Программа по внеурочной деятельности "Баскетбол"

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Баскетбол” предназначена для учащихся 5-8 классов.

Содержимое разработки


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Междуреченская средняя общеобразовательная школа


«Рассмотрено»

Заседание МО

МБОУ Междуреченской СОШ

Протокол№1 от 27.08.2020г.

Руководитель МО

«Согласовано»

Заместитель директора по УР МБОУ Междуреченской СОШ

Протокол АМС №1 от

30.08. 2030г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ Междуреченской СОШ

/Росляков С.П./

Приказ № 366 от 02.09.2020г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



внеурочной деятельности

кружок «Баскетбол»

5-8 класс





Количество часов: 140 ч. в неделю 4ч.



Разработал учитель

физической культуры

Кунилов Г.Е.



2020 – 2021 учебный год





Пояснительная записка

Рабочая программа «Баскетбол» разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п. 18.2.2);

  • Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821 -10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189;

  • Письмом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”.

  • Концепцией духовно-нравственного  развития и воспитания  личности гражданина России.

Цель программыоптимизировать двигательную активность  школьников во внеурочное время.

Для реализации этой поставлены следующие задачи:

  1. познакомить учащихся со спортивной игрой «Баскетбол» и возможностью использовать её при организации досуга;

  2. формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;

  3. развивать: сообразительность, речь, воображение,  коммуникативные умения, внимание, ловкость, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;

  4. воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к спортивным играм,  как наследию и к проявлению здорового образа жизни.


Общая характеристика курса программы внеурочной деятельности "Баскетбол"

Рабочая программа внеурочной деятельности «Баскетбол»  разработана в соответствии с требованиями ФГОС, на основе примерной государственной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства. Москва. Советский спорт – 2004. Под редакцией авторского коллектива Ю. М. Портнова, В.Г.Башкирова, В. Г. Луничкина, программа относится к  спортивно – оздоровительному  направлению.


Описание места   курса программы внеурочной деятельности "Баскетбол"

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Баскетбол” предназначена для учащихся 5- 8 классов.  Рассчитана на 140 занятий. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН.

        Формы занятий: игра, беседа, видеоуроки по баскетболу, соревнования в зачет школьной спартакиады.

Виды деятельности: познавательная, конструктивная, спортивные игры.  

Формы подведения итогов – сдача нормативов по ОФП, СФП, участие в соревнованиях школьного и муниципального уровня.

Занятия проводятся в спортивном зале  МБОУ «Междуреченская СОШ»





Формы проведения занятия и виды деятельности

Однонаправленные занятия

Посвящены только одному из компонентов подготовки баскетболиста: техникой, тактикой или физической.

Комбинированные занятия

Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка.

Целостно-игровые занятия

Построены на учебной двухсторонней игре в баскетбол по правилам.

Контрольные занятия

Прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне технико-тактической и физической подготовленности занимающихся.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса программы внеурочной деятельности

               В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные, универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты — освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты — освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

             Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Баскетбол” является формирование следующих умений:

  • определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Баскетбол” - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные УУД.

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.

  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.

3. Коммуникативные УУД.

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности учащихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение учащихся к собственному здоровью.

       

 Содержание курса программы внеурочной деятельности «Баскетбол»


Примерное распределение учебного материала по баскетболу во внеурочной

деятельности учащихся

Учебный материал

Перемещения

1

Стойка игрока (исходные положения)

совершенствование

2

Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед

совершенствование

3

Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх)

совершенствование

Передачи мяча

1

Передача от плеча

совершенствование

2

Передача от груди

совершенствование

3

Передача из-за головы

совершенствование

4

Передача в движении

совершенствование

5

Передача на месте и в движении

совершенствование

Подбор мяча

1

Перехват мяча в нападении, на чужом щите.

закрепление

2

Перехват мяча в защите, на своём щите.

совершенствование

3

Коллективный перехват мяча.

совершенствование

Перехват мяча

1

Перехват мяча при передаче.

закрепление

2

Перехват мяча при ведении.

закрепление

Броски мяча в кольцо

1

Ведение мяча, остановка прыжком на две ноги, бросок в кольцо.

закрепление

2

Ведение, два шага, бросок в кольцо.

закрепление

3

Броски в кольцо “из под кольца”.

закрепление

4

Броски в кольцо по трёх секундной зоне.

закрепление

5

Штрафной бросок.

закрепление

Тактические игры

1

Индивидуальные тактические действия в нападении и защите

закрепление

2

Групповые тактические действия в нападении и защите

закрепление

3

Командные тактические действия в нападении и защите

разучивание

4

Двухсторонняя учебная игра

+

Подвижные игры и эстафеты

1

Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий

+

2

Игры развивающие физические способности

+

Физическая подготовка

1

Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости

+

Судейская практика+

1

Судейство учебной игры в баскетбол

+

Тематическое планирование 5-8 класс

Тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

1

Ведение мяча

20

Использовать игру в баскетбол как средство организации активного отдыха и досуга. Выполнять правила игры в баскетбол в процессе соревновательной деятельности. Описывать технику передвижения в стоке баскетболиста и использовать ее в процессе игровой деятельности. Описывать технику прыжка в верх толчком одной с приземлением на другую, использовать ее в процессе игровой деятельности. Описывать технику остановки двумя шагами и использовать ее в процессе игровой деятельности. Описывать технику остановки прыжком и использовать ее в процессе игровой деятельности. Описывать технику ловли мяча после отскока от пола и демонстрировать ее в процессе игровой деятельности. Демонстрировать технику ведения мяча различными способами. Использовать ведение мяча с изменением направления движения в условиях игровой деятельности. Описывать технику выполнения бросков мяча в корзину , анализировать правильность выполнения , находить ошибки и способы их исправления. Демонстрировать технику и результативность бросков мяча в корзину.

2

Перехват мяча

10

3

Броски мяча в кольцо

20

4

Передачи мяча

12

5

Двусторонняя учебная игра

20

6

Групповые тактические действия в нападении, защите

20

7

Командные тактические действия в нападении и защите

10

8

Физическая подготовка в процессе занятия.


 

Итого

140

        

Планируемые результаты изучения учащимися курса программы внеурочной деятельности.

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

  • Проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;

  • Готовность  к преодолению трудностей;

  • Целеустремленность и настойчивость в достижении целей, жизненного оптимизма;

  • Ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности.

  • Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • Понимать  необходимость ЗОЖ и соблюдать правила безопасного поведения

  • Оказание моральной поддержки сверстникам  во время соревнований.

  • выполнять простейшие комбинации;

  • играть по  правилам в спортивные игру баскетбол;

  • самостоятельно  организовывать и проводить спортивные соревнования;

  • планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организации отдыха и досуга.


В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Баскетбол” учащиеся смогут получить знания:

  • значение баскетбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;

  • правила безопасного поведения во время занятий баскетболом;

  • названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники;

  • наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;

  • упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);

  • контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;

  • основное содержание правил соревнований по баскетболу;

  • жесты баскетбольного судьи;

  • игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола;

Календарно-тематическое планирование 5-8 класс

Тема занятия

Дата проведения

Корректи

ровка

часы

1

Передачи баскетбольного мяча на месте и в движении.

 


2

Передачи баскетбольного и набивного мяча на месте.

 


3

Передача мяча в движении скрестным шагом и приставным.

 


4

Передача мяча в движении скрестным шагом и приставным с сопротивлением.

 


5

Передачи мяча в игре.

 


6

Передачи мяча в игре.

 


7

Ведение баскетбольного мяча и стойка баскетболиста.

 


8

Ведение мяча со сменой ритма движения

 


9

Ведение мяча с изменением направления движения

 


10

Ведение мяча со всеми изученными действиями.

 


11

Броски мяча в корзину с трех секундной зоны. Штрафной бросок.

 


12

Броски мяча в корзину со средней и дальней дистанции.

 


13

Броски мяча в корзину с двух шагов провой и левой рукой.

 


14

Броски мяча в корзину с остановкой на две ноги и обманными движениями.

 


15

Броски мяча в корзину после передач.

 


16

Броски мяча в корзину со средней дистанции. Штрафной бросок.

 


17

Броски мяча в корзину с дальней дистанции. Штрафной бросок.

 


18

Индивидуальные действия в нападении со сменой ритма движения.

 


19

Индивидуальные действия в нападении с дриблингом.

 


20

Индивидуальные действия в нападении с бросками мяча в корзину.

 


21

Индивидуальные действия в нападении с бросками мяча в корзину.

 


22

Индивидуальные действия в нападение с постановкой заслонов.

 


23

Индивидуальные действия в нападении в игре.

 


24

Индивидуальные действия в нападении в игре.

 


25

Индивидуальные действия в защите со сменой ритма движения.

 


26

Индивидуальные действия в защите против дриблинга.

 


27

Индивидуальные действия в защите против бросков мяча в корзину.

 


28

Индивидуальные действия в защите против бросков мяча в корзину.

 


29

Индивидуальные действия в защите против заслонов.

 


30

Индивидуальные действия в защите в игре.

 


31

Индивидуальные действия в защите в игре.

 


32

Учебная игра.

 


16ч

















Итого



140ч








Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательной деятельности

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр

К – полный комплект (на каждого обучающегося)

Г – комплект (для работы в группах)

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения.

Кол-во

1

Видеофильмы по основным разделам учебного материала

Д

2

Аудиозаписи

Д

3

Мультимедийный компьютер

Д

4

Аудиоцентр с системой озвучивания спортивных залов и площадок

Д

5

Стенка гимнастическая

Г

6

Скамейка гимнастическая жесткая

Г

7

Скамья атлетическая вертикальная, наклонная

Г

8

Мячи: футбольный, теннисные, малый мяч (мягкий), набивной

Г

9

Палка гимнастическая

К

10

Мячи: баскетбольные, волейбольные.

К

11

Скакалка детская

К

12

Гантели наборные

Г

13

Табло перекидное

Д

14

Пульсометр

Г

15

Шагомер электронный

Г

16

Ступенька универсальная

Г

17

Весы медицинские с ростомером

Д

18

Щиты баскетбольные универсальные

Д

19

Кубики

Г

20

Обруч детский

Г

21

Жилетки игровые

Г

22

Баскетбольные щиты

Д

23

Аптечка

Д

24

Сетка для переноса и хранения мячей

Д

25

Конус сигнальный

Г

26

Ролик для пресса

Г

27

Насос ручной

Д

28

Секундомер

Д

29

Площадка игровая баскетбольная

Д



Список литературы

  1. Баскетбол [Текст]: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный) [Текст]. - М.: Советский спорт. 2005. -112 с.

  2. Голомазов, В.А, [Текст]:  Баскетбол в школе. [Текст]: Пособие для учителя.  с авт.: В.А. Голомазов, В.Д. Ковалев, А.Г. Мельников - М.:“Просвещение”, 1976. - 111 с.

  3. Киселев П.А., [Текст]:  Справочник учителя физической культуры [Текст] / авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Кисилева. - Волгоград: Учитель, 2011. – 251 с.

  4. Колодиницкий , Г.А., Текст]:   Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол [Текст]: уч. пособие для учителей и методистов/ Сост Г.А. Колодиницкий  В.С., Кузнецов - М.: Просвещение, 2013. -112с.: ил. - (Работаем по новым стандартам).

  5. Кузнецов, В.С. [Текст]:  Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе [Текст]: библиотека учителя физической культуры/ В. С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий.- М.: Гуманит. изд.  центр ВЛАДОС, - 2003. - 176 с.

  6. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный). [Текст] /  - М.: Советский спорт, 2005. - 112 с.

  7. Примерные программы по учебным предметам. [Текст] /  П76 Физическая культура. 5-9 классы: проект. - 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011. -61 с. - (Стандарты второго поколения).

  8. Холодов, Ж.К., [Текст]:  Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]. Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - Холодов Ж.К - М.: Издательский центр “Академия”, 2001. - 480 с.



Сохранить у себя:
Программа по внеурочной деятельности "Баскетбол"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки