МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Автор проекта: ученик 5а класса
Сафарова Ралина
Руководитель проекта:
учитель русского языка и литературы
Рябова Е . И.
«Говорим правильно»
С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружён,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком !
"Русский язык такой трудный", - часто можно услышать от иностранцев. А мы сами правильно ли пишем и говорим по-русски? Как мы пишем - это разговор отдельный. А вот как мы говорим?
Давно известно, что многие слова в своей речи мы говорим неверно, либо не зная правильной постановки ударения, либо неверно употребляем слово, не зная его значения.
- ЭТИМОЛОГИЯ- наука о происхождении слов, а также само происхождение того или иного слова
- ОРФОЭПИЯ- наука, занимающаяся нормами произношения , их обоснованием и установлением.
Цель проекта : повысить уровень акцентологической грамотности учащихся школы.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Мы редко задумываемся над правильным ударением, а ведь незнание акцентологических норм
свидетельствует о недостаточно высоком культурном уровне человека, поэтому я решил привлечь внимание учащихся их родителей к решению данной проблемы. Данный проект поможет
ученика при подготовке к экзаменам учащимся 9, 11 классов, их родителям усвоить правильное ударение в словах повседневного обихода, повысить акцентологическую грамотность .
Задачи:
- изучить литературу, посвященную специфике русского ударения.
- провести анкетирование с целью определения ошибок в словах речи учащихся 5 классов и их родителей
- разработать способы решения проблемы по устранению и предупреждению ошибок в словах
- создать «Запоминалки»
- разработать плакаты по культуре речи
Методы исследования я взял:
· Изучение материалов.
· Интервьюирование
· Анкетирование
· Личные наблюдения
Объект исследования:
культура речи учащихся, членов их семей.
Предмет исследования:
правильность произношения слов, в которых чаще всего нарушаются акцентологические нормы.
Гипотеза:
уровень культуры речи обучающихся повысится, если активно включать их в изучение норм литературного языка, прививать навык пользования орфоэпическим словарём.
Имена существительные
Имена прилагательные
бАнты, ш А рфы, склАды, фОрзац, обеспЕчение, танцОвщица, сирОты, договОр, каталОг, квартАл, в тУфлях, с тОртом, свЁкла, жалюзИ, водопровОд, мусоропровОд
Глаголы
СлИвовый, оптОвый, украИнский, кУхонный, новорождЁнный, экспЕртный
НачалсЯ, облегчИт, вручИт, включИт, насорИт, баловАться, кАшлянуть, отдалА, прогналА, ворвалАсь, дождалАсь, включИшь, откУпорить
«Запоминалки»
звон И т т О рты
Он звон И т, Долго ели т О рты-
Они звон Я т. Не налезали шорты!
Очень встретится хотят.
ш А рфы б А нты
Как у нашей Марфы Если есть в тебе таланты
Есть в полоску ш А рфы! Завяжи на праздник б А нты
твор О г жалюз И
Баба испекла пирог, Любопытные вблизи?
Да забыла про твор О г! Закрывайте жалюз И !
св Ё кла крас И вее
В огороде Фёкла Быть куда крас И вее
Вырастила св Ё клу. Поможет платье синее
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
И.Бунин
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!