Проектная деятельность в школе

Здравствуйте. Представляю Вашему вниманию методическую разработку "Проектная деятельность в школе" на примере уроков по истории и обществознанию

Содержимое разработки

Проектная деятельность в школе

Проект «Наше будущее в наших руках»

Проектная деятельность учащихся 7-9-х классов

Цели и задачи:

• организация социально значимой деятельности обучающихся;

• развитие креативных способностей и мыслительной деятельности;

• развитие мотивации поисковой и моделирующей деятельности.

Описание проектной деятельности

1. Моделируем проект укрепления здоровья младших школьников

Классный руководитель формирует в классном коллективе несколько (3—4) микрогрупп по интересам. Заранее сообщает ребятам цель проектной деятельности — моделирование медико-профилактического проекта для младших школьников «Наше будущее в наших руках».

Гипотеза проекта. Если смоделировать комплексный проект, включающий набор конкретных рекомендаций для младших школьников и их родителей применительно к данному общеобразовательному учреждению, внедрить его в практику учебно-воспитательного процесса, то в учебном заведении сократится уровень заболеваемости младших школьников, повысится интерес к учебной и внеклассной деятельности.

Цель проекта: разработка конкретных советов и рекомендаций по укреплению здоровья младших подростков (3—5-е классы).

Естественно, что данный проект моделируется в рамках внеклассной деятельности классного коллектива, поэтому он не может претендовать на законченный научно обоснованный законодательный документ.

Проектная деятельность проходит в течение 4—5 дней. На первом этапе (в первый день) классный руководитель проводит ситуативную беседу, в ходе которой ребятам предлагается проблемно-теоретический материал в форме памяток каждой микрогруппе.

В последующие дни микрогруппы учеников самостоятельно подбирают теоретический материал в библиотеке, Интернете, формулируют свои предложения. Ежедневно классный руководитель проводит групповые консультации для каждой микрогруппы. На заключительном этапе каждая микрогруппа представляет (защищает) свой микропроект (готовый отпечатанный и оформленный текст) перед классным коллективом. Из каждого микропроекта формируется общий (классный) проект.

Каждой микрогруппе необходимо сформировать свой собственный микропроект, включающий следующие пункты:

— теоретическое обоснование (актуализацию) проблемы;

— обоснование условий (возможности) изменений ситуации в данном конкретном общеобразовательном учреждении;

— перечень конкретных мер, методик, приемов как для младших школьников, так и для их родителей;

— научное обоснование (список использованной литературы и источников) микропроекта.

Задания микрогруппам

Микропроект 1 «Здоровьесберегающие методики и технологии учебно-воспитательной деятельности».

Микропроект 2 «Личная гигиена и укрепление собственного здоровья».

Микропроект 3 «Как преодолеть вредные привычки».

2. Практические советы по укреплению здоровья подростков

Классный руководитель: Ребята, в ходе сегодняшней беседы мы постараемся обсудить некоторые проблемы, которые возникнут перед вами при проектировании собственного микропроекта. Теоретический материал послужит вам некой подсказкой для работы. Итак...

Переутомление школьников или «синдром непоседы»? Родители хотят видеть своих детей успешными и с самого начала школьной жизни стремятся использовать любую возможность для их развития: детская музыкальная или художественная школа, танцевальный или акробатический кружок, индивидуальные занятия с учителем по математике. И это все «до» или «после» школы, где ежегодно усложняются учебные программы и учебники.

Как мы видим, причин для переутомления у школьников предостаточно. Избыток информации приводит к тому, что ребенок просто перестает ее воспринимать и ничего не запоминает. Да и общение с учителями и сверстниками — независимо от того, приятные оно вызывает эмоции или нет — требует от него большого напряжения.

Причем уставать интеллектуально дети начинают еще в начальной школе: к первокласснику предъявляются новые — повышенные — требования, умственные нагрузки увеличиваются, ответственность возрастает. Следующий опасный «прыжок» — адаптационный период к основной школе в пятом классе. Затем еще один опасный рубеж — старшие классы. В переходном возрасте у подростков меняется гормональный фон — организм и так постоянно находится в состоянии стресса, а интеллектуальные перегрузки вдвойне усложняют его работу.

Неудивительно, что семиклассники или даже десятиклассники часто жалуются на головную боль, сонливость и апатию.

Предупредить последствия переутомления можно, если вовремя обратить внимание на главную проблему переходного возраста — синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Так называемый «синдром непоседы» может возникнуть как у ребенка, так и у подростка. Ребенку или подростку не сидится на месте. Он не может долго слушать учителя, начинает какое-то дело и тут же переключается на другое занятие. Часто ссорится, конфликтует с ровесниками и взрослыми. Перед сном становится легковозбудимым, его очень сложно уложить спать. Озабоченные родители обращаются к врачам или психологам. Специалисты ставят школьнику диагноз: синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Такая необузданная активность может быть следствием умственного переутомления.

Школьник с дефицитом внимания отнюдь не глупее своих одноклассников, а в чем-то даже сообразительнее и шустрее. Но он не записывает домашнее задание, постоянно отвлекается на уроках, учится нестабильно: в его дневнике пятерок и троек поровну. У него часто возникают проблемы со сверстниками. Он не может «вести себя хорошо» не потому, что не хочет, а потому, что не может.

Специалисты объясняют, что голова таких детей может продуктивно работать лишь в течение 10-15 минут, после чего ребенок «отключается» на 3—5 минут, чтобы накопить энергии. Для того, чтобы поддерживать активность мозга в этот период, школьник интенсивно двигается.

В такой ситуации нужно вовремя обратиться к врачу, который-составит индивидуальную психотерапевтическую программу коррекции и поможет родителям правильно организовать режим дня ребенка. "В противном случае, увеличение нагрузок в старших классах приведет к большим проблемам со здоровьем.

Несколько советов взрослым при общении с гиперактивным подростком:

1. Не требуйте лишнего. Не стоит предъявлять подростку завышенных требований. Предложите ему на выбор несколько путей самореализации: спорт, творчество, хобби. А учителям стоит подумать над дифференцированными заданиями для данной категории школьников.

2. Не забывайте, что подросток — не взрослый. Ему свойственно запоминать «уйму ненужных фактов», но интересных для него, и вместе с тем ему сложно запомнить ход решения простой задачи. Не утомляйте подростка длинными наставлениями, нотациями, «взрослыми» фактами; находите доступные приемы общения или убеждения: сравнение, проблемные ситуации, рассуждения, дискуссии и т. д.

3. Установите режим дня. Умственные нагрузки можно облегчить, если соблюдать правильный распорядок дня. Младшие подростки не должны ложиться спать позднее 22 часов и делать уроки, смотреть возбуждающие телепередачи «на ночь глядя»,

4. Укрепляйте иммунитет. Посоветуйтесь с врачом и составьте для подростка программу закаливания и спортивных занятий. Не забывайте также о приеме поливитаминных комплексов в осенний и весенний периоды.

5. Позаботьтесь об отдыхе. От усталости помогает чередование умственных и физических нагрузок.

6. Используйте физкультминутки. Это стоит делать как на уроках в школе, так и при выполнении любой работы дома.

7. Следите за зрением подростка. Ребенок должен регулярно посещать офтальмолога, ведь причиной умственного переутомления могут быть и проблемы со зрением.

8. Не забывайте о правильном питании. Для нормальной работы головного мозга необходимо, чтобы питание было полноценным и разнообразным. Особенно полезны «для головы» молоко, творог, кефир, сыр, мясо, рыба, яйца, зелень, бобовые, грибы, орехи, семечки, бананы и морепродукты'.

Мутация голоса. Уже в 10—11 лет у младших подростков начинает меняться голос. Становясь сильнее, он постепенно понижается, приобретает новые интонационные возможности и больший диапазон. Однако самые заметные изменения происходят во время мутации (от лат. mutatio — изменение, перемена). Так называют период, когда голос ребенка становится голосом взрослого человека.

В каком возрасте начнется мутация, зависит от многих факторов: климатических условий, национальной принадлежности и индивидуальных физиологических особенностей развития ребенка. Обычно у детей, проживающих в умеренном климате, изменения голоса начинаются в 13— 16 лет и продолжаются от 1 месяца до 2—3 лет.

Голосовой аппарат мальчиков растет быстро и неравномерно. В 1,5—2 раза увеличиваются гортань, голосовые складки, изменяется объем языка и положение его корня. Голос понижается на 5-6 тонов, становясь более сильным и «тембристым».

Выражение «ломка голоса» очень образно и точно передает характер изменений, происходящих с мальчишескими голосами, и редко используется, когда речь идет о девочках. Действительно, мутация у девочек менее заметна: гортань увеличивается лишь на 1/3, голос понижается на 1—2 тона, постепенно теряя детские свойства и становясь женственным.

Изменения голосового аппарата — естественная реакция на перестройку всего организма в процессе полового созревания. В это время голос особенно уязвим, поэтому важно разъяснить подростку необходимость бережного отношения к нему.

Общаясь друг с другом в школе и на улице на повышенных тонах, часто срываясь на крик подростки излишне напрягают свои голоса. Это ведет к повреждению связок, появлению на них мозолистых наростов — «узелков крикунов», — и нередко заканчивается кровоизлиянием в голосовую складку, после чего школьник не может произнести ни звука.

Проблемы с голосом возникают и вследствие перенапряжения нервной системы. У подростков, испытавших сильный стресс, возможен даже паралич голосовых связок.

В любом случае проблемы, возникшие с голосом, нельзя оставлять без внимания, а при их частом возникновении заниматься самолечением. Необходимо комплексное обследование не только у отоларинголога, но и у фониатра, невропатолога и логопеда.

Профилактика заболеваний голоса заключается в соблюдении простых правил:

• Не повышать голос без надобности, стараться не кричать.

• Если вы занимались пением, то постарайтесь на некоторое время приостановить эти занятия или хотя бы петь вполголоса.

• Летом не увлекаться холодными напитками, зимой прикрывать шею, не ходить нараспашку.

• При появлении малейшего дискомфорта дать голосу передышку — помолчать. Если говорить все же необходимо, лучше делать это тихим голосом.

• Важно воздерживаться от речевой нагрузки и, тем более, от пения во время гриппа, ларингита и других респираторных заболеваний.

• Не стоит увлекаться караоке. В подростковом возрасте слепое подражание чужой манере пения с хрипотцой или надрывом может надолго лишить начинающего певца собственного голоса.

• Ни в коем случае нельзя курить. Как правило, подростки не отдают себе отчет в том, что голосовые связки одними из первых принимают на себя никотиновый удар. Дым, вдыхаемый при курении, имеет очень высокую температуру. Он обжигает слизистую оболочку гортани, дыхательные пути, и, конечно же, голосовые связки'.

• Не «баловаться» голосом: не имитировать крики животных или птиц, не разговаривать долго шепотом.

Больные воры, или Клептомания. Учителя и родители иногда обращают внимание на странное поведение некоторых подростков — стремление всегда «что-нибудь» и «у кого-нибудь» украсть. Такое поведение может являться признаком психического отклонения в развитии подростка.

Клептомания — болезненное или навязчивое стремление совершать кражи без корыстной цели. Клептоман понимает, что его поступок предосудителен, и, будучи уличен в краже, обычно испытывает смущение или раскаяние, но в то же время чувствует, что не в состоянии себя контролировать, и не знает, почему это происходит. Кража не всегда является результатом внезапного импульса, иногда она тщательно планируется. Украденный объект часто не имеет никакой ценности — удовлетворение приносит сам акт хищения.

Клептоман похож на азартного игрока. Испытывая патологическую страсть, он получает огромное удовольствие от риска, от мысли, что его не поймали. В процессе воровства у такого человека выделяется в кровь адреналин, он может испытывать истому, чувство полного наслаждения. Даже самые страстные клептоманы не «ходят на дело» каждый день: слишком велика нагрузка на психику. Когда клептоман долго не ворует, у него появляется чувство дискомфорта. Он боится наказания, его донимают муки совести, тревога. Но в следующий раз он сделает то же самое.

Хотя клептоман и не вполне владеет своими эмоциями, он отчетливо помнит момент кражи. Клептоман всегда «работает» один. Иногда клептоманы хранят украденные предметы, бывает — тайно возвращают, подбрасывают на прежнее место. Случается, клептомания носит сексуальную направленность, например кражи женского белья.

Как же отличить больного человека от настоящего вора? Ведь любой уголовник, попавшийся на воровстве, может преспокойно заявить, что он вовсе не преступник, а просто больной человек. В этом спецслужбам поможет разобраться психиатрическая экспертиза.

Но даже врачам-психиатрам трудно отличить клептомана от вора — здорового в психическом плане человека. Это уникальное расстройство очень сложно доказать. Но в итоге можно сделать вывод: вору интересен результат, а клептоману — процесс.

Некоторые врачи относят причины клептомании к сексуальным отклонениям. Во-первых, сам процесс кражи приносит удовлетворение и может усилить сексуальное возбуждение. Во-вторых, это стремление к обладанию, а значит, неосознанные сексуальные желания реализуются в такой странной форме.

Статистика утверждает, что настоящих клептоманов не так уж много. Если воришки и попадают на врачебную экспертизу, то чаще всего выясняется, что они просто притворяются. Но в жизни клептоманов больше, чем попадает к врачам и в руки правосудия.

Если вы почувствовали в себе влечение к кражам, будьте благоразумны, немедленно обращайтесь к психиатру, ведь клептомания — очень серьезное психическое заболевание. И ваше болезненное увлечение, если его не лечить, может привести к несчастью. Постарайтесь направить энергию в «мирное русло»: сходите в тренажерный зал, займитесь любой активной деятельностью, снимающей стресс1.

Вырабатываем правильную осанку. С физиологической точки зрения осанка является динамическим двигательным стереотипом, который закладывается в период грудного возраста и продолжает формироваться в течение индивидуальной жизни человека. Осанка — это не только привычное положение человека в покое и в движении, но и один из важных показателей здоровья, критерий гармоничности развития человека, его телосложения. В настоящее время различают следующие разновидности осанки:

— основную осанку, выраженную в позе прямостояния;

— оперативную осанку, вариативные формы проявления осанки в условиях различных видов деятельности;

— профессиональную осанку, необходимую для успешной профессиональной деятельности.

Осанку, сохраняемую при неизменных условиях, называют статической, а сохраняемую при переменных условиях (изменение ориентации в пространстве) — динамической. Осанка как феномен целого представляет сложноорганизованный объект, состояние которого определяется рядом факторов — внешних (важнейшими из которых являются социальные условия жизни, деятельности, развития индивида) и внутренних.

Осанка определяется взаиморасположением всех частей тела человека и зависит от положения общего центра тяжести, наклона таза, выраженности физиологических изгибов позвоночника, линии остистых отростков, формы грудной клетки, живота, ног.

Все звенья тела располагаются так, чтобы обеспечить ему вертикальное и уравновешенное положение без выраженного напряжения мышц и создать благоприятные условия для эффективного функционирования всех систем организма в привычных положениях.

К общепринятым канонам правильной осанки относятся позы, которые обеспечивают наилучшие условия для функционирования внутренних органов, равномерного распределения механической нагрузки на части скелета, а также минимальные затраты на поддержание равновесия.

Нормальной осанке школьника свойственны: вертикальное положение головы и остистых отростков, горизонтальный уровень надплечий и симметричное расположение углов лопаток, равные треугольники талии, горизонтальный уровень передней ости гребней подвздошных костей, симметричные ягодичные складки, правильные физиологические изгибы, одинаковая длина нижних конечностей и правильная установка стоп. При правильной осанке тело фиксировано без излишних напряжений, части, тела симметричны относительно позвоночника. Плечи развернуты, слегка опущены и находятся на одном уровне, лопатки прижаты к туловищу, отсутствуют боковые искривления. Грудная клетка развернута, слегка выпуклая, симметрична относительно средней линии. Живот подтянут, не выступает за линию грудной клетки, брюшная стенка вертикальна, пупок находится на передней срединной линии. Мышцы передней и задней поверхности туловища, правой и левой половины характеризуются гармоничным развитием.

Формирование осанки начинается в раннем возрасте и зависит от силы мышц, формирующих осанку и правильного распределения мышечной тяги — соотношения мышц сгибателей и разгибателей. С годами осанка закрепляется. И, если у ребенка слабый мышечный корсет, формируется и фиксируется неправильная осанка. Родители, воспитывая ребенка, должны помнить, что привитые в детстве привычки сохраняются на всю жизнь и становятся естественной потребностью. Привычка гордо держать голову, правильно сидеть и стоять не только удовлетворяет эстетическим нормам, но и сохраняет здоровье и трудоспособность.

Нарушения осанки чаще развиваются у ослабленных и малоподвижных детей. Дефекты осанки у многих школьников возникают в результате неправильного положения тела во время приготовления уроков дома, чтения, еды, отдыха.

Многие неправильно сидят за партой, опираясь на ее спинку только верхней частью спины или слишком наклоняясь вперед, или изгибая туловище в сторону. Часто школьники сутулятся, когда пишут или читают, в результате близорукости, не желая носить очки1.

С первого же дня в школе позвоночник ребенка начинает испытывать повышенные нагрузки. Гиподинамия, неправильное физическое воспитание, неудобная мебель, отсутствие навыка правильной осанки — все это ухудшает состояние опорно-двигательного аппарата. При сколиозе грудной отдел позвоночника значительно чаще бывает изогнут выпуклостью вправо, а позвонки при взгляде сверху — закручены против часовой стрелки. Такой тип нарушения осанки иногда называют «школьным сколиозом» — именно так изгибается и поворачивается позвоночник в обычной «удобной», но неправильной позе при письме правой рукой1.

Можно сказать, что без специальных мер профилактики плохая осанка гарантирована практически каждому школьнику. Что еще можно сделать для профилактики нарушений осанки и болезней позвоночника?

• Всегда и везде следить за своей походкой. Она должна быть равномерно «скользящей» без особых «медвежьих переваливаний» или «втаптывающих» движений.

• Полноценно питаться, чтобы растущему организму хватало калорий, минеральных веществ, микро- и макроэлементов, витаминов и всего остального, что содержится во вкусной и здоровой пище.

• Спать на ровной кровати с жестким основанием и мягким матрасом, с невысокой, желательно специальной ортопедической подушкой. Тогда нормальные физиологические изгибы позвоночника будут сохраняться и во время сна.

• После уроков школьнику нужно полежать (желательно на спине с закрытыми глазами) не меньше часа, чтобы мышцы могли расслабиться и отдохнуть.

• Не увлекаться чтением лежа в кровати. Необходимы хорошее освещение, поза, сохраняющая физиологические изгибы (полулежа на большой и достаточно жесткой подушке с небольшим валиком под поясницей), и пюпитр или положенная на колени подушка, чтобы книга находилась подальше от глаз, а руки лежали на опоре и не нагружали шейный отдел позвоночника. В таком положении нагрузка на позвоночник почти полностью отсутствует.

• Нельзя носить сумку, даже легкую, на плече: плечо при этом приходится постоянно держать поднятым. Нельзя носить портфель в одной и той же руке. Ремень сумки необходимо перекидывать через шею, а еще лучше носить ранец или модный рюкзачок.

Закаливание и личная гигиена. Известно изречение «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья». Разумное, рациональное использование этих естественных сил природы приводит к тому, что человек становится закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды.

Закаливание — эффективное средство укрепления здоровья человека. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний: закаленные люди, как правило, не простужаются. Закаливание повышает также неспецифическую устойчивость организма человека к инфекционным заболеваниям, усиливая иммунные реакции.

Закаливание обеспечивает тренировку и успешное функционирование терморегуляторных механизмов, приводит к повышению общей и специфической устойчивости организма к неблагоприятным внешним воздействиям.

Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов, которыми являются:

• постепенность (повышать силу закаливающего воздействия и продолжительность процедуры нужно постепенно);

• систематичность (закаливание будет эффективным, когда осуществляется не от случая к случаю, а ежедневно и без перерывов);

• комплексность (закаливание будет наиболее эффективным, если в комплексе используются все естественные силы природы: солнце, воздух и вода);

• учет индивидуальных особенностей при закаливании (необходимо принимать во внимание и рост, и пол, и состояние здоровья, а также местные климатические условия и привычные температурные режимы).

При закаливании детей необходимо в первую очередь помнить, что у них каждая закаливающая процедура должна проходить на положительном эмоциональном фоне, доставлять радость и удовольствие. Положительные эмоции полностью исключают негативные эффекты охлаждения.

Существует закаливание воздухом (воздушные ванны), солнцем (воздушно-солнечные ванны), водой (обтирание, обливание, душ, купание в проруби); хождение босиком является одним из древнейших приемов закаливания, оно широко пропагандируется и практикуется во многих странах.

Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены — комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью. Уход за кожей тела (мытье рук перед едой, после прогулок, при утреннем и вечернем туалете, ежедневный теплый душ перед сном или теплая ванна) должен стать естественной и неотъемлемой процедурой, посещение бани — средством закаливания и активного отдыха. Необходимо ежедневно менять носки, чулки, колготки.

В руководстве по гигиене детей и подростков рекомендуется мыть голову 1-2 раза в 1 — 10 дней. К решению этого вопроса нужно подходить индивидуально и моющие средства для волос следует подбирать в зависимости от характера волос и личных вкусов.

В переходном возрасте, когда усиливается потовыделение, необходимо обязательное ежедневное протирание тела полотенцем или принятие прохладного душа.

3. Защита минипроектов

После проведения классным руководителем нескольких консультаций назначается день защиты минипроектов. В этот день на классный час (внеклассное мероприятие) можно пригласить учителей начальных классов, учителя биологии, представителей администрации образовательного учреждения, которые будут играть роль судей.

Классному часу (внеклассному мероприятию) желательно придать торжественность и важность. Вступительное слово можно предоставить представителям администрации школы (лицея, гимназии). Затем каждая микрогруппа представляет свой минипроект. При защите желательно использовать таблицы или схемы. Все присутствующие имеют право задавать вопросы. Гости (судьи) оценивают минипроект. Если оценка «отлично», то минипроект принимается. Возможно принятие проекта с частными замечаниями или сроками на доработку.

По завершении защиты формируется один общий (классный) проект и передается гостям (учителям начальных классов или администрации общеобразовательного учреждения). Участники микрогрупп в обязательном порядке поощряются.



Сохранить у себя:
Проектная деятельность в школе

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки