Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Горнякская средняя общеобразовательная школа»
Принято на заседании педагогического совета протокол № ___ от ____________ | Утверждено приказом директора школы Кузнецова В.Н. от ____________ № _____ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ГениУм»
Направленность: социально-гуманитарная
Возраст учащихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год (36 часов).
Составитель:
Иванова Адриана Андреевна, учитель начальных классов
Горняк, 2023 г.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ГениУм» имеет социально-педагогическую направленность.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами системы дополнительного образования:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года);
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р, Москва);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 года № 467 “Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей”
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 года № 652н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 “Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи”
- Приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 23 июня 2020 года № 699 “Об утверждении целевой модели развития
системы дополнительного образования детей в Удмуртской Республике
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196);
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28);
Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816);
Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Письмо Министерства просвещения Российской Федерации ГД-39/04 от 19 марта 2020 года);
Уставом МБОУ «Горнякская СОШ».
Положением о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «МБОУ «Горнякская СОШ».
Актуальность программы
Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, решать сложные логические и арифметические задачи, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Актуальность тем обусловлена еще и тем, что традиционные программы по формированию первоначальных математических представлений обычно включают знакомство детей с плоскими геометрическими фигурами и частично с объемными формами, но мало уделяют внимания таким геометрическим понятиям как точка, прямая, отрезок, прямая и кривая линия, луч, угол. Современные ученые отмечают большое значение геометрии для развития пространственного мышления и воображения ребенка, для его способности видеть мир в целостных образах.
Большое внимание уделяется решению арифметических задач: на сложение по условно-схематической модели, на вычитание по условно-схематической модели, на сложение по числовому примеру, на вычитание по числовому примеру, моделирование задачи на сложение по действиям ребенка, задачи на отношение «больше на…» по действиям ребенка, задачи на отношение «меньше на…» по действиям ребенка, задачи по иллюстрациям на сложение, задачи по иллюстрациям на вычитание, различия между задачей и загадкой, рассказом и задачей.
Уровень Программы: стартовый, содержание программы соответствует данному уровню, заявленные ожидаемые результаты освоения программы,
соответствует уровню достижения обучающихся.
Классификация программы на основе дифференциации: одноуровневая
Отличительные особенности программы
Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему.
При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки.
Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки.
Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует графические навыки, позволит развить зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.
Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и тренингов способствует не только совершенствованию тонко-координированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи.
Новизна
Педагогическая целесообразность
Программа «ГениУм» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая совместная образовательная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия обучающихся, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Программа «ГениУм» рассчитана на любого обучающегося, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей.
Адресат Программы
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 6-7 лет.
Набор детей осуществляется по заявлению родителей(законных представителей).
Практическая значимость для целевой группы
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Преемственность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы с программой СОШ
Объем Программы: один год.
1 год обучения: 36 часов (1 раза в неделю по 20 минут с перерывом 5 мин).
Срок освоения программы – один год. Количество учебных недель –36 недель.
Особенности реализации образовательного процесса, формы организации образовательного процесса: кружок
Ведущие формы и виды деятельности: групповая.
игра, показ способа действия, объяснение, совет, указание, контроль.
Формы деятельности: групповые
Формы обучения: очная.
Состав группы постоянный. По количеству от 8 человек до 15 человек.
Режим занятий
Занятия группы проводятся 1 раз в неделю по 20 минут с перерывом 5 минут.
Формируемые компетенции: учебно-познавательная, коммуникативная, информационная.
Особенности организации образовательного процесса:
Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему.
При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки.
Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки.
Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует графические навыки, позволит развить зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.
Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и тренингов способствует не только совершенствованию тонко-координированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи.
- Цели и задачи программы
Цель – развитие личности каждого ребенка, формирование его готовности к систематическому обучению, преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.
Обучающие задачи:
1.Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2. Увеличение объёма внимания и памяти.
3.Формирование мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
4.Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
Развивающие задачи:
Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.
Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
Воспитательные задачи:
Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Воспитывать самостоятельность, ответственность.
- Планируемые результаты
По итогам освоения программы у обучающихся будут сформированы следующие результаты:
Предметные:
Знать:
основное отличие звука от буквы
название и последовательность чисел от 0 до10;
состав чисел от 2 до 10.
времена года;
части суток;
отличие живой и неживой природы;
название страны и города, в котором живет.
Уметь:
делить предложения на слова с использованием графических схем;
составлять связные рассказы по картинке из пяти и более предложений;
выделять в словах отдельные звуки;
соотносить слышимое и произносимое слово со схемой моделью;
ориентироваться на страницах тетради;
правильно сидеть и держать ручку при письме, считать предметы в пределах 10;
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 10;
ориентироваться в тетради.
различать диких и домашних животных;
различать культурные и дикорастущие растения;
называть характерные признаки времен года;
различать части суток;
рассказать о своей семье.
Регулятивные:
осуществление действия по образцу и заданному правилу;
сохранение заданной цели;
умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
осуществление контроля своей деятельности по результату;
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Личностные:
мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Коммуникативные:
овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Метапредметные результаты:
в конце обучения дошкольники приобретают новые знания, умения и навыки: повышают свой интеллектуальный уровень, расширяют кругозор
учатся общаться друг с другом, работать в парах и группах
привыкают к школе, появляется желание продолжать обучение именно в ней
ребенок получает всестороннее развитие.
Учебный план
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теор ия | Прак тика | |||
Вводный этап | |||||
1 | Вводное занятие. Правила поведения и ТБ. | 1 | 1 | - | |
2 | Игра «Давайте познакомимся». Упражнения для развития мелкой моторики. | 1 | - | 1 | |
3 | Моя семья. Игра «Дружная семья». Рисование своей семьи. | 1 | - | 1 | |
4 | Времена года. Осень-зима. Сказкотерапия. | 1 | 1 | - | викторина по ТБ |
Обучение грамоте | |||||
5 | Нужно ли учиться говорить? Речь письменная и устная. Упражнения для развития мелкой моторики. Виды штриховок. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
| | | | | |
6 | Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки. Обозначение гласного в схеме. Печатание гласных букв, обозначающих гласные звуки. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7 | Учимся слышать звуки и называть их. Буквы, обозначающие согласные звуки. Упражнения для развития мелкой моторики. Раскрашивание картинок. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8 | Звук - буква-слог-слово. Развитие речи (работа с загадками). | 1 | 0,5 | 0,5 | |
9 | Гласные и согласные звуки. Рассматривание сюжетной картинки. | 1 | 1 | - | |
10 | Упражнения в определении звуков, схемы звуков. Развитие речи (составление -предложений по картинке, работа со схемой предложения) | 1 | - | 1 | |
11 | Звук - буква-слог-слово. Чтение слогов. Учимся рассказывать вместе (описание животного, птицы, растения) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
12 | Деление слов на слоги. Понятие об ударении. Развитие речи (работа с сюжетными картинками) | 1 | 1 | - | |
13 | Звук - буква-слог-слово. Ударение. Развитие речи (описание картинки) | 1 | - | 1 | |
14 | Чтение слов. Дифференциация звуков. Развитие речи (составление рассказа по серии картинок) | 1 | - | 1 | Практическое задание |
Математика | |||||
15 | Прямой и обратный счет. Разорванный счет. Больше. Меньше. Столько же. Рисование по клеточкам. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
16 | Знакомство с 1,2. Состав числа 2. Знакомство с записью цифр 1,2. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
17 | Цифра 3.Состав числа 3. Предыдущее, последующее число. Знакомство с записью цифры 3 | 1 | 0,5 | 0,5 | |
18 | Цифра 0. Геометрические фигуры: круг, шар. Треугольник. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
19 | Цифра 4.Состав числа 4. Предыдущее, последующее число. Знакомство с записью цифры 4 | 1 | 0,5 | 0,5 | |
20 | Геометрические фигуры. Четырехугольник. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
21 | Цифра 5.Состав числа 5. Знакомство с записью цифры 5. Лево. Право. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
22 | Цифра 6.Состав числа 6. Знакомство с записью цифры 6. Решение рифмованных задач. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
23 | Цифра 7.Состав числа 7. Знакомство с записью цифры 7. Решение рифмованных задач. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
24 | Цифра 8.Состав числа 8. Знакомство с записью цифры 8. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
25 | Цифра 9.Состав числа 9. Знакомство с записью цифры 9. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
26 | Закрепление состава числа от2-10. Решение задач по картинкам. Сравнение чисел Цифра 10.Состав числа 10. | 1 | - | 1 | Практическое задание |
Окружающий мир | |||||
27 | Расскажи о себе. Моя семья. | 1 | - | 1 | |
28 | Мир вокруг нас. Части суток. Режим дня. Школьное время. | 1 | 1 | - | |
29 | Природа живая и неживая. Дикие и домашние животные | 1 | 1 | - | |
30 | Культурные и дикорастущие растения. Правила поведения в природе. | 1 | 1 | - | |
31 | Россия - наше государство. Столица России. Наш город | 1 | 1 | - | |
32 | Времена года. Весна-лето. Релаксирующие упражнения. Рисование на тему | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание |
Календарный план воспитательной работы. Вариативная часть | |||||
33 | Мероприятие ко «Дню Учителя» | 1 | - | 1 | |
34 | КТД «Новогодний фейерверк» | 1 | - | 1 | |
35 | Интеллектуальная игра «100 вопросов» | 1 | - | 1 | |
36 | Диагностическое исследование | 1 | - | 1 | Диагностики |
Итого: | 36 | 16,5 | 19,5 | |
Содержании учебного плана
Вводный этап:
- Вводное занятие. Правила поведения и техника безопасности на занятиях (1 час)
Теория (1час): Инструктаж по технике безопасности и безопасному поведению. Выявление подготовленности обучающихся.
Игра «Давай познакомимся». (1 час)
Практика (1час): Игры на знакомства. Выполнение упражнений для развития мелкой моторики.
- Моя семья (1 час).
Практика(1 час):Игра «Дружная семья». Рисование своей семьи.
- Времена года (1 час).
Теория (1 час): Осень-зима. Сказкотерапия.
Обучение грамоте:
- Нужно ли учиться говорить? Речь письменная и устная (1 час)
Теория (1 час):Упражнения для развития мелкой моторики. Виды штриховок.
Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки (1 час)
Теория (1 час): Обозначение гласного в схеме. Печатание гласных букв, обозначающих гласные звуки.
- Учимся слышать звуки и называть их. Буквы, обозначающие согласные звуки (1 час).
Теория (1 час): Упражнения для развития мелкой моторики. Раскрашивание картинок.
- Звук-буква-слог-слово (1 час).
Теория (1 час): Развитие речи(работа с загадками)
- Гласные и согласные звуки (1 час)
Практика(1 час): Рассматривание сюжетной картинки
- Упражнения в определении звуков, схемы звуков (1 час).
Практика (1 час): Развитие речи(составление предложений по картинке, работа со схемой предложения)
- Звук-буква-слог-слово.(1 час)
Теория(1 час): Чтение слогов. Учимся рассказывать вместе(описание животного, птицы, растения)
Деление на слоги(1 час)
Теория (1 час): Понятие об ударении. Развитие речи(работа с сюжетными картинками)
Звук-буква-слог-слово (1 час)
Практика (1 час): Ударение. Развитие речи(описание картинки)
Чтение слов (1 час).
Практика (1 час): Дифференциация звуков. Развитие речи(составление рассказа по серии картинок)
Математика:
- Прямой и обратный счёт(1 час).
Теория (1 час): Разорванный счёт. Больше. Меньше. Столько же. Рисование по клеточкам.
- Знакомство с 1,2 (1 час)
Теория (1 час): Состав числа 2. Знакомство с записью цифр 1,2.
Цифра 3 (1 час)
Теория (1 час): Состав числа 3. Предыдущее, последующее число. Знакомство с записью цифры 3
Цифра 0( 1 час)
Теория (1 час): Геометрические фигуры: круг, шар. Треугольник.
Цифра 4( 1 час)
Теория (1 час): Состав числа 4. Предыдущее, последующее число. Знакомство с записью цифры 4
Геометрические фигуры(1 час)
Теория(1 час): Знакомство с четырёхугольником.
Цифра 5(1 час)
Теория(1 час): Состав числа 5. Знакомство с записью цифры 5. Лево, право.
Цифра 6 (1 час)
Теория(1 час): Состав числа 6. Знакомство с записью цифры 6. Решение рифмованных задач.
Цифра 7(1 час)
Теория (1 час): Состав числа 7.Знакомство с записью цифры 7. Решение рифмованных задач.
Цифра 8 (1 час)
Теория (1 час): Состав числа 8. Знакомство с записью цифры 8.
Цифра 9 (1 час)
Теория (1 час): Состав числа 9. Знакомство с записью цифры 9.
Закрепление состава числа от 2 до 10(1 час)
Теория (1 час): Решение задач по картинкам. Сравнение чисел. Цифра 10. Состав числа 10.
Окружающий мир:
Расскажи о себе (1 час)
Практика(1 час): Составление рассказа о себе.
Мир вокруг нас ( 1 час)
Теория (1 час): Времена года. Части суток. Режим дня. Школьное время.
Природа (1 час)
Теория (1 час): Природа живая и неживая. Дикие и домашние животные.
Культурные и дикорастущие растения(1 час)
Теория (1 час): Характеристики культурных и дикорастущих растений. Правила поведения в природе.
Россия-наше государство(1 час)
Теория (1 час): Столица России. Наш город
Времена года(1 час)
Практика (1 час): Весна-лето. Релаксирующие упражнения. Рисование на тему.
Диагностическое исследование. Подведение итогов.
Практика (1 час): Проведение диагностик.
- Календарный план воспитательной работы. (3 часа)
Участие объединения в проведении «Дня учителя» (1
час)
Практика (1 час): мероприятие направлено на привлечение внимания к закреплению понятия «школа», «ученик», «учитель», «урок»; обобщающее понятие «школьные принадлежности», к развитию памяти, логического мышления, внимания.
КТД «Новогодний фейерверк» (1 час).
Практика (1час): мероприятии посвящено празднованию Нового года, служит развитию творческих способностей обучающихся; способствует сплочению коллектива.
Интеллектуальная игра «100 вопросов» (1 час).
Практика (1час). Интеллектуальная игра - неотъемлемая часть учебного процесса, одна из форм обобщения и закрепления материала. Она
даёт возможность каждому обучающемуся продемонстрировать приобретённые общеучебные умения и навыки, проявить интеллектуальные способности, раскрыть многогранность своих интересов, тем самым у обучающегося формируются стимулы саморазвития.
- Календарный учебный график
| сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | Всего | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | | 33 | 34 | 35 | 36 |
| |||||||||
всего | - | 1 | 1 | 1 | 1 | Вос. мероприятие - 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | Вос. мероприятие | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 1 | 1 | Вос. мероприятие - | 1 | 36 | |||||||||
Т | - | 1 | - | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 1 | - | - | 0,5 | - | 1 | 0,5 |
| 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 0,5 | - | 1 | - | 16,5 | ||||||||||||
П | - | - | 1 | - | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | - | 1 | 1 | 0,5 | 1 | - | 0,5 |
| 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 1 | 1 | - | - | - | - | 0,5 | 1 | - | - | 19,5 |
Формы аттестации и оценочные материалы
Формы отслеживания результатов:
практическое задание;
промежуточная аттестация;
итоговая аттестация.
Формы фиксации образовательных результатов:
- Оценочная таблица с результатами образовательного процесса (Приложение 2).
Оценочные материалы
Предметные результаты: промежуточное и итоговое тестирование (Приложение 1).
Метапредметные результаты: Параметры и критерии отслеживания результатов по программе (Приложение 2).
Личностные результаты: диагностика уровня сформированности коммуникативных компетенций – анкетирование (Приложение 3).
- Организационно-педагогические условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Занятия по программе проводятся в кабинете в коворкинг- зоне Центра образования цифрового и гуманитарного профилей
«Точка роста». В процессе занятий используется оборудование, необходимое для занятий: ноутбуки, подключённые к сети Интернет.
Информационное обеспечение.
Основным наглядным учебным пособием являются электронные материалы, находящиеся в свободном доступе в сети Интернет, дающие базовый уровень информации по представленным в программе темам.
Кадровое обеспечение программы
Педагог дополнительного образования со знанием предметной области, знающего педагогику и возрастную психологию, отвечающего всем требованиям профессионального стандарта педагога дополнительного образования.
№ | Раздел, тема | Формы, методы и приёмы обучения | Дидактически й материал | Техническое оснащение | Формы контроля | |
Форма занятия | Приёмы и методы обучения | |||||
1 | Вводные занятия. Правила поведения и ТБ. | Индивидуальная | -беседа -Викторина -Психологич еский трени нг -инструктаж | Интерактивная игра по ТБ | бумага А4, цв.карандаши, фломастеры, ноутбук, проектор, экран | -викторина по ТБ |
2 Обучение грамоте - групповая -индивидуальная -работа в малых группах (по 4 человека) Беседа Демонстрация плакатов Рассказ обучающие плакаты, схемы звуков, алфавит Бумага А4, цв.карандаши, фломастеры, ноутбук, проектор, экран Практическое задание 3 Математика групповая работа в парах работа в малых группах (по 4 человека) Беседа Демонстрация плакатов Рассказ обучающие плакаты, Канцелярские принадлежности ноутбук, проектор, экран Практическое задание 4 Окружающий мир групповая работа в парах работа в малых группах (по 4 человека) -Самостоятел ь ная Беседа Рассказ Демонстрация плакатов обучающие плакаты, Канцелярские принадлежности ноутбук, проектор, экран Практическое задание 5 Воспитательная работа -Индивидуал ьн ая - малая группа Интеллектуальная игра Разработки мероприятий Канцелярские принадлежности ноутбук, проектор, экран Практическое задание 6 Итоговое занятие. индивидуальная диагностики Распечатанные работы для каждого обучающего - диагностики
- Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы объединения
Цели и задачи программы.
Цель программы: формирование и развитие у обучающихся системы нравственных, морально-волевых и мировоззренческих установок, способствующих их личностному, гармоничному развитию и социализации в соответствии с принятыми социокультурными правилами и нормами, как основы их воспитанности.
Задачи программы:Развитие морально-нравственных качеств обучающихся: честности; доброты; совести; ответственности, чувства долга.
Приобщение обучающихся к экологической и социальной культуре, здоровому образу жизни,
Формирование нравственного отношения к человеку, труду и природе.
- Направления воспитательной работы объединения:
нравственно и духовное воспитание;
интеллектуальное воспитание;
формирование коммуникативной культуры;
воспитание положительного отношения к труду и творчеству.
- Календарный план воспитательной работы объединения
№ | Направление | Мероприятие | Задача | Срок |
1 | нравственно и духовное воспитание | Участие объединения в проведении «Дня учителя» | мероприятие направлено на привлечение внимания к закреплению понятия «школа», «ученик», «учитель», «урок»; обобщающее понятие «школьные принадлежности», к развитию памяти, логического мышления, внимания.
| октябрь |
2 | формирование коммуникативной культуры | КТД «Фейерверк» | создать новогоднее настроение; поздравить детей с наступающим Новым годом; развивать творческие способности учащихся; способствовать сплочению. | декабрь |
3 | интеллектуальное воспитание;
| Интеллектуальная игра «100 вопросов»
| Развитие интеллектуального воспитания, познавательных навыков обучающихся, умение ориентироваться в информационном пространстве, воспитание чувства здорового соперничества и взаимопомощи в процессе игры | май |
9. Список литературы
Бардин В.К. Подготовка ребёнка к школе. М.: ТЦ Сфера, 2003.
Безруких М.М. Ступеньки к школе. М.: Дрофа,2001.
Волина В.В. Праздник числа. Книга для учителей и родителей. М.: Знание,1993
Головнева Н.Я., Ильина М.Н., Парамонова Л.Г. 365 проверочных заданий и упражнений для подготовки к школе. СПб.: Дельта,2000.
Дружинин А.А., Дружинина О.А., Первый раз в первый класс. М.: ЗАО Центрополиграф, 2003.
Кабанова М.Н. Готовимся к школе. Практические задания, тесты, советы психолога. М.: ОЛМА- ПРЕСС,2001.
Ковалёва Е.А., Синицына Е.О. Готовим ребенка к школе. М.: Лист – Нью, 2000.
Морозова О.В. Я иду в школу. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
Прописи для детей 4-5 лет, 5-6 лет (по клеточкам, по контуру, обведи и раскрась, узоры и штриховка, линии и фигуры и др.) М.:РОСМЭН,2003,2004.
Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.:ТЦ Сфера,2003.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. М.: АСТ Астрель,2002.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб.: Лань, 1999.
Колесникова Е.В. Я считаю до 10. Математика для детей 5-6 лет. ООО «ТЦ Сфера», 2014 г.
Приложение 1
Вводный инструктаж по охране жизни и здоровья детей
1. Помни правила дорожного движения. Маршрут безопасного движения в школу и домой.
Проходи по тротуару только с правой стороны. Если нет тротуара, иди по левому краю дороги (по обочине), навстречу движению транспорта.
Дорогу переходи в том месте, где указана пешеходная дорожка или установлен светофор. Дорогу переходи на зелёный свет.
Когда переходишь дорогу, смотри сначала налево, потом на право.
Если нет светофора, переходи дорогу на перекрёстке. Пересекать улицу надо прямо, а не наискось.
Не переходи дорогу перед близко идущим транспортом.
На проезжей части игры строго запрещены.
Не выезжай на проезжую часть на велосипеде. Катайся на игровых площадках. Движение на велосипеде по дороге разрешено с 14 лет
Во время движения автомобиля пристёгивайся ремнями безопасности.
2. Правила личной безопасности на улице. Общение с незнакомыми людьми
Если на улице кто-то идёт и бежит за тобой, а до дома далеко, беги в ближайшее людное место: к магазину, автобусной остановке.
Если незнакомые взрослые пытаются увести тебя силой, сопротивляйся, кричи, зови на помощь: "Помогите! Меня уводит незнакомый человек!"
Не соглашай ни на какие предложения незнакомых взрослых.
Никуда не ходи с незнакомыми взрослыми и не садись с ними в машину.
Никогда не хвастайся тем, что у твоих взрослых много денег.
Не приглашай домой незнакомых ребят, если дома нет никого из взрослых.
Не играй с наступлением темноты.
3. Пожарная безопасность и правила обращения с электроприборами, взрывоопасными и подозрительными предметами. Запрещается:
Бросать горящие спички в помещениях.
Небрежно, беспечно обращаться огнём.
Выбрасывать горящую золу вблизи строений.
Оставлять открытыми двери печей, каминов.
Включать в одну розетку большое количество потребителей тока.
Использовать неисправную аппаратуру и приборы.
Пользоваться повреждёнными розетками. Пользоваться электрическими утюгами, плитками, чайниками без подставок из несгораемых материалов.
Пользоваться электрошнурами и проводами с нарушенной изоляцией.
Оставлять без присмотра топящиеся печи.
Ковырять в розетке ни пальцем, ни другими предметами.
Самим чинить и разбирать электроприборы.
Трогать, передвигать, вскрывать обнаруженные подозрительные предметы. Если вы обнаружили неизвестный предмет, сообщите об этом взрослым.
Играть со взрывоопасными предметами, подносить близко к открытому огню, кидать в огонь найденные снаряды, патроны.
При пожаре звонить 01
4. Правила поведения, когда ты один дома
Не открывай дверь незнакомым и подозрительным людям.
Не оставляй ключ от квартиры в "надежном месте"
5. Правила поведения в случае террористической угрозы
Будьте внимательны; обращайте внимание на посторонних людей; не стесняйтесь, если что-то вам покажется подозрительным, сообщить об этом старшим.
Не дотрагивайтесь до бесхозных сумок, пакетов, свертков; не подбирайте никаких вещей, даже ценных: мина-ловушка может быть замаскирована под игрушку, ручку, мобильный телефон и т.д.
О подозрительных предметах сообщайте в ближайшее отделение милиции или сотрудникам патрульно-постовой службы.
Следите за бесхозными помещениями, чердаками, подвалами.
По возможности избегайте больших скоплений людей, где увеличивается вероятность теракта.
6. Правила безопасности при общении с животными.
Дикие и домашние животные могут распространять такие болезни, как бешенство. Не подходи к животным с неадекватным поведением: дикие животные могут терять чувство осторожности, подходить к другим животным и людям.
Заражение бешенством от больного животного возможно при следующих обстоятельствах:
при укусе больного животного, при попадании слюны больного животного на поврежденные участки кожи (царапины, ссадины, раны). При контакте со слюной больного (или подозрительного) животного, следует немедленно обратиться за медицинской помощью, для проведения профилактики бешенства.
Приложение 2
Тест на уровень развития школьно-значимых психических и физиологических функций
Краткое исследование развития речевого слуха
Инструкция: я буду произносить пары слов, а ты подними руку, если услышишь одинаковые слова: день-тень, палка-палка, балка-палка, балка-балка, мишка-миска, миска-миска.
Инструкция: я произнесу пары слогов, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь разные слоги:
ПА-БА, ПА-ПА, БА-ПА, БА-БА, ТЫ-ТИ, ТИ-ТИ, ТИ-ТЫ, ТЫ-ТЫ, СУ-ЩУ, СУ-СУ, ШУ-ШУ, ШУ-СУ.
Инструкция: Я произнесу слоги, а ты внимательно послушаешь их и повторишь:
ПА-ПО-ПУ, ПО-ПУ-ПА, ПУ-ПА-ПО, ПА-ТА- КА, ТА-КА-ПА, ТА-ПА-КА, ТА-ДА-ТА, ТА-ТА-ДА, ТА-ДА-ДА, БА-ПА-БА, ПА-ПА-БА.
А сейчас я произнесу слова, ты их запомнишь и повторишь (порядок слов несколько раз изменяется):
ДОМ-ТОМ-КОМ
БОЧКА-ТОЧКА-ДОЧКА-КОЧКА.
Оценка результатов:
высокий уровень- ребенок безошибочно различает слова, слоги, близкие по звуковому составу, различает слова со сходными звуками.
Средний уровень- ребенок допускает незначительные ошибки, при замедленном повторении может их исправить самостоятельно.
Низкий уровень-ребенок не различает сходные по звучанию слоги и слова, не замечает ошибок при многократном повторении.
Приложение 3
Математические игры
Лишний предмет
Учитель выставляет на наборном полотне ряды геометрических фигур. В каждом ряду одна фигура отличается цветом (формой, размером). Учащиеся должны найти «лишнюю» фигуру и объяснить, почему они так решили. За правильный ответ ученик получает фишку.
Назови следующее число
Дети стоят в круге. Ведущий бросает мяч любому из детей и называет какое – нибудь число. Поймавший называет следующее число и возвращает мяч ведущему.
Каких чисел не достает?
Воспитатель произносит два числа, а ученики должны назвать числа, которые находятся между ними. Например, учитель говорит: «5, 10». Дети показывают поочередно недостающие числа на карточках.
Отгадай число
Играют два ребёнка (по одному из каждой команды). По заданию ведущего дети быстро называют числа (меньше 8. но больше 6; больше 5, но меньше 9 и т. д.). Ребёнок, выполнивший требования игры, получает фишку, ответивший неправильно – выбывает из игры.
Кто отгадает?
Воспитатель говорит: «Отгадайте, сколько грибочков в корзиночке. Их меньше трех, но больше одного». Ребёнок, который правильно ответил получает фишку.
Трамвай
Воспитатель раздает детям по две карточки с числами. Ребёнок, который держит в руке большую карточку с числом 10, будет «трамваем №10». В трамвай «садятся» только те дети (выстраиваются друг за другом), числа на карточках которых составляют в сумме число 10. Затем подходит следующий «трамвай №5», и в него «садятся» пары детей, у которых числа на карточках в сумме составляют 5.
Назови фигуры
На наборном полотне из различных геометрических фигур выложен человек Петрушка. Дети должны назвать эти фигуры. В дальнейшем можно подсчитать количество треугольников, квадратов и т. д.
Отвечай сразу
Воспитатель вызывает к доске несколько учеников и спрашивает: «Сколько ребят у доски?» (Все считают.) «Сколько тетрадей нужно взять со стола, чтобы каждый получил по одной тетради? По две тетради?»
Составим «поясок»
Детям предлагается разместить один за другим квадрат, треугольник, круг. В такой же последовательности они должны разложить за этими фигурами следующие такие же фигуры, затем еще раз повторить то же и т. д. В результате должен получиться разноцветный «поясок» из трех геометрических фигур, которые расположены в определенной последовательности. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся при составлении «пояска».
Хлопки
Воспитатель хлопает. Дети считают хлопки. Вызванный ребёнок, называет число хлопков и стрелкой на диске показывает соответствующее количество кружочков. Затем игра усложняется. Дети считают хлопки молча, каждый ставит самостоятельно стрелку на диске. После двух – трех повторений подводятся итоги. Выигрывают те ребята, которые не допустили ошибок.
Три треугольника
Как сложить из семи таких палочек три треугольника?
Много, мало, один
Воспитатель называет слова много, мало, один, а дети должны показать соответствующее количество предметов.
Разменяй монету
Игру начинает воспитатель. Дети сидят вокруг стола с монетными кассами. Воспитатель выставляет монету, например 10 к. Ребёнок, сидящий справа от него, выставляет любую монету, но меньшую достоинством, например 3 к., и считает, сколько копеек нужно добавить до10 к. Следующий ребёнок выставляет свою монету, например 5 к., и дополняет число 5 до 10.
Кто больше назовет предметов?
Воспитатель ставит перед детьми задание назвать предметы:
а) Определенной величины (высокие, низкие, широкие, узкие);
б) Определенной формы (треугольные, круглые.прямоугольные);
в) Изготовленные из определенного материала (стекла, дерева, металла).
За правильные ответы учащиеся получают фишки.
Дорисуй
На доске схематические рисунки. Играют два человека (по одному от каждой команды). Они должны дополнить каждый ряд кружочками до определенного числа (например, до 7). Побеждает команда, выполнившая задание правильно и быстро.
Сколько предметов?
В одной руке воспитатель держит часть предметов, остальные – в другой за спиной. Обращаясь к детям, учитель говорит: «У меня всего 6 кубиков, в правой руке – 4. Сколько кубиков в левой руке?» Кто первый ответит, может предлагать детям аналогичные задачи.
Приложение 4
Приложение 5
Методика №1. Умозаключения
Данная методика (Э.Замбацявичене, Л.Чупров и др.) позволяет исследовать способность ребенка делать умозаключения по аналогии с предлагаемым образцом.
Выполнение задания требует сформированного умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Возможна диагностика умения ребенка сохранять и использовать заданный способ рассуждения. Отношения между понятиями в каждом задании различны, и, если ребенок не способен еще выделять существенные признаки в понятиях, он будет строить умозаключение на основе предыдущей аналогии, что приведет к ошибочному ответу. Таким образом, успешность выполнения заданий методики позволяет делать выводы об уровне развития словесно-логического мышления по такому показателю как логическое действие – «умозаключение».
Обследование проводится в индивидуальной форме, время на ответы не ограничивается. В случае явных затруднений у ребенка психолог не должен настаивать на ответе и тактично перейти к следующему заданию. Текст заданий напечатан (или написан) крупно на листе бумаги. Психолог вслух четко читает задание, ребенок, если он уже умеет читать, может следить по тексту.
Задание выполняется в несколько этапов. На первом этапе ребенку сообщается следующее: «Сейчас мы с тобой будем подбирать слова друг к другу. Например, огурец : овощ. Надо подобрать к слову «гвоздика» такое, которое подходило бы так же, как слово «овощ» к слову «огурец». Слова такие: сорняк, роса, садик, цветок, земля.
Второй этап (после паузы). «Давай попробуем: огурец : овощ = гвоздика : ?» После паузы зачитываются все слова. «Какое слово подходит?» – спрашиваем ребенка.
Дополнительных вопросов и пояснений давать не следует.
При выполнении заданий возможна стимулирующая помощь. Если у ребенка возникает неуверенность в ответе, можно предложить ему подумать еще и дать правильный ответ. Такая помощь учитывается при начислении баллов. Чем быстрее ребенок откажется от помощи и начнет самостоятельно выполнять ‘задания, тем выше его обучаемость, следовательно, можно считать, что он быстро запоминает алгоритм решения задачи и может действовать по образцу.
Тестовый материал
Огурец : овощ = Гвоздика : ?
сорняк, роса, садик, цветок, земля
Огород : морковь = Сад : ?
забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка
Учитель : ученик = Врач : ?
очки, больница, палата, больной, лекарства
Цветок : ваза = Птица : ?
клюв, чайка, гнездо, перья, хвост
Перчатка : рука = Сапог : ?
чулки, подошва, кожа, нога, щетка
Темный : светлый = Мокрый : ?
солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный
Часы : время = Градусник : ?
стекло, больной, кровать, температура, врач
Машина : мотор = Лодка : ?
река, маяк, парус, волна, берег
Стол : скатерть = Пол : ?
мебель, ковер, пыль, доски, гвозди
Стул : деревянный = Игла : ?
острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная
Обработка результатов методики
Оценка успешности выполнения заданий производится следующим образом.
1 балл – выполнение задания с первого предъявления;
0,5 балла – задание выполнено со второй попытки, после того, как психологом была оказана помощь.
Интерпретировать количественные результаты можно с учетом данных Л.Переслени, Е.Мастюковой, Л.Чупрова:
Высокий уровень успешности – 7 и более баллов, у детей сформирована такая мыслительная операция, как умозаключение.
Средний уровень – от 5 до 7 баллов: выполнение мыслительной операции осуществляется детьми в «зоне ближайшего развития». В процессе обучения, в первоначальный период, полезно давать таким детям индивидуальные задания по развитию мыслительных операций, оказывая минимальную помощь.
Низкий уровень – менее 5 баллов, у детей практически отсутствуют навыки мыслительных операций, что предъявляет особые требования к развитию у них навыков логического мышления в учебной познавательной деятельности.
Оценка результатов теста
Общий балл успешности по программе вычисляется как сумма баллов, полученных ребенком по всем методикам. Выделено три уровня готовности к школьному обучению:
высокий уровень – от 39 до 47 баллов;
средний уровень – от 28 до 38 баллов;
низкий уровень – от 17 до 27 баллов.
Распределение результатов по уровням достаточно ориентировочно, однако позволяет школьному психологу, по крайней мере, охарактеризовать учителям начальных классов будущих учеников, у которых могут возникнуть те или иные проблемы с обучением. Характер проблем может быть выявлен на основе анализа результатов диагностики по каждой из методик. Особое внимание полезно уделить детям как с высоким, так и с низким уровнем готовности: именно у них можно ожидать прежде всего снижения учебной мотивации. У первых – в силу легкости и простоты для них учебных заданий, у вторых – из-за их сложности.
Методика № 2. Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе
Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь + на листе бумаги.
1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
2. Мне интересно, какие у меня будут уроки.
3. Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.
4. Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.
5. Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.
6. Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.
7. Самое лучшее в школьной жизни - это каникулы.
8. Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду.
9. Мне очень хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу.
10. Если было бы можно, я бы еще в прошлом году пошел в школу.
Оценка результатов:
Высокий уровень - если ребенок поставил не менее 8 плюсов
Средний уровень - от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими внеучебными сторонами. Если большее кол-во +сов на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до 10 – представление о школе сформировано, отношение положительное.
Низкий уровень- от 0 до 3х плюсов. Ребенок не имеет представления о школе, не стремится к обучению.
Тест на уровень развития познавательной деятельности
Тест словаря
Вам предлагается 5 наборов слов. Выберите 1 из них (или постепенно в разные дни работайте с каждым набором) и задайте ребенку инструкцию:
Представь, что ты встретился с иностранцем, он плохо понимает по-русски. Он просит тебя объяснить, что означают эти слова. Как ты ответишь? Далее поочередно предлагайте слова из выбранного вами набора.
Наборы слов:
1. Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
2. Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой.
3. Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
4. Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать.
5. Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый.
При затруднении ребенок может нарисовать данный предмет или изобразить жестом.
Оценка результатов: за каждое правильно объясненное слово максимально возможно поставить 2 балла ( за определение, близкое к научному).
1 балл- понимает значение слова, но словесно его выразить не может.
1,5 балла- может описать предмет словесно.
0 баллов- отсутствует понимание слова.
Для шестилеток низкий уровень- 0 – 6,5 баллов
Средний уровень- 7-12 баллов
Высокий уровень- 12,5- 20 бал