ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
| Место в образ. Программе ОО | Урок 2. 11 класс. Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения |
2 | Тема занятия: | Финансовые пирамиды. Как не стать жертвой |
3 | Целевая группа: | 11 класс (1 курс СПО) |
4 | Цель занятия: | Формулирование правил безопасного поведения потребителя на рынке финансовых услуг |
5 | Планируемые результаты:
| Предметные: - знать как работает финансовая пирамида и чем она опасна от вкладчиков, каковы основные способы сокращения финансовых рисков; -уметь отличать финансовую пирамиду Личностные: - гражданская позиция ответственного члена российского общества, уважающего закон и не поддающегося на уловки финансовых мошенников; -понимание необходимости быть осторожным в финансовой сфере; -понимание того, как строятся финансовые пирамиды и как не попасться на предложения их организаторов; -осознание ответственности за собственное благополучие человека и за благополучие семьи. Метапредметные: - отличать финансовую пирамиду от добросовестных организаций; - предвидеть действия мошенников; - осуществлять поиск информации; - работать в коллективе (команде); -брать на себя ответственность за результат Сформированность понятий: «финансовая пирамида», «финансовое мошенничество», «риск» Сформированность предметных умений: выявлять признаки финансовых пирамид; различать виды финансовых пирамид; что гражданину необходимо предпринять, если он стал жертвой финансовой пирамиды; Сформированность установок: понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами Понимание / освоение / овладение компетенцией: -сравнивать и выбирать оптимальный вариант размещения своего капитала; - осуществлятьпоискииспользованиеинформации,необходимойдляформированияуобучающихсяграмотногоотношенияксвоемуфинансовомуповедению; - уметьраспознаватьфинансовыерискиииметьвозможностьихизбежать; - работать в группе, эффективно общаться со сверстниками, высказывать иотстаиватьсвоемнение. |
6 | Базовая технология | Творческая мастерская |
7 | Средства обучения
| а) технические: компьютер, проектор и экран, колонки, ноутбуки(планшеты или телефоны с выходом в Интернет) б) дидактический материал: УМК: учебник «Финансовая грамотность. 10-11 классы» под ред. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю, 2018 год -мультимедиапрезентация -видеоматериал |
8 | Расстановка парт и стульев | традиционная |
Актуальность темы проекта
Финансовая пирамида –словосочетание, услышав которое часто вспоминают «МММ», «Властелину», «Русский дом Селенга». Мировая и российская история знает множество других примеров финансовых мошенничеств, от которых пострадало огромное количество людей. Несмотря на большой общественный резонанс, финансовые пирамиды имеют место быть в условиях современности, в 21 веке, являясь одним из проявлений развития экономических и финансовых отношений. Так, за 9 месяцев 2021года ЦБ РФ выявил более 20 финансовых пирамид, наиболее известной стала «Финико», которую разоблачили летом текущего года. Но все же, даже после разоблачения стольких пирамид люди продолжают вкладывать деньги в сомнительные компании. Поэтому необходимо наглядно продемонстрировать учащимся всю опасность финансовых пирамид на конкретных примерах, чтобы не попасть в сети мошенников.
Цель: формулирование правил безопасного поведения потребителя на рынке финансовых услуг.
Задачи:
познакомиться с методической литературой по данной теме;
выбрать оптимальную технологию, методы и средства обучения, ресурсы;
проработать структуру урока;
подготовить дидактический материал;
представить методическую разработку коллегам и использовать ее в учебной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать как работает финансовая пирамида и чем она опасна от вкладчиков, каковы основные способы сокращения финансовых рисков;
-уметь отличать финансовую пирамиду
Личностные:
- гражданская позиция ответственного члена российского общества, уважающего закон и не поддающегося на уловки финансовых мошенников;
-понимание необходимости быть осторожным в финансовой сфере;
-понимание того, как строятся финансовые пирамиды и как не попасться на предложения их организаторов;
-осознание ответственности за собственное благополучие человека и за благополучие семьи.
Метапредметные:
- отличать финансовую пирамиду от добросовестных организаций;
- предвидеть действия мошенников;
- осуществлять поиск информации;
- работать в коллективе (команде);
-брать на себя ответственность за результат
Сформированность понятий: «финансовая пирамида», «финансовое мошенничество», «риск»
Сформированность предметных умений: выявлять признаки финансовых пирамид; различать виды финансовых пирамид; что гражданину необходимо предпринять, если он стал жертвой финансовой пирамиды;
Сформированность установок: понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами
Понимание / освоение / овладение компетенцией:
-сравнивать и выбирать оптимальный вариант размещения своего капитала;
- осуществлятьпоискииспользованиеинформации,необходимойдляформированияуобучающихсяграмотногоотношенияксвоемуфинансовомуповедению;
- уметьраспознаватьфинансовыерискиииметьвозможностьихизбежать;
- работать в группе, эффективно общаться со сверстниками, высказывать иотстаиватьсвоемнение.
Основная часть
Общая характеристика методической разработки
Наименование: урок для учащихся 11 классов по курсу "Основы финансовой грамотности" по теме " Финансовая пирамида. Как не стать жертвой "
Тип урока: комбинированный урок.
Форма проведения урока: практическое занятие.
Место урока в логике реализации курса: урок № 2 в модуле 6 "Риски в мире денег: как защититься от разорения"
Используемые технологии: творческая мастерская.
Вид деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.
Оборудование занятия: компьютер, проектор, колонки, планшет (ноутбук или телефон с выходом в Интернет)
Методическое обеспечение:
Учебник «Финансовая грамотность. 10-11 классы» под ред. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю, 2018
Описание хода занятий (технологическая карта)
Этап | Действия учителя | Действия ученика | Ресурс | Социальная форма |
Мотивационно -целевой этап | Учитель приветствует детей. Просмотр видеоролика. Обсуждение видеоролика.
Называет тему урока «Как не стать жертвой финансовых пирамид?» Предлагает учащимся сформулировать цель и задачи урока. Прием целеполагания – тема – вопрос, подводящий диалог. | 1.Слушают учителя, поднимают руки. 2.Отвечают на вопросы. 3. Учащиеся формулируют цель и задачи урока. 4.Участвуют в обсуждении видеоролика. Отвечают на вопросы. | Сказ поморский. https://www.youtube.com/watch?v=zMt_e1YKZ9I | фронтальная |
Деятельностный этап | Учитель предлагает учащимся прочитать кейс 1 и кейс 2. Организует обсуждение кейсов.
Творческая мастерская
| Отвечают на вопросы учителя. Обсуждают содержание текста. Перечисляют характерные признаки финансовой пирамиды. Характеризуют правильные действия потребителя в случае контакта с финансовой пирамидой.
| мультимедийная презентация | фронтальная в парах, групповая |
Рефлексия | Прием рефлексии - "Незаконченное предложение". | Ответы учащихся | мультимедийная презентация | фронтальная |
Домашнее задание | Объясняет учащимся домашнее задание. | Записывают домашнее задание | мультимедийная презентация | фронтальная |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предложенный проект ориентирован на обучающихся 10-11 классов и направлен на развитие умений и навыков в области финансовых отношений.
Разработказанятияраскрываетпонятия:финансовойпирамиды,видыипризнаки финансовых пирамид и учит, как уберечь себя и своих родственников отфинансовыхпотерь.
Послеизученияэтойтемы,обучающиесядолжныобладатькомпетенциями:
- осуществлятьпоискииспользованиеинформации,необходимойдляформированияуобучающихсяграмотногоотношенияксвоемуфинансовомуповедению;
- уметьраспознаватьфинансовыерискиииметьвозможностьихизбежать;
- работать в группе, эффективно общаться со сверстниками, высказывать иотстаиватьсвоемнение.
Интернет-ресурсы
https://fmc.hse.ru/data/2016/05/24/1131588835/1.%20 Программа%2010-11.pdf - планируемые результаты обучения по финансовой грамотности 10-11 классы
Сказ поморский. https://www.youtube.com/watch?v=zMt_e1YKZ9I
5