Программа деятельности социального педагога по профилактике дезадаптации у учащихся 5-х классов.
Анализ итогов диагностики процесса адаптации при переходе из начальной школы в основную школу и причин дезадаптации у подростков дали возможность разработать программу социально-педагогической профилактики, способствующую преодолению дезадаптации у учащихся 5-х классов.
Исходя из всего вышесказанного, нами была разработана Комплексная программа по профилактике дезадаптации учащихся 5-х классов.
Настоящая программа предназначена для работы социального педагога с детьми 10 – 11-ти лет (5-е классы) по профилактике дезадаптации. Это необходимо для того, чтобы обеспечить учащихся средствами, позволяющими им более эффективно действовать в повседневной жизни, решать встающие перед ними каждодневные задачи.
Цель программы: профилактика дезадаптации учащихся.
Задачи программы:
выявить дезадаптированных учащихся;
провести профилактические занятия по профилактике дезадаптации;
оказать системно-консультативную помощь учителям и родителям в работе с учащимися 5-х классов;
Программа предполагает следующие направления работы: социально-педагогическая диагностика; просвещение; профилактика; индивидуальное и групповое консультирование.
Содержание деятельности социального педагога в ходе реализации названных направлений программы, включает в себя три блока: социально-педагогическая работа с учащимися, работа социального педагога с родителями; работа с педагогами школы.
Содержание работы с данными категориями участников программы представлено в приложении 5.
Основные задачи профилактической работы с учащимися: обеспечение школьника средствами самопознания; повышение представлений школьника о собственной значимости, ценности, укрепление у него чувства собственного достоинства; развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, для преодоления затруднений в учебе, других видах деятельности, в общении; формирование мотивации самовоспитания и саморазвития и обеспечение необходимыми психологическими средствами; развитие фантазии, воображения.
На занятиях важно обеспечить возможность проявиться всем, «вытаскивать» молчунов и в то же время – дать подростку возможность не говорить о себе, если он этого не хочет. Занятия целесообразно проводить раз в неделю в течение 90 минут. Желательно, чтобы группа не превышала 12 –14 человек. Основные профилактические занятия с учащимися представлены в приложении 6.
Формы и методы деятельности учащихся и социального педагога могут быть различными и зависят от целей и задач каждого конкретного занятия. Среди форм и методов работы социальным педагогом использовались следующие:
формы работы – семинар; родительские собрания; психолого-педагогические консилиумы; диагностика; педагогические совещания; индивидуальные и групповые консультации.
методы работы – анкетирование; тестирование; наблюдение; опрос; беседа; мозговой штурм; рефлексия; деловая игра; экспресс-диагностика; тренинговые приемы; игровые приемы и упражнения; психолого-педагогические упражнения.
К предполагаемым результатам программы социально-педагогического просвещения относятся:
повышение уровня адаптации учащихся;
повышение уровня мотивации к обучению в школе у учащихся;
повышение уровня социально-психологического климата в классе.
Программа была реализована в коллективе учащихся 5-х классов в сентябре-ноябре 2022 г. В качестве экспериментальной группы был выбран 5 «Б» класс, в качестве контрольной - 5 «А» класс.