Выделение гласного звука (и). Знакомство с буквами Ии. |
|
|
| Работа над рассказом. Подбор названия к рассказу. Составление рассказа по рисунку. Заучивание наизусть. |
|
|
| Выделение гласного звука (э). Знакомство с буквами Ээ. Рассказы, стихи, загадки о птицах. |
|
|
| Знакомство с буквами Яя. |
|
|
| Зимние странички. Признаки зимы. Зимние забавы. Учимся составлять рассказ. |
|
|
| Выделение гласных и согласных звуков в слове. Знакомство с буквами Юю. |
|
|
| Зимние странички. Учимся составлять рассказ по заданному началу. Выделение звуков в слове. |
|
|
| Знакомство с буквами Ее. Обитатели леса. |
|
|
| Знакомство с буквами Ёё. Семья. |
|
|
| Составляем рассказы. Учимся отвечать на вопросы. Выделяем звуки в словах. |
|
|
| Составляем рассказы. Учимся отвечать на вопросы. Выделяем звуки в словах. |
|
|
| Твёрдый и мягкий согласный звук (л). Знакомство с буквами Лл. |
|
|
| Учимся выделять звуки, думать, сравнивать. |
|
|
| Твёрдый и мягкий согласный звук (м). Знакомство с буквами Мм. Учим стихотворение. |
|
|
| Знакомство с буквами Мм. Учим стихотворение. |
|
|
| Проверь себя. |
|
|
| Твёрдый и мягкий согласный звук (н). Знакомство с буквами Нн. |
|
|
| Мир насекомых. Выделение гласных и согласных звуков в слове. |
|
|
| Твёрдый и мягкий согласный звук (р). Знакомство с буквами Рр. Узнаём водных обитателей. |
|
|
| Твёрдый и мягкий согласный звук (в). Знакомство с буквами Вв. И.Тургенев «Воробей». |
|
|
| Семья обедает. Слушаем, инсценируем. Потешки. |
|
|
| Твёрдый и мягкий согласный звук (ф). Знакомство с буквами Фф. Скороговорки. |
|
|
| «Кто идёт на прогулку?» Одежда. |
|
|
| Твёрдый и мягкий согласный звук (з). Знакомство с буквами Зз. |
|
|
| Семья. «Кто чем занят в выходной?» |
|
|
| Твёрдый и мягкий согласный звук (с). Знакомство с буквами Сс. |
|
|
| «Папа, мама и мой брат каждое утро куда – то спешат». |
|
|
| Твёрдый и мягкий согласный звук (ш). Знакомство с буквами Шш. |
|
|
| Твёрдый и мягкий согласный звук (ж). Знакомство с буквами Жж. |
|
|
| Профессии. |
|
|
| Твёрдый и мягкий согласный звук (б). Знакомство с буквами Бб. |
|
|
| Твёрдый и мягкий согласный звук (п). Знакомство с буквами Пп. |
|
|
| Весенние странички. Наизусть А.Плещеев «Весна». |
|
|
| Твёрдый и мягкий согласный звук (д). Знакомство с буквами Дд. |
|
|
| Весенние заботы. Линии с закруглением вверху и внизу. |
|
|
| Твёрдый и мягкий согласный звук (т). Знакомство с буквами Тт. |
|
|
| Мамин день. Наизусть «Наступает мамин праздник». |
|
|
| Твёрдый и мягкий согласный звук (г). Знакомство с буквами Гг. Встречаем птиц. |
|
|
| Твёрдый и мягкий согласный звук (к). Знакомство с буквами Кк. К Ушинский «Ласточка». Дорисуй узор |
|
|
| «Лиса, заяц и петух». Пересказ по картинкам. |
|
|
| Твёрдый и мягкий согласный звук (х). Знакомство с буквами Хх. Учимся слушать, думать, сравнивать. |
|
|
| Твёрдый согласный звук (ц). Знакомство с буквами Цц. Животные весной. Обведи по контуру. |
|
|
| Мягкий согласный звук (щ). Знакомство с буквами Щщ. Учимся представлять и фантазировать. Составление рассказа по рисунку. |
|
|
| Мягкий согласный звук (ч). Знакомство с буквами Чч. |
|
|
| Летние странички. Наизусть И.Суриков «Лето». |
|
|
| Мягкий согласный звук (й). Знакомство с буквами Йй. Летом на реке |
|
|
| Знакомство с буквами ъ и ь знак. Летом в лесу. |
|
|
| Первый класс, первый раз! К.Ушинский «Мышки». Слушаем, повторяем буквы. |
|
|
| Кто нас встречает в школе. |
|
|
| Л.Толстой «Три медведя». Слушаем, повторяем буквы. |
|
|
| Собираем портфель. Подбираем пословицы. |
|
|
| Л.Толстой «Косточка». |
|
|
| Путь в школу и домой. Слушаем, рассказываем, составляем рассказ по картинкам. |
|
|
4.2.Раздел 2. Математические ступеньки
Номер урока | Наименование тем | Сроки изучения | |
плановые | скорректированные | ||
| Прямой и обратный счет до 10. |
|
|
| Прямой и обратный счет до 10. |
|
|
| Взаимное расположение предметов в пространстве (кто выше, кто ниже, справа, слева, вверху, внизу) |
|
|
| Взаимное расположение предметов в пространстве (кто выше, кто ниже, справа, слева, вверху, внизу) |
|
|
| Сравнение предметов (большой, маленький) |
|
|
| Налево, направо, прямо. Высокий, низкий, выше, ниже. |
|
|
| Сравнение предметов, расположение их в пространстве. Закрепление. |
|
|
| Сравнение групп предметов (столько же) |
|
|
| Сравнение групп предметов (больше, меньше, равно) |
|
|
| Сравнение предметов по длине. Понятия «длиннее, короче» |
|
|
| Взаимное расположение предметов в пространстве. Закрепление. |
|
|
| Геометрические фигуры. Сравнение групп предметов. Прямоугольники |
|
|
| Закрепление изученного. Игра «Найди место на рисунке»» |
|
|
| Знакомство с понятиями «тяжелый», «легкий». Сравнение по массе. |
|
|
| Счет предметов. Образование группы, в которой столько же предметов, сколько в данной. |
|
|
| Счет предметов. Образование группы, в которой столько же предметов, сколько в данной. |
|
|
| Геометрические фигуры. Закрепление. |
|
|
| Взаимное расположение предметов в пространстве. Закрепление |
|
|
| Закрепление изученного. |
|
|
| Сравнение групп предметов (больше, меньше, равно). Закрепление. |
|
|
| Цифровой период -22 часа |
|
|
| Название, последовательность, состав и обозначение чисел от 1 до 5. |
|
|
| Арифметические действия. Число и цифра 1 |
|
|
| Число и цифра 2. Состав числа 2. |
|
|
| Число и цифра 3 .Состав числа 3. Закрепление изученного |
|
|
| Состав числа 3. Закрепление изученного |
|
|
| Равенство |
|
|
| Число и цифра 4 .Состав числа 4. Закрепление изученного. |
|
|
| Нуль. Закрепление изученного. |
|
|
| Сложение. Знакомство со знаками «+», «=» |
|
|
| Число и цифра 5. Состав числа 5. |
|
|
| Вычитание. Знакомство со знаком «минус». Чтение и составление простейших числовых выражений. |
|
|
| Число 0. Запись простейших числовых выражений. |
|
|
| Закрепление. |
|
|
| Счет предметов. Составление и чтение простейших числовых выражений. |
|
|
| Состав числа 5. Составление и чтение простейших числовых выражений. |
|
|
| Счет предметов. Закрепление знаний по составу числа 5. |
|
|
| Счет предметов. Закрепление знаний по составу числа 5. |
|
|
| Число и цифра 6. Состав числа 6. Составление и чтение числовых выражений по рисунку. |
|
|
| Число и цифра 7. Состав числа 7. Счет предметов. |
|
|
| Число и цифра 8. Состав числа 8. Счет предметов. |
|
|
| Число и цифра 9. Состав числа 9. Счет предметов. |
|
|
| Закрепление состава чисел 6-9 |
|
|
| Число и цифра 0. Обратный счет. |
|
|
| Закрепление состава чисел 1-9 |
|
|
| Сложение и вычитание. Решение простых задач- 16 часов |
|
|
| Сложение вида +1 |
|
|
| Сложение вида +2 |
|
|
| Сложение вида +3 |
|
|
| Сложение вида +4 |
|
|
| Сложение в пределах 10 |
|
|
| Смысл вычитания. |
|
|
| Вычитание вида -1 |
|
|
| Вычитание вида -2 |
|
|
| Вычитание вида -3 |
|
|
| Вычитание вида -4 |
|
|
| Вычитание в пределах 10 |
|
|
| Сложение и вычитание в пределах 10 |
|
|
| Сложение и вычитание в пределах 10 |
|
|
| Решение простых задач с опорой на наглядность |
|
|
| Игра «В гостях у царицы Математики» |
|
|
| Монеты в 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5, 10 рублей. Набор и размен. |
|
|
| Монеты в 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5, 10 рублей. Набор и размен. |
|
|
| Составление и решение простых задач |
|
|
4.3. Раздел 3. Зеленая тропинка
Номер урока | Наименование тем | Сроки изучения | |
плановые | скорректированные | ||
| Введение. |
|
|
| Звёзды, Солнце и Луна |
|
|
| Звёздное небо. |
|
|
| Солнце и Луна. |
|
|
| Радуга |
|
|
| Народные приметы |
|
|
| Круглый год |
|
|
| Времена года |
|
|
| Осень |
|
|
| Зима |
|
|
| Весна |
|
|
| Цветущие весной |
|
|
| Птицы весной |
|
|
| Лето |
|
|
| Отношение человека к природе: каким оно должно быть? |
|
|
| Отношение человека к природе: каким оно должно быть? |
|
|
| Чудесный мир растений и грибов |
|
|
| Как узнать растения? |
|
|
| Травы, кустарники, деревья. |
|
|
| Кустарники |
|
|
| Деревья |
|
|
| Декоративные растения |
|
|
| Съедобные и ядовитые растения |
|
|
| Лекарственные растения |
|
|
| Мхи и папоротники |
|
|
| Обобщение знаний |
|
|
| Окружающий мир и наша безопасность |
|
|
| Окружающий мир и наша безопасность |
|
|
| Красота и разнообразие окружающего мира |
|
|
| Опасные для человека объекты и ситуации |
|
|
| Опасные для человека объекты и ситуации |
|
|
| Правила безопасности дорожного движения |
|
|
| Правила безопасности дорожного движения |
|
|
| Противопожарная безопасность |
|
|
| Правила поведения при контактах с незнакомыми людьми |
|
|
| Круглый год |
|
|
| Времена года |
|
|
| Осень |
|
|
| Зима |
|
|
| Весна |
|
|
| Лето |
|
|
| Чудесный мир растений и грибов |
|
|
| Как узнать растения? |
|
|
| Грибы |
|
|
| Твоя мастерская |
|
|
| Отношение людей к растениям и грибам: каким оно должно быть? |
|
|
| Наши друзья - животные |
|
|
| Как узнать животных? |
|
|
| Распознавание животных на рисунках и в природе. |
|
|
| В живом уголке |
|
|
| В живом уголке |
|
|
| Домашние животные |
|
|
| Домашние животные |
|
|
| Породы собак |
|
|
| В мире насекомых |
|
|
| В мире рыб |
|
|
| В мире птиц |
|
|
| В мире птиц |
|
|
| В мире зверей |
|
|
| В мире зверей |
|
|
| Животный мир летом |
|
|
| Обобщение знаний |
|
|
| Экологический праздник |
|
|
| Экологический праздник |
|
|
5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
5.1. Литература для учителя:
Федосова Н.А. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2015
Федосова Н.А. Методические рекомендации к программе «Преемственность». - М.: Просвещение, 2015.
Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2ч. - М.: Просвещение, 2017.
Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2016.
Плешаков А.А. Зеленая тропинка: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2016.
Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас определитель. – М.: Просвещение, 2014
5.2. Литература для учащихся:
Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2016.
Плешаков А.А. Зеленая тропинка: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2016.
Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас определитель. – М.: Просвещение, 2014
Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2ч. - М.: Просвещение, 2017.
ОДОБРЕНО Протокол заседания ШМО учителей начальных классов от 30.08.2018г. №1 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________________ /Тютюнкова Н.Н./ ____________________ 201__г. |