Математика и искусство
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №33»
Проектная работа
Выполнил: ученик 5 «А» класса Иванов Игнат Игоревич Руководитель: учитель математики - Кудрявцева Татьяна Леонидовна
2018
Цель - создать произведение, показывающее связь математики и искусства.
Задачи проекта:
Изучить тематическую и научно-популярную литературу по данной теме;
Найти примеры связи между искусством и математикой путем изучения литературных источников;
Выявить математические идеи на примере работ детей, обучающихся в студии Лепки из глины, которую я посещаю под руководством художника - скульптора Шабаевой Анны Брониславовны.
Методы исследования:
Работа с литературными источниками, ресурсами сети Интернет;
Наблюдение, сравнение, анализ;
Работа в студии Лепки из глины по созданию произведения.
План работы:
Введение
Математика вокруг нас
Примеры связи математики и искусства
Практическая часть (создание работы)
Заключение
Введение
Выбор данной темы для меня был не случайным. Я уже на протяжении пяти лет занимаюсь в Студии лепки из глины под руководством художника - скульптора Шабаевой Анны Брониславовны. Мои работы неоднократно принимали участие в различных городских и Всероссийский конкурсах, выставках, занимали призовые места.
Интерес к науке математике и любовь к искусству подвигли меня к написанию данной работы.
Рассматривая работы Анны Брониславовны, которые находятся у нас в студии, я не раз замечал, что в них прослеживаются различные математические идеи, используются всем известные геометрические формы (круги, овалы, треугольники, прямоугольники и др). Это можно наблюдать и при создании глиняных изделий, так как первоначально из глины делается заготовка, которая практически всегда имеет четкую геометрическую форму. А уже потом из нее лепится (создается) определенный предмет или живое существо.
Математические мотивы можно проследить и при росписи глиняных изделий красками, то есть создании рисунка. Если внимательно посмотреть, то можно заметить, что практически всегда при росписи посуды или других изделий (гжель, хохлома и другие виды росписи) присутствует четкий повторяющийся рисунок с синхронными линиями, при этом практически всегда используются различные геометрические формы. Просто в обычной жизни мы на это не обращаем внимания. Мы не замечаем, что математика в прямом смысле слова находится «Вокруг нас».
Математика «Вокруг нас»
Мы в нашей жизни постоянно сталкиваются с математикой в тех или иных сферах. Математика в жизни человека занимает особое место.
С математики начинается всё. Ребёнок только родился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес. Ребенок взрослеет и с каждым годом решает все более сложные математические задачи: сначала начинает играть в кубики, строить их них дома, заниматься из подсчетом. Потом собирать пазлы, различные головоломки, играть конструктором. И это все математика!
А в школе, если ты не справляешься с математикой, то скорее всего у тебя будут проблемы и с другими предметами, так как математика учит нас не просто решать задачи, а принимать определенные решения, при этом выбирать для этого нужный алгоритм решения.
Как то я спросил у родителей: «Нужна ли математика после школы, пригодится ли она во взрослой жизни?».
Я узнал, что взрослые о математике никогда не забывают. Они ходят на работу, где им необходимы знания математики, получают заработную плату, которой должно хватить на все: на продукты, коммунальные услуги, бензин, одежду и многое-многое другое. То есть нужно постоянно считать. Даже когда мама готовит пищу, она применяет математические знания.
Таким образом, после школы математику приходится использовать ещё чаще, она помогает человеку решать различные жизненные задачи и делает нашу жизнь намного удобнее. Например, без математики невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние. Ведь если бы не математика, мы бы не летали на самолетах, не говорили бы по мобильным телефонам, даже не ездили бы в автомобилях.
Значит математика «Вокруг нас»!
Примеры связи математики и искусства
Вопрос о взаимосвязи математики и искусства изучается учеными уже на протяжении многих лет. Этот вопрос интересовал древних греков, на него пытался ответить Аристотель в своих трудах, Леонардо да Винчи в своих произведениях.
Еще в древности было замечено, что все предметы, которые нас окружают, имеют свою геометрическую форму. В наше время геометрия - это обязательный предмет, который изучают в школе.
Немецкий математик, Иоганн Кеплер говорил: «что геометрия владеет двумя сокровищами: Теоремой Пифагора и золотым сечением и если первое можно сравнить с мерой золота, то второе - с драгоценным камнем».
Правило «Золотого Сечения» сводилось к тому, что целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Золотым сечением (делением) и даже «божественной пропорцией» называли математики древности и средневековья деление отрезка, при котором длина всего отрезка так относится к длине его большей части, как длина большей части к меньшей. Это отношение приближенно равно 0,618 или 5/8.
Замечательный пример «Золотого сечения» представляет собой правильный пятиугольник в виде звезды. В древности пятиконечную звезду считали талисманом, она считалась символом здоровья и опознавательным знаком.
Правило Золотого сечения (правильного соотношения) активно применялось и применяется художниками, скульпторами и архитекторами при создании своих работ.
Я при создании своих работ из глины тоже стараюсь его применять.
Математика также помогает нам рисовать!
Все дети с удовольствием рисуют. Творчество и созерцание художественных произведений доставляют людям удовольствие. Задумывались ли вы, почему хорошие картины буквально приковывают к себе наш взгляд? Мы можем долго смотреть на живописный шедевр. Оказывается, математики давно уже открыли секрет красоты.
Только картина с правильными пропорциями может приковать наш взгляд. Как же нам добиться правильных пропорций? С помощью математики!
Круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник. Все, что вы хотите нарисовать, можно разбить на простые фигуры. Изобразить их несложно. Прорисовывая поверх геометрических фигур желаемую картину, вы получите правильные пропорции.
Архитекторы и строители создают здания тоже при помощи математических знаний, различных вычислений и геометрических законов.
Связь математики и искусства можно проследить и в работах художника скульптора Шабаевой Анны Брониславовны, у которой в Студии я занимаюсь.
Практически во всех работах Анны Брониславовны можно рассмотреть различные математически идеи, увидеть различные геометрические формы и проследить связь математики и искусства:
Например, работа Журавли (рис. 1) представляет из себя панно из
12 квадратов с повторяющимся рисунком.
Рисунок 1
В работе Ворон (рис. 2) прослеживаются четкие геометрические фигуры (треугольники, овал, круг). Даже рисунок на одежде Ворона сделан с использованием геометрических форм - треугольников и четких повторяющихся линий.
Рисунок 2
Связь математики и искусства можно увидеть и в других работах
Анны Брониславовны, если на них внимательно посмотреть (рис. 3)
Рисунок 3
Практическая часть работы
Чтобы на практике просмотреть связь математики и искусства я решил сам создать работу, которая напрямую будет показывать связь математики и искусства: нанести на глиняную тарелку придуманный мной рисунок из раздела: «Урок математики», расписать его красками и путем двойного обжига зафиксировать на тарелке. На тарелку я нанес различные математические формулы, примеры, геометрические фигуры, математические инструменты: линейка, транспортир и т.д. Работу я изготовил за 3 недели.
Моя работа готова:
Моя работа после первого обжига:
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод что математика и искусство напрямую связаны между собой. Математические идеи прослеживаются во всем: в работах известных художников, скульпторов, архитекторов. Математические знания используются и при строительстве различных зданий, многоквартирных домов, при создании проектов и чертежей, в нашей повседневной жизни. Без математики наша жизнь просто немыслима, так как человек постоянно открывает что-то новое и усовершенствует давно забытое старое.
В своей работе я постарался показать связь математики и искусства на примере работ художника скульптора Шабаевой Анны Брониславовны и создал работу, которая, как я считаю, напрямую показывает связь математики и искусства.
Список литературы:
Математика и искусство. А.В. Волошинов, 2000 г.
Школьная Энциклопедия. Математика, 2008 г.
Ресурсы сети Интернет, Википедия.