Программа групповых занятий по информатике и ИКТ
"Графика в Паскале" (10-11 класс)
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа групповых занятий "Графика в Паскале" предназначена для учащихся 10-11 классов и ориентирована на формирование активного изучения основ программирования. Данная программа направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета и выбору сферы дальнейшего профессионального обучения, связанной с информатикой и ее применением.
Рабочая программа разработана для организации групповых занятий учащихся 10-11 классов и рассчитана на 2 года обучения (35 часов, 0.5 ч в неделю). Изучение курса предполагает наличие в школе компьютерного класса, предусмотрено проведение практических работ.
В рамках программы изучаются основные алгоритмические конструкции (последовательность, ветвления и циклы) на основе графических возможностей Паскаля. Преимущества использования графических процедур и функций Паскаля для изучения основ программирования заключаются в том, что не затрагиваются понятия, требующие особых знаний по математике.
Актуальность программы «Графика в Паскале» вызвана потребностью современного информационного общества в высокообразованных, адаптированных к изменениям специалистах в IT-сфере. Для удовлетворения данной потребности перед дополнительным образованием стоит задача развития человеческого потенциала через выявление талантливых детей, развитие их мотивации и способностей.
Новизна программы в том, что сложное для данного возраста учащихся, не имеющих необходимых математических знаний, содержание представлено доступными для понимания наборами информации, специально отобранными, систематизированными и предполагающими активное вовлечение в учебную деятельность через современные образовательные технологии.
Цель: развитие личности учащегося, способного к творческому самовыражению через овладение основами языка Паскаль для создания анимированных проектов.
Задачи:
Обучающие:
сформировать систему базовых знаний по основам программирования;
научить работать с графическими средствами языка программирования Паскаль;
сформировать навыки проектной деятельности;
сформировать умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.
Развивающие:
развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала учащегося, его коммуникативных способностей;
информационная социализация учащегося.
Воспитательные:
формирование умения работать в группе над общим проектом;
профессиональная ориентация учащихся.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования:
Личностных результатов:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивация к целенаправленной познавательной деятельности с целью приобретения профессиональных навыков в ИТ-сфере.
Метапредметных результатов
Регулятивные УУД:
− планирование своей деятельности по созданию проекта;
− осуществление контроля и коррекции своей деятельности в процессе достижения результата;
− оценка собственной деятельности;
− представление результатов собственной деятельности;
.Коммуникативные УУД:
- умения организовывать продуктивное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Познавательные УУД:
- поиск информации в сети Интернет, отбор нужной информации построение логической цепи рассуждений;
- применение полученных знаний при решении нестандартных задач;
- грамотное определение информационных источников при работе в сети.
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Предметных результатов:
знать:
− основные понятия, такие как: алгоритм, исполнитель, программирование, язык программирования, программа, алфавит языка программирования, цикл, тело цикла, ветвление, графические процедуры, графические функции;
− основные алгоритмические конструкции (линейная последовательность выполнения действий, полное и краткое ветвление, цикл ПОКА, цикл N раз, цикл ДО)
− основную структуру программы;
− назначение модулей Crt и Graph;
− графические операторы языка программирования;
− алгоритм разработки проекта.
уметь:
− применять базовые алгоритмические структуры при программировании решения задач;
− строить элементарные изображения;
− программировать анимацию одиночных и групповых объектов, используя возможности
языка Паскаль;
− владеть навыками ручного построения графиков функций;
Формы организации деятельности детей на занятии: курс является практико-ориентированным и предполагает групповую и индивидуальную проектную деятельность учащихся. Следовательно, в рамках преподавания курса может меняться роль педагога: с роли традиционного преподавателя на роль педагога-тьютора.
Программой предусмотрены следующие формы занятий: презентация предмета, разработка и защита проектов, конкурсы
3. Содержание программы
1. Введение в программирование (5 часов).
Основные понятия: Программирование. Язык программирования. Алгоритм. Линейный алгоритм. Циклы. Ветвления.
Рассматриваемые вопросы: Язык программирования Паскаль. История создания и развития языка Паскаль. Организация линейных алгоритмических структур. Организация разветвляющихся алгоритмических структур. Организация циклических алгоритмических структур.
Практические работы: Работа с информационными источниками сети Интернет. Разработка алгоритмов.
После окончания изучения раздела учащиеся должны знать:
понятие языка программирования;
историю создания языка Паскаль
назначение среды Паскаль;
основные алгоритмические структуры.
Учащиеся должны уметь/использовать в практической деятельности:
сеть Интернет для поиска информации;
разрабатывать простейшие алгоритмы.
Среда Паскаль. Модули Crt и Graph (5 часов).
Основные понятия: Среда программирования. Программа. Модуль. Режимы среды Паскаль. Система координат.
Рассматриваемые вопросы: Интерфейс среды Паскаль. Структура программы на языке Пас-каль. Модуль Crt. Основные процедуры модуля CRT. Модуль Crt. Основные функции модуля CRT. Модуль Graph. Система координат в графическом режиме. Инициализация графического режима.
Практические работы нацелены на изучение интерфейса среды Паскаль, изучение основных объектов среды Паскаль, функций модуля Crt и системы координат модуля Graph.
После окончания изучения раздела учащиеся должны знать:
понятие среды программирования;
назначение основных элементов интерфейса среды Паскаль;
структуру программы на Паскале;
основные функции модуля CRT;
назначение инициализации графического режима;
систему координат в графическом и текстовом режиме;
Учащиеся должны уметь/использовать в практической деятельности:
инсталлировать среду Паскаль.в среде Windows для домашнего использования;
создавать простейшие программы;
осуществлять файловые операции с программами;
инициализировать графический режим;
ориентироваться на экране компьютера в графическом режиме.
3. Процедуры и функции модуля Graph (13 часов).
Основные понятия: Графический редактор.
Рассматриваемые вопросы: Установка цвета и фона из палитры. Процедуры Setcolor, Line, Set-LineStyle. Функции GetmaxX и GetmaxY. Процедуры MoveTo и LineTo, LineRel, MoveRel, Put-Pixel, Bar3D, Circle и Arc, Ellipse и FillEllipse.
Практические работы: творческие проекты по теме «Процедуры и функции модуля Graph».
После окончания изучения раздела учащиеся должны знать:
понятие палитра;
основные процедуры и функции графического модуля;
принципы построения многоугольников, многогранников и фигур вращения.
Учащиеся должны уметь/использовать в практической деятельности:
устанавливать цвета и фон из палитры;
создавать графические изображения с использованием основных процедур и функций графического модуля;
управлять точкой на экране.
Работа с текстом в графическом режиме (4 часов).
Основные понятия : Шрифты. Текст в графическом режиме. Система координат. Рассматриваемые вопросы : Вывод текста на экран в графическом режиме. Процедуры OutText, SetTextStyle, SetTextJustify, SetUserCharSize, Str, SetViewPort. Русские шрифты в графическом режиме. Функции GetX и GetY. Построение системы координат.
Практические работы: Построение кораблика. Построение графика простейших функций . Игра «Попади в центр мишени».
После окончания изучения раздела учащиеся должны знать:
процедуры и функции работы с тестом в графическом режиме;
принципы построения системы координат;
основы построения простейших графиков.
Учащиеся должны уметь/использовать в практической деятельности:
использовать процедуры для работы с текстом;
выводить текст на экран в графическом режиме;
использовать переменные для решения вычислительных задач;
строить графики простейших функций;
использовать процедуры и функции работы с тестом в графическом режиме для создания творческих проектов.
Программирование движения на экране (8 часов).
Основные понятия: Динамическое программирование. Движение. Программирование движения на экране.
Рассматриваемые вопросы: Построение графиков простейших функций в движении. Движение многоугольников. Движение кругов.
Практические работы: Проект «Падающий мячик». Проект «Качание маятника в плоскости перпендикулярной плоскости монитора». Проект «Летающая тарелка». Проект «Электронные часы». Проект «Цветы». Разработка и защита творческих проектов. Контрольная работа по теме «Программирование движения на экране».
После окончания изучения раздела учащиеся должны знать:
принципы создания движущихся объектов;
отличия движения многоугольников от фигур вращения.
Учащиеся должны уметь/использовать в практической деятельности:
команды повторов для организации движения;
использовать операции отношений и логические операции для формирования условий в командах повтора и ветвления;
организацию движения для создания творческих проектов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Сроки | Раздел, тема | Всего часов | | |
10 класс | | ||||
| | Введение в программирование | 5 | | |
1 | | Презентация программы. Инструктаж по ТБ. Понятие языка программирования | 1 | | |
2 | | Язык программирования Паскаль. История создания и развития языка Паскаль. | 1 | | |
3 | | Организация линейных алгоритмических структур | 1 | | |
4 | | Организация разветвляющихся алгоритмических структур | 1 | | |
5 | | Организация циклических алгоритмических структур | 1 | | |
| | Среда Паскаль. Модули Crt и Graph. | 5 | | |
6 | | Интерфейс среды Паскаль | 1 | | |
7 | | Модуль Crt. Основные процедуры модуля CRT. | 1 | | |
8 | | Модуль Crt. Основные функции модуля CRT. | 1 | | |
9 | | Модуль Graph. Система координат в графическом | 1 | | |
10 | | Инициализация графического режима. | 1 | | |
| | Процедуры и функции модуля Graph. | 8 | | |
11 | | Палитра. Установка цвета и фона из палитры. | 1 | | |
12 | | Процедуры Setcolor, Line, SetLineStyle. | 1 | | |
13 | | Функции GetmaxX и GetmaxY. Процедуры MoveTo и LineTo. | 1 | | |
14 | | Процедура LineRel. | 1 | | |
15 | | Построение треугольника. | 1 | | |
16 | | Процедуры MoveRel, PutPixel. | 1 | | |
17 | | Управление точкой на экране. | 1 | | |
18 | | Процедуры ClearDevice, SetBkColor. | 1 | ||
| | Итого за 10 класс | 18 | ||
11 класс | |||||
| | Процедуры и функции модуля Graph. | 5 | ||
1 | | Процедуры Rectangle и Bar. | 1 | ||
2 | | Процедура Bar3D. | 1 | ||
3 | | Процедуры Circle и Arc. | 1 | ||
4 | | Процедуры Ellipse и FillEllipse. | 1 | ||
5 | | Создание графических изображений. | | ||
| | Работа с текстом в графическом режиме. | 4 | ||
| | | | ||
6 | | Вывод текста на экран в графическом режиме. Процедура OutText. | 1 | ||
7 | | Построение кораблика. | 1 | ||
8 | | Процедура SetTextStyle. | 1 | ||
9 | | Русские шрифты в графическом режиме. | 1 | ||
| | Программирование движения на экране. | 8 | ||
| | | | ||
| | Построение графиков простейших функций в дви | 1 | ||
10 | жении. | ||||
11 | | Движение многоугольников. | 1 | ||
12 | | Движение кругов. | 1 | ||
13 | | Проект «Падающий мячик». | 1 | ||
14 | | Проект «Летающая тарелка». | 1 | ||
15 | | Проект «Электронные часы». | 1 | ||
16 | | Защита творческих проектов. | 1 | ||
17 | | Защита проектов. | 1 | ||
| | Итого за 11 класс | 17 | ||
| | Всего по программе | 35 | ||
| | | |
15