ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по учебной работе
_____________ О.Н. Дородько
31 августа 2017 г.
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 Программирование для автоматизированного оборудования
2017
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 15.02.08 Технология машиностроения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18.04.2014 №350 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.08 Технология машиностроения", (Зарегистрировано в Минюсте России 22.07.2014 №33204)
для специальности среднего профессионального образования технического профиля 15.02.08 Технология машиностроения
Организация-разработчик:
ТОГБПОУ «Приборостроительный колледж»
Разработчик:
Милованова Н.Н., преподаватель ТОГБПОУ «Приборостроительный колледж»
Рассмотрено на заседании Управляющего совета ТОГБПОУ «Приборостроительный колледж»
Протокол № ____ от «____»__________2017 г. СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
| 4 |
| 5 |
| 12 |
| 13 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 Программирование для автоматизированного оборудования
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 15.02.08 Технология машиностроения
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать справочную и исходную документацию при написании управляющих программ (УП);
рассчитывать траекторию и эквидистанты инструментов, их исходные точки, координаты опорных точек контура детали;
заполнять формы сопроводительной документации;
выводить УП на программоносители, заносить УП в память системы ЧПУ станка;
производить корректировку и доработку УП
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
методы разработки и внедрения управляющих программ для обработки простых деталей в автоматизированном производстве
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 153 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 102 часа;
самостоятельной работы обучающегося 51 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 153 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 102 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 38 |
контрольные работы | 1 |
курсовая работа (проект) (не предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 51 |
в том числе: |
|
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (не предусмотрено) | - |
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); - оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите; | 16
13 |
| 2 |
| 2 |
| 2 |
| 2 |
| 2 |
| 2 |
| 2 |
| 2 |
| 2 |
| 2 |
| 2 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||
Введение | Содержание учебного материала |
2 |
| ||||||||
1 | Значение и содержание дисциплины «Программирование для автоматизированного оборудования» и ее связь с другими дисциплинами. Роль дисциплины в подготовке специалиста. Роль отечественных ученых в развитии программирования для автоматизированного оборудования. Общая методика изучения дисциплины. Рекомендуемая учебная литература. |
2
| |||||||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) |
|
| |||||||||
Практические занятия (не предусмотрены) |
| ||||||||||
Контрольные работы (не предусмотрены) |
| ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (не предусмотрена) |
| ||||||||||
Раздел 1 Подготовка к разработке управляющей программы (УП) |
|
| |||||||||
Тема 1.1 Основные понятия о программном управлении станками
| Содержание учебного материала |
4 | |||||||||
1 | Понятие о программном управлении, управляющей программе, числовом программном управлении. Современные методы программирования. |
3 | |||||||||
2 | Классификация станков с ЧПУ по степени автоматизации, по принципу смены инструмента, по виду движения рабочих органов. Обозначения станков с программным управлением и систем ЧПУ. Преимущества и экономическая эффективность станков с ПУ. | ||||||||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) |
|
| |||||||||
Практические занятия (не предусмотрены) |
| ||||||||||
Контрольные работы (не предусмотрены) |
| ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (не предусмотрена) |
| ||||||||||
Тема 1.2 Этапы подготовки УП | Содержание учебного материала |
4 | |||||||||
1 | Этапы технологической подготовки разработки управляющей программы. Этапы разработки УП и их содержание. Требования к технологичности деталей, обрабатываемых на станках с ЧПУ. Определение номенклатуры деталей для обработки на станках с программным управлением. Классификация деталей по конструктивно-технологическим признакам. |
3 | |||||||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) |
|
| |||||||||
Практические занятия (не предусмотрены) |
| ||||||||||
Контрольные работы (не предусмотрены) |
| ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (не предусмотрена) |
| ||||||||||
Тема 1.3 Технологическая документация
| Содержание учебного материала |
4 | |||||||||
1
| Исходная документация для разработки управляющей программы. Справочная и сопроводительная документация. Требования к технологической документации. Единая система технологической документации (ЕСТД). Стандартные формы документов, входящих в комплект УП. |
2 | |||||||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) |
|
| |||||||||
Практические занятия (не предусмотрены) |
| ||||||||||
Контрольные работы (не предусмотрены) |
| ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||||||||||
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); - изучение справочной, технологической и сопроводительной документации для разработки УП. |
| ||||||||||
Тема 1.4 Система координат станков с ЧПУ | Содержание учебного материала | 4 | |||||||||
1
| Правая прямоугольная система координат и правило правой руки. Оси координат и их направление для типовых станков различных технологических групп. Система координат детали. Назначение. Система координат станка. Назначение. Система координат инструмента. Назначение. Выбор системы координат инструмента. Связь между системами координат детали, станка, инструмента. |
3 | |||||||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) |
|
| |||||||||
Практические занятия (не предусмотрены) |
| ||||||||||
Контрольные работы (не предусмотрены) |
| ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||||||||||
использование правила правой руки для практического определения положительных направлений осей координат различных станков |
| ||||||||||
Тема 1.5. Расчет элементов траектории инструмента
| Содержание учебного материала |
4 | |||||||||
1 | Геометрические элементы контура детали. Опорная точка. Эквидистанта, Эквидистанта к отрезку прямой, к дуге окружности. Сопряжение соседних участков эквидистанты. |
3 | |||||||||
2 | Пример расчета координат опорных точек эквидистанты. | ||||||||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) |
|
| |||||||||
Практическое занятие № 1 | 4 | ||||||||||
Расчет координат опорных точек контура детали и эквидистанты |
| ||||||||||
Контрольная работа (не предусмотрены) |
| ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||||||||||
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); - оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите. |
| ||||||||||
| Содержание учебного материала |
2 | |||||||||
1
| Управляющая программа, информация, содержащаяся в УП, структура кадра, значение стандартных адресов. Назначение формата кадра, содержание формата кадра. |
3 | |||||||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) |
|
| |||||||||
Практические занятия (не предусмотрены) |
| ||||||||||
Контрольные работы (не предусмотрены) |
| ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (не предусмотрены) |
| ||||||||||
| Содержание учебного материала |
2 | |||||||||
1
| Виды программоносителей. Структура перфоленты. Представление УП на перфоленте и других программоносителях. Код ISO-7bit. Устройство подготовки кадров на перфоленте и других программоносителях с использованием персональных компьютеров. Назначение. Состав. Режим работы. |
3 | |||||||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) |
|
| |||||||||
Практическое занятие № 2 | 2 | ||||||||||
Расшифровка программоносителя |
| ||||||||||
Контрольные работы (не предусмотрены) |
| ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||||||||||
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); - оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите; - кодирование и расшифровка содержимого кадра УП |
| ||||||||||
Раздел 2. Подготовка УП для станков токарной группы |
|
| |||||||||
Тема 2.1. Технологические особенности токарной обработки на станках с ЧПУ
| Содержание учебного материала |
7 | |||||||||
1
| Заготовки для токарных станков с ЧПУ. Приспособления для закрепления заготовок. Системы координат для токарного станка с ЧПУ. |
3 | |||||||||
2 | Особенности конструкции резцов для токарных станков с ЧПУ. Общая технологическая схема обработки деталей. | ||||||||||
3 | Зоны выборки материала. Открытые, полуоткрытые и закрытые зоны выборки. Типовые схемы траекторий инструмента. | ||||||||||
4 | Типовые схемы нарезания резьбы. Особенности выбора режимов резания при токарной обработке на станках с ЧПУ. | ||||||||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) |
|
| |||||||||
Практическое занятие № 3 | 4 | ||||||||||
Составление циклограммы обработки заданной детали на токарном станке с ЧПУ и расчет координат опорных точек контура детали |
| ||||||||||
Контрольная работа № 1 | 1 | ||||||||||
Этапы разработки УП. Технологическая документация для разработки УП. Системы координат для станков с ЧПУ. Структура записи УП. Кодирование управляющей информации. Типовые схемы траекторий инструмента при токарной обработке. Общая технологическая схема обработки деталей на токарных станках с ЧПУ. |
| ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||||||||||
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); - оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите; - разбор типовых схем переходов при токарной обработке |
| ||||||||||
Тема 2.2. Разработка УП для токарного станка с ЧПУ | Содержание учебного материала |
12 | |||||||||
1
| Общие сведения о станке 16К20Ф3С5. Задание позиции инструмента. Подготовительные функции. Программирование частоты вращения шпинделя. |
3 | |||||||||
2 | Вспомогательные команды. Программирование линейных перемещений. Программирование скорости перемещения суппорта (подачи). | ||||||||||
3 | Программирование в относительной системе координат (в приращениях). | ||||||||||
4 | Программирование в абсолютной системе координат: абсолютные размеры, задание размеров, запись программы в абсолютной системе координат. Преимущества абсолютной системы координат. | ||||||||||
5 | Программирование выдержки времени. Программирование движения рабочего органа по дуге окружности. | ||||||||||
6 | Программирование нарезания резьбы, применение размерных корректоров. | ||||||||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) |
|
| |||||||||
Практическое занятие № 4 | 4 | ||||||||||
Программирование обработки заданной детали в относительной системе координат |
| ||||||||||
Практическое занятие № 5 | 4 | ||||||||||
Программирование обработки заданной детали в абсолютной системе координат |
| ||||||||||
Контрольные работы (не предусмотрены) |
| ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | ||||||||||
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); - оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите. |
| ||||||||||
Раздел 3. Подготовка УП для фрезерных и сверлильных станков с ЧПУ |
|
| |||||||||
Тема 3.1 Технологические особенности обработки деталей на фрезерных станках с ЧПУ | Содержание учебного материала |
4 | |||||||||
1 | Заготовки. Приспособления для закрепления заготовок. Системы координат для фрезерного станка с ЧПУ |
3 | |||||||||
2 | Технологические особенности фрезерной обработки на станках с ЧПУ. Общая технологическая схема обработки деталей на фрезерном станке с ЧПУ. Типовые схемы траектории движения инструмента. | ||||||||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) |
|
| |||||||||
Практическое занятие № 6 | 6 | ||||||||||
Выбор схемы обработки детали на фрезерном станке с ЧПУ и расчет координат опорных точек траектории инструмента. |
| ||||||||||
Контрольные работы (не предусмотрены) |
| ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | ||||||||||
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); - оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите; - расчет координат опорных точек траектории движения инструмента при фрезеровании контура детали |
| ||||||||||
Тема 3.2 Разработка УП для фрезерного станка с ЧПУ | Содержание учебного материала |
6 | |||||||||
1
| Общие сведения о станке 6Р13Ф3-01. Задание позиции инструмента. Подготовительные функции. Вспомогательные команды. |
3 | |||||||||
2 | Программирование скоростей подач. Программирование линейных перемещений. | ||||||||||
3 | Программирование движения рабочего органа по дуге окружности. Применение размерных корректоров. | ||||||||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) |
|
| |||||||||
Практическое занятие № 7 | 6 | ||||||||||
Разработка УП обработки детали на фрезерном станке с ЧПУ в относительной системе координат |
| ||||||||||
Контрольные работы (не предусмотрены) |
| ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | ||||||||||
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); - оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите; - разработка УП обработки детали на фрезерном станке с ЧПУ |
| ||||||||||
Тема 3.3 Технологические особенности обработки деталей на сверлильно-расточных станках с ЧПУ | Содержание учебного материала |
8 | |||||||||
1
| Виды отверстий и последовательность переходов их обработки. Типовые технологические схемы обработки отверстий. Последовательный, параллельный и комбинированный методы обработки групп отверстий. |
3 | |||||||||
2 | Этапы проектирования операций обработки отверстий | ||||||||||
3 | Программирование позиционирования. Состав траектории осевого перемещения инструмента. Постоянные циклы обработки отверстий по оси Z. | ||||||||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) |
|
| |||||||||
Практическое занятие № 8 | 8 | ||||||||||
Разработка управляющей программы обработки детали на сверлильном станке с ЧПУ |
| ||||||||||
Контрольные работы (не предусмотрены) |
| ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 11 | ||||||||||
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); - оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите; - подготовка реферата по теме «Общие сведения об используемых программах, их обзор»; - основные характеристики систем автоматизированного программирования, их обзор: - обзор отечественных и зарубежных САП |
| ||||||||||
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (не предусмотрены) | - | ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (не предусмотрены) | - | ||||||||||
Всего: | 153 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета автоматизированного проектирования технологических процессов и программирования систем ЧПУ; мастерских: участок станков с ЧПУ;
Оборудование учебного кабинета: стенды, схемы, раздаточный материал, автоматизированное рабочее место преподавателя, автоматизированные рабочие места учащихся, методические пособия по подготовке управляющих программ механической обработки на оборудовании с ЧПУ
Технические средства обучения: вычислительная техника, ПК, проектор, DVD, аудиотехника.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: профессиональный токарный центр с ЧПУ, профессиональный фрезерный обрабатывающий центр с ЧПУ.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Серебреницкий П.П., Схиртладзе А. Г. Программирование для автоматизированного оборудования.- М.: Высшая школа, 2003.
Белянин П.Н. Гибкие производственные системы: Учебное пособие для машиностроительных техникумов. - М.: Машиностроение, 1998.
Гуревич В.М., Павлов Ю.А., Ратмиров В.А. Устройства программного управления металлообрабатывающим оборудованием автоматизированного производства: Учебное пособие для техникумов. – М., Машиностроение, 1991.
Дополнительные источники:
Серебреницкий П.П., Схиртладзе А.Г. Программирование автоматизированного оборудования.- Том 1.: Учебник для вузов – М.: Высшее образование, 2004.
Гжиров Р.И., Серебреницкий П.П. Программирование обработки на станках с ЧПУ: Справочник. – Л.: Машиностроение. Ленинградское отделение, 1990.
Евгенев Г.Б. Основы программирования на станках с ЧПУ. – М., Машиностроение, 1983.
Интернет-ресурсы:
Сайт ПМК | Предмет: Программирование для автоматизированного оборудования. Форма доступа http://pmk.karelia.ru › lessons/3624.html
OZON.ru - Книги по программированию для автоматизированного оборудования. Форма доступа: http://www.ozon.ru/context/detail/id/1464634/.
Shop.Linux.ru «Каталог» Книги для программиста. Программирование для автоматизированного оборудования. Форма доступа: http://shop.linux.ru › shop/books…dly_avtomatizirovannogo/
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: использовать справочную и исходную документацию при написании управляющих программ (УП) | Практические занятия Тестовый контроль |
уметь: рассчитывать траекторию и эквидистанты инструментов, их исходные точки, координаты опорных точек контура детали | Тестовый контроль Практическое занятие |
уметь: заполнять формы сопроводительной документации; | Практическое занятие |
уметь: выводить УП на программоносители, заносить УП в память системы ЧПУ станка; | Практическое занятие |
уметь: производить корректировку и доработку УП | Практическое занятие |
знать: методы разработки и внедрения управляющих программ для обработки простых деталей в автоматизированном производстве | Тестовый контроль Контрольная работа |
7