Проектная деятельность на уроках и ее роль в формировании универсальных учебных действий

В статье приведенана классификация универсальных учебных действий. Раскрыто понятие - учебный проект, выделены характерные особенности этого метода обучения.Подробно рассмотрены критерии оценивания проектных работ, универсальные учебные действия, формируемые на разных этапах проекта.

Содержимое разработки

«Проектная деятельность на уроках и

ее роль в формировании универсальных учебных действий»


Отличительной особенностью ФГОС СОО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Неотъемлемой частью Стандарта являются универсальные учебные действия (УУД).

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.



Классификация УУД

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

- самоопределение личностное, профессиональное, жизненное;
- смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом;
конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование   -   предвосхищение   результата и   уровня   усвоения   знаний,   его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с  целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

- оценкавыделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что, еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Общеучебные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
   результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
- знаково-символические действия  составляют особую группу общеучебных универсальных действий:
-моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
   
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствия;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждении;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- постановка и формулирование проблемы;
- самостоятельное создание
   алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность. К коммуникативным действиям относятся:

- умение слушать и вступать в  диалог;
-
учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
-
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -   определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
-
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;  - строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
-
разрешение конфликтов - выявление, идентификация  проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
-
управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
-
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.



С необходимостью проектирования заданий по формированию УУД мы столкнулись с введением новых образовательных стандартов. В новых условиях необходимы виды заданий, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой, например, тьюторской. Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Ответ очевиден, необходимы задания, которые ведут к активной работе учащихся над заданиями непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.

Ведущее место среди таких технологий, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.


Для ученика это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и значим для самих открывателей.



А для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития,

обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.


Типы проектов

Тип проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Практико-ориентированный

Решение практических задач

заказчика проекта

Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации

Исследовательский проект

Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы

Результат исследования,

оформленный установленным способом

Информационный проект

Сбор информации о

каком-либо объекте или явлении

Статистические данные, результаты опросов общественного

мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу

Творческий проект

Привлечение интереса публики к проблеме

проекта

Литературные произведения,

Произведения изобразительного или декоративно-прикладного

искусства, видеофильмы

Игровой или ролевой проект

Предоставление публике

опыта участия в решении

проблемы проекта

Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное)


Большинство авторов, дающих определение проекта, выделяют ряд характерных особенностей этого метода обучения:

  1. Прежде всего это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.

  2. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы.

  3. Еще одно отличие проекта – предварительное планирование работы. Весь

путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить

на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них;

определить способы решения этих задач и найти ресурсы для этого; разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа.

Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения.

  1. Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта создается

проектный продукт. Проектный продукт должен обладать определенными потребительскими свойствами.

  1. Проект обязательно должен иметь письменную часть – отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.

  2. Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает_ о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного в ее ходе опыта.



Критерии оценки проектной работы

Требования

Оценка «5»

ставится, если учащийся:

Оценка «4»

ставится, если учащийся:

Оценка «3»

ставится, если учащийся:

Оценка «2»

ставится, если учащийся:

Защита проекта

Обнаруживает полное

соответствие содержания доклада им проделанной работы.

Правильно и четко

отвечает на все поставленные

вопросы.

Умеет самостоятельно

Подтвердить теоретические

положения конкретными

примерами.

Обнаруживает, в основном, полное

соответствие доклада и

проделанной работы.

Правильно и четко отвечает

почти на все поставленные

вопросы.

Умеет, в основном, самостоятельно

подтвердить теоретические

положения конкретными

примерами

Обнаруживает неполное соответствие

доклада и проделанной

проектной работы.

Не может правильно и четко ответить на отдельные вопросы. Затрудняется

Самостоятельно подтвердить

теоретическое положение конкретными

примерами.

Обнаруживает незнание большей части

проделанной проектной работы.

Не может правильно и четко ответить на многие вопросы.

Не может подтвердить теоретические положения конкретными примерами.

Оформление проекта

Печатный вариант.

Соответствие требованиям

последовательности

выполнения проекта.

Грамотное, полное изложение всех разделов.

Наличие и качество наглядных

Материалов (иллюстрации,

зарисовки, фотографии, схемы и т.д.). Соответствие

технологических разработок

современным требованиям.

Эстетичность выполнения.

Печатный вариант.

Соответствие требованиям выполнения проекта.

Грамотное, в основном, полное

изложение всех разделов.

Качественное,

неполное количество

наглядных материалов.

Соответствие технологических

разработок современным

требованиям.

Печатный вариант. Неполное соответствие требованиям проекта. Не совсем грамотное изложение разделов. Некачественные наглядные материалы. Неполное соответствие технологических разработок v современным требованиям.

Рукописный вариант.

Не соответствии требованиям

Выполнения проекта.

Неграмотное изложение всех

разделов.

Отсутствие наглядных

материалов.

Устаревшие технологии

обработки.

Практическая направленность

Выполненное изделие соответствует и может

использоваться по назначению, предусмотренному при разработке проекта.

Выполненное изделие соответствует и может

использоваться по назначению и допущенные отклонения в проекте не имеют принципиального значения.

Выполненное изделие имеет отклонение от указанного назначения, предусмотренного в проекте, но может использоваться в другом практическом применении.

Выполненное изделие не соответствует и не может использоваться по назначению.

Соответствие технологи выполнения

Работа выполнена в соответствии с

технологией.

Правильность

подбора

технологических

операций при проектировании

Работа выполнена в соответствии с технологией, отклонение от указанных инструкционных карт не имеют принципиального значения

Работа выполнена с отклонением от технологии, но изделие может быть использовано по назначению

Обработка изделий (детали) выполнена с грубыми отклонениями от технологии, применялись не предусмотренные операции, изделие бракуется

Качество

проектного

изделия

Изделие выполнено в соответствии эскизу чертежа. Размеры выдержаны. Отделка выполнена в соответствии с требованиями предусмотренными в проекте. Эстетический внешний вид изделия

Изделие выполнено в соответствии эскизу, чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого, в основном внешний вид изделия не ухудшается

Изделие выполнено по чертежу и эскизу с небольшими отклонениями, качество отделки удовлетворитель-но, ухудшился внешний вид изделия, но может быть использован по назначению

Изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует эскизу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия



Универсальные учебные действия,

формируемые на разных этапах творческого проекта.

п/п

Этапы проекта

Формируемые УУД

1.

Выбор и обоснование темы проекта

Регулятивные УУД:

целеполагание - как постановка учебной задачи

Коммуникативные УУД:

обоснование идеи изделия; аргументированная  защита  своего выбора

2.

Определение конечного результата, цель проекта

Регулятивные УУД:

прогнозирование – предвосхищение результата

3.

Обсуждение и составление плана проекта

Регулятивные УУД:

планирование - определение последовательности, промежуточных целей, составление плана и последовательности действий.

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные УУД: 

консультация с учителем, обсуждение.

Личностные УУД:

самоопределение,

смыслообразование.

4.

Сбор информации

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий;

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

умение ставить вопросы — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

5.

Изготовление изделия

Регулятивные УУД:

поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы

Познавательные УУД:

виртуальное и натуральное моделирование технологических объектов и процессов

6.

Оформление и презентация проекта

Коммуникативные УУД:

  формулирование собственных мыслей,  обоснование своей точки зрения,

представление в устной и письменной форме развернутый план собственной деятельности,

создание презентации.


7.

Оценка проекта

Регулятивные УУД:

самооценивание процесса и результата работы, контроль, коррекция.

Занимаясь проектной деятельностью, у обучающихся происходит формирование всего спектра универсальных учебных действий:

  • ярко заметны регулятивные универсальные учебные действия, когда дети вместе с учителем выбирают тему исследования, ставят цель, планируют и корректируют свою деятельность, несут личную ответственность за результат;

  • на уровне познавательных универсальных учебных действий дети выполняют поисковую работу, изучают информацию, выдвигают гипотезы, подбирают источники информации, инструменты и технологии;

  • на этапе презентации проекта формируются коммуникативные универсальные учебные действия: умение слушать, вступать в диалог, задавать вопросы взрослым и сверстникам, отстаивать свою точку зрения; формируется культура публичных выступлений.

  • в ходе работы над проектом отслеживаются личностные универсальные учебные действия: ученик определяет для себя значимость выполняемой работы, учится ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.



Проектная деятельность, несомненно, помогает формировать универсальные учебные действия. И наша задача - приложить все усилия для создания благоприятных условий в реализации разного рода проектов.

Таким образом, проектная деятельность является эффективным средством формирования универсальных учебных действий у школьников.



Сохранить у себя:
Проектная деятельность на уроках и ее роль в формировании универсальных учебных действий

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки