Проект "Рисование на песке"

Проект "Рисование песком"

ИННОВАЦИОННОСТЬ ПРОЕКТА.

Необычное искусство создания рисунков с помощью песка.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.

Рисование песком развивает сенсорно – перцептивную сферу, раскрывает творческий потенциал, формирует коммуникативные навыки, гармонизирует психоэмоциональное состояние, формирует установку на положительное отношение к себе.

Содержимое разработки

П Р О Е К Т  « Рисование песком «   Срок реализации - шесть месяцев.

П Р О Е К Т « Рисование песком «

Срок реализации - шесть месяцев.

ИННОВАЦИОННОСТЬ ПРОЕКТА.  Необычное искусство создания рисунков с помощью песка.   АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.  Рисование песком развивает сенсорно – перцептивную сферу, раскрывает творческий потенциал, формирует коммуникативные навыки, гармонизирует психоэмоциональное состояние, формирует установку на положительное отношение к себе.  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ.  Рисование песком развивает мелкую моторику, тактильную чувствительность, пластику движений рук, улучшает память, стимулирует работу мозга ( познавательные процессы: восприятие, образно-логическое мышление, пространственное воображение).

ИННОВАЦИОННОСТЬ ПРОЕКТА.

Необычное искусство создания рисунков с помощью песка.

  АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.

Рисование песком развивает сенсорно – перцептивную сферу, раскрывает творческий потенциал, формирует коммуникативные навыки, гармонизирует психоэмоциональное состояние, формирует установку на положительное отношение к себе.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ.

Рисование песком развивает мелкую моторику, тактильную чувствительность, пластику движений рук, улучшает память, стимулирует работу мозга ( познавательные процессы: восприятие, образно-логическое мышление, пространственное воображение).

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:   1.  стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком;  3.  ЗАДАЧИ: 1.  развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя разные оттенки света и тени; 2.  обучение созданию песочных картин 3.  развитие композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета; 4.  упражнение пальцев и кистей рук; 5.  развитие художественно-эстетического вкуса.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

  1. стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком;

3. ЗАДАЧИ:

1. развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя разные оттенки света и тени;

2. обучение созданию песочных картин

3. развитие композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета;

4. упражнение пальцев и кистей рук;

5. развитие художественно-эстетического вкуса.

«Подзадачи» 1.Учить детей рисовать песком отдельные образы и сюжеты, 2. Учить детей рисовать фантазийные образы ( выбор технологии и способов рисования песком за детьми) 3. Инициировать самостоятельный поиск оригинального и соответствующих изобразительно-выразительных средств. 4. Раскрепостить руки. ( рисование пальцем, рисование всеми пальцами руки, синхронное, одновременное рисование пальцами обеих рук, рисование ладонью, песочной струёй. 5. Развивать творчество, воображение. 6. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность. 7. Учить приемам коммуникации (обсуждать тему, договариваться, рисовать по очереди, в парах, мини группами, коллективом).

«Подзадачи»

1.Учить детей рисовать песком отдельные образы и сюжеты,

2. Учить детей рисовать фантазийные образы ( выбор технологии и способов рисования песком за детьми)

3. Инициировать самостоятельный поиск оригинального и соответствующих изобразительно-выразительных средств.

4. Раскрепостить руки. ( рисование пальцем, рисование всеми пальцами руки, синхронное, одновременное рисование пальцами обеих рук, рисование ладонью, песочной струёй.

5. Развивать творчество, воображение.

6. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.

7. Учить приемам коммуникации (обсуждать тему, договариваться, рисовать по очереди, в парах, мини группами, коллективом).

Обучение данной технике проводится в рамках всего курса рисования и имеет характерные особенности.   1.  Во-первых, это направленность образовательной деятельности на развитие ребенка, а не на сообщение ему суммы знаний.   2.  Во-вторых, создание доброжелательной, творческой атмосферы, чтобы дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики.   3.  И, в-третьих, образовательный процесс строится с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности. Процесс обучения поделен на четыре этапа.

Обучение данной технике проводится в рамках всего курса рисования и имеет характерные особенности. 1. Во-первых, это направленность образовательной деятельности на развитие ребенка, а не на сообщение ему суммы знаний. 2. Во-вторых, создание доброжелательной, творческой атмосферы, чтобы дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики. 3. И, в-третьих, образовательный процесс строится с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности. Процесс обучения поделен на четыре этапа.

На подготовительном этапе (в летний период) проводится наблюдение за самостоятельной продуктивной деятельностью детей старшего дошкольного возраста с целью выявления у них склонности к изобразительному искусству.  Диагностическое обследование уровня развития у детей творческого мышления, воображения, восприятия, мелкой моторики пальцев рук в начале учебного года обеспечивается на втором этапе (приложение 1).  Третий этап  представляет собой обучение непосредственно рисованию линий, точек, завитков; использование геометрических фигур; добавление песка для насыщенности цвета; создание рисунков на основе геометрических фигур: круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника; сюжетное рисование по предлагаемым темам и замыслу;

На подготовительном этапе (в летний период) проводится наблюдение за самостоятельной продуктивной деятельностью детей старшего дошкольного возраста с целью выявления у них склонности к изобразительному искусству. Диагностическое обследование уровня развития у детей творческого мышления, воображения, восприятия, мелкой моторики пальцев рук в начале учебного года обеспечивается на втором этапе (приложение 1). Третий этап представляет собой обучение непосредственно рисованию линий, точек, завитков; использование геометрических фигур; добавление песка для насыщенности цвета; создание рисунков на основе геометрических фигур: круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника; сюжетное рисование по предлагаемым темам и замыслу; "раскрашивание" рисунков. Заключительный этап - подведение итогов работы по данной методической разработке, итоговая диагностика по определенным критериям (приложение 2).

Содержание образовательной деятельности Обучение технике рисования песком проводится с старшей группой детей (8-10 человек) раз в неделю по 25 мин в изостудии в соответствии с тематическим планом (приложение 3), предусматривающим три цикла: 1-й - начальный - знакомство с песком, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать песком; 2-й - сюжетное рисование по теме и по замыслу; 3-й - "раскрашивание" картин с использованием цветной бумаги. Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка. Для организации образовательной деятельности необходимо соответствующее оборудование - стол песком с подсветкой. Для рисования используется мелкий белый песок. В процессе обучения дошкольники учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности; оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность. Для воплощения каждого замысла используется определенное количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные детали прорисовываются дополнительно Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли. Для придания цвета изображению используется цветной песок или цветовая подсветка в зависимости от темы изобразительной деятельности или детского замысла, например "Золотая осень" - песок желтого цвета, "Летний лес" - песок зеленого цвета, "Морские обитатели" -голубой и/или синий и т. д. Но "раскрашивать" таким образом рисунок целесообразно в конце обучения, когда дошкольники полностью овладеют техникой рисования песком.

Поскольку рисование осуществляется непосредственно пальцами по песку, данная техника предусматривает:  1.  развитие плавности, изящества и точности движений;  2.  умения работать кистью и пальцами обеих рук;  3.  координации руки и глаза;

Поскольку рисование осуществляется непосредственно пальцами по песку, данная техника предусматривает: 1. развитие плавности, изящества и точности движений; 2. умения работать кистью и пальцами обеих рук; 3. координации руки и глаза;

Каждая встреча с детьми в изостудии состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.

В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения

Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи стоит использовать.

Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Так, педагог может использовать произведения классической музыки П. Чайковского, В. Моцарта, А. Вивальди, И. Баха, Ф. Шопена, Р. Штрауса, К. Дебюсси; записи звуков природы (водной стихии, звуков садов, джунглей, тропических лесов и т. д.).

Обязательным является проведение физкультминутки (15-20 мин в зависимости от физического состояния воспитанников).

Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов образовательной деятельности детские работы фотографируются. В конце обучения из лучших работ оформляются фотовыставка.

ПРИЕМЫ РИСОВАНИЯ ПЕСКОМ.

Создание фона (собрать песок в кулак и равномерно рассыпать его по стеклу):

-насыпание;

-наброс.

1 Щепотка (насыпание песочной струёй: песок зажат в кулаке, слегка разжав кулак, высыпаем песок тонкой струйкой на поверхность стекла).

2 Песочная струя:

-песчинки попадают в одну точку- круг;

-песочная струя рассыпается зигзагом- волны, чайки…;

- песочная струя рассыпается дугой- холмы, горы…;

- песочная струя рассыпается линией- дороги, дома…;

- песочная струя рассыпается замкнутой линией- воздушные шары, облака…;

- песочная струя рассыпается спиралью- порыв ветра, снежные бури…;

3 Рисование пальцами - песок раздвигается пальцами по фону;

4 Рисование тыльной стороной ладони одной руки и обеих рук одновременно (крылья птиц, бабочки…);

5 Рисование подушечками пальцев (вода, дождь, звезды…);

6 Линейный наброс песка (лучи солнца);

7 Вырезание картин из фона (лишний фон вокруг центрального образа отсекается);

8 Частичное сохранение элементов картины (данные элементы переходят в другую картину)

9 Нанесение нового рисунка на предыдущую картину ( насыпается новая порция песка прямо поверх старого рисунка для создания нового сюжета, старый рисунок является фоном и просматривается словно в тумане).

Приложение 1    Диагностика детей в начале учебного года   Диагностика развития творческого мышления, воображения, восприятия Что это может быть? (зрительно) Детям предлагаются картинки, на которых изображены разнообразные фигуры, напри­мер двойной круг, десятиконечная звезда, буква

Приложение 1 Диагностика детей в начале учебного года

Диагностика развития творческого мышления, воображения, восприятия

Что это может быть? (зрительно)

Детям предлагаются картинки, на которых изображены разнообразные фигуры, напри­мер двойной круг, десятиконечная звезда, буква "Х"). Они должны придумать названия к картинкам и объяснить их.

Как можно использовать этот предмет?

Детям предлагается назвать как можно больше способов использования какого-либо предмета, например пластиковой бутылки, совочка, вазы для цветов, опрыскивателя и др.

Рисование "Чего на свете не бывает?"

Детям предлагается нарисовать то, чего не бывает, например рыба плывет по воздуху, звезды ходят по земле, пауки разговаривают, дома сами ходят и пр.

"Что недорисовано?"

На предлагаемых картинках дошкольники определяют, что художник забыл нарисовать, -оценка целостного восприятия

Приложение 2 Итоговая диагностика в конце учебного года Фамилия, имя ребенка Активность и самостоятельность в рисовании Умение находить новые способы изображения, передавать в работах свои чувства Уровень тревожности, развитие психических процессов (диагностируется педагогом-психологом) Уровень формирования мелкой моторики

Приложение 2

Итоговая диагностика в конце учебного года

Фамилия, имя ребенка

Активность и самостоятельность в рисовании

Умение находить новые способы изображения, передавать в работах свои чувства

Уровень тревожности, развитие психических процессов (диагностируется педагогом-психологом)

Уровень формирования мелкой моторики

Приложение 3 Примерный тематический план изобразительной деятельности

Приложение 3

Примерный тематический план изобразительной деятельности

Приложение 4 Упражнения для развития мелкой моторики

Приложение 4

Упражнения для развития мелкой моторики

"Гроза"

Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:

Капли первые упали , (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)

Пауков перепугали . (внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, следует показать, как разбегаются пауки)

Дождик застучал сильней . (постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Птички скрылись средь ветвей . (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе)

Дождь полил как из ведра , (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Разбежалась детвора . (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони)

В небе молния сверкает ,

Гром все небо разрывает . (нарисовать пальцем в воздухе молнию) (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)

А потом из тучи солнце (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)

Вновь посмотрит нам в оконце!

" Цветочки"

Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:

В нашей группе на окне, (сжимают и разжимают кулачки)

Во зеленой во стране, (показывают ладошками "горшочки")

В расписных горшочках (поднимают ладошки вверх вертикально)

Подросли цветочки.

Вот розан, герань, толстянка,

Колких кактусов семья. (загибают пальчики на обеих руках, начиная с большого)

Их польем мы спозаранку,(поливают из воображаемой лейки) (складывают ладони обеих рук)

Я и все мои друзья!

"Колокольчик"

Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:

- Дон-дон-дон, -

Колокольчик звенит. (пошевелить пальчиками обеих рук)

- Ля-ля-ля, -

Что-то он говорит. (поднести указательные пальцы обеих рук ко рту)

Динь-динь-динь, -

Наклоняет головку. (опустить ладошки вниз)

Бом-бом-бом, -

Растрепал всю прическу. (провести ладошками по волосам)

Дзынь-дзынь-дзынь, -

Солнцу он улыбнулся. (улыбнуться и похлопать в ладоши)

Наконец-то проснулся. (постучать пальцами одной руки о пальцы другой)

Маршрут  «Царство растений» Цели: Развитие фантазии, глубины вербального и не вербального воображения, памяти, внимания, речи; Освоение приемов рисования песком образов растительного мира.  1- «Цветочная поляна»; 2 - «Дары леса»(царство грибов); 3 - «Волшебный сад»; 4 – «Витаминные загадки»(ягоды, фрукты, овощи); 5 – «Волшебные превращения» (сказка Чиполино); 6 – «Лесной хоровод» (разные виды деревьев); 7 – «Лесная сказка».

Маршрут «Царство растений»

Цели:

  • Развитие фантазии, глубины вербального и не вербального воображения, памяти, внимания, речи;
  • Освоение приемов рисования песком образов растительного мира.

1- «Цветочная поляна»;

2 - «Дары леса»(царство грибов);

3 - «Волшебный сад»;

4 – «Витаминные загадки»(ягоды, фрукты, овощи);

5 – «Волшебные превращения» (сказка Чиполино);

6 – «Лесной хоровод» (разные виды деревьев);

7 – «Лесная сказка».

Маршрут  «Мои друзья- животные» Цели: - Развивать творческое воображение, мышление; - Учить отображать значимые детали отображающие облик конкретного животного (сотворчество с воспитателем); 1- Домашние питомцы; 2- Дикие животные России; 3- Африканское сафари; 4- В гостях у Нептуна; 5- Песни морских чаек; 6- Экзотические рыбки; 7- Фантастические животные; 8- В царстве животного мира.

Маршрут «Мои друзья- животные»

Цели:

- Развивать творческое воображение, мышление;

- Учить отображать значимые детали отображающие облик конкретного животного (сотворчество с воспитателем);

1- Домашние питомцы;

2- Дикие животные России;

3- Африканское сафари;

4- В гостях у Нептуна;

5- Песни морских чаек;

6- Экзотические рыбки;

7- Фантастические животные;

8- В царстве животного мира.

Маршрут  «Я – человек» Цели: Продолжать развивать творческое воображение и мышление, умение детализировать образы (мальчик, девочка, мама, папа…); 1- Четыре сыночка и лапочка дочка; 2- Был я маленьким стал большим удаленьким; 3- Мама; 4- Моя любимая игрушка; 5- Друг мой – Петька…;

Маршрут «Я – человек»

Цели:

  • Продолжать развивать творческое воображение и мышление, умение детализировать образы (мальчик, девочка, мама, папа…);

1- Четыре сыночка и лапочка дочка;

2- Был я маленьким стал большим удаленьким;

3- Мама;

4- Моя любимая игрушка;

5- Друг мой – Петька…;

Маршрут  «Сказочный город» Цели: Совершенствовать навыки и приемы рисования песком, будить фантазию, обогащать опыт; Упражнять в придумывании нового сказочного персонажа, или нового замысла. 1- Улицы моего города; 2- Праздничный город; 3- «Град на острове стоит»; 4- Москва; 5- Избушка бабушки яги; 6- В гостях у метелицы; 7- Сказочный город.

Маршрут «Сказочный город»

Цели:

  • Совершенствовать навыки и приемы рисования песком, будить фантазию, обогащать опыт;
  • Упражнять в придумывании нового сказочного персонажа, или нового замысла.

1- Улицы моего города;

2- Праздничный город;

3- «Град на острове стоит»;

4- Москва;

5- Избушка бабушки яги;

6- В гостях у метелицы;

7- Сказочный город.

Маршрут  «Я люблю свою планету» Цели: - Фантазия + идея- создавать что- то существенно новое, фантастическое, не соответствующее какому- нибудь реально существующему предмету или образу. 1- День и ночь; 2- Космические путешествия; 3- Гости из космоса (звезды, кометы, планеты, метеориты); 4- Планета по имени… (название планеты придумывают дети) 5- Инопланетяни; 6- Два капитана;

Маршрут «Я люблю свою планету»

Цели:

- Фантазия + идея- создавать что- то существенно новое, фантастическое, не соответствующее какому- нибудь реально существующему предмету или образу.

1- День и ночь;

2- Космические путешествия;

3- Гости из космоса (звезды, кометы, планеты, метеориты);

4- Планета по имени… (название планеты придумывают дети)

5- Инопланетяни;

6- Два капитана;

Маршрут  «Кем ты хочешь быть» Цели: - создать условия для творческого применения освоенных умений; экспериментирования с образами( преобразование сюжета, трансформация образов); -развивать воображение, чувство композиции; -воспитывать навыки сотрудничества и сотворчества со сверстниками и взрослыми.  1 - « Папин портрет»; « Мамин портрет»;  2 - « Я бы в летчики пошел, пусть меня научат »

Маршрут «Кем ты хочешь быть»

Цели:

- создать условия для творческого применения освоенных умений; экспериментирования с образами( преобразование сюжета, трансформация образов);

-развивать воображение, чувство композиции;

-воспитывать навыки сотрудничества и сотворчества со сверстниками и

взрослыми.

1 - « Папин портрет»; « Мамин портрет»;

2 - « Я бы в летчики пошел, пусть меня научат »

Маршрут  «Радуга народного творчества» Цели: создание узоров по мотивам декоративно-прикладного искусства; обеспечить условия для свободного выбора детьми содержания и поиска способов решения художественной задачи; 1- « Солнышко покажись, красное – нарядись » (варианты изображения солнца, лучей,); 2 -« Волшебный ковер » 3 –« Карусель » Трансформация образов дымковских игрушек (кони, козлики…);

Маршрут «Радуга народного творчества»

Цели:

  • создание узоров по мотивам декоративно-прикладного искусства;
  • обеспечить условия для свободного выбора детьми содержания и

поиска способов решения художественной задачи;

1- « Солнышко покажись, красное – нарядись » (варианты изображения солнца, лучей,);

2 -« Волшебный ковер »

3 –« Карусель » Трансформация образов дымковских игрушек (кони, козлики…);

Маршрут  «Мы едем, едем, едем…» Цели: -развивать воображение, чувство ритма и композиции; -создать условия для творческого применения освоенных умений и навыков; -учить детей договариваться и планировать работу 1- « По морям, по волнам »; 2- « Превращаем самолет в вертолет»; 3- « Мы едем по суше, плывем по морям…»; 4- « Трансформер» (летает, плывет, едет); 5- « Придумай новый вид транспорта».

Маршрут «Мы едем, едем, едем…»

Цели:

-развивать воображение, чувство ритма и композиции;

-создать условия для творческого применения освоенных умений и навыков;

-учить детей договариваться и планировать работу

1- « По морям, по волнам »;

2- « Превращаем самолет в вертолет»;

3- « Мы едем по суше, плывем по морям…»;

4- « Трансформер» (летает, плывет, едет);

5- « Придумай новый вид транспорта».

Маршрут  «Мир в котором я живу» Цель:

Маршрут «Мир в котором я живу»

Цель:

  • Создание песочной анимации.
Сохранить у себя:
Проект "Рисование на песке"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки