МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
г. УСТЬ-КАМЕНОГОРСК
КГУ «ШКОЛА - ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ № 19»
Секция: Биология
Тема проекта: Лекарственные растения нашего края
Работу выполнил: Скобелкин Арсений
ученик 4 «М» класса
КГУ «Школа-центр дополнительного
образования №19»
Руководитель: Московченко Н.М.
учитель начальных классов
КГУ «Школа-центр дополнительного
образования №19»
г. Усть-Каменогорск,2018
Отзыв
В ходе работы над проектом ученик 4 «М» Скобелкин Арсений изучил богатство лекарственных растений нашего края, обогатился знаниями и опытом общения с природой, расширил кругозор. Укрепил физическое и духовное здоровье.
В результате участия в проекте Арсений овладел навыком безопасного поведения на лугу, в лесу. Усвоил виды деятельности человека, которые не приносят вреда природе, внес посильный вклад в сохранение природы, научились видеть красоту окружающего природного мира.
В результате приобщения к проектной деятельности у Скобелкина А. развиваются гуманитарные способности: красноречие, любовь к чтению, умение выразительно читать, богатый словарный запас, склонность к творчеству. Арсений самостоятельно находит интересующий его материал через посещение библиотеки и интернет-ресерсы: он работает с энциклопедией, справочной литературой, старается найти такую информацию, о которой никто не слышал, самостоятельно изучает материалы журналов и газет, учится понимать, как важно охранять природу.
Проектная деятельность позволяет Арсению сохранять познавательную активность и любознательность, дает возможность открывать заложенные в ребенке способности, проявление которых не свойственно для детей 10-12 лет, также у учащегося повышается самооценка .
Оглавление.
1.Абстракт
2.Введение.
3.План проекта – исследования.
4. Исследовательская часть.
Анкетирование
а) Сбор информации о лекарственных растениях.
б) «Знакомые незнакомцы»
в) Интересные факты.
5.Практическая часть
6.Анкетирование.
Вывод.
7. Заключение.
8.Литература
Абстракт
Проект поможет детям оказать первую помощь себе и своим близким. Ребята расширяют свои знания о лекарственных растениях (из обзора литературы, справочников, беседы с родителями, учителем, бабушками). В ходе реализации проекта выполняется презентация, выпускается буклет, который можно использовать на занятиях в 1-4 классах и ведется дневник наблюдений. В процессе работы над проектом учащиеся приходят к выводу, что растения не только украшают нашу жизнь, кормят нас, но и являются лекарством от многих недугов.
Правильное применение лекарственных трав содействует излечению многих болезней. Для лечения отдельных болезней лучше применять натуральные растительные средства, поскольку таблетки вызывают побочные эффекты. Людям необходимо знать о применении лекарственных трав, особенно растений, произрастающих в их местности.
Содержание проекта:
Первый этап «Знакомые незнакомцы…»
- сбор материала о лекарственных травах (поиск загадок, стихотворений, составление кроссвордов на заданную тематику).
- ознакомление с нужной литературой (справочники, календари, журналы, газеты, энциклопедии).
Основной этап «Лекарственная копилка»
- Изготовление буклета «Фито – аптека»
- Анкетирование учащихся и родителей «Что я знаю о лекарственных растениях».
Подведение итогов.
- презентация проекта.
Новизна
Метод новизны мотивируется интересом к конечному результату и возможностью выступления перед аудиторией.
Ожидаемый результат
Учащийся приобретет:
- первичные самостоятельные умения работы с литературой по теме;
- знания о дикорастущих лекарственных растениях;
- первые шаги перед аудиторией.
Повысится познавательный интерес, творческая активность.
Области практического использования результата.
- Предложить использовать способы сбора лекарственных растений .
- Составить буклеты с изображением лекарственных растений с их названием, использовать как наглядное пособие для младших школьников.
1.Введение.
Природа — настоящая кладовая здоровья. В ней спрятаны ценные вещества, которые помогают организму справиться со многими недугами. Одним из ярких представителей природы являются лекарственные растения.
Лекарственные растения были известны человеку практически с момента его появления на Земле. История человечества накопила огромный опыт использования лекарственных растений в быту для поддержания здоровья и лечения от болезней. Опыт народной медицины широко использовали в Индии, Китае, Тибете. Лечение травами было известно в Казахстане с давних времен.
Обычно мы не задумываемся, откуда берутся лекарства. Все просто: если человек заболел — идем в аптеку и покупаем. Известно, что существуют специальные заводы, которые выпускают различные лекарственные препараты весьма сложного химического состава.
Актуальность.
На сегодняшний день эта тема актуальна, лекарственные растения находят всё более широкое применение при лечении различных заболеваний, заменяя дорогостоящие лекарства. Ведь в них содержатся такие вещества, создать которые человек ещё не может. Поэтому иногда лекарственные растения оказываются эффективней современных препаратов.
Очень важно, чтобы мы, подрастающее поколение бережно относились к растениям, которые имеют огромное значение для естественного оздоровления человека.
Актуальность проекта «Лекарственные растения» заключается в приобщении людей к проверенным временем народным способам лечения с применением натуральных природных средств.
Наша семья живёт в частном доме. Возле дома есть лужайка.Мама показала мне растения, о которых я ничего не знал. Это полынь,ромашка и крапива. Как оказалось, в нашем краю есть растения, которые могут помочь людям от разных болезней - множество, надо только значить их название, применение и уметь отличать от других. Мне стало очень интересно. Мы собрали виды некоторых растений, принесли домой и засушили.
Практическая значимость проекта «Лекарственные растения нашего края»: выбор темы обуславливается актуальностью проблемы сохранения здоровья людей. Интересно узнать, как и чем лечились наши предки. Я рассчитываю узнать о растениях, произрастающих в нашей местности, хочу научиться заготовке и применению их на практике.
2.План проект -исследования
Я поставил перед собой цель: изучить растения, произрастающие возле моего дома, выяснить, какие из этих растений являются лекарственными и какими лечебными свойствами они обладают.
Задачи, которые предстоит решить:
1. Познакомиться с различными видами лекарственных растений.
2. Изучить места обитания этих растений.
3.Узнать какими лекарственными качествами они обладают, где найти им применение.
4. Воспитать в себе и у моих знакомых такое качество, как бережное отношение к природе.
Объектом исследования стали: лекарственные растения.
Предмет исследования: лечебные свойства лекарственных растений
Гипотеза: если жители нашего региона узнают о лекарственных свойствах растений, то смогут использовать их для медицинских целей.
Проблемный вопрос:
Могут ли растения заменить лекарства?
Методы, используемые для реализации цели и задач проекта:
наблюдение
изучение дополнительной литературы
консультации с учителями и родителями
опрос
эксперимент
3. Исследовательская часть:
Социальный опрос
Анкетирование.
Вопросы
1.Какие лекарственные растения вы знаете?
2.Можно ли заменить таблетки лекарственными растениями?
3.При заболеваниях используете растения?
4.Известны ли вам какие-либо рецепты приготовления трав?
Выводы по соцопросу.
Вопросы | Дети опрошенные | Взрослые опрошенные | Да | Нет |
1 | 25 детей | 6 взрослых | 0т 3-5 растений назвали 12 детей,8 детей назвали от 1-3 растений и 6 взрослых назвали более 6 растений | —
|
2 | 25 детей | 6 взрослых | 10 детей и 3 взрослых | 15 детей- 75% и 3 взрослых-50% |
3 | 25 детей | 6 взрослых | От 2-3 растений назвали 13детей,6 взрослых 5 и более растений. | 12 детей не знают.60% |
4 | 25 детей | 6 взрослых | 12 детей назвали, заваривать как чай. Взрослые ответили аналогично. | 14 детей не знают рецепты-70% Взрослые 80% |
Дети очень мало знают о лекарственных травах. Практически ничего не знают о способах приготовления трав. Единицы знают, при каких заболеваниях можно употреблять травы. Ребята считают, таблетки лучший способ вылечиться.
Данный опрос подтвердил правильность выбора мной проектной темы!
Чтобы помочь моим близким и одноклассникам более подробно узнать о лекарственных свойствах растений нашего региона я запланировал работу по проблемной теме в несколько этапов:
Как хорошо, что на Земле есть растения! Они выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ. Для животных растения – это и «дом», и пища. Люди тоже питаются растениями и продуктами, полученными из них.
Замечательное богатство природы – лекарственные растения. Несмотря на успехи химии в производстве лекарств и на достижения в лечение антибиотиками, около 70 % препаратов изготавливаются из растений. В современной научной медицине большое значение имеют лекарственные растения. Большое количество лекарственных растений, входящих в рецепты врачей, используют в домашнем обиходе: натер ногу в пути, приложи лист подорожника, при простудных заболеваниях завари чай из чабреца, плоды укропа снижают артериальное давление.
В наш век научно-технического прогресса человечество, как ни странно, все чаще обращается к своему прошлому, как неисчерпаемому источнику мудрости, возрождает старые традиции, использует опыт своих предков для решения насущных проблем. Это происходит и в области медицины. Сегодня мы понимаем, насколько велика целительная сила природы, растений, насколько эффективны и безопасны, казалось бы, простые «бабушкины рецепты», и с успехом пользуемся ими, тем более что приготовление таких лекарственных средств не составляет особого труда. Сейчас в наших аптеках имеется большой выбор различных лекарственных растений .Но, если вы решили собирать их самостоятельно, помните, что для этого необходимо обладать знаниями и опытом. Сборщик должен знать время сбора, и само растение, когда оно обладает наибольшей лечебной силой. Вот листья ландыша собранные за 2-3 недели до начала цветения, в 2раза богаче гликозидами, чем собранные во время цветения. Согласно народным приметам, именно с 29 июня по 7 июля травы набирают наибольшую целебную силу. Самое время съездить на природу, побродить, погулять по лугам, подышать свежим, здоровым воздухом – и заодно собрать свои любимые лекарственные травы. К этому времени набирает полную силу и практически заканчивает рост зелёная масса всех растений, включая листья на деревьях и лечебные травы, и в скором времени, неизменно последует постепенное увядание и самой зелени, и её полезных качеств. Поэтому сбор зелёных частей лекарственных растений рекомендуется именно в это время – в самый пик развития и расцвета. А иногда лекарство, приготовленное из сырья, собранного в неподходящие сроки, может нанести вред здоровью человека. При сборе и заготовке лекарственных растений необходимо соблюдать определённые правила:
- Собирать лекарственные растения, особенно травы, вдали от предприятий, дорог;
- Нельзя «рубить растение под корень», нужно собирать те части, которые необходимы. При заготовке цветков и соцветий следует оставлять несколько нетронутых растений, чтобы на следующий год появились новые;
- Корни, клубни и луковицы выкапывают выборочно и только после созревания и осыпания семян;
- Надземные части растения собирай только после схода росы в солнечный день.
Лучшее время сбора трав – перед периодом цветения или в начале его;
Сбор корней – осенью, реже весной;
Сбор коры – ранней весной, до распускания почек;
А листья – перед периодом цветения или во время цветения;
Почки деревьев – до их распускания;
Цветки – в начале распускания;
Семена и плоды – после полного созревания.
Собранные растения долго нельзя хранить в таре (3-4 часа), так как оно слеживается самосогревается и портится. Разные виды растений требуют различных режимов сушки:
- В специальных сушильных шкафах при температуре – 40-60ºС;
- В хорошо закрытых проветриваемых помещениях и только некоторые виды растений на солнце.
Высушенные растения хранят в сухом месте, не более двух лет, в бумажных пакетах, деревянных коробках и самое лучшее хранение в стеклянных банках.
А если травы «устарели», то их всегда можно использовать для принятия ванн.
Нельзя хранить растения в пластмассовых упаковках, так как эфирные масла вступают с ними в опасные для здоровья соединения.
Лекарственные растения применяют внутрь и наружно в виде настоев, отваров, настоек, экстрактов, порошков, примочек, мазей и ванн. Чаще всего из растительного лекарственного сырья получают настои, отвары и настойки. Настои обычно готовят из листьев, почек, цветков, стеблей, а отвары – из корней, корневищ, коры и клубней, они требуют длительной термической обработки. Отвары и настои на 1-2 дня, хранят в прохладном месте.
Настойки – жидкие лекарственные формы, в которых применяют 40-70% спирт. Хранят настойки плотно закупоренными, они могут храниться несколько лет.
Мази – наружные средства, получаемые путем смешивания порошков растений с мазевыми основами в соотношении 1:4, то есть одна часть растения и четыре части основы. В качестве мазевых основ используют нутряной жир, свежее сливочное масло, вазелин, растительные масла.
Сборы (чай) – сборами называют смесь из нескольких видов лекарственных трав. Обычно в сбор входят 10 и более компонентов.
Лечебные ванны – заливают 40-60 граммов травы 2-5 литрами кипятка, настаивать 20 минут или кипятят 10 минут на малом огне, процеживают и выливают в ванну, наполненную водой (36-40ºС).
Порошки – для приготовления порошка хорошо высушенное сырье измельчают в ступке или кофемолке. Порошок чаще всего используют для приема внутрь, для присыпки ран, язв и приготовления мазей.
Анализ и систематизация собранного материала.
Таблица 1.
Наиболее эффективные травы, применяемые в лечении различных заболеваний.
Растение | Фармакологическое действие | Показания к применению | Форма применения |
Полынь горькая | Возбуждает аппетит, стимулирует деятельность желудка. | Гастрит, желудочные боли, при спазмах желудка. | Настой: 2 ч.л. травы залить 1 ст. кипятка, настаивать на водяной бане 15 мин; процедить, остудить, пить до еды 1/4 ст. 3 раза в день. |
Тимьян ползучий (чабрец, чабор, богородская травка)
| Отхаркивающее, успокаивающее, болеутоляющее и дезинфицирующее. | Бронхит, воспаление легких, радикулит, заболевание органов пищеварения и почек. | Порошок сухой травы. Присыпать им раны, язвы, дать понюхать при обмороке. |
Мята перечная
| Потогонное, слабительное, желчегонное, успокаивающее. | Гипертоническое заболевание, при невралгии. | Настой: 1 ч.л. травы залить 200 мл крутого кипятка, настаивать 30 мин., пить 3 раза в день. |
Ноготки лекарственные (календула)
| Противовоспалительное, бактерицидное | Слизистая оболочка рта, ангина. | Полоскание настоем: 10 г. цветков на 1 ст. кипятка. |
Тысячелистник обыкновенный
| Кровеостанавливающее, противовоспалительное, бактерицидное. | Различные кровотечения. | Настой: ½ ст. 2 раза в день до еды. |
Подорожник большой
| Противовоспалительное, бактерицидное, заживляющее. | Бронхит, усталость, раны, ожог, цыпки на руках. | Приложить лист подорожника к ранке. |
Одуванчик лекарственный
| Потогонное, жаропонижающее средство, как легкое слабительное и желчегонное. | Гепатит, простуда, отсутствие аппетита, усталость. | Настой из корней одуванчика (1 ч.л. на стакан кипятка) применяют как горечь для возбуждения аппетита. |
Описание некоторых лекарственных растений, часто
применяемых в быту.
Ноготки лекарственные
Первое упоминание о лекарственном значении ноготков встречается у Авиценны в «Каноне врачебной науки». Многим они известны под названием календула. В диком виде ноготки не встречаются. Ноготки – светло-зеленое однолетнее травянистое растение со стержневым разветвленным корнем и прямостоячим, от основания ветвящимся стеблем высотой 75 см. Цветки крупные, диаметром до 8 см, желтой и оранжевой окраски. Цветки ноготков впитали в себя многие ценные для человека биологические активные вещества: каротин, яблочную кислоту, алкалоиды, эфирное масло. Лекарственные формы ноготков рекомендуется применять при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, при заболеваниях печени и желчных путей, гастритах, нарушениях сердечного ритма, гипертонии.
Ромашка аптечная
О ромашке аптечной и о ее лекарственных свойствах можно говорить очень долго, потому что им нет конца. Ромашка известна своими лекарственными свойствами, и на самом деле является очень полезной для нашего организма. Её можно использовать как для наружного, так и для внутреннего применения. Для лекарственных целей используют цветки ромашки. Собирать их нужно в то время, когда белые язычковые цветки находятся горизонтально. Ромашка аптечная обладает противовоспалительными, кровеостанавливающими, антисептическими, дезинфицирующими, вяжущими, болеутоляющими и потогонными свойствами.
Лекарственные растения помогают людям в лечении, но и сами они нуждаются в помощи.
Мы часто являемся свидетелями того как девчонки ради красивого венка на голову, срывали одуванчики в больших количествах. Быстро увядающие цветки, не приносили больше огромной радости и удовлетворения, и были выброшены в мусорное ведро. А ведь нельзя собирать такие большие букеты, ведь одуванчики являются лекарственными растениями, целебные свойства, которого издавна используют люди. У природы нельзя брать лишнего, она этого не прощает. С каждым годом в «Красную книгу» все больше заносится исчезающих видов растений. Современному человеку надо подумать о будущем своих потомков.
1 этап. Сбор информации о лекарственных растениях.
На I этапе проекта, который назвал «Сбор информации о лекарственных растениях», читал медицинский справочник, рассказы, стихотворения, загадки о лекарственных растениях, спрашивал у взрослых, искал информацию в энциклопедиях, в библиотеке, в интернете.
2 этап. «Знакомые незнакомцы»
Для проверки гипотезы:
По атласу- определителю растений, узнал, как называются растения.
(Крапива, подорожник, хвощ, чистотел, одуванчик, лопух, полынь обыкновенная)
Определил, какие из них являются лекарственными, изучил их лечебные свойства.
Лечебные свойства растений:
- подорожник, хвощ - залечивают раны, останавливают кровотечения;
- чистотел помогает избавиться от бородавок и мозолей, пигментных пятен и чесотки;
- крапива, одуванчик - богаты витаминами, повышают иммунитет;
- полынь обыкновенную рекомендуют как средство, повышающее аппетит и улучшающее пищеварение.
- лопух, крапива, подорожник, используются для укрепления волос.
3этап.
Нашел интересные факты .
1.Чистотел – ещё и ядовитое растение.
2.В Италии блюдо из одуванчиков в ресторане – это деликатес и стоит очень дорого
3.Рецепты:Чай из черники: 1 ст.л. ягод и листья заварить в стакане кипятка. Процедить, употреблять по 1 стакану 3 раза в день (взрослым) , 2 раза в день (детям от 4-5 до 10-12), для улучшения зрения, работы сердца, для уменьшения усталости глаз.
Настой из листьев крапивы: Отвар из 100 гр. листьев крапивы на 0,5 л. воды. После получасового кипячения отвар процеживают, моют на ночь голову.
Отвар из брусники: Листья брусники залить 0,5 л. воды. Настоять, процедить и применять, как витаминный чай.
4этап: Практическая часть
Мы решили, после выполненной работы рассказать детям о пользе трав которые нас окружают.
На первом уроке «Познания мира» рассказал одноклассникам о пользе лекарственных растений, а на втором уроке попросил одноклассников, работая в группе ,составить постер о пользе лекарственных растений. Результаты были только положительные!
Дома близким рассказал, какой вред приносят таблетки. При каких болезнях используют травы, и как правильно их нужно употреблять.
Провел эксперимент: во время эпидемии гриппа, моя семья пила настойки и чаи из лекарственных трав и нам удалось избежать вирусного заболевания .
4.Провели вновь анкетирование.
Анкетирование.
Вопросы
1.Какие лекарственные растения вы знаете?
2.Можно ли заменить таблетки лекарственными растениями?
3.При заболеваниях какие используете растения?
4.Известны ли вам какие-либо рецепты приготовления трав?
Выводы по соцопросу.
Вопросы | Дети опрошенные | Взрослые опрошенные | Да | Нет |
1 вопрос | 25 детей | 6 взрослых | 0т 5-8 растений назвали 18 детей, 7 детей назвали 3 -4растения 6 взрослых назвали более 10 растений | —
|
2 вопрос | 25 детей | 6 взрослых | 22 ребенка и 6 взрослых | 3 детей- 12% и 3 взрослых-100% |
3 вопрос | 25 детей | 6 взрослых | От 2-5 растений назвали 16 детей, 6 взрослых5 и более растений. | 9 детей не знают -36% |
4 вопрос | 25детей | 6 взрослых | 15 детей назвали, заваривать как чай. Взрослые ответили все правильно. | 10 детей не знают рецепты-40% Взрослые 100% |
5.Заключение
Проведя такую работу, узнав столько интересного, считаю, что можно поддерживать свое здоровье, используя лекарства «Зелёной аптеки», которые дешевле, а порой и полезнее химических препаратов.
Каждый человек должен помнить: Земля без нас сможет существовать, а мы без нее нет. В руках человека красота и богатство родной земли. Давайте помнить об этом!
Я предлагаю продолжить работу по изучению лекарственных растений, чтобы расширить свой кругозор, получить как можно больше знаний в области использования лекарственных трав.
Где я могу использовать собранный материал?
Использовать свой собранный материал могу на уроках «Познания мира » и классных часах, в жизни.
Вывод: в ходе работы над проектом в 2016-2017 учебном году я узнал, как могут растения помочь здоровью человека, пополнил запас знаний о лекарственных растениях, где растут, чем полезны.
Продолжая работу над проектом в 2017-2018 учебном году:
- получил новую информацию о свойствах и способах применения лекарственных растений для профилактики различных недугов.
- проявил интерес к правилам по сбору и хранению лекарственных трав.
-использование материалов проекта поможет моим одноклассникам научиться бережному отношению к редким и охраняемым растениям нашего края
-составленные в процессе работы над проектом буклет и дневник можно использовать на уроках познания мира.
- результаты проведенного анкетирования доказывают, что родители и ученики считают полезными полученные сведения о лекарственных растениях и используют их на практике.
Список литературы:
Интернет.
Справочник по лекарственным растениям/ А.М.Задорожный, А.Г.Кошкин, С.Я.Соколов и др. – М.:Лесн.пром-сть, 1988.
Травник: лекарственные растения и их применение
Мазнев Н.И. Лекарственные растения. Справочник. – М.: “Мартин”, 1999. 479с.
Газета «ЗОЖ»
Травник (золотые рецепты народной медицины). Москва 2007 г. 917 стр., А. Макарова.
Растительный мир Казахстана. 2004, изд. Алматыкітап.
Книга юного натуралиста. А. Шабаршов, издат. Москва, 2001 г.
Все о лекарственных растениях. Мамонтова М.Ф. 1999 г., 186 стр.
Лекарственные растения: Использование в народной медицине и быту. Пастушенков А.Л., Пастушенков В. Л., 2003г., 384 стр.
Познание мира. Учебник 2009-2011 г., Атамұра.
Журнал Юный натуралист № 1, 2004г.