Презентация "Типы ионных реакций" 9 класс

Тема урока: «Типы ионных реакций»

Тип урока – комбинированный.

Цель урока – ознакомление с типами ионных реакций, сформировать представление учащихся о реакциях, протекающих межу ионами, условий протекания реакций ионного обмена до конца, обратимых реакциях, полных и сокращенных ионных уравнениях.

Задачи урока:

Обучающие:

  • сформировать представление о понятии ионные реакций, ион, растворы, электролиты и неэлектролиты;
  • познакомить с реакциями, идущими до конца: с выпадением осадка, с выделением газа, с образованием воды;
  • продолжить формирование практических умений учащихся при работе с химическими веществами;

Развивающие:

  • развивать познавательную активность обучающихся к предмету;
  • продолжить формирование умений работать с дополнительными источниками информации;
  • развивать умения самостоятельно ставить цели урока, умение сравнивать, проводить анализ, делать выводы, развивая мышление обучающихся;
  • способствовать повышению информационной культуры.

Воспитательные:

• прививать интерес к предмету;

• прививать навыки самостоятельной работы;

• формировать навыки работы в группе;

• воспитывать толерантность и дисциплинированность.

Здоровьесберегающие:

• воспитывать экологическую культуру у школьников: закрепить знания о влиянии химических соединений на здоровье человека;

• формировать навыки безопасного обращения с химическими веществами.

Ожидаемые результаты: самоанализ учащихся об уровне их подготовки по данной теме, развитие творческих способностей, формирование навыков работы в группе.

ТСО: компьютер, проектор, экран.

Оборудование: учебник, периодическая система, штатив с пробирками, реактивы ( р-ры соляной кислоты, гидроксида натрия, карбоната натрия, хлорида натрия, нитрата серебра, фенолфталеин).

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Постановка целей и задач урока.
  3. Изучение нового материала с элементами проектной опытно-экспериментальной площадки.
  4. Закрепление.
  5. Рефлексия.
  6. Домашнее задание, выставление оценок.

Содержимое разработки

Чтобы что-то узнать, надо уже что-то знать. (С.Лем)

Чтобы что-то узнать, надо уже что-то знать. (С.Лем)

Закончи предложения одним словом 1. Положительно заряженные частицы-………..  2. Отрицательно заряженные частицы -………..  3. Вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток -…………...  4. Вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток -…………….  5 . Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении вещества……………

Закончи предложения одним словом

1. Положительно заряженные частицы-……….. 2. Отрицательно заряженные частицы -……….. 3. Вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток -…………... 4. Вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток -……………. 5 . Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении вещества……………

Закончи предложения одним словом 6. Электролиты, в водных растворах которых в качестве катионов образуется только ионы водорода................. 7. Электролиты, в водных растворах которых в качестве аниона образуется только гидроксид-ионы………….… 8.Электролиты, в водных растворах которых образуется катионы металла и анионы кислотного остатка….………

Закончи предложения одним словом

6. Электролиты, в водных растворах которых в качестве катионов образуется только ионы водорода.................

7. Электролиты, в водных растворах которых в качестве аниона образуется только гидроксид-ионы………….…

8.Электролиты, в водных растворах которых образуется катионы металла и анионы кислотного остатка….………

Тема урока: «Типы ионных реакций» Реакции ионного обмена в растворах электролитов протекают только в том случае, если в результате взаимодействия между ионами образуется малорастворимые, газообразные либо малодиссоциирующие вещества (вода или другие слабые электролиты).  - Поставьте (сформулируйте) цель урока

Тема урока: «Типы ионных реакций»

Реакции ионного обмена в растворах электролитов протекают только в том случае, если в результате взаимодействия между ионами образуется малорастворимые, газообразные либо малодиссоциирующие вещества (вода или другие слабые электролиты).

- Поставьте (сформулируйте) цель урока

ЭТАПЫ УРОКА

ЭТАПЫ УРОКА

  • Выполнение мини проекта: «Экспериментальным исследованием установить тип данной ионной реакции»
  • Защита мини проекта.
  • Взаимопроверка. Заполнение рабочих листов.
  • Значение полученных знаний в жизни.
Опытно-экспериментальное исследование ионных реакций.

Опытно-экспериментальное исследование ионных реакций.

Лабораторный опыт №1   Реакции, идущие с образованием слабого электоролита – воды.   1.Запись уравнения реакции в молекулярном виде Na ОН + H 2 SO 4 =Na 2 SO 4 + H 2 O 2.Расставленные коэффициенты 2NaОН + H 2 SO 4 =Na 2 SO 4 + 2H 2 O 3. Составляем полное ионное уравнение (растворимые вещества расписать на ионы) 2Na + + 2ОН -  + 2H +  +SO 4  -2 = 2Na  + +SO 4 2- + 2H 2 O 4. Сократить одинаковые ионы в левой и правой части 5.Составить сокращенное ионное уравнение 2ОН - + 2H + =2H 2 O

Лабораторный опыт №1 Реакции, идущие с образованием слабого электоролита – воды.  

  • 1.Запись уравнения реакции в молекулярном виде

Na ОН + H 2 SO 4 =Na 2 SO 4 + H 2 O

  • 2.Расставленные коэффициенты

2NaОН + H 2 SO 4 =Na 2 SO 4 + 2H 2 O

  • 3. Составляем полное ионное уравнение (растворимые вещества расписать на ионы)

2Na + + 2ОН - + 2H + +SO 4 -2 = 2Na + +SO 4 2- + 2H 2 O

  • 4. Сократить одинаковые ионы в левой и правой части
  • 5.Составить сокращенное ионное уравнение

2ОН - + 2H + =2H 2 O

Лабораторный опыт №2 - “Реакции, идущие с образованием осадка”. ВаCl 2 +Na 2 SO 4 = ВаSO 4 ↓+ 2NaCl Ва 2+ +2Cl - + 2Na + +SO 4 2- =ВаSO 4 ↓+2Na + +2Cl - Ва 2+ + SO 4 2- =ВаSO 4 ↓

Лабораторный опыт №2 - “Реакции, идущие с образованием осадка”.

ВаCl 2 +Na 2 SO 4 = ВаSO 4 ↓+ 2NaCl

Ва 2+ +2Cl - + 2Na + +SO 4 2- =ВаSO 4 ↓+2Na + +2Cl -

Ва 2+ + SO 4 2- =ВаSO 4 ↓

Лабораторный опыт №3  “Реакции, идущие с образованием газа   Na 2 CO 3 + H 2 SO 4 = Na 2 SO 4 + CO 2 + H 2 O 2Na + +CO 3 2- +2H + +SO 4 2- =2Na + +SO 4 2- +CO 2 + H 2 O CO 3 2- +2H + = CO 2 + H 2 O

Лабораторный опыт №3 “Реакции, идущие с образованием газа

Na 2 CO 3 + H 2 SO 4 = Na 2 SO 4 + CO 2 + H 2 O

2Na + +CO 3 2- +2H + +SO 4 2- =2Na + +SO 4 2- +CO 2 + H 2 O

CO 3 2- +2H + = CO 2 + H 2 O

Задание 1:  выбрать реакции ионного обмена (назвать их, определить номера). 1) CaCO 3 +2HNO 3 =Ca(NO 3 ) 2 +H 2 CO 3 (H 2 O + CO 2 ) 2) 2AgNO 3 + CaCl 2 =Ca(NO 3 ) 2 + 2AgCl 3) Na 2 CO 3 + Ca(NO 3 ) 2 =2NaNO 3 + CaCO 3 4) BaCl 2 + K 2 SO 4 =2KCl + BaSO 4 5) H 2 SO 4 + 2KOH = K 2 SO 4 + 2H2O 6) CuS + 2HCl=CuCl 2 + H 2 S  7) NaOH + HNO 3 =NaNO 3 + H 2 O

Задание 1: выбрать реакции ионного обмена (назвать их, определить номера).

1) CaCO 3 +2HNO 3 =Ca(NO 3 ) 2 +H 2 CO 3 (H 2 O + CO 2 )

2) 2AgNO 3 + CaCl 2 =Ca(NO 3 ) 2 + 2AgCl

3) Na 2 CO 3 + Ca(NO 3 ) 2 =2NaNO 3 + CaCO 3

4) BaCl 2 + K 2 SO 4 =2KCl + BaSO 4

5) H 2 SO 4 + 2KOH = K 2 SO 4 + 2H2O

6) CuS + 2HCl=CuCl 2 + H 2 S

7) NaOH + HNO 3 =NaNO 3 + H 2 O

«Угадай слово» Уравнения реакций Типы ионных реакций Выделение газа Mg(ОН) 2 + 2HCl = MgCl 2 + 2H 2 О Выпадение осадка Б Na 2 CO 3 +Ca(NO 3 ) 2 =2NaNO 3  + CaCO 3 Образование воды В Г CuO + 2HCl =CuCl 2 + H 2 O И О А 2AgNO 3  + CaCl 2 =Ca(NO 3 ) 2  + 2AgCl И Ж К CuS + 2HCl =CuCl 2 + H 2 S Н Н А CaCO 3  + 2HNO 3 =Ca(NO 3 ) 2  + H 2 CO 3   Т Т Я Р У И

«Угадай слово»

Уравнения реакций

Типы ионных реакций

Выделение газа

Mg(ОН) 2 + 2HCl = MgCl 2 + 2H 2 О

Выпадение осадка

Б

Na 2 CO 3 +Ca(NO 3 ) 2 =2NaNO 3  + CaCO 3

Образование воды

В

Г

CuO + 2HCl =CuCl 2 + H 2 O

И

О

А

2AgNO 3  + CaCl 2 =Ca(NO 3 ) 2  + 2AgCl

И

Ж

К

CuS + 2HCl =CuCl 2 + H 2 S

Н

Н

А

CaCO 3  + 2HNO 3 =Ca(NO 3 ) 2  + H 2 CO 3  

Т

Т

Я

Р

У

И

1 . Определите, в каком случае реакция протекает до конца: а) MgSO 4 + Ba(NO 3 ) 2 → б) MgCl 2 + Ba(NO 3 ) 2 → в) BaCl 2 + Mg(NO 3 ) 2 → г) BaSO 4 + Mg(NO 3 ) 2 → 2. Определите в каком случае реакция обратима: а) AgNO 3 + NaCl → б) MgCl 2 + Na 2 SO 4 → в) K 2 CO 3 + HCl → г) H 3 PO 4 + KOH →

1 . Определите, в каком случае реакция протекает до конца:

а) MgSO 4 + Ba(NO 3 ) 2

б) MgCl 2 + Ba(NO 3 ) 2

в) BaCl 2 + Mg(NO 3 ) 2

г) BaSO 4 + Mg(NO 3 ) 2

2. Определите в каком случае реакция обратима:

а) AgNO 3 + NaCl →

б) MgCl 2 + Na 2 SO 4

в) K 2 CO 3 + HCl →

г) H 3 PO 4 + KOH →

Домашнее задание   § 4 упр. 2,3 стр. 36 … и не забудьте составить полные и сокращенные ионные уравнения к заданиям 2,3.

Домашнее задание

  § 4 упр. 2,3 стр. 36 …

и не забудьте составить полные и сокращенные ионные уравнения к заданиям 2,3.

Сохранить у себя:
Презентация "Типы ионных реакций" 9 класс

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки