Программа групповых занятий по информатике и ИКТ "Графика в Паскале"

Цель: развитие личности учащегося, способного к творческому самовыражению через овладение основами языка Паскаль для создания анимированных проектов.

Задачи:

Обучающие:

  • сформировать систему базовых знаний по основам программирования;
  • научить работать с графическими средствами языка программирования Паскаль;
  • сформировать навыки проектной деятельности;
  • сформировать умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.

Развивающие:

  • развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала учащегося, его коммуникативных способностей;
  • информационная социализация учащегося.

Воспитательные:

  • формирование умения работать в группе над общим проектом;
  • профессиональная ориентация учащихся.

Содержимое разработки


Программа групповых занятий по информатике и ИКТ

"Графика в Паскале" (10-11 класс)


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа групповых занятий "Графика в Паскале" предназначена для учащихся 10-11 классов и ориентирована на формирование активного изучения основ программирования. Данная программа направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета и выбору сферы дальнейшего профессионального обучения, связанной с информатикой и ее применением.

Рабочая программа разработана для организации групповых занятий учащихся 10-11 классов и рассчитана на 2 года обучения (35 часов, 0.5 ч в неделю). Изучение курса предполагает наличие в школе компьютерного класса, предусмотрено проведение практических работ.


В рамках программы изучаются основные алгоритмические конструкции (последовательность, ветвления и циклы) на основе графических возможностей Паскаля. Преимущества использования графических процедур и функций Паскаля для изучения основ программирования заключаются в том, что не затрагиваются понятия, требующие особых знаний по математике.


Актуальность программы «Графика в Паскале» вызвана потребностью современного информационного общества в высокообразованных, адаптированных к изменениям специалистах в IT-сфере. Для удовлетворения данной потребности перед дополнительным образованием стоит задача развития человеческого потенциала через выявление талантливых детей, развитие их мотивации и способностей.


Новизна программы в том, что сложное для данного возраста учащихся, не имеющих необходимых математических знаний, содержание представлено доступными для понимания наборами информации, специально отобранными, систематизированными и предполагающими активное вовлечение в учебную деятельность через современные образовательные технологии.


Цель: развитие личности учащегося, способного к творческому самовыражению через овладение основами языка Паскаль для создания анимированных проектов.

Задачи:

Обучающие:

  • сформировать систему базовых знаний по основам программирования;

  • научить работать с графическими средствами языка программирования Паскаль;

  • сформировать навыки проектной деятельности;

  • сформировать умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.


Развивающие:

  • развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала учащегося, его коммуникативных способностей;

  • информационная социализация учащегося.


Воспитательные:

  • формирование умения работать в группе над общим проектом;

  • профессиональная ориентация учащихся.


  1. Личностные и метапредметные результаты освоения курса

В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования:



Личностных результатов:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивация к целенаправленной познавательной деятельности с целью приобретения профессиональных навыков в ИТ-сфере.



Метапредметных результатов

Регулятивные УУД:

− планирование своей деятельности по созданию проекта;

− осуществление контроля и коррекции своей деятельности в процессе достижения результата;

− оценка собственной деятельности;

− представление результатов собственной деятельности;

.Коммуникативные УУД:

- умения организовывать продуктивное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД:

- поиск информации в сети Интернет, отбор нужной информации построение логической цепи рассуждений;

- применение полученных знаний при решении нестандартных задач;

- грамотное определение информационных источников при работе в сети.

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Предметных результатов:

знать:

− основные понятия, такие как: алгоритм, исполнитель, программирование, язык программирования, программа, алфавит языка программирования, цикл, тело цикла, ветвление, графические процедуры, графические функции;

− основные алгоритмические конструкции (линейная последовательность выполнения действий, полное и краткое ветвление, цикл ПОКА, цикл N раз, цикл ДО)

− основную структуру программы;

− назначение модулей Crt и Graph;

− графические операторы языка программирования;

− алгоритм разработки проекта.

уметь:

− применять базовые алгоритмические структуры при программировании решения задач;

− строить элементарные изображения;

− программировать анимацию одиночных и групповых объектов, используя возможности

языка Паскаль;

− владеть навыками ручного построения графиков функций;

Формы организации деятельности детей на занятии: курс является практико-ориентированным и предполагает групповую и индивидуальную проектную деятельность учащихся. Следовательно, в рамках преподавания курса может меняться роль педагога: с роли традиционного преподавателя на роль педагога-тьютора.


Программой предусмотрены следующие формы занятий: презентация предмета, разработка и защита проектов, конкурсы


3. Содержание программы


1. Введение в программирование (5 часов).

Основные понятия: Программирование. Язык программирования. Алгоритм. Линейный алгоритм. Циклы. Ветвления.


Рассматриваемые вопросы: Язык программирования Паскаль. История создания и развития языка Паскаль. Организация линейных алгоритмических структур. Организация разветвляющихся алгоритмических структур. Организация циклических алгоритмических структур.


Практические работы: Работа с информационными источниками сети Интернет. Разработка алгоритмов.


После окончания изучения раздела учащиеся должны знать:


  • понятие языка программирования;

  • историю создания языка Паскаль

  • назначение среды Паскаль;

  • основные алгоритмические структуры.


Учащиеся должны уметь/использовать в практической деятельности:


  • сеть Интернет для поиска информации;

  • разрабатывать простейшие алгоритмы.


    1. Среда Паскаль. Модули Crt и Graph (5 часов).

Основные понятия: Среда программирования. Программа. Модуль. Режимы среды Паскаль. Система координат.

Рассматриваемые вопросы: Интерфейс среды Паскаль. Структура программы на языке Пас-каль. Модуль Crt. Основные процедуры модуля CRT. Модуль Crt. Основные функции модуля CRT. Модуль Graph. Система координат в графическом режиме. Инициализация графического режима.

Практические работы нацелены на изучение интерфейса среды Паскаль, изучение основных объектов среды Паскаль, функций модуля Crt и системы координат модуля Graph.


После окончания изучения раздела учащиеся должны знать:


  • понятие среды программирования;

  • назначение основных элементов интерфейса среды Паскаль;

  • структуру программы на Паскале;

  • основные функции модуля CRT;

  • назначение инициализации графического режима;

  • систему координат в графическом и текстовом режиме;


Учащиеся должны уметь/использовать в практической деятельности:

  • инсталлировать среду Паскаль.в среде Windows для домашнего использования;

  • создавать простейшие программы;

  • осуществлять файловые операции с программами;

  • инициализировать графический режим;

  • ориентироваться на экране компьютера в графическом режиме.


3. Процедуры и функции модуля Graph (13 часов).

Основные понятия: Графический редактор.

Рассматриваемые вопросы: Установка цвета и фона из палитры. Процедуры Setcolor, Line, Set-LineStyle. Функции GetmaxX и GetmaxY. Процедуры MoveTo и LineTo, LineRel, MoveRel, Put-Pixel, Bar3D, Circle и Arc, Ellipse и FillEllipse.

Практические работы: творческие проекты по теме «Процедуры и функции модуля Graph».


После окончания изучения раздела учащиеся должны знать:


  • понятие палитра;

  • основные процедуры и функции графического модуля;

  • принципы построения многоугольников, многогранников и фигур вращения.


Учащиеся должны уметь/использовать в практической деятельности:


    • устанавливать цвета и фон из палитры;

    • создавать графические изображения с использованием основных процедур и функций графического модуля;

    • управлять точкой на экране.


  1. Работа с текстом в графическом режиме (4 часов).

Основные понятия : Шрифты. Текст в графическом режиме. Система координат. Рассматриваемые вопросы : Вывод текста на экран в графическом режиме. Процедуры OutText, SetTextStyle, SetTextJustify, SetUserCharSize, Str, SetViewPort. Русские шрифты в графическом режиме. Функции GetX и GetY. Построение системы координат.


Практические работы: Построение кораблика. Построение графика простейших функций . Игра «Попади в центр мишени».


После окончания изучения раздела учащиеся должны знать:


  • процедуры и функции работы с тестом в графическом режиме;

  • принципы построения системы координат;

  • основы построения простейших графиков.


Учащиеся должны уметь/использовать в практической деятельности:


    • использовать процедуры для работы с текстом;

    • выводить текст на экран в графическом режиме;

    • использовать переменные для решения вычислительных задач;

    • строить графики простейших функций;

    • использовать процедуры и функции работы с тестом в графическом режиме для создания творческих проектов.


  1. Программирование движения на экране (8 часов).

Основные понятия: Динамическое программирование. Движение. Программирование движения на экране.

Рассматриваемые вопросы: Построение графиков простейших функций в движении. Движение многоугольников. Движение кругов.

Практические работы: Проект «Падающий мячик». Проект «Качание маятника в плоскости перпендикулярной плоскости монитора». Проект «Летающая тарелка». Проект «Электронные часы». Проект «Цветы». Разработка и защита творческих проектов. Контрольная работа по теме «Программирование движения на экране».


После окончания изучения раздела учащиеся должны знать:


  • принципы создания движущихся объектов;

  • отличия движения многоугольников от фигур вращения.


Учащиеся должны уметь/использовать в практической деятельности:


    • команды повторов для организации движения;

    • использовать операции отношений и логические операции для формирования условий в командах повтора и ветвления;

    • организацию движения для создания творческих проектов.




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Сроки

Раздел, тема

Всего часов


10 класс




Введение в программирование

5


1


Презентация программы. Инструктаж по ТБ.

Понятие языка программирования

1


2


Язык программирования Паскаль. История создания и развития языка Паскаль.

1


3


Организация линейных алгоритмических структур

1


4


Организация разветвляющихся алгоритмических структур

1


5


Организация циклических алгоритмических структур

1




Среда Паскаль. Модули Crt и Graph.

5


6


Интерфейс среды Паскаль

1


7


Модуль Crt. Основные процедуры модуля CRT.

1


8


Модуль Crt. Основные функции модуля CRT.

1


9


Модуль Graph. Система координат в графическом

1


10


Инициализация графического режима.

1




Процедуры и функции модуля Graph.


8


11


Палитра. Установка цвета и фона из палитры.

1


12


Процедуры Setcolor, Line, SetLineStyle.

1


13


Функции GetmaxX и GetmaxY. Процедуры MoveTo и LineTo.

1


14


Процедура LineRel.

1


15


Построение треугольника.

1


16


Процедуры MoveRel, PutPixel.

1


17


Управление точкой на экране.

1


18


Процедуры ClearDevice, SetBkColor.

1



Итого за 10 класс

18


11 класс



Процедуры и функции модуля Graph.

5

1


Процедуры Rectangle и Bar.

1

2


Процедура Bar3D.

1

3


Процедуры Circle и Arc.

1

4


Процедуры Ellipse и FillEllipse.

1

5


Создание графических изображений.




Работа с текстом в графическом режиме.

4





6


Вывод текста на экран в графическом режиме. Процедура OutText.

1

7


Построение кораблика.

1

8


Процедура SetTextStyle.

1

9


Русские шрифты в графическом режиме.

1



Программирование движения на экране.

8







Построение графиков простейших функций в дви

1

10

жении.

11


Движение многоугольников.

1

12


Движение кругов.

1

13


Проект «Падающий мячик».

1

14


Проект «Летающая тарелка».

1

15


Проект «Электронные часы».

1

16


Защита творческих проектов.

1

17


Защита проектов.

1



Итого за 11 класс

17



Всего по программе

35






15


Сохранить у себя:
Программа групповых занятий по информатике и ИКТ "Графика в Паскале"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки