ПРЕЗЕНТАЦИЯ Прикладное искусство мастеров Пермского края.
Учитель начальных классов: Гриняк Г.В.
Земля Прикамья славится своими промыслами и ремеслами. При изготовлении любой вещи народные мастера думали не только о практическом назначении, но и о красоте. Из простых материалов: дерева, камня, металла - создавались произведения искусства. В крае историческая память коми-пермяков заложена в таких видах художественных промыслов, как ткачество, художественная обработка и плетение бересты, резьба и роспись по дереву, вязание, корнеплетение, художественная ковка металла и бондарные работы. Невозможно было обойтись и без изделий из рогоза, лыка и лозы. Все эти замечательные виды художественных промыслов.
Берестяной промысел известен на территории нашей страны еще с Новгородской Руси. С тех самых пор большой популярностью и спросом в крестьянских хозяйствах пользовался берестяной бурак. Сверху бурак закрывался крышкой – это была идеальная посуда для долгого хранения молока или воды, использовался бурак и для сыпучих продуктов.Мастера украшали бураки прорезным узором, тиснением или росписью.Береста дает человеку положительную энергию. Люди испокон веков ценили и знали лечебные свойства бересты. И сейчас березу называют теплым деревом. Даже в холодной комнате кусок бересты или изделие из нее остается теплым, так как обладает большой положительной энергетикой.
В Пермской губернии, богатой лесами, первое место, среди прочих, занимали ремесла и промыслы, связанные с обработкой древесины .
Свои, отличающиеся токарной работой, формой лопасти, росписью, прялки были у женщин Кунгурской, Березовской, Суксунской, Очерской волостей. Прялки северных уездов (Чердынский, Соликамский) были цельными т.е. вырезались из единого куска дерева. Роспись в них нередко сочеталась с резьбой, верх лопасти украшался «городками», низ – «сережками». В Тихоновской волости Кунгурского уезда в 1915 г. 32 хозяйства занимались изготовлением коромысел, причем, 23 из них делали коромысла крашеные. Там же «искони» существовал промысел по изготовлению посуды, а в д. Синицино 5 человек занимались производством сундуков, переняв это ремесло у мастеров Нижнего Тагила. Дорогие «уборные» сундуки расписывали красочными орнаментами, обивали жестью с чеканным узором. Такой сундук (на Урале его называли «ящик») был обязательной принадлежностью девичьего приданого.
Корнеплетение – это довольно сложное ремесло. На сегодняшний день – практически забытое. Изделия из корня требуют особой подготовки в заготовке материала и процессу их исполнения. Корнеплетение, как вид народного прикладного творчества известно издавна.
Самыми многочисленными из всех предметов являются чаши. Они составляют 40% от всех предметов из корня. Их иногда называют: «чашка», «чаша хлебопечная», «коренник», «корневик», «шердиысян бекар», «няньдоз». Они использовались для выпечки хлеба. В форму-чашу клали тесто, предавали ему форму чаши, а затем перекладывали на лопатку и садили в печь. Так пекли подовый хлеб или ковриги. Еще могли эти чаши использовать как посуду для подачи на стол несыпучих продуктов.
Камнерезные промыслы.
Богатые природные запасы, талантливые мастера, широкая ярмарочная торговля определили многообразие промыслов и ремёсел в Сылвенско-Иренском поречье (Кунгурский, Ординский, Суксунский районы). Наибольшую известность далеко за пределами Пермского края получил камнерезный промысел. Ещё в конце 18 в. жители деревень Покрово-Ясыл, Ключики, Павлово, Опачёвка (Осинский уезд, ныне – Ординский р-н) стали обрабатывать редкий полудрагоценный камень селенит, месторождения которого расположены по берегам р. Ирени. В то время из селенита делали лишь пасхальные яйца и шкатулки, которые скупались проезжавшими купцами. Уже в советское время народный промысел был поставлен на промышленную основу – созданы Кунгурский (1933) и Красно-Ясыльский (1966) художественные комбинаты. Кроме селенита мастера стали использовать и др. мягкие поделочные камни (ангидрит, кальцит и др.), расширился ассортимент изделий, популярностью стала пользоваться мелкая пластика, основными сюжетами которой стали звери и птицы, персонажи сказок.
Гончарные промыслы.
Изготовление посуды из глины насчитывает тысячелетнюю историю. Недаром в любой археологической экспедиции самая распространенная находка – глиняный черепок. Древний способ изготовления глиняной посуды «от руки», без помощи гончарного круга, когда стенки постепенно наращиваются с помощью глиняного жгута, сохранился в некоторых отдаленных районах Пермской губернии до 30-х гг. 20 в., но все же наиболее распространенным было изготовление на ручном гончарном круге «кружале». Гончарная посуда Пермской губернии близка керамике русского Севера, а та, в свою очередь, восходит к традициям Древней Руси. Спокойные основательные формы, плавные силуэты, скупой линейный орнамент – характерные черты уральской керамики.
Кузнечные промыслы.
Небольшой заводской пос. Суксун своими мастерами и медными изделиями известен далеко за пределами Прикамья. Именно здесь, на Суксунском медеплавильном заводе, основанном Демидовыми в 1729 г., начался в 1730-1740-е гг. выпуск самоваров. Конечно, тульские заводы, тульские самовары получили большую известность, но Суксун по праву отстаивает первенство в изобретении самовара. До начала 20 века производство самоваров не носило промышленного характера, а имело форму промысла. Сегодня в Суксуне работает один из двух существующих в России самоварных заводов. Традиционные самовары в форме рюмки суксунские художники стали орнаментировать сюжетной росписью, появились самовары новых форм. В Суксунском музее хранится, например, самовар в форме первого советского спутника. На Суксунском заводе отливали и медные колокола. 48 из них уже более века «поют» на звоннице Большого театра в Москве.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Культура Пермяков представляет собой очень интересную самобытность. История Пермских ремесел огромна. Еще много можно почерпнуть и в народной памяти. То, что мы видим в музеях, - лишь малая часть материальной культуры предков. Но даже эта малая частичка дает представление о том, как жили они, как умело работали с природными материалами, как бережно относились к природе.