Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы.

Данный материал может быть полезен учителю русского языка и литературы, чтобы обогатить и разнообразить свои уроки.

Содержимое разработки




Применение игровых технологий на уроках русского языка и

литературы

Составила: учитель

русского языка и литературы Кочулаева А.В.



  1. Введение.

Как сделать урок интересным, увлекательным, как привить ученикам любовное, разумное отношение к своему предмету? Эти вопросы занимают многих педагогов. Проблема формирования интереса учащихся к изучению русского языка и литературы является сейчас одной из самых актуальных для всех словесников.

Не секрет, что так уж и мало учеников, которые считают наш предмет скучным, однообразным, потому что привыкли видеть в нем свод пунктуационных и орфографических правил. На уроке они пишут, находят нужные орфограммы, но это работа не затрагивает их чувств, не вызывает интереса, они пассивны. Почему? Психологами доказано что «знание, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением эмоциями. Не становиться полезными – это мертвый груз ».

Во все времена учитель, который стремился к тому, чтобы его дети хорошо знали и любили его предмет, применял элементы игры в процессе обучения. Ведь принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

  К таким технологиям можно отнести игровые технологии.

Их задачи будут заключаться в следующем:

  • сделать  процесс обучения занимательным,

  • создать у детей бодрое рабочее настроение,

  • облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Разумно и уместно такие уроки использовать наряду с традиционными формами. Использовать игровые технологии можно не только в 5-6-ых классах, но и  на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит, с каким азартом работают дети. 

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
      Педагогические игры имеют следующую классификацию:
По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные        и   психологические.

По характеру педагогического процесса:

1 группа – обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

2 группа – познавательные, воспитательные, развивающие;

3 группа – репродуктивные, продуктивные, творческие;

4 группа – коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.

По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.

По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные , комнатные и на природе, др.

Игра состоит из следующих основных этапов:

  • ориентировочный (для учителя);

  • подготовительный;

  • игровой;

  • заключительный;

  • анализ результатов (рефлексия).

 

Игра – это форма деятельности учащихся, в которой осуществляется познание, открывается простор для личной активности и творчества. Игра – это интерес и удовольствие. Игра – это момент демонстрации знаний и соревнования между участниками игры.

Требования к подбору игр следующие:

  • Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

  • Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.

  • Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Выделяют следующие виды дидактических игр.

  1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях.

Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.

  1. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.

  2. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
     
    Уроки-игры
    Деловые и ролевые игры, сюжетные игры.   

2.Игровые технологии на уроках русского языка и литературы.

  1. Место игры на уроке

Игру можно начинать, когда учащимися усвоен минимум какого – либо материала: звуков, букв, речевых образцов, грамматических форм. Игры-соревнования рекомендуется проводить в первые же недели обучения. Победителями считаются учащиеся, лучше и быстрее выполнившие задание.

Каждая игра преследует определенные цели. Намечая игру, учитель должен ясно осознать, какие знания у детей он будет закреплять с помощью этой игры, какие развивать навыки и уме­ния. При этом необходимо, чтобы учитель, начиная игру, настраивал детей на выполнение задания, условий игры. Объяв­лять об игре надо кратко: Сейчас проведём игру «Кто больше напишет слов, названий предметов на букву а»Приглашения, высказанные в форме Давайте поиграем; Кто хочет ответить и под, не создают у школьников рабочего настроения.

В какой части урока следует проводить игру? Это зависит от ее характера и цели. Спокойные игры, такие, как разыгрывание диалогов по ролям, игры на образование слов, игры в переводчика, возможны на любом этапе урока. Оживленные игры, связанные с какими-либо движениями, с выходом водящего из класса и т. д., наиболее целесообразны в конце урока, так как школьники во время такой игры сильно возбуждаются. То же надо сказать и об играх, по окончании которых требуется обсуждение результатов, подведение итогов.

  1. Выбор игры для урока

Как уже отмечалось, выбор игры определяется учебно-воспи­тательными целями урока. Второе важное условие — доступность игры для учащихся данного возраста, соответствие их потреб­ностям и интересам. Непосильное задание убивает интерес к игре; очень простое воспринимается как развлечение и не влечет за собой желаемого результата. Игра должна быть посильной, но в то же время содержать некоторые трудности, требующие напря­жения внимания, памяти, анализа фактов языка, их классифи­кации.

Все дидактические игры включают в себя речевые действия, иногда в сочетании с движениями, мимикой, с использованием предметов, картинок, карточек и т. п. Успешное проведение игры зависит от уровня подготовки учащихся и этапа обучения. Например, игру «Отгадай, что я делал вчера» используют на первом этапе обучения. Она требует не только знания слов, обозначающих действия предмета (ходил, смотрел, катался), но и умения правильно построить фразу. На втором этапе обучения подобные игры служат средством закрепления изученной грамматической темы.

  1. Организация игры

Перед тем как начать игру, учитель сообщает, на каком материале она будет проводиться, иногда предупреждает о воз­можных затруднениях, с помощью контрольных вопросов выясняет понимание школьниками материала, на котором построена игра.

Учитель сообщает задачу и объясняет правила игры, показы­вает образец, как надо выполнять игровое действие. Нельзя начинать игру, не убедившись, что все ученики поняли, что надо делать, что от них требуется. В процессе игры учитель по­могает при затруднениях, иногда подсказывает наводящими вопросами решение, направляет действия играющих.

Учитель осуществляет контроль за соблюдением правил игры. Иногда он назначает контролеров, если это требуется по ходу игры. Учитывая особенности той или иной игры, следует стремиться к тому, чтобы руководили процессом игры ведущие из числа уча­щихся. Руководство учителя по возможности должно быть опосредствованным, особенно в играх, проводимых на втором эта­пе обучения. Это позволит ведущим проявить самостоятель­ность, инициативу, овладеть организационными умениями, а иг­рающие почувствуют большую свободу действий, игра будет про­текать более эффективно и целенаправленно.

  1. Проведение игры

В процессе игры учитель должен проявлять максимум внимания, такта, доброжелательности к учащимся, чтобы неуместным замечанием не повлиять на активность и инициативу детей. Если ответ неверен, следует тактично поправить ученика. Не нужно стремиться во что бы то ни стало довести до сознания ребенка допущенную ошибку, так как это нарушит темп игры и неприятно подействует на играющего.

Особое внимание следует уделять возбудимыми обидчивым детям. Нужно подходить к ним с особым тактом, не принуждая включаться в игру, не допуская порицаний со стороны других детей, если такой ребенок не справился с какой-нибудь игровой задачей. Как уже отмечалось, отличительной особенностью игры является ее добровольность. Поэтому творческие задания не должны быть обязательными для всех, не надо заставлять их выполнять, если ребенок не хочет.

Важно соблюдать соответствующий темп и ритм ведения игры: быстрый вызывает отставание большинства учащихся, медленный порождает длительное ожидание своей очереди, скуку, потерю интереса.

Недопустимо в процессе игры обилие замечаний дисциплинарного порядка. В игре дети должны чувствовать себя свободно, непринужденно, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности и полноценности.

Учитель следит за соблюдением правил игры, стараясь не допускать нарушений. Тон должен быть приподнятый, подбадривающий детей к поискам ответов на вопрос игровой задачи.

Многие игры проводятся как соревнование команд, групп и т. д. В этом случае избираются капитаны команд. Капитаны осуществляют контроль за правильностью ответов, решений и устанавливают порядок, очередность ответов. Они же обычно начисляют очки, или баллы, за правильные ответы. На первых порах роль контролера учитель берет на себя, а подводить итоги нужно вместе с капитанами команд. В последующих играх учитель только следит за правильностью действий капитанов.

Учащиеся по очереди становятся капитанами команд, чтобы как можно больше детей могло проявить себя в этой роли.

В каждую команду лучше включать школьников с различной подготовкой, стремясь, чтобы по возможности в командах были равные силы. Желательно, чтобы не выигрывала одна и та же команда. Проигравшим один раз при повторной игре нужно дать возможность выиграть, почувствовать себя победителями, чтобы они не потеряли интереса к игре.

  1. Подведение итогов игры

Для игры на уроке отводится примерно пять-восемь минут. По окончании игры подводятся итоги, объявляются победители. Учитель напоминает, какой материал надо повторить, чтобы в сле­дующий раз одержать победу.

Выявление победителей должно проходить без упреков и осуж­дения других команд и может иметь шутливый оттенок, причем обязательно следует мотивировать, почему учитель считает ко­манду или нескольких учащихся победителями.

В подведении итогов принимает участие весь класс вместе с учителем. Дети обсуждают результаты игры. Это необходимо для выработки навыков самоконтроля, самооценки. В некоторых играх результаты оцениваются учителем совместно с капитанами и ве­дущими.

В заключение заметим, что не следует смотреть на игру как на обязательное учебное задание. К использованию игры в каждом случае надо подходить творчески: решать, что в этой игре увлечет детей, что будет полезно повторить. Учитель может изменить условия игры, упростить или усложнить задание, учитывая подготовленность школьников данного класса.

При подведении итогов после выполнения задания учитель отмечает похвалой как тех, кто закончил работу первыми, так и тех, кто выполнил ее последними, но успешно (а может быть, только наполовину) справился с заданием. Любая игра должна приносить детям удовлетворение, радость.

  1. Роль игры в обучении и воспитании учащихся.

Еще В.А. Сухомлинский подчеркивал, что « игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка, впивается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Игра – это еще и важнейшее средство умственного воспитания. Знания, полученные в школе, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили, смысл многих явлений, их значение становятся для него более понятным.

В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения: нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного.

В мире все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается их увлечь играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения. В свою очередь только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка, его активность и интерес.

Важнейшее условие успешного руководства творческими играми – умение завоевать доверие детей, установит с ним контакт. Это достигается к игре серьезно, с искренним интересом, понимая замыслы школьников, их переживания. Такому учителю ребята охотно рассказывают, сочиняют, не боятся казаться смешными. Обычно в игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и плохие черты характера. Задача учителя – воспитать детей на лучших примерах из жизни и деятельности людей, способствующих формированию положительных чувств и побуждений.

Современные психологи, такие как Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Д. Б. Эльконин, утверждают, что игра подготавливает также ребенка к будущей активной деятельности. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в художественном творчестве. Поэтому опора на игру ( игровую деятельность, игровые формы, приемы ) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных ( без перегрузок ) условий жизнедеятельности.

Организатором игр на уроке является учитель. От его мастерства, от его знаний зависит активность учащихся на уроке. Очень важно сделать урок маленьким открытием в познании. Ученик должен видеть перед собой творческое отношение к делу своего учителя. И тогда он тоже будет стремиться к творчеству.

Недаром Лев Николаевич Толстой советовал учителям: « … Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их».

3. Игровые моменты на моих уроках

Многообразные и увле­кательные словесные игры должны найти место при изучении словес­ности, потому что это не про­сто развлечение, а особый, эффективный способ пости­жения сложных языковых явлений. А кроме того, игры развивают ум и творческие способности учащихся, потому что учат выбирать из различных вариантов наилучший. Игры формируют волю, активность, самостоятельность, обогащают чувства, дают возможность испытать радость от сознания собственных сил, помогают соци­альной адаптации, повышению самооценки и преодолению возрастных кризисов.

Игра — веселое занятие, противопостав­ляющее скуке и бессмысленному разруше­нию конструктивную деятельность. Это торжество свободы, выявление творческих сил человека, источник психического здо­ровья.

Приведу примеры игр, направленных на выяв­ление богатств, заключенных в слове, а так­же свойств произведений словесности. Предлагая примеры игр, постараюсь пока­зать принципы составления подобных игро­вых заданий.

«Составь текст и озвучь его»

Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие- то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.)

Пример. Даны слова: торты, километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал. (Слова содержатся в словарике «Произносите правильно»

Лексико-фразеологические игра

«Собери фразеологизм»

Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.

Ответы: - Куда Макар телят не гонял. - Как в воду канул. - Ветер свистит в карманах. - На языке вертится. - В ежовых рукавицах.

Восстановить пословицы, части которых соединены неправильно. Указать, какие предложения получились: сложносочиненные или простые с однородными членами.

1) Семь раз отмерь, а реч(?) короткая.

2) Без грамоты хоть плач(?) а корень свеж(?).

3) Веревка хороша длинная, а один раз отрсж(?).

4) Стар дуб, а с грамотой хоть вскач(?).

Ключ: правильно- 1 +3;2 + 4;3 + 1;4 + 2.

Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм

«Мягкая посадка»

При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит.

Как проходит игра? Например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и возвращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.

Ребусы

В ребусах слова изображены рисунками, буквами и знаками. Например, нарисованы нотные линейки и нота ре, а затем бусы. Чи­таем: ре-бусы. Если в наименовании нари­сованного предмета есть «лишние» буквы, то перед рисунком или после него стоит столько запятых, сколько букв надо отнять в начале или в конце слова. Например, на­рисован дом и после рисунка запятая, чита­ем: до; если запятая перед рисунком, чита­ем: ом. Сочетания на, над, под, из, в, за, с, от, к обозначаются расположением предметов или букв. Например, слово за-я-ц можно изобразить, нарисовав букву я, а за ней - ц; слово под-к-о-в-а — вверху букву к, а под ней букву о внутри буквы а. В виде ребуса можно представить чуть ли не любое высказывание: пословицу, загад­ку, цитату из произведения, афоризм.

Вот пример: Красна девица сидит в тем­нице, коса на улице.

(Краб,) (с над ев и) (царь,,) (сито,,) (диm в т) (,ремни) ц (,река,) (оса на у) (лицо,) е.

А это ребус-шутка: КО ЗА ПО 1 2 3 4... 6. ко зачеркнуто: оно было, за тоже было, по есть, а пяти-то нет. Читаем: Кобыла забыла поесть: аппетита нет!

Можно организовать эстафету, когда участники двух команд по очереди подходят к доске и разгадывают свой ребус — кто быстрее?

Самостоятельное составление ребусов может быть домашним заданием в КВН.

Слова из слова

Эту игру можно проводить как аукцион. Ведущий предлагает какое-либо слово. Ре­бята по очереди называют составленные из его букв новые слова. Например: перего­родка — город, род, дорога, перед, предок, капор, кагор, река, гора, горка, порка, год, дог, док, рекорд, докер, код, рак, репа, реп­ка, кора, опора, Егор. Сначала слова нахо­дятся быстро, потом поток слов иссякает, ведущий называет последнее слово: «Егор — раз» — и делает паузу. Если кто-то нашел еще слово — порода и опять возник­ла пауза, «аукцион» начинается с последне­го слова: «Порода — раз... порода — два... порода — три». Победитель тот, кто назвал последнее слово.

Вот несколько слов для составления из них новых слов: делопроизводитель, кине­матография, консерватория, постановка, простокваша, рукоприкладство, соковыжи­малка, контрабас, проигрыватель.

Загадки

При изучении темы «Устная народная словесность» можно просто предложить от­гадывать загадки позамысловатее.

Зимой бело, весной черно, летом зелено, осенью стрижено. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. Ты от нее — она за тобой, ты за ней — она от тебя. Кверху дном — полная, книзу дном — пустая. Днем обручем, ночью змеей. Всю жизнь обгоняют друг друга, а обогнать не могут. За тобою он плетется, хоть на месте остается. Я хожу, а он остается. Хожу на го­лове, хотя и на ногах, хожу я босиком, хотя и в сапогах. Два брюшка, четыре ушка. При­стала ко мне в лесу; искал-искал ее — не на­шел, домой в ладошке принес. Бежит без ног, рукава без рук. Дом шумит, хозяева молчат; пришли воры, хозяев забрали, а дом в окош­ки ушел. Не слышно ее и не видно ее; стоит заговорить — она исчезает. Что было завт­ра и будет вчера? Когда он нужен, его выб­расывают, когда не нужен — поднимают. Овца в корове.

Ответы: поле; туча; тень; шапка; пояс; ноги; след; след; гвоздь в сапоге; подушка; заноза; река; вода, рыба, рыбаки, сети; ти­шина; сегодня; якорь; шерстяной носок в кожаном ботинке.

Отгадай пословицу

На столе разложены вперемешку лицом вверх карточки, на каждой выписано одно существительное из пословицы: камень, вода (под лежачий камень вода не течет); работа, хлеб (горька работа, да сладок хлеб); угол, пирог (не красна изба углами, а красна пирогами); лес, щепки (лес рубят, щепки ле­тят); брод, вода (не узнавши броду, не суйся в воду). «Эксперты» должны выбрать из них два слова, входящих в одну пословицу, и на­звать ее.

Таким образом, игра на уроке – активная форма занятий. Она побуждает ученика к действию, заставляет «прыгнуть выше себя».

По словам В. А. Сухомлинского, «игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Список использованной литературы:

  1. Баев П.М. Играем на уроках русского языка. М., Русский язык, 2000г.

  2. Волина В. Русский язык. Учимся, играя. – Екатеринбург,2000г., с.7.

  3. Метс Н.А., Акшина А.А. Русский язык в часы досуга. Учебное пособие. М., Русский язык, 2009г.

  4. На берегах Лингвинии. Занимательный задачник по русскому языку. Под редакцией Л.Д. Чесноковой. М., Просвещение. Учебная литература.

  5. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка, М., Просвещение, 2007г.

  6. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения,- М.,1998.Т.1. с.104.

  7. В.Н.Пташкина. Игровые технологии на уроках русского языка. Волгоград, 2009г.



Сохранить у себя:
Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки