Профориентация в начальной школе-первый шаг к выбору профессии

Выбор профессии – ответственный шаг в жизни каждого человека. И от того, насколько правильным будет этот выбор, зависит будущее благополучие не только отдельного гражданина, но и всей страны.

Содержимое разработки

Профориентация в начальной школе-первый шаг к выбору профессии

Профориентация в начальной школе-первый шаг к выбору профессии

Выбор профессии – ответственный шаг в жизни каждого человека. И от того, насколько правильным будет этот выбор, зависит будущее благополучие не только отдельного гражданина, но и всей страны.

Выбор профессии – ответственный шаг в жизни каждого человека. И от того, насколько правильным будет этот выбор, зависит будущее благополучие не только отдельного гражданина, но и всей страны.

Цели профориентационной работы в начальной школе :

Цели профориентационной работы в начальной школе :

  • формирование у детей представлений о различных сторонах профессий
  • понимание роли труда в жизни человека и общества
  • развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения .
В процессе профориентационной работы решаются следующие задачи:

В процессе профориентационной работы решаются следующие задачи:

  • воспитание уважения к людям труда, к различным профессиям;
  • понимание значения труда в жизни человека;
  • знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями;
  • воспитание чувства ответственности за качество выполняемой работы;
  • развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры;
  • развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.
Система профориентации младших школьников во внеурочной деятельности :

Система профориентации младших школьников во внеурочной деятельности :

  • гибкое использование разнообразной диагностики
  • целеполагание
  • планирование
  • прогнозирование
  • отбор оптимальных методов и средств
  • подбор различных видов деятельности
  • коррекционная работа 
  • сотрудничество с родителями учащихся, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта
Профессиональная ориентация  представляет собой научно-обоснованную систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить свои склонности и способности. Система мер 3. Профориентационная работа с родителями обучающихся 2. Внеурочная 1. Профориентация через учебные предметы профориентационная работа Основная задача профориентационной работы  в начальных классах – расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе непосредственного общения со взрослыми или наблюдения за их работой.

Профессиональная ориентация

представляет собой научно-обоснованную систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить свои склонности и способности.

Система мер

3. Профориентационная

работа с

родителями

обучающихся

2. Внеурочная

1. Профориентация через учебные предметы

профориентационная

работа

Основная задача

профориентационной работы в начальных классах –

расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях

в процессе непосредственного общения со взрослыми или наблюдения за их работой.

Профориентация через учебные предметы  ориентация через учебные предметы В начальной школе профориентационная работа ведется непосредственно на уроках и во внеурочное время. Эффективность воспитания интереса к труду повышается, если учитель внедряет информацию о разных профессиях в учебный процесс.  Уроки в начальной школе можно разнообразить, например, профориентационными играми. Применение такого метода позволяет оживить даже самый неинтересный предмет и достичь желаемой цели.

Профориентация через учебные предметы ориентация через учебные предметы

  • В начальной школе профориентационная работа ведется непосредственно на уроках и во внеурочное время.
  • Эффективность воспитания интереса к труду повышается, если учитель внедряет информацию о разных профессиях в учебный процесс.

Уроки в начальной школе можно разнообразить, например, профориентационными играми. Применение такого метода позволяет оживить даже самый неинтересный предмет и достичь желаемой цели.

Элементы профориентации на уроках   В 1-4 классах воспитывать у школьников интерес ко взрослому труду можно на любом учебном предмете. Кроме того, для профориентации годится почти каждая тема урока.  Для наглядности приведем несколько примеров .    Предмет  База для профориентации Математика  Русский язык Форма реализации Задачи  Изучение частей речи    Краткие беседы о профессии, которая упоминается в условии задачи или в процессе ее решения. Практическая демонстрация места и значения математики в деятельности человека (без нее не обойтись программисту, экономисту, финансисту, архитектору, инженеру и так далее). Ученики получают карточки с названиями разных профессий. Для каждой из них им нужно записать в тетрадь по 5-7 предметов труда (к примеру, для врача: шприц, вата, бинт, зеленка, градусник, таблетки).

Элементы профориентации на уроках

В 1-4 классах воспитывать у школьников интерес ко взрослому труду можно на любом учебном предмете. Кроме того, для профориентации годится почти каждая тема урока.

Для наглядности приведем несколько примеров .

Предмет

База для профориентации

Математика

Русский язык

Форма реализации

Задачи

Изучение частей речи

Краткие беседы о профессии, которая упоминается в условии задачи или в процессе ее решения. Практическая демонстрация места и значения математики в деятельности человека (без нее не обойтись программисту, экономисту, финансисту, архитектору, инженеру и так далее).

Ученики получают карточки с названиями разных профессий. Для каждой из них им нужно записать в тетрадь по 5-7 предметов труда (к примеру, для врача: шприц, вата, бинт, зеленка, градусник, таблетки).

Предмет Окружающий мир База для профориентации Проект «Таланты и знаменитости»   Форма реализации ИЗО Тема «Хозяйство человека» Задание ученикам подготовить рассказы о знаменитостях в разных профессиях (это может быть выдающийся спортсмен, художник, скульптор, писатель, актер, композитор, предприниматель, космонавт, ученый ). Темы, посвященные оформительскому искусству, дизайну, скульптуре Беседа с детьми о «сельских» профессиях (чем занимаются птичницы, доярки, комбайнеры, трактористы, животноводы, фермеры, агрономы и прочие).  Технология   Практические занятия, позволяющие каждому ученику попробовать себя в роли художника-оформителя, иллюстратора, дизайнера, декоратора, скульптора, модельера.   Темы, посвященные профессиям Перевоплощение школьников в представителей различных профессий: строителя, машиниста, архитектора, рекламного (туристического) агента и прочих

Предмет

Окружающий мир

База для профориентации

Проект «Таланты и знаменитости»

Форма реализации

ИЗО

Тема «Хозяйство человека»

Задание ученикам подготовить рассказы о знаменитостях в разных профессиях (это может быть выдающийся спортсмен, художник, скульптор, писатель, актер, композитор, предприниматель, космонавт, ученый ).

Темы, посвященные оформительскому искусству, дизайну, скульптуре

Беседа с детьми о «сельских» профессиях (чем занимаются птичницы, доярки, комбайнеры, трактористы, животноводы, фермеры, агрономы и прочие).

Технология

Практические занятия, позволяющие каждому ученику попробовать себя в роли художника-оформителя, иллюстратора, дизайнера, декоратора, скульптора, модельера.

Темы, посвященные профессиям

Перевоплощение школьников в представителей различных профессий: строителя, машиниста, архитектора, рекламного (туристического) агента и прочих

Детская  литература о профессиях   Отличное подспорье для беседы о профессиях с учениками младшего школьного возраста – качественная детская литература: сборники маленьких рассказов в прозе и стихах, комиксы, ярко иллюстрированные тематические энциклопедии. В качестве примера приведем несколько книг и их серий, которые могут понравиться школьникам .    Издательство Название книги «Аркаим»    Описание «Зачем? Отчего? Почему?» (серия книг с «окошками»)   «Поляндрия»     «Когда я вырасту, я стану/буду...» (серия книг)   Хорошо подходят дошкольникам и учащимся 1-2 классов. В них содержится занимательная информация о профессиях и сферах деятельности, структурированная по отраслям (книги «Аэропорт», «Железная дорога», «Пожарная команда», «Строители»). Повествование в книгах этой серии ведется от лица детей, которые знакомятся с разными профессиями: в мореходстве и авиации, строительстве и лесной промышленности, на железной дороге.

Детская литература о профессиях

Отличное подспорье для беседы о профессиях с учениками младшего школьного возраста – качественная детская литература: сборники маленьких рассказов в прозе и стихах, комиксы, ярко иллюстрированные тематические энциклопедии. В качестве примера приведем несколько книг и их серий, которые могут понравиться школьникам .

Издательство

Название книги

«Аркаим»

Описание

«Зачем? Отчего? Почему?» (серия книг с «окошками»)

«Поляндрия»

«Когда я вырасту, я стану/буду...» (серия книг)

Хорошо подходят дошкольникам и учащимся 1-2 классов. В них содержится занимательная информация о профессиях и сферах деятельности, структурированная по отраслям (книги «Аэропорт», «Железная дорога», «Пожарная команда», «Строители»).

Повествование в книгах этой серии ведется от лица детей, которые знакомятся с разными профессиями: в мореходстве и авиации, строительстве и лесной промышленности, на железной дороге.

Издательство «Навигатум»    Название книги «Мир Детства Медиа»    Описание Сборник рассказов «Приключения Бабахина и его друзей».   Эта книга – не только сборник интересных историй для детей младшего школьного возраста, но и прекрасное пособие для взрослых. Она поможет дать доступные ответы на каверзные детские вопросы: откуда в лампочке берется свет, как строится дом, почему промышленность делят на легкую и тяжелую, зачем добывают полезные ископаемые и так далее. Тату и Пату идут на работу».  Книга повествует о приключениях жителей фантастической страны, которые решили попробовать свои силы в 12 разных профессиях. Они берутся за работу пожарного, учителя, медсестры, уборщицы, музыканта, пекаря, парикмахера, механика, строителя, фермера, журналиста, секретаря.

Издательство

«Навигатум»

Название книги

«Мир Детства Медиа»

Описание

Сборник рассказов «Приключения Бабахина и его друзей».

Эта книга – не только сборник интересных историй для детей младшего школьного возраста, но и прекрасное пособие для взрослых. Она поможет дать доступные ответы на каверзные детские вопросы: откуда в лампочке берется свет, как строится дом, почему промышленность делят на легкую и тяжелую, зачем добывают полезные ископаемые и так далее.

Тату и Пату идут на работу».

Книга повествует о приключениях жителей фантастической страны, которые решили попробовать свои силы в 12 разных профессиях. Они берутся за работу пожарного, учителя, медсестры, уборщицы, музыканта, пекаря, парикмахера, механика, строителя, фермера, журналиста, секретаря.

Вся внеурочная работа с классом ведется в трех направлениях.  Направлена на получение знаний: знаний о труде людей; знаний основных профессий региона; знаний основных требований, которые предъявляет к человеку та или иная профессия. Направление мотивационное:   формирование мотива подготовки к трудовой деятельности; положительного отношения к труду и результатам труда других; стремление к совмест­ной творческой деятельности     Деятельностное направление

Вся внеурочная работа с классом ведется в трех направлениях.

Направлена на получение знаний:

  • знаний о труде людей;
  • знаний основных профессий региона;
  • знаний основных требований, которые предъявляет к человеку та или иная профессия.

Направление мотивационное:

 

  • формирование мотива подготовки к трудовой деятельности;
  • положительного отношения к труду и результатам труда других;
  • стремление к совмест­ной творческой деятельности

 

Деятельностное направление

  • стремление получать знания с целью применения их в дальнейшей трудовой деятельности,
  • активность и самостоятельность в освоении различных видов труда посредством занятий в кружках
  • чтения произведений научно-познавательной литературы и др.
Цели и задачи  профориентационной работы по классам 1 класс 2 класс

Цели и задачи профориентационной работы по классам

1 класс

2 класс

  • формирование первых умений и навыков общего труда на пользу людям;
  • культура труда;
  • расширение знаний о производственной деятельности людей, о технике;
  • воспитание уважения к людям труда;
  • понимание значения труда в жизни человека.
  • продолжать знакомство школьников с трудом окружающих людей,
  • углублять их представления о разных профессиях.
  • второклассники учатся устанавливать отношения в трудовых группах,
  • учатся осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности.
Цели и задачи  профориентационной работы по классам 3 класс 4 класс

Цели и задачи профориентационной работы по классам

3 класс

4 класс

  • продолжение развития общетрудовых знаний, умений и навыков;
  • знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями;
  • выработка первых навыков организации своей работы и работы товарищей;
  • создание условий для проявления активности и инициативности в поисках полезных дел;
  • воспитывать чувство ответственности за качество выполняемой работы.
  • обобщать и развивать представления о труде, полученные учащимися в 1-3 классах;
  • развитие навыков организации своей работы и работы товарищей;
  • воспитание уважения к людям труда;
  • расширять и углублять представления о различных профессиях;
  • создание условий для внутренней мотивации к самостоятельному поиску информации о профессиях и трудовым делам на общую пользу
Основные требования  по профориентации учащихся начальной школы ( принцип калейдоскопа )

Основные требования по профориентации учащихся начальной школы ( принцип калейдоскопа )

  • расширение знаний о профессиях;
  • знакомство с рынком труда и профессий города;
  • развитие самосознания и собственной готовности к выполнению различных видов деятельности;
  • воспитание ценностного отношения к труду;
  • подготовка к профориентационной деятельности на следующей ступени школьного обучения.
  • Занятия в ГПД, тематические часы, экскурсии, праздники, чтение книг, просмотр фильмов с дальнейшим обсуждением.
  • Проектно-исследовательская групповая и самостоятельная деятельность.
  • Занятия в рамках кружка «Помощники», 4 года, «Юный краевед», 4 года.
  • Сотрудничество с родителями через просветительскую работу: сотрудничество учитель-родитель-ребенок.
  • Игровая деятельность.
  • Организация выставок, уголков «Мир профессий».
Внеурочная профориентационная работа Экскурсии Беседы со специа-листами Приобщение к кружковой деятельности Направления внеурочной профориентационной работы Классные часы !!! Конкурсы, выставки Школьные проекты Внеклассные занятия Исследо-вательские работы

Внеурочная профориентационная работа

Экскурсии

Беседы со специа-листами

Приобщение к кружковой деятельности

Направления внеурочной

профориентационной работы

Классные часы

!!!

Конкурсы, выставки

Школьные проекты

Внеклассные занятия

Исследо-вательские работы

Виды внеклассной деятельности по профориентации .

Виды внеклассной деятельности по профориентации .

  • Просмотр фильмов "Сказка о потерянном времени", "В мире профессий" на основе просмотра мультфильмов (канал Мульти).
  • Практическая созидательная деятельность (изготовление подарков).
  • Экскурсии на предприятия.
  • Проектная деятельность. Создание альбома профессий (информационные проекты).
  • Беседы о героях труда на тематических часах.
  • "Что делает моя семья для родного города" (конкурс презентаций).
  • Наблюдения за трудом людей в школе (библиотекарь, повар, учитель, медсестра, техслужащая, вахтер).
  • Исследовательская работа о самой лучшей профессии.
  • Ролевые игры на тематику профессий.
  • Выставки рисунков "В мире профессий".
Виды внеклассной деятельности по профориентации

Виды внеклассной деятельности по профориентации

  • Трудовой десант (уборка кабинета, сбор макулатуры и т.д.).
  • Игротека « Узнай профессию», «Что? Где? Когда?» «Поле чудес», «Угадай профессию по жестам», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с той или иной профессией», «Вспомни как можно больше слов на данную букву, связанных с данной профессией».
  • Работа в рамках кружка «Помощники», «Юный краевед»
  • Альбом «Профессии наших родителей».
  • Тематические классные часы.
  • Ведение детьми профессионального портфолио семьи.
  • Создание уголка «Профессии моих родителей».
  • Чтение книг с рассказами, стихами о профессиях.
Занятия по профориентации начиная с начальной школы, помогает в будущем сформировать полное представление о мире труда, также воспитывают положительное отношения ко всем профессиям. Профориентация в школе проводится с целью подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии при согласовании их личных интересов и потребностей с изменениями, происходящими на рынке труда.  Данная цель реализуется как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Таким образом, занятия во внеурочной деятельности по профориентации дают огромные возможности для интереса к миру профессий.

Занятия по профориентации начиная с начальной школы, помогает в будущем сформировать полное представление о мире труда, также воспитывают положительное отношения ко всем профессиям.

Профориентация в школе проводится с целью подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии при согласовании их личных интересов и потребностей с изменениями, происходящими на рынке труда.

Данная цель реализуется как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Таким образом, занятия во внеурочной деятельности по профориентации дают огромные возможности для интереса к миру профессий.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Сохранить у себя:
Профориентация в начальной школе-первый шаг к выбору профессии

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки