«Принципы педагогической диагностики в работе с дошкольниками»
ПРИНЦИП ОБЪЕКТИВНОСТИ-
стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому
предполагает соблюдение ряда правил:
- адекватное отражение диагностируемого объекта в соответствующих терминах и величинах
- соответствие диагностических методик возрастным и личностным особенностям диагностируемых
- фиксация всех проявлений личности, а не только тех, которые подтверждают гипотезу или диагноз
- сопоставление полученных данных с данными других педагогов, родителей или исследователей
- перепроверка, уточнение полученного фактического материала при проведении диагностики
- постоянный самоконтроль педагога за своими личными переживаниями, эмоциями, симпатиями и антипатиями, которые часто субъективируют фиксацию фактов; развитие педагогической рефлексии
ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОГО ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА -
- рассмотрение объекта диагностирования как целостной системы, состоящей из определенных взаимосвязанных компонентов
- сопоставление данных, полученных в различных условиях и ситуациях жизнедеятельности ребенка, различными людьми, находящимися с ним в различных отношениях
- выявление взаимозависимости и взаимообусловленности внутренних факторов индивидуально-личностногостановления человека с внешними условиями среды
Для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно.
Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга
ПРИНЦИП ПРОЦЕССУАЛЬНОСТИ -
изучение явления в его генезисе, прогрессии. Педагогическая диагностика не рассматривает объект как нечто застывшее, развернута во времени и раскрывает педагогический процесс как цикличное явление, в котором осуществляется переход между различными циклами реализации целей
- не ограничиваться отдельными «срезами состояний», оценками без выявления закономерностей развития
- выявлять причины прогресса или регрессивных тенденций в диагностируемом объекте
- сочетать констатирующие методы с корректирующими и развивающими
- учитывать половозрастные и социокультурные особенности индивидуально –личностного становления ребенка
- обеспечивать непрерывность изучения диагностируемого предмета в естественных условиях педагогического процесса
ПРИНЦИП КОМПЕТЕНТНОСТИ –
принятие диагностом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому
принцип раскрывается в:
- правилах сотрудничества (согласие, добровольность участия в диагностике)
- безопасности для испытуемого применяемых методик
- доступности для педагога диагностических процедур и методов
- обоснованности данных и выводов
- взвешенности и корректном использовании диагностических сведений (разумной конфиденциальности результатов диагностики)
ПРИНЦИП ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ -
требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления
детализируется в правилах:
- анализа индивидуальных особенностей человека
- учета его конкретной жизненной ситуации
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.: ил.