МАОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества»
Программа дополнительного образования «Волшебные струны».
Подготовила:
Пикина Н.С. педагог дополнительного образования
Программа основывается на положениях основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Московской области: - Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. - Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р). - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41). - Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.092015 № 1040). - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242). - О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564). - Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).
Актуальность и педагогическая целесообразность программы : Гитара дает возможность развивать не только музыкальные и двигательные способности детей, но и улучшает внимание, память, волю, творческое воображение и фантазию. Занятия музыкой дают ребенку ощущение уверенности в своих силах и повышает самооценку, ведь уже через несколько занятий ребенок может наиграть простую песенку. В глазах сверстников ребенок владеющий искусством аккомпанемента вызывает уважение, и желание расти и развиваться.
Задачи: Формирование личностных компетенций: - развитие положительной мотивации и познавательного интереса к изучению курса «Волшебные струны»; - воспитание учащихся в духе терпимости и толерантности; - наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии; - формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой; - приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально творческих возможностей; - развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и развития творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; - продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных; - сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности; - толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми; - навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми; - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; эстетическое отношение к миру; - принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни.
Задачи: Формирование метапредметных учебных действий: - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; - использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; - владение навыками познавательной деятельности; - способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности; - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий; - владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; - умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Задачи: Формирование образовательных компетенций: - получение базовых знания по музыкальной теории; изучение художественных возможностей классической гитары; развитие умения петь под свой аккомпанемент; развитие интереса к музыке; - дать начальное представление о музыкальной грамоте; обучение основам и навыкам игры на шестиструнной гитаре; - обогащения знаниями воспитанников в области бардовских, туристских и авторских песен; - стимулирование учащихся к созданию собственных песен; - формирование у воспитанников коммуникативную, социальную этическую и гражданскую компетентности; - овладение учащимися новыми информационными технологиями; - развитие познавательной и творческой активности учащихся в ходе участия в деятельности объединения, в том числе и через участие в различных конкурсах.
Планируемые результаты
По окончании первого года обучения учащиеся должны знать и уметь: - устройство гитары, разновидности гитар; - части инструмента; - элементарные понятия музыкальной терминологии; - различные приёмы звукоизвлечения; - аккорды и их буквенные обозначения; - технику взятия аккордов; - базовые ритмы и переборы; - легко ориентироваться в расположении аккордов на грифе гитары; - исполнять произведения бардов-классиков.
Планируемые результаты
По окончании второго года обучения учащиеся должны знать и уметь: - самостоятельно настраивать гитару; - исполнение сложных песен; - усложненные переборы и бои; - техника взятия аккордов баррэ; - играть с помощью медиатора; - выступать на сцене; - принимать участия и организации концертов разного уровня; - владеть техническими и исполнительскими навыками, которые определены программой.
Разделы учебного плана программы
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
1
Всего
Вводное занятие. Знакомство с историей возникновения гитары. Строение гитары. Постановка рук. Настройка гитары.
2
Исполнение песен с различными видами переборов.
Теория
4
3
Аккорды тональности Аm.
16
4
2
Практика
Формы аттестации/ контроля
2
4
4
Вальсовые переборы.
5
12
1
12
6
Бой на гитаре - схемы и виды.
7
Знакомство с творчеством бардовских исполнителей.
30
4
3
10
8
6
Изучение новых аккордов. Тональность Em.
8
20
2
4
9
Пунктирный ритм. Изучение боя. Отработка с новыми аккордами.
4
1
Изучение новых аккордов. Тональность C.
10
6
3
6
Отработка ритма с глушением
1
11
5
Тональность Dm.
2
12
8
4
2
13
4
Исполнение песен с приемами баррэ.
14
Изучение модуляций и транспозиций.
6
6
1
2
Повторение изученных тональностей, ритмов и переборов.
3
2
15
Упражнения на развитие музыкального слуха.
4
4
1
16
1
1
Навыки актерского мастерства.
6
17
Определение сюжета, виды сюжетов, сюжетные элементы, фабула, опорные точки композиции.
3
2
2
18
4
4
1
Индивидуальная игра на гитаре. Работа над репертуаром.
19
1
1
Заключительное занятие. Миниконцерт в классе.
16
3
ИТОГО:
4
2
1
12
144
1
44
100
Формы аттестации/контроля
Для проверки результатов освоения программы «Волшебные струны» применяются следующие виды контроля:
- устный контроль - фронтальный опрос, индивидуальный опрос;
- самоконтроль - устное воспроизведение изученного материала;
- зачет в виде тестирования;
- участие в конкурсах различного уровня.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- мониторинг знаний учащихся в течение года;
- журнал посещаемости;
- наблюдение;
- диагностика;
- творческие проекты;
- грамоты, сертификаты;
- тестирование по темам;
- методические разработки.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- мониторинг знаний учащихся;
- участие в конкурсах различного уровня;
- открытое занятие;
- материалы тестирования по темам;
- фотографии.
Новизна программы Создаются условия вхождения в мир искусства широкому кругу детей с разными музыкальными данными и способностями. Особое внимание уделяется сохранению эмоционального контакта с педагогом и другими воспитанниками объединения, осознанию чувства солидарности и товарищеской взаимопомощи.
Отличительные особенности программы Программа оказывает не только содействие в обучении игре на гитаре, она помогает полюбить этот инструмент, воспитывает художественный вкус и этику поведения детей на сцене и в жизни.
Цель программы: Создание условий для творческой самореализации учащихся в сфере музыкальной деятельности, а также содействие формированию у них качеств, присущих разносторонне и гармонично развитому человеку.
Материально-техническое обеспечение 1. Техническое оборудование: - компьютер (ноутбук); - гитары; - записи музыкальных произведений. 2. Методическое обеспечение: - методическая, учебная, тематическая литература; - комплект наглядных пособий (обозначения нот, аккордов, устройство инструмента и др.); - схемы, разработки занятий, сценарии мероприятий. 3. Информационное обеспечение: - электронные образовательные ресурсы; - аудиовизуальные ресурсы (мультимедийные презентации, слайд-фильмы, аудио записи, видеозаписи с выступлений, концертов, учебные фильмы на различных цифровых носителях; Успешной реализации учебного процесса способствует соответствующая материально-техническая база.
Адресат программы Программа рассчитана на детей 10 – 18 лет. Объем и сроки программы Программа рассчитана на 2 года – 144 часа. Формы организации образовательного процесса Групповая (в том числе дуэтная, мелкогрупповая и ансамблевая).
Для успешной реализации программы используются следующие педагогические технологии
Технология продуктивного обучения
Личностно-ориентированные технологии
Технологии проблемного обучения
Информационно-компьютерные технологии
Методы обучения
Практический (упражнения, показ приемов игры, показ аккордов, практические задания, работа с таблицами, исполнение музыкальных композиций)
Словесный метод (беседа, рассказ, объяснение, диалог, анализ текста песен)
Наглядный метод (демонстрация наглядного материала, мультимедийных презентаций)
Репродуктивный метод («делай как я»)
Методическое обеспечение программы: схемы, таблицы, разработки занятий, сценарии мероприятий
Список литературы для детей и родителей 1. Понайотов Л. Самоучитель игры на гитаре. – М., Просвещение, 2010. 2. Бахмин А.,Мольнар А., Самоучитель игры на шестиструнной гитаре, - М., АСС – Центр, 2010. З. Манилов В.Учись аккомпанировать на гитаре. - Киев, Com Con Press, 2010. 4. Торопов А., Аккомпанемент на гитаре. - М., Просвещение, 2011. 5. Манилов В. Букварь гитариста. – Киев, Com Con Press, 2010. 6. Владимирский В. Гитара для всех. – М., Рось, 2011. 7. Королев О. Краткий энциклопедический словарь музыки (джаз, рок, поп) О. – М., Музыка 2010г. 8. Торопов А.,Таблица аккордов, М., Дека, 2011.