«Применение традиционных и инновационных технологий обучения в системе профессионального образования»

В работе перечислены традиционные и инновационные технологии обучения, применяемые в работе со студентами колледжа. Дан анализ примения их, перечислены самые популярные и полюбившиеся технологии: игровые, ИКТ, проекты и прочее

Содержимое разработки

«ПРИМЕНЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»


Рогачев В.В., преподаватель

математики БПОУ РК «ЭПТК»

В настоящее время преподаватель не ограничен в выборе средств обучения, а веление времени требует сделать обучение ориентированным на практику. Расширение педагогических методов и приемов, а также педагогические инновации, существенно влияют на характер преподавательской деятельности. И соответственно на усвоение материала обучающимися. Развитие общества вызывает потребность в изменениях даже универсальных форм обучения. Поэтому в современной практике необходимо сочетать традиционные и инновационные технологии обучения.

В традиционной системе профессиональной подготовки в центре внимания находился учебно-воспитательный процесс, отношения между участниками построены как субъектно-объектные, где субъект – преподаватель находится в ограниченных условиях, его деятельностью управляет учебный план и программа, жестко задающие рамки отношений.

Объект – студент должен быть наполнен определенным объемом знаний, его роль – пассивное усвоение информации. Конечно, при таком обучении страдает в первую очередь потребитель знаний – студент, так как для молодого человека творческое содержание обучения отсутствует, а с ним и заинтересованность в личностном участии. Такой будущий специалист, лишенный возможности самовыражения малопродуктивен в будущем. Поскольку его просто не научили принимать самостоятельные решения. Вместе с тем абсолютная свобода – мать анархии и сестра хаоса. Поэтому инновации должны разумно стимулировать обучающегося. При этом преподаватель – старший наставник, а не просто сторонний наблюдатель.

Каким же образом совместить две противоречивые и, на первый взгляд, совершенно разные системы? Например, путем формирования активной жизненной позиции личности обучающегося используя подходы к данной проблематике разных лет.

Активность как движущая сила развития личности действует лишь в пределах заранее установленной цели.

Главное, что мы должны помнить, – это то, что из молодых людей сформируется костяк нашего общества завтра.

Как известно, формирование активной жизненной позиции молодого специалиста происходит в соответствии с потенциалом активности, уже существующим в обществе. Активная жизненная позиция выступает как побудитель к деятельности, как позиция личности, характеризующая многообразные отношения ее носителя с окружающими людьми. Показателем уровня активной жизненной позиции является изменение мотивации, направленность этой мотивации на удовлетворение потребностей в общественно-значимой деятельности и социально ценном общении. Процесс формирования активной жизненной позиции личности сложен и противоречив. Нельзя, механически воздействуя на человека, сделать его активным.

Для успешного формирования активной жизненной позиции студент должен пройти несколько стадий от обучаемого к учащемуся. При этом деятельность преподавателей также меняется – как организатора совместной деятельности со студентом, проектирующим его будущую профессиональную занятость. В связи с этой актуальной проблемой становится поиск инновационных технологий обучения и воспитания для формирования активной жизненной позиции. Существует несколько методов активизации познавательной деятельности учащихся:

1. Применение нетрадиционных форм урока: Наиболее распространенные: уроки-погружения, уроки-соревнования, театрализованные уроки, уроки взаимообучения учащихся, уроки поиска истины и т.д. Практиковать такие уроки следует всем педагогам, но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, водить их в систему нецелесообразно из-за отсутствия серьезного познавательного труда.

2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий:

- интегрированные, объединенные единой темой или проблемой;

- комбинированные, способствующие расширению фронта познаний;

- проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества и культуры умственного и творческого труда.

Проектная работа может быть этапом урока, отдельным занятием, иметь более широкие временные рамки (проектный день, проектная неделя).

3. Применение игровых форм, методов и приемов обучения:

Игровые формы:

- ролевые;

- дидактические;

- имитационные;

- организационно-деятельностные.

4.Широкое применение проблемно-задачного подхода (системы познавательных  и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).

Виды ситуаций:

- ситуация выбора, когда нужно из имеющихся уже решений выбрать правильное;

- ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;

- ситуация-конфликт которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей;

- ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей необычностью;

- ситуация-предложение, когда преподаватель вовлекает учащихся в активный поиск новых закономерностей;

- ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какого-либо решения.

5.Использование всех форм учебной работы учащихся. Формы учебной работы:

- коллективные;

- групповые;

- индивидуальные;

- фронтальные;

- бригадные;

- парные.

У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития обусловлена желанием стать более успешным.

Выделяют 4 группы методов мотивации:

- эмоциональные: поощрение, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью;

- познавательные: опора на жизненный опыт, учет познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих задании.

- волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование умения осуществлять рефлексию, прогнозирование будущей деятельности;

- социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.

Достаточно сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса.

Чтобы сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы урок развивал мыслительную активность учащихся, познавательный интерес, необходимо использование интерактивных форм и методов обучения.

Таким образом, педагогические технологии – это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса. Технологии обучения позволяют преподавателю добиваться запланированного результата.

Перемены, происходящие в мире, современноеэкономическое и социально-культурное развитие нашей страны вызвало необходимость срочной реформы системы образования. Несмотря на всю свою противоречивость, именно инновации в образовании являются залогом успешного развития общества.

Однако в погоне за новым, конечно же, нельзя отметать ценный опыт традиционного обучения.

 





ЛИТЕРАТУРА

1. Антонова О.А. Формирование активной жизненной позиции у будущего педагога-психолога: автореф. – Казань, 2009.

2. Ганоусек Э. Социально психологический аспект формирования активной жизненной позиции молодого рабочего: автореф. – Москва, 1984.

3. Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социс. – 2004. – № 8. 

4.Клименко Т.К. Традиции и инновации в педагогическом образовании.URL:www.unialtai.ru/Journal/pedagog/pedagog_7/a05.html

 



Сохранить у себя:
«Применение традиционных и инновационных технологий обучения в системе профессионального образования»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки