Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Междуреченская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Заседание МО МБОУ Междуреченской СОШ Протокол№1 от 27.08.2020г. Руководитель МО | «Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ Междуреченской СОШ Протокол АМС №1 от 30.08. 2030г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Междуреченской СОШ /Росляков С.П./ Приказ № 366 от 02.09.2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
кружок «Баскетбол»
5-8 класс
Количество часов: 140 ч. в неделю 4ч.
Разработал учитель
физической культуры
Кунилов Г.Е.
2020 – 2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Баскетбол» разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п. 18.2.2);
Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821 -10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189;
Письмом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”.
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель программы: оптимизировать двигательную активность школьников во внеурочное время.
Для реализации этой поставлены следующие задачи:
познакомить учащихся со спортивной игрой «Баскетбол» и возможностью использовать её при организации досуга;
формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к спортивным играм, как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Общая характеристика курса программы внеурочной деятельности "Баскетбол"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Баскетбол» разработана в соответствии с требованиями ФГОС, на основе примерной государственной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства. Москва. Советский спорт – 2004. Под редакцией авторского коллектива Ю. М. Портнова, В.Г.Башкирова, В. Г. Луничкина, программа относится к спортивно – оздоровительному направлению.
Описание места курса программы внеурочной деятельности "Баскетбол"
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Баскетбол” предназначена для учащихся 5- 8 классов. Рассчитана на 140 занятий. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН.
Формы занятий: игра, беседа, видеоуроки по баскетболу, соревнования в зачет школьной спартакиады.
Виды деятельности: познавательная, конструктивная, спортивные игры.
Формы подведения итогов – сдача нормативов по ОФП, СФП, участие в соревнованиях школьного и муниципального уровня.
Занятия проводятся в спортивном зале МБОУ «Междуреченская СОШ»
Формы проведения занятия и виды деятельности
Однонаправленные занятия | Посвящены только одному из компонентов подготовки баскетболиста: техникой, тактикой или физической. |
Комбинированные занятия | Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка. |
Целостно-игровые занятия | Построены на учебной двухсторонней игре в баскетбол по правилам. |
Контрольные занятия | Прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне технико-тактической и физической подготовленности занимающихся. |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные, универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Баскетбол” является формирование следующих умений:
определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Баскетбол” - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД.
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД.
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности учащихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение учащихся к собственному здоровью.
Содержание курса программы внеурочной деятельности «Баскетбол»
Примерное распределение учебного материала по баскетболу во внеурочной
деятельности учащихся
№ | Учебный материал | |
Перемещения | ||
1 | Стойка игрока (исходные положения) | совершенствование |
2 | Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед | совершенствование |
3 | Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх) | совершенствование |
Передачи мяча | ||
1 | Передача от плеча | совершенствование |
2 | Передача от груди | совершенствование |
3 | Передача из-за головы | совершенствование |
4 | Передача в движении | совершенствование |
5 | Передача на месте и в движении | совершенствование |
Подбор мяча | ||
1 | Перехват мяча в нападении, на чужом щите. | закрепление |
2 | Перехват мяча в защите, на своём щите. | совершенствование |
3 | Коллективный перехват мяча. | совершенствование |
Перехват мяча | ||
1 | Перехват мяча при передаче. | закрепление |
2 | Перехват мяча при ведении. | закрепление |
Броски мяча в кольцо | ||
1 | Ведение мяча, остановка прыжком на две ноги, бросок в кольцо. | закрепление |
2 | Ведение, два шага, бросок в кольцо. | закрепление |
3 | Броски в кольцо “из под кольца”. | закрепление |
4 | Броски в кольцо по трёх секундной зоне. | закрепление |
5 | Штрафной бросок. | закрепление |
Тактические игры | ||
1 | Индивидуальные тактические действия в нападении и защите | закрепление |
2 | Групповые тактические действия в нападении и защите | закрепление |
3 | Командные тактические действия в нападении и защите | разучивание |
4 | Двухсторонняя учебная игра | + |
Подвижные игры и эстафеты | ||
1 | Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий | + |
2 | Игры развивающие физические способности | + |
Физическая подготовка | ||
1 | Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости | + |
Судейская практика+ | ||
1 | Судейство учебной игры в баскетбол | + |
Тематическое планирование 5-8 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Ведение мяча | 20 | Использовать игру в баскетбол как средство организации активного отдыха и досуга. Выполнять правила игры в баскетбол в процессе соревновательной деятельности. Описывать технику передвижения в стоке баскетболиста и использовать ее в процессе игровой деятельности. Описывать технику прыжка в верх толчком одной с приземлением на другую, использовать ее в процессе игровой деятельности. Описывать технику остановки двумя шагами и использовать ее в процессе игровой деятельности. Описывать технику остановки прыжком и использовать ее в процессе игровой деятельности. Описывать технику ловли мяча после отскока от пола и демонстрировать ее в процессе игровой деятельности. Демонстрировать технику ведения мяча различными способами. Использовать ведение мяча с изменением направления движения в условиях игровой деятельности. Описывать технику выполнения бросков мяча в корзину , анализировать правильность выполнения , находить ошибки и способы их исправления. Демонстрировать технику и результативность бросков мяча в корзину. |
2 | Перехват мяча | 10 | |
3 | Броски мяча в кольцо | 20 | |
4 | Передачи мяча | 12 | |
5 | Двусторонняя учебная игра | 20 | |
6 | Групповые тактические действия в нападении, защите | 20 | |
7 | Командные тактические действия в нападении и защите | 10 | |
8 | Физическая подготовка в процессе занятия. |
| |
| Итого | 140 |
Планируемые результаты изучения учащимися курса программы внеурочной деятельности.
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
Проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей; Готовность к преодолению трудностей; Целеустремленность и настойчивость в достижении целей, жизненного оптимизма; Ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности. | Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; Понимать необходимость ЗОЖ и соблюдать правила безопасного поведения Оказание моральной поддержки сверстникам во время соревнований. | выполнять простейшие комбинации; играть по правилам в спортивные игру баскетбол; самостоятельно организовывать и проводить спортивные соревнования; планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организации отдыха и досуга. |
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Баскетбол” учащиеся смогут получить знания:
значение баскетбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
правила безопасного поведения во время занятий баскетболом;
названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники;
наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;
упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
основное содержание правил соревнований по баскетболу;
жесты баскетбольного судьи;
игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола;
Календарно-тематическое планирование 5-8 класс
№ | Тема занятия | Дата проведения | Корректи ровка | часы |
1 | Передачи баскетбольного мяча на месте и в движении. |
|
| 2ч |
2 | Передачи баскетбольного и набивного мяча на месте. |
|
| 2ч |
3 | Передача мяча в движении скрестным шагом и приставным. |
|
| 2ч |
4 | Передача мяча в движении скрестным шагом и приставным с сопротивлением. |
|
| 2ч |
5 | Передачи мяча в игре. |
|
| 4ч |
6 | Передачи мяча в игре. |
|
| 2ч |
7 | Ведение баскетбольного мяча и стойка баскетболиста. |
|
| 4ч |
8 | Ведение мяча со сменой ритма движения |
|
| 4ч |
9 | Ведение мяча с изменением направления движения |
|
| 4ч |
10 | Ведение мяча со всеми изученными действиями. |
|
| 8ч |
11 | Броски мяча в корзину с трех секундной зоны. Штрафной бросок. |
|
| 4ч |
12 | Броски мяча в корзину со средней и дальней дистанции. |
|
| 8ч |
13 | Броски мяча в корзину с двух шагов провой и левой рукой. |
|
| 2ч |
14 | Броски мяча в корзину с остановкой на две ноги и обманными движениями. |
|
| 6ч |
15 | Броски мяча в корзину после передач. |
|
| 8ч |
16 | Броски мяча в корзину со средней дистанции. Штрафной бросок. |
|
| 4ч |
17 | Броски мяча в корзину с дальней дистанции. Штрафной бросок. |
|
| 4ч |
18 | Индивидуальные действия в нападении со сменой ритма движения. |
|
| 2ч |
19 | Индивидуальные действия в нападении с дриблингом. |
|
| 4ч |
20 | Индивидуальные действия в нападении с бросками мяча в корзину. |
|
| 4ч |
21 | Индивидуальные действия в нападении с бросками мяча в корзину. |
|
| 4ч |
22 | Индивидуальные действия в нападение с постановкой заслонов. |
|
| 4ч |
23 | Индивидуальные действия в нападении в игре. |
|
| 4ч |
24 | Индивидуальные действия в нападении в игре. |
|
| 4ч |
25 | Индивидуальные действия в защите со сменой ритма движения. |
|
| 4ч |
26 | Индивидуальные действия в защите против дриблинга. |
|
| 4ч |
27 | Индивидуальные действия в защите против бросков мяча в корзину. |
|
| 4ч |
28 | Индивидуальные действия в защите против бросков мяча в корзину. |
|
| 4ч |
29 | Индивидуальные действия в защите против заслонов. |
|
| 4ч |
30 | Индивидуальные действия в защите в игре. |
|
| 4ч |
31 | Индивидуальные действия в защите в игре. |
|
| 4ч |
32 | Учебная игра. |
|
| 16ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого |
|
| 140ч |
|
|
|
|
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательной деятельности
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр
К – полный комплект (на каждого обучающегося)
Г – комплект (для работы в группах)
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения. | Кол-во |
1 | Видеофильмы по основным разделам учебного материала | Д |
2 | Аудиозаписи | Д |
3 | Мультимедийный компьютер | Д |
4 | Аудиоцентр с системой озвучивания спортивных залов и площадок | Д |
5 | Стенка гимнастическая | Г |
6 | Скамейка гимнастическая жесткая | Г |
7 | Скамья атлетическая вертикальная, наклонная | Г |
8 | Мячи: футбольный, теннисные, малый мяч (мягкий), набивной | Г |
9 | Палка гимнастическая | К |
10 | Мячи: баскетбольные, волейбольные. | К |
11 | Скакалка детская | К |
12 | Гантели наборные | Г |
13 | Табло перекидное | Д |
14 | Пульсометр | Г |
15 | Шагомер электронный | Г |
16 | Ступенька универсальная | Г |
17 | Весы медицинские с ростомером | Д |
18 | Щиты баскетбольные универсальные | Д |
19 | Кубики | Г |
20 | Обруч детский | Г |
21 | Жилетки игровые | Г |
22 | Баскетбольные щиты | Д |
23 | Аптечка | Д |
24 | Сетка для переноса и хранения мячей | Д |
25 | Конус сигнальный | Г |
26 | Ролик для пресса | Г |
27 | Насос ручной | Д |
28 | Секундомер | Д |
29 | Площадка игровая баскетбольная | Д |
Список литературы
Баскетбол [Текст]: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный) [Текст]. - М.: Советский спорт. 2005. -112 с.
Голомазов, В.А, [Текст]: Баскетбол в школе. [Текст]: Пособие для учителя. с авт.: В.А. Голомазов, В.Д. Ковалев, А.Г. Мельников - М.:“Просвещение”, 1976. - 111 с.
Киселев П.А., [Текст]: Справочник учителя физической культуры [Текст] / авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Кисилева. - Волгоград: Учитель, 2011. – 251 с.
Колодиницкий , Г.А., Текст]: Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол [Текст]: уч. пособие для учителей и методистов/ Сост Г.А. Колодиницкий В.С., Кузнецов - М.: Просвещение, 2013. -112с.: ил. - (Работаем по новым стандартам).
Кузнецов, В.С. [Текст]: Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе [Текст]: библиотека учителя физической культуры/ В. С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, - 2003. - 176 с.
Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный). [Текст] / - М.: Советский спорт, 2005. - 112 с.
Примерные программы по учебным предметам. [Текст] / П76 Физическая культура. 5-9 классы: проект. - 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011. -61 с. - (Стандарты второго поколения).
Холодов, Ж.К., [Текст]: Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]. Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - Холодов Ж.К - М.: Издательский центр “Академия”, 2001. - 480 с.