![Профориентация в начальной школе-первый шаг к выбору профессии](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2022/09/20/i_632940dc96bc0/img_phpNGRJCZ_0.jpg)
Профориентация в начальной школе-первый шаг к выбору профессии
![Выбор профессии – ответственный шаг в жизни каждого человека. И от того, насколько правильным будет этот выбор, зависит будущее благополучие не только отдельного гражданина, но и всей страны.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2022/09/20/i_632940dc96bc0/img_phpNGRJCZ_1.jpg)
Выбор профессии – ответственный шаг в жизни каждого человека. И от того, насколько правильным будет этот выбор, зависит будущее благополучие не только отдельного гражданина, но и всей страны.
![Цели профориентационной работы в начальной школе :](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2022/09/20/i_632940dc96bc0/img_phpNGRJCZ_2.jpg)
Цели профориентационной работы в начальной школе :
- формирование у детей представлений о различных сторонах профессий
- понимание роли труда в жизни человека и общества
- развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения .
![В процессе профориентационной работы решаются следующие задачи:](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2022/09/20/i_632940dc96bc0/img_phpNGRJCZ_3.jpg)
В процессе профориентационной работы решаются следующие задачи:
- воспитание уважения к людям труда, к различным профессиям;
- понимание значения труда в жизни человека;
- знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями;
- воспитание чувства ответственности за качество выполняемой работы;
- развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры;
- развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.
![Система профориентации младших школьников во внеурочной деятельности :](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2022/09/20/i_632940dc96bc0/img_phpNGRJCZ_4.jpg)
Система профориентации младших школьников во внеурочной деятельности :
- гибкое использование разнообразной диагностики
- целеполагание
- планирование
- прогнозирование
- отбор оптимальных методов и средств
- подбор различных видов деятельности
- коррекционная работа
- сотрудничество с родителями учащихся, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта
![Профессиональная ориентация представляет собой научно-обоснованную систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить свои склонности и способности. Система мер 3. Профориентационная работа с родителями обучающихся 2. Внеурочная 1. Профориентация через учебные предметы профориентационная работа Основная задача профориентационной работы в начальных классах – расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе непосредственного общения со взрослыми или наблюдения за их работой.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2022/09/20/i_632940dc96bc0/img_phpNGRJCZ_5.jpg)
Профессиональная ориентация
представляет собой научно-обоснованную систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить свои склонности и способности.
Система мер
3. Профориентационная
работа с
родителями
обучающихся
2. Внеурочная
1. Профориентация через учебные предметы
профориентационная
работа
Основная задача
профориентационной работы в начальных классах –
расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях
в процессе непосредственного общения со взрослыми или наблюдения за их работой.
![Профориентация через учебные предметы ориентация через учебные предметы В начальной школе профориентационная работа ведется непосредственно на уроках и во внеурочное время. Эффективность воспитания интереса к труду повышается, если учитель внедряет информацию о разных профессиях в учебный процесс. Уроки в начальной школе можно разнообразить, например, профориентационными играми. Применение такого метода позволяет оживить даже самый неинтересный предмет и достичь желаемой цели.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2022/09/20/i_632940dc96bc0/img_phpNGRJCZ_6.jpg)
Профориентация через учебные предметы ориентация через учебные предметы
- В начальной школе профориентационная работа ведется непосредственно на уроках и во внеурочное время.
- Эффективность воспитания интереса к труду повышается, если учитель внедряет информацию о разных профессиях в учебный процесс.
Уроки в начальной школе можно разнообразить, например, профориентационными играми. Применение такого метода позволяет оживить даже самый неинтересный предмет и достичь желаемой цели.
![Элементы профориентации на уроках В 1-4 классах воспитывать у школьников интерес ко взрослому труду можно на любом учебном предмете. Кроме того, для профориентации годится почти каждая тема урока. Для наглядности приведем несколько примеров . Предмет База для профориентации Математика Русский язык Форма реализации Задачи Изучение частей речи Краткие беседы о профессии, которая упоминается в условии задачи или в процессе ее решения. Практическая демонстрация места и значения математики в деятельности человека (без нее не обойтись программисту, экономисту, финансисту, архитектору, инженеру и так далее). Ученики получают карточки с названиями разных профессий. Для каждой из них им нужно записать в тетрадь по 5-7 предметов труда (к примеру, для врача: шприц, вата, бинт, зеленка, градусник, таблетки).](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2022/09/20/i_632940dc96bc0/img_phpNGRJCZ_7.jpg)
Элементы профориентации на уроках
В 1-4 классах воспитывать у школьников интерес ко взрослому труду можно на любом учебном предмете. Кроме того, для профориентации годится почти каждая тема урока.
Для наглядности приведем несколько примеров .
Предмет
База для профориентации
Математика
Русский язык
Форма реализации
Задачи
Изучение частей речи
Краткие беседы о профессии, которая упоминается в условии задачи или в процессе ее решения. Практическая демонстрация места и значения математики в деятельности человека (без нее не обойтись программисту, экономисту, финансисту, архитектору, инженеру и так далее).
Ученики получают карточки с названиями разных профессий. Для каждой из них им нужно записать в тетрадь по 5-7 предметов труда (к примеру, для врача: шприц, вата, бинт, зеленка, градусник, таблетки).
![Предмет Окружающий мир База для профориентации Проект «Таланты и знаменитости» Форма реализации ИЗО Тема «Хозяйство человека» Задание ученикам подготовить рассказы о знаменитостях в разных профессиях (это может быть выдающийся спортсмен, художник, скульптор, писатель, актер, композитор, предприниматель, космонавт, ученый ). Темы, посвященные оформительскому искусству, дизайну, скульптуре Беседа с детьми о «сельских» профессиях (чем занимаются птичницы, доярки, комбайнеры, трактористы, животноводы, фермеры, агрономы и прочие). Технология Практические занятия, позволяющие каждому ученику попробовать себя в роли художника-оформителя, иллюстратора, дизайнера, декоратора, скульптора, модельера. Темы, посвященные профессиям Перевоплощение школьников в представителей различных профессий: строителя, машиниста, архитектора, рекламного (туристического) агента и прочих](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2022/09/20/i_632940dc96bc0/img_phpNGRJCZ_8.jpg)
Предмет
Окружающий мир
База для профориентации
Проект «Таланты и знаменитости»
Форма реализации
ИЗО
Тема «Хозяйство человека»
Задание ученикам подготовить рассказы о знаменитостях в разных профессиях (это может быть выдающийся спортсмен, художник, скульптор, писатель, актер, композитор, предприниматель, космонавт, ученый ).
Темы, посвященные оформительскому искусству, дизайну, скульптуре
Беседа с детьми о «сельских» профессиях (чем занимаются птичницы, доярки, комбайнеры, трактористы, животноводы, фермеры, агрономы и прочие).
Технология
Практические занятия, позволяющие каждому ученику попробовать себя в роли художника-оформителя, иллюстратора, дизайнера, декоратора, скульптора, модельера.
Темы, посвященные профессиям
Перевоплощение школьников в представителей различных профессий: строителя, машиниста, архитектора, рекламного (туристического) агента и прочих
![Детская литература о профессиях Отличное подспорье для беседы о профессиях с учениками младшего школьного возраста – качественная детская литература: сборники маленьких рассказов в прозе и стихах, комиксы, ярко иллюстрированные тематические энциклопедии. В качестве примера приведем несколько книг и их серий, которые могут понравиться школьникам . Издательство Название книги «Аркаим» Описание «Зачем? Отчего? Почему?» (серия книг с «окошками») «Поляндрия» «Когда я вырасту, я стану/буду...» (серия книг) Хорошо подходят дошкольникам и учащимся 1-2 классов. В них содержится занимательная информация о профессиях и сферах деятельности, структурированная по отраслям (книги «Аэропорт», «Железная дорога», «Пожарная команда», «Строители»). Повествование в книгах этой серии ведется от лица детей, которые знакомятся с разными профессиями: в мореходстве и авиации, строительстве и лесной промышленности, на железной дороге.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2022/09/20/i_632940dc96bc0/img_phpNGRJCZ_9.jpg)
Детская литература о профессиях
Отличное подспорье для беседы о профессиях с учениками младшего школьного возраста – качественная детская литература: сборники маленьких рассказов в прозе и стихах, комиксы, ярко иллюстрированные тематические энциклопедии. В качестве примера приведем несколько книг и их серий, которые могут понравиться школьникам .
Издательство
Название книги
«Аркаим»
Описание
«Зачем? Отчего? Почему?» (серия книг с «окошками»)
«Поляндрия»
«Когда я вырасту, я стану/буду...» (серия книг)
Хорошо подходят дошкольникам и учащимся 1-2 классов. В них содержится занимательная информация о профессиях и сферах деятельности, структурированная по отраслям (книги «Аэропорт», «Железная дорога», «Пожарная команда», «Строители»).
Повествование в книгах этой серии ведется от лица детей, которые знакомятся с разными профессиями: в мореходстве и авиации, строительстве и лесной промышленности, на железной дороге.
![Издательство «Навигатум» Название книги «Мир Детства Медиа» Описание Сборник рассказов «Приключения Бабахина и его друзей». Эта книга – не только сборник интересных историй для детей младшего школьного возраста, но и прекрасное пособие для взрослых. Она поможет дать доступные ответы на каверзные детские вопросы: откуда в лампочке берется свет, как строится дом, почему промышленность делят на легкую и тяжелую, зачем добывают полезные ископаемые и так далее. Тату и Пату идут на работу». Книга повествует о приключениях жителей фантастической страны, которые решили попробовать свои силы в 12 разных профессиях. Они берутся за работу пожарного, учителя, медсестры, уборщицы, музыканта, пекаря, парикмахера, механика, строителя, фермера, журналиста, секретаря.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2022/09/20/i_632940dc96bc0/img_phpNGRJCZ_10.jpg)
Издательство
«Навигатум»
Название книги
«Мир Детства Медиа»
Описание
Сборник рассказов «Приключения Бабахина и его друзей».
Эта книга – не только сборник интересных историй для детей младшего школьного возраста, но и прекрасное пособие для взрослых. Она поможет дать доступные ответы на каверзные детские вопросы: откуда в лампочке берется свет, как строится дом, почему промышленность делят на легкую и тяжелую, зачем добывают полезные ископаемые и так далее.
Тату и Пату идут на работу».
Книга повествует о приключениях жителей фантастической страны, которые решили попробовать свои силы в 12 разных профессиях. Они берутся за работу пожарного, учителя, медсестры, уборщицы, музыканта, пекаря, парикмахера, механика, строителя, фермера, журналиста, секретаря.
![Вся внеурочная работа с классом ведется в трех направлениях. Направлена на получение знаний: знаний о труде людей; знаний основных профессий региона; знаний основных требований, которые предъявляет к человеку та или иная профессия. Направление мотивационное: формирование мотива подготовки к трудовой деятельности; положительного отношения к труду и результатам труда других; стремление к совместной творческой деятельности Деятельностное направление](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2022/09/20/i_632940dc96bc0/img_phpNGRJCZ_11.jpg)
Вся внеурочная работа с классом ведется в трех направлениях.
Направлена на получение знаний:
- знаний о труде людей;
- знаний основных профессий региона;
- знаний основных требований, которые предъявляет к человеку та или иная профессия.
Направление мотивационное:
- формирование мотива подготовки к трудовой деятельности;
- положительного отношения к труду и результатам труда других;
- стремление к совместной творческой деятельности
Деятельностное направление
- стремление получать знания с целью применения их в дальнейшей трудовой деятельности,
- активность и самостоятельность в освоении различных видов труда посредством занятий в кружках
- чтения произведений научно-познавательной литературы и др.
![Цели и задачи профориентационной работы по классам 1 класс 2 класс](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2022/09/20/i_632940dc96bc0/img_phpNGRJCZ_12.jpg)
Цели и задачи профориентационной работы по классам
1 класс
2 класс
- формирование первых умений и навыков общего труда на пользу людям;
- культура труда;
- расширение знаний о производственной деятельности людей, о технике;
- воспитание уважения к людям труда;
- понимание значения труда в жизни человека.
- продолжать знакомство школьников с трудом окружающих людей,
- углублять их представления о разных профессиях.
- второклассники учатся устанавливать отношения в трудовых группах,
- учатся осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности.
![Цели и задачи профориентационной работы по классам 3 класс 4 класс](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2022/09/20/i_632940dc96bc0/img_phpNGRJCZ_13.jpg)
Цели и задачи профориентационной работы по классам
3 класс
4 класс
- продолжение развития общетрудовых знаний, умений и навыков;
- знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями;
- выработка первых навыков организации своей работы и работы товарищей;
- создание условий для проявления активности и инициативности в поисках полезных дел;
- воспитывать чувство ответственности за качество выполняемой работы.
- обобщать и развивать представления о труде, полученные учащимися в 1-3 классах;
- развитие навыков организации своей работы и работы товарищей;
- воспитание уважения к людям труда;
- расширять и углублять представления о различных профессиях;
- создание условий для внутренней мотивации к самостоятельному поиску информации о профессиях и трудовым делам на общую пользу
![Основные требования по профориентации учащихся начальной школы ( принцип калейдоскопа )](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2022/09/20/i_632940dc96bc0/img_phpNGRJCZ_14.jpg)
Основные требования по профориентации учащихся начальной школы ( принцип калейдоскопа )
- расширение знаний о профессиях;
- знакомство с рынком труда и профессий города;
- развитие самосознания и собственной готовности к выполнению различных видов деятельности;
- воспитание ценностного отношения к труду;
- подготовка к профориентационной деятельности на следующей ступени школьного обучения.
- Занятия в ГПД, тематические часы, экскурсии, праздники, чтение книг, просмотр фильмов с дальнейшим обсуждением.
- Проектно-исследовательская групповая и самостоятельная деятельность.
- Занятия в рамках кружка «Помощники», 4 года, «Юный краевед», 4 года.
- Сотрудничество с родителями через просветительскую работу: сотрудничество учитель-родитель-ребенок.
- Игровая деятельность.
- Организация выставок, уголков «Мир профессий».
![Внеурочная профориентационная работа Экскурсии Беседы со специа-листами Приобщение к кружковой деятельности Направления внеурочной профориентационной работы Классные часы !!! Конкурсы, выставки Школьные проекты Внеклассные занятия Исследо-вательские работы](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2022/09/20/i_632940dc96bc0/img_phpNGRJCZ_15.jpg)
Внеурочная профориентационная работа
Экскурсии
Беседы со специа-листами
Приобщение к кружковой деятельности
Направления внеурочной
профориентационной работы
Классные часы
!!!
Конкурсы, выставки
Школьные проекты
Внеклассные занятия
Исследо-вательские работы
![Виды внеклассной деятельности по профориентации .](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2022/09/20/i_632940dc96bc0/img_phpNGRJCZ_16.jpg)
Виды внеклассной деятельности по профориентации .
- Просмотр фильмов "Сказка о потерянном времени", "В мире профессий" на основе просмотра мультфильмов (канал Мульти).
- Практическая созидательная деятельность (изготовление подарков).
- Экскурсии на предприятия.
- Проектная деятельность. Создание альбома профессий (информационные проекты).
- Беседы о героях труда на тематических часах.
- "Что делает моя семья для родного города" (конкурс презентаций).
- Наблюдения за трудом людей в школе (библиотекарь, повар, учитель, медсестра, техслужащая, вахтер).
- Исследовательская работа о самой лучшей профессии.
- Ролевые игры на тематику профессий.
- Выставки рисунков "В мире профессий".
![Виды внеклассной деятельности по профориентации](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2022/09/20/i_632940dc96bc0/img_phpNGRJCZ_17.jpg)
Виды внеклассной деятельности по профориентации
- Трудовой десант (уборка кабинета, сбор макулатуры и т.д.).
- Игротека « Узнай профессию», «Что? Где? Когда?» «Поле чудес», «Угадай профессию по жестам», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с той или иной профессией», «Вспомни как можно больше слов на данную букву, связанных с данной профессией».
- Работа в рамках кружка «Помощники», «Юный краевед»
- Альбом «Профессии наших родителей».
- Тематические классные часы.
- Ведение детьми профессионального портфолио семьи.
- Создание уголка «Профессии моих родителей».
- Чтение книг с рассказами, стихами о профессиях.
![Занятия по профориентации начиная с начальной школы, помогает в будущем сформировать полное представление о мире труда, также воспитывают положительное отношения ко всем профессиям. Профориентация в школе проводится с целью подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии при согласовании их личных интересов и потребностей с изменениями, происходящими на рынке труда. Данная цель реализуется как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Таким образом, занятия во внеурочной деятельности по профориентации дают огромные возможности для интереса к миру профессий.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2022/09/20/i_632940dc96bc0/img_phpNGRJCZ_18.jpg)
Занятия по профориентации начиная с начальной школы, помогает в будущем сформировать полное представление о мире труда, также воспитывают положительное отношения ко всем профессиям.
Профориентация в школе проводится с целью подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии при согласовании их личных интересов и потребностей с изменениями, происходящими на рынке труда.
Данная цель реализуется как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Таким образом, занятия во внеурочной деятельности по профориентации дают огромные возможности для интереса к миру профессий.
![Спасибо за внимание!](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2022/09/20/i_632940dc96bc0/img_phpNGRJCZ_19.jpg)
Спасибо за внимание!