Проект «Деревянные наличники села Сульмаш»

Проект "Деревянные наличники села Сульмаш" Презентация выступления, тезис выступления

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сульмашинская ООШ»











Исследовательский проект







«Деревянные наличники села Сульмаш»









Работу выполнил:

Ахметсафин Илдар,

обучающийся 9 класса

Руководитель: Мугалимова Р.М.

Учитель технологии



Сульмаш 2018

Содержание

Введение

1. Обоснование актуальности. Цель и задачи проекта, проблемный вопрос и гипотеза.

2. Проектный продукт и ожидаемые результаты.

3. Этапы работы над проектом.

4. Определение содержания деятельности.

5. Основные методы работы, определение источников исследования.

Основная часть

1. Этимология и лексическое значение слова «наличник».

2. Строение наличника как элемента декора славянского жилища.

3. О чем могут рассказать «деревянные кружева»? «Читаем и расшифровываем» наличники нашего села.

4. Классификация наличников нашего села.

5.Заключение

8.Список литературы и источников

9.Приложения


















Введение

Тема нашего проекта «Деревянные наличники села Сульмаш», то есть речь пойдет о деревянных наличниках домов нашего села. Почему я выбрал эту тему? Основанием для такого выбора послужил один случай. Однажды нам рассказали об истории села. Мы увидели в презентации много домов украшенных резьбой, красивыми наличниками, а на старых домах наличники были тоже очень интересными. Нам захотелось побольше узнать об наличниках. И в самом деле, оказалось, что наличники – это маленькое чудо, о котором можно многое узнать, и для нас эта тема стала нашим первым исследованием, вернее, исследовательским проектом

Дома, богато украшенные деревянной резьбой, притягивают взгляд, но таких домов остается все меньше и меньше, и узоры наличников с непонятным орнаментом исчезают из нашей жизни. А ведь именно они, наличники дома, являются его лицом, создают неповторимость, своеобразность дома и села. Мы почти не обращали внимания на старые дома, на то, как интересно они украшены. Неужели рядом с нами было это чудо, волшебство, а мы его не замечали, оказались в стороне от него? Теперь пройти равнодушно, не обращая внимания, мимо одетых в резное кружево домов невозможно. Каким же талантом, вкусом, мастерством нужно обладать, чтобы создавать такие украшения! Оказывается такие мастера живут и в нашем селе. Хочется познакомиться с ними, узнать как создаются эти узоры, поделиться этой красотой со своими друзьями, со своей семьей и знакомыми, чтобы и они испытали гордость за своё село и уважением к нашим предкам.

А потом в голову приходит еще один вопрос: что же заставляло крестьянина, отягощенного заботами о хлебе насущном, столько времени тратить на такие мелочи, как наличники дома, вырезая замысловатые узоры? И что обозначают незамысловатые фигурки животных или птиц, или еще какие-то непонятные знаки, изображаемые на наличниках? На эти вопросы мы и постараемся ответить.







Итак, проблемный вопрос: наличник дома – это защита от темных сил или украшение дома?

Гипотеза исследования: наличник дома – это элемент декора, украшения, смысл изображенных на нём символов утерян и непонятен.

Цель проекта – исследование и изучение сохранившейся домовой резьбы наличников села Сульмаш.

Задачи:

1. Узнать значение слова «наличник»

2. Сделать фотографии наиболее красивых наличников Сульмаша

3. Изучить литературу о символике наличников, об их происхождении.

4. Выявить отдельные повторяющиеся элементы, «расшифровать» их.

6. Представить собранный фотоматериал в буклете для ознакомления всех желающих с особенностями домовой резьбы деревянных домов Сульмаша.

Проектным продуктом будет исследовательская работа, презентация проекта, буклет, в котором мы попытались объяснить значения некоторых символов наличников, а также фотографии наиболее интересных, красивых наличников. Этот продукт поможет достичь цель проекта - желание сохранить для следующих поколений учащихся эту часть искусства деревянного зодчества, как отзвук народной жизни и образец глубокого постижения действительности.

Ожидаемые результаты данного проекта состоят в приобретении умений собирать нужную информацию, работать с разными видами источников, в повышении коммуникативных навыков, кроме того, в процессе проектной деятельности приобретаются умения грамотно оформлять письменную часть проекта и представлять презентацию своей работы.

На выполнение данного проекта нам потребуется четыре месяца: начало проекта – май, окончание работы –декабрь.



Этапы работы над проектом (план нашей работы с указанием всех промежуточных этапов):

  • Выбор темы и уточнение названия

  • Составление плана исследовательского проекта

  • Сбор информации:

  • поиск информации о значении слова «наличник» в различных словарях,

  • изучение литературы о строении наличников и их назначении при строительстве дома (работа в библиотеке, чтение специальных книг)

  • изучение материалов интернета, специальных сайтов с целью поиска информации о значении узоров, символов наличников

  • изучение фотоальбомов по данной теме,

  • Практическая часть проекта: «путешествия» по улицам села с целью поиска наиболее интересных наличников домов, их фотографирование

  • Изготовление продукта: обобщение полученной информации, написание и редактирование письменной части проекта, подготовка шаблона буклета, создание презентации проекта

  • Оформление результатов работы в печатном и электронном виде.

  • Предзащита и защита проекта перед учениками начальной школы.

Программа действий (определение содержания деятельности), которую предполагается выполнить:

  1. Подбор, анализ и обзор литературы, материалов сети Интернет, изучение истории вопроса, символики славянского рисунка.

  2. Изучение собственных фотографий и фотографий на сайте сообщества «Наличники России».

  3. Сопоставление и анализ традиционных и повторяющихся узоров и символов.

  4. Сбор материала по определённым разделам, корректировка, сопоставление с различными данными, обобщение, выводы.

  5. Разработка макета публикации «Деревянные кружева» о наличниках нашего города и символике некоторых элементов декора.

Основные средства, методы и приемы организации исследовательского проекта «Деревянные наличники села Сульмаш».

При работе над данным проектом были использованы следующие общенаучные методы работы: анализ (условное или реальное разделение объекта на составные части с целью его более глубокого познания), синтез (условное объединение составных частей предмета или объекта), сравнение (установление сходства и различия явление действительности ) и сопоставление, обобщение (переход от единичного к общему, от менее общего к более общему), контент-анализ литературных источников (метод выявления и оценки специфических характеристик носителей информации, текстов);

Исторические методы: структурный метод (установление связей отдельных элементов со всей системой);

методы наблюдения (изучение явления в различных условиях без активного вмешательства извне).

Источниками исследования, таким образом, выступают: документы, книги, журналы, газеты; люди; технико-информационные системы (компьютерные сети); жизненный опыт исследователя и др.


Основная часть


1. Этимология и лексическое значение слова «наличник».


Если определять этимологию, то есть происхождение слова «наличник», то, даже не пользуясь словарем, можно понять, что оно имеет прямую связь со словами лицо, лик, личина (маска), и входит в группу однокоренных слов: уличать, обезличить, личный, наличие и др. А обозначает слово – на лице, то есть на самом открытом всему миру месте, на самом видном месте. Вслушайтесь в это слово: "наличник" - "находящийся на лице". Фасад дома - это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть красивым и чистым. Но внешний мир не всегда добр, иногда от него надо защищаться. Двери и окна - это не только выход наружу, это возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты - окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы, а узоры на наличниках несли в себе магическую силу. Но о языческой, славянской символике мы поговорим чуть позже. А пока обратимся к толковым словарям.

Наличник это

1) Фигурная накладная планка, используемая для декоративного обрамления  оконного или дверного проема.

2) Металлическая пластинка на двери, ящике со скважиной для ключа.

Назначение наличников прикрыть щель между переплетом и пролетом окна.

Словарь Ожегова

Декоративное обрамление оконного проёма. Состоит обычно из фронтона, двух вертикальных тяг (колонок и полуколонок) и подоконной части; часто украшаются резьбой (особенно в деревянной архитектуре).

Советский энциклопедический словарь

Таким образом, мы видим, что определение лексического значения этого слова не расходятся в разных словарях, а вот об этимологии, происхождении слова мне так и не удалось найти сведений ни в одном словаре. Но смысл слова «наличник» достаточно прозрачен, и предположить этимологическое значение слова нетрудно.

2. Строение наличника как элемента декора славянского жилища
























М ы видим, что наличнику отводится достаточно большое место и каждая деталь его имеет свое название. Строение наличника выглядит следующим образом:




Изготавливают наличники и их детали по специальному шаблону путем выпиливания, высверливания, выдалбливания. Накладные элементы, в виде гранных кнопок или точеных розеток, закрепляют при помощи деревянных шкантов или гвоздей; реже используют клей.

А в сознании древних славян строение наличника связывалось с разными мирами: верхняя часть - Мир небесный – божий; центральная часть - срединный мир – реальный; нижняя часть -  подземная часть мира.



3.О чем могут рассказать «деревянные кружева»?

В окружающем нас, привычном мире не обращаешь внимания на магические знаки, а они повсюду. Узоры подарены нам нашими далекими предками. И узоры эти умеют говорить, если мы научимся их слушать. Каждый символ, знак и узор в наличнике несет свой смысл и энергетику. Наличник, сделанный в исконной традиции, может привлекать и усиливать те энергии, которые способствуют ладу в семье, оберегают дом от пожара, а его жителей от дурного глаза. Наличники оберегали хозяев от злых духов, которые, как считалось, могли просочиться в оконные щели. Поэтому предки с помощью резных кружев символически выстраивали целую вселенную - как они ее видели. Почитание предков, знание традиций своего народа, чувство ответственности за будущее своих детей и называется памятью.

 Резчики старательно повторяли мотивы из века в век, уже, наверное, и не вспоминая об истинном смысле знаков. Рассмотрим некоторые символы наличников.

Весь орнамент, который встречается у древних славян, можно условно разделить на группы

- солярные символы (символы солнышка);
- символы воды;
- символы земли 
- символы – обереги;
- символы-пожелания

- символы передающие информацию о хозяевах.

Солнце. Солнышко на наличнике это очень хорошо. Это символ жизни, светлых богов, а ещё образ Бога дающего (Даждь бога). Даждь бога также изображают в виде фигурки коня, что также подчеркивает почитание в доме Кона (основного закона во всём). Все солярные знаки связаны с приобретением и приумножением как материальных, так и духовных благ и считаются очень сильными, мужскими знаками. Солнце изображалось в разных видах, и не всегда это был круг. Часто встречается его изображение в виде ромба с исходящими из центра лучами. Часто символы, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, сопровождают их солярные спутники – конь и птица, которые, согласно мифологии, являются «носителями». В наличниках советского времени, а в особенности в послевоенный период, солярный знак превратился в цветочек, либо его заменяла пятиконечная звезда.

Все знаки, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, называются солярными и считаются очень сильными, мужскими знаками

. Солярные знаки представляют собой крест с загнутыми концами с равными сторонами, которые направлены либо по часовой стрелке, либо простив нее. Практически всегда этот знак обводит круг, либо же он изображается на фоне круга. Круг, в этом случае, обозначает ни что иное как Вселенную, в которой непрерывно течет процесс нескончаемого движения. Солярные знаки при археологических раскопках находили чаще всего на всевозможных деталях архитектуры (они использовались в качестве оберегов для защиты жилища), на оружии (считалось, что эти знаки придают силу), на различной бытовой утвари. В орнаментах этот знак встречается повсеместно как символ солнца, света и жизни.



Вода. Несет в себе сакральный смысл очищения. От нее зависит урожай и благосостояние семьи. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам — это все знаки воды, дарующей жизнь.

Земля.  Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы — - так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле. Поле – ромб или квадрат, разделенный внутри на четыре части. В целом, ромб или квадрат с точкой посередине – это то, что может родить. Знаки аграрной магии самые простые, одни из самых распространенных. Возможны бесчисленные вариации с ромбами, квадратами и точками.

 Женщина — берегиня. Очень интересно искать фигурки берегинь в резных узорах: иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае ее можно узнать - центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги.

Растительный орнамент. Это символ нарождающейся жизни и плодородия. Растительный орнамент из переплетающихся побегов и ветвей символизирует мирового древо.

А сколько звериных мотивов можно найти на наших окошках! Дух захватывает от коней и птиц, змей и драконов. Каждый образ имел свое значение в магическом мире древних славян. Все эти узоры и образы когда-то имели определенный смысл, являясь по своей сути охранными знаками. Но и, конечно, несли информацию о хозяевах дома.

Утка – перевозчик солнца ночью



Птица – огненно-солярная символика, может быть также перевозчиком или символом души, пара птиц – в том числе – символ брака

Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом. Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания уже практически невозможно. Именно поэтому они так к себе манят…



4. Классификация наличников нашего села.

Такой классификации, на самом деле, не существует, но попробуем её составить.

По наличию ставень — безставенные;
Преобладающий вид резьбы — накладная, прорезная.
По возрасту — старше 60 лет.
Количество цветов покраски — в один цвет или в два, реже в три.













Вывод.

Мы не ожидали, что в нашем селе так много интересных наличников. И работая над этим проектом, мы сделали для себя много «открытий», получили много интересной, новой информации. На самом деле, мне кажется, что деревянные наличники обделены вниманием. Все знают такие названия, как хохлома, палех, а вот стилям наличников даже названий никто еще не придумал. Поэтому мне хочется верить, что интерес к ним только расцветает.



Список литературы и источников


  1. Афанасьев А. Домовая резьба. - М.: Культура и традиции, 2000.

  2. Рыбаков Б. Язычество древней Руси. - М.: София, Гелиос, 2001

  3. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989.

  4. Толковый словарь русского языка. Под ред. С.И.Ожегова.- М.: 1990.

  5. Сайт: Русское зодчество. Наличники. Символика орнаментов.

  6. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. – М.: Букмастер, 2012.

  7. http://nalichnik-ru.livejournal.com/ сообщество "Наличники России"

  8. http://nalihniki.narod2.ru/SIMBOLS.html Деревянное кружево

  9. http://nalichniki.com/32/russia/ivanovskaya-oblast/ Виртуальный музей резных наличников

Приложение:





Толкование основных символов орнаментов народов Среднего Поволжья


Обозначения


Русский узор


Мордовский узор


Чувашский узор


Татарский узор


Ромб


Символ плодородия, чадородия


Изобилие, плодородие


Сплочённость


Солнце или луна



Розетки


Солнце








Звезды


Движение вселенной






Часть космоса


Звезда


Око рода, Благодать




Солнце, согласие, гармония


Символ вечности


Птицы


Душа человека




Трудолюбие, жизнестойкость


Символ солнца и света


Спирали


Символ мудрости




Знания, мысли




Виноградная лоза








Знак женщины


S-образный элемент




Птицы и конские головы


Память о прошлом, дума о будущем


Вода


Лодка, ладья






Чистая совесть, судьба


Благополучие


Треугольник


Символ духа


Женское начало, завершение


Истина, закон


Знак земли


Гроздь ягод, ветка




Процветание




Символ изобилия


Восьмигранник


Символ могущества и единства


Солнце, огонь


Добро и зло


Мужчина и женщина


Ель, дерево


Мировая ось, центр мира, символ новой жизни




Древо рода, жизни, мудрости


Символ храбрости, плодородия


Зигзаг


Вода


Вода


Эпоха, период, течение времени




Роговидные узоры


Символ защиты


Деревья и трава


Человечность, разум, сила, здоровье, душевная красота




Крест


Символ жизни, неба и вечности


Оберег


Межа поля




Круг


Символ рода


Солнце, луна




Солнце


Четырёхугольник


Символ света, победа добра над злом


Порядок, истина, Справедливость


Равенство, понимание







В резном украшении жилища расти­тельная орнаментация получает небольшое распро­странение и то лишь с конца XIX в., когда в деревню начинает проникать пропильная резьба. Анализ растительных форм вскрывает их большое разнообразие. В орнаментации различных изделий и пред­метов быта можно встретить формы от простей­ших, в виде растительного побега, до пышных буке­тов довольно сложной композиции.
Широкое распространение в узорном ткачестве, резьбе по дереву, несколько реже в резьбе по кам­ню и ювелирных изделиях находит ломаная линия из зубчиков. В ряде случаев этот мотив выступает в качестве украшения бордюров надгробных камней или наличников фасадных оконРазно­образные линейные композиции из зубчиков и ла­сточкиного хвоста были распространены и в булгарском орнаменте.[13] 
Орнамент татар представляет яркую и своеобразную страницу художественного творчества народа. Являясь основным средством декоративно-прикладного искусства, он отражает в то же время сложную историю формирования и развития народа, его культуры и искусства. 

В ходе исследования я узнал, что есть мастера, которые придумали современный способ украшения ворот и домов. Они вырезают орнаменты из профнастила. до сих пор сохранились деревянные дома с национальным татарским орнаментом. При украшении крыш и наличников большинства домов используется цветочно-растительный орнамент. 



Содержимое разработки

Тезис выступления на Муниципальной историко - краеведческой конференции «Память о прошлом и настоящем для будущего».

Здравствуйте! Меня зовут Ахметсафин Илдар, учусь в Сульмашинской школе, в 9 классе.

Наличники Федоров

Чтобы грустно не смотрели
Окна рубленной избы,
Их в наличники одели
Незатейливой резьбы.
И теперь они глядятся
Добрым, ласковым лицом,
С ними хочешь улыбаться,
Перекинуться словцом.
-Эй, привет!

-Тебе здорово.
-Как живёте?
-Да ничё.
-Жарко было полвторого?
-Если честно, - горячо!
-Ну теперь не горевать,
 будем ставни прикрывать

Утром ставни растворю,
 Запущу скорей зарю.



Тема нашего проекта « Деревянные наличники села Сульмаш».

Почему я выбрал эту тему? Основанием для такого выбора послужил один случай. Однажды нам рассказали об истории села. Мы увидели в презентации много домов украшенных резьбой, красивыми наличниками, а на старых домах наличники были тоже очень интересными. Нам захотелось побольше узнать о наличниках. И в самом деле, оказалось, что наличники – это маленькое чудо, о котором можно многое узнать, и для нас эта тема стала исследовательским проектом.

Дома, богато украшенные деревянной резьбой, притягивают взгляд.

Что же заставляло крестьянина, отягощенного заботами о хлебе насущном, столько времени тратить на такие мелочи, как наличники дома, вырезая замысловатые узоры? И что обозначают незамысловатые фигурки животных или птиц, или еще какие-то непонятные знаки, изображаемые на наличниках? На эти вопросы мы и постараемся ответить.

Итак, проблемный вопрос: наличник дома – это защита от темных сил или украшение дома?

Гипотеза исследования: наличник дома – это элемент декора, украшения, смысл изображенных на нём символов утерян и непонятен.

Цель проекта – исследование и изучение сохранившейся домовой резьбы наличников села Сульмаш.

Задачи:

1. Узнать значение слова «наличник»

2. Сделать фотографии наиболее красивых наличников Сульмаша

3. Изучить литературу о символике наличников, об их происхождении.

4. Выявить отдельные повторяющиеся элементы, «расшифровать» их.

6. Представить собранный фотоматериал в буклете для ознакомления всех желающих с особенностями домовой резьбы деревянных домов Сульмаша.

Проектным продуктом будет исследовательская работа, презентация проекта, буклет, в котором мы объясним значения некоторых символов наличников, а также фотографии наиболее интересных, красивых наличников. Этот продукт поможет достичь цели проекта - желание сохранить для следующих поколений учащихся эту часть искусства деревянного зодчества, как отзвук народной жизни и образец глубокого постижения действительности.

Ожидаемые результаты данного проекта состоят в приобретении умений собирать нужную информацию, работать с разными видами источников, в повышении коммуникативных навыков, кроме того, в процессе проектной деятельности приобретаются умения грамотно оформлять письменную часть проекта и представлять презентацию своей работы.

На выполнение данного проекта нам потребуется четыре месяца: начало проекта – сентябрь, окончание работы –декабрь.

Источниками исследования, таким образом, выступают: документы, книги, журналы, газеты; люди; технико-информационные системы (компьютерные сети); жизненный опыт исследователя.

Этимология и лексическое значение слова «наличник».


Если определять этимологию, то есть происхождение слова «наличник», то, даже не пользуясь словарем, можно понять, что оно имеет прямую связь со словами лицо, лик, личина (маска), и входит в группу однокоренных слов: уличать, обезличить, личный, наличие и др. А обозначает слово – на лице, то есть на самом открытом всему миру месте, на самом видном месте. Вслушайтесь в это слово: "наличник" - "находящийся на лице". Фасад дома - это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть красивым и чистым. Но внешний мир не всегда добр, иногда от него надо защищаться. Двери и окна - это не только выход наружу, это возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты - окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы, а узоры на наличниках несли в себе магическую силу. Мы обратились к словарям. В словаре Ожегова

Наличник это

1) Фигурная накладная планка, используемая для декоративного обрамления  оконного или дверного проема.

2) Металлическая пластинка на двери, ящике со скважиной для ключа.

Назначение наличников прикрыть щель между переплетом и пролетом окна.

Словарь Ожегова

Декоративное обрамление оконного проёма. Состоит обычно из фронтона, двух вертикальных тяг (колонок и полуколонок) и подоконной части; часто украшаются резьбой (особенно в деревянной архитектуре).

Советский энциклопедический словарь

Таким образом, мы видим, что определение лексического значения этого слова не расходятся в разных словарях, а вот об этимологии, происхождении слова мне так и не удалось найти сведений ни в одном словаре. Но смысл слова «наличник» достаточно прозрачен, и предположить этимологическое значение слова нетрудно.



Мы видим, что наличнику отводится достаточно большое место и каждая деталь его имеет свое название. Строение наличника выглядит следующим образом: ( смотри на слайде)

Изготавливают наличники и их детали по специальному шаблону путем выпиливания, высверливания, выдалбливания. Накладные элементы, в виде гранных кнопок или точеных розеток, закрепляют при помощи деревянных шкантов или гвоздей; реже используют клей.



О чем могут рассказать «деревянные кружева»?

Узоры подарены нам нашими далекими предками. Наличники оберегали хозяев от злых духов, которые, как считалось, могли просочиться в оконные щели. Поэтому предки с помощью резных кружев символически выстраивали целую вселенную - как они ее видели. Почитание предков, знание традиций своего народа, чувство ответственности за будущее своих детей и называется памятью.

 Резчики старательно повторяли мотивы из века в век, уже, наверное, и не вспоминая об истинном смысле знаков. Рассмотрим некоторые символы наличников.

Зооморфный орнамент.

Природа давала творцам народного искусства возможность широко наблюдать мир живых обра­зов. В искусстве народа получили распространение изображения соколов, филинов, голубей, певчих птиц, уток. Среди различных узоров нередко попадаются также стилизованные изображения коней, летучих мышей, рыб, бабочек, мотыльков, пчел. 
Наиболее устойчиво сохранился в творчестве народа мотив птицы. С образом птицы связаны многие поверья, сказки и легенды. В пред­ставлении народа птица с древнейших времен явля­лась символом солнца и света, посредником между душой человека и небом. 


В декорировке наличников фронтонных и фасадных окон татарского сельского жилища можно встретить самые разнообразные вариации в основном контурных изображений птиц. Чаще всего они представлены с раскрытыми клювами и крыльями, двумя головами и разветвленными в стороны хвостами. Изображения летящих соколов, филинов выделяются индивидуальностью трактовки и никогда не повторяются. В то же время они едины по своим стилевым признакам (раскрытые крылья, две головы, характерная моделировка тела птицы).

Растительный орнамент

В резном украшении жилища расти­тельная орнаментация получает небольшое распро­странение и то лишь с конца XIX в., когда в деревню начинает проникать пропильная резьба. Анализ растительных форм вскрывает их большое разнообразие. В орнаментации различных изделий и пред­метов быта можно встретить формы от простей­ших, в виде растительного побега, до пышных буке­тов довольно сложной композиции.



На слайдах вы видите некоторые, малое количество наличников села Сульмаш. В нашем селе есть мастера по резьбе узоров наличников – это Сафин Альберт Ильхамович, вы видите его некоторые работы.

Хуснуллин Сибгатулла, его работы отличаются тем, что на его работах преобладает растительный узор-тульпан- символ татарского народа.



Содержимое разработки

МБОУ «Сульмашинская ООШ» Муниципальная историко - краеведческая конференция  «Память о прошлом и настоящем для будущего» Секция «Формы и методы изучения истории родного края в урочной и внеурочной деятельности» Тема выступления «Таинственные узоры наличников»  Ахметсафин Илдар, обучающийся 9класса

МБОУ «Сульмашинская ООШ»

Муниципальная историко - краеведческая конференция

«Память о прошлом и настоящем для будущего»

Секция «Формы и методы изучения истории родного края в урочной и внеурочной деятельности»

Тема выступления «Таинственные узоры наличников»

Ахметсафин Илдар, обучающийся 9класса

Тема проекта  «Деревянные наличники села Сульмаш»   Фёдоров Наличники Чтобы грустно не смотрели  Окна рубленной избы,  Их в наличники одели  Незатейливой резьбы.  И теперь они глядятся  Добрым, ласковым лицом,  С ними хочешь улыбаться,  Перекинуться словцом.  -Эй, привет! -Тебе здорово.  -Как живёте?  -Ды ничё.  -Жарко было полвторого?  -Если честно, - горячо!  -Ну теперь не горевать,   будем ставни прикрывать  Утром ставни растворю,    запущу скорей зарю.

Тема проекта «Деревянные наличники села Сульмаш»

Фёдоров Наличники

  • Чтобы грустно не смотрели Окна рубленной избы, Их в наличники одели Незатейливой резьбы. И теперь они глядятся Добрым, ласковым лицом, С ними хочешь улыбаться, Перекинуться словцом. -Эй, привет!
  • -Тебе здорово. -Как живёте? -Ды ничё. -Жарко было полвторого? -Если честно, - горячо! -Ну теперь не горевать,  будем ставни прикрывать

Утром ставни растворю,   запущу скорей зарю.

Цель проекта – исследование и изучение домовой резьбы наличников села Сульмаш. Задачи: 1. Узнать значение слова «наличник» 2. Сделать фотографии наиболее красивых наличников Сульмаша 3. Изучить литературу о символике наличников, об их происхождении. 4. Выявить отдельные повторяющиеся элементы, «расшифровать» их. 6. Представить собранный фотоматериал в буклете для ознакомления всех желающих с особенностями домовой резьбы деревянных домов Сульмаша.
  • Цель проекта – исследование и изучение домовой резьбы наличников села Сульмаш.
  • Задачи:
  • 1. Узнать значение слова «наличник»
  • 2. Сделать фотографии наиболее красивых наличников Сульмаша
  • 3. Изучить литературу о символике наличников, об их происхождении.
  • 4. Выявить отдельные повторяющиеся элементы, «расшифровать» их.
  • 6. Представить собранный фотоматериал в буклете для ознакомления всех желающих с особенностями домовой резьбы деревянных домов Сульмаша.
Этимология и лексическое значение слова «наличник».

Этимология и лексическое значение слова «наличник».

  • лицо, лик, личина (маска ), и входит в группу однокоренных слов: уличать, обезличить, личный, наличие
  • Наличникэто
  • 1) Фигурная накладная  планка , используемая для декоративного  обрамления   оконного или дверного проема.
  • 2) Металлическая пластинка на двери, ящике со скважиной для ключа.
  • Назначение наличников прикрыть щель между переплетом и пролетом окна.
  • Словарь Ожегова
Советский энциклопедический словарь

Советский энциклопедический словарь

  • Декоративное обрамление оконного проёма. Состоит обычно из фронтона, двух вертикальных тяг (колонок и полуколонок) и подоконной части; часто украшаются резьбой (особенно в деревянной архитектуре).
Строение наличника

Строение наличника

Зооморфный орнамент Природа давала творцам народного искусства возможность широко наблюдать мир живых обра­зов. В искусстве народа получили распространение изображения соколов, филинов, голубей, певчих птиц, уток. Среди различных узоров нередко попадаются также стилизованные изображения коней, летучих мышей, рыб, бабочек, мотыльков, пчел.   Наиболее устойчиво сохранился в творчестве народа  мотив птицы. С образом птицы связаны многие поверья, сказки и легенды. В пред­ставлении народа птица с древнейших времен явля­лась символом солнца и света, посредником между душой человека и небом. 

Зооморфный орнамент

Природа давала творцам народного искусства возможность широко наблюдать мир живых обра­зов. В искусстве народа получили распространение изображения соколов, филинов, голубей, певчих птиц, уток. Среди различных узоров нередко попадаются также стилизованные изображения коней, летучих мышей, рыб, бабочек, мотыльков, пчел.  Наиболее устойчиво сохранился в творчестве народа  мотив птицы. С образом птицы связаны многие поверья, сказки и легенды. В пред­ставлении народа птица с древнейших времен явля­лась символом солнца и света, посредником между душой человека и небом. 

ЗООМОРФНЫЙ ОРНАМЕНТ

ЗООМОРФНЫЙ ОРНАМЕНТ

В декорировке наличников фронтонных и фасадных окон татарского сельского жилища можно встретить самые разнообразные вариации в основном контурных изображений птиц. Чаще всего они представлены с раскрытыми клювами и крыльями, двумя головами и разветвленными в стороны хвостами. Изображения летящих соколов, филинов выделяются индивидуальностью трактовки и никогда не повторяются.   В то же время они едины по своим стилевым признакам (раскрытые крылья, две головы, характерная моделировка тела птицы).
  • В декорировке наличников фронтонных и фасадных окон татарского сельского жилища можно встретить самые разнообразные вариации в основном контурных изображений птиц. Чаще всего они представлены с раскрытыми клювами и крыльями, двумя головами и разветвленными в стороны хвостами. Изображения летящих соколов, филинов выделяются индивидуальностью трактовки и никогда не повторяются.   В то же время они едины по своим стилевым признакам (раскрытые крылья, две головы, характерная моделировка тела птицы).
Зооморфный орнамент на наличниках

Зооморфный орнамент на наличниках

Растительный орнамент на наличниках

Растительный орнамент на наличниках

Растительный орнамент на наличниках В резном украшении жилища расти­тельная орнаментация получает небольшое распро­странение и то лишь с конца XIX в., когда в деревню начинает проникать пропильная резьба. Анализ растительных форм вскрывает их большое разнообразие. В орнаментации различных изделий и пред­метов быта можно встретить формы от простей­ших, в виде растительного побега, до пышных буке­тов довольно сложной композиции.

Растительный орнамент на наличниках

В резном украшении жилища расти­тельная орнаментация получает небольшое распро­странение и то лишь с конца XIX в., когда в деревню начинает проникать пропильная резьба. Анализ растительных форм вскрывает их большое разнообразие. В орнаментации различных изделий и пред­метов быта можно встретить формы от простей­ших, в виде растительного побега, до пышных буке­тов довольно сложной композиции.

Толкование некоторых символов на наличнике Обозначения Татарский узор ромб Солнце или луна звезды Часть космоса спираль Символ мудрости Тульпан, гвоздика  символ возрождения S-образный элемент вода Лодка, ладья благополучие треугольник Знак Земли

Толкование некоторых символов на наличнике

Обозначения

Татарский узор

ромб

Солнце или луна

звезды

Часть космоса

спираль

Символ мудрости

Тульпан, гвоздика

символ возрождения

S-образный элемент

вода

Лодка, ладья

благополучие

треугольник

Знак Земли

Дома в селе Сульмаш с резными наличниками

Дома в селе Сульмаш с резными наличниками

Работы мастера Сафина Альберта Ильхамовича

Работы мастера Сафина Альберта Ильхамовича

На наличниках преобладает растительный орнамент

На наличниках преобладает растительный орнамент

Работы Хуснуллина Сибгата  В его работах преобладает растительный узор- тюльпан – символ татарского народа

Работы Хуснуллина Сибгата В его работах преобладает растительный узор- тюльпан – символ татарского народа

Спасибо за внимание!
  • Спасибо за внимание!
Сохранить у себя:
Проект «Деревянные наличники села Сульмаш»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки