![ПРЕЗЕНТАЦИЯ Прикладное искусство мастеров Пермского края. Учитель начальных классов: Гриняк Г.В.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/02/26/i_5e56ace3356ec/img_phpPo9tV9_0.jpg)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Прикладное искусство мастеров Пермского края.
Учитель начальных классов: Гриняк Г.В.
![Земля Прикамья славится своими промыслами и ремеслами. При изготовлении любой вещи народные мастера думали не только о практическом назначении, но и о красоте. Из простых материалов: дерева, камня, металла - создавались произведения искусства. В крае историческая память коми-пермяков заложена в таких видах художественных промыслов, как ткачество, художественная обработка и плетение бересты, резьба и роспись по дереву, вязание, корнеплетение, художественная ковка металла и бондарные работы. Невозможно было обойтись и без изделий из рогоза, лыка и лозы. Все эти замечательные виды художественных промыслов.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/02/26/i_5e56ace3356ec/img_phpPo9tV9_1.jpg)
Земля Прикамья славится своими промыслами и ремеслами. При изготовлении любой вещи народные мастера думали не только о практическом назначении, но и о красоте. Из простых материалов: дерева, камня, металла - создавались произведения искусства. В крае историческая память коми-пермяков заложена в таких видах художественных промыслов, как ткачество, художественная обработка и плетение бересты, резьба и роспись по дереву, вязание, корнеплетение, художественная ковка металла и бондарные работы. Невозможно было обойтись и без изделий из рогоза, лыка и лозы. Все эти замечательные виды художественных промыслов.
![Берестяной промысел известен на территории нашей страны еще с Новгородской Руси. С тех самых пор большой популярностью и спросом в крестьянских хозяйствах пользовался берестяной бурак. Сверху бурак закрывался крышкой – это была идеальная посуда для долгого хранения молока или воды, использовался бурак и для сыпучих продуктов.Мастера украшали бураки прорезным узором, тиснением или росписью.Береста дает человеку положительную энергию. Люди испокон веков ценили и знали лечебные свойства бересты. И сейчас березу называют теплым деревом. Даже в холодной комнате кусок бересты или изделие из нее остается теплым, так как обладает большой положительной энергетикой.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/02/26/i_5e56ace3356ec/img_phpPo9tV9_2.jpg)
Берестяной промысел известен на территории нашей страны еще с Новгородской Руси. С тех самых пор большой популярностью и спросом в крестьянских хозяйствах пользовался берестяной бурак. Сверху бурак закрывался крышкой – это была идеальная посуда для долгого хранения молока или воды, использовался бурак и для сыпучих продуктов.Мастера украшали бураки прорезным узором, тиснением или росписью.Береста дает человеку положительную энергию. Люди испокон веков ценили и знали лечебные свойства бересты. И сейчас березу называют теплым деревом. Даже в холодной комнате кусок бересты или изделие из нее остается теплым, так как обладает большой положительной энергетикой.
![В Пермской губернии, богатой лесами, первое место, среди прочих, занимали ремесла и промыслы, связанные с обработкой древесины . Свои, отличающиеся токарной работой, формой лопасти, росписью, прялки были у женщин Кунгурской, Березовской, Суксунской, Очерской волостей. Прялки северных уездов (Чердынский, Соликамский) были цельными т.е. вырезались из единого куска дерева. Роспись в них нередко сочеталась с резьбой, верх лопасти украшался «городками», низ – «сережками». В Тихоновской волости Кунгурского уезда в 1915 г. 32 хозяйства занимались изготовлением коромысел, причем, 23 из них делали коромысла крашеные. Там же «искони» существовал промысел по изготовлению посуды, а в д. Синицино 5 человек занимались производством сундуков, переняв это ремесло у мастеров Нижнего Тагила. Дорогие «уборные» сундуки расписывали красочными орнаментами, обивали жестью с чеканным узором. Такой сундук (на Урале его называли «ящик») был обязательной принадлежностью девичьего приданого.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/02/26/i_5e56ace3356ec/img_phpPo9tV9_3.jpg)
В Пермской губернии, богатой лесами, первое место, среди прочих, занимали ремесла и промыслы, связанные с обработкой древесины .
Свои, отличающиеся токарной работой, формой лопасти, росписью, прялки были у женщин Кунгурской, Березовской, Суксунской, Очерской волостей. Прялки северных уездов (Чердынский, Соликамский) были цельными т.е. вырезались из единого куска дерева. Роспись в них нередко сочеталась с резьбой, верх лопасти украшался «городками», низ – «сережками». В Тихоновской волости Кунгурского уезда в 1915 г. 32 хозяйства занимались изготовлением коромысел, причем, 23 из них делали коромысла крашеные. Там же «искони» существовал промысел по изготовлению посуды, а в д. Синицино 5 человек занимались производством сундуков, переняв это ремесло у мастеров Нижнего Тагила. Дорогие «уборные» сундуки расписывали красочными орнаментами, обивали жестью с чеканным узором. Такой сундук (на Урале его называли «ящик») был обязательной принадлежностью девичьего приданого.
![Корнеплетение – это довольно сложное ремесло. На сегодняшний день – практически забытое. Изделия из корня требуют особой подготовки в заготовке материала и процессу их исполнения. Корнеплетение, как вид народного прикладного творчества известно издавна. Самыми многочисленными из всех предметов являются чаши. Они составляют 40% от всех предметов из корня. Их иногда называют: «чашка», «чаша хлебопечная», «коренник», «корневик», «шердиысян бекар», «няньдоз». Они использовались для выпечки хлеба. В форму-чашу клали тесто, предавали ему форму чаши, а затем перекладывали на лопатку и садили в печь. Так пекли подовый хлеб или ковриги. Еще могли эти чаши использовать как посуду для подачи на стол несыпучих продуктов.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/02/26/i_5e56ace3356ec/img_phpPo9tV9_4.jpg)
Корнеплетение – это довольно сложное ремесло. На сегодняшний день – практически забытое. Изделия из корня требуют особой подготовки в заготовке материала и процессу их исполнения. Корнеплетение, как вид народного прикладного творчества известно издавна.
Самыми многочисленными из всех предметов являются чаши. Они составляют 40% от всех предметов из корня. Их иногда называют: «чашка», «чаша хлебопечная», «коренник», «корневик», «шердиысян бекар», «няньдоз». Они использовались для выпечки хлеба. В форму-чашу клали тесто, предавали ему форму чаши, а затем перекладывали на лопатку и садили в печь. Так пекли подовый хлеб или ковриги. Еще могли эти чаши использовать как посуду для подачи на стол несыпучих продуктов.
![Камнерезные промыслы. Богатые природные запасы, талантливые мастера, широкая ярмарочная торговля определили многообразие промыслов и ремёсел в Сылвенско-Иренском поречье (Кунгурский, Ординский, Суксунский районы). Наибольшую известность далеко за пределами Пермского края получил камнерезный промысел. Ещё в конце 18 в. жители деревень Покрово-Ясыл, Ключики, Павлово, Опачёвка (Осинский уезд, ныне – Ординский р-н) стали обрабатывать редкий полудрагоценный камень селенит, месторождения которого расположены по берегам р. Ирени. В то время из селенита делали лишь пасхальные яйца и шкатулки, которые скупались проезжавшими купцами. Уже в советское время народный промысел был поставлен на промышленную основу – созданы Кунгурский (1933) и Красно-Ясыльский (1966) художественные комбинаты. Кроме селенита мастера стали использовать и др. мягкие поделочные камни (ангидрит, кальцит и др.), расширился ассортимент изделий, популярностью стала пользоваться мелкая пластика, основными сюжетами которой стали звери и птицы, персонажи сказок.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/02/26/i_5e56ace3356ec/img_phpPo9tV9_5.jpg)
Камнерезные промыслы.
Богатые природные запасы, талантливые мастера, широкая ярмарочная торговля определили многообразие промыслов и ремёсел в Сылвенско-Иренском поречье (Кунгурский, Ординский, Суксунский районы). Наибольшую известность далеко за пределами Пермского края получил камнерезный промысел. Ещё в конце 18 в. жители деревень Покрово-Ясыл, Ключики, Павлово, Опачёвка (Осинский уезд, ныне – Ординский р-н) стали обрабатывать редкий полудрагоценный камень селенит, месторождения которого расположены по берегам р. Ирени. В то время из селенита делали лишь пасхальные яйца и шкатулки, которые скупались проезжавшими купцами. Уже в советское время народный промысел был поставлен на промышленную основу – созданы Кунгурский (1933) и Красно-Ясыльский (1966) художественные комбинаты. Кроме селенита мастера стали использовать и др. мягкие поделочные камни (ангидрит, кальцит и др.), расширился ассортимент изделий, популярностью стала пользоваться мелкая пластика, основными сюжетами которой стали звери и птицы, персонажи сказок.
![Гончарные промыслы. Изготовление посуды из глины насчитывает тысячелетнюю историю. Недаром в любой археологической экспедиции самая распространенная находка – глиняный черепок. Древний способ изготовления глиняной посуды «от руки», без помощи гончарного круга, когда стенки постепенно наращиваются с помощью глиняного жгута, сохранился в некоторых отдаленных районах Пермской губернии до 30-х гг. 20 в., но все же наиболее распространенным было изготовление на ручном гончарном круге «кружале». Гончарная посуда Пермской губернии близка керамике русского Севера, а та, в свою очередь, восходит к традициям Древней Руси. Спокойные основательные формы, плавные силуэты, скупой линейный орнамент – характерные черты уральской керамики.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/02/26/i_5e56ace3356ec/img_phpPo9tV9_6.jpg)
Гончарные промыслы.
Изготовление посуды из глины насчитывает тысячелетнюю историю. Недаром в любой археологической экспедиции самая распространенная находка – глиняный черепок. Древний способ изготовления глиняной посуды «от руки», без помощи гончарного круга, когда стенки постепенно наращиваются с помощью глиняного жгута, сохранился в некоторых отдаленных районах Пермской губернии до 30-х гг. 20 в., но все же наиболее распространенным было изготовление на ручном гончарном круге «кружале». Гончарная посуда Пермской губернии близка керамике русского Севера, а та, в свою очередь, восходит к традициям Древней Руси. Спокойные основательные формы, плавные силуэты, скупой линейный орнамент – характерные черты уральской керамики.
![Кузнечные промыслы. Небольшой заводской пос. Суксун своими мастерами и медными изделиями известен далеко за пределами Прикамья. Именно здесь, на Суксунском медеплавильном заводе, основанном Демидовыми в 1729 г., начался в 1730-1740-е гг. выпуск самоваров. Конечно, тульские заводы, тульские самовары получили большую известность, но Суксун по праву отстаивает первенство в изобретении самовара. До начала 20 века производство самоваров не носило промышленного характера, а имело форму промысла. Сегодня в Суксуне работает один из двух существующих в России самоварных заводов. Традиционные самовары в форме рюмки суксунские художники стали орнаментировать сюжетной росписью, появились самовары новых форм. В Суксунском музее хранится, например, самовар в форме первого советского спутника. На Суксунском заводе отливали и медные колокола. 48 из них уже более века «поют» на звоннице Большого театра в Москве.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/02/26/i_5e56ace3356ec/img_phpPo9tV9_7.jpg)
Кузнечные промыслы.
Небольшой заводской пос. Суксун своими мастерами и медными изделиями известен далеко за пределами Прикамья. Именно здесь, на Суксунском медеплавильном заводе, основанном Демидовыми в 1729 г., начался в 1730-1740-е гг. выпуск самоваров. Конечно, тульские заводы, тульские самовары получили большую известность, но Суксун по праву отстаивает первенство в изобретении самовара. До начала 20 века производство самоваров не носило промышленного характера, а имело форму промысла. Сегодня в Суксуне работает один из двух существующих в России самоварных заводов. Традиционные самовары в форме рюмки суксунские художники стали орнаментировать сюжетной росписью, появились самовары новых форм. В Суксунском музее хранится, например, самовар в форме первого советского спутника. На Суксунском заводе отливали и медные колокола. 48 из них уже более века «поют» на звоннице Большого театра в Москве.
![ЗАКЛЮЧЕНИЕ Культура Пермяков представляет собой очень интересную самобытность. История Пермских ремесел огромна. Еще много можно почерпнуть и в народной памяти. То, что мы видим в музеях, - лишь малая часть материальной культуры предков. Но даже эта малая частичка дает представление о том, как жили они, как умело работали с природными материалами, как бережно относились к природе.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/02/26/i_5e56ace3356ec/img_phpPo9tV9_8.jpg)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Культура Пермяков представляет собой очень интересную самобытность. История Пермских ремесел огромна. Еще много можно почерпнуть и в народной памяти. То, что мы видим в музеях, - лишь малая часть материальной культуры предков. Но даже эта малая частичка дает представление о том, как жили они, как умело работали с природными материалами, как бережно относились к природе.