«Проектная деятельность на уроках и
ее роль в формировании универсальных учебных действий»
Отличительной особенностью ФГОС СОО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Неотъемлемой частью Стандарта являются универсальные учебные действия (УУД).
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.
Классификация УУД
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
- самоопределение личностное, профессиональное, жизненное;
- смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом;
конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что, еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.
► Общеучебные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
- знаково-символические действия составляют особую группу общеучебных универсальных действий:
-моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
► Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствия;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждении;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
► Постановка и решение проблемы:
- постановка и формулирование проблемы;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность. К коммуникативным действиям относятся:
- умение слушать и вступать в диалог;
- учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
С необходимостью проектирования заданий по формированию УУД мы столкнулись с введением новых образовательных стандартов. В новых условиях необходимы виды заданий, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой, например, тьюторской. Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Ответ очевиден, необходимы задания, которые ведут к активной работе учащихся над заданиями непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.
Ведущее место среди таких технологий, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Для ученика это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и значим для самих открывателей.
А для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития,
обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
Типы проектов
Тип проекта | Цель проекта | Проектный продукт |
Практико-ориентированный | Решение практических задач заказчика проекта | Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации |
Исследовательский проект | Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы | Результат исследования, оформленный установленным способом |
Информационный проект | Сбор информации о каком-либо объекте или явлении | Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу |
Творческий проект | Привлечение интереса публики к проблеме проекта | Литературные произведения, Произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы |
Игровой или ролевой проект | Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта | Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное) |
Большинство авторов, дающих определение проекта, выделяют ряд характерных особенностей этого метода обучения:
Прежде всего это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.
Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы.
Еще одно отличие проекта – предварительное планирование работы. Весь
путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить
на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них;
определить способы решения этих задач и найти ресурсы для этого; разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа.
Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения.
Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта создается
проектный продукт. Проектный продукт должен обладать определенными потребительскими свойствами.
Проект обязательно должен иметь письменную часть – отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.
Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает_ о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного в ее ходе опыта.
Критерии оценки проектной работы
Требования | Оценка «5» ставится, если учащийся: | Оценка «4» ставится, если учащийся: | Оценка «3» ставится, если учащийся: | Оценка «2» ставится, если учащийся: |
Защита проекта | Обнаруживает полное соответствие содержания доклада им проделанной работы. Правильно и четко отвечает на все поставленные вопросы. Умеет самостоятельно Подтвердить теоретические положения конкретными примерами. | Обнаруживает, в основном, полное соответствие доклада и проделанной работы. Правильно и четко отвечает почти на все поставленные вопросы. Умеет, в основном, самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами | Обнаруживает неполное соответствие доклада и проделанной проектной работы. Не может правильно и четко ответить на отдельные вопросы. Затрудняется Самостоятельно подтвердить теоретическое положение конкретными примерами. | Обнаруживает незнание большей части проделанной проектной работы. Не может правильно и четко ответить на многие вопросы. Не может подтвердить теоретические положения конкретными примерами. |
Оформление проекта | Печатный вариант. Соответствие требованиям последовательности выполнения проекта. Грамотное, полное изложение всех разделов. Наличие и качество наглядных Материалов (иллюстрации, зарисовки, фотографии, схемы и т.д.). Соответствие технологических разработок современным требованиям. Эстетичность выполнения. | Печатный вариант. Соответствие требованиям выполнения проекта. Грамотное, в основном, полное изложение всех разделов. Качественное, неполное количество наглядных материалов. Соответствие технологических разработок современным требованиям. | Печатный вариант. Неполное соответствие требованиям проекта. Не совсем грамотное изложение разделов. Некачественные наглядные материалы. Неполное соответствие технологических разработок v современным требованиям. | Рукописный вариант. Не соответствии требованиям Выполнения проекта. Неграмотное изложение всех разделов. Отсутствие наглядных материалов. Устаревшие технологии обработки. |
Практическая направленность | Выполненное изделие соответствует и может использоваться по назначению, предусмотренному при разработке проекта. | Выполненное изделие соответствует и может использоваться по назначению и допущенные отклонения в проекте не имеют принципиального значения. | Выполненное изделие имеет отклонение от указанного назначения, предусмотренного в проекте, но может использоваться в другом практическом применении. | Выполненное изделие не соответствует и не может использоваться по назначению. |
Соответствие технологи выполнения | Работа выполнена в соответствии с технологией. Правильность подбора технологических операций при проектировании | Работа выполнена в соответствии с технологией, отклонение от указанных инструкционных карт не имеют принципиального значения | Работа выполнена с отклонением от технологии, но изделие может быть использовано по назначению | Обработка изделий (детали) выполнена с грубыми отклонениями от технологии, применялись не предусмотренные операции, изделие бракуется |
Качество проектного изделия | Изделие выполнено в соответствии эскизу чертежа. Размеры выдержаны. Отделка выполнена в соответствии с требованиями предусмотренными в проекте. Эстетический внешний вид изделия | Изделие выполнено в соответствии эскизу, чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого, в основном внешний вид изделия не ухудшается | Изделие выполнено по чертежу и эскизу с небольшими отклонениями, качество отделки удовлетворитель-но, ухудшился внешний вид изделия, но может быть использован по назначению | Изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует эскизу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия |
Универсальные учебные действия,
формируемые на разных этапах творческого проекта.
№ п/п | Этапы проекта | Формируемые УУД |
1. | Выбор и обоснование темы проекта | Регулятивные УУД: целеполагание - как постановка учебной задачи Коммуникативные УУД: обоснование идеи изделия; аргументированная защита своего выбора |
2. | Определение конечного результата, цель проекта | Регулятивные УУД: прогнозирование – предвосхищение результата |
3. | Обсуждение и составление плана проекта | Регулятивные УУД: планирование - определение последовательности, промежуточных целей, составление плана и последовательности действий. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД: консультация с учителем, обсуждение. Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование. |
4. | Сбор информации | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий; Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: умение ставить вопросы — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
5. | Изготовление изделия | Регулятивные УУД: поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы Познавательные УУД: виртуальное и натуральное моделирование технологических объектов и процессов |
6. | Оформление и презентация проекта | Коммуникативные УУД: формулирование собственных мыслей, обоснование своей точки зрения, представление в устной и письменной форме развернутый план собственной деятельности, создание презентации.
|
7. | Оценка проекта | Регулятивные УУД: самооценивание процесса и результата работы, контроль, коррекция. |
Занимаясь проектной деятельностью, у обучающихся происходит формирование всего спектра универсальных учебных действий:
ярко заметны регулятивные универсальные учебные действия, когда дети вместе с учителем выбирают тему исследования, ставят цель, планируют и корректируют свою деятельность, несут личную ответственность за результат;
на уровне познавательных универсальных учебных действий дети выполняют поисковую работу, изучают информацию, выдвигают гипотезы, подбирают источники информации, инструменты и технологии;
на этапе презентации проекта формируются коммуникативные универсальные учебные действия: умение слушать, вступать в диалог, задавать вопросы взрослым и сверстникам, отстаивать свою точку зрения; формируется культура публичных выступлений.
в ходе работы над проектом отслеживаются личностные универсальные учебные действия: ученик определяет для себя значимость выполняемой работы, учится ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
Проектная деятельность, несомненно, помогает формировать универсальные учебные действия. И наша задача - приложить все усилия для создания благоприятных условий в реализации разного рода проектов.
Таким образом, проектная деятельность является эффективным средством формирования универсальных учебных действий у школьников.