Профилактика социального сиротства

Одним из важнейших приоритетов социальной политики сегодня является охрана детства, гарантия прав детей и защита их интересов. В Конвенции о правах ребенка сказано: «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания» [1]. Во все времена в социальной структуре общества важная роль принадлежала семье, как одной из устойчивых малых групп людей, социальная необходимость, которой обусловлена ее потребностями. Выполняя различные социальные функции, семья играет свою ведущую роль в общественном развитии, обеспечивая при этом ряд важных социальных функций.

Содержимое разработки

Лекция «Профилактика социального сиротства»

Одним из важнейших приоритетов социальной политики сегодня является охрана детства, гарантия прав детей и защита их интересов. В Конвенции о правах ребенка сказано: «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания» [1]. Во все времена в социальной структуре общества важная роль принадлежала семье, как одной из устойчивых малых групп людей, социальная необходимость, которой обусловлена ее потребностями. Выполняя различные социальные функции, семья играет свою ведущую роль в общественном развитии, обеспечивая при этом ряд важных социальных функций.

Именно в семье ребенок чувствует себя защищенным, учится постигать ценности и формирует отношения, длящиеся всю жизнь. Семейная среда создает тот фундамент, на котором в дальнейшем будет строиться собственная жизнь ребенка. Дети начинают познавать мир только в общении со взрослыми, и самые близкие взрослые – это родители. Как же быть, если семья утрачивает свою созидательную функцию и отторгает ребенка?

Анализ проблем сиротства невозможен без четкого разграничения его видов. В науке и на практике выделяются два вида сиротства – полное сиротство, когда по тем или иным причинам у ребенка отсутствуют биологические родители. И социальное сиротство, когда число безнадзорных и беспризорных детей пополняется из семей (полных или неполных), в которых родители в силу тех или иных причин не занимаются воспитанием своего ребенка и не заботятся о нем. Под влиянием новых рыночных, социально-политических и правовых отношений появился совершенно новый вид сиротства – это скрытый. Скрытое сиротство, обусловленное тем, что из-за резкого ухудшения материального положения семьи, падения ее нравственных устоев, изменяется отношение к детям: они становятся практически беспризорными.

Считается, что наибольшую тревогу вызывает социальное сиротство, являющееся следствием устранения и неучастия в выполнении своих обязанностей по отношению к детям (искажение родительского поведения).

Социальное неблагополучие в семьях сопряжено с алкоголизмом родителей. В таких случаях основными мерами по защите прав ребенка становятся лишение и ограничение родительских прав.

Какие дети могут быть отнесены к группе риска социального сиротства? Подобный риск возникает в ситуации, когда основные материальные, эмоциональные, медицинские и образовательные потребности ребенка не находят удовлетворения, когда дети подвергаются насилию из-за того, что их родители не способны или не желают обеспечивать адекватный уход за ними.

В группу риска социального сиротства чаще всего попадают следующие категории детей:

1. дети, родители которых имеют выраженные материальные и социальные проблемы (малоимущие и / или безработные, не имеющие собственной жилплощади);

2. дети, родители которых злоупотребляют алкоголем или наркотиками, имеют проблемы с правоохранительными органами;

3. дети из распадающихся семей;

4. дети, находящие под опекой и заботой престарелых или тяжело больных родственников;

5. дети, родители которых временно находятся в больницах (соматических или психиатрических), тюрьмах, других учреждениях;

6. дети душевнобольных родителей, которые не могут осуществлять заботу о ребенке, а также дети смертельно больных родителей;

7. подростки, находящиеся в конфликте с родителями и родственниками, убегающие из дому, длительное время живущие на улице.


Одним из важнейших условий успешности мероприятий, направленных на сохранение ребенка в кровной семье является четкое определение факторов риска, поскольку намерение родителей передать ребенка на содержание в государственное учреждение чаще всего аргументируется наличием бытовых или финансовых затруднений. А подобные проблемы не могут считаться достаточными основаниями для помещения ребенка в институциональную систему воспитания.

Как показывает опыт, ребенок оказывается сиротой всегда в силу действия целого ряда факторов, их сочетания. Остановимся на основных факторах социального сиротства:

1. ФАКТОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С РОДИТЕЛЯМИ И СЕМЬЕЙ, к ним относятся:

 наличие негативного детского опыта у родителей (воспитание в интернатных учреждениях; дефицит тепла и заботы со стороны родителей, конфликтные отношения с ними; переживание насилия в детстве, алкоголизация родителей, инвалидизация родителей и т.д.);

 злоупотребление алкоголем отцом или матерью (иногда обоими);

 тяжелые заболевания у родителей;

 негативные особенности личности родителей (снижение интеллекта, инфантильность, эгоцентризм, невротизация);

 низкий уровень социальной адаптации (низкий образовательный уровень, низкая квалификация или отсутствие профессии);

 особенности семьи, такие как многодетность, хаотичность спутанность ролей в семье, разобщенность в семье, бедность социальных связей, нарушения в отношениях между родителями;

 насилие по отношению к ребенку.

2. ФАКТОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С РЕБЕНКОМ, включают в себя:

 дети с особенностями развития и характера (невропатии, энцелофалопатии, гиперкинетический синдром, нарушения общения и т.д.);

 соматические и психические заболевания, инвалидизация ребенка;

 школьная дезадаптация;

 нарушения поведения ребенка (воровство, уходы из дома, употребление психоактивных веществ).

3. СИТУАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ:

 трагические события (смерти, пожары и пр.);

 потеря жилья и работы, выраженные материальные проблемы;

 попадание в зону военных действий и межнациональных конфликтов, включая вынужденную миграцию;

 сепарция ребенка, обусловленная внешними причинами (длительный отрыв ребенка от матери, особенно в раннем возрасте);

 отсутствие родственников, оказывающих поддержку семье.


С увеличением числа негативных факторов ситуация усугубляется, риск возрастает. Ребенок становится социальным сиротой тогда, когда одновременно сочетается действие факторов как минимум из двух групп, и при этом таким образом, что нарушаются детско-родительские отношения и компенсация этих отношений при взаимодействии с другими родственниками невозможна.


Для профилактики социального сиротства проводится работа по раннему выявлению семейного и детского неблагополучия, укреплению семьи и семейных ценностей.

В общеобразовательные школы введены более трех тысяч социальных педагогов.

В отделах образования работают специалисты, осуществляющие функции по опеке и попечительству. Их основная функция - выявление неблагополучных семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи или детские учреждения; назначение пособий и материальной поддержки нуждающимся детям и другое.

Решены вопросы поддержки опекунов и попечителей. С марта прошлого года государство выплачивает пособие в размере 10 МРП на содержание каждого ребенка, находящегося под опекой. Создан единый информационный интернет-портал о детях, подлежащих устройству в семьи. Данный ресурс открыт 27 июня 2012 г. и является одним из действенных механизмов устройства детей-сирот в семьи казахстанских граждан, созданы школы приемных родителей, службы поддержки семьи, увеличилось число казахстанских граждан, желающих усыновить детей.

В Казахстане по состоянию на начало 2013 года количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 34 785 детей.

Из них находятся:

21 736

под опекой и попечительством

2 162

на патронатном воспитании

10 887

в организациях для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

В том числе в:

8 494

системе образования

1 552

системе здравоохранения

841

системе социальной защиты населения


Из более 10 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в организациях системы здравоохранения, образования, труда и социальной защиты населения, свыше 80% - социальные сироты при живых родителях.


Организации, осуществляющие функции по защите прав ребенка

В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.10 г. № 372-IV (см. стар. ред.)

1. В Дома ребенка принимаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, от рождения до трех лет. Для временного содержания детей в Доме ребенка открывается специальное отделение.

В специализированные Дома ребенка принимаются дети с дефектами психического и физического развития от рождения до четырех лет.

В специальные организации образования помещаются дети с девиантным поведением в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет.

В интернатные организации принимаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте от трех до восемнадцати лет.

В общеобразовательную школу-интернат общего типа принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети из малообеспеченных и многодетных семей в возрасте от шести до восемнадцати лет, не имеющие медицинских противопоказаний для содержания в организациях данного типа. Интернатные организации обеспечивают государственные гарантии на воспитание, образование и содержание несовершеннолетних с предоставлением места проживания.

В дом-интернат для умственно отсталых детей принимаются дети, нуждающиеся в уходе, медицинском, бытовом обслуживании и социально-трудовой адаптации в возрасте от четырех до восемнадцати лет.

В детскую деревню семейного типа принимаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до восемнадцати лет. Порядок приема и условия содержания детей в детских деревнях семейного типа определяются законодательством Республики Казахстан о детских деревнях семейного типа и Домах юношества.

В Доме юношества на основании решения администрации детской деревни (детского дома) могут проходить социальную адаптацию выпускники детских домов и детских деревень в возрасте до двадцати трех лет, воспитанники в возрасте от шестнадцати лет, переведенные из детской деревни и детских домов.

В центры адаптации несовершеннолетних принимаются безнадзорные и беспризорные дети в возрасте от трех до восемнадцати лет для установления родителей или других законных представителей.

2. Условия приема и содержания детей в организациях, осуществляющих функции по защите прав ребенка, в части, не установленной настоящим Законом, определяются положением об этих организациях, утвержденным органом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан.

Новый проект Типовых правил деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей будет утвержден в ближайшее время.

По сравнению с 2011 годом количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в интернатных учреждениях сократилось на 2 038 детей.

Сократилась на 14 ед. сеть организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Атырауская, Южно-Казахстанская, Костанайская, Карагандинская, Западно-Казахстанская, Алматинская, Жамбылская, Северо-Казахстанская, Павлодарская, Акмолинская области, г. Алматы).

Проблемы детей, оставшихся без попечения родителей, остаются актуальными не только с общественно-политической и научной точки зрения, но и с человеческой, эмоциональной и духовно-нравственной. Не одна из сфер нашей жизни сегодня не может претендовать на столь острое и безусловное внимание, как эта. Неслучайно мировым сообществом определено и признано, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».


Одна из задач Стратегического плана Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2011–2015 годы: сокращение количества детей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем развития альтернативных форм устройства их в семьи.

Наверное, каждый из нас хотя бы раз в жизни испытывал желание помочь детям, оставшимся без попечения родителей. Но как помочь? Принести в детский дом одежду и сладости – это одноразовая помощь: любви в сердце ребенка от этого не прибавится. А решиться взять к себе на постоянное проживание чужого ребенка может далеко не каждая семья. Причин тому много: это и огромная ответственность за жизнь ребенка, и отсутствие достаточных денежных средств, жилплощади, а также опасение за состояние здоровья приемного ребенка, его наследственность, и страх перед осуждением со стороны близких и друзей.

При всех формах и видах устройства ребенка в семью предъявляются одинаковые требования к состоянию здоровья лиц, принимающих ребенка в семью. Также законом предусматривается, что они не должны быть прежде лишены родительских прав или ограниченны в родительских правах, не отстранялись от обязанностей опекуна или усыновление не было отменено по вине взрослых, а так же нет судимости за преступления против жизни и здоровья граждан. Остановимся на основных формах семейного устройства детей.

УСЫНОВЛЕНИЕ (Удочерение)

Усыновление - правовая форма передачи ребенка на воспитание в семью на основании судебного решения, в результате которой возникают личностные неимущественные и имущественные права и обязанности, приравниваемые к правам и обязанностям родственников по происхождению. Усыновление является приоритетной формой устройства детей, так как ребенок в этом случае чувствует себя полноценным членом семьи и растет в атмосфере любви и заботы. Ребенок становится родным – сыном/дочерью, со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Для родителей это – высшая степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное разностороннее развитие. Решение об усыновлении в Республике Казахстан принимает суд. Разница в возрасте между усыновителем и ребенком должны быть не менее шестнадцати лет и не более сорока пяти лет.

Практика работы в сфере усыновления органов, осуществляющих функции по опеке или попечительству, показывает, что важнейшим направлением в активизации граждан в деле усыновления детей является предоставление им объективной и доступной информации о возможностях и путях усыновления.

В постановлении Правительства Республики Казахстан от 30 марта 2012 года № 386 «Об утверждении Правил учета лиц, желающих усыновить детей» от 30 марта 2012 года определен порядок организации учета лиц, являющихся гражданами Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих усыновить детей (далее – граждане).
      2. Учет граждан производится органами, осуществляющими функции по опеке или попечительству района, города областного, республиканского значения, столицы. Орган проверяет право граждан быть кандидатами в усыновители в соответствии со статьей 91 Кодекса, а также полноту и соответствие предоставленных документов требованиям действующего законодательства Республики Казахстан.
      По итогам проверки орган в течение десяти календарных дней со дня поступления заявления проводит обследование жилищно-бытовых условий граждан, по результатам которого составляет соответствующий акт и готовит заключение о возможности либо невозможности граждан быть кандидатами в усыновители согласно  к настоящим Правилам.
      5. В случаях соответствия граждан требованиям действующего законодательства орган в течение пятнадцати календарных дней со дня поступления заявления ставит их на учет в качестве кандидатов в усыновители посредством внесения записи в журнал учета лиц, желающих усыновить детей.
      Оригинал положительного заключения, исполненного на бланке органа, выдается кандидатам в усыновители в течение пяти календарных дней со дня подписания заключения. Положительное заключение является основанием для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители и подбора ребенка.

      6. В случаях несоответствия граждан требованиям действующего законодательства орган в течение пяти календарных дней со дня подписания доводит до сведения граждан отрицательное заключение с обоснованием. Отрицательное заключение является основанием для отказа в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители. Одновременно гражданам возвращаются их документы.

После постановки кандидата в усыновители на учёт ему выдается направление в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для выбора ребенка. Кандидаты в усыновители обязаны лично познакомиться с ребенком, общаться с ним в течение двух недель, установить с ним контакт, ознакомиться с документами усыновляемого ребенка, подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.

Орган, осуществляющий функции по опеке или попечительству, готовит решение в суд с учетом заключения комиссии о соответствии усыновления интересам ребенка.

После подготовки всех документов кандидаты в усыновители подают заявление с приложением документов, согласно «Правил передачи детей, являющихся гражданами Республики Казахстан, на усыновление», утверждённых Постановлением РК от 30 марта 2012 года.

Согласно действующему законодательству граждане Республики Казахстан, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, желающие усыновить детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до одного года, имеют право взять детей под опеку или патронат до окончания процедуры усыновления.

В случае отказа от ребенка после рождения в медицинской организации без оформления в установленном законодательством Республики Казахстан порядке заявления об отказе обоих родителей либо матери, не состоящей в браке (супружестве), также при обнаружении брошенного (отказного) ребенка в возрасте не более трех лет суд вправе в интересах ребенка рассмотреть дело об усыновлении гражданами Республики Казахстан по истечении трех месяцев после оставления или обнаружения ребенка.

Окончательное решение об усыновлении принимает суд с обязательным участием прокурора, представителей органов, осуществляющих функции по опеке или попечительству, самих усыновителей

1. Куда следует обращаться по вопросам усыновления?

Ответ: полную информацию о возможностях и путях усыновления можно получить в органах, осуществляющих функции по опеке или попечительству, по месту жительства, на сайте Комитета по охране прав детей МОН РК www.bala-kkk.kz).

2. Есть ли очередь на усыновление детей?

Ответ: Гражданин Республики Казахстан, не имеющий правовых и медицинских противопоказаний к усыновлению, имеет право усыновить ребенка. Однако очередность существует, так как граждане желают усыновить:


1) только здоровых детей;


2) своей национальности;


3) младенческого возраста;


4) очень похожих на себя.

3. Сколько времени занимает процедура усыновления?

Ответ: время процесса усыновления зависит оттого, как скоро кандидаты в усыновители предоставят в органы, осуществляющие функции по опеке или попечительству, по месту жительства необходимые документы, смогут выбрать ребенка из предложенных детей, будет назначена судом дата судебного заседания.

4. Какие денежные траты несут кандидаты в усыновители?

Ответ: специалисты, участвующие в усыновлении, оказывают безвозмездные (т.е. бесплатные) услуги гражданам. Так как усыновление устанавливается судом, то при подаче заявления об усыновлении в суд кандидаты в усыновители оплачивают государственную пошлину. Все консультации, проводимые специалистами, проводятся ТОЛЬКО БЕСПЛАТНО.

5. Правда ли, что для усыновления надо пройти специальную подготовку, в чем она заключается?

Ответ: В целях предотвращения отказов от приемных детей в регионах при организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действуют школы приемных родителей, службы поддержки семьи. В них можно получить юридическую, психологическую, педагогическую консультации. Вы сможете узнать об особенностях воспитания приемных детей, процесса их адаптации, о трудностях, с которыми можно столкнуться и как с ними справиться. Также вам помогут морально и практически подготовиться к приему ребёнка в свой дом, к первой встрече с ним, наладить доверительные взаимоотношения с ним, помочь разобраться с его психологическими особенностями.

6. Могут ли одинокие люди усыновить ребенка, или усыновлять детей можно только супружеским парам?

Ответ: при рассмотрении заявлений об усыновлении предпочтение отдается семейным парам. При этом, одинокие женщины также имеют право на усыновление детей.

7. Как можно выбрать ребенка для усыновления?

Ответ: кандидаты в усыновители самостоятельно выбирают ребенка для усыновления. Для этого специалист органов, осуществляющих функции по опеке или попечительству, предлагает кандидатам в усыновители информацию, которая включает широкие анкетные данные ребенка, его фото, информацию о состоянии здоровья, обстоятельствах сиротства (где находятся биологические родители, что с ними, есть ли родственники), краткую историю его жизни. Затем организуется контакт с ребенком в учреждении, в котором он находится.

8. Охраняется ли тайна усыновления законом?

Ответ: безусловно, да. Тайна усыновления в нашей стране охраняется законом. После усыновления всякая связь ребенка с биологическими родителями прерывается навсегда. Хотя в некоторых других странах такой нормы нет, люди, усыновившие детей, этого не скрывают.

ОПЕКА ИЛИ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО

опека - правовая форма защиты прав и законных интересов детей, не достигших четырнадцати лет;


попечительство - правовая форма защиты прав и законных интересов детей в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет;


Опекун и попечитель имеют практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения и содержания ребенка. При этом ребенок сохраняет свою фамилию, имя, отчество.


Опекуны и попечители несовершеннолетних подопечных обязаны проживать совместно с ними. Раздельное проживание с подопечным, достигшим 16 лет, допускается с разрешения органа, осуществляющего функции по опеке или попечительству.


Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия, если это не противоречит интересам подопечного. У близких родственников преимущественное право быть опекунами или попечителями перед всеми другими. Опеку обычно принимают бабушки, дедушки, совершеннолетние братья и сестры, реже – дяди и тети детей. Но опекунские заботы может взять на себя и человек со стороны.


Для установления опеки над ребенком, достигшим возраста десяти лет, необходимо его согласие.

Для установления опеки или попечительства необходимо обратиться в центр облуживания населения по месту жительства ребенка.

После предоставления данных документов проводится обследование жилищно-бытовых условий жизни лица, претендующего на воспитание ребенка, по итогам которого готовится акт.

Если кандидаты в опекуны не являются родственниками ребенку, они обращаются в органы, осуществляющие функции по опеке или попечительству, на территории которого находится детское учреждение, пишут заявление об оказании содействия в подборе ребенка.

Если информация заинтересовала кандидата, ему выдается направление на выбор и посещение ребенка. С этим направлением кандидат обращается к руководителю детского учреждения, который знакомит его с ребенком и его личным делом. Кандидат может посещать ребенка в учреждении и принять решение о согласии или об отказе принять его в свою семью.

Сегодня государство уделяет большое внимание вопросам защиты детства и, в частности, социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан от 30 марта 2012 года № 383, утверждены Правила назначения и размера выплаты пособия опекунам или попечителям на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


Правила определяют порядок назначения и выплаты пособия опекунам или попечителям на содержание ребенка-сироты (детей-сирот) и ребенка (детей), оставшихся без попечения родителей.


Назначение и выплата пособия опекунам или попечителям на содержание ребенка-сироты (детей-сирот) и ребенка (детей), оставшихся без попечения родителей, производится органами, осуществляющими функции по опеке и попечительству.


Пособие опекунам или попечителям на содержание ребенка-сироты (детей-сирот) и ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, назначается на каждого ребенка (детей), находящегося под опекой или попечительством, если сумма среднемесячных доходов ребенка (детей) в виде его заработной платы, алиментов, пенсий и других социальных выплат, а также доходов от принадлежащего ему имущества не превышает среднемесячные расходы на содержание ребенка в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


С 1 марта 2011 года всем опекунам или попечителям, воспитывающим в своих семьях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие на содержание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей в размере 10 МРП.


ПАТРОНАТ


Патронат — форма воспитания, при которой дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются на воспитание в семьи граждан по договору, заключаемому органом, осуществляющим функции по опеке или попечительству (далее - орган), и лицом, выразившим желание взять ребенка на воспитание.

Главное преимущество патроната в том, что ребенок, попадая в семейное окружение, получает полноценный уход, заботу и внимание, приобретает опыт проживания в семье, навыки самостоятельной жизни. Подобная форма позволяет вполне реально планировать дальнейшую судьбу многих детей, лишенных родительского попечения. Основная цель данной формы – социализация ребенка, получение опыта жизни в семье.


Процедура помещения ребенка в семью

При определении ребенка на патронатное воспитание орган руководствуется интересами ребенка с учетом его этнического происхождения, принадлежности к определенной религии и культуре, родного языка.


Договор заключается только в том случае, если потенциальный заявитель изъявил желание быть патронатным воспитателем, и у него есть условия для содержания и воспитания ребенка (детей).


На патронатном воспитании могут быть дети, утратившие попечение родителей и не находящиеся под опекой или (попечительством) у физических лиц. В дальнейшем ребенок может быть передан на усыновление. Патронатный воспитатель должен быть готовым к обсуждению возникающих проблем с представителями органов, психологами, а в случае необходимости, и к изменению своего жизненного уклада в интересах ребенка.

Права и обязанности патронатного воспитателя прописаны в Кодексе Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье».

Передача ребенка (детей), достигшего возраста десяти лет, патронатным воспитателям осуществляется только с его согласия

Статус ребенка и его возраст

На патронат передается ребенок, независимо от его возраста, статуса и состояния, которому временно требуется семья или необходимо создать особые условия его поддержки и сопровождения. При этом ребенок имеет право на получение всех льгот, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. Подробную информацию о них можно получить в управлении координации занятости и социальных программ по месту жительства.

Орган опеки и попечительства, проверяет право лица, выразившего желание взять ребенка (детей) на патронатное воспитание и по итогам выносит решение о заключении либо об отказе в заключении договора.

Передача ребенка (детей), достигшего возраста десяти лет, патронатным воспитателям осуществляется только с его согласия.

Общие положения для опекунов, попечителей, патронатных воспитателей

Опекуну или попечителю ежемесячно выплачивается пособие на содержание подопечного в размере 10 МРП.

Патронатному воспитателю ежемесячно выплачиваются денежные средства на содержание подопечного, а также заработная плата.

Передача братьев и сестер, воспитывающихся в одной семье, под опеку или попечительство, на патронатное воспитание разным людям не допускается (за исключением случаев, если это отвечает интересам детей). Это позволяет детям сохранять кровные связи. Ребенок, находящийся под опекой (попечительством), на патронатом воспитании сохраняет право на получение алиментов от родителей, а в случае их смерти – пенсии по случаю потери кормильца и другие социальные выплаты. А также на льготы, предусмотренные для соответствующей категории (ребенок-инвалид, ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей), такие как бесплатный проезд в общественном транспорте, питание в школе, летний отдых. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), на патронатном воспитании имеют право на сохранение за ними жилья, если таковое имеется. А при отсутствии собственного жилья – право на постановку в очередь на получение жилья из государственного жилого фонда.

Для этого опекун, патронатный воспитатель обязан поставить его в очередь по месту жительства на получение жилья. За такими детьми сохраняются не только материальные права. Ребенок с десяти лет вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Опекуны или попечители, патронатные воспитатели не могут претендовать на имущество подопечных, на выплачиваемые им алименты, пенсии, пособия и иные предоставляемые на содержание подопечных социальные выплаты. Они могут их потратить только на воспитание и содержание детей. Например, на приобретение компьютера, музыкального инструмента или чего-то еще, что пойдет на пользу развитию ребенка.

Если у подопечного есть какие-то сбережения (например, оставшиеся от родителей вклады на сберкнижке), то опекун или патронатный воспитатель обязан получить разрешение от органа, осуществляющего функции по опеке или попечительству, снять определенную сумму на покупку необходимых для воспитуемого вещей. И потом – обязательно отчитаться, на что именно потрачены средства.

Доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением тех, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном (попечителем) или патронатным воспитателем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа, осуществляющего функции по опеке или попечительству.

Чего не может опекун, патронатный воспитатель


Опекун, патронатный воспитатель без предварительного разрешения органа, осуществляющего функции по опеке или попечительству, не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей. А также на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного. Предварительное разрешение опеки и попечительства требуется также во всех иных случаях, если действия опекуна или попечителя могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного.

Чего не может подопечный

В свою очередь, подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, патронатных воспитателей. Имущество может принадлежать опекунам или попечителям и подопечным на праве общей собственности по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Два раза в год опекун, патронатный воспитатель должен предоставлять отчеты в орган, осуществляющий функции по опеке или попечительству, о состоянии здоровья подопечного и о работе по его воспитанию, а также по управлению его имуществом.

Гостевая семья - данная форма устройства, подразумевает временную передачу в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, на период летних каникул, в нерабочие, праздничные дни. Как возраст детей, так и сроки их пребывания в гостевых семьях определяются отдельно для каждого конкретного случая, исходя из интересов и потребностей каждого ребёнка, по согласованию с органами опеки.


Гостевая семья — это своего рода промежуточная ступень, этап на пути к устройству сирот. Проводя вместе свободное время, взрослые и воспитанники детских домов получают возможность ближе узнать друг друга, установить отношения, которые могут сложиться только в семье. Ведь невозможно составить полное впечатление о характере и привычках ребёнка только на основании официальной информации, которую могут предоставить в органах опеки. Да и сам ребёнок не понаслышке должен знать людей, которые хотят принять его в свою семью.


Сообщаем, что граждане, желающие взять ребенка в семью, должны предоставить в орган опеки и попечительства при отделе образования по месту жительства следующие документы: заявление о желании взять ребенка (детей) в свою семью (в свободной форме); копию удостоверения личности или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала); справку, подтверждающую отсутствие у гражданина судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан; справку из органов внутренних дел, подтверждающую положительную характеристику по месту проживания; копии документов, подтверждающих право пользования или право собственности гражданина на жилое помещение, в котором будет временно находиться ребенок; справку о доходах; справку о состоянии здоровья; согласие членов семьи на принятие ребенка.


Гостевая семья — это возможность для ребенка понять духовно-правовые ценности семьи. Следующие шаги — опека (попечительство), патронат либо усыновление. Опыт жизни в нормальной здоровой семье будет бесценен для маленького человека, лишённого родственной ласки и заботы!

Лекция «Социальная защита детей-сирот»

«Балалардың өмір сапасын арттыру – Қазақстан Республикасының мемлекеттік саясатының негізгі бағыты»


Приоритетными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Казахстан являются защита их прав и интересов, полноценная реабилитация, социализация и успешная интеграция в общество.

Казахстан одним из первых ратифицировал Конвенцию о правах ребёнка, в 1994 году.

На сегодня в Казахстане действует ряд национальных законодательных документов, действие которых должно гарантировать обеспечение защиты прав детей:

  1. Конституция РК

  2. Гражданский кодекс

  3. Закон РК «О правах ребенка в РК»

  4. Кодекс РК «О браке (супружестве) семье»

  5. Закон РК «Об образовании»

  6. Закон РК «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждение детской безнадзорности и беспризорности.

  7. Закон о социальной медико-педагогической и коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»

  8. Закон РК «О жилищных отношениях»;

  9. Закон РК «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в РК»;

  10. Закон «Об охране здоровья граждан в РК»

Соблюдение прав детей в детском доме регулируются как международными формами, казахстанским законодательством, так и внутренними документами.


На всех воспитанников имеются личные дела, которые формируются в соответствие с рекомендациями по оформлению личных дел детей, воспитывающихся в государственных учреждениях. Ведутся журнал регистрации личных дел. Поступившим воспитанникам оформляется временная регистрация по месту пребывания в детском доме, выбывшие воспитанники своевременно снимаются с регистрационного учёта. За несвоевременную регистрацию и снятие учёта в настоящее время предусмотрены административные взыскания.

В соответствии с Правилами документирования и регистрации населения, утвержденными Постановлением Правительства РК от 12 июля 2000 года №1063, все воспитанники имеют документы, удостоверяющие их личность, СИК, РНН и т.д.

В течение всего года ведётся работа с личными делами воспитанников, продолжается работа по обновлению документов по мере поступления новых сведений.

В системе ведётся работа по обновлению информационной компьютерной базы на воспитанников детского дома. Вносятся изменения по социальному паспорту детского дома, по жилью воспитанников, по поступлению денежных средств (пенсий, алиментов).

На основании постановления правительства РК от 12.03.2012 года №320 «Об утверждении размеров, источников, видов и Правил предоставления социальной помощи гражданам, которым оказывается социальная помощь, государство в период получения образования полностью обеспечивает расходы на социальную помощь.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитывающиеся в организациях образования находятся на полном государственном обеспечении. Полное государственное обеспечение включает предоставление места проживания в детском доме, мягкого инвентаря, оборудования, и обмундирования, питания, учебников, и медицинской помощи. Для выпускников детского дома предусмотрено единовременное денежное пособие в сумме двух месячных расчётных показателей.

В направлении обеспечения защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детском доме проводится следующая работа:

1. На основании Закона РК «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в РК» дети от 0 до 18 лет, потерявшие одного из родителей или обоих родителей имеют право на получение пособия по утере кормильца. В случае смерти одного из родителей- 0,66 прожиточного минимума, круглый сирота- 0,9 прожиточного минимума.

На сегодняшний день оформлены пенсии на всех воспитанников, имеющих законные основания для их получения.

Осуществляется банковские операции по открытию лицевых счетов, делаются выписки о поступлении денежных средств на счета воспитанников, получающих пособия.

Организация работы по защите имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Право на жилище является одним из социальных прав человека, правами второго поколения. В международных документах это право называют «правом на достаточный жизненный уровень».
В национальном законодательстве данное право рассматривается как «право на жилье» и согласно конституционной норме в государстве создаются условия для обеспечения граждан жильем.

Гарантии по предоставлению жилья категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регламентируются в Законах РК «Об образовании», «О правах ребенка в РК», «О детских деревнях семейного типа и Домах юношества», «О жилищных отношениях», Кодексе РК «О браке (супружестве) и семье».

Дети-сироты, находящиеся под опекой (как физических лиц, так и государства), сохраняют право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством .

В настоящее время согласно Закона Республики Казахстан от 22 июля 2011 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан  по вопросам жилищных отношений» внесены некоторые дополнения и изменения в действующие законодательные акты, касающиеся обеспечения жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Остановлюсь на некоторых из них:

1) увеличился допустимый возраст для постановки на учёт, согласно правил постановки на учет граждан Республики Казахстан, нуждающихся в жилище из государственного жилищного фонда или жилище, арендованном местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, утверждённых постановлением правительства РК от 26 июня 2012 №856 к социально-уязвимым слоям населения теперь относят детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста двадцати девяти лет, потерявших родителей до совершеннолетия. (ранее был установлен возраст до 23-х лет).

2) При постановке на очередь для категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и дети-инвалиды не предоставляют сведения о доходах за последние двенадцать месяцев перед обращением. (ранее для постановки на учет на получение жилья социально защищаемых граждан, дети-сироты должны были иметь совокупный месячный доход ниже прожиточного минимума, то есть 14952 тенге. Ребёнок-сирота имел доход, превышающий прожиточный минимум, а потому не относился к категории «малоимущих» и тем самым не подлежал включению в очередь на получение государственного жилья.

3. В целях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодательством предусмотрено сохранение очереди на получение жилья до получения жилища, т.е ребёнок-сирота не будет сниматься с учёта, если он является нуждающимся в жилище.

В целях обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время ведется работа по совершенствованию законодательства.

В 2012 году разработан законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения прав на жилище детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и внесен в Мажилис Парламента Республики Казахстан.

Данный законопроект позволит обеспечить защиту имущественных, жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечивать их жильем в первоочередном порядке

Законопроект предусматривает внесение изменений и дополнений в четыре закона: в Кодекс «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» две позиции, в Кодекс «Об административных правонарушениях» две позиции, в закон «О жилищных отношениях» шесть позиций и закон «О правах ребенка в Республике Казахстан» две позиции.


«В Налоговый кодекс предлагается внесение дополнения об освобождения детей-сирот от уплаты сборов за регистрацию прав на недвижимое имущество и государственной пошлины за получение свидетельства о праве на наследование. Данная норма обусловлена необходимостью своевременного оформления права на наследование и имущества, которое чаще всего невозможно из-за отсутствия денежных средств у детей этой категории».

Именно по этой причине дети-сироты часто становятся жертвами мошенников.


«Серьезное дополнение вносится в Кодекс «Об административных правонарушениях» в части установления ответственности за нарушение прав детей-сирот в обеспечении жильем. Согласно статье шесть закона об образовании, местные исполнительные органы обязаны в установленном порядке обеспечивать жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Однако, на сегодня какая либо ответственность за невыполнение данного требования ни в одном законодательном акте не установлена. Эта мера позволит повысить ответственность должностных лиц местных исполнительных органов, зачастую невыполняющих требования законодательства по этому вопросу.

Например, в кодекс вводится:

«Статья 111-2. Невыполнение должностными лицами и (или) законными представителями обязанностей по постановке на учет для получения жилища детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилище


1. Невыполнение должностными лицами и (или) законными представителями обязанностей по постановке на учет для получения жилища детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилище, в течение тридцати календарных дней с момента приобретения ими данного статуса – влечет штраф в размере двухсот месячных расчетных показателей.


2. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно после наложения административного взыскания, –


влечет штраф в размере трехсот месячных расчетных показателей.»;».

«В закон о жилищных отношениях вносится следующее дополнение. Первое: о предоставлении детям данной категории первоочередного права на получение жилища, а также введение отдельного списка учета детей-сирот, нуждающихся в жилье из государственного жилищного фонда». В настоящее время дети-сироты находятся в общем списке нуждающихся в жилье социально-защищаемых слоев населения без каких-либо льгот.

«Второе: законопроектом определена норма, при которой нельзя допускать отчуждение жилища детей-сирот, продаж, обмен, дарение и так далее, если это влечет ухудшение их жилищных условий».

«Третье: до внесения изменения и дополнения в законопроект конкретно никто не отвечал и не занимался постановкой детей-сирот на учет для получения жилья. Впервые такая обязанность возлагается на законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В действующем законе «О правах ребенка в Республике Казахстан» определены права на жилище лишь детей-сирот, воспитывающихся в организациях для детей этой категории. Предлагаемая поправка в закон позволит также обеспечить право на жилище детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных семьям казахстанских граждан на опеку, попечительство и патронат.

Кроме того, в этот закон вносится также дополнение, устраняющее правовой пробел в определении порядка сохранения жилища, закрепленного за детьми данной категории. Из-за отсутствия в законодательстве такой нормы многие дети-сироты лишались своего жилья.

Данные меры позволят обеспечить соответствующий контроль и сохранность жилища. Такой порядок сохранности жилья детей-сирот предусмотрен законодательством РФ, Беларуси, Украины, Киргизии и США.

Одной из мер, которые принимаются государством по обеспечению жильем выпускников детских домов, и созданию условий для их адаптации к самостоятельной жизни являются Дома юношества.

Всего по стране функционируют 29 домов юношества, среди которых 4 частных. В них проживают 1 360 выпускников. В данных учреждениях согласно нормам законодательства вправе проживать дети-сироты в возрасте от 16 до 23-х лет1.

Какие меры принимаются для сохранности жилья принимаются в условиях нашего детского дома. Для воспитанников, имеющих долевую собственность в недвижимом имуществе, администрацией детского дома было предпринято ряд мер, направленных на сохранение данного жилья: в Департамент Юстиции Костанайской области отправлены охранные письма с целью наложения обременения на принадлежащую несовершеннолетним недвижимость, предотвращающую совершение сделок купли-продажи имущества.



В целях сохранения недвижимого имущества, квартиры, принадлежащие воспитанникам Шохман , Кошельковым, сдаются в аренду физическим лицам, арендная плата вносится на счета детей в равных долях.

Одной из проблем остаётся - состояние сохраненного жилья, которое передается детям. В большинстве своем, такие дома требуют ремонта, либо вообще могут придти в негодность. В национальном законодательстве отсутствует нормы, закрепляющие порядок сохранности жилья, принадлежащего детям-сиротам, контроля за сохранностью такого жилья, в результате чего жилые помещения могут придти в негодность для проживания.

Еще одна проблема, дети-сироты, которым приходиться возвращаться в сохраненное жилье – к родителям или другим родственникам. Данная процедура также не нашла своего законодательного отражения. Наличие закрепленной жилой площади у выпускников детских учреждений не всегда является решением жилищного вопроса. Во многих случаях дети возвращаются в асоциальную обстановку, к лицам, лишенным родительских прав, страдающим алкоголизмом, наркоманией, ведущим аморальный образ жизни, психически больным, а также в жилые помещения, не отвечающие санитарным и техническим требованиям.

Подводя итоги следует отметить, что государство предпринимает законодательные, административные и другие меры с тем, чтобы решить проблему обеспечения детей-сирот жильем.

Для решения жилищной проблемы детей-сирот необходимо в первую очередь решать проблему социального сиротства в целом.

Однако, процесс этот достаточно длительный и сопряжен с определенными трудностями, которые приходится решать детям-сиротам, после выхода из-под опеки самостоятельно.

Безусловно, в вопросах защиты имущественных прав детей-сирот не срабатывают органы опеки и попечительства на местах, входящие в структуру органов образования всех уровней. Видимо контроль, осуществляемый за данными органами не эффективен.

В целях предупреждения нарушений жилищных прав детей на системной основе необходимо организовывать обучение сотрудников органов опеки и попечительства, специалистов по защите прав детей, руководителей организаций образования, социальных работников в интернатных учреждениях.

Для решения жилищной проблемы названной категории детей наряду с предоставлением жилья из государственного жилищного фонда необходимо применять и альтернативные меры решения проблем. В некоторых регионах Казахстана практикуют применение дополнительных видов помощи и поддержки с тем, чтобы облегчить решение жилищной проблемы:

- предоставление жилья по договору социального найма (аренды);

- предоставление социальных выплат на приобретение жилых помещений;


По прежнему актуальным остаётся вопрос по выплате алиментов. Из 127 воспитанников, имеющих право на получение алиментов от родителей, лишённых или ограниченных в родительских правах, только 5 воспитанников получают алименты (Каев В, Гарипов О, Лисин Е, Алтынай А, Битюков Е). регулярно, остальные 122 воспитанника не получают алименты от своих родителей, т.к., не работают, ведут антиобщественный образ жизни, злоупотребляют спиртными напитками, на учёте в центре занятости не состоят.

В этом направлении проводится следующая работа: ежемесячно осуществляется контроль за поступлением денежных средств на счета воспитанников, по мере возможности с родителями проводятся индивидуальные беседы о необходимости уплаты алиментов, им подробно разъясняются их обязанности, они предупреждаются о привлечении их к уголовной ответственности за неуплату алиментов.


1

Сохранить у себя:
Профилактика социального сиротства

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки