ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
«МЫ ГОРДОСТЬ РОДИНЫ»
Направление работы: ЭКОЛОГИЯ,
Тема
«Сделай свой поселок лучше!»
Автор: Андреева Алина, ученица 6 класса Научный руководитель: Андреева Олеся Николаевна, учитель биологии Место выполнения работы: Этыркэн |
2022
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение ………………………………………………… 3 стр.
О нашем поселке и экологических проблемах…………......5 стр.
Из беседы с Главой поселка………………………….. ………6 стр.
Из беседы с начальником пожарной части…………………7 стр.
Результаты анкетирования …………………………... 12стр.
Заключение…………………………………………………… 14 стр.
Приложение к проекту: Программа « Сделай свой поселок лучше!»
Презентация «Сделай свой поселок лучше».
Исследовательская работа на тему: «Сделай свой поселок лучше!»
Выбор темы исследования.
Родной Этыркэн. Красавица Эльга. Это наш отчий дом. Что может быть более ценным и важным, чем эти святыни? Мы любим родные места, они для нас самые прекрасные на всей Земле. Все мы – и дети, и взрослые – дети одного большого царства Природы.
Замечательнейшие творения природы окружающей наш поселок: бесконечный лес, Голубое озеро, скалы, горы и своенравные горные реки, чистейшие родники – полные живительной силы воды, питающие силой свою родную землю, дарующие человеку покой и радость.
Но человек часто не ценит красоту природы, которая его окружает. Думает, что так будет вечно! Но постепенно окружающая нас среда обитания загрязняется и становится не полезной, а губительной для живущих в ней людей.
Вот и возникает вопрос:
-Как уберечь природу нас окружающую, как сохранить на поселок – чистым, что необходимо для этого предпринять?
- Как сохранить природу?
- Как жить с нею в согласии?
- Как научиться экологически, мыслить и обрести экологическое самосознание?
- Может, лучше научиться понимать и бережно относиться к ней с самого детства?
Цель исследования: изучение состояния экологической культуры населения внутри своего поселка, через исследовательскую деятельность.
Задачи исследования:
Провести беседу с главой Администрации поселка Этыркэн.
Встретится с руководителями предприятий поселка
Провести анкетирование жителей поселка.
Проанализировать полученные результаты, обобщить материал, сделать выводы.
Составить программу «Сделай свой поселок лучше!»
Объект исследования: экология поселка.
Предмет исследования: деятельность по улучшению экологической среды поселка.
Гипотеза: я предположила, что если будут взаимодействовать все структуры социума, то экологическое состояние поселка улучшится, наш Этыркэн станет чище и краше.
Методы исследования:
- Практический метод (проведение эксперимента).
- Аналитический метод (анализ собранной информации, ее обобщение, выводы).
Я решила выяснить, какая работа по улучшению экологической среды проводится у нас в поселке? Посоветовавшись с моим научным руководителем Андреевой Олесей Николаевной, я обратилась к Главе Администрации.
Из беседы с Николаем Гавриловичем я узнала, что у нас в поселке существует целая система, которая направлена на очистку и поддержание поселка в необходимом состоянии. Николай Гаврилович Голобоков объяснил, что санитарная очистка территории и экологического состояния Этыркэна на сегодняшний день является одной из самых распространенных тем для обсуждений и дискуссий.
Но, без помощи жителей, одной администрации посёлка с этой проблемой не справиться. Экологически чистая окружающая среда определяет дальнейшую жизнь человека, и к этому вопросу необходимо отнестись с особой серьёзностью.
Да, я согласна с нашим главой, но чем больше задумываемся над проблемой, тем больше вопросов.
По мнению руководителей основных предприятий, с которыми мне удалось поговорить, выяснилось, главная проблема состоит в самих жителях, в том, что не всегда удаётся получить от жителей посёлка то, что необходимо для сохранения экологически чистой среды.
По мнению начальника пожарной части, Степина Виталия Анатольевича необходимо жителям посёлка быть более сознательными и ответственными, тогда не будут гореть леса, и люди и животные будут дышать чистым, свежим воздухом.
После проведённых бесед с руководителями я пришла к решению: необходимо выявить уровень экологической культуры населения.
Для того чтобы узнать отношение жителей села к данной проблеме, в соответствии с темой проекта мной была разработана необходимая " Анкета по выявлению состояния экологической культуры жителей посёлка".
Всего в исследовании приняли участие 25 человек взрослого населения и 15 учащихся нашей школы.
В результате нашего тестирования выяснилось следующее:
На вопрос: " Убеждены ли Вы в том , что деятельность каждого конкретного человека способствует решению экологических проблем?", были получены следующие результаты, представленные в таблице 1:
Таблица 1
| Вариант ответа | Показатели в % |
Взрослые | да | 60% |
нет | 40% | |
Дети | да | 90% |
нет | 10% |
Согласно полученным данным, 60% взрослого населения и 90% школьников понимают свою ответственность за решение экологических проблем в посёлке, 40% - взрослых и 10% школьников считают, что от них экологическое состояние посёлка не зависит. При этом процентное соотношение мнения детей больше, чем у взрослого населения.
На вопрос: "Считаете ли Вы своим долгом заниматься сохранением чистой экологической среды в нашем поселке?", были получены следующие данные, представленные в таблице2:
Таблица 2.
| Вариант ответа | Показатели |
Взрослые | Да | 50% |
Нет | 50% | |
Дети | Да | 90 % |
Нет | 10% |
Согласно полученным данным, 50% взрослых и 90% школьников убеждены в том, что они должны заниматься сохранением чистой экологической среды в нашем поселке, но вторая половина взрослых и 10% детей уверены, что для этого существуют специальные службы.
При этом процентное соотношение мнения детей сохраняется том же количестве что и в предыдущем вопросе.
На вопросы:
1. Какие вы знаете экологические проблемы современности? - наиболее часто встречаемые ответы: "Вырубка леса, пожары, загрязнение почвы, воды, воздуха" - 95%.
2. Назовите ведущие антропогенные факторы изменения окружающей среды - наиболее часто встречаемые ответы: "Уборка мусора, благоустройство территории, посадка деревьев икустарников, цветов, леса"- 90%.
3. Какие эмоции и чувства вызывает у вас негативное отношение людей к природе? - наиболее часто всречаемые ответы: "Обида, огорчение, жалость, сострадание, забота"- 84%.
4. "Всегда ли вы можете удержаться от того, чтобы сорвать цветок, сломать ветку дерева без особой потребности?"
1. Всегда -67%
2. Иногда -33%.
5. Испытываете ли вы потребность заниматься экологической деятельностью? - 100%
6. Оцените свой уровень экологической культуры:
1. Высокий 42%
2. Хороший 33%
3. Средний 25%
Согласно полученным данным, у 90% учащихся уровень сформированности экологической культуры высокий, 10% подтверждены влиянию взрослого населения. Тогда, как 55% взрослых жителей посёлка нуждаются в экологическом просвещении.
После сделанных выводов решила разработать Программу "Сделай свой посёлок лучше!" направленную на формирование экологической культуры населения.
* Приложение: Программа " Сделай свой посёлок лучше!".
Поставленная в работе цель: изучение состояния экологической культуры населения, через исследовательскую деятельность внутри своего посёлка - достигнута.
Разработанная и предложенная программа по формированию экологической культуры жителей - актуальна.
Актуальность данной программы заключается в том, что человек вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между людьми, через общественные и научные организации, через психологический климат в посёлке.
Все это должно способствовать активной деятельности в защиту природы, изменения отношения к экологическому состоянию посёлка. Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия часто проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой, животными, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень.
Программа содержит мероприятия такие как:
- Акция - "Мой двор – моя гордость!";
- Конкурсы рисунков взрослых и детей "Чистота и здоровье";
- Экологический субботник - "Зелёная весна!";
- Благотворительный концерт "Рука помощи".
- Просветительская деятельность, включающая конференции с последующим распространением информационных буклетов, листовок, плакатов. Работу поселковой библиотеки.
- Регулярное проведение в школе классных часов и родительских собраний на тему "Сделай свой посёлок лучше";
- Создание в школе "Школы юного эколога";
Школа юного эколога имеет активно - деятельностное направление и имеет цель формирования активной гражданской позиции по защите окружающей среды;
- Работа школьной "Лаборатории природы";
- Создание общественной экологической организации " Живи посёлок!" при сельском Доме культуры.
Цель: природоохранная деятельность.
- Работа Дома культуры, организация постоянных экологических выставок.
- Работа школьного НОУ (научного общества учащихся).
Программа способствует осознанию необходимости чувствовать себя ответственным за отношения Человека и Природы, оценивать причины неблагоприятной экологической обстановки, формированию активной жизненной позиции населения, что предполагает участие каждого жителя поселка, в том числе и школьников во всех планируемых Программой мероприятиях.
Дальнейшая работа может быть направлена на реализацию данной Программы, на проверку её эффективности.
ПРОГРАММА
«Сделай свой поселок лучше!»
Выполнила: Андреева Алина, ученица 6 класса Руководитель: Андреева Олеся Николаевна, учитель биологии. |
Этыркэн, 2022 год
ПРОГРАММА
Цель программы: на основе удовлетворения естественного интереса к окружающему нас миру создать условия к формированию экологической культуры жителей поселка Этыркэн и школьников, основной чертой, которой является ответственное отношение к природе и социальной среде.
В соответсвии с поставленной целью формируются и задачи:
Дать системные знания об окружающем нас мире в соответствии с возрастом и способностями.
Научиться применять на практике полученные знания.
Развивать эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы.
Формировать и развивать навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы.
Повышать общий интелектуальный уровень подростков и взрослых.
Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру.
Воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям.
Способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности.
Способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Вовлечь жителей поселка в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (организация экологических троп, экспедиций).
Экологический субботник «Зеленая весна!»
Мероприятие призвано консолидировать усилия граждан и организаций по уборке территории от бытового мусора, улучшить экологическую обстановку в поселке, поднять уровень экологической культуры у граждан, дать основы экологического воспитания подрастающему поколению.
Благотворительный концерт «Рука помощи!»
Благотворительный концерт в пользу защиты окружающей среды в клубе.
Цель концерта: привлечение внимания общественности к проблеме экологии поселка.
Просветительская деятельность.
Проведение конференций для жителей поселка с последующим распространением информационных буклетов, листовок. | Регулярное проведение в школе классных часов и родительских собраний на тему: « Сделай свой поселок лучше!» |
Работа поселковой библиотеки.
| Создание в школе: «Школы юного эколога». «Школа юного эколога» имеет активно - деятельное направление и имеет цель формирование активной гражданской позиции по защите окружающей среды. |
Тематический план программы (примерный).
| Сфотографируй свой чистый двор. Загрузи фото на сайт Поделись с друзьями в соц. сетях, и пригласи их проголосовать за свой двор. Автор самого чистого двора по итогам месяца получит приз! |
Акция «Мой двор – моя гордость!».
Конкурсы рисунков взрослых и детей «Чистота и здоровье»
| Расскажи своему ребенку, о своем отношениик чистоте и здоровью, а еще лучше докажи это реальными делами. Пусть твой ребенок нарисует свой детский рисунок. Отсканируй рисунок своего ребенка о том, как он видит чистоту Приложи к рисунку свое фото с ребенком. Загрузи рисунок и фото на сайт. Маленький автор самого интересного рисунка обязательно получит подарок Рисунок взрослого и ребенка . |
Экологический субботник «Зеленая весна!»
|
Мероприятие призвано консолидировать усилия граждан и организаций по уборке территории от бытового мусора, улучшить экологическую обстановку в поселке, поднять уровень экологической культуры у граждан, дать основы экологического воспитания подрастающему поколению. |
Благотворительный концерт «Рука помощи!»
|
Благотворительный концерт в пользу защиты окружающей среды в клубе. Цель концерта: привлечение внимания общественности к проблемам экологии поселка. |
Просветительская деятельность.
|
Проведение конференций с последующим распространением информационных буклетов, листовок.
|