ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Содержание элективного курса “Познай самого себя” рассчитано на 17 часов в 7 классе
Содержание элективного курса качественно отличается от базового курса физики. На уроках законы физики рассматриваются, в основном, на неживых объектах и практически не уделяется внимания на физические параметры, характеризующие человека. Однако очень важно, чтобы у школьников постепенно складывались убеждения в том, что причинно-следственная связь явлений имеет всеобщий характер и все явления, происходящие в окружающем нас мире, взаимосвязаны.
В содержание включены вопросы, направленные на развитие интереса к физике, экспериментальной деятельности, формирование умений работать со справочной литературой. В ходе изучения данного курса учащиеся не только удовлетворят свои образовательные потребности, но и получат навыки исследовательской деятельности, познакомятся с методами исследования в физике.
Навыки, полученные при работе с измерительными приборами, выполнение практических работ и постановка эксперимента пригодятся в дальнейшей научно-технической деятельности. Объяснение отдельных процессов, происходящих в живых организмах, на основе физических законов поможет им установить причинно-следственные связи, существующие в живой и неживой природе, сформирует интерес не только к физике, но и биологии.
Цели:
показать учащимся единство законов природы, применимость законов физики к живому организму;
создать условия для формирования и развития интеллектуальных и практических умений у учащихся в области физического эксперимента;
развивать познавательную активность и самостоятельность, стремление к саморазвитию и
самосовершенствованию;
показать в каких сферах профессиональной деятельности учащимся пригодятся полученные знания;
разработать модель человека на основе использования физических закономерностей и аналогий.
Задачи:
ознакомить учащихся с физическими методами исследования: наблюдение, эксперимент,
теоретический анализ;
развить экспериментальные умения: измерять объем, площадь, массу, время, скорость, работу, мощность;
научить использовать приемы аналогии и моделирования для изучения свойств и основных характеристик организма человека;
сформировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности: формулировать цель,
выдвигать гипотезу, проводить отбор необходимого оборудования, пользоваться измерительными приборами, обрабатывать результаты эксперимента, делать выводы;
организовать проектную деятельность учащихся по теме: “Физика моего организма”, с последующим представлением материала в различных формах (плакаты, газеты, буклеты,
презентации и т.д.).
Отработать коммуникативные навыки в процессе совместной деятельности.
Способствовать развитию потребности в использовании средств современных информационных технологий.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА, ПО МНЕНИЮ ВЕЛИКИХ УЧЁНЫХ
Д.И.Менделеев |
«Наука начинается там, где начинают измерять» |
А.Вольта |
«Как можно определить причину, если не определить не только качество, но количество и интенсивность явлений?» |
М.В.Ломоносов |
«Опыт ценнее тысячи мнений, рождённых воображением» |
Леонардо да Винчи |
«Мудрость – дочь опыта. Опыт никогда не ошибается, а ошибаются только суждения ваши, которые ждут от него вещей, не находящихся в его власти» |
Л.Д.Ландау |
«Верховным судьёй всякой физической теории является опыт» |
Ю.Либих |
«Источник всякой науки есть опыт» |
А.Левенгук |
«Следует воздержаться от рассуждений, когда говорит эксперимент» |
Д.И.Менделеев |
«Теория, не проверяемая опытом, при всей красоте концепции теряет вес, не признаётся» |
Л.Пастер |
«В экспериментальных работах надо сомневаться до тех пор, пока факты не заставят отказаться от всяких сомнений» |
Э.Резерфорд |
«Эксперимент без теоретических умозрений или умозрения без экспериментов значат весьма немного, для действительного прогресса необходимо счастливое сочетание того и другого» |
Курс направлен на формирование ключевых компетентностей: образовательных, коммуникативных и информационных.
В программе курса – две части: теоретическая и практическая.
В теоретической части раскрывается влияние физики на ряд смежных наук (химию, биологию, медицину и т.д.) и её роль в процессе возникновения комплексных наук (биофизики, физической химии, практической медицины, бионики).
Особый интерес представляют иллюстрации законов физики не только примерами из техники, но и примерами использования физических закономерностей и аналогий при изучении процессов жизнедеятельности растительных и животных организмов.
В практической части предлагаются работы по изучению некоторых характеристик человеческого тела и тех физических законов, которым они подчиняются. Практические работы по изучению своего организма и его возможностей вызывают интерес учащихся 7 класса и способствуют развитию мотивации к изучению курса. Для выполнения предложенных работ не требуется сложного лабораторного оборудования.
Данный элективный курс предусматривает наличие лекционных, семинарских, практических занятий, самостоятельной исследовательской работы и может быть использован для углубления и расширения знаний, формирования умений и навыков исследовательской работы учащихся по физике.
Содержание элективного курса позволяет школьникам с разным уровнем подготовки по физике активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя, т.к. основано на применении жизненного опыта учащихся, наблюдении за окружающей действительностью и результатах их собственных экспериментов. При выполнении практических работ учащимся предлагаются задания разного уровня сложности.
Итогом работы является создание и защита индивидуальных проектов “Физический паспорт человека”
.
Требования к уровню усвоения учебного материала по окончанию элективного курса «Познай самого себя» учащиеся должны:
знать:
основные понятия изучаемого курса: объём, плотность, площадь, скорость движения ,работа, мощность;
физические методы исследования: наблюдение, эксперимент, теоретический анализ;
физические законы, которые можно использовать при объяснении процессов, происходящих в организме человека. Особенности своего организма с точки зрения законов физики.
уметь:
применять метод моделей для изучения явлений и объектов;
применять физические формулы для определения параметров своего тела;
использовать физические методы исследования в своей деятельности;
планировать свою деятельность при проведении эксперимента;
представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков;
работать с различными источниками информации
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (1 ч)
Общее понятие о курсе. Цели, задачи, специфика занятий, требования к подготовке.
Роль науки в жизни общества. Физические методы исследования (2 ч)
Наука и научная деятельность. Отличие науки от других видов человеческой деятельности. Специфика труда ученого. Роль науки в современном мире. Понятие о системе научных знаний. Как естественные науки используют законы физики. Физические методы исследования: наблюдение эксперимент, теоретический анализ. Моделирование. Физическая модель. Физические измерения: цель, смысл, деятельность. Расчёт погрешности измерений.
Физические параметры тела человека. (9 ч.)
Линейные размеры различных частей тела, их масса. Объем. Площадь поверхности тела. Скорость человека. Плотность. Давление
Решение задач по теме «Познай самого себя» (5 ч)
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
I | Теоретическая часть | 4 |
|
|
1. | Введение |
| 1 |
|
2. | Роль науки в жизни общества. . Физические методы исследования |
| 1 |
|
3. | Оценка погрешностей при измерении физических величин. |
| 1 |
|
4. | Физические параметры тела человека. |
| 1 |
|
II | Экспериментальная часть | 5 |
|
|
5. | Лабораторная работа №1 «Определение площади поверхности своего тела» |
|
| 1 |
6. | Лабораторная работа №2 «Определение средней длины своего шага». Лабораторная работа №3 «Определение скорости своего движения» |
|
| 1 |
7. | Лабораторная работа №4, №5 «Определение массы объёма и плотности своего тела». |
|
| 1 |
8. | Лабораторная работа №6 «Определение силы давления атмосферы на своё тело». Лабораторная работа №7 « Определение давления своего тела на поверхность» |
|
| 1 |
9. | Лабораторная работа № 8 «Измерение мощности , развиваемой человеком при разных видах работы». |
|
| 1 |
III | «Кто хочет, тот добьется или что может каждый?»
| 3 |
|
|
10. | Защита и обсуждение результатов исследования. |
|
| 1 |
11. | Защита проекта |
|
| 1 |
12. | Защита проекта |
|
| 1 |
IV | «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их» | 5 |
|
|
13 | Решение задач |
|
| 1 |
14 | Решение задач |
|
| 1 |
15 | Решение задач |
|
| 1 |
16 | Решение задач |
|
| 1 |
17 | Итоговое занятие за курс 7 класса |
|
|
|
| Итого | 17 ч. |
|
|
ЛИТЕРАТУРА
Алексеева М.Н. Физика -юным. – М.: Просвещение, 1980.
Агаджанян Н.А. Ритм жизни и здоровье. – М.: Знание, 1975.
Безденежных Е.А., Брикман И.С. Физика в живой природе и в медицине. – Киев: Радянська школа, 1986.
Богданов К.Ю., Физик в гостях у биолога. – М.: Наука, 1986.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2002.
Гоциридзе Г.Ш. Практические и лабораторные работы по физике.7-11 классы. – М.: Классикс Стиль, 2002.
Громов С. В., Родина Н.А. Физика-8. – М.: Просвещение, 1999.
Громов С. В., Родина Н.А. Физика-9 – М.: Просвещение, 1999.
Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. – М.: Просвещение, 1986.
Кабардин О.Ф., Орлов В.А.,Пономарева А.В. Факультативный курс физики. – М.: Просвещение, 1986.
Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. – М.: Просвещение, 1988.
Нинбург Е. А. Технология научного исследования / Е. А. Нинбург. – СПб, 2000 – 28с.
Нога Г. С. Опыты и наблюдения над растениями: Пособие для учителей / Г. С. Нога. – М.: Просвещение, 1976 – 176с.
От внешкольной работы к - дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей / Под ред. А. К. Бруднова - Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000 - 544с.
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001 – 272с.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Физика. – М.: АСТ, 1998.
Кабардин О.Ф. Внеурочная работа по физике – Москва: Просвещение, 1983
Ландсберг Г.С. Элементарный учебник физики. – Москва: Наука, 1975.
Суорц Кл.Э. Необыкновенная физика обыкновенных явлений. – Москва: Наука, 2001.
http://www.alleng.ru/edu/phys - образовательные ресурсы по физике.
http://festival.1september.ru
http://www.physicsrnd.ru/?p=588