«ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ»
Педагог-психолог: Сорокина М.С.
«Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро, как добро, так и зло». Николо Макиавелли
«ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ»
- Слово "агрессия" произошло от латинского " agressio ), что означает "нападение", "приступ". Под агрессией мы понимаем поведение человека, приносящее физический и моральный ущерб другим людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности.
Виды агрессии
- физическая
- вербальная
- косвенная
- раздражение
- обида
- подозрительность
- негативизм
Виды агрессии
Аутоагрессия
Вербальная
Физическая
Угроза..
Проклятия …
Брань …
Крик …
Сила против …
Разрушение …
Боль …
Самообвинение,
Самоунижение,
Нанесение телесных повреждений.
Часто истоки агрессии надо искать именно в своей семье…
На становление агрессивного поведения оказывает большое влияние атмосфера в семье, а именно, характер наказаний, которые обычно применяют родители на проявление гнева у своего ребёнка.
- Наследственно-характерологическ ие
- наследственная предрасположенность к агрессивному поведению;
- психопатоподобное, эпилептойдное, аффективно-возбудимое поведение родителей или взрослых в окружении ребенка;
- наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребенка.
- Органические факторы
- травмы головного мозга,
- особенности нервной системы,
- ММД и др.
- Социально-бытовые факторы
- неблагоприятные условия воспитания;
- неадекватно жесткий родительский контроль;
- враждебное или оскорбительное отношение к ребенку;
- конфликт между супругами.
- Ситуационные факторы
- реактивность на присутствие новых людей;
- чувствительность к оценке, осуждению, порицанию;
- введение ограничений в поведение ребенка;
- новизна, увеличивающая тревогу;
- нарастание утомления и пресыщения у ребенка.
Закрепляется
в характере
и темпераменте
ребёнка
проявлениями агрессии
Критерии агрессивности ребенка
1.Часто теряет контроль над собой.
2.Часто спорит, ругается со взрослыми.
3.Часто отказывается выполнять правила.
4.Часто специально раздражает людей.
5.Часто винит других в своих ошибках.
6.Часто сердится и отказывается сделать что-то.
7.Часто завистлив, мстителен.
8.Чувствителен, очень быстро реагирует.
Помните, агрессивность проявляется, если:
- ребёнка бьют;
- над ребёнком издеваются;
- над ребёнком зло шутят;
- ребёнка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
- родители заведомо лгут;
- родители пьют и устраивают дебоши;
- родители воспитывают ребёнка двойной моралью;
- родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребёнка;
- родители не умеют любить одинаково своих детей;
- родители ребёнку не доверяют;
- родители настраивают ребёнка друг против друга;
- родители не общаются со своим ребёнком;
- вход в дом закрыт для друзей ребёнка;
- родители проявляют по отношению к ребёнку мелочную опеку и заботу;
- родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребёнку;
- ребёнок чувствует, что его не любят.
Исследователи обнаружили, что только за один час телевизионного вещания у человека в мозгу запечатлевается девять актов физической и восемь – «словесной» агрессии. То есть зритель становится свидетелем, в среднем, семнадцати сцен насилия. В наше время их на телевидении в четыре раза больше, чем проявлений нежности.
- у детей, с восьми лет бесконтрольно смотревших передачи, уже в девятнадцать наблюдалась большая агрессивность по сравнению со сверстниками.
- тридцатилетние мужчины, совершившие тяжкие преступления, как выяснилось, были большими почитателями фильмов с элементами насилия
1) Расширить поведенческий репертуар ребенка: необходимо помочь ему научиться управлять проявлениями своих эмоций, сдерживать их, но и в то же время в приемлемых формах своевременно отреагировать на негативные эмоции, видеть и понимать чувства других людей.
2) Постараться выяснить причины агрессивного поведения ребёнка:
Что стоит за его агрессивностью? Почему он себя так ведёт?
Часто ли он поступает аналогичным образом?
Думает ли он, что именно так должен вести себя человек в подобной ситуации?
Расстроен ли он последствиями агрессивного поведения?
3) Направить энергию в другое русло.
4) Отвлеките ребёнка, дайте ему возможность проявить себя в других полезных видах деятельности.
5) Максимально быстро разберитесь в ситуации,
выяснив причину такого поведения ребёнка и его
чувства в этот момент.
6) Спокойным тоном «с амортизируйте» ситуацию.
Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию.
7) Стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживать чувство неловкости и вины за агрессивное поведение.
8) Развивайте чувство сочувствия к другим.
9) Попробуйте проиграть похожую ситуацию, обсудить её.
10) Пусть ребята выскажут своё отношение к конфликту и найдут пути выхода из него, посмотрят на себя со стороны.
11) Чаще разговаривайте о палитре их собственных эмоциональных состояний.
12) Используйте чувство юмора.
13) Вводите стратегию на установление телесного контакта (прикосновения, рукопожатия, поглаживания и т. п.).
14) Реагируя на вербальную агрессию обратите особое внимание на свой тон, эмоциональную окраску высказываний.
15) Не применяйте угроз, паники, каких – то запретов.
16) Говорите детям правду: ругань – это проявление собственного бессилия перед ситуацией.
17) Дайте ребёнку понять, что бранные слова могут очень сильно задеть человека и надолго оставить след в его жизни.
18) Высказывайте своё уважение человеку, который, воздержавшись от гнева и оскорбительных высказываний, проявил свою силу и зрелость.
Что почитать:
- Колосова С. Л. «Детская агрессия» СПб.: Издательство "Питер", издание 1-е, 2004 год, 224с.
- Долгова А. «Агрессия в младшем школьном возрасте» 2009г.
- «Агрессия у детей и подростков»: Учебное пособие (под ред. Платоновой Н.М.) – 2004г. 336с.
- Щербинина Ю.В. «Если ребенок – грубиян» 2006г.