Применение учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на уроках английского языка

ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕБНО-РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ

УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Содержимое разработки

ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕБНО-РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ

УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА



Какотмечаетсявспециальнойлитературе:«Речеваяситуация- совокупностьобстоятельств,вкоторыхреализуетсяобщение,система речевыхинеречевыхусловийобщения,необходимыхидостаточныхдля совершения речевого действия»[3:252]

Речевыеситуацииявляютсясущественныминаурокаханглийскогоязыка,приизученииитренировкиустнойречи,посколькуониобусловливаютнетолькосодержаниевысказывания,нотакжеееструктуру.Цельюречевыхситуацийявляетсяточноеприменениелексическихединицдляовладенияосновныминавыкамиприобученииустнойречи.Конечнаяцельсостоитвтом,чтобынаучитьобучающихбыстроиточнореагироватьвречевыхситуацияхсавтоматическимконтролемосновныхструктуришаблоновпредложений.

ПомнениюПассоваЕ.И.,«главноезначениеситуацийвобучении общениюзаключаетсявтом,чтоониводинаковойстепенинеобходимыкак дляформированияречевыхнавыков,такидляразвитияречевогоумения» [4.16].

Необходимоучитыватьприэтом,чтоживоеобщениеотличаетсяотпроходимогоматериаланазанятиях.Применениеречевыхситуацийна занятияхприводиткестественнойнеобходимостьюмногократноговоспроизведенияпройдённогоматериала,подготавливаяобучающихк спонтанномуобщению.Студентытакжеучатсяработатьвместеинаходить


общеерешениеопределеннойпроблемы,поставленныйпедагогомпередними.Чтобыулучшитькачествознанийпоанглийскомуязыку,наурокеследуетприменитьситуации,скоторымимогутстолкнутьсяобучающиесявреальнойжизни.Педагогуследуеторганизоватьречевуюситуациюирешаетсяонапосредствомречевойдеятельностистудентов,что способствуетповышениюпродуктивностиучебногопроцесса.Ненужнодаватьстудентамлишьзаучиватьивоспроизводитьготовыефразы,диалоги,тексты.Темнеменеепреподавательможетобеспечитьстудентовсспискомключевыхсловивыражений,которыенаправляютречевыеситуация,атакжесовершенствуютееязыковоеоформление.Необходимочтобыобучающиесяпослепрохожденияновогоматериала,применилиеговдругойситуации,посредствомречевыхупражнений.Следуетнаучитьстудентовприменитьпройденныйматериалвинойситуации,посредствомречевыхупражнений,которыедолжныбытьсозданынетолькопотематикепрограммы,ноинаопределенных ситуациях,накоторыеможет быть разложенатема.

Основнаяцельречевыхупражненийиспользующихназанятияхчтобыобучающиеусвоилиструктурувопроса,моглиответитьнанего,атакжеумелипереноситьихвдругиеситуации.Речевыеситуациистановятсяэффективнымиприобученииустнойречи,при правильномиспользованииихпреподавателем.Онидолжныстимулироватьиповышатьмотивациюстудентовкобучению,пробуждатьихинтерескзаданиюижеланиеучаствоватьивыполнятьего.Педагогдолженстабильноповышатьинтересстудентовкизучениюанглийскогоязыка.Ондолженпревосходнопониматьхарактерныеособенностиречевыхситуаций,знатьихструктуру,средства,влияющиенауспешностьвыполненияданныхситуаций.Педагогуследуетпредоставитьнужныеречевыеусловия,чтобыстудентыточнореализовалиречевыедействиявсогласнособозначеннымимситуацией.Необходимообучать учащихсяориентироватьсявобщении,чтобыверноегоспланировать

и реализовать.

Возникаявопределенныхсферахречевогообщения,коммуникативная ситуациявлияетнавыбортематикииможетбытьоднотемной(например,в социально-бытовойсферепокупкаподаркавмагазине)иполитемной (например,всоциально-культурнойсферебеседанаднерождения, обсуждениепрочитанной книги и др.)[2.143].

Студентамнеобходимозаранееподготовитьидоскональнопродуматьречевыеситуации.Онипредварительнополучаютперсональныекарточкисзаданиями-ролями,обсуждаютпредполагаемыйтекстпредставленияидеталиодежды.Тужесамуюситуациюможноразыграть ипередатьпоразному.Какпредставитьситуациюможноподсказатьстудентам,такжеонисамимогутпридуматьмногосвоеобразныхвариацийданнойситуации,еслиспособныработатьтворчески.Работанадречевойситуациейначинаетсястого,чтопедагогставитзадачупередстудентаминаопределеннуютему,котораядолжнасоотноситсястемойсоответствующегопараграфакниги.Затемобсуждаютсяситуации,образующиеприрешенииустановленныхзадач,подбираютсяречевыедействия,посредствомкоторыхвыполняютсяупомянутыеситуации.Студентывспоминаютсловаивыражения,которыеониизучилипозаданнойтемеинаходятнезнакомыеимсловавучебнике,такжевсловаре.Преподавателюнеобходимовсевремяконтролироватьситуациюинаправлятьзавлеченныхвигрустудентоввправильноенаправление.Речевыеситуациидолжныприменятсяиповторятсянакаждомзанятии,вразличныхвидахречевойдеятельностипереходяотустногоиспользованияшаблоновпредложенийкихавтоматическомуиспользованиювречи,чтениииписьме.Приэтомречевыеситуациижелательноприменитьнавсехэтапахвовремязанятия,послеобъясненияновойтемы,дляегозакрепленияилиприповторениираннееизученногоматериала,посколькуониобеспечиваютэффективноеусвоениеречевогоматериала.Ожидаемыйобъемпредставляемоговысказыванияварьируетсяот5–7до20репликдиалога,что

определяетсяцелямиитипомурока.Речеваяситуация,используемаяна


занятияхпоиностранномуязыкупредопределяетсяучебнымматериалом, межличностнымиотношениямивнутриклассаиимееттрехкомпонентную структурув соответствии с трехфазной структурой деятельности:

  1. этапформулированиекоммуникативнойзадачи(целевой мотивационно-ориентирующийэтапречевойдеятельности,выраженный преподавателем).

  2. этап – решение коммуникативной задачи.

  3. этап – контроль или самоконтроль (взаимодействие преподавателя со студентами).

Вцелом,речевыеситуациислужатстимуломдляживойнепосредственнойкоммуникациистудентов,вырабатываяумениевоспроизводитьиноязычнуюречьвразнообразныхситуациях,побуждаюткобщениюстудентов,создаваяпотребностиобщения,обеспечиваяприэтомусловиядляповышенияэффективностиучебнойдеятельностизасчетдобавлениякоммуникативноймотивации,развиваяумениевоспроизвестииноязычнуюречьвразличныхжизненныхситуациях.Речевыеситуациииграютзначительнуюрольприобученииустнойречи,поскольку вихрамкахформируются иноязычныекоммуникативныенавыки.

Такимобразом,мыприходимкосознаниютого,чтоприреализации различныхситуацийможетбытьдостигнутвысокийуровеньречевых навыков.Процессактивногововлечениякакпедагога,такистудентов приводит к формированию высокого уровня владения языком уобучающих.


Библиографический список:


  1. ВайсбурдМ.Л.Использованиеучебно-речевыхситуацийприобучении устной речи на иностранном языке. Л. Вайсбурд. - Обнинск.2001. -128с.

  2. ГальсковаН.Д.Современнаяметодикаобученияиностраннымязыкам-


М.:2003. -178с.

  1. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обуче нияязыкам).М.:ИздательствоИКАР.Э.Г.Азимов,А.Н.Щукин.2009.

  2. ПассовЕ.И.Урокиностранногоязыкавсреднейшколе.-2-еизд.,М.: Просвещение, 1988.- 223с.

Сохранить у себя:
Применение учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на уроках английского языка

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки