Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Пограничная средняя общеобразовательная школа № 1
Пограничного муниципального района»
Программа
дополнительного образования
Клуб «КЛИО»
Возраст детей: 14-15 лет.
Составила: Заболоцкая Василиса Викторовна, учитель истории и обществознания
п. Пограничный, 2022
Пояснительная записка
В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в внеурочной работе.
Внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому семье. Краеведение - всегда краелюбие. С.О.Шмидт следующим образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле…
История- это история людей, корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия.
Краеведение – один из элементов исторического образования в школе, одна из важных отраслей обществоведческой системы. Краеведение является источником обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Историческое краеведение в школе играет существенную педагогическую роль в идейно-политическом, трудовом, нравственном и эстетическом воспитании учащихся, а так же занимает важное место в формировании патриотических качеств молодого поколения.
Программа клуба «Наследие» построена на принципе взаимосвязи истории малой родины с историей страны. Местные материалы играют важную роль, увязывают жизнь и быт нашего маленького сельского уголка с огромным понятием Россия, помогают усвоению учащимися самых сложных вопросов развития страны. Осуществляться программы предусматривает взаимосвязь с явлениями природы родного края, с аспектами человековедения и экологическим аспектом.
Занятие краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важных норм включенных в Конституцию страны: « Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально педагогических задач нашего времени.
В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл клуба «КЛИО»».
Цели программы:
Обучающие:
- Знакомство и овладение детьми начальными знаниями о культурно-исторических и природно- географических факторах.
-Знакомить учащихся со вспомогательными историческими дисциплинами как: нумизматика, сфрагистика, хронология, историческая метрология.
-Развить умение систематизировать и использовать полученные знания для практической деятельности.
-Учить ребят писать рефераты исследовательские работы, создавать проекты.
Развивающие:
- Расширение кругозора учащихся в изучении культуры, истории, географии родного края.
-Формирование и развитие способности у детей анализировать свою деятельность.
Воспитывающие:
Привить детям интерес к истории культуре родного края, его природе и географии.
Выработать такие качества как дисциплина, усидчивость, умение анализировать, самостоятельно мыслить.
Воспитывать любовь к родному краю. Чувство патриотизма, любви к Родине, гордость за её прошлое, стремление участвовать в созидательности во имя Отечества. Воспитывать желание у ребят изучать историю посёлка.
Главная цель программы: на основе собранного местного материала способствовать изучению отечественной истории, формированию мировоззрения, воспитанию нравственности, убежденности, активной жизненной позиции через поисково- исследовательскую направленность.
Задачи:
- углубление и расширение знаний по истории своего родного края;
- знакомство с основными краеведческими понятиями;
- развивать умения самостоятельно работать с материалом;
-приобщить школьников к поисково-исследовательской деятельности ;
- воспитывать волевые качества, гражданское отношение к отечественной истории;
-способствовать развитию навыков учебно-исследовательской деятельности.
-Добиться широкого охвата и вызвать интерес к проводимым занятиям.
-Активизировать разнообразными видами деятельности на проводимых занятиях.
-Знакомить учащихся с историей района, посёлка, края.
-Знакомить учащихся со вспомогательными историческими дисциплинами: нумизматика, сфрагистика, хронология, историческая метрология.
-Обучать навыкам правильного поведения во время экскурсий, правильно описывать исторические источники.
-Принимать участие в краевой олимпиаде по краеведению «Наш край»
-Вести сбор материалов об истории района, посёлка.
-Продолжать работу по выявлению и развитию интересов учащихся и
-составлять исследовательские работы по темам: «Интересные люди района» и т.д.
Данная программа рассчитана для внешкольной работы. Возраст 11-12 лет. Занятия будут проходить в 2-х группах учащихся.
Основные методы обучения:
Практические
рассказ педагога и рассказы детей
беседы
Дискуссии
Встречи с интересными людьми
Походы, экскурсии
Конкурсы, викторины
Составление презентаций
Методы и формы познавательной деятельности учащихся
- организация экспедиций;
- проведение наблюдений и исследований в природе и обществе;
- создание конкретных баз данных по выбранным темам;
- составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях, по истории населенных пунктов или отдельных памятников;
- подготовка Книг Памяти;
- выполнение исследовательских работ, выпуск буклетов;
- участие на конференциях, олимпиадах и конкурсах;
- пропаганда краеведческих знаний путем организации выставок, праздников, тематических дней и др.
Краеведом может быть ученик, заинтересованный историей своего района, посёлка, края, своей родословной, умеющий интересно рассказывать, стремящийся к новым знаниям.
Изучение предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками: самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музея.
Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны:
- Знать историю своего района, посёлка, края, свою родословную.
-Уметь анализировать различные документы, источники, учитывать их особенности и извлекать из них информацию. Овладевать приемами работы с книгой, навыками составления проекта, плана.
- Уметь понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт других эпох, поколений.
- Овладеть приемами работы с книгой, выписок, конспекта, текста экскурсии, методикой ведения экскурсии.
Ожидаемый результат:
Уметь написать исследовательскую работу, создать проект
Воспитанники должны уметь работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания.
Содержание образовательной программы
Введение. Знакомство с планом работы краеведческого кружка . (2 часа)
Мой дом. Родословная семьи. (6 часов)
Задачи
Изучение родословных, семейных традиций и обрядов, развитие и поощрение интереса к истории рода. Изучение истории и природы родного края с древнейших времен до сегодняшнего дня, составление летописи наших дней.
Содержание
Родословие, или по-научному "генеалогия", изучает происхождение, историю и родственные связи родов и семей.
Через изучение генеалогии можно лучше узнать историю Отечества и других стран, познакомиться с историей и представителями российских родов разных сословий; научиться приемам составления генеалогических таблиц, росписей, картотек; создать историю своей семьи, свою родословную. В каждом историческом событии принимают участие люди - персонажи истории. У каждого из них своя судьба, своя жизнь. При изучении истории своего рода можно выявить своих родственников, принимавших участие в исторических событиях.
Родная школа. Ее история и традиции. (4 часа)
Задачи:
Изучение истории родной школы.
Содержание. Знакомство с историей родной школы. Изучение истории школы на основе архивных документов, которые имеются в школе. Составить альбом.
Посёлок: прошлое, настоящее и перспективы развития. Культурное наследие. ( 4 часа)
Задачи:
Изучение культурного наследия и творчества жителей родного края, фиксация событий культурной жизни родного края.
Содержание Изучение истории посёлка Пограничного по газетным публикациям и документам необходимо понимать достаточно широко, включая сюда литературное, художественное и музыкальное творчество, фольклор, традиции, игры, архитектуру, образования и медицину, библиотечное дело, книгоиздательство и средства массовой информации, театр, кино, художественную самодеятельность, физкультуру и спорт, деятельность общественных и религиозных организаций, творческих групп, кружков, клубов, обществ и т.п.
В рамках этой программы ее участники будут изучать культуру родного края как в широком диапазоне ее истории и современного состояния, так и сравнительно узкой направленности (литературное, художественное, музыкальное, театральное, конфессиональное краеведение), вплоть до мемориальных (жизнь и творчество конкретных деятелей культуры) или монографических (события, явления, факты местной культуры) сюжетов.
Очень важно, если при изучении того или иного явления культуры ребята овладевают его элементами, смогут исполнять произведения фольклора, выявленные литературные, музыкальные и иные произведения, изготавливать предметы декоративно-прикладного искусства, проводить творческие вечера, публиковать очерки, готовить тематические краеведческие словари, летописи и т.п.
История района. (20 часов)
Задачи
Знакомство с историей района по книгам А. Сирнова. Изучение жизни и деятельности земляков, оказание прямой или посреднической помощи всем тем, кто в силу обстоятельств оказался оторванным от своей малой родины или не имеет возможности поддерживать с ней непосредственную связь.
Содержание
Родной край, малая родина так или иначе живет в памяти и душе тех людей, кто уехал из своего поселка надолго или навсегда. Эти люди нередко испытывают потребность хоть косвенно соприкоснуться с родным домом или могилами предков, с теми местами, где прошло их детство и юность. Одним хочется увидеть, как выглядит сегодня их родной дом, школа, улица, речка, луг, какое-то памятное и милое сердцу место, узнать, какие изменения произошли в родных краях, другим хочется получить горсть земли с родины, положить букет цветов на могилу родственника или друга, посадить дерево в памятном месте, третьим необходимо связаться с земляками, выяснить судьбы и адреса былых друзей и знакомых и т.д. Однако, не имея возможности приехать на родину, эти люди не в состоянии осуществить свои желания.
Школьникам-краеведам предлагается поддерживать связи с такими людьми, с объединениями типа "землячеств", выполнять их отдельные просьбы, получить от них информацию о памятных им событиях, о других земляках. Это способствовало бы расширению знаний о своем крае, о географии проживания земляков и о том, как живут люди в других краях, а главное - краеведы внесли бы посильный вклад в благородное дело.
История Приморского края. (20 часов
Задачи:
Знакомство с достопримечательностями Приморского края
Содержание. История каждого края по-своему уникальна. Имея много общего с другими регионами, она носит и свои специфические черты. Поэтому содержанием работы является выявление особенностей природы, истории, культуры, экономики родного края, определение их взаимосвязей с более глобальными историческими и естественными процессами.
В рамках этой тематики будут вестись исследования разного масштаба - изучение отдельных, наиболее ярких или малоизвестных исторических событий, природных явлений или воссоздание общей истории края. В процессе этих исследований могут используются приемы и методы широкого круга научных дисциплин.
Особым направлением в реализации программы может стать систематическая работа по фиксированию событий современности.
Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти людей, исчезают источники, связанные с этими событиями. Если не фиксировать события или явления "по горячим следам", то позже их изучение и научная реконструкция потребуют много сил и средств. Поэтому фиксация происходящих событий и явлений природы является актуальной задачей участников программы. Фото-кинофиксация и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, собирание малотиражных изданий и иных публикаций, относящихся к природе и истории края, формирование банков краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьных музеев, архивов, библиотек краеведческими материалами - все это является важным средством документирования истории родного края.
Нумизматика (4 часа)
Задачи:
Знакомство с историческим источником « нумизматикой».
Содержание. Показ личной коллекции. Демонстрация слайдов с изображением первых денег (раковины, шкуры животных, металлические прутья, слитки, скот и др.) Объяснить и показать, что такое аверс ( лицевая сторона монеты), реверс ( оборотная сторона монеты), гурт ( ребро монеты), легенда ( надпись на монете). Записывать термины в тетрадь. При изучении этой темы учащиеся узнают о том, как помогают монеты в изучении прошлого, что представляет собой монета вообще и как выглядели монеты в древности, знакомятся с русской монетной системой. Первые русские монеты появились в конце Х века и именовались златниками и серебренниками, поскольку их чеканили из золота и серебра. С давних времен в России установились названия основных единиц и их соотношения (1 рубль=2 полтинам=10 гривнам=100 копейкам; 1 алтын=3 копейкам; 1 копейка =2 деньгам =4 полушкам). Из всех перечисленных денег сначала чеканились лишь копейка денга деньга) и полушка. Все остальные существовали только как счетные единицы при Петре начали чеканить серебряные рубли полтины, гривны и алтыны. Решение задач по данной теме.
Сфрагистика. (2часа).
Знакомство с особенностями печатей как исторического источника, их внешним видом и способами изготовления. Использовать знания и умения, приобретенные школьниками при изучении антропонимики и геральдики. Довести до учащихся, что печать это знак, удостоверяющий подлинность документа или полномочия владельца. Печать – исторический источник.
Топонимика (4 часа)
Задачи:
Знакомство с историческим источником « Топонимика»
Для понимания особенностей каждого исторического источника: географического названия фамилии, герба или печати - необходимо познакомиться с его происхождением. Самый лучший способ для достижения этой цели - создание ситуации, в которой ученик становится исследователем и самостоятельно совершает открытие. Поэтому темы « Топонимика», «хронология», « Историческая метрология» можно объединить общим сюжетом, где есть и самостоятельный поиск решений, и приключения. Знакомство с картой, способами создания топонимов: по природным особенностям, по именам известных, прославленных людей; по именам первых поселенцев; по занятиям жителей; из книг. Помочь учащимся понять, что каждое название, каким бы простым и будничным оно ни казалось, - свидетель минувших событий, источник знаний о прошлом. Вместе со старым названием уходит в прошлое и информация, закрепленная в его названии.
Историческая метрология. (2часа)
Задачи:
Знакомство с исторической дисциплиной метрология.
Содержание. Ребят подвести к выводу, что некоторые единицы измерения дарит нам природа ( День и ночь, месяц, год – единицы времени; части человеческого тела: пальцы, ладони, ступни- меры длины). Знакомить с древнерусской системой измерения. Предложить положить на лист бумаги ладонь с расставленными пальцами и обвести ее контуры.. На этом рисунке обозначаются единицы длины: пядь ( максимальное расстояние от большого пальца до мизинца), вершок ( два верхних сустава пальца), палец ( применяется в шитье), дюйм ( ширина большого пальца), ладонь ( ширина ладони со сведенными пальцами; эта единица до сих пор применяется в Англии для измерения высоты лошадей). Практическое занятие с чтением фрагмента из произведений А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова из былины « Алеша попович и Тугарин». Установить соотношение различных древних мер длины. Расхождение в результатах измерениях поможет ученикам увидеть несовершенство древних мер и понять необходимость введения новой системы, основной единицей которой стал метр. Измерив длину стола в сантиметрах, ученики определяют соотношение древнерусских единиц измерения длины.
Календарно-тематический план.
| Тема | Общее количество часов |
| Введение. Знакомство с планом работы краеведческого кружка | 2 часа |
| Мой дом. Родословная семьи. | 6 часов |
| Родная школа. Ее история и традиции. | 4 часа |
| Посёлок: прошлое, настоящее и перспективы развития. Культурное наследие. | 4 часа |
| Нумизматика | 4 часа |
| Сфрагистика | 2 часа |
| Топонимика | 4 часа |
| История района | 20 часов |
| Приморье в древности | 2 |
| Приморье в средние века ( IV- XVIIвв.) | 2 |
| Открытие и освоение Забайкалья и Приамурья вXVII – первой половине XIXв. | 2 |
| Приморье во второй половине XIX в. | 2 |
| Приморье в начале XXв. ( 1900 – февраль 1917г.) | 2 |
| Приморье в годы революции, гражданской войны и интервенции ( март 1917 – октябрь 1922г.) | 2 |
| Приморье в 20-30-е годы XXв. | 2 |
| Приморский край в годы ВОВ 1941-1945 | 2 |
| Приморский край во второй половине XXв. | 2 |
| Приморье на рубеже столетий в системе международных отношений АТР. | 2 |
| История Приморского края | 20 часов |
| Освоение Дальнего Востока | 2 |
| Пограничный район до 1917 года | 4 |
| В огне гражданской войны | 4 |
| Годы 20-е: Борьба с бандитизмом | 4 |
| Годы 30-е: тревожные Приграничье | 2 |
| Когда пришла беда | 2 |
| История сёл Пограничного района | 2 |
| Историческая метрология | 2 часа |
| Итого | 68 часов |
Условия реализации программы
Заседания клуба «Наследие» могут проводится на базе МБОУ «ПСОШ №1 Пограничного муниципального района» ( кабинет №1), районный народный музей Пограничного района, центральная районная библиотека.
Кадровое обеспечение программ
Заболоцкая Василиса Викторовна 1972 г.р., образование высшее (УГПИ 2004 г)учитель истории. Высшая квалификационная категория, педагогический стаж 18 лет.
Материально-технические обеспечение на базе МБОУ «ПСОШ №1» (оборудование имеется: компьютер, экран, проектор, интерактивная доска).
Информационные обеспечения программы
Имеется необходимая методическая литература: А.В. Сахаров «Создание клубных объединений», Москва: «Просвещение» 2005г., научно-методический журнал «Классный руководитель» ( 2003, 2006, 2007, 2008г.), С.И. Попова «Педагогическая поддержка работы учителя и классного руководителя» Москва, библиотека администрации школы центр « педагогический поиск», А.Смирнов «Пограничный район», «Легендарный Гродековский», «У самой границы», «История Российского Приморья», Лавин В.Л., и др.
Програмно-методическое и организационно-педагогическое обеспечения программы.
Разработки конкурсов, конференций.
2. Рекомендации по созданию проектов, написания рефератов.
Лекционные материалы, методики по исследовательской работе.
Режим занятий соответствует Сан ПиН 2.4.4. 125/03
Условия реализации данной программы хорошие.
Список литературы:
Архипов Н.Б. Дальневосточный край.- Дальгиз, 1929
Атлас Азиатской России. М.: Изд-во Переселеленченского управления. 1914.
Буссе Ф.Ф. переселение крестьян морем в Южно-Уссурийский край в 1883-1893гг. СПб., 1896
Каргинова И. Ф.Ф. Буссе: «Посвятить живому делу всю свою энергию и добрую волю» // Изв. РГИА ДВ. – Владивосток, 2005.- Т.8- С. 58-88.
Клюев Н.Н. Буссе Фёдор Фёдорович ( 1838-1896)// Клюев Н. Археология юга Дальнего Востока России 19-20вв. Владивосток, 2003. – С. 10-11.
Кочешков Н. В. Буссе Фёдор Федорович// Кочешком Н.В. Этнографы Дальнего Востока ( 18-середина 20вв.) – Владивосток, 2001. – С. 21-25.
Крушаков А.И., Андреева Ж.В. История Дальнего Востока СССР. От эпохи первобытного общества до 80-х годов 20 века. М.: Наука, 1991.-470 с..
Маргаритов В.П. Кухонные остатки, найденные на берегу Амурского залива близ р.Нарва. Изд. Общ. Изу. Амурского края.- Владивосток, 1887.- С. 6
Миханев А.П. Край открытый миру. 70 лет Приморскому краю 1938-2008. Красноярск: из-во Платино, 2008.- 192 с.
Окладников А. П., Деревянко А.П. Далёкое прошлое Приморья и Приамурья.- Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1973.- 440 с.
А.Смирнов «У самой границы» из-во «Русский остров», 2005 г. – 336с.
Хисамутдинов А.А. Буссе Фёдор Фёдорович.: биогр. Очерк/ Общество изучения Амурского края, Примор. Краев. Отделение. - Владивосток: О-во изучения Амур. края, 1999.- С. 55.