ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
| Место в образ. Программе ОО | Урок 2. 11 класс. Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения |
2 | Тема занятия: | Финансовые пирамиды. Как не стать жертвой |
3 | Целевая группа: | 11 класс (1 курс СПО) |
4 | Цель занятия: | Формулирование правил безопасного поведения потребителя на рынке финансовых услуг |
5 | Планируемые результаты:
| Предметные: - знать как работает финансовая пирамида и чем она опасна от вкладчиков, каковы основные способы сокращения финансовых рисков; -уметь отличать финансовую пирамиду Личностные: - гражданская позиция ответственного члена российского общества, уважающего закон и не поддающегося на уловки финансовых мошенников; -понимание необходимости быть осторожным в финансовой сфере; -понимание того, как строятся финансовые пирамиды и как не попасться на предложения их организаторов; -осознание ответственности за собственное благополучие человека и за благополучие семьи. Метапредметные: - отличать финансовую пирамиду от добросовестных организаций; - предвидеть действия мошенников; - осуществлять поиск информации; - работать в коллективе (команде); -брать на себя ответственность за результат Сформированность понятий: «финансовая пирамида», «финансовое мошенничество», «риск» Сформированность предметных умений: выявлять признаки финансовых пирамид; различать виды финансовых пирамид; что гражданину необходимо предпринять, если он стал жертвой финансовой пирамиды; Сформированность установок: понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами Понимание / освоение / овладение компетенцией: -сравнивать и выбирать оптимальный вариант размещения своего капитала; - осуществлять поиск и использование информации, необходимой для формирования у обучающихся грамотного отношения к своему финансовому поведению; - уметь распознавать финансовые риски и иметь возможность их избежать; - работать в группе, эффективно общаться со сверстниками, высказывать и отстаивать свое мнение. |
6 | Базовая технология | Творческая мастерская |
7 | Средства обучения
| а) технические: компьютер, проектор и экран, колонки, ноутбуки(планшеты или телефоны с выходом в Интернет) б) дидактический материал: УМК: учебник «Финансовая грамотность. 10-11 классы» под ред. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю, 2018 год -мультимедиапрезентация -видеоматериал |
8 | Расстановка парт и стульев | традиционная |
Актуальность темы проекта
Финансовая пирамида –словосочетание, услышав которое часто вспоминают «МММ», «Властелину», «Русский дом Селенга». Мировая и российская история знает множество других примеров финансовых мошенничеств, от которых пострадало огромное количество людей. Несмотря на большой общественный резонанс, финансовые пирамиды имеют место быть в условиях современности, в 21 веке, являясь одним из проявлений развития экономических и финансовых отношений. Так, за 9 месяцев 2021года ЦБ РФ выявил более 20 финансовых пирамид, наиболее известной стала «Финико», которую разоблачили летом текущего года. Но все же, даже после разоблачения стольких пирамид люди продолжают вкладывать деньги в сомнительные компании. Поэтому необходимо наглядно продемонстрировать учащимся всю опасность финансовых пирамид на конкретных примерах, чтобы не попасть в сети мошенников.
Цель: формулирование правил безопасного поведения потребителя на рынке финансовых услуг.
Задачи:
познакомиться с методической литературой по данной теме;
выбрать оптимальную технологию, методы и средства обучения, ресурсы;
проработать структуру урока;
подготовить дидактический материал;
представить методическую разработку коллегам и использовать ее в учебной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать как работает финансовая пирамида и чем она опасна от вкладчиков, каковы основные способы сокращения финансовых рисков;
-уметь отличать финансовую пирамиду
Личностные:
- гражданская позиция ответственного члена российского общества, уважающего закон и не поддающегося на уловки финансовых мошенников;
-понимание необходимости быть осторожным в финансовой сфере;
-понимание того, как строятся финансовые пирамиды и как не попасться на предложения их организаторов;
-осознание ответственности за собственное благополучие человека и за благополучие семьи.
Метапредметные:
- отличать финансовую пирамиду от добросовестных организаций;
- предвидеть действия мошенников;
- осуществлять поиск информации;
- работать в коллективе (команде);
-брать на себя ответственность за результат
Сформированность понятий: «финансовая пирамида», «финансовое мошенничество», «риск»
Сформированность предметных умений: выявлять признаки финансовых пирамид; различать виды финансовых пирамид; что гражданину необходимо предпринять, если он стал жертвой финансовой пирамиды;
Сформированность установок: понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами
Понимание / освоение / овладение компетенцией:
-сравнивать и выбирать оптимальный вариант размещения своего капитала;
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для формирования у обучающихся грамотного отношения к своему финансовому поведению;
- уметь распознавать финансовые риски и иметь возможность их избежать;
- работать в группе, эффективно общаться со сверстниками, высказывать и отстаивать свое мнение.
Основная часть
Общая характеристика методической разработки
Наименование: урок для учащихся 11 классов по курсу "Основы финансовой грамотности" по теме " Финансовая пирамида. Как не стать жертвой "
Тип урока: комбинированный урок.
Форма проведения урока: практическое занятие.
Место урока в логике реализации курса: урок № 2 в модуле 6 "Риски в мире денег: как защититься от разорения"
Используемые технологии: творческая мастерская.
Вид деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.
Оборудование занятия: компьютер, проектор, колонки, планшет (ноутбук или телефон с выходом в Интернет)
Методическое обеспечение:
Учебник «Финансовая грамотность. 10-11 классы» под ред. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю, 2018
Описание хода занятий (технологическая карта)
Этап | Действия учителя | Действия ученика | Ресурс | Социальная форма |
Мотивационно -целевой этап | Учитель приветствует детей. Просмотр видеоролика. Обсуждение видеоролика. Как вы думаете, каким словом можно назвать моржа? Почему? (мошенник). Почему моржу пришлось уплыть? (Невозможно стало платить обещанную прибыль). Почему? Можно ли назвать данную схему геометрической прогрессией? Почему данную модель получения денег называют финансовой пирамидой? Называет тему урока «Как не стать жертвой финансовых пирамид?» Предлагает учащимся сформулировать цель и задачи урока. Прием целеполагания – тема – вопрос, подводящий диалог.
| 1.Слушают учителя, поднимают руки. 2.Отвечают на вопросы. 3. Учащиеся формулируют цель и задачи урока. 4.Участвуют в обсуждении видеоролика. Отвечают на вопросы. |
Сказ поморский. https://www.youtube.com/watch?v=zMt_e1YKZ9I | фронтальная |
Деятельностный этап | Учитель предлагает учащимся прочитать кейс 1 и кейс 2. Организует обсуждение кейсов. Какие общие черты в деятельности обоих организаторов финансовых пирамид вы отметили? Почему люди так легко верили мошенникам? Каков финал деятельности Сергея Мавроди и Чарльза Понци? Почему их деятельность является противоправной? Какую ответственность за свои противоправные действия понесли организаторы финансовых пирамид? Творческая мастерская Задание учащимся – составить памятку «Как не стать жертвой финансовых пирамид?». | Отвечают на вопросы учителя. Обсуждают содержание текста. Перечисляют характерные признаки финансовой пирамиды. Характеризуют правильные действия потребителя в случае контакта с финансовой пирамидой.
Работа в группах. Метод – мозговой штурм После выполнения задания каждая группа представляет свою памятку «Как не стать жертвой финансовых пирамид?» | мультимедийная презентация | фронтальная в парах, групповая |
Рефлексия | Прием рефлексии - "Незаконченное предложение". | Ответы учащихся | мультимедийная презентация | фронтальная |
Домашнее задание | Объясняет учащимся домашнее задание. | Записывают домашнее задание | мультимедийная презентация | фронтальная |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предложенный проект ориентирован на обучающихся 10-11 классов и направлен на развитие умений и навыков в области финансовых отношений.
Разработка занятия раскрывает понятия: финансовой пирамиды, виды и признаки финансовых пирамид и учит, как уберечь себя и своих родственников от финансовых потерь.
После изучения этой темы, обучающиеся должны обладать компетенциями:
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для формирования у обучающихся грамотного отношения к своему финансовому поведению;
- уметь распознавать финансовые риски и иметь возможность их избежать;
- работать в группе, эффективно общаться со сверстниками, высказывать и отстаивать свое мнение.
Интернет-ресурсы
https://fmc.hse.ru/data/2016/05/24/1131588835/1.%20 Программа%2010-11.pdf - планируемые результаты обучения по финансовой грамотности 10-11 классы
Сказ поморский. https://www.youtube.com/watch?v=zMt_e1YKZ9I
5