Принципы педагогической диагностики в работе с дошкольниками

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает ряд требований к дошкольному образованию, в частности, к результатам освоения основной образовательной программы. Результаты освоения ООП дошкольного образования в соответствии с ФГОС определены в виде целевых ориентиров. Реализация принципов ФГОС, а именно поддержка разнообразия детства, личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, уважение личности ребенка, реализация Программы в формах, специфичных для детей данной возрастной группы, ориентирует педагога на индивидуализацию образовательной деятельности и предполагает ее построение на диагностической основе.

Содержимое разработки

«Принципы педагогической диагностики в работе с дошкольниками»

«Принципы педагогической диагностики в работе с дошкольниками»

ПРИНЦИП ОБЪЕКТИВНОСТИ- стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому

ПРИНЦИП ОБЪЕКТИВНОСТИ-

стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому

предполагает соблюдение ряда правил:

предполагает соблюдение ряда правил:

  • адекватное отражение диагностируемого объекта в соответствующих терминах и величинах
  • соответствие диагностических методик возрастным и личностным особенностям диагностируемых
  • фиксация всех проявлений личности, а не только тех, которые подтверждают гипотезу или диагноз
  • сопоставление полученных данных с данными других педагогов, родителей или исследователей
  • перепроверка, уточнение полученного фактического материала при проведении диагностики
  • постоянный самоконтроль педагога за своими личными переживаниями, эмоциями, симпатиями и антипатиями, которые часто субъективируют фиксацию фактов; развитие педагогической рефлексии
ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОГО ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА -

ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОГО ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА -

  • рассмотрение объекта диагностирования как целостной системы, состоящей из определенных взаимосвязанных компонентов
  • сопоставление данных, полученных в различных условиях и ситуациях жизнедеятельности ребенка, различными людьми, находящимися с ним в различных отношениях
  • выявление взаимозависимости и взаимообусловленности внутренних факторов индивидуально-личностногостановления человека с внешними условиями среды
Для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга

Для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно.

Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга

ПРИНЦИП ПРОЦЕССУАЛЬНОСТИ - изучение явления в его генезисе, прогрессии. Педагогическая диагностика не рассматривает объект как нечто застывшее, развернута во времени и раскрывает педагогический процесс как цикличное явление, в котором осуществляется переход между различными циклами реализации целей

ПРИНЦИП ПРОЦЕССУАЛЬНОСТИ -

изучение явления в его генезисе, прогрессии. Педагогическая диагностика не рассматривает объект как нечто застывшее, развернута во времени и раскрывает педагогический процесс как цикличное явление, в котором осуществляется переход между различными циклами реализации целей

не ограничиваться отдельными «срезами состояний», оценками без выявления закономерностей развития выявлять причины прогресса или регрессивных тенденций в диагностируемом объекте сочетать констатирующие методы с корректирующими и развивающими учитывать половозрастные и социокультурные особенности индивидуально –личностного становления ребенка обеспечивать непрерывность изучения диагностируемого предмета в естественных условиях педагогического процесса
  • не ограничиваться отдельными «срезами состояний», оценками без выявления закономерностей развития
  • выявлять причины прогресса или регрессивных тенденций в диагностируемом объекте
  • сочетать констатирующие методы с корректирующими и развивающими
  • учитывать половозрастные и социокультурные особенности индивидуально –личностного становления ребенка
  • обеспечивать непрерывность изучения диагностируемого предмета в естественных условиях педагогического процесса
ПРИНЦИП КОМПЕТЕНТНОСТИ –   принятие диагностом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому

ПРИНЦИП КОМПЕТЕНТНОСТИ –

принятие диагностом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому

принцип раскрывается в:

принцип раскрывается в:

  • правилах сотрудничества (согласие, добровольность участия в диагностике)
  • безопасности для испытуемого применяемых методик
  • доступности для педагога диагностических процедур и методов
  • обоснованности данных и выводов
  • взвешенности и корректном использовании диагностических сведений (разумной конфиденциальности результатов диагностики)
ПРИНЦИП ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ - требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления

ПРИНЦИП ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ -

требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления

детализируется в правилах:

детализируется в правилах:

  • анализа индивидуальных особенностей человека
  • учета его конкретной жизненной ситуации
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.: ил.

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.: ил.

Сохранить у себя:
Принципы педагогической диагностики в работе с дошкольниками

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки