14.11.20
Воздух и его состав Защита атмосферного воздуха от загрязнений
Чернецова Н.И.;
Учитель химии
- Сформировать понятие о воздухе как смеси, состоящей из простых и сложных веществ.
- Познакомить учащихся с экологическими проблемами, связанными с загрязнением воздуха, и показать необходимость охраны атмосферного воздуха.
- Основные понятия.
- Благородные газы.
- Цель урока.
- Назовите основные физические характеристики кислорода.
- Как получают кислород в промышленности и лаборатории?
- С чем связана аллотропия кислорода? Сравните свойства двух аллотропных модификаций кислорода.
- Что вам известно об озоновом слое земли? Какова его роль для жизни на земле?
- Назовите признаки реакций горения. Чем они отличаются от реакций медленного окисления?
- Где применяется кислород?
- Когда и кем был открыт кислород?
- Какой состав имеет воздух ?
- Экспресс - опрос :
- Древнегреческий философ Анаксимен (560-450 до н.э.) первым предположил, что воздух является основным элементом, из которого образованы тела.
- Аристотель (384-322 до н.э.) считал воздух одним из четырех начал, олицетворяющим, по его мнению, два качества: влажное и теплое.
Анаксимен
Аристотель
- Давно ли известен состав воздуха?
- Один из основоположников газовой химии шведский химик, К. Шееле писал в то время: «Исследования воздуха являются в настоящее время важнейшим предметом химии».
- С 1768 по 1773 г. Он поставил ряд опытов по изучению взаимодействия воздуха, находящегося в замкнутом пространстве с различными веществами: сульфидом калия, льняным маслом, раствором серы в известковой воде.
- В 1772 г. обобщая результаты своих экспериментов, он написал:
- «Я, Карл Шееле, склонен думать, что атмосферный воздух состоит главным образом из 2-х видов воздуха – «огненного», поддерживающего дыхание и горение,
- и « испорченного воздуха», не поддерживающего горение.
К. Шееле
(1742-1786)
- ИСТОРИЯ ВОЗДУШНЫХ ОТКРЫТИЙ
- Кто открыл кислород? Джозеф Пристли , изучая состав воздуха, пытался выяснить, какие его составляющие могут выделиться из химических веществ при их нагревании.
- Нагревая оксид ртути (II), он получил газ и назвал его «дефлогистированным воздухом».
- Исследуя свойства полученного газа, Пристли обнаружил, что зажженная свеча горела в нем ослепительно ярко и что он поддерживает дыхание.
- Позднее А.Лавуазье назвал этот газ кислородом.
- Пристли вошел в историю не только как первооткрыватель кислорода, но и как ученый, открывший процесс фотосинтеза.
- ИСТОРИЯ ВОЗДУШНЫХ ОТКРЫТИЙ
- В 1774г . установил количественный состав воздуха французский ученый Антуан Лоран Лавуазье .
- По результатам своего известного 12-дневного опыта он сделал вывод, что весь воздух в целом состоит из кислорода, пригодного для дыхания и горения, и азота, неживого газа, в пропорциях 1/5 и 4/5 объема соответственно.
- Он нагревал металлическую ртуть в реторте на жаровне в течение 12 суток. Конец реторты был подведён под колокол, поставленный в сосуд с ртутью.
- В результате уровень ртути в колоколе поднялся примерно на 1/5. На поверхности ртути в реторте образовалось вещество оранжевого цвета – оксид ртути. Оставшийся под колоколом газ был непригоден для дыхания.
- Ученый предложил «жизненный воздух» переименовать в «кислород», поскольку при сгорании в кислороде большинство веществ превращается в кислоты.
- «удушливый воздух» – в «азот» (безжизненный), т.к. он не поддерживает жизнь, вредит жизни.
- Количественный состав воздуха
- Качественный состав воздуха можно доказать следующим опытом (видео)
- Берем кристаллизатор с водой, подкрасим его KMnO4, чтобы было видно как поднимается вода. Заранее готовим колпак с ценой деления на 5 частей.
- В кристаллизатор с раствором KMnO4 опустить дощечку, которая будет плавать, взять пинцетом кусочек серы и поджечь ее, осторожно положить на дощечку и накрыть колпаком.
- S горит пока есть О2 в воздухе под колпаком.
- Как только О2 воздуха истратится, раствор KMnO4 поднимется на 1/5 деления колпака и мы увидим, что в реакцию вступило 1/5 часть воздуха, а мы знаем, что в реакцию горения вступает О2 , следовательно, и количественный состав воздуха на компонент О2 мы увидим наглядно.
Учебник § 27,
рис. 32. стр.89
. Изучая воздух, Г.Кавендиш установил, что кроме кислорода и азота в воздухе есть и другие газы, и определил, что на их долю приходится около 1/120 объема воздуха.
- Из-за несовершенства методов анализа и приборов Кавендиш не смог определить, что это за газы.
- Лишь спустя 100 с лишним лет Уильям Рамзай, воспроизводя опыты Кавендиша, открыл инертные газы в составе воздуха.
- Другие газы
- Химический состав воздуха
- Воздух – это бесцветный газ, плотность – 1,293г/л, при температур -273С он переходит в жидкое состояние.
- Жидкий воздух представляет голубоватую жидкость.
10
Составные части
Содержание газов (%)
По объему По массе
Азот
Кислород
Благородные газы
Оксид углерода ( IV ) (углекислый газ)
78,08 75,50
20,95 23,10
0,94 1,30
0,03 0,046
Учебник § 27, таблица 4, стр.88
- Состав воздуха
- Благородные газы
- Не имеет цвета,
- Прозрачный,
- Не имеет запаха,
- Не имеет вкуса,
- Сжимаем и упруг,
- Расширяется при нагревании,
- Сжимается при охлаждении,
- Теплый воздух легче холодного,
- Сохраняет тепло.
- Свойства воздуха
- Снижение содержания кислорода до 13-15% может привести к нарушению физиологических функций организма, до 7-8% - к смертельному исходу .
- Вдыхаемый и выдыхаемый воздух
- Жизненно важным газом атмосферы Земли является кислород .
- Его содержание составляет 21% в воздухе. Хотя кислород является одним из основных компонентов воздуха, в земной атмосфере он появился сравнительно недавно.
- В атмосфере молодой Земли кислорода не было. Основная масса кислорода в атмосфере возникла только после появления первых фотосинтезирующих клеток, известных под названием сине-зеленых водорослей .
- И когда-то кислород был загрязняющим веществом в атмосфере, благоприятной для развития иных форм жизни.
- Кислород очень реакционно способен.
- Если молекулу кислорода разорвать, то получающиеся атомы могут образовывать прочные связи с другими элементами .
Кислород.
- Азот – самый распространенный в атмосфере газ.
- На его долю приходится 78% атмосферы Земли, так что примерно три четверти вдыхаемого нами воздуха составляет азот.
- Весь этот азот образовался путем выделения из горных пород, однако в отличие от водорода молекулы азота слишком тяжелы и обладают слишком малой скоростью, чтобы они смогли преодолеть земное притяжение, кроме того молекулы азота малореакционноспособны и поэтому не могут соединяться с другими веществами.
- В результате в атмосфере в течение очень длительного времени сохраняется высокое содержание азота.
- Низкая реакционная способность азота позволяет ему выполнять полезную функцию разбавителя опасного (в больших количествах) кислорода воздуха.
- Если бы в земной атмосфере не было азота, то от одной единственной искры на Земле уже давным-давно сгорела бы вся растительность.
Азот
- В состав атмосферы также входит углекислый газ – это газ, который мы выдыхаем. На его долю приходится 0,04%.
- По содержанию он занимает четвертое место, а в атмосферах Марса и Венеры он является основным компонентом. Это основной компонент не только дыхания, но и горения.
- Когда-то в атмосфере Земли тоже было много углекислого газа, но затем он постепенно растворялся в океанах и в наше время большая часть атмосферного углекислого газа лежит у нас под ногами в виде мела и известняка.
- В атмосфере углекислый газ выполняет роль ловушки инфракрасного излучения нагретой земной поверхности.
- Солнечный свет, доходя до поверхности Земли, нагревает ее. Нагреваясь, земная атмосфера испускает инфракрасные лучи, которые уже не смогут уйти в космическое пространство, потому что их поглощают молекулы углекислого газа. Таким образом, атмосфера нагревается: этот процесс называют “парниковым эффектом”.
- Углекислый газ
- В одном из верхних слоев атмосферы присутствует газ озон .
- «Озоновый слой” на высоте примерно 20 км .
- Если весь озон собрать, то образуется слой около 3 мм. Этот газ образуется из молекул кислорода под воздействием ультрафиолетового излучения Солнца.
- Образовавшиеся молекулы озона поглощают ультрафиолетовое излучение и при этом разрушаются, превращаясь в кислород.
- Таким образом, как в процессе образования озона, так и в ходе его разложения поглощается ультрафиолетовое излучение и тем самым обеспечивается защита организмов, находящихся на поверхности Земли.
- При прохождении через озоновый слой ультрафиолетовое излучение ослабевает в 10 в тридцатой степени раз (10 30 )
- Озон
- Еще одним компонентом атмосферы является газ аргон .
- По содержанию в воздухе аргон занимает третье место,
- в воздухе, которым мы дышим, содержится около 1% аргона.
- Именно в силу своей инертности аргон существует в воздухе в виде отдельных атомов.
- Он поступает в атмосферу из недр Земли.
- Этот процесс продолжается постоянно, поэтому
концентрация аргона медленно возрастает.
- Аргон
- 1. С 2 Н 6 (тв.) + 3,5О 2 (г.) = 2СО 2 (г.) + 3 Н 2 O + Q
- 2С 2 Н 6 (тв.) + 7О 2 (г.) = 4СО 2 (г.) + 6 Н 2 O + Q
- 2. 2С 6 Н 6 (тв.) + 15О 2 (г.) = 12СО 2 (г.) + 6 Н 2 O + Q
- Самостоятельно!!!
- РН 3 + О 2 = Р 2 О 5 + Н 2 O
- Условия возникновения и прекращения горения!!!
- Горение сложных веществ
- Загрязнение воздуха
21
- Загрязнение воздуха
- В наше время происходит активное загрязнение воздуха промышленной деятельностью человека.
- Автомобильные выхлопы (выбросы выхлопных газов — основная причина превышения допустимых концентраций токсичных веществ и канцерогенов в атмосфере крупных городов),
- Образование смогов - частая причина отравления в замкнутых пространствах);
- Заводы, которые выбрасывают в атмосферу переработанные вещества:
- (самые опасные из них – мусоросжигательные).
- Загрязнение воздуха деятельностью человека
21
- Имеются сообщения, что за последние полвека дымовые газы, выброшенные предприятиями Афин а также выхлопные газы автомобилей нанесли знаменитому творению античных зодчих- Акрополю- больше вреда, чем действие землетрясений, ветров, солнца, и дождей за 2500 тыс. лет
21
- И не удивительно, что на улицах Токио можно подышать кислородом в специальных бутылках за плату.
- В Лондоне в дни безветрия городские власти вынуждены закрывать школы.
- В Швейцарии появилась новинка- воздух в бутылках” Опюр” ( в переводе- чистый воздух).
- 8 литров кислорода загнаны под давлением в специальную ёмкость.
- В комплект входит и кислородная маска, 10 минут чистого дыхания обойдутся вам в 15 евро.
21
- Вредное влияние на растения оказывает пыль, содержащаяся в загрязненном воздухе, постоянный уровень кислорода в воздухе 21% поддерживается благодаря процессу фотосинтеза.
- Пыль же покрывая растения затрудняет данный процесс.
- Особенно вредят растительности выбросы заводов цветной металлургии.
- Повреждения растений наблюдаются на расстоянии 17 км.
- От свинцово - плавильных заводов
21
- Особенно опасна для здоровья людей загрязнённость воздуха радиоактивными производственными отходами и веществами, выделяющимися при испытании ядерного оружия.
- Радиоактивная пыль уносится воздушными течениями, загрязняя поверхность почвы на большом расстоянии.
- Установлено, что облако радиоактивной пыли может несколько раз обойти вокруг земного шара уменьшаясь в размерах в результате рассеивания атмосферных осадков.
- Вот почему именно сейчас вопрос о сохранении озонового слоя, защищающего нашу планету от космической радиации.
21
- Охрана воздуха
Охрана воздуха должна включать в себя:
1. Сокращение неорганизованных выбросов
2. Очистка и обезвреживание вредных веществ из отходящих газов
3. Улучшение условий рассеивания выбросов.
21
- Установка газопылеулавливающих,
- газоочистных сооружений, электрических и механических фильтров,
- конденсирующих и ультразвуковых установок.
- Внедрение в производство безотходных технологий.
- Перевод железнодорожного транспорта на электронику.
- Широкое применение химических нейтрализаторов, газоотсосов.
- Охрана воздуха
- Вывод:
1. Воздух – природная смесь газообразных веществ, в которой каждое вещество имеет и сохраняет свои физические и химические свойства, поэтому воздух можно разделить.
- 2. Воздух – это бесцветный газ, плотность – 1,293г/л, при температур -1900С он переходит в жидкое состояние.
- Жидкий воздух представляет голубоватую жидкость.
- 3. Живые организмы тесно связаны с веществами воздуха, которые оказывают определенное воздействие на них.
- И в то же время живые организмы влияют на него, так как выполняют определенные функции:
- окислительно - восстановительную – окисляют ,
- например углеводороды до углекислого газа и восстанавливают его до углеводов; газовую – поглощают и выделяют газы.
- Таким образом, живые организмы создали в прошлом и поддерживают миллионы лет атмосферу нашей планеты.
21
Домашнее задание:
- § 27,
- Упр. 1-8,
- Тест, стр. 92
- Подготовить сообщения на темы
- «Воздушная среда нашей местности»,
- «Применение благородных газов».
- Воздух