Эффективность проекта как метода обучения состоит в том, что помимо знаний, умений и навыков учащиеся приобретают опыт деятельности, а его уникальность – в ориентации на достижение целей самими учащимися. Его можно применять и в учебное , и во внеурочное время.
Результатом может быть: совместная газета, видеофильм, спектакль, игра, праздник, выставка и т.п.
Слабым ученикам трудно дается математика, но такие творческие мини-проекты их увлекают, дают возможность проявить себя, стать центром внимания всего класса, испытать чувство успеха.
Метод проектов, как компонент системы образования, создаёт личностную мотивацию школьника в решении интересной проблемы. Найденный способ решения проблемы имеет практический характер, является социально значимым для школьника
Особенностью системы выполнения проектов является совместная творческая работа учителя и учащегося.
Кроме того, в процессе выполнения проекта происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям.
И главное это то, что метод проектов сочетается с любым УМК и другими учебными средствами.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Основной принцип работы в условиях проектной деятельности – опережающее самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом и коллективное обсуждение на уроках полученных результатов, которые оформляются в виде определений, алгоритмов и теорем. В этом случае урок приобретет новою форму общения учителя и учащихся в плане производства нового для учеников знания.
За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту; могут быть также учреждены специальные номинации: “оригинальность”, “научность”, “актуальность” и т. п. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.
Метод проектов является отличным дополнением к традиционным методам обучения математики. В традиционной системе акцент делается на усвоение готовых знаний, а метод проектов:
· развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;
· развивает творческие способности и самостоятельность, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, прогнозирования;
· позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.
С помощью метода проектов возможно обучить:
· выявлять и формулировать проблемы;
· проводить их анализ;
· находить пути их решения;
· работать с информацией;
· применять полученную информацию для решения поставленных задач.
В ходе реализации проектов, конечно же, происходит формирование универсальных учебных действий, которые являются результатами образовательной деятельности, например:
регулятивные: умение составлять план и последовательность действий;
познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, участниками группы;
личностные: проявление интереса и активности в выборе решения.
Именно работа над проектом ставит ребёнка в такую ситуацию, когда ему нужно новую информацию анализировать, отбирать самую главную, перерабатывать и предъявлять окружающим. Поэтому в проектной деятельности успешно формируются информационные компетенции.
Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь ученикам приобрести выше перечисленные навыки. Предполагается, что выполняя проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС.
Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес.
Для меня, как для учителя, проектно-исследовательская деятельность – это средство, позволяющее создать наилучшую мотивацию самостоятельной познавательной деятельности, это - удовлетворение от поиска новых форм работы, их реализации.
Ученик – это не кувшин, который надо наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь.