Проект по познавательно - исследовательскому развитию детей " Профессия Строитель"

Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость, удовольствие и приносящее пользу людям.

Поэтому очень важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия.

Беседы о профессиях, часто сопровождаются стихами, загадками, вопросами, заставляющие ребенка логически мыслить, развивать речь, активизировать память и внимание.

Воспитывать профессиональные качества в детях нужно с ранних лет.

По этому, в данном проекте, я хочу начать знакомить детей с профессией «Строитель».

Содержимое разработки

Структурное подразделение дошкольные группы " Радуга" МОУ " СОШ №13"











ПРОЕКТ по познавательно - исследовательскому развитию детей средней группы № 2 " Звездочки"










Автор проекта:

воспитатель Курдюкова Марина Борисовна




2020-2021учебный год


Проект: по познавательно - исследовательскому развитию детей " Профессия Строитель"



Автор проекта:

Курдюкова Марина Борисовна (воспитатель)

Продолжительность проекта

: декабрь 2020год

Тип проекта:

познавательно- исследовательскии краткосрочный.

Участники проекта:

дети средней группы, родители и воспитатель группы.


Актуальность проекта:

Почему я выбрала эту тему?

Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость, удовольствие и приносящее пользу людям.

Поэтому очень важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия.

Беседы о профессиях, часто сопровождаются стихами, загадками, вопросами, заставляющие ребенка логически мыслить, развивать речь, активизировать память и внимание. Воспитывать профессиональные качества в детях нужно с ранних лет. По этому, в данном проекте, я хочу начать знакомить детей с профессией «Строитель».

В ходе работы с детьми выяснилось, что они мало знакомы с нераспространенными видами профессий и их спецификой, с профессиями своих родителей. Порой они не знают место работы, название специальности, трудовые обязанности родителей. Иногда понимание ребенком специфики профессии соседствует с комичным. На вопрос «Кем работает твой папа? », можно услышать ответы: «Папа: целый день играет за компьютером». А на самом деле папа – программист и не просто играет, а проектирует строительство любого здания, учреждения или определенного изделия. И такая важная профессия как строитель — без этой помощи не может обойтись, как и без помощи: бетонщиков, каменщиков, сварщиков и т.д.
Таким образом, назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей, а в частности одной из необходимых профессий строителя.








Цель проекта:

формировать  у детей первичное ценностное представление и положительное отношение к профессии - строитель.


Задачи проекта: 

  • Познакомить с профессиями строителя, ее спецификой – архитектор- проектировщик, каменьщик, плотник, кровельщик, сварщик, монтажник, крановщик, маляр, сантехник,электрик с некоторыми профессиональными действиями, инструментами, спецодеждой.

  • Познакомить с видами сооружений (дом, школа, больница и т.д.), строительными материалами (дерево, камень, краска, кирпич, клей, трубы, кран ,бетон, электрические провода, металл).

  • Определить, какими качествами должны обладать люди данной профессии.

  • Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых.

  • Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых.

  • Обогащать и расширять словарный запас детей;

  • Развивать у детей коммуникативные навыки; побуждать к активным действиям в совместной деятельности с взрослыми и детьми;

  • Развивать у детей художественно-творческие способности в разных видах детской деятельности;

  • Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых;

  • Создавать условия для представлений детей о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании, инструментах, необходимых для работы;

  • Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации по средством овладения ЛЕГО-конструированием (Планета СТЕАМ)

  • Воспитывать уважение к труду строителей, бережное отношение к результатам труда.








Ожидаемые результаты по проекту:


Для детей:

- понимание детьми значения слова «профессия»;

- сформировать знание о профессии «строитель», о разнообразии строительных профессий и их назначении;

- пополнение словарного запаса детей;

- уметь имитировать деятельность людей строительных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр;

- воспитание уважения к труду взрослых, формирование положительного отношения к труду строителей.

Для родителей:

-успешное взаимодействие со своими детьми;

- повышение психолого-педагогических компитенций.

- Создание альбома о профессии (совместная работа родителей и детей)


Для педагога:

- создание предметно-развивающей среды по теме проекта;

- совместная работа с родителями по расширению знаний детей;

- повышение уровня развития психолого-педагогической компитенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогом и детьми.



Перспективы дальнейшего развития проекта:

Продолжать учить детей конструировать из конструктора ЛЕГО, Планета СТЕАМ, деревянного конструктора .



Результат проекта:

Проект реализовал поставленные задачи.

Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о труде взрослых (знание направленности и структуры конкретных трудовых процессов, понимание ценности труда людей разных профессий, умение переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на собственную трудовую деятельность, понимание значимости своего труда). В частности профессии строителя

В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей.






Перспективный план работы с детьми


Неделя


Форма проведения

Материалы, оборудование


1 неделя

- Чтение художественной литературы: В. В. Маяковский: «Кем быть» В. Данько «Кто построил дом»

- Просмотр слайдов: «Все работы хороши».

- Беседа о правилах гигиены строителей на стройке.

- Дидактические игры: " Инвентарь строителя. Орудия труда" «Построй улицу», «Построй дом из геометрических фигур», «Собери картинку»

- Сюжетно- ролевые игры: «Строители построили большой дом», « Шоферы больших машин»



- Игра-путешествие «Гуляем по поселку» (достопримечательности нашего поселка).


- Игры с конструктором ЛЕГО: " Домики для зверят".






Книги




Презентация, компьютер, проектор

Серия картинок



Конструктор деревянный и пластмассовый, разрезные картинки, пазлы



Конструктор, строительные каски, жилеты, набор для строителя, инструменты, машины, подъёмный кран


Фото поселка



Конструктор ЛЕГО.


2 неделя

- Беседа: «Как правильно вести себя на стройке?»

- Рассматривание картинок, связанных со строительными профессиями. Архитектура.

-Дидактические игры: «Профессии», «Что лишнее», «Угадай по описанию», "Умные машины", Лото "Профессии".

- Совместная работа с родителями , коллаж: "Наш папа строитель"

- Конструирование: «Мы построим новый дом».

- Пальчиковые игры «Дом» «Дом и ворота»


- Игры с конструктором ЛЕГО. Планета STEM: «Мосты»








Налядно - демонстрационный материал.


Серия картинок(профессии, архитектура зданий)


Дидактические игры



Наглядно-демонстрационный материал(машинки,инструменты,одежда


Конструктор большой напольный, подъемный кран, инструменты строителя, каски.


Конструктор ЛЕГО. Планета STEM.


3 неделя

- Беседа о взаимосвязи профессий на стройке: «Труд человека».


- Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением домов, улиц. Архитектура зданий.

- Беседа: "Какие бывают дома и строительные материалы»

- Чтение художественной литературы: Е. Пермяк. «Мамина работа»; Г. Люшнин. «Строители»; С. Баруздин. «Строим дом»; И. Соколов-Микитов. «Заячьи слезы»; С. Михалков. «Три поросенка»; В. Маяковский. «Кем быть". С. Младовой «Как пчелы дом строили».

- Рисование на тему: «Дом, в котором я живу»

- Сюжетно-ролевые игры: «Строим дом»

- Дидактические игры: «Кому что нужно для работы?», «Транспорт на строике"


- Игры с конструктором ЛЕГО: «Детская площадка"






Иллюстрации, фотографии


Иллюстрации, фотографии






Книги










Серия картинок


Конструктор, строительные каски, жилеты, набор для строителя, инструменты, машины, подъёмный кран



Конструктор ЛЕГО.


4 неделя


- Интегрированное занятие: «Профессия- строитель»

- Аппликация: "Самосвалы спешат на стройку"

- Беседы о труде строителей: «Что вы знаете о труде строителя?»

- Чтение художественной литературы: "Пословицы и поговорки о труде и строительстве"

- Подвижные игры: «Кто быстрее пострит дом?», «Кто быстрее приготовит инструменты?» Игра с мячом: «Строительные специальности»



- Игры с конструктором ЛЕГО: «Строим город»


- Разучивание стихотворения Б.Заходера «Строители».




Конспект, серия картинок наглядно- демонстрационный материал



Серия картинок




Пословицы и поговорки


Серия картинок


Конструктор(деревянный, пластмассовый), инструменты строителя, каски.



Конструктор ЛЕГО.

















План работы с родителями.


Недели

Тема работы


1 неделя

- Изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых игр детей " Строитель"

- Консультация: «Как знакомить детей спрофессией строитель»


2 неделя

- Приобретение атрибутов для игр по профессии " Строитель"

- Памятка:" Формирование положительных эмоций детей в процессе игровой деятельности"


3 неделя

- Рекомендация: "Конструктивная деятельность дошкольника и ее значение при ознакомлении с профессией строитель"


4 неделя


- Совместная работа с родителями, изготовление коллажа: "Наш папа строитель"( итоговая работа)



















Использованная литература:


- Шорыгина Т.А «Профессии, какие они».2010г. - Шорыгина Т.А. О профессиях. Методическое пособие М ТЦ Сфера,2015. – 128с

- БондаренкоА.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1985.

- Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» /Под ред. В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.- 3-е изд.- М.: Мозаика - Синтез,2006.

- Т. В. Волосовец, В. А. Маркова, С. А. Аверин «STEM-образование детей дошкольного возраста» Мозаика - Синтез 2019г.

- Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.

- Волкова С.И. Конструирование. – М.: Просвещение, 1989.

- Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. – М.: Феникс, 2009. – 79 с.

- Интернет ресурсы


Структурное подразделение дошкольные группы " Радуга" МОУ " СОШ №13"





























Консультация для родителей: "Знакомство детей с профессией - строитель"


Воспитатель: Курдюкова Марина Борисовна





2019-2020 учебный год



Все без исключения родители хотят, чтобы их дети были счастливы, чтобы в жизни им сопутствовал успех, чтобы они самореализовались в какой-то деятельности. То есть получили профессию по душе, ориентируясь на свои стремления и желания. Родителям необходимо заметить к чему тяготеет их ребенок больше всего.

Знакомство детей с профессиями можно начинать как можно раньше. Бережное отношение к труду, умение работать в коллективе – это качества, которые необходимо воспитывать в юном поколении. Огромное значение в воспитании детей имеет знакомство с трудом взрослого человека. Рассказы детям о профессиях расширяют их кругозор, у них проявляется интерес к окружающему миру, воспитывается уважение к чужому труду.

Как рассказать детям о профессиях. Советы.

Постарайтесь объяснить ребенку суть труда, его важность для других людей. Например, папа вместе с другими строителями, строит дома, чтобы потом там жили люди. Расскажите, что вам нравится приносить пользу людям, что вы с удовольствием ходите на работу. Покажите грамоты и награды, которые вы получили. Не стоит насаждать ребенку свое мнение по поводу привлекательности одной профессии над другой. Это создает пренебрежительное отношение к людям данных профессий. Ведь кому-то, например, и пол мыть нужно, и мусор возить.

Так же знакомство детей с профессиями происходит во время игр. Они могут познакомиться с различным инструментами и приспособлениями, понять кто и что делает на работе.

Некоторые родители считают, что с профессией можно определиться в старших классах и торопиться не стоит. Но это заблуждение. Многие методисты придерживаются мнения, что основные понятия закладываются в раннем детстве, а точнее в возрасте до трех лет. В этот период ребенок, как губка впитывает всю информацию из вне. Чем шире его знания, тем легче ему будет в будущей жизни.

Детям о профессиях можно узнать при помощи чтения книг, рассказать им интересные истории из жизни или фильмов. Для старших детей подойдут карточки, игры в лото, в доктора, в магазин. Помимо всего этого рисуйте или раскрашивайте вместе представителей разных профессий, их инструменты, одежду. Обсуждайте, кто и что делает, выслушивайте мнение ребенка о том, хочет ли он этим заниматься или нет.

Много внимания уделяется знакомству с профессиями в детском саду и школе. Проводятся экскурсии, которые знакомят с трудом взрослых. Дети обращают внимание на форму людей, их деятельность, инструменты с которыми приходится обращаться.

Есть такие ребята, которые еще в детском саду знают, кем они будут в будущем. Девочки, например, мечтают петь на сцене и с удовольствием делают это на утренниках. Мальчики же хотят стать пожарными и быть героями для людей.

Бывает и так, что человек ни к чему не тяготеет, меняя одну за другой профессии, так и не может определиться в жизни. Но, в конце концов, обязательно находить дело по душе. И наша задача, а также родителей правильно, но не навязчиво помочь ребенку правильно выбрать профессию по душе.

Вообще можно сказать, что знакомство детей с профессиями очень важно именно в достаточно юном возрасте, так как это помогает дальнейшей социализации личности, найти свое место в обществе. С 3-4 лет дети уже немного должны знать о том, где и кем работают члены семьи – мама, папа, бабушка; в чем заключается их работа, чем ценна. С возрастом информация должна дополняться.  

Чтение книг.  

 Многие детские поэты и писатели излагали описания тех или иных рабочих профессий в своих произведениях: Дж. Родари – «Чем пахнут ремесла?» В. Маяковский – «Кем быть?» А. Барто – «Маляр» Б. Заходер – «Строители», «Шофер» С. Чертков – Детям о профессиях: «Столяр» В. Данько «Кто построил дом» Читая произведение и показывая иллюстрацию, можно доступно объяснить ребенку, кто такой пограничник, почтальон или механик. Кроме стихов, можно использовать загадки о профессиях, рассказы.

Ролевые игры  

  Еще одним способом описать малышу взрослый мир профессий является игра. Забавляясь с ребенком, или когда он общается с друзьями, можно предложить новое для него развлечение: " Инвентарь строителя. Орудия труда", «Построй улицу», «Построй дом из геометрических фигур», «Собери картинку», «Что лишнее», «Угадай по описанию», "Умные машинки", Лото "Профессии". Для этого необходимо предоставить вспомогательную атрибутику: например, для игры в педагога дать малышу палочку-указку, книги, оформить школьную доску, а самому сесть за парту. В процессе ролевой игры можно использовать как подручные средства (пуговицы под видом таблеток), специальные заготовки (нарезанные из картона знаки дорожного движения),  так и купленные тематические наборы - строитель. Такие развлечения в непринужденной форме знакомят ребенка с нюансами и особенностями профессий, развивают фантазию.  

Мультфильмы и специальные видеоролики  

Следующий вариант знакомства с профессиями подойдет для спокойных и усидчивых малышей.  Обучающие видеоролики или мультфильмы о профессиях рассчитаны на ребят определенного возраста. Они в доступной форме и за короткий промежуток времени наглядно демонстрируют особенности труда швеи, машиниста или художника.  Ребенок, наблюдая за действиями персонажей на экране, имеет возможность увидеть и выучить названия ранее незнакомых предметов и действий.  Дидактический материал: детям о профессиях  Производители детской продукции предлагают в помощь родителям и воспитателям детских садиков разнообразные карточки и плакаты с изображением представителей разных профессий в их рабочем процессе. Рассматривая изображения вместе с ребенком, взрослые могут задавать наводящие вопросы, обсуждать внешний вид работника и нарисованные аксессуары.

Как следует знакомить ребенка с профессиями  

 Независимо от того, какой способ рассказать о взрослых профессиях предпочли родители, аниматоры в развивающих центрах или воспитатели в детском садике есть некий план (схема), что за чем следует делать:

  1. Четко назвать полное наименование профессии и сделать маленький очерк о том, что именно делает тот или иной работник.

  2.  Далее описать место его труда. Например, для врача и медсестры – это больница или поликлиника, а для повара – кухня, столовая детского садика или ресторана и прочее.

  3.  В тех случаях, когда при работе следует носить форму, можно познакомить ребенка с отдельными видами и рассказать, чем один костюм отличается от другого. Во что одет милиционер, а во что пожарник, машинист поезда и пр.

  4.  Ответить на вопрос малыша об используемом в процессе работы оборудовании или инструменте. Милиционеру нужен жезл, портнихе – ножницы, швейный мел и линейка, астроному – телескоп.

  5.  Описать, а по возможности показать наглядно или проиграть действия рабочих: повар – варит, журналист – берет интервью, клоун – развлекает публику.  

  6. Охарактеризовать получаемые в конце работы результаты: приготовленные обед, вылеченный зуб или надоенное молоко.

  7.  В конце беседы стоит поговорить о значимости, полезности и необходимости труда одного человека для других.

Содержание знаний о труде людей какой-либо профессии должно быть следующим:

- название профессии (строит дом); - место работы (где строитель); - орудия труда (чем, с помощью чего работает строитель), - трудовые действия (что делает строитель); - результаты труда (что получается в результате работы строителя); - польза труда для общества (строит дом строитель).

Литература 1. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду; Сфера - Москва, 2012. 2. Озерова О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей; Феникс - Москва, 2005 3. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС ДО –М: Изд. центр 2013 г.



Рекомендация для родителей.

"Как следует знакомить ребенка с профессиями взрослых"

  Независимо от того, какой способ рассказать о взрослых профессиях предпочли родители, воспитатели в детском саду следуют плану, что за чем следует делать:

  • Четко назвать полное наименование профессии и сделать маленький очерк о том, что именно делает тот или иной работник.

  • Далее описать место его труда. Например, для строителя -здание.

  • В тех случаях, когда при работе следует носить форму, можно познакомить ребенка с отдельными видами и рассказать, чем один костюм отличается от другого. Во что одет строитель.

  • Ответить на вопрос малыша об используемом в процессе работы оборудовании или инструменте.

  • Описать, а по возможности показать наглядно или проиграть действия рабочих.

  • Охарактеризовать получаемые в конце работы результаты.

  • В конце беседы стоит поговорить о значимости, полезности и необходимости труда одного человека для других.

Содержание знаний о труде людей какой-либо профессии должно быть следующим: - название профессии (строит дом) - место работы (где строит) - орудия труда (чем, с помощью чего работает строитель) - трудовые действия (что делает строитель) - результаты труда (что получается в результате работы) - польза труда для общества (строит дом для кого).





Структурное подразделение дошкольные группы " Радуга" МОУ " СОШ №13"













Консультация для родителей:

"Конструктивная деятельность дошкольника и ее значение при ознакомлении с профессией строитель"





Воспитатель: Курдюкова Марина Борисовна





2019-2020 учебный год


Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир. Приглядитесь повнимательней к своему играющему ребенку - его игрушки не могут «жить» без домов, комнат, предметов мебели. Поэтому даже если у него нет конструктора, ребенок создает игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, коробок, а также разнообразного природного материала. Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки, которые относятся к профессии взрослых - строитель.

1. Во-первых, развиваются пространственное мышление и конструктивные способности ребенка. Ребёнок на практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.

2. Конструирование также способствует развитию образного мышления: ведь ребенок, создавая конструкцию( как строитель) должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится.

3. Поскольку конструкторская деятельность предполагает анализ постройки, описание пространственного расположения отдельных деталей, планирование своих действий, и отчета о проделанных действиях - развивается также и речь ребенка, расширяется его словарный запас, знание о профессии строитель.

4. Работая с конструктором, ребёнок развивает мелкую моторику, глазомер. Все это крайне важно для дальнейшего развития мышления.

5. К тому же данный вид деятельности формирует такие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).

6. А самое главное конструирование предоставляет большие возможности для фантазии, воображения и позволяет ребенку чувствовать себя творцом. Игры с конструктором полезны всем девочкам и мальчикам, совсем маленьким детишкам и школьникам.

К 4 - 5 годам конструирование приобретает для ребенка новый смысл. В этом возрасте оно тесно связывается с сюжетными играми поэтому, дополнительно к набору строительных деталей, подберите игрушки соответствующие размеру деталей, машинки, куколки, животных. Это позволит ребенку обыгрывать постройки, да и строить для кого-то, ему будет гораздо интересней. Пользуясь игровыми приемами можно побуждать ребенка изменять привычные постройки по предложенным условиям. Например, кукла "подросла" и ей нужен домик побольше; по мосту ездит очень много машин и как сделать его шире, река "разлилась" и мост необходимо переделать, сделать его длинней. Конечно, далеко не все получится сразу, потому родителям нужно быть очень терпеливым. Помощь взрослого на данном возрастном этапе заключается в объяснении, с одновременным показом способа действия. Постепенно ребенок становится более опытным строителем с технической точки зрения и совершенствует свои способности с каждой новой идеей. Ребенку старшего дошкольного возраста стоит приобрести деревянный строительный набор, состоящий из множества деталей разнообразной формы: конусов, цилиндров, брусков и т.п. Данный вид конструктора до сих пор не утратил своей актуальности. Благодаря простоте и разнообразным возможностям он интересен детям на протяжении всего дошкольного возраста. Не стоит давать ребенку сразу все детали, лучше добавлять их в игру постепенно. Знакомя ребенка с деталями конструктора, помните, что у некоторых деталей есть и «взрослые и «детские» названия например цилиндр и труба, треугольная призма и крыша. Постройки детей становятся более сложными и интересными, в них используется большее количество разнообразных строительных деталей. Зачастую они превращаются в сюжетные композиции (города, автозаправочные станции, сказочные королевства, зоопарк). Созерцание готового результата собственных усилий вызывает у ребенка радость, эстетическое удовольствие и чувство уверенности в своих силах. Поэтому не разрушайте построеки не заставляйте детей каждый раз после игры непременно убирать все на место!!! Такие постройки ребенок может обыгрывать в течение нескольких дней. Очень важно поддерживать интерес ребенка к конструированию, обогащать его опыт, привлекать внимание детей к архитектурным и художественным достоинствам различных сооружений (церкви, театры, мосты, башни, дома, сказочные города….) После всего, выше сказанного, остается только пожелать родителям познакомить и по возможности подружить ребенка с миром конструктора. Если ребенку не понравилось играть в один конструктор, предложите ему другой, помните, что конструкторов сейчас великое множество.





Литература 1. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду; Сфера - Москва, 2012. 2. Озерова О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей; Феникс - Москва, 2005 3. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС ДО –Изд. центр 2013 г.











Сохранить у себя:
Проект по познавательно - исследовательскому развитию детей " Профессия Строитель"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки