Профессия, благодаря которой появился наш поселок

Урок посвященн профессии геолог. НА занятии ребята работают с контурной картой, собирают рюкзак геолога, рассматривают минералы.

Содержимое разработки

8


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования станция юных натуралистов рп. Солнечный Солнечного муниципального района Хабаровского края



















ПРОФЕССИЯ ГЕОЛОГ



Методическая разработка занятия





















Автор:

Кайгородова Евгения Николаевна

Педагог дополнительного образования



























рп. Солнечный

2017



Цели занятия.

Познакомиться с профессией геолог

Задачи занятия:

  • Дать представление о значимости профессии для экономического развития страны;

  • Обогащать знания детей о полезных ископаемых (где их можно обнаружить, какие бывают, что из них можно делать);

  • развивать исследовательские навыки;

  • активизировать внимание и речь детей, развивать логическое мышление.

Возраст детей, на которых рассчитано занятие: 8-9 лет.

Методы проведения занятия: словесный метод (рассказ, беседа), игровой метод, наглядный метод (иллюстрации, карты, образцы минералов и камней), практический метод.

Оборудование и материалы: коллекция камней-минералов (полезных ископаемых); слайды с изображением геологов; коробочки с полезными ископаемыми, лупы - по количеству детей; 2 рюкзака,  2 столика, на каждом из которых лежат разные предметы; атласы «Люби и знай свой край»; контурные карты Хабаровского края; магниты, иглы, губки, тарелки, графин с водой; простые карандаши.

Ход занятия.

Каждый ребенок, будь то мальчик или девочка, хоть раз в жизни собирал камешки различной формы и окраски. Собирали? (дети: ДА). Все ли камни одинаковые? Чем они отличаются?

Дети: камни все разные по размерам и цвету, гладкие и шероховатые, как кристаллы. Давайте посмотрим с вами на камешки , которые я принесла для вас. (Дети рассматривают камни, любуются ими.)

Посмотрите, действительно все камни по-своему интересные и красивые. Они выглядят такими привлекательными, потому что состоят из одного или нескольких минералов. (Обращают внимание на наличие нескольких цветов.) Именно эти минералы придают камням такие интересные оттенки, заставляя сверкать некоторые из них наподобие драгоценных.

Люди, которые занимаются поиском камней-минералов, называются геологами. Геолог - это профессия. (Показ слайда с изображением геологов.)

Геолог -это специалист, занимающийся выявлением и оценкой месторождений полезных ископаемых, а также изучением других особенностей земных недр.

Минералы можно обнаружить в самых разных местах. Как вы думаете где?

Дети: В горах, в море, в пещере.

Действительно минералы можно встретить в горных породах, песках, земле, на дне моря. Поэтому геологи все время путешествуют - они проходят пешком десятки километров, карабкаются на высокие горы, спускаются в глубокие пещеры. (Показ слайдов.)

Как вы думаете, для чего геологи ищут эти камни-минералы? (Ответы детей).

Камни-минералы еще называют полезными ископаемыми. Почему их так называют? (Ответы детей.) Правильно, потому что они приносят пользу людям. А еще полезные ископаемые называют природными богатствами. Как вы думаете, почему? Как наша страна может богатеть, добывая полезные ископаемые? (Ответы детей.) Да, благодаря добыче полезных ископаемых в стране появляется все больше новых фабрик и заводов, которые производят различную продукцию, ее покупают жители нашей страны и других стран.

Ребята, какие полезные ископаемые знаете вы? (Ответы детей.) Предлагаю вам рассмотреть образцы полезных ископаемых.

Дети садятся за столы. У каждого - коробка с набором полезных ископаемых (касситерит, каменный уголь, мел, халькопирит, магнетит), лупа.

Возьмите каждый минерал по очереди, потрогайте, пощупайте. Мягкий или твердый этот минерал? Пачкает ли руки? Как на минералы реагирует компас?

Давайте теперь посмотрим на экран. Здесь представлены ваши образцы полезных ископаемых. Как вы думаете, где и как используются эти полезные ископаемые? (Проводит показ презентации о данных полезных ископаемых. Проводит с детьми беседу о том, для чего нужны эти ископаемые):

  • Халькопирит – основная руда для получения меди, а медь уже применяют в машиностроении, электротехнике;

  • каменный уголь является топливом (несет в дом свет, тепло);

  • мел используется в строительстве - с его помощью возводят дома, различные архитектурные сооружения; делают посуду; мелом пишут на доске.

  • Оловянная руда (касситерит) – консервная промышленность (т.к. олово не окисляется, не токсично) , стекольная , текстильная промышленность.

  • Магнетит – Лечение магнитом. Его используют для создания различных украшений. Кабошоны из магнетита просто неотразимы, однако носить их рекомендую дозировано, на это следует обратить внимание и не злоупотреблять. Кроме этого, большой популярность пользуются шары из магнетита, чётки, бусы..

Учитель: Профессия геолога  очень трудна. Жить геологам приходится в палатках, спать в спальных мешках, готовить еду на костре. Все свое имущество геологи должны уместить в рюкзаке, с которым они бродят в поисках полезных ископаемых. Как вы думаете, что носят в своем рюкзаке геологи? (Предположения детей)

Давайте поиграем: поделимся на две команды и попробуем  собрать рюкзак для геолога. Выиграет та команда, которая правильно  и быстро соберет свой рюкзак.

Детям дается 2 рюкзака , на двух столиках лежат разные предметы: компас, карта,  кружка, чашка, спички, книжка, мячик, фен, ободок, секундомер, тушенка, свисток, термос, карандаши, вешалка.

По окончании игры дети проверяют правильность выполнения задания противоположной команды, комментируют, для чего нужна та или иная вещь геологу в походе.

Молодцы!

Профессия геолога очень важна. Благодаря их разведывательным работам даже возникают целые поселки и города. Яркий пример этому наш поселок Солнечный.

Комсомольская геолого-разведывательная экспедиция вела разведку в г. Комсомольске-на-Амуре в районе «Амурсталь», в поисках питьевой воды они пробурили скважину и обнаружили наносы касситерита. Находка была неожиданной. И первоначально подумали, что месторождение находится именно здесь. Но при разведке территории выяснилось, что данных месторождений здесь нет. Раз месторождений нет , значит касситерит принесла река. Значит надо разведывать реку. Было принято решение подниматься вверх по река Силинка.

Вот таким случайным образом и открыли месторождения касситерита в районах нынешнего Горного, Солнечного, Фестивального.

А теперь дайте откроем атласы Люби и Знай свой край на стр. 5 . Давай те посмотрим какие полезные ископаемые добывают у нас крае, помимо наших месторождений оловянных руд.

Ответы детей.

Учитель: Каждый геолог – это еще и картограф. Как вы думаете кто такие картографы? Ответы детей. Картографы – это люди которые создают карты.

Картограф – специалист по составлению бумажных и электронных карт.

Теперь мы с вами побудем немного побыть картографами. И поможем нашем геологам найти месторождения . На картах отметьте где находится рп. Солнечный и п. Горный. И укажите какие полезные ископаемые здесь добывают используя условные обозначения.

Работа учеников.

Учитель: Мы уже знаем, что один из основных инструментов работы геолога – это компас. А давайте попробуем сделать его самостоятельно.

Для этого нам понадобится: тарелочка, вода, губка, магнит, иголка.

В тарелочку наливаем воду. Иголочку нам надо намагнитить. Для этого один конец нужно прислонить к магниту и провести раз20-30. Далее иголку вставляем в поролон и опускаем в воду. Намагниченная сторона иглы будет показывать на север.

Молодцы все справились с заданием.

Подведение итогов.

А сейчас отгадаем загадки и вспомним, о чем мы сегодня говорили.

Загадки:

  1. Любопытный Человек.

Обошел немало рек

Горы, Воды и Леса

И нашёл в них чудеса! (геолог)



  1. В находке геолога много железа, И тем она людям, конечно, полезна. Среди ископаемых ценной всегда Считалась добытая в шахте… (Руда)... 

  2. Прибор этот верно

Дорогу подскажет,

Магнитная стрелка

На север укажет. (Компас)


  1. Ее с собой берет геолог,

Турист, водитель, археолог. (карта)


Спасибо за урок! До свидание!



Список литературы:

  1. Зуев В.Ф. Солнечный район (1977 – 2007). Хабаровский край. – Хабаровск: Кн. изд-во, 2007. – 224 с. ISBN 5-7663-0464-1

  2. Малахов А. А. Каменная радуга. Свердловск, Средне – Уральское кн. изд-во, 1977. 288с.

  3. Музафаров В.Г. Определитель минералов, горных пород и окаменелостей. Справочное пособие. М. Недра. 1979 г. 328 стр.

  4. Соболевский В. И. Замечательные минералы: Кн. для учащихся. - 2е изд., доп. – М.: Просвещение, 1983 – 191 с., ил. 8 л. ил.

  5. Хабаровский край. Атлас.Люби и знай свой край [Карты] : атлас [Хабаровского края] : учебное пособие для учащихся 1-6 классов общеобразовательных школ / сост. и подгот. к изд. ФГУП "Дальневосточное аэрогеодезическое предприятие" в 2002 г., испр. в АО "Дальневосточное аэрогеодезическое предприятие" в 2015 г. ; гл. ред. Т. Н. Гайфулина. - Хабаровск : ДВ АГП, 2015. - 1 атл. (31 с.) : цв., карты, текст, табл., разрезы, ил.; 28x22 см.; ISBN 978-5-98008-139-3

Интернет источники:

  1. http://veselajashkola.ru/konkursy/zagadki-po-geografii-s-otvetami/

  2. https://www.kakprosto.ru/kak-25649-kak-sdelat-v-domashnih-usloviyah-kompas

  3. http://kristallov.net/kassiterit.html

  4. http://www.geolib.net/mineralogy/halkopirit.html

  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мел

  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Каменный_уголь

  7. https://tvoi-uvelirr.ru/chto-takoe-magnetit-svojstva-magnetita-primenenie-magnetita/




Сохранить у себя:
Профессия, благодаря которой появился наш поселок

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки