Продуктивные особенности речевой деятельности обучения ИЯ в начальной школе (в помощь учителям начальных классов, проходящих курсы переподготовки)

Речевая деятельность – это активный целенаправленный процесс передачи и приема сообщений, выраженный через языковую систему и зависимый от ситуации общения. В данных методических материалах рассматриваются основные виды речевой деятельности: говорение, аудирование,чтение и письмо. Дается описание особенностей каждого вида.

Содержимое разработки

27.Продуктивные особенности речевой деятельности обучения ИЯ в начальной школе.

В процессе применения коммуникативного подхода при преподавании ИЯ в начальной школе необходимо использовать продуктивные формы речевой деятельности. Речевая деятельность – это активный целенаправленный процесс передачи и приема сообщений, выраженный через языковую систему и зависимый от ситуации общения. Форма речи делится на устную и письменную. Виды речевой деятельности также отличаются по характеру – продуктивный/рецептивный. Соответственно выделяют 4 вида речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо. Главная цель обучения предмету «английский язык» - это формирование коммуникативной компетенции, которая включает в себя несколько компонентов. Это: коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; языковые знания и навыки владения этим языковым стройматериалом для порождения и распознавания информации; лингвострановедческие и страноведческие знания для обеспечения социально-культурного фона, без которого невозможно формирование коммуникативной компетенции. Формирование разных видов речевой деятельности происходит, прежде всего, в процессе общения через устную речь и опосредованного общения через письменный текст. Поэтому важнейшая роль общения, говорения и письменной речи возникает именно для формирования коммуникативного навыка. Предметом речевой деятельности является «мысль как отражение в сознании человека связей и отношений объектов и явлений реального мира». (И.А.Зимняя). Существуют три формы речи: внутренняя и внешняя устная речь, внешняя письменная речь. Рассмотрим основные виды речевой деятельности (рецептивные и продуктивные). Аудирование - это рецептивный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и пониманием устного сообщения. При отборе материала, которым будет пользоваться сам учитель в своей устной речи на уроке, следует учитывать цели, которые он преследует. Употребляя ту или иную форму или выражение, учитель должен принять все меры к тому, чтобы она была правильно понята учащимися. Остановимся подробнее на говорении как продуктивном виде речевой деятельности, через которую выполняется устное вербальное общение. В основе говорения заложены произносительные, лексические и грамматические навыки. Если ранее считалось, что для говорения достаточно выучить и воспроизвести текст или диалог из учебника, то на современном этапе обучения ИЯ стало очевидно, что это не совсем так. Эти формы работы – это не говорение, это только подготовка к говорению. И если учащиеся привыкают выучивать и повторять придуманные тексты, то они отучаются работать самостоятельно и рассуждать на заданную тему. Поэтому необходимость подготовки диалогов и монологов остается важной составляющей учебного процесса по ИЯ. Т.о. мы можем сказать, что устно речевое общение может иметь монологическую и диалогическую формы. Невозможно научиться говорению без погружения учащихся в реальные ситуации, а не только лишь составляя стандартные диалоги по определенной теме. Здесь важен интерактивный подход в обучении, который подразумевает непосредственное вовлечение учащихся в обсуждение проблем, а значит – в диалог. В говорении как продуктивном виде устной речи выделяют следующие механизмы: механизм репродукции (использование в речи готовых блоков для осуществления коммуникативной задачи), механизм выбора слов и речевого образца (в основе которого лежит коммуникативная цель, смысловое задание общения), механизм комбинирования (процесс формирования словосочетаний и предложений). Продуктом речевой деятельности является текст. В нем воплощено все психологическое содержание деятельности: ее предмет, средства, его психологические особенности (его мотивация, ценностные ориентации, цели). Основными признаками текста являются: коммуникативная направленность, информативность, завершенность, целостность и связность. По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей существуют чтение просмотровое, поисковое, ознакомительное и изучающее. Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на извлечение информации из письменно фиксированного текста. Чтение выполняет различные функции: служит для практического овладения ИЯ, является средством изучения языка и культуры, средством информационной и образовательной деятельности и средством самообразования. Рассмотрим теперь письменную речь. Письмо – это продуктивный вид речевой деятельности, обеспечивающий выражение мысли в графической форме. Письмо – это техническая составляющая письменной речи. Письменная речь вместе с говорением есть продуктивный вид речевой деятельности, и выражается он в фиксировании какого-либо содержания через графические знаки. Письмо тесно связано с чтением, т.к. в их системе заложена одна графическая языковая система. В умении писать Е.И.Пассов выделил следующие навыки письменной деятельности:

1.Почерк, начертание знаков письма, каллиграфия. Этот навык состоит из способности продуцирования букв в соответствии с эталоном написания и их распознавания.

2. Орфография – правильное перекодирование звуков речи в адекватные знаки письма.

3.Лексические, грамматические и пунктуационные – навык автоматического руководства правилами написания слов и предложений.

4. Композиция – составление связных между собой предложений, текстов. Письменная речь отличается плотностью информации, изолированностью, более четкой структурной организацией, нормативностью языка, длительностью формирования навыков.

Основным механизмом письменной речи является составление внутреннего плана будущего текста с учетом коммуникативной задачи и особенностей адресата. Необходимо еще заметить то, что несколько лет назад введено понятие непродуктивной письменной речи. Здесь имеется в виду, что воспроизведенный по памяти текст из учебного сборника не может считаться хорошим ответом на задание, в котором нужно выразить свое мнение по какой-то предложенной проблеме. Именно от возможности самостоятельно рассуждать и говорить на ИЯ зависит оценка использования продуктивных форм речевой деятельности. Если ранее владение ИЯ оценивалось по количеству сделанных или не сделанных грамматических, лексических и других ошибок, то в настоящее время оценивается прежде всего, содержательная сторона речи. Другое дело, что содержание не существует без формы – без грамматических форм и конструкций, без звуков и интонационного оформления высказывания. Поэтому организация письменного или устного высказывания – это второй аспект, который оценивается в процессе обучения ИЯ в начальной школе. Т.о., устная речь и диалог оцениваются по уровню взаимодействия с собеседником и его языкового оформления.

Исходя именно из этого и с учетом продуктивных форм речевой деятельности, методисты формируют большинство современных УМК ИЯ для начальной школы. Для того чтобы учащийся справился с заданиями, надо последовательно работать над предметным содержанием речи и давать возможность учащимся освоить все те темы, которые содержательно понадобятся ему для продуктивного общения на иностранном языке.



Сохранить у себя:
Продуктивные особенности речевой деятельности обучения ИЯ в начальной школе (в помощь учителям начальных классов, проходящих курсы переподготовки)

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки