Применение здоровьесберегающих технологий в условиях пенитенциарной школы

Основные цели здоровье сберегающего сопровождения школы воспитательной колонии мы видим в сохранениии укреплении здоровья воспитанников через обучение и воспитание, формирование у них представления о ценности здоровья и ресурсах собственного организма, приобретении навыков здорового образа жизни.

Содержимое разработки

Применение здоровьесберегающих технологий в условиях пенитенциарной школы.


Современное общество предъявляет новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Здоровье - важный фактор жизнедеятельности человека, обеспечивающий свободу деятельности, обязательное условие его полноценного участия в физическом и умственном труде, в общественной и личной жизни.

В последние годы и в нашей стране активизировалось внимание к здоровому образу жизни обучающихся, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья выпускников. Результаты научных исследований явно говорят о том, что есть тенденция ухудшения состояния здоровья школьников, и она приняла устойчивый характер. Реформа содержания образования и модернизация образовательной системы подразумевают обязательное внедрение здоровье сберегающих технологий в учебный процесс.

Основные цели здоровье сберегающего сопровождения школы воспитательной колонии мы видим в сохранениии укреплении здоровья воспитанников через обучение и воспитание, формирование у них представления о ценности здоровья и ресурсах собственного организма, приобретении навыков здорового образа жизни.

Здоровье сберегающая деятельность школы строится по следующим направлениям:

- формирование знаний, умений, навыков культуры здоровья и ЗОЖ

- физкультурно-оздоровительная деятельность

Формирование знаний, умений, навыков культуры здоровья и ЗОЖ осуществляется в рамках урочной деятельность на уроках физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности, уроках биологии и химии. Эта деятельность продолжается и во внеурочное время – на занятиях обучающихся в кружке «Здоровый образ жизни» и кружках спортивного направления.

 Среди  факторов, определяющих готовность к формированию здорового образа жизни, на первое место сами воспитанники выдвигают недостаток знаний, на второе - настойчивость и силу воли, на третье - отсутствие подходящих условий, лишь на последнее - нехватку времени.Вот по этим направлениям и строится работа школы колонии по формированию ценностного отношения к здоровью у обучающихся. Следует отметить, что в последние годы в воспитательной колонии уделяется большое внимание созданию условий для ведения несовершеннолетними осужденными здорового образа жизни. У нас запрещено курить, построен спортивный комплекс, где проходят уроки физической культуры, занятия спортивных секций, спортивные соревнования и праздники, введен в эксплуатацию прекрасно оснащенный стадион, время для занятий спортом регламентировано распорядком дня. Пополнить знания, необходимые для ведения здорового образа жизни,учащиеся нашей школы могут и на занятиях кружка «Здоровый образ жизни».

В последние годы сложилось устойчивое мнение о том, что нужно учить вести здоровый образ жизни на всех ступенях образования через просвещение о правилах здоровья, повышение мотивации к соблюдению этих правил. Особую актуальность это имеет для оступившихся подростков. Несовершеннолетние осужденные, отбывающие наказание в Канской воспитательной колонии, до осуждения пребывали в среде с неблагоприятным воспитанием.Как следствие такого воспитания - приобретение «опыта» асоциальной жизни. На формирование их личности влияние оказывала особая сфера — уличная группа с отрицательной направленностью. В этой среде здоровый образ жизни никогда не был в приоритете. Там они приобщались к курению, праздному времяпровождению, наркотикам и алкоголю. Эти факторы у многих привели к совершению преступлений.

Информационная составляющая программы кружка «Здоровый образ жизни»включает знакомство с правилами здорового образа жизни – правильное питание, соблюдение режима двигательной активности, вопросы экологического просвещения, гигиеническое просвещение, оказание первой медицинской помощи пострадавшим. За годы работы кружка «ЗОЖ» сложилась система просветительской работы с учениками всей школы, не зависимо от того занимаются они в данном кружке или нет. Она включает в себя проведение тематических бесед и общешкольных мероприятий, конкурсов рисунков и агитационных плакатов. Каждый воспитанник имеет возможность выразить свое понимание и отношение к правилам здоровья. В течение учебного года учащиеся активно принимают участие в выставках школьного рисунка – плаката, пропагандирующих здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек и призывающих к занятию спортом: «Здоровье молодежи – богатство России», «О спорте от А до Я», «Скажем наркотикам «Нет!», «Уберечься от наркотического дурмана».

Восприимчивость и впечатлительность подростка являются теми внутренними условиями, которые способствуют формированию основ мировоззрения, черт характера, свойств и качеств личности. В детском и подростковом возрасте формируются основные модели поведения взрослого человека. Именно в этом возрасте на уровне сознательного и бессознательного в психике формируется модель, образ будущей жизни, который должен строиться на ценностях жизни, здоровья, красоты, гармонии. Нам нужно изменить модель поведения, сложившуюся у несовершеннолетних осужденных в неблагоприятной среде их пребывания на свободе. Задача просвещения на занятиях кружка «ЗОЖ» тесно связана с воспитанием убежденности в необходимости менять образ жизни как систему взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды. В этом процессе приоритетным направлением является формирование мотивации. Совокупность мотивов в большей степени и определяет образ жизни. Одним из формируемых мотивов у воспитанников колонии становится подчинение правилам общества. Вновь прибывающие ребята знакомятся с общепринятыми правилами и нормами жизни в колонии. Видят, что все соблюдают правила гигиены, идут на утреннюю зарядку, следят за опрятностью одежды, обуви, мест проживания, занимаются в спортивных секциях, участвуют в соревнованиях. Они включаются в этот процесс, понимая - если этого не делать, то тебя коллектив не примет, а это путь к конфликту с другими ребятами. Это воспитывающая среда колонии. Окружение подростка оказывает существенное влияние на его образ жизни.

Формирование мотивации к здоровому образу жизни мы видим как главное направлениев воспитании стремления вести здоровый образ жизни у оступившихся подростков. Причем конечной целью должен становиться не столько текущий благоприятный образ жизни, условия для которого созданы в колонии, а формирование самомотивации – понимания, «прочувствование» необходимости ведения здорового образа жизни и после освобождения. В этом направлении мы идем по пути формирования полезных стереотипов через информирование, повторение основных правил и норм гигиены, поведения, направленного на здоровый образ жизни по правилу - это полезно, а это вредно.

Мотивация с привлечением авторитетов очень важна именно в подростковом возрасте, когда подросток ищет пример для подражания. Отрицательных примеров у оступившихся подростков в жизни достаточно – примеры друзей, родственников алко- и наркозависимых. А ведь есть и другие примеры. В мире и в стране много выдающихся спортсменов, вызывающих восхищение особенно у подростков. Это люди, достигшие успеха в жизни благодаря ведению здорового образа жизни, волевым качествам. Традиционным у нас стал общешкольный классный час «Мой кумир спортсмен». В своих выступлениях ребята рассказывают о самых ярких представителях любимых видов спорта. Выступления докладчиков сопровождается обсуждениями, викторинами, спортивными загадками. Ежегодно в колонию приезжают на встречи с ребятами известные спортсмены края. Особенно памятной была встреча с олимпийским чемпионом Евгением Устюговым. Ребятам остались на память фотографии с чемпионом. Состоялась встреча ребят с председателем краевой Федерации по хоккею с мячомИ. Л Януковичем и ветераном МВД, спортсменом С. Р. Макаровым. Хоккеисты представили вниманию воспитанников мастер-класс по файерболу. Не каждому любителю хоккея удалось сыграть на одном поле с такими знаменитостями. Ребятам очень понравилась игра. Состоялосьпоказательное выступление пятикратного чемпиона мира Ивана Максимова, где он продемонстрировал виртуозное владение клюшкой и мячом, провел мастер-класс, а в конце встречи вручил воспитанникам на память клюшки для игры в хоккей с мячом. Разговоров и впечатлений от таких встреч хватает надолго.

В колонию приезжают и ровесники наших подростков.Гостями у наших воспитанников были представители общественной организации «Православная молодежь», ребята краевой Школы олимпийского резерва, команды различных учебных заведений города. Празднование Дня защитников Отечества ежегодно сопровождается соревнованием по силовому многоборью «Железный человек», с приглашением социальных партнеров. Такие совместные спортивные игры и соревнования с участием взрослых и студентов оказывают положительное влияние на процесс ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей. Такие встречи дают воспитанникам новые примеры для подражания, на которые можно равняться. Совсем недавно мы стали сотрудничать с Красноярским институтом физической культуры и спорта им. И. С. Ярыгина. К нам прибыла большая делегация педагогов и студентов института. Будущие тренеры и преподаватели физической культуры показали мастер-класс по мини-футболу.

Для несовершеннолетних осужденных, находящихся в условиях изоляции, интересно то, чем увлекаются их сверстники на свободе.Подросткиинтересуютсяпопулярным в молодежной среде уличным варкаутом. Мы поддерживаем этот интерес и на школьных переменах организуем просмотр интересных видеороликов варкаута. Приходят ребята из всех классов. В кадрах – молодые люди, спортивные, сильные, красивые. Это модель поведения – альтернатива пустому времяпровождению и вредным привычкам. Наши воспитанники с восхищением смотрят, активно обсуждают, пытаются научиться этим спортивным упражнениям, воплотить их на занятиях в спортивном зале. Это стимул для посещения тренажерного зала. В школьной среде пробудился интерес к занятию физкультурой.

Очень важно, чтобы в условиях перевоспитания жизнь подростка была насыщена интересными событиями.Одним из таких событий стала сдача норм ГТО.Ребята пробовали свои силы и способности в различных видах многоборья. По результатам сдачи норм наиболее успешным были вручены грамоты. Их имена украшают доску почета в Спортивном центре колонии.

Ребята ждут выходных дней, но не потому что не нужно посещать учебные занятия - по выходным дням можно посещать спортивные секции, тренажерный зал.В эти дни работают спортивные кружки по волейболу и футболу, где учащиеся занимаются в спортивном зале, отрабатывают технику игры. Задачи кружков - формирование физических и морально-волевых качеств, приобщение учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом.Ежемесячно для подростков проводятся соревнования по футболу, волейболу, баскетболу, файерболу, скипингу, легкоатлетическому троеборью, силовому многоборью.

Мы надеемся, что изменение образа жизни, увлеченность занятиями спортом может привести к смене окружения подростков и в будущем на свободе. Это позволит увести их от среды, где нормой было праздное времяпровождение, курение, алкоголь и наркотики к среде позитивного общения. Эта среда, где норма - занятие спортом, достижение наилучшей физической формы и где есть понимание, что здоровье залог полноценной и счастливой жизни, способствующей выполнению замыслов, планов, решению различных жизненных задач, наконец, личному счастью. А это путь к социализации подростков после освобождения. Таких примеров у нас достаточно, когда после освобождения наши ребята живут нормальной жизнью, имеют семьи, работу и здоровые увлечения.

Проводимое анкетирование среди воспитанников, проучившихся весь учебный год, позволяет делать вывод о том, что в школе и в колонии создана воспитывающая среда, способствующая физическому оздоровлению подростков, формированию навыков здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья. Результаты анкетирования говорят о значительном росте числа обучающихся, отдающих предпочтение здоровому образу жизни.










2


Сохранить у себя:
Применение здоровьесберегающих технологий в условиях пенитенциарной школы

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки