Проект воспитательного мероприятия "Песни у костра"

В процессе подготовки вечера "песни у костра" ребята знакомятся с жанром "авторская песня" и с его самыми яркими представителями.

Содержимое разработки

Муниципальный орган управления образованием отдел образования

Администрации Тальменского района Алтайского края

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Тальменская средняя общеобразовательная школа №3»

Тальменского района Алтайского края






ПЕСНИ У КОСТРА

проект воспитательного мероприятия в 9 классе


номинация: Современные воспитательные технологии, с применением арт-технологий и ИКТ

























Автор: Таратынова Марина Николаевна,

учитель английского языка,

МКОУ «Тальменская СОШ №3»,

р.п. Тальменка, ул. 30 лет ВЛКСМ , 17




р.п. Тальменка-2017


Пояснительная записка


Место данного мероприятия в воспитательном процессе класса:

Уже более 30 лет я работаю над вопросами использования жанра авторской песни в воспитании подрастающего поколения. Я сама поклонница этого жанра и мне хотелось, чтобы детям тоже захотелось исполнять эти песни. Я уверена, что именно из авторской песни можно черпать все то, на чём мы должны воспитывать ребенка: добро, справедливость, чувство товарищества, верность, душевность, любовь, все то, что делает человека человеком. Простота в восприятии, доверительность, лиризм, естественность авторской песни позволят нести человеку все эти добродетели ненавязчиво, ненарочито. Ребенок попадает в мир человеческих отношений, и важно, чтобы этот мир песен стал для него реальностью в клубе, а затем и в жизни. И главное не то, как он поет или играет на гитаре, а как он воспринимает то, о чем поется в песне, как он поступает потом в жизни; человек не должен лгать в песнях.

Готовясь к вечерам в классе, я всегда стремлюсь стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей. В сотрудничестве с родителями в классном коллективе стараюсь создать атмосферу взаимопонимания, доверия и добра. Я, как классный руководитель, хочу помочь родителям увидеть своих детей в различных ситуациях в школе и классе, в детском коллективе, что позволяет им иметь более полное представление о своих детях. Для детей непосредственное участие родителей в их школьной жизни, особенно в средней школе, когда кажется, что дети “уже выросли”, имеет очень большое значение. Таким образом, поднимается авторитет родителей в глазах ребенка. Авторитет родителей – важная составляющая успешности воспитания детей в семье.

Очень значимым и важным принципом в общении детей и родителей является принцип доступности. Сегодня, когда родители много работают и очень заняты, он особенно актуален. Родителям катастрофически не хватает времени на общение с детьми. Быть доступным – значит, в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, чтобы пообщаться с ребенком.

Начиная с 5 класса, я с ребятами пою авторские песни. Причем репертуар подбираю заранее, продумываю его. Через тексты песен стараюсь донести ценности дома, семьи, радость человеческого общения. Цель – воспитать доброту, открытость к миру, восприятие настоящей красоты, посредством ненавязчивого знакомства детей с авторской песней, как современной, так и той, что исполнялась во времена молодости их родителей. Поэтому, приходя на наши Огоньки, праздники, вечера, родители с огромным удовольствием поют вместе с детьми. Ребята же при этом очень гордятся, что многие слова они знают лучше взрослых. Это настоящее единение душ, скрепленное музыкой.

Ребёнок постепенно впитывает в себя духовные ценности, которые дает ему авторская песня. Он повторяет чужие слова и воспринимает их положительно. Слова песни становятся частью его жизни, он начинает в своих поступках следовать этим словам. Именно в момент исполнения песни, в момент эмоционального прочувствования содержания песни, происходить маленький шажок по формированию жизненной позиции ребенка. Можно однозначно утверждать, что бардовская песня заставляет ребенка взрослеть.
Нужно сказать, что бардовская песня по своей тематике очень разнообразна, охватывает практически все сферы жизни. Во всем этом разнообразии очень важную роль в воспитании ребенка играют песни гражданственного звучания. На наших вечерах мы исполняем песни военных лет, песни о подвиге и товариществе. Поэтому я с полной уверенностью могу сказать, что приобщение ребят к бардовской песне способствует формированию гражданской позиции, воспитанию патриотизма, товарищества.

Мы очень много говорим о тех людях, которые написали эти песни. Многие авторы-исполнители стали для ребят прекрасным примером в жизни. Не случайно таким авторам посвящены многие наши вечера: В Высоцкому, Ю.Визбору, Б.Окуджаве и др. У ребят, поющих песни этих авторов, формируется хороший художественный вкус. Я уверена, что те, кто знает Городницкого, Якушеву, Никитина, не способны на подлый поступок, предательство.

Все песни мы исполняли под фонограмму, но за два последних года несколько ребят научились играть на гитаре, и на этот раз мы решили провести вечер «Песни у костра» под собственный аккомпанемент. Вряд ли потрескивание костра, запах крепкого чая в горячей кружке, тихий голос под гитару можно «смоделировать» на компьютере. И дерзнули мы на это исключительно из-за того, что иногда просто необходимо слышать голоса своих друзей, поющих замечательные песни и не только под гитару. Несмотря на дела, проблемы, будни. Просто на несколько минут вдруг остановиться и услышав: «мой друг мне тем и дорог, что днем и ночью он возводит к небу горы, далекие, как сон…», вспомнить про друзей, про счастье и про мечту…

И если кому-то захочется подстроить струны на гитаре, если возникнет мысль «А давно мы не встречались с нашими!», если вдруг родится желание найти свой старый песенник – это будет уже замечательный результат нашего проекта «Песни у костра».


Мы уверены, что те, кто знает Городницкого, Якушеву, Визбора, Окуджаву, не способны на подлый поступок, никогда не предадут ни товарищей, ни Родину.



Вечер "Песни у костра"

Цель: познакомиться ближе с творчеством бардов, приобщить учащихся к авторской песне, показать ее огромный воспитательный потенциал, заключенный в сочетании выразительных стихов и искренней мелодии, развитие сплоченности коллектива через совместное исполнение известных песен и обсуждение интересующих вопросов, развитие навыков «слушания».

Задачи:

  • Познакомить ребят с жанром туристской авторской песни, со всеми ее аспектами содержания;

  • Дать возможность детям реализовать свои музыкальные способности на практике;

  • Развивать коммуникативные, творческие, художественно-исполнительские, музыкальные способности учащихся;

  • Создать ситуацию единения коллектива учителей и учащихся.

Подготовка

  1. За месяц до проведения концерта вывешивается красочное объявление о проведении вечера туристской песни.

  2. В течение месяца:

  • проводится разучивание туристских песен с группами ребят;

  • составляется сценарий;

  • проводится сбор фотографий у ребят, чьи родители учились в нашей школе и ходили в походы;

  • организаторы выполняют компьютерную презентацию с фотографиями авторов бардовской песни, а также сюжетов по сценарию концерта;

  • приглашаются гости, исполнители туристских песен;

  • творческая группа готовит оформление зала; программы вечера.

Аппаратура:

  • Музыкальный центр с усилителем, колонками и радиомикрофонами;

  • ноутбук с проектором;

  • гитары.

Оформление:

  • на передней стене экран для проектора; плакат : “ Туристская песня на привале”;

  • на сцене: палатка и “горящий” костер;

  • Презентация «Песни под гитару».



Ход вечера

Вступительная часть.

Дети и родители входят в зал и рассаживаются полукругом на заранее расставленных стульях. Таким образом, они сразу становятся полноправными активными участниками происходящего, а не пассивными зрителями.

Учитель. Здравствуйте уважаемые родители, гости и ребята! Я рада приветствовать вас на вечере авторской песни. Мы поем песни под гитару второй год. Пришло время узнать об их авторах подробней. Поговорить о том, что такое вообще авторская или, как ее еще называют, бардовская песня.

Для того, чтобы исполнять авторскую песню, не обязательно иметь абсолютный музыкальный слух. В этих песнях первичны слова. Их вы увидите перед собой на экране. Приглашаем всех присутствующих присоединиться к исполнению песен. Итак, начинаем.

1. Добрый вечер, дорогие друзья. Мы рады вас видеть в этом зале.

2. Пусть сегодня у нас будет уютно от тепла наших душ и песен.Песен таких разных, но все их объединяет одно, их поют на вокзале и в электричке.

3. На привале и у ночного костра.

4. На грандиозных фестивалях и в маленьких квартирах.

5. Дети и взрослые, заядлые туристы и просто любители!!!

6. мы не волшебники, мы только учимся, и сегодня - проба пера: наше видение авторской песни, наше понимание ее, наши знания о ней.
7. Авторская песня . она же - самодеятельная, студенческая, гитарная, туристская, поэтическая, самоходная: Есть ли смысл продолжать длинный перечень? Из всех этих определений , пожалуй, лишь термин "авторская" как-то отражает суть явлений. И то не полностью. Да и вообще, песня ли это?
8 . начнем сначала. 1937 год. Сейчас эта дата вызывает вполне определенные ассоциации. И думается, что в качестве противостояния этому страшному времени и появились первые авторские песни.


9 . Этот же год. Осень. Москва. Два совсем еще мальчика - школьник Жора Лепский и студент-первокурсник ИФЛИ (Институт философии, литературы и искусства) Павел Коган пишут песню. Пожалуй, неожиданно даже для самих себя. И пишут именно "для себя". Пока есть четыре строчки, озарившие Когана:

Надоело говорить и спорить.
И любить усталые глаза.
В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина поднимает паруса.

10. Вот уже Жора подсаживается к роялю, и через несколько часов совместными усилиями появляется на свет песенка, которой суждено стать ПЕРВОЙ.
Не суть важно, была ли она прекрасной или средней. Наверное, было в ней много поэтических неточностей, спорных образов, детского романтизма: Но песня зажила своей, уже ни от кого не зависящей жизнью.


11.Один из ее авторов - поэт Павел Коган - погиб в 1942 году под городом Новороссийском во время второй мировой войны. Жора (теперь уже Георгий) Лепский жив.



( Исполняется песня "Бригантина")

Песня «Бригантина». Слова Павла Когана , музыка Георгия Лепского.

Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза:
В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина поднимает паруса:

Капитан, обветренный, как скалы,
Вышел в море, не дождавшись нас,
На прощанье поднимай бокалы
Золотого терпкого вина.

Пьем за яростных, за непохожих,
За презревших грошевый уют.
Вьется по ветру "веселый Роджер",
Люди Флинта песенку поют.


И в беде, и в радости, и в горе
Только чуточку прищурь глаза -
В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина поднимает паруса.


12. Авторская песня – это прежде всего способ думать о жизни вслух. Попытка высказываться, рассказать о себе, о своих мыслях и чувствах. И еще это неподдельная искренность, неприятие какой бы то ни было фальши, бережные отношения с высокими словами и понятиями.

13. Как правило, авторские песни тесно связаны с реальным образом жизни своих создателей, их идейным и нравственным опытом, который выражается с большой непосредственностью и полнотой. Эти песни очень чистые, душевные, человечные.


14.Барды – вовсе не профессиональные музыканты. Это врачи и учителя, геологи и альпинисты, люди самых разных профессий, с любовью относящиеся к своим занятиям в жизни. Это люди творческие, сильные духом и при этом большие романтики.

В своих песнях они воспевают настоящую дружбу и любовь, красоту природы, человеческие качества и ценности.


15. Своим общественным признанием авторская песня обязана в равной степени и наиболее талантливым своим представителям и той широкой массе менее известных, а зачастую как бы безымянных авторов, которые пишут и исполняют свои песни без претензии на имя, а с единственной целью – быть услышанным, найти созвучные души и сердца.

16.Одним словом, барды – это поющие поэты. Их песни никогда не устаревают, они всегда в моде, всегда на высоте. Бардовские песни чаще всего исполняются и наиболее чутко воспринимаются в кругу друзей, близких по духу людей, когда они собираются вокруг костра, на природе, когда открыты их души и сердца.

Давайте представим, что мы с вами сейчас собрались у такого костра, на берегу озера.


П есня Юрия Визбора «Перевал»

Просто нечего нам больше терять,
Всё нам вспомнится на страшном суде.
Эта ночь легла, как тот перевал,
За которым исполнение надежд.
Просто прожитое - прожито зря,
Hо не в этом, понимаешь ли, соль.
Слышишь, капают дожди октября,
Видишь, старый дом стоит средь лесов.

Мы затопим в доме печь, в доме печь,
Мы гитару позовем со стены,
Просто нечего нам больше беречь,
Ведь за нами все мосты сожжены,
Все мосты, все перекрестки дорог,
Все прошёптанные тайны в ночи.
Каждый сделал всё, что смог, всё, что смог,
Но об этом помолчим, помолчим.

А луна взойдет оплывшей свечой,
Скрипнут ставни на ветру, на ветру.
Ах, как я тебя люблю горячо -
Годы это не сотрут, не сотрут.
Мы оставшихся друзей соберём,
Мы набьем картошкой старый рюкзак.
Люди спросят: "Что за шум, что за гам?"
Мы ответим: "Просто так, просто так!".

Просто так идут дожди по земле
И потеряны от счастья ключи
Это все конечно мне, конечно мне
Но об этом помолчим, помолчим
Просто прожитое - прожито зря,
Hо не в этом, понимаешь ли, соль.
Слышишь, капают дожди октября,
Видишь, старый дом стоит средь лесов
.

17. Авторская песня впитала в себя и русский городской романс, и кант (бытовую многоголосную песню) и крестьянские песни и творчество декабристов, и революционные молодежные песни 20-х годов, песни беспризорников, студенческий фольклор.

18. Она прошла большой и сложный путь: от полного неприятия, запрета к блестящему расцвету и признанию. Статьи середины 50- годов были очень критичны: авторская песня обвинялась в непрофессионализме, ее называли «самодельщиной», считали, этому жанру «дальше костра и студенческих общежитий выходить не стоит».

19. Однако песни, сочиненные в стройотрядах, в геологоразведочных экспедициях, в кругу единомышленников, с появлением магнитофонов стали быстро распространяться по всей стране и становились народными.

«Люди идут по свету» муз. Розы Ченборисовой, сл. И Сидорова

Люди идут по свету,

Им вроде немного надо:

Была бы прочна палатка

Да был бы не скучен путь,

Но с дымом сливается песня,

Ребята отводят взгляды,

И шепчет во сне бродяга

Кому-то «Не позабудь».


Они в городах не блещут

Манерой аристократов,

Но в чутких высоких залах,

Где шум суеты затих,

Страдают в бродячих душах

Бетховенские сонаты,

И светлые песни Грига

Переполняют их.


Люди идут по свету,

Слова их порою грубы,

«Пожалуйста», «извините»

С усмешкой они говорят.

Но грустную нежность песни

Ласкают сухие губы,

И самые лучшие книги

Они в рюкзаках хранят.


Выверен старый компас,

Получены карты и сроки,

Выштопан на штормовке

Лавины предательский след.

Счастлив, кому знакомо

Щемящее чувство дороги,

Ветер рвет горизонты

И раздувает рассвет. (1962 год)



20. Авторские песни возникли в конце пятидесятых годов прошлого столетия.

21. Представьте себе музыкальную атмосферу того времени: кончалась эпоха прекрасных военных песен, сами песни остались, но жизнь уже развивалась по новым, мирным законам и требовала иных песен.

22. Песни предназначались, в основном, для громкого массового пения на демонстрациях и площадях. А молодые люди учились, работали, увлекались туризмом, ходили в походы и очень любили петь. Петь в общежитиях, в походах, у костра. Профессиональные исполнители не сумели вовремя откликнуться на настроения молодёжи.

23. И талантливая молодёжь сама заполнила этот вакуум. Песни писались на кухнях, их исполняли в узких кругах для своих друзей. В них отражались поиски и надежды.

24. Часто авторскую песню называют туристской, ведь многие из этих песен рождены в дорогах или под впечатлениями о походах, путешествиях, экспедициях.

25 Но сами туристы, альпинисты, геологи и путешественники никогда не делят обширный мир бардовской песни на туристские и нетуристские. В этих песнях отражаются звёздное небо, высокие горы, ночной костёр, чувство братства туристов..

26.  А эта песня прозвучала впервые в лагере “ Артек” в 1968 году. Её мелодия и ритм очень быстро покорили всех.

Песня “Вальс в ритме дождя”

Солнца не будет, жди не жди,

Третью неделю льют дожди,

Третью неделю наш маршрут

С доброй погодой врозь.

Словно из мелких, мелких сит

Третью неделю моросит,

Чтоб не погас у нас костер

Веток подбрось.


В мокрых палатках спят друзья,

Только дежурным спать нельзя,

Сосны качаются в ночи,

Словно орган гудя.

А у костра ни сесть, ни лечь,

Как не устанет дождик сечь,

Слушай, давай станцуем вальс

В ритме дождя.


3. В небе не виден звездный свет,

В небе просвета даже нет,

А под ногами не паркет,

А в основном вода.

Но согревает нынче нас

Этот смешной и странный вальс,

И вопреки всему горит

Наша звезда.



27. В 60-80 годы появились последователи Булата Окуджавы и Юрия Визбора. Это авторы песен: Ада Якушева, Александр Галич, Новелла Матвеева, Юлий Ким, Юрий Кукин, Сергей Никитин, Александр Дольский, Александр Городницкий .

28. В песнях появляются чувства, отношения друг к друга, ведь в горах проверяются не только выдержка, техника туризма, но и умения проявлять заботу, внимание, и, конечно, дружба нередко перерастала в любовь..

29. В семидесятые – восьмидесятые годы в нашей стране продолжается бум хождения в походы. Сотни туристских бюро предлагают путевки во все уголки Советского Союза. В субботу и воскресенье невозможно влезть в электрички, автобусы.

30. Кругом огромные рюкзаки, гитары, ошалело поющие туристы и как закономерность - рождение новых песен.

31. Немало песен передавалось от поколения к поколению, изменялся мотив, слова, забывался автор, но все равно песни любимы и всегда находятся ребята, которые поют песни от души.

32. Авторская песня в России имеет особый смысл, так как на протяжении многих веков в профессиональной русской музыке главным было слово, а не музыка.

33. Недаром при определении сущности авторской песни Булат Окуджава сказал, что это «поэзия под гитару», а Владимир Высоцкий говорил, что это – поэты, которые исполняют свои стихи под музыку.

34. Авторы-исполнители хотят, чтобы мы увидели мир их глазами, поняли, как он несовершенен, в суете и спешке быстро текущего времени осознали себя в этом мире и постарались чуточку изменить этот мир и самих себя.

35. Как найти себя в жизни, стать личностью? Каждый бард решает это по-своему. Например, Юрий Кукин считает, что путешествие, природа лучше, чем стены квартиры.

36. Одно-единственное чувство на земле, которое помогает жить, делает нас чище и добрее – это любовь. Ради любимого человека мы можем творить чудеса, наша душа расцветает, она поет, в ней всегда весна.

37. Но любовь бывает и другой: сердечные муки, слезы, ревность, неверие, коварство. Все оттенки этого всепоглощающего чувства, на котором держится вся земля, представлены в авторской песне.

Исполнение песни «Вечер бродит», слова и музыка Ады Якушевой

В ечер бродит по лесным дорожкам,

 Ты ведь вроде любишь вечера.

  Подожди тогда еще немножко,

  Посидим с товарищами у костра.


Вслед за песней позовут ребята

  В неизвестные еще края.

  И тогда над крыльями заката

   Вспыхнет яркой звездочкой мечта моя.


Вижу целый мир в глазах тревожных

   В этот час на берегу крутом.

  Не смотри ты так неосторожно

   Я могу подумать что-нибудь не то.


38. Туристские походы прекрасны в любое время года, но почему–то чаще всего самые запоминающиеся проходят осенью.

39. Поэтому “День туризма” мы отмечаем в сентябре. Вот уже больше пяти лет стало традицией проводить туристские слеты в нашей школе, с каждым годом все больше новых ребят отправляются в походы и на экскурсии. Это так прекрасно, что подрастающее поколение выбирает спорт, туризм и здоровый образ жизни! Все туристы знают и поют эту песню.

Исполняется песня Олега Митяева «Как здорово, что все мы здесь,,,!»

40. 

Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,

Если то, что случилось нельзя изменить

Как записку из прошлого, грусть свою скомкав

С этим прошлым порвите непрочную нить.


Никогда не жалейте о том, что случилось,

Иль о том, что случиться не может уже

Лишь бы озеро вашей души не мутилось

Да надежды, как птицы, парили в душе.


Не жалейте своей доброты и участья,

Если даже за все вам усмешка в ответ

Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство.

Не жалейте, что вам не досталось их бед.


Никогда, никогда ни о чем не жалейте -

Поздно начали вы или рано ушли

Кто-то пусть гениально играет на флейте -

Но ведь песни берет он из вашей души.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте

Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви

Пусть другой гениально играет на флейте,

Но еще гениальнее слушали вы.


41. Давайте закончим наш вечер прекрасной песней Юрия Визбора.

(Все участники вечера исполняют песню Юрия Визбора «Милая моя».)

Песня Милая моя (видео)

Всем нашим встречам разлуки увы суждены
Тих и печален ручей у янтарной сосны
Пеплом несмелым подёрнулись угли костра
Вот и окончилось всё расставаться пора

Милая моя солнышко лесное
Где в каких краях встретишься со мною
Милая моя солнышко лесное
Где в каких краях встретишься со мною

Крылья сложили палатки их кончен полёт
Крылья расправил искатель разлук самолёт
И потихонечку пятится трап от крыла ,
Вот уж действительно пропасть меж нами легла

Исполняют все участники вечера вместе с участниками проекта «Песни нашего века»

















(Все фотографии, представленные в сценарии, размещены с согласия родителей учащихся)


Список литературы


1. Андреев Ю. А. Среди нехоженых дорог одна – моя (сборник туристских песен) - М.,1989г.

2. Бахарева Н.Н. Роль авторской песни в воспитании подрастающего поколения. М., 2008г.

3.Беленький Л.П. Возьмёмся за руки, друзья! Москва: Молодая гвардия, 1998г.

3. Юрий Визбор - Милая моя - Текст Песни http://www.megalyrics.ru/lyric/iurii-vizbor/milaia-moia.htm#ixzz3qVwYxREO.

4. Люди идут по свету.-Москва: Физкультура и спорт,1990г.























Сохранить у себя:
Проект воспитательного мероприятия "Песни у костра"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки