Программа кружка

Программа кружка «Человек и природа» относится к естественнонаучной направленности. По структуре она комплексная, содержит несколько образовательных областей, имеет познавательный и практический характер.

Данная программа позволяет обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении живых организмов, подготовить к олимпиадам, конкурсам различного уровня.

Содержимое разработки


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Одинцовский лицей №2



Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

от «___» ___________ 2019г.

Протокол № ___

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ Одинцовского лицея №2

_____________________ В.А. Валуева

«____»__________________2019г.









Дополнительная общеразвивающая программа

экологической направленности

«Человек и природа»

(базовый уровень)


Возраст обучающихся: 15-16 лет

Срок реализации: 2 года










Автор-составитель:

Шапко Татьяна Александровна,

учитель биологии и химии














г.Одинцово, 2019.

Пояснительная записка

Программа кружка «Человек и природа» относится к естественнонаучной направленности. По структуре она комплексная, содержит несколько образовательных областей, имеет познавательный и практический характер.

Актуальность программы в том, что она даёт возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении живых организмов, подготовить к олимпиадам, конкурсам различного уровня.

Отличительной особенностью данной образовательной программы

является то, что содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся могут включаются в исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог.


Цель программы:

всестороннее развитие биолого-экологических знаний и навыков, которые пригодятся в дальнейшей жизни.


Характерные особенности программы.

Содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач. Программа обеспечивает развитие умений в научно - практической деятельности, воспитание развитой личности, раскрытие творческих способностей личностиСоздает условия для полноценного развития творческих способностей каждого обучающегося, укрепление интереса к занятиям по биологии и химии. Приучает ребенка быть усидчивым и внимательным.


Инновационный аспект программы- проведение опытнической работы, работы с микроскопом; формулированию выводов и анализ проделанной работы.



Программа объединения «Человек и природа» рассчитана на 1 год обучения для учащихся 15 -16 лет с учетом их возрастных особенностей.

Прием в объединение осуществляется по заявлению родителей детей, проявивших интерес к данному виду деятельности.

Объем и сроки освоения программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения- 144 часов (4 часа в неделю).

Форма обучения: очная

Особенности организации образовательного процесса:состав группы может быть изменен не более, чем на 25%.Для успешного освоения программы численность обучающихся в творческом объединении должна составлять не более 15 человек. Возраст детей от 15 до 16 лет.


Планируемые результаты:

- ученики получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;

- познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

- получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

- учебно-познавательный интерес к новому и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

- использование справочной и дополнительной литературы;

- владение цитированием и различными видами комментариев;

- использование различных видов наблюдения;

- качественное и количественное описание изучаемого объекта;

- проведение эксперимента;

- использование разных видов моделирования.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы внеурочной деятельности:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.






Формы аттестации:

- создание проблемных, затруднительных заданий (решение проблемных задач, шаблоны-головоломки и т.п.);

- демонстрационные: организация выставок, конкурсов, презентация.

- проект;

- передача обучающемуся роли педагога;

- день творчества в кружках;

- самооценка обучающихся своих знаний и умений;

- индивидуальные карточки с заданиями различного типа;

- групповая оценка работ;

- творческий отчет;

- домашнее задание на самостоятельное выполнение;

- карта индивидуальных достижений.

Материально техническое обеспечение.

Реализация программы возможна при соблюдении следующих технических условий:

  • помещение с необходимым количеством рабочих мест для обучающихся;

  • проектор;

  • микроскоп;

  • покровные и предметныые стекла;

  • комплект оборудования и микропрепаратов для лабораторных работ;

  • наглядные пособия (таблицы) для 8-9 кл;

  • коллекции и гербарии;

  • муляжи по биологии;

  • модели по биологии.



Техника безопасности на занятиях объединения:

- Точно выполнять все указания учителя при проведении работы, без его разрешения не приступать к работе;
- При использовании режущих и колющих инструментов (скальпелей, ножниц, препаровальных игл и др.) брать их только за ручки, не направлять их заостренные части на себя и на своих товарищей, класть их на рабочее место заостренными концами от себя.
- При работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенения, не зажигать одну спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилем, не задувать пламя спиртовки ртом, а гасить его, накрывая специальным колпачком.
- При нагревание жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели (штативы), отверстие пробирки или горлышко колбы не направлять на себя и на своих товарищей, не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.
- Соблюдать осторожность при обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла, не бросать, не ронять и не ударять их.
- Изготавливая препараты для рассматривания их под микроскопом, осторожно брать покровное стекло большим и указательным пальцами за края и аккуратно опускать на предметное стекло, чтобы оно свободно легло на препарат.
- При использовании растворов кислот и щелочей, наливать их только в посуду из стекла, не допускать попадания их на кожу, глаза и одежду.
- При работе с твердыми химреактивами не брать их незащищенными руками, ни в коем случае не пробовать на вкус, набирать для опыта специальными ложечками ( не металлическими).
- Во избежание отравлений и аллергических реакций, не нюхать растения и грибы, не пробовать их на вкус.





Работа с одаренными детьми

Важнейшая задача модернизации образования - формирование будущей профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных и талантливых детей. Личность ребенка характеризуется верой в себя, в свои способности. Ребенок не рождается бесталанным. Каждый талантлив по- своему. Задача каждого педагога - развить задатки таланта и способностей, заложенных природой в каждом индивидууме, и дать им прорасти. К творческим способностям относятся: любознательность, оригинальность и гибкость мышления, легкость ассоциирования, способность к прогнозированию, высокая концентрация внимания, самостоятельность, лидерство, стремление к самоактуализации, специальные способности к определенному виду деятельности (по А.И. Савенкову). Развитие этих способностей происходит лишь в творческой образовательной среде, то есть в объединении, в коллективе единомышленников: педагога и обучающихся.

Кадровое обеспечение базируется на:

Требования к педагогу:

- понимание и уважение личности ребенка;

- совершенствование педагогической компетентности (профессиональной и личностной);

- учет психофизиологических особенностей детей.

Педагогическая и социальная поддержка детей:

- подбор детей в творческие группы;

- предоставление возможностей для развития творческих способностей и личностных характеристик;

- профессиональная ориентация;

- сотрудничество и партнерство с родителями в рамках проекта «лицей- семья-социум».

Обучение новым способам образовательной деятельности и умением пользоваться новейшими знаниями.

Учебный план кружка «Человек и природа»



п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие:

-организационные вопросы;

-правила техники безопасности, пожарной безопасности, гигиены и санитарии.

1

1

-

Анкетирование

2

Общая биология. Жизнь, её свойства, уровни организации, происхождение жизни.

6

2

4

Приготовление препаратов

3

Химический состав живых организмов

18

10

8

Самооценка обучающихся своих знаний и умений.

4

Строение клетки

7

1

7

Групповая оценка работ

5

Обмен веществ и превращение энергии.

4

2

6

Защита рефератов.

6

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

16

2

12

Проект. Защита проекта

7

Генетика и селекция.

8

1

5

Тематические кроссворды.

8

Эволюция.

2

-

-

Итоговая контрольная работа


Итого:

72



Содержание учебного курса кружка «Человек и природа»


Раздел 1.Вводное занятие - 1 час.

Теория: Беседа «Дети, техника и творчество». Организационные вопросы: расписание занятий, требования к обучающимся. Пожарная безопасность, безопасность труда, условия гигиены и санитарии. Оборудование и материалы. Показ образцов готовых поделок прошлых лет.

Раздел2.Основы выжигания по древесине - 14 часов.

Теория: Устройство прибора для выжигания и правила безопасной работы. Виды, приемы выжигания. Подготовка плоскости фанеры для выжигания. Способы перевода рисунка на фанеру. Работа по образцу, замыслу. Фанера, ее свойства и применение. Художественное оформление (раскраска выжигательными приборами, красками). Понятие об экологически чистых материалах.

Практика: Выбор древесных материалов и подготовка плоскости для выжигания. Перевод рисунка. Работа с шаблонами. Изготовление поделок различной тематики путем выжигания. Отделочные работы. Изготовление подарков и сувениров. Оформление выставки.

Раздел3.Особенности работы с лобзиком - 14часов.

Теория: Выпиливание как технологический процесс. Инструмент и оборудование для выпиливания. Техника безопасности. Материаловедение. Правила выпиливания. Приемы и виды выпиливания. Выпиливание по шаблону, трафарету; по внутреннему и внешнему контуру. Правила оформления готовых изделий.

Практика: Изготовление работ с применением различных видов выпиливания. Работа с шаблонами, подготовка графических эскизов, подготовка и проведения дня творчества.

Раздел4.Технология изготовления простого объемного предмета с использованием лобзика - 8часов.

Теория: Выпиливание как технологический процесс. Инструмент и оборудование для выпиливания. Техника безопасности. Материаловедение. Правила выпиливания. Приемы и виды выпиливания. Выпиливание по шаблону, трафарету; по внутреннему и внешнему контуру. Правила оформления объемных изделий.

Практика: Изготовление объемного изделия с применением различных видов выпиливания. Работа с шаблонами, подготовка графических эскизов, развернутое групповое оценивание работы.

Раздел 5.Орнамент - средство художественной выразительности- 8часов.

Теория: Орнамент как средство художественной выразительности. Средства нанесения орнамента, линейный и объемный орнаменты,подбор цветовой гаммы. Правила оформления орнамента.

Практика: Оформление объемного изделия с применением различных видов орнамента. Работа с линейными и объемными орнаментами, подготовка работ к выставке.

Раздел6.Сувенирные поделки - 14 часов.

Теория:Приемы и способы изготовления сувениров, игрушек. Комплексная творческая работа. Декоративное оформление поделок. Беседа «Подарок от души».

Практика: Изготовление поделок к праздничным дням. Работа по выпиливанию, выжиганию. Изготовление «авторских» изделий.

Раздел 7.Подготовка к профессиональному конкурсу - 6 часов.

Теория:Проверка правильности выполнения трудовых операций и качества поделок, умение пользоваться инструментами. Развитие творческих способностей детей; активизация познавательных интересов с целью их дальнейшего совершенствования. Практика: Стимулирование значимости своих поделок. Воспитание соревновательного духа.

Раздел 8.Заключительное занятие - 1 час.

Мастер класс от учащихся сверстникам.


Учебный план кружка «Юный мастер»

Второй год обучения


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводные занятия. Условия безопасности работы с инструментами.

3

1

2

Конкурс летних работ

2

Графическая подготовка.

10

2

8

Выставка

3

Динамические игрушки.

10

2

8

Сюжетно-ролевая игра

4

Пропильная резьба.

10

2

8

Представление проекта

5

Выпиливание орнамента.

19

2

17

Групповая оценка работ

6

Технология изготовления изделий различных конструкций.

28

3

25

Творческий отчет

7

Конкурсы, выставки.

5

1

4

Анализ результатов конкурса

8

Экскурсии.

11

 -

 -

Анкетирование

9

Итоговое занятие.

3

3

-

Выставка


Итого:

99

Содержание учебного курса кружка «Юный мастер»

2 год обучения

Раздел1.Вводное занятие - 3 часа.

Теория:Ознакомление учащихся с содержанием предстоящей работы, правилами внутреннего распорядка. Организация рабочего места, техника безопасности. Способы экономии материалов, бережное отношение к оборудованию.Конкурс работ, выполненных летом дома или в лагере.

Практическая работа.

Практика: Работа над проектом на тему: «Лето - это маленькая жизнь».

Раздел2.Графическая подготовка - 10 часов.

Теория:Линии чертежа: линии видимого и невидимого контура, линия сгиба, осевая или центровая линия, сплошная тонкая линия; условное обозначение диаметра, радиуса. Порядок составления простейшего чертежа.

Практика: Чтение простейших технических рисунков в альбомах, журналах. Составление простейшего чертежа. Выжигание различных рисунков, предметов геометрической формы. Работа над собственнымпроектом.

Раздел3.Динамические игрушки - 10 часов.

Теория:Способы изготовления силуэтных кукол, зверей, контурных моделей. Игрушки с шарнирным соединением. Выбор способа соединения деталей: с помощью ниток, проволоки, клея, «щелевидных замков».Соблюдение правил безопасности при работе с инструментами.

Практика: Изготовление сказочных персонажей; динамических игрушек; дергунчиков: клоунов, зайцев, тигрят, снеговиков.Конкурсы-соревнования, сюжетно-ролевые игры.

Раздел4.Пропильная резьба - 10 часов.

Теория:Технология исполнения различных вариантов пропильной резьбы. Демонстрация лучших образцов резьбы. Способы обработки древесины. Техника безопасности при выполнении пропильной резьбы. Рациональное использование древесины.

Практика: Обработка древесины. Перевод рисунка. Выполнение различных вариантов пропильной резьбы. Изготовление игрушек и сувениров. Работа над проектом.

Раздел5.Выпиливание орнамента - 19 часов.

Теория:Орнамент. Виды. Использование. Особенности выполнения орнамента лобзиком. Способы нанесения орнамента на материал. Техника выпиливания. Организация рабочего места в соответствии с нормами и требованиями техники безопасности.

Практика:Подготовка материалов к выпиливанию. Нанесение орнамента на материал. Выпиливание лобзиком различных видов орнамента средней сложности на плоских и объемных изделиях.Групповая оценка работ по критериям.

Раздел6.Технология изготовления изделий различных конструкций - 28 часов.

Теория:Закрепление знаний по ранее изученным темам. Различные методы выполнения работ. Элементы моделирования и конструирования. Плоские и объемные конструкции.

Практика:Изготовление плоских и объемных изделий различного назначения, объединенных общей темой. Изготовление изделий на произвольную тему. Разработка и составление схем. Практические действия по созданию задуманного изделия. Создание орнаментов, органически связанных с конструкцией и формой изделия. Подготовка к групповому творческому отчету. Творческий отчет.

Раздел7.Конкурсы, выставки - 10 часов.

Теория:Проверка правильности выполнения трудовых операций и качества поделок, умение пользоваться инструментами. Развитие творческих способностей детей; активизация познавательных интересов с целью их дальнейшего совершенствования. Стимулирование значимости своих поделок. Воспитание соревновательного духа.

Практика:Работа над проектами для участия в выставках (внутри объединения, районных, городских).

Раздел8.Экскурсии-11 часов.

Во время экскурсий дети знакомятся с образцами из фанеры, пиломатериалов, ДСП, ДВП, их применением; устройством и приемами работы с материалами, приспособлениями. Происходит знакомство с ручным трудом взрослых, с производительностью труда, с взаимоотношениями в трудовом коллективе. Все это способствует ранней профессиональной ориентации учащихся.

Обучающиеся посещают мебельные фабрики, другие внешкольные учреждения, а также выставки художественно-технической тематики.

Раздел9.Итоговое занятие - 3 часа.

Анализ проделанной работы за год. Защита проектных работ. Проведение итоговой выставки с приглашением родителей.


Учебный план кружка «Юный мастер»

Третий год обучения


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

3

1

2

Конкурс летних работ

2

Художественное выжигание по древесине.

15

3

12

Выставка для родителей

3

Художественное выпиливание лобзиком по авторскому замыслу.

15

3

12

Конкурс работ. Оценивание по критериям

4

Технология выполнения изделий объемной конструкции.

15

3

12

Представление проекта

5

«Умелые руки».

15

3

12

Сюжетно-ролевая игра (театр кукол)

6

Оформительская деятельность.

8

2

6

Творческий отчет

7

Конкурсы, выставки.

10

1

9

Анализ результатов конкурса

8

Экскурсии.

15

-

-

Анкетирование

9

Итоговое занятие.

3

3

-

Защита проекта. Выставка для учащихся и родителей


Итого:

99


Содержание учебного курса кружка «Юный мастер»

3 год обучения

Раздел1.Вводное занятие - 3 часа.

Теория:Предъявляемые требования к творческим работам обучающихся на третьем году обучения. Расширение и углубление знаний о материалах, инструментах, оборудовании. Правила работы с лобзиком и выжигательным прибором (повторение). Техника безопасности. Выставка работ, выполненных учащимися летом.

Практика:Выжигание, выпиливание. Декоративное оформление изделий.

Раздел2.Художественное выжигание по древесине - 15 часов.

Теория:Беседа «Умелые руки». Техника безопасности. Рациональное использование рабочего времени. Правила последовательного выполнения этапов работы. Различные типы выжигания. Своеобразие приемов выжигания при декоративном оформлении работы.

Практика:Расчет затрат времени на выполнение работы на разных этапах. Декоративное оформление работ. Выжигание по авторскому замыслу. Составление композиций: сочетание выжигание с другими художественными методами. Подготовка работ к выставке.

Раздел3. Художественное выпиливание лобзиком по авторскому замыслу – 15 часов.

Теория:Материаловедение. Техника безопасности. Основные принципы композиции. Конструкция и форма изделия. Требования к практичности и эстетичности поделок. Беседы о средствах выразительности и эмоционального воздействия работ.

Практика:Анализ работ, выполненных ранее. Самостоятельный подбор материалов для поделок. Выполнение сложного орнамента (сетчатый, ажурный). Конкурс работ.

Раздел4.Технология выполнения изделий объемной конструкции - 15 часов.

Теория:Углубление знаний об объемных и плоских конструкциях. Различные методы выполнения работ. Техника безопасности. Элементы предварительного планирования предстоящей работы. Способы правильной сборки объемного изделия.

Практика:Разработка и составление чертежей. Изготовление, сборка, отделка авторского изделия. Выполнение работ на заданную тему. Подготовка мини-проекта.

Раздел5.«Умелые руки» - 15 часов.

Теория:Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию. Закрепление знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения. Создание социально значимых работ. Авторские работы.

Практика:Разработка и изготовление поделок к датам календаря, районным, школьным, семейным праздникам; выставкам-ярмаркам, конкурсам, проводимым в школах. «Школе в подарок»: изготовление подарков школе, классу, учителям, поделок для нужд школы (атрибуты к школьным праздникам); помощь детским садам в оформлении игровых комнат (динамические игрушки, поделки). Написание сценария и подготовка спектакля.

Раздел6.Оформительская деятельность - 8 часов.

Теория:Посещение выставок (ОСЮТ). Правила оформления различных предметов, творческих работ к выставкам (по итогам обучения): районным, городским и другим. Беседы по развитию эстетического и художественного вкуса у обучающихся. Связь формы, материала и элементов оформления с практическим назначением предмета.

Практика: Практикум по формированию у учащихся практических навыков оформительской деятельности, работа по декоративному оформлению своих изделий, помещения, подготовка поделок к выставкам. Использование разнообразных материалов и техник. Подготовка и представление творческого отчета.

Раздел7.Конкурсы, выставки10часов.

Теория:Проверка правильного выполнения трудовых операций и качества поделок, умение пользоваться инструментами. Требования к оформлению работ. Стимулирование к осознанию значимости своих работ, а также интереса к занятиям. Развитие творческих, индивидуально выраженных способностей личности ребенка. Воспитание соревновательного духа.

Практика: Изготовление поделок для выставок внутри кружка, районных, городских и др. Участие в конкурсах, ответы на вопросы технической викторины, выполнение практических заданий.

Раздел8.Экскурсии - 15часов.

Тематические и ознакомительные экскурсии. Посещение выставок с целью развития познавательной активности детей, воспитание чувства прекрасного, стремления к самообучению и самосовершенствованию. Формирование общей культуры личности. Профессиональная ориентация.

Раздел9.Итоговое занятие - 3 часа.

Подведение итогов. Выставка. Поощрение активных кружковцев. Защита проектных работ. Проведение итоговой выставки с приглашением родителей.

Методическое обеспечение программы кружка «Юный техник»

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Теоретическое и практическое обучение производится одновременно, с несколько опережающим изложением теоретического материала, который сообщается в виде интересной беседы в течение 10-15 минут. Большой интерес вызывают занятия - конкурсы, занятия - выставки, где проверяются знания и умения обучающихся, подводятся итоги работы. Важным стимулом для детей школьного возраста является положительная оценка его работы. Немаловажное значение имеет игровое начало в обучении.

Программа составлена с учетом педагогических принципов:

  • наглядности;

  • систематичности;

  • природосообразности;

  • доступности;

  • активности;

  • гуманистичности;

  • опоры на интерес;

  • практической направленности;

  • демократизма;

  • личностно-ориентированного обучения и воспитания.

Формы организации занятий:

  • комбинированные занятия (сочетание получения новых знаний и закрепления основных навыков работы с инструментами, оборудованием; беседа и практическая часть);

  • занятие - практикум (практическая деятельность и совершенствование приемов работы);

  • занятие - конкурс (выполнение творческих заданий с целью формирования опыта творческой деятельности и воспитания соревновательного духа);

  • занятия - экскурсии (посещение выставок технического творчества, соревнований, предприятий);

  • контрольные занятия (проводятся для отслеживания результатов ус- воения программы детьми);

  • итоговые занятия в конце учебного года (подведение итогов и реализация образовательной программы).

В процессе сотрудничества учащихся и педагога реализуются комплексные педагогические формы и методы. На различных стадиях обучения ведущими становятся те или иные из них. Наиболее целесообразными на ранней стадии обучения (1 -й год обучения) являются словесные методы (объяснение, инструктаж, беседа, рассказ) и демонстрационные методы (показ наглядных пособий, макетов, шаблонов и т.д.). Педагог сочетает демонстрацию с объяснением, что делает обучение более доходчивым, пробуждает у детей творческую инициативу.

Репродуктивные методы (работа по образцам, шаблонам, калькам и т.д.) используются для достижений более высокого уровня знаний. Частично - поисковый метод направлен на проявление самостоятельности обучающихся в какой-либо момент работы на занятии: при выполнении изделий по рисунку; при решении творческих задач. Проблемный метод обучения предусматривает постановку определенных проблем, которые решаются в результате творческой деятельности обучающихся. При этом используются беседы, объяснения, демонстрация. Все это активизирует мышление, вынуждает прогнозировать, вовлекает в поиск. Вышеуказанные методы используются на занятиях с детьми 2-го и 3-го года обучения.

Дидактические материалы: фото, чертежи, схемы, образцы, работ, книги по выжиганию и выпиливанию, динамические поделки, геометрические тела.

Педагогические технологии реализации программы:

- выявление трудных подростков и индивидуальный подход к ним;

- обучение работе в «группе»;

- воспитание ответственности за коллектив.

Список литературы

  1. Муравьев Е.М. - Технология обработки древесины: Учеб. Для учащихся 5-9 кл. общеобразовательных учреждений.- 3-е изд. – М.: Просвещение,2008. – 246 с.

  2. Муравьев Е.М. - Технология обработки металлов: Учеб. Для учащихся 5-9 кл. общеобразовательных учреждений.- 3-е изд. – М.: Просвещение,2008. – 223с.

  3. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2005.


  1. Поддубская, Г.С. Воспитываем самостоятельность / Г.С. Поддубская // Пачатковая школа. – 2010. – №8. – С.63-66.


  1. Сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://ru.wikipedia.org/wiki/


  1. Электронная почта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://ru.wikipedia.org/wiki/. Дата доступа: 27.12.2011г.


  1. Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения / Н.Ф. Вишнякова. – Минск: «ПолиБиг», 2005.


  1. Галагузова М.А. Социальная педагогика / М.А. Галагузова. – М.: «ВЛАДОС», 2013.

  2. Кричевский Ю.И. Психология профессионального образования / Ю.И. Кричевский.

– Мн.: РИПО, 2015.

  1. Кричевский Ю.И. Педагогика профессионального образования / Ю.И. Кричевский.

– Мн.: РИПО, 2006.


  1. Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества / С.В. Астраханцева. – Ростов-на Дону: «Феникс», 2006.


  1. Беляева О.А. Педагогические технологии в профессиональной школе / О.А. Беляева. - Мн.: РИПО, 2008.


  1. Пархоменко В.П. Основы технического творчества. – Мн.: Адукацыя i выхаванне,

2000.

  1. Дмитрович А.М. Книга для начинающего слесаря. Мн.: Беларусь, 1991.

  2. Катаев А.М. Слесарное дело – М., Высшая школа, 2000.


  1. Скакун В.А. Практическое обучение общеслесарным работам. – М.: Высшая школа, 1989.


  1. ЛупачевВ.Г.Ручная дуговая сварка. – Мн.: Вышэйшая школа, 2006.


  1. Лупачѐв В.Г. Оборудование и технология электрогазосварочных работ – Мн. Вышэйшая школа, 2004.


  1. Китаев А.М., Китаев Я.А. Справочная книга сварщика – М.,Машиностроение,


  1. Спиридонов Н.И. Материаловедение в металлообработке, обслуживании и ремонте машин и механизмов. Минск, 2011


  1. Сокол Т.С. Охрана труда. Минск «Дизайн ПРО», 2004


  1. Блинов А.Н. Организация и производство монтажных работ. Москва «Стройиздат» 1982


  1. Ильин М.В. Изучаем педагогику. Минск 2002



  1. Ключаров А.О. Иллюстративное пособие сварщика. СОУЭЛО, 2000

  1. Маслов В.И. сварочные работы - Москва «Академия» 2002Е.С. Рапацевич «Педагогика: Большая современная энциклопедия» Минск «Современное слово» 2005


  1. Банников Е.А. Электрогазосварочные работы. Минск «Современная школа» 2009

  2. Навроцкий А.Н. Сварка, пайка, резка металла. Москва «Лада» 2004


Литература для учащихся:


  1. Спиридонов Н.И. Материаловедение в металлообработке, обслуживании и ремонте машин и механизмов. Минск, 2011



  1. Сайт (Электронный ресурс) – Режим доступа: // http://Samodelkin. Ru/

  2. Лупачев В.Г. Оборудование и технология электрогазосварочных работ. Минск

«Дизайн ПРО» 2004

  1. Банников Е.А. Электрогазосварочные работы. Минск «Современная школа» 2009

  2. Лупачев В.Г Безопасность труда при производстве сварочных работ. Минск

«Вышэйшая школа»

  1. Навроцкий А.Н. Сварка, пайка, резка металла. Москва «Лада» 2004

  2. Ключаров А.О. Иллюстративное пособие сварщика. СОУЭЛО, 2000

  3. Сайт (Электронный ресурс) – Режим доступа: // http://Samodelkin. Ru/


  1. https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2017/10/08/vserossiyskaya-olimpiada-


shkolnikov-po-tehnologii-zadaniya-i


  1. https://infourok.ru/zadaniya-shkolnoy-olimpiadi-po-tehnologii-malchiki-kl-505959.html


  1. http://mosolymp.ru/tekhnologiya/


  1. https://proshkolu.ru/user/krasavin777/folder/207014/


  1. https://nashol.com/knigi-po-tehnologiyam-obrabotki-drevesini/


  1. http://wood-prom.ru/files/uchebnye-materialy/instrumenty-i-stanki-po-derevoobrabotke-- -spravoch


  1. https://www.vseinstrumenti.ru/stanki/articles/1127/


  1. http://www.bibliotekar.ru/spravochnik-183-derevoobrabotka/

Календарный учебный график

Дополнительная общеразвивающая программа «Человек и природа»


Группа:1

п/п

Месяц

Число

Время проведения

Форма занятий

Количество часов

Тема занятий

Место проведения

Форма контроля



































































Сохранить у себя:
Программа кружка

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки