Применение учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на уроках английского языка

ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕБНО-РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ

УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Содержимое разработки

ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕБНО-РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ

УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА



Как отмечается в специальной литературе: «Речевая ситуация - совокупность обстоятельств, в которых реализуется общение, система речевых и неречевых условий общения, необходимых и достаточных для совершения речевого действия» [3:252]

Речевые ситуации являются существенными на уроках английского языка, при изучении и тренировки устной речи, поскольку они обусловливают не только содержание высказывания, но также ее структуру. Целью речевых ситуаций является точное применение лексических единиц для овладения основными навыками при обучении устной речи. Конечная цель состоит в том, чтобы научить обучающих быстро и точно реагировать в речевых ситуациях с автоматическим контролем основных структур и шаблонов предложений.

По мнению Пассова Е.И., «главное значение ситуаций в обучении общению заключается в том, что они в одинаковой степени необходимы как для формирования речевых навыков, так и для развития речевого умения» [4.16].

Необходимо учитывать при этом, что живое общение отличается от проходимого материала на занятиях. Применение речевых ситуаций на занятиях приводит к естественной необходимостью многократного воспроизведения пройдённого материала, подготавливая обучающих к спонтанному общению. Студенты также учатся работать вместе и находить


общее решение определенной проблемы, поставленный педагогом перед ними. Чтобы улучшить качество знаний по английскому языку, на уроке следует применить ситуации, с которыми могут столкнуться обучающиеся в реальной жизни. Педагогу следует организовать речевую ситуацию и решается она посредством речевой деятельности студентов, что способствует повышению продуктивности учебного процесса. Не нужно давать студентам лишь заучивать и воспроизводить готовые фразы, диалоги, тексты. Тем не менее преподаватель может обеспечить студентов с списком ключевых слов и выражений, которые направляют речевые ситуация, а также совершенствуют ее языковое оформление. Необходимо чтобы обучающиеся после прохождения нового материала, применили его в другой ситуации, посредством речевых упражнений. Следует научить студентов применить пройденный материал в иной ситуации, посредством речевых упражнений, которые должны быть созданы не только по тематике программы, но и на определенных ситуациях, на которые может быть разложена тема.

Основная цель речевых упражнений использующих на занятиях чтобы обучающие усвоили структуру вопроса, могли ответить на него, а также умели переносить их в другие ситуации. Речевые ситуации становятся эффективными при обучении устной речи, при правильном использовании их преподавателем. Они должны стимулировать и повышать мотивацию студентов к обучению, пробуждать их интерес к заданию и желание участвовать и выполнять его. Педагог должен стабильно повышать интерес студентов к изучению английского языка. Он должен превосходно понимать характерные особенности речевых ситуаций, знать их структуру, средства, влияющие на успешность выполнения данных ситуаций. Педагогу следует предоставить нужные речевые условия, чтобы студенты точно реализовали речевые действия в согласно с обозначенным им ситуацией. Необходимо обучать учащихся ориентироваться в общении, чтобы верно его спланировать

и реализовать.

Возникая в определенных сферах речевого общения, коммуникативная ситуация влияет на выбор тематики и может быть однотемной (например, в социально-бытовой сфере покупка подарка в магазине) и политемной (например, в социально- культурной сфере беседа на дне рождения, обсуждение прочитанной книги и др.) [2.143].

Студентам необходимо заранее подготовить и досконально продумать речевые ситуации. Они предварительно получают персональные карточки с заданиями-ролями, обсуждают предполагаемый текст представления и детали одежды. Ту же самую ситуацию можно разыграть и передать по разному. Как представить ситуацию можно подсказать студентам, также они сами могут придумать много своеобразных вариаций данной ситуации, если способны работать творчески. Работа над речевой ситуацией начинается с того, что педагог ставит задачу перед студентами на определенную тему, которая должна соотносится с темой соответствующего параграфа книги. Затем обсуждаются ситуации, образующие при решении установленных задач, подбираются речевые действия, посредством которых выполняются упомянутые ситуации. Студенты вспоминают слова и выражения, которые они изучили по заданной теме и находят незнакомые им слова в учебнике, также в словаре. Преподавателю необходимо все время контролировать ситуацию и направлять завлеченных в игру студентов в правильное направление. Речевые ситуации должны применятся и повторятся на каждом занятии, в различных видах речевой деятельности переходя от устного использования шаблонов предложений к их автоматическому использованию в речи, чтении и письме. При этом речевые ситуации желательно применить на всех этапах во время занятия, после объяснения новой темы, для его закрепления или при повторении раннее изученного материала, поскольку они обеспечивают эффективное усвоение речевого материала. Ожидаемый объем представляемого высказывания варьируется от 5–7 до 20 реплик диалога, что

определяется целями и типом урока. Речевая ситуация, используемая на


занятиях по иностранному языку предопределяется учебным материалом, межличностными отношениями внутри класса и имеет трехкомпонентную структуру в соответствии с трехфазной структурой деятельности:

  1. этап формулирование коммуникативной задачи (целевой мотивационно-ориентирующий этап речевой деятельности, выраженный преподавателем).

  2. этап – решение коммуникативной задачи.

  3. этап – контроль или самоконтроль (взаимодействие преподавателя со студентами).

В целом, речевые ситуации служат стимулом для живой непосредственной коммуникации студентов, вырабатывая умение воспроизводить иноязычную речь в разнообразных ситуациях, побуждают к общению студентов, создавая потребности общения, обеспечивая при этом условия для повышения эффективности учебной деятельности за счет добавления коммуникативной мотивации, развивая умение воспроизвести иноязычную речь в различных жизненных ситуациях. Речевые ситуации играют значительную роль при обучении устной речи, поскольку в их рамках формируются иноязычные коммуникативные навыки.

Таким образом, мы приходим к осознанию того, что при реализации различных ситуаций может быть достигнут высокий уровень речевых навыков. Процесс активного вовлечения как педагога, так и студентов приводит к формированию высокого уровня владения языком у обучающих.


Библиографический список:


  1. Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. Л. Вайсбурд. - Обнинск.2001. -128с.

  2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам -


М.:2003. -178с.

  1. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обуче ния языкам). М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

  2. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. -2-е изд., М.: Просвещение, 1988.- 223с.

Сохранить у себя:
Применение учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на уроках английского языка

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки