Профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся. Методика воспитательно-профилактической работы

Тема сегодняшнего педсовета «Профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся. Методика воспитательно-профилактической работы».

Для начала нужно дать определение понятия «профилактика». Профилактика позволяет уберечь общество и личность от затрат серьезных усилий по преодолению устойчивых антисоциальных явлений и процессов. Ведь легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям. В общефилософском аспекте профилактика – это предупреждение возникновения процесса, явления или действия (Ковальчук М.А.).

Содержимое разработки



Профилактика и предупреждение

асоциального поведения учащихся.

Методика воспитательно-профилактической работы



«Даже если человек страдает сам из-за себя,

разве не лучше, чтобы ему помогли,

если кто-то на это способен?»

Серен Кьеркегор


Тема сегодняшнего педсовета «Профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся. Методика воспитательно-профилактической работы».

Для начала нужно дать определение понятия «профилактика». Профилактика позволяет уберечь общество и личность от затрат серьезных усилий по преодолению устойчивых антисоциальных явлений и процессов. Ведь легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям. В общефилософском аспекте профилактика – это предупреждение возникновения процесса, явления или действия (Ковальчук М.А.).

Цель педсовета:

  • анализ сложившейся ситуации по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в школе

  • разработка механизма действий по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних МБОУ «СОШ № 8»

Задачи:

  • определить проблемные направления в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

  • определить сферы взаимодействия школы со службами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

  • определить основные направления деятельности по профилактике, выбрав соответствующие формы и приемы работы с учащимися, оказавшимися в социально опасном положении и их родителями.

Безнадзорность и беспризорность детей продолжает оставаться одной из тревожных характеристик современного российского общества. Данное социальное явление, вызванное целым комплексом причин, характеризуют следующие показатели и нашей школы.


(Мониторинговая карта данных социального паспорта школы за последние три года)







Мониторинг социального паспорта школы за ________ годы


Количество детей

год

год

год

В полных семьях




В неполных семьях




В малообеспеченных семьях




В многодетных семьях




Семьи-опекуны




Родители-инвалиды




Дети, состоящие на внутришкольном учете




На учете в _______




Дети, находящиеся в СОП







Увеличивается число безнадзорных, к которым согласно Федеральному закону "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" мы относим всех, за поведением которых отсутствует контроль вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию со стороны родителей или законных представителей.

Проводимая в последние годы в России интенсивная работа активизировала формирование правовых основ защиты прав и интересов детей, профилактики социальной дезадаптации детей и подростков.

В основу правовой базы всей системы профилактической и реабилитационной работы была положена концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку реального права на достойную форму существования в здоровой социальной среде, на защиту прав и интересов, незамедлительное решение его проблем, оказание социальной и иной помощи.

Эта позиция была закреплена в Указе Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 года № 1338 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав. В настоящее время в этой проблеме ведущую роль играет Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", принятый в июне 1999 года
(№ 120-ФЗ). Данный закон определил основные направления деятельности, установил ответственность федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации в организации профилактической работы.

Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, так как ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является, прежде всего, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста. Ведь именно вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная психолого-медицинская и педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности ребенка, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

Существует разработанная система деятельности по раннему выявлению детей группы риска.

Основными направлениями в работе педагогов являются: изучение положения ребенка в окружающей социальной микросреде; выявление положительных и отрицательных качеств личности ребенка, его склонности и способности; определение уровня обучаемости; изучение состояние физического здоровья ребенка; установление степени искажений духовных потребностей; изучение основных ценностных ориентиров школьника.

Данные направления реализуются посредством следующих методов раннего выявления детей группы риска :

- изучение школьной документации

-запрос информации из подразделений по делам несовершеннолетних.

-беседа, опрос мнений

-наблюдения на уроках, внешкольных мероприятиях, в семье

-методы педагогической диагностики

-методы самоизучения и самооценки (анкетирование, тестирование, сочинения, игры на самопознание)

-психологический диагностический комплекс



Система деятельности по раннему выявлению детей группы риска


Основные направления в работе

Методы раннего выявления детей

группы риска

Изучение положения ребенка в окружающей социальной микросреде.


- изучение школьной документации (анализ журналов классных руководителей и классных журналов, анализ паспортов здоровья, анализ учета посещаемости, фиксированных нарушений дисциплины)

-запрос информации из подразделений по делам несовершеннолетних.

-беседа с учителями, учащимися, родителями, соседями, опрос мнений

-наблюдения на уроках, внешкольных мероприятиях, в семье (анализ карты наблюдений, анализ психолого-педагогических карт учащихся и социально-психологических карт характеристики семьи).

-методы педагогической диагностики (анализ уровня воспитанности по методике Капустина, социометрические исследования, методики изучения сформированности классного коллектива (методики Л.В. Байбородовой, Л.М.Фридман); самоуправление в классном коллективе (методика М.И.Рожкова); изучения социализированности личности учащегося (М.И.Рожкова);

-методы самоизучения и самооценки (анкеты, сочинения, тестирования, игры на самопознание)

-психологический диагностический комплекс (диагностика характерологических особенностей личности: Айзенк; изучение акцентуаций характера по Леонгарду, Шмишеку; изучение эмоционального фона: тест Люшера)


Выявление положительных и отрицательных качеств личности ребенка, его склонности и способности.



Определение уровня обучаемости.



Изучение состояние физического здоровья ребенка.



Установление степени искажений духовных потребностей: в общении, в эмоциональной привязанности, в положительных впечатлениях, в положительной оценке личности, в творческой деятельности.



Изучение основных ценностных ориентиров школьника.









Первоначальную информацию о неблагополучии ребенка в семье, школе дают психолого-педагогические карты учащихся и социально-психологические характеристики семей, которые заполняются на каждого учащегося в начале учебного года классными руководителями. В сентябре в каждом классе должна проводиться диагностика уровня воспитанности по методике Капустина. По результатам диагностики выявляются дети группы риска, составляются списки на 1 четверть. (Анализ анкет для кл.рук., психолого-педагогических карт учащихся и социально-психологических характеристик семей)


Результаты анализа психолого-педагогических карт уч-ся


Класс

Учёба

Поведение

Общественная активность

Общение в школе

Общение в семье

итого











































































































































































Диагностика выявила ___ ребёнка, относящихся к «группе риска» и ___проблемные семьи: во классах.






Результаты анкетирования кл. руководителей «Система работы с детьми «группы риска» противоречат полученным данным:

псих-

пед.

карта

анкета

кл.рук.















Но на этом выявление детей группы риска не заканчивается, так как нельзя на основании трех методик изучить личность школьника. Выявление учащихся группы риска ведется в течение всего учебного года регулярно и систематически и осуществляется комплексной методикой, которая включает в себя:


Во-первых, изучение школьной документации и запрос информации из подразделений по делам несовершеннолетних.

Во-вторых, беседы с учителями, учащимися, родителями, соседями, опросы мнений.

В-третьих, проведение педагогической диагностики:

  • Методика определения уровня воспитанности классного коллектива (Н.П.Капустина);

  • Методика изучения сформированности классного коллектива (методики Л.В. Байбородовой, Л.М.Фридман);

  • Самоуправление в классном коллективе (методика М.И.Рожкова);

  • Методика изучения социализированности личности учащегося (М.И.Рожкова);

  • Социометрия.

Выводы по раннему выявлению детей группы риска будут более точными, если к педагогической диагностике личности учащегося привлечь самих учащихся. На практике оправдали себя следующие методы самоизучения и самооценки:


1) сочинения по определенной тематике и заранее составленному плану;

2) самохарактеристики и самоинтервью «Познай себя»;

3) игры, направленные на самопознание.

По результатам изучения, анализа диагностики отклоняющегося поведения раз в четверть классным руководителем и психологом должна заполняться карта наблюдений.

Для ранней диагностики отклоняющегося поведения используется карта наблюдений, которая заполняется один раз в четверть совместно классным руководителем и психологом (демонстрация карты). Неблагополучие ребенка мы можем наблюдать в следующих сферах: учебная деятельность, взаимоотношения со сверстниками, взаимоотношения со взрослыми, проведение свободного времени, отношение к труду и профессиональная ориентация, поведение и поступки.

Данная карта наблюдений помогает определить сферы и степень неблагополучия ребенка, является основой для разработки коррекционной программы работы с учащимся и определения степени её эффективности.


Методы самоизучения и самооценки.


1) сочинения по определенной тематике и заранее составленному плану

Тематика

План сочинения

Классы


«Поступки хорошие и плохие»

  1. Какие поступки товарищей тебе нравятся и почему?

  2. Какие не нравятся?

  3. Какие ошибки ты сам совершал?

  4. Как осуждал себя за это, что делаешь, чтобы не повторять ошибок?

5 - 7

«Учусь признавать ошибки»

  1. Отчего люди совершают ошибки?

  2. какие ошибки чаще всего совершают твои товарищи?

  3. Какие ошибки делаешь сам?

  4. Как и когда ты испытывал чувство стыда, раскаяния за свое поведение?

  5. Что ты решил исправить в себе и как?

8-9

«За что ценят истинных друзей»

  1. Какими качествами должен обладать настоящий друг?

  2. За что ты ценишь своих друзей?

  3. Что ценят в тебе твои друзья?

  4. За что ты критикуешь других и за что критикуют тебя?

10-11


2) Самоинтервью «Познай себя»;

Задание ученику: каждое соответствующее действительности утверждение отмечай знаком «+», несоответствующее знаком «- ».

  1. Ты всегда справедлив, никогда не обижаешь товарищей, не поощряешь плохих поступков.

  2. Ты всегда искренен, выражаешь свое мнение открыто.

  3. Ты всегда готов прийти на помощь другу.

  4. Ты считаешь делом чести выполнение общественного поручения.

  5. Ты человек дела, слово держать умеешь.

  6. Ты никогда не ищешь причин, чтобы избежать работы.

  7. Ты правильно реагируешь на критику твоих недостатков.

3) игры, направленные на самопознание.

«Расскажи мне обо мне»

Каждый ученик получает карточку с фамилией одноклассника, чьи положительные и отрицательные качества он должен охарактеризовать, затем дать совет, от каких недостатков ему следует избавиться прежде всего, выбрать поручение, где бы он мог проявить свои положительные качества.

Волшебный магазин

Основная игровая задача: мотивирование своих выборов и осознание человеческих ценностей.

Роли: продавец, покупатель, эксперт.

Каждая пара садится напротив друг друга и заполняет свои карточки. Продавец торгует жизненными благами (записаны на карточках): слава, сила, карьера, самолет, успех, счастье, машина, дача, любовь и т.д. покупатель расплачивается своим ценностями (записаны на карточках): свобода, любовь, здоровье, честь…покупатель предлагает товар, хвалит его, рекламирует. Торг длится не более 2 – 3 минут. Затем в игру вступает следующая пара.


Чудо - мастер

Основная игровая задача: игра формулирует проблему, которая открывает перед каждым участником множество вариантов для выбора. Это поможет каждому задуматься над тем, что для него является самым важным в жизни, выстраивая собственную шкалу ценностей.

Ведущий раздает участникам листки, на которых перечислены 15 чудо – мастеров. Каждый участник работает самостоятельно и выбирает 5 чудо – мастеров, которым он дает высшую оценку, это те пятеро, чьи дары он больше всего желал бы получить. Затем каждого участника просят выбрать еще 5 специалистов. Остается группа из 5 менее желанных мастеров. Далее начинается дискуссия. Ведущий предлагает поделиться своими впечатлениями по поводу наиболее и наименее желанных мастеров. В заключении ведущий задает сложный вопрос: «Что вы сами делаете сейчас, чтобы достичь того, что 5 чудо-мастеров могли бы сделать для вас?»

Идея игры в том, что каждый из нас является чудо–мастером. К каким чудесам мы стремимся? С чего мы начинаем? Чем мы можем помочь друг другу?

Рабочий лист каждому участнику.

Вот группа из 15 выдающихся специалистов, оцениваемых как чудо – мастеров. Представим, что они согласились продемонстрировать вам свое мастерство. Вы сами должны решить, кто из них может дать вам то, что более важнее в жизни именно для вас.

  1. знаменитый хирург, делающий пластические операции. Благодаря новой безболезненной технологии, он может добиться того, чтобы вы выглядели так, как вы хотите. Ваш идеал внешности может стать реальностью.

  2. специалист по выбору места учебы и работы. Место учебы и работы расположены в том месте, которое вы выберете, будут ваши.

  3. специалист в области сексуальных отношений, он гарантирует, что вы будете безупречным мужчиной или женщиной.

  4. специалист гарантирует вам долгую жизнь (до возраста 200 лет) и замедленный процесс старения. Например, в возрасте 60 лет вы будете себя чувствовать как в 20.

  5. специалист обеспечит вам идеальное здоровье и защиту от заболеваний в течение всей вашей жизни.

  6. специалист в области отношений с родителями. Он гарантирует, что вы никогда не будете иметь никаких проблем с вашими родителями. Они примут ваши ценности и ваш образ жизни. Вы будете свободны от контроля и насмешек со стороны ваших родителей.

  7. специалист гарантирует, что вы никогда не будете иметь неприятности с властями. Он обеспечит вашу неприкосновенность и свободу от любого контроля со стороны школы, милиции, правительства (включая армию).

  8. специалист гарантирует, что вы будете иметь друзей, каких захотите сейчас и в будущем. Вам легко добиться расположения тех, кто вам нравится.

  9. специалист разовьет ваши способности и интеллект. Вы будете свободно решать самые трудные интеллектуальные задачи. Эта способность сохранится в течение всей вашей жизни.

  10. специалист гарантирует, что вы будете богаты. Он предлагает вам программу получения миллионов в течение нескольких недель.

  11. специалист сделает из вас превосходного лидера. Вас будут слушать. На вас будут смотреть, вас будут уважать все окружающие вас люди.

  12. специалист поможет вам быть для всех симпатичным и навсегда избежать одиночества.

  13. специалист-гадалка. У нее вы получите ответы на все вопросы о вашем будущем.

  14. специалист гарантирует, что вы узнаете самого себя, обретете чувство собственного достоинства, самоуважения и уверенности в себе.

  15. специалист научит вас понимать свои желания. Вы будете всегда знать, чего вы хотите, и вас не смутят никакие сложные проблемы нашего времени.

Игра – презентация («Кто я? Чего хочу?») проводится в режиме «Аквариум», при котором игроки находятся внутри событий, а зрители сидят за меловой чертой, рядом с игровым полем. Игру проводят учащиеся, представляющие интересы отличников, хорошистов, неуспевающих. Игроки выступают с декларацией своих взглядов, интересов, сомнений. После игры зрители высказывают свое мнение.


Следует отметить, что профилактическая работа с учащимися - процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. Бывает, что эта работа может не дать ясно видимых положительных результатов. Но, как говорят, дорогу осилит идущий.


5. Эффективность воспитательно-профилактической работы в классе.


В условиях социально – экономического кризиса в последнее время возрастает наркомания, токсикомания, алкоголизм, суицидность. Идет криминализация подростковой среды, омоложение преступности, растет рецидивная преступность среди несовершеннолетних. Причин тому множество. Одной из них является недостаточное внимание со стороны педагогов «трудным» детям, недоработки в воспитательно-профилактической работе. Предлагаю вам выполнить тест, который позволит каждому из нас определить эффективность воспитательно-профилактической работы в классе.


Входной тест для классных руководителей.

Отвечать «да» или «нет»

  1. Веду наблюдения за трудновоспитуемыми детьми, фиксируя результаты в индивидуальном дневнике наблюдений.

  2. Ежедневно слежу за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми учениками.

  3. Ставлю в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.

  4. Совместно с учителями-предметниками постоянно держу на контроле вопрос успеваемости.

  5. Строго слежу за выставлением оценок в дневник.

  6. Имею тесную связь с тренерами, руководителями кружков, контролирую занятость трудновоспитуемого в свободное время.

  7. Ежедневно уделяю внимание трудновоспитуемому.

  8. Каждую четверть заслушиваю трудновоспитуемых на классных собраниях. При необходимости приглашаю на Совет профилактики школы.

  9. Не использую нравоучений. Не подчеркиваю проступки, воспитываю на положительных примерах.

  10. Вовлекаю трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, использую общественные поручения.

  11. Обучаю детей методам самовоспитания.

  12. Нейтрализую вредное влияние родителей, стараюсь нормализовать семейную обстановку.

  13. Привлекаю родительскую общественность для перевоспитания трудновоспитуемых детей.

  14. Поддерживаю тесную связь с детской комнатой милиции.

  15. В конфликтных ситуациях не стараюсь одержать победу любой ценой, считаю, что иногда можно и уступить.

  16. Действую только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушиваю все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказываю мнение, вносящее поправки в услышанное.

  17. Стараюсь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились со мной своими неприятностями.

  18. Не ставлю на ребенке крест.

  19. Не загоняю ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.

  20. Беседу всегда начинаю с дружеского тона.

  21. Диалог начинаю с тех вопросов, мнения по которым совпадают.

  22. В процессе общения инициативу держу в своих руках, стараюсь диалог вести на равных.

  23. Умею смотреть на вещи глазами подростка.

  24. Общаясь с подростком, стараюсь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.

Подведение результатов:

От 20 до 24 «да». Вы на правильном пути. Работайте в том же направлении и ваш ученик обязательно исправится.

От 15 до 19 «да». К сожалению, вы еще не достаточно освоили методы и приемы работы с трудновоспитуемыми детьми, необходимо самосовершенствоваться и самообразовываться.

Менее 15 «да». Необходимо срочно пересмотреть свои взгляды на воспитание детей, иначе вас ждет педагогический провал.


Итак, каждый из вас определил, насколько рассматриваемая проблема актуальна и важна. Необходимым условием эффективности воспитательно – профилактической работы является ее систематичность. Каждая группа получает бланк-лист «Система деятельности классного руководителя по работе с трудновоспитуемыми детьми» и заполняет его, проставляя рядом с тем действием, которое в реальной личной практике по значимости является первым, вторым, и т.д.

Группы выполняют задание.


Бланк – лист

«Система деятельности классного руководителя по работе с трудновоспитуемыми детьми»


Действие – задача


Ранжирование


Сформировать потребность к самовоспитанию.

7

Выявить причины его трудновоспитуемости

2

Формирование положительных качеств личности

5

Подвергнуть ломке отрицательный стереотип поведения

4

Поставить психолого-педагогический диагноз

3

Сформировать положительный стереотип поведения подростка

6

Изучить личность подростка

1


Затем ведущий называет правильный ответ, а участники проводят самопроверку. Обсуждение задания.


(выступление педагога-психолога)

Итак, задачи определены. Рассмотрим, каким образом их можно реализовать на практике.


Рекомендации

классному руководителю по работе с трудновоспитуемыми детьми,

детьми группы «риска».

Документация

  1. Индивидуальный дневник наблюдений, где ежедневно фиксируются успеваемость, посещаемость, поведение трудновоспитуемого ученика.

  2. Характеристика трудновоспитуемого ученика.

  3. Акты посещения семьи.

  4. План профилактической работы на четверть.

  5. Учет профилактической работы по форме:

Дата


Форма и содержание профилактической работы

Участники

мероприятия


Роспись ученика и участников

Основные направления профилактической работы.

  1. Наблюдения за трудновоспитуемыми детьми, результаты фиксируются в индивидуальном дневнике наблюдений.

  2. Систематическое отслеживание посещаемости занятий трудновоспитуемыми учениками. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.

  3. Совместно с учителями-предметниками систематически держать на контроле вопрос успеваемости. Строго следить за выставлением оценок в дневник.

  4. Иметь тесную связь с тренерами, руководителями кружков, тем самым контролировать занятость трудновоспитуемого в свободное время.

  5. Каждую четверть заслушивать трудновоспитуемых на классных собраниях. При необходимости приглашать на Совет профилактики школы.

  6. Установить шефство за трудновоспитуемым учеником.

  7. Вовлекать трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, привлекать к участию в различных формах КТД, использовать общественные поручения.

  8. Обучать трудновоспитуемых детей методам самовоспитания.

  9. Нейтрализовать вредное влияние родителей, стараться нормализовать семейную обстановку. Индивидуально работать с неблагополучными семьями.

  10. Привлекать родительскую общественность для перевоспитания ребенка.

  11. Поддерживать тесную связь с детской комнатой милиции. Организовывать встречи с работниками РОВД.

  12. Проводить профилактические классные часы и коррекционно – развивающие занятия (тренинги, игры). (материалы в книге «В помощь классному руководителю» стр 143)


Психологические аспекты

  1. Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах.

  2. В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить.

  3. Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное.

  4. Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своими неприятностями.

  5. Не ставьте на ребенке крест.

  6. Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.

  7. Беседу всегда начинайте с дружеского тона.

  8. Диалог с трудновоспитуемым ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым совпадают.

  9. В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.

  10. Умейте смотреть на вещи глазами ребенка.



Педагогические ситуации. Трудности в общении с ребенком и пути их устранения.


Как видите, в рекомендациях помимо организационно – деятельностных аспектов есть еще и психологические. Мы говорим, этот ребенок с девиантным поведением (чаще неправильно - «трудный»). А между тем, к факторам, которые способствуют проявлению девиантного поведения, относятся:

1) наличие неблагополучных семей (когда родители не только не занимаются воспитанием, но и показывают пример асоциального поведения);

2) ошибки, допускаемые педагогами. В результате педагогических ошибок и отрицательного воспитательного воздействия педагогов у ребенка происходят неблагоприятные изменения в психике, которые в медицинской психологии называются «дидактогении». Чтобы избежать в нашей с вами работе дидактогений, обратимся за помощью к науке «психологии».

Психологи выявили четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей. Прошу членов групп зачитать их.

а) Привлечь к себе внимание.

Если ребенок не получает нужного количества внимания, то он находит способ его получить: непослушание. Учителя то и дело отрываются от своих дел, делают замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание непослушанием все–таки получено, лучше уж такое, чем никакого.

б) Показать, что имеет власть над другими.

Детям особенно трудно, когда взрослые общаются с ними, в основном, в форме замечаний, указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством. Смысл такого поведения – отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность.

в) Отплатить, отомстить, взять реванш.

Дети часто обижаются на взрослых за несправедливое наказание, любимчиков… В глубине души ребенок переживает, а на поверхности – протесты, непослушаемость, неуспеваемость. Смысл плохого поведения: «Вы сделали мне плохо, пусть вам тоже будет плохо».

г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Ребенок потерял веру в собственные силы, накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, у него складывается низкая самооценка. Он может прийти к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится. Пусть я буду плохим».

Предлагаю группам проанализировать ситуации и выполнить задание.

Группы выполняют задание.

Ситуация 1: Ребенок шумит, встревает в разговор взрослых, не слушается. Взрослые обращают внимание на негативное поведение ребенка, раздражаются, делают ему строгое замечание.

Задание:

Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?

Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:

а) Привлечь к себе внимание.

б) Показать, что имеет власть над другими

в) Отплатить, отомстить, взять реванш.

г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Как бы вы поступили в этом случае?

Ответ: Прекращает на время, затем снова начинает. Цель: привлечь к себе внимание.

Рекомендации:

  1. Игнорировать.

  2. Обращать внимание, когда ведет себя хорошо.

  3. Задать вопрос: Может быть, ты хочешь, чтобы я обратила на тебя внимание?

  4. Оказывать ребенку положительное внимание. Придумать совместные занятия, игры, прогулки.


Ситуация 2: Ребенок отказывается делать то, что от него хотят. Взрослые пытаются использовать свою власть, чтобы его заставить, начинают сердиться.

Задание:

Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?

Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:

а) Привлечь к себе внимание.

б) Показать, что имеет власть над другими

в) Отплатить, отомстить, взять реванш.

г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Как бы вы поступили в этом случае?

Ответ: упрямится или усиливает неповиновение. Цель: показать, что имеет власть над другими

Рекомендации

Избегать борьбы за власть, уменьшить свою включенность в дела ребенка, избавить ребенка от излишнего диктата и давления. Для него важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач.


Ситуация 3: Ребенок вредит или портит вещи, может оскорбить. Взрослые считают ребенка подлым и злым, выражают свой гнев и обиду.

Задание:

Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?

Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:

а) Привлечь к себе внимание.

б) Показать, что имеет власть над другими

в) Отплатить, отомстить, взять реванш.

г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Как бы вы поступили в этом случае?

Ответ: Чувствует себя оскорбленным, стремится отплатить еще и за это. Цель: отплатить, отомстить, взять реванш.

Рекомендации

Не показывать свой гнев и обиду, выявить причину мести ребенка и попытаться наладить с ним доверительные отношения.


Ситуация 4: Ребенок не способен научиться самостоятельным навыкам, требует помощи. Взрослые соглашаются с тем, что ребенок ни на что не способен.

Задание:

Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?

Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:

а) Привлечь к себе внимание.

б) Показать, что имеет власть над другими

в) Отплатить, отомстить, взять реванш.

г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Как бы вы поступили в этом случае?

Ответ: ребенок остается беспомощным. Цель: продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Рекомендации:

Поверить в способности и возможности ребенка, дать ему понять, что в него верят. Найти доступный для ребенка уровень задач, организовать с ним совместную деятельность. При этом ребенка нельзя критиковать. Ищите любой повод, чтобы его похвалить, отмечайте любой, даже самый незначительный успех. Постарайтесь подстраховать его, избавить от крупных провалов.


6. Подведение итогов .

Выполняя задание, вы убедились, что главные усилия нужно направить на то, чтобы переключить свои отрицательные эмоции (гнев, обиду, отчаяние) на конструктивные действия. Ведь чем больше недоволен взрослый, тем больше ребенок убеждается, что его действия достигли цели. Поэтому необходимо, прежде всего, изменить собственное отношение к ситуации и перейти к позиции помощи. Помните, при первых попытках улучшить взаимоотношения ребенок может усилить свое плохое поведение. Он не сразу поверит в искренность ваших намерений, и будет проверять их. Следующее задание является логическим заключением всего сказанного. Как известно, дети учатся у жизни. Чему? На этот вопрос ответите вы, продолжив предложенные фразы.

Дети учатся жить у жизни:

  1. Если ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.

  2. Если ребенок живет во вражде, он учится - быть агрессивным.

  3. Если ребенка высмеивают – он становится замкнутым.

  4. Если ребенок растет в упреках – он учится жить с чувством вины.

  5. Если ребенок растет в терпимости – он учится понимать других.

  6. Если ребенок растет в честности – он учится быть справедливым.

  7. Если ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей.

  8. Если ребенка поддерживают – он учится ценить себя.

  9. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии

– он учится находить любовь в этом мире.

  1. Если ребенка хвалят – он учится быть благородным.


Спасибо за внимание и удачи в воспитательно – профилактической работе.






Сохранить у себя:
Профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся. Методика воспитательно-профилактической работы

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки