Программа дополнительного образования "Медитативное творчество"

Программа обьединения "Медитативное творчество".Программа направлена на снижение уровня тревоги и стресса у детей от 7 до 15 лет.

Содержимое разработки



Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества»





Рассмотрена на заседании

педагогического совета

пр. от «28» августа 2020 г. № 1

Председатель ПС

________________О.Г. Яценко


Утверждена приказом

директора МАОУ ДО ЦРТДиЮ

от «01» сентября 2020 г. №_____


_____________ Н.А. Торяник










Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа для детей

«Медитативное творчество»


Направленность – социально - педагогическая

Уровень – стартовый





Возраст детей – 7 – 15 лет

Срок реализации – 1 год


Автор-составитель

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Пикина Наталья Сергеевна












г. Чехов, 2020 г.



Пояснительная записка

Программа «Медитативное творчество» стартового уровня, реализует художественную направленность. Программа направлена на всестороннее гармоничное развития личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания. Программа составлена на основе авторской программы Беате Винклер, модифицированная. Программа основывается на положениях основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Московской области: нормативных актов Российской Федерации и Московской области:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

  2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

  3. Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).

  5. Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.092015 № 1040).

  6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).

  7. О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).

  8. Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).

  9. Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 – 13 в/07).

В настоящее время общество нуждается в людях, гармонично развитых во всех отношениях. Это касается любой сферы жизни. Современные дети стремятся узнать о себе больше для успешного выбора жизненных целей. Поиски ответов на вопросы и выполнение заданий по программе "Медитативное творчество" - это увлекательное занятие и одновременно существенный элемент изучения себя и своих способностей, это овладение современными техниками арт-терапии и техниками современного искусства, увлекательные игры для обучения релаксации и саморегуляции. Ребенок погружаясь в творческий процесс и отстраняетесь от внешних обстоятельств входит с состояние схожее с медитацией. Когда мы рисуем не привычные, не стандартные или просто не знакомые символы и линии, мозг работает максимально активно, поскольку получает и обрабатывает новый навык, уходит автоматизм действий и мозг получает необходимую нагрузку для эффективного функционирования.

Сегодня это направление является самым популярным, простым, доступным и удобным способом быстрого снятия стрессов и эмоционального напряжения, а также развития творческого, личностного и духовного потенциала человека. Актуальность и педагогическая целесообразность программы: Сегодня более 70% родителей находятся в состоянии затяжного стресса или хронической усталости, тревожность и раздражительность родителей сказывается на эмоциональном состоянии детей. Медитативные техники доказали свою эффективность в работе с детьми младшего школьного возраста, а так же подростков. Уровень тревоги детей снижается, что позволяет детям лучше себя чувствовать и взаимодействовать с внешним миром, быть увереннее в себе и своих способностях, а значит лучше учиться.

Новизна программы заключается в том, что создаются условия вхождения в мир арттерапевтического искусства. Особое внимание уделяется изучению медитативных техник для релаксации и снятие психоэмоционального напряжения, снижения уровня тревоги и стресса. Отличительные особенности: Медитативное творчество молодое направление. Именно дзен-графика в полной мере даст вам ощутить, что такое настоящая медитация. Ритмичное рисование, плетение повторяющихся элементов усмиряет сумбурные мысли, дисциплинирует работу мозга и вводит ребенка в состояние глубокого успокоения. По мере рисования, полностью прекращается «мыслительный шум» и наступает «состояние не ума», которое, собственно, и является целью любой медитации.

Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся систематических знаний об медитативных техниках арт-терапии, овладение навыком медитативного и интуитивного творчества. Общее развитие и гармонизация личности ребенка.

Формирование личностных компетенций:

  • развитие положительной мотивации и познавательного интереса к изучению курса «Медитативное творчество»;

  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач;

  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми;

  • формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с артисскуством;

  • формирование стрессоустойчивости у детей;

  • принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни.

Формирование метапредметных учебных действий:

  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий;

  • владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

  • умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Формирование образовательных компетенций:

  • изучение современных техник медитативного творчества;

  • стимулирование обучающихся к созданию собственных картин в стиле дзенграфики;

  • освоение основ плетения и рисования мандал;

  • освоение техники релаксации;

  • формирование у обучающихся коммуникативную, социальную этическую и гражданскую компетентности.

  • Развитие познавательной и творческой активности обучающихся в ходе участия в деятельности объединения, в том числе и через участие в различных конкурсах;

Принципы формирования учебных групп: Группы формируются из детей 7-15 лет. Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года детей. Состав группы – постоянный, 10-12 человек. Программа построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучающиеся младшего школьного возраста располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач педагога. В этом возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь). Основные виды деятельности, которыми занят ребенок: учение, общение, игра и труд. Коллективные формы работы, стимулирующие общение, в младшем школьном возрасте наиболее полезны для общего развития и должны быть обязательными для детей. Самооценка ребенка зависит от характера оценок, даваемых взрослыми успехам ребенка в различных сферах деятельности. В этом возрасте дети узнают многое о самих себе, об окружающем мире и отношениях с близкими людьми. На данном этапе обучения детей важными составляющими содержания деятельности дополнительного образования являются развитие речи, как основного способа общения, формирование научно-популярной картины мира, этическое и эстетическое воспитание, развитие стремления к самосовершенствованию. В младшем школьном возрасте в основном оформляется характер ребенка, складываются его основные черты, которые в дальнейшем влияют на практическую деятельность ребенка и на его общение с людьми. Основная задача педагога - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учётом индивидуальности каждого ребёнка.

Форма обучения – очная Форма и режим занятий: Программа "Медитативное творчество» рассчитана на 1 год (144 ч). Частота групповых встреч 2 раза в неделю по 2 часа. Всего в неделю 4 часа.

Планируемые результаты: По окончании первого года обучения обучающиеся должны знать и уметь:

  • историю возникновения медитативного творчества;

  • уметь воспроизводить основные узоры (танглы) в стиле дзенграфики;

  • объединять узоры в одном рисунке;

  • создавать собственные картины в стиле дзен;

  • освоить простые и сложные узоры дудлинга;

  • познакомиться с музыкотерапией и цветотерапией;

  • изучить медитативные техники в игровой форме;

  • освоить техники релаксации;

  • познакомиться с техникой нейрографики;

  • знать историю возникновения мандал;

  • освоить основные плетения и рисования мандал;

  • научиться прислушиваться к себе, слышать других;

  • уметь работать в коллективе;

  • создавать продукты коллективного творчества;

  • находить компромиссы в решении создания гармоничной композиции;

  • научиться останавливаться, быть в "здесь и сейчас".

Работа по программе состоит из теоретических и практических занятий. На практических занятиях проводятся как изучение нового материала, так и закрепление полученных знаний. Индивидуальный подход позволяет наиболее качественно донести до каждого ребенка излагаемый материал, в зависимости от имеющихся начальных знаний у ребенка меняется и форма подачи преподаваемого материала. Для сохранения здоровья обучающихся, на занятиях соблюдаются:

  1. правила техники безопасности;

  2. проведение физминуток.

Ожидаемые результаты

По окончании образовательной программы обучающиеся получат:

  • развитие неординарного мышления;

  • снятие психоэмоционального напряжения, стресса, тревоги, страхов;

  • улучшение психоэмоционального состояния;

  • заряд вдохновения на новые дела;

  • овладение техниками современного искусства;

  • личную коллекцию впечатляющих работ;

  • подарки близким;

  • творческий навык.

Программа предполагает проведение бесед, викторин и просмотр презентаций по правилам дорожного движения в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся. 

Формы аттестации обучающихся:

Для проверки результатов освоения программы «Медитативное творчество» применяются следующие виды контроля:

  • устный контроль - фронтальный опрос, индивидуальный опрос

  • самоконтроль - устное воспроизведение изученного материала;

  • участие в конкурсах различного уровня.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

  • журнал посещаемости;

  • наблюдение;

  • диагностика;

  • творческие проекты;

  • грамоты, сертификаты;

  • методические разработки;

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

  • мониторинг знаний обучающихся;

  • участие в конкурсах различного уровня;

  • открытое занятие;

  • фотографии.

Материально- техническое обеспечение программы

Техническое оснащение: кабинет (имеющий хорошее освещение), стулья, рабочие столы, доска. Художественные материалы и инструменты:

  • тетрадь, альбом, скетчбуг;

  • акварельная бумага;

  • картон, краски,

  • карандаши, кисти, циркуль;

  • гелевые ручки

Дидактическое обеспечение: коллекция разнообразной литературы по истории и различным техникам медитативного творчества; коллекция альбомов, открыток, орнаментов, фотографий; таблицы с поэтапным выполнением изделий.

Информационное обеспечение: компьютерное оборудование, интернет-ресурсы.

Учебный план 1 год обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. Знакомство. Техника безопасности на занятиях. Беседа на тему: "Основы правильного поведения на улице и на дороге".

2

1

1

Устная оценка

История возникновения медитативного рисования. Дзен Графика. Первые узоры и моноплитки.

58

18

40

Устная оценка

Знакомство с мандалой. История возникновения. Медитативная мандала. Мандала раскраска.

12

2

10


Фриформ. Свободное рисование в стиле Дзен Графики. Медитативная музыка.

14

2

12

Устная оценка

Дудлинг. Викторина: «Как ты знаешь правила дорожного движения».

14

2

12

Творческий проект

Знакомство с медитативными техниками в игровой форме. Создание интуитивного рисунка. Нейрографика

22

6

16

Устная оценка

Мандалотерапия. Основы плетения мандалы.

20

4

16

Устная оценка

Заключительное занятие. Подведение итогов.

2

1

1

Устная оценка

ИТОГО:

144

36

108


Содержание 1 год обучения

  1. Вводное занятие. Знакомство.(2ч)

Теория:(1ч.) Знакомство с программой. Техника безопасности на занятиях. Беседа на тему: "Основы правильного поведения на улице и на дороге".

Практика:(1ч.) Отработка техники безопасности в игровой форме.

  1. История возникновения медитативного рисования. Дзен Графика. Первые узоры и моноплитки.(58ч.) Теория:(18ч.) История возникновения медитативного рисования. Понятие Дзен-Графика. Первые узоры и моноплитки. Единство симметрии и свободных форм. Серия простых танглов. Серия сложных танглов. Геометрические и растительные узоры. Объединение узоров в одном рисунке. АТС. Свободная форма. Знакомство с медитативной музыкой. Практика:(40ч.) Практическая работа. Рисование различных узоров. Коллективный рисунок в стиле Дзен Графики.

  2. Знакомство с мандалой. История возникновения.(12ч.)

Теория:(2ч.) Знакомство с мандалой. История возникновения. Точечная мандала. Мандала в стиле Дзен Графики. Базовый рисунок

Практика:(10ч.) Практическая работа. Рисование различных узоров в круге.

  1. Фриформ. Свободное рисование в стиле Дзен Графики. Медитативная музыка (14ч.) Теория 2ч. Понятие фриформ.

Практика 12ч. Практическая работа. Создание картин в стиле фриформ.

  1. Дудлинг (14ч.) Теория 2ч. Понятие дудлинг.

Практика 12ч. Практическая работа. Создание картин в стиле дудлинг.

  1. Знакомство с медитативными техниками в игровой форме. Создание интуитивного рисунка. Нейрографика (22ч.)

Теория 6ч. Знакомство с медитативными техниками в игровой форме. Понятие нейрографики. Изучение упражнений на релаксацию. Викторина: «Как ты знаешь правила дорожного движения».

Практика 16ч. Практическая работа. Создание интуитивного рисунка.

  1. Мандалотерапия. Основы плетения мандалы (20ч.)

Теория 4ч. История возникновения плетеной мандалы в разных странах.

Практика 16ч. Практическая работа. Плетение мандал.

  1. Заключительное занятие. Подведение итогов (2ч). Теория 1ч. Подведение итогов Практика 1ч. Выставка работ.


Методическое обеспечение образовательной программы

Для реализации программы «Арт-терапия в стиле дзен-графика» используются следующие методы и формы обучения:

  • словесные методы обучения (устное изложение, объяснение, беседа);

  • наглядные методы (демонстрация);

  • практические методы (устные и практические задания);

  • репродуктивный метод («делай, как я»).

Формы организации обучения:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • фронтальные.

В качестве дидактического раздаточного материала используются:

Наглядные материалы:

  • карточки с узорами (монотаглы);

  • плетеные мандалы;

  • картины по дзенграфике;

  • фотографии;

  • электронные ресурсы.

Раздаточный материал:

  • шаблоны мандалы;

  • раскраски антистресс;

Наглядные методы обучения:

  • показ видеоматериалов, иллюстраций;

  • работа по образцу.

3. Практические методы обучения:

  • выполнение практических заданий.

Для реализации программы используются следующие педагогические технологии:

  • Технология личностно-ориентированного обучения

  • Игровые технологии

  • Технология продуктивного обучения.

Технология личностно-ориентированного обучения. Сегодня, в условиях современного мира, с его основной информационно-технической составляющей, важно помнить, что эстетическое развитие является средством для реализации заложенных в ребенке творческих начал и созданием условий для самовыражения, что способствует созданию условий для формирования таких качеств, как чувство собственного достоинства, самоконтроля, уважения к окружающим. В процессе освоения программы раскрываются индивидуальные способности ребёнка, развиваются интеллектуальные и творческие способности. Творческие способности помогают в жизни, в решении проблем. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий. Если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями. Творческие способности являются базой для личностного развития. Все педагогические технологии, которые я применяю в образовательно-воспитательном процессе, имеют личностно ориентированный характер, и ставят в центр образовательной системы личность учащегося.

Игровые технологии. Игра является, пожалуй, самым древним приемом обучения. С возникновением человеческого общества появилась и проблема обучения детей жизненно важным и социально значимым приемам и навыкам. С развитием цивилизации игры видоизменяются, меняются многие предметы и социальные сюжеты игр. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Игровые технологии занимают важное место в учебно- воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: 1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; 2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; 3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учащихся.

Технологии продуктивного обучения. Одной из новых инновационных педагогических технологий является продуктивное обучение. Идеи продуктивного обучения состоят в следующем: деятельность учащихся должна быть осмысленной и у них должна быть ответственность за результаты своей работы. Сущность продуктивного обучения мы видим в следующем:

  • на занятии формируется проблема, которую необходимо решить;

  • деятельность педагога сводится к управлению процессом решения учащимися поставленной проблемы;

  • учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, повышенным интересом учащихся. Одна из задач продуктивного обучения сделать педагога необходимым для своих учащихся. Показателями продуктивности для педагога являются консультирование и поддержка учащегося, взаимодействие с ним, обеспечение условий для продуктивной учебной деятельности. И тогда изменится роль педагога на занятии, это будет:

  • организация пространства для самостоятельной работы учащихся;

  • консультирование, взаимодействие и поддержка учащегося;

  • переход от творчества педагога к творчеству учащегося.

Методы продуктивного обучения, прежде всего, направлены на самостоятельную работу учащихся – индивидуальную, парную, групповую. При этом во взаимодействии с информационными технологиями они обеспечивают средства для реализации поставленных целей. При обучении на занятиях с использованием методики продуктивной деятельности у учащихся возрастает внимание, улучшается память и развивается мышление. Применение продуктивного обучения способствует творческому развитию не только учащихся, но и самого педагога. Продуктивное обучение является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает мотивацию учащихся, уровень их самостоятельности.

Алгоритм учебного занятия.

В рамках программы наиболее приемлемы комбинированные занятия, предусматривающие смену методов обучения и деятельности обучаемых. С учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на занятии, проводить объяснения в первой части занятия, а на конец занятия планировать деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее личностное значение. В комбинированном занятии можно выделить следующие этапы:

1. Организационный момент.

2. Активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, просмотр слайдов с новыми узорами, просмотр презентаций, фронтальный опрос по ранее изученному материалу).

3. Демонстрация и изучение нового.

4. Практическая часть занятия. Проигрывание новой композиции.

5. Подведение итогов.

Работа с родителями

  1. Проведение родительских собраний.

  2. Индивидуальные беседы и консультации.

  3. Проведение совместных досуговых мероприятий


Список литературы

  1. Баженова О.В. Детская и подростковая релаксационная терапия. Практикум. - М.:, 2015.

  2. Валеждникова Г.П. Диагностика Арт-терапии метод Мандала. - М.:, 2016.

  3. Дилео Д. Детский рисунок. - М., 2015.

  4. Иолтуховская Е. Зендул мотиватор. Могу себе позволить. - М.:, 2016.

  5. Крахула Б. Зентангл. - М.:, 2017.

  6. Корни Н. Дзендудлинг. Расслабляющие завитки, - М.:, 2017.

  7. Крейз Р. Релаксации. - М., 2014.

  8. Медитация практическое пособие 48 мандал для раскрашивания. – М.:, 2016.

  9. Светлова М. Мандалы плетение из ниток. - М.:, 2015.

  10. Фенина А. Индейские мандалы. – М.:, 2017.



Список литературы для учащихся

  1. Иолтуховская Екатерина Зендул мотиватор "Могу себе позволить" 2016.

  2. Мосс, Р. Мандала Бытия. Искусство жить настоящим / Р. Мосс. - М.: ИГ "Весь", 2015.

  3. Норбу, Джамьянг Мандала Шерлока Холмса. Приключения великого сыщика в Индии и Тибете / Джамьянг Норбу. - М.: Открытый Мир, Рипол Классик, 2017.

  4. Редиер Астрологическая мандала / Редиер, Дейн. - М.:, 2016.

  5. Светлова Мария «Мандалы плетение из ниток», - М.:, 2015.

Приложение 1

Тест

1) Что такое дзен-графика?

  1. техника медитативного рисования

  2. современное арт искусство

  3. модное хобби

  4. все ответы верны

2)Какие узоры изучались на первых занятиях?

  1. растительные узоры

  2. геометрические узоры

  3. узоры 3D

  4. восточные узоры

3)Что такое тангл?

  1. рисунок с повторяющимся узором

  2. рисунок объединяющий в себе несколько узоров

  3. черно-белый рисунок

  4. все ответы неверные

4) К какому виду узоров относится данный тангл?

  1. растительный

  2. геометрический

  3. восточный

  4. р усско-народный

5) К какому виду узоров относится данный тангл?




  1. геометрический

  2. растительный

  3. морской

  4. восточный



6) Что такое мандала?

  1. рисунок в круге

  2. рисунок отображающий эмоции человека

  3. вселенная в миниатюре

  4. все ответы верны

7) Какой вид мандал был в наших занятиях?

  1. плетеная мандала

  2. магическая мандала

  3. мандала из бисера

  4. все ответы неверны

8) Что такое нейрографика?

  1. стиль рисования

  2. графический метод рисования нацеленный на решения жизненных задач

  3. медитативное рисование

  4. все ответы верные

9) Какие медитативные упражнения помогают справиться со стрессом?

  1. дыхательные упражнения

  2. телесные упражнения

  3. создание рисунков антистресс

  4. все ответы верные

10) Сколько видов плетеной мандалы мы освоили на занятиях?

  1. 1

  2. 2

  3. 3

  4. 4

Правильность каждого вопроса оценивается в 1 балл. Отлично 10 баллов , хорошо от 7-9 баллов, удовлетворительно 6 баллов.

Приложение 2





Приложение 3



Приложение 4



Приложение 5















Сохранить у себя:
Программа дополнительного образования "Медитативное творчество"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки