«Проблемы взаимоотношений в семье ».

Цель: дать возможность родителям задуматься о поведении ребенка в семье, где есть конфликты. Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.

Содержимое разработки

Казанцева Татьяна Геннадьевна_город Омск_БОУ города Омска_ «СОШ №162»


ТЕМА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ: «ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ ».

Цель: дать возможность родителям задуматься о поведении ребенка в семье, где есть конфликты. Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.


Подготовка к собранию.

Анкета «Ребенок и его семья» - отвечают дети до собрания.

Согласен ли ты с этими утверждениями?

Ответь «да» или «нет».

1. Меня почти всегда во всем поддерживают родители.

2. У нас бывают разногласия, даже ссоры.

3. Мне бывает трудно дома.

4. Дома часто ссорятся.

5. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе.

6. Меня во всем ограничивают.

7. Дома считаются с тем, что бы мне хотелось иметь из одежды и с другими нуждами.

8. Мне дают карманные деньги.

9. У нас дома бывают мои одноклассники, друзья.

10. Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.

11. Родители заняты только собой.

12. В семье часто ссорятся по поводу моего воспитания.



На доске: «Воспитывать – не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начинать воспитание с самого себя»
А.Н.Островский


Я не ангел - крылья в стирке,

а нимб на подзарядке...
Я не глупая - просто иногда лень думать....
Я не подарок - Я сюрприз,

а от него всегда много непредвиденных последствий...
Я не сумасшедшая - Все еще сойти пытаюсь...
Можете любить, можете, нет...

Из электронного дневника одной девочки


Педагог: Мы – люди, у которых разные имена, разное образование, разные характеры, взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что нас объединяет мы все матери и отцы своих детей. Кому, как ни нам, знать что для ребенка весь мир – это его семья.

Педагог: Что такое семья? (Ответы).

Это слово, которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, родители, близкие родственники.

В семейном кругу мы с вами растём,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.

Воспитывая ребенка, мы всегда сталкиваемся с проблемами.

Педагог: Коллектив семьи имеет закреплённую обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями и т.д. Эти отношения определяют психологический климат семьи.


  • «Из чего складывается добрая семейная атмосфера?». По кругу родители предлагают свои варианты:

      • из уюта, порядка и готовых обедов;

      • из добрых отношений между членами семьи;

      • из вклада каждого в общее семейное дело;

      • из семейных праздников.


        • А здоровая семья – это семья без конфликтов.

Сегодня наша тема посвящена проблемам семейных взаимоотношений детей и родителей. Ее цель — выстроить модель (мысленный алгоритм) адекватного поведения нас, родителей.

Все, наверное, согласятся, что бесконфликтных семей нет. Но в одних семьях конфликты не только решаются благополучно, не причиняя вреда детям, но и содействуют укреплению взаимопонимания. В других семьях они превращаются в затяжную «войну», в которой не может быть победителя.

Педагог: Попробуем сформулировать некоторые причины конфликтов (ответы):

    • непонимание друг друга и нежелание пойти на компромисс;

    • чрезмерная забота родителей о ребёнке, когда родители придерживаются следующего правила: дети созданы для радости (в результате в семье вырастает маленький, а затем большой деспот, привыкший только получать и ничего не давать взамен);

    • разногласия между родителями по вопросам воспитания, когда ребёнку приходиться маневрировать между требованиями отца и матери;

    • чрезмерная строгость к ребёнку и педагогическая злопамятность.

Можно выделить четыре основные причины нарушений в поведении детей и возникновение конфликтных ситуаций:

1.Борьба за внимание. Внимание необходимо для эмоционального благополучия ребенка. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание.

2.Борьба за самоутверждение. Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям взрослых.

3.Желание мщения.

- сравнение со старшими или младшими братьями и сестрами;

-унижение друг друга членами семьи;

-алкоголизм родителей или одного из них;

-разводы и появление в доме нового члена семьи;

-несправедливость и невыполненные обещания;

-чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.

4.Неверие в собственный успех, вызываемый учебными неуспехами, взаимоотношениями в классе учителем.

Мы сегодня остановимся на таких причинах, как: унижение друг друга членами семьи, несправедливости, обмане , невыполненных обещаниях.

      • Я предлагаю Вам, уважаемые родители, рассмотреть конфликтную ситуацию с ребенком.

Я предлагаю рассмотреть конфликтную ситуацию между мамой и дочкой.

-Лена! Сходи в магазин за хлебом. Я опаздываю, сейчас уже гости придут.

-Мама я уже убегаю на спортивную секцию. Мне, вообще нельзя опаздывать.

- Пойдешь!!! И все – таки ты пойдешь и купишь хлеб!

- Нет, не пойду! Не пойду и все, и ничего ты мне не сделаешь!

Конфликт произошел.

Как вы думаете, кто виноват? Мама или дочка? (Мнение родителей, педагогов). Очень часто бывает так, что виноваты сами родители. Они ведут себя неправильно.

Каков же путь благополучного выхода из данного конфликта?

- Леночка, пожалуйста, сбегай за хлебом. Гости сейчас придут, а у меня дел по горло!

-Мам, мне же на секцию сейчас.

- У тебя секция и ты не хочешь опаздывать (активное слушание)

- У нас все начинается с разминки, ее нельзя пропускать.

- Тебе нельзя опаздывать… (активное слушание) А у меня такое затруднительное положение… Гости вот – вот придут а хлеба нет!(Я – сообщение) Как же нам быть?

Таким образом, выйти из конфликтных ситуаций можно следующими способами:

Шаг первый.

Начинать необходимо с выслушивания ребенка. После того, как он убедится, что вы слышите его проблему, он с готовностью услышит вашу и примет участие в поисках совместного решения.

Необходимо учиться правильно, говорить с ребенком. Применять способ «Я – сообщение»

Например,

- Мне тяжело и обидно вести хозяйство одной (вместо: «Вы все взвалили на меня»).

- Мне трудно идти так быстро (вместо: «Ты меня совсем загнал»).

- Мне неприятно видеть такой беспорядок в комнате (вместо: «Немедленно наведи порядок в своей комнате»).

Чаще в своей речи употребляйте такие слова, как «мне», «меня».

Шаг второй.

Этот этап начинается с вопроса: «Как же нам быть?» После этого надо обязательно дать возможность ребенку первому предложить свое решение и только потом предлагать свои варианты (при этом ни одно решение ребенка не отвергается)

Шаг третий.

На этом этапе происходит обсуждение предложений и выбирается наиболее приемлемое.

      • Возможно советы действительно могут вам помочь в разрешении конфликтной ситуации.

      • Что такое конфликт? (ответы)

«Конфликт — это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, ущемляет, игнорируется другая сторона» (У. Линкольн).

      • Как вы считаете, как можно правильно выйти из конфликта, разрешить его? (ответы)

      • Задумывались ли мы, что отношения взрослых между собой оказывают влияние на вашего ребенка? (ответы).

Давайте теперь ответим на вопросы:

  • Когда вы последний раз наедине по душам разговаривали со своим ребенком?

  • Когда в последний раз гладили его по голове?

  • Когда в последний раз говорили, что вы любите своего ребенка?

  • Когда с любовью и нежностью смотрели в глаза своему ребенку?

Если вы делали это не вчера и не позавчера, то сделайте это сегодня.

Рефлексия родителей:

Игра «Свиток»

Продолжите «Дружная, счастливая семья это….» (я даю листок бумаги и начинаю писать первая, затем родитель отвечает…)

Давайте прочитаем наш свиток.

Педагог: Проблема отцов и детей всегда была актуальна во все времена, я думаю, что она никогда не будет разрешена. В конфликте старого и нового рождается движение вперед, происходит рождение цивилизации. И какие проблемы ни стояли перед нами, родителями, мы всегда должны помнить, что наши дети навсегда останутся нашими детьми и только любовь, искренняя родительская, выведет ребенка из любой трудной ситуации. И в заключении мне хотелось бы прочитать письмо Ливингстона Ларнеда к своему сыну, который известно во всем мире как «Раскаяние отца».

В самые трудные моменты своей жизни, когда кажется, что нет выхода, нет понимания с детьми, я вновь и вновь перечитываю это письмо, и оно дает силы для жизни и любви. И искренне надеюсь, что оно заденет чувствительную струнку и в ваших сердцах.


«Послушай, сын, я произношу эти слова в то время, когда ты спишь; твоя маленькая рука подложена под щечку, а вьющиеся белокурые волосы слиплись на влажном лбу. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке и читал газету, на меня нахлынула тяжелая волна раскаяния. Я пришел к твоей кроватке с сознанием своей вины.

Вот о чем я думал, сын. Я сорвал на тебе свое плохое настроение, я выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя, когда ты бросил что-то из своей одежды на пол.

За завтраком я тоже к тебе придирался, ты пролил чай. Ты жадно глотал пищу. Ты положил локти на стол, ты слишком густо намазал хлеб маслом, а затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на поезд, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свиданья, папа!», я же нахмурил брови и отвечал: «Распрями плечи!»

Затем, в конце дня, все началось снова. Я по дороге домой, я заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На твоих чулках были дыры, я унизил тебя перед твоими товарищами, заставив идти домой впереди меня. Чулки дорого стоят - и если бы ты должен был покупать их на собственные деньги, то был бы более аккуратным! Вообрази, только, сын, что это говорил твой отец!

Помнишь, как ты вошел затем в библиотеку, где я читал, - робко, с болью во взгляде? Когда я взглянул на тебя поверх газеты, раздраженный тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у двери, «Что тебе нужно?»- спросил я.

Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне, обнял за шею и поцеловал.

Твои ручки сжали меня с любовью, которую бог вложил в твое сердце и которую, даже мое пренебрежительное отношение не могло иссушить. А затем ты ушел, семеня ножками вверх по лестнице.

Так вот, сын, вскоре после этого газета выскользнула из моих рук, и мною овладел ужасный, тошнотворный страх, что со мой сделала привычка? Привычка придираться, распекать такова была моя награда тебе за то, что ты маленький мальчик. Нельзя ведь сказать, что я не любил тебя, все дело в том, что я ожидал слишком многого от юности и мерил тебя меркой своих собственных лет.

А в твоем характере так много здорового, прекрасного и искреннего. Твое маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далекими холмами это проявилось в твоем стихийном порыве, когда ты бросился ко мне, чтобы поцеловать тебя перед отходом ко сну. Ничто другое не имеет сегодня значения, сын. Я пришел к твоей кроватке в темноте и пристыженный, преклонил перед тобой колени!

Это слабое искупление.

Я знаю, ты бы не понял этих вещей. Если бы я тебе сказал, все это когда ты проснешься. Но завтра я буду настоящим отцом! Я буду дружить с тобой, страдать, когда ты страдаешь, и смеяться, когда ты смеешься. Я прикушу свой язык, когда с него будет готово сорваться раздраженное слово, я постоянно буду повторять как заклинание: «Он ведь только мальчик, маленький мальчик».

Боюсь, что я мысленно видел в тебе взрослого мужчину одно сейчас, когда я вижу тебя. Сын, устало съежившегося в своей кроватке я понимаю, что ты еще ребенок. Еще вчера, ты был на руках у матери, и головка твоя лежала на ее плече.

Я требовал слишком многого, слишком многого»

Подведение итогов.

Притча

Педагог: Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей, всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
-Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

И я желаю счастья вашим семьям и успехов в воспитании детей, ведь дети не только наше будущее, но и наше настоящее.

Памятка для родителей


Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы изменения эти были в лучшую сторону!

Дорогие родители!

Вы хотите быть успешными в воспитании своих детей? Добиться успеха вам, вероятно, помогут следующие советы:

  • Дети учатся тому, чему их учат.

  • Пытаясь воспитать у детей определенные душевные качества, нужно помнить, что родительский пример в этом деле незаменим.

  • Большинство из тех благородных моральных качеств, которые мы хотели бы видеть в наших детях, должны быть частью ежедневной жизни.

  • Следует приучать ребенка к самоконтролю.

  • Нельзя наказывать ребенка, не уяснив, каковы были его намерения.

  • Наибольшая неразбериха с наказаниями возникает из-за неудачных попыток родителей правильно очертить границы дозволенного.

  • Не существует менее эффективного средства воспитания, нежели раздражение и гнев. Давая волю своему гневу, взрослые теряют уважение детей.

  • Высшее достоинство родителей состоит в умении взглянуть на мир глазами ребенка, попытаться почувствовать то, что чувствует он.

  • Помните, что некоторые вещи в жизни гораздо важнее, чем успехи в учебе. Одна из них - самооценка человека, его отношение к себе.

  • Во многих случаях компромисс и переговоры – лучшие формы взаимоотношений между родителями и детьми.




Литература 

1.      Баркин А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребёнка. М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.

2.      Баулина М. Конфликт с учителем: выход есть!  Г. Здоровье школьника, №9, 2007.

3.      Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Новосибирск, 1999.

4.      Ковалёв С.В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 1987.

5.      Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М., 1998.

6.      Сонин В.А. Психологический практикум. М., 1998.

6


Сохранить у себя:
«Проблемы взаимоотношений в семье ».

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки