Проект по освоению
нетрадиционных техник рисования с детьми
дошкольного возраста.
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте.
Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Такую возможность дает метод проектов (проектное обучение, позволяющий расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
В детском саду темы проекта носят очень разнообразный характер:
социально — коммуникативное развитие «Забытые игры наших предков»;
речевое развитие «Речь и игра рядом всегда»;
познавательное развитие «Зимующие птицы», «Пчелки»;
художественно – эстетическое развитие «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»;
экологическое «Какая она осень», «Осень разноцветная»;
профориентационный «Авоська» и мн.др.
Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, я обратила внимание на результаты мониторинга по изобразительной деятельности, и поняла, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности, ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.
Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками. Рисование – большая и серьёзная работа для ребёнка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми. Поэтому дети сами выбирают материалы для работы, технику.
Я не случайно начала свое выступление с метода проекта, так как связала изучение нетрадиционной техники рисования с проектной деятельностью. Сейчас хочу представить
проект: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития
творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Вот почему одним из доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная художественно-продуктивная деятельность, в процессе которой создается что-то красивое, необычное.
Предмет исследования: приобщение детей к художественному творчеству посредством нетрадиционных техник рисования в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».
Цели и задачи проекта:
развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования;
выявление и развитие творческих способностей у детей старшей группы путем проведения занимательных занятий рисования красками;
познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования;
вызвать у детей эмоциональную отзывчивость.
1- этап Подготовительный
Беседа, прогулка, наблюдения, экспериментирование с материалами, рассматривание иллюстраций в нетрадиционной технике.
2-этап Основной
-Активная работа с различными видами рисования
-Занятие по рисованию (предметное, сюжетное, по замыслу)
-Индивидуальная работа
-Совместная деятельность педагога с детьми
-Самостоятельная художественная деятельность детей
3-этап Заключительный
Анализ результатов
1. Рисования ладошкой, ребром, пальчиками.
2. Рисование по трафарету тампоном.
3. Рисование методом тычка.
4. Кляксография.
5. Пластилинография.
6. Отпечаток листьями. Отпечатки листьев.
7. Рисование по мокрому.
8. Рисование солью.
9. Отпечатывание.
10. Использование природного материала.
Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находят разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости
Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, коммуникабельность.
Реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения, что способствует развитию у ребенка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости
Формируются навыки контроля и самоконтроля.
Данную работу может провести любой воспитатель дошкольного учреждения. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.
Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека, мольберты.
Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.